МЕТОДИКАМ ТАЪЛИМ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Шарапов Фаридун Файзуллаевич,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского
(славянского) университета
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА
ИНФОРМАТИКИ
На современном этапе развития общества происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических и социально-экономических проблем.
Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, проводить информационную подготовку будущих специалистов. Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса. Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернета, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.
Исходя из текущего состояния информатизации общества, необходимо расширить уже сложившееся представление об информационной подготовке студентов вузов. Под информационной подготовкой мы понимаем «обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять средства информационных и коммуникационных технологий в процессе осуществления своей профессиональной деятельности» [2, 281].
В соответствии с современными требованиями к информационной подготовке будущих специалистов необходимо разработать и реализовать в вузах технологию многоуровневой непрерывной информационной подготовки для всех специальностей. При этом особое внимание уделить вопросам непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин, формированию профессионально-ориентированной информационной среды и единого информационного пространства.
Подготовка специалистов всех профилей включает в себя изучение курса «Информатика», цель которого дать студентам законченное образование в области применения информационных компьютерных технологий. Курс «Информатика» является базовым и входит в состав ГОС всех специальностей. При изучении студентами этого курса особое внимание уделяется следующим вопросам:
- приобретение базовых знаний в области информационных технологий;
- знакомство с архитектурой и принципами функционирования современных вычислительных систем;
- изучение состава и структуры программного обеспечения современных компьютерных систем;
- приобретение навыков алгоритмизации и моделирования различных учебных задач.
Успешное распространение, интенсивное развитие и грамотное использование информационных технологий в образовании зависит от нескольких факторов:
- состояния технической (компьютерной) базы;
- уровня профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий;
- степени компьютерной грамотности и информационной культуры преподавателей остальных дисциплин;
- соответствия содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
При этом необходимо помнить, что формирование у студентов профессиональной деятельности с использованием компьютеров и повышение уров-
ня информационной подготовки должно органически сочетаться с усвоением социально-психологических и этических требований и рекомендаций, которые гарантируют наиболее безопасное развитие процесса информатизации. Информационная подготовка студентов при изучении курса «Информатика» будет осуществляться более успешно, если учесть следующие педагогические особенности:
1) В основе учебно-воспитательного процесса вуза лежит личностно ориентированный подход в условиях информационного общения с акцентом на формирование самостоятельного творческого стиля мышления.
2) Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов организована с учетом особенностей индивидуальных заданий, а именно: творческий характер, частичный информационный дефицит, профессиональная направленность.
3) Процесс изучения курса информатики базируется на принципах комплексности, системности, преемственности.
Ниже рассмотрим технологические аспекты реализации информационной подготовки студентов с учетом выделенных педагогических особенностей. Личностно-ориентированный подход в условиях информационного общения с акцентом на формирование самостоятельного, творческого стиля мышления связан прежде всего с интеллектуальным воспитанием личности и формированием интеллектуальной компоненты информационной культуры студента.
Интеллект - это специфическая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта, обеспечивающая возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения происходящего. Соотнося интеллект с особенностями организации индивидуального ментального опыта, можно сказать, что каждый студент «заполнен» собственным опытом, который и предопределяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Суть проблемы интеллектуального воспитания в том, что каждый студент объективно нуждается в создании условий, содействующих интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения своего ментального опыта.
Таким образом, личностно ориентированный подход реализуется нами в ориентации на внутренний мир студента как носителя субъективного опыта.
Для формирования самостоятельного, творческого стиля мышления необходим опыт личности в творческой, интеллектуальной деятельности. Мышление отличается от познания, оно является «исходной динамической характеристикой взаимодействия субъекта с объектом». Мыслительная задача, возникающая в процессе этого взаимодействия, всегда творческая, ибо мышление возникает там, где у субъекта нет готовых средств для реше-
ния возникших трудностей. Наряду с мыслительными задачами следует выделить задачи познавательные. Их отличие в характере потребностей: познавательная задача направлена на приобретение знаний, мыслительная такой жесткой связи с какой-либо определенной потребностью не имеет, т.к. может протекать в контексте самых разнообразных потребностей.
Таким образом, одним из аспектов реализации акцента на формирование самостоятельного, творческого стиля мышления является организация учебно-воспитательного процесса с увеличением доли мыслительных познавательных задач в общем объеме тех учебных заданий, которые получает студент. Кроме того, опираясь на обобщенные рекомендации педагогов и психологов по развитию творческого мышления, мы выделим некоторые из них, а именно:
- чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления;
- шире применять проблемные методы обучения;
- важнейшее условие развития творчества студентов - совместная с преподавателем исследовательская деятельность.
Ориентация на субъективный опыт студента, который вбирает в себя предметы, представления и понятия; умственные и практические действия; эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы, предполагает раскрытие личности студента, что невозможно без его общения с внешним миром, с преподавателями, сокурсниками и т.д. Мы выделяем при этом информационное общение, не отождествляя его с коммуникацией. Речь идет прежде всего об использовании электронной почты и других компьютерных коммуникаций при общении студента и преподавателя, студентов между собой, студента и внешнего мира. Но, говоря о них, мы ни в коем случае не абсолютизируем эти технологии информационного общения. Присутствие же их в информационной деятельности эмоционально окрашивает ее и способствует информационной подготовке студента.
Таким образом, организуя при изучении курса «Информатика» освоение электронной почты, коммуникационных программ типа Internet Explorer и используя их в общении преподавателя и студента, студента и внешнего мира, мы реализуем личностно ориентированный подход в условиях информационного общения. Вторая особенность подразумевает организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов с учетом особенностей индивидуальных заданий, а именно творческий характер, частичный информационный дефицит, профессиональная направленность.
Понимая под самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов ту их деятельность, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя направляется и организуется им, мы организуем эту деятельность в процессе изучения курса «Информатика» с помощью:
- учебно-методических комплексов, по которым студенты работают непосредственно на занятии самостоятельно;
- индивидуальных заданий открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которые получают студенты в своей учебной деятельности.
Отметим, что в учебно-методических комплексах по информатике отражен тот минимум возможных операций, знание которого необходимо для понимания общей идеологии работы с компьютерной технологией.
Индивидуальные задания открытого типа, которые предлагались студентам, были направлены на продолжение освоения компьютерных информационных технологий и на применение их в учебной, познавательной и любой другой информационной деятельности студента в дальнейшем. Для учета особого характера этих заданий мы конкретизировали задания общего плана с учетом будущей профессии студента. Например, в процессе освоения текстового редактора набираемый студентами текст имел профессиональный оттенок, при освоении электронных таблиц числовая информация также интерпретировалась с учетом специфики будущей профессии студента. В дальнейшем в заданиях познавательного типа (написание рефератов, поиск и подготовка информации) мы ориентировались на будущую профессию студента.
Третья особенность информационной подготовки студента состоит в организации процесса изучения курса «Информатика» на принципах комплексности, системности, преемственности. Данная особенность связана с рассмотрением компьютерных информационных технологий в качестве учебного материала и организацией процесса их освоения в соответствии с этим качеством.
Понимая под преемственностью «объективную необходимую связь между старым и новым в процессе развития» [1, 463-464], мы рассматриваем компьютерную технологию и отдельные операции с информацией в ней прежде всего как развитие прежних технологий в контексте тех операций, которые возможно выполнить с помощью изучаемой в данный момент компьютерной информационной технологии.
Например, при изучении операции сохранения информации для дальнейшего использования мы проводим такую логическую цепочку в компьютерных технологиях: Диспетчер Windows - Проводник Windows - текстовый редактор Word - электронные таблицы Excel - коммуникационная программа Internet Explorer. Данная операция присутствует в каждой из указанных
технологий, и идеология ее выполнения на каждом шаге цепочки либо повторяется, либо модифицируется в сторону удобства пользователя.
Таким образом, при освоении этой операции мы акцентируем внимание студента на присутствии такой логической цепочки компьютерных технологий. Или при изучении операции удаления информации в той же логической цепочке компьютерных технологий мы говорим о возникновении на уровне Проводника Windows такого элемента, как «электронная» корзина, в которой сохраняется некоторое время удаленная пользователем информация. Такие примеры можно продолжить. Понимая под системностью «объективное единство закономерно связанных друг с другом знаний, установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил» [1, 463-464], мы организуем освоение компьютерных информационных технологий в курсе информатики по принципу «от простого к сложному», от мелких операций к масштабным действиям. Так, например, логику освоения компьютерных технологий мы строим следующим образом: Диспетчер Windows - Проводник Windows -текстовый редактор Word - электронные таблицы Excel - коммуникационная программа Internet Explorer.
Понимая под комплексностью представление о чем-либо как едином целом, ибо комплекс есть «сочетание, совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое» [1, 463-464], мы строим индивидуальные задания, которые получает студент по окончании освоения одной конкретной компьютерной технологии таким образом, чтобы он был вынужден использовать и другие компьютерные технологии, которые изучались им ранее. При таком видении и использовании компьютерных информационных технологий они предстают перед студентом как цельная информационная технологическая цепочка, а не как разрозненные информационные технологии. Так, например, к моменту освоения Internet Mail студенты уже знакомы с текстовым редактором и электронными таблицами, а значит, задания, которые они будут получать на этом этапе, должны подразумевать использование этих технологий.
Как показали результаты наших исследований [5, 145], именно после окончания изучения курса «Информатика» значительное количество студентов начинает активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общих и специальных дисциплин, в частности при выполнении курсовых проектов.
Последние десятилетия интенсивного развития информатики как науки и как реального инструмента социального прогресса характеризуются созданием принципиально новых средств обработки информации, инициирующих формирование перспективных педагогических технологий, ориентированных
на интеллектуальное совершенствование обучаемого [4, 102]. При этом наиболее широкие возможности предоставляют частным методикам перспективы использования экспертных обучающих систем (ЭОС). Идея разработки и применения ЭОС основывается на реализации возможностей экспертных систем (ЭС) - систем искусственного интеллекта, которые используют знания из достаточно узкой предметной области [3; 6].
Овладение методологией экспертных систем помогает принять решение в самых сложных и уникальных ситуациях. Чтобы уметь использовать ЭС на практике, важно знать об основных классах систем, типах данных и способах их хранения, основных стадиях разработки и реализации экспертных систем. Интерес к ЭС вызван, по крайней мере, тремя причинами:
1) Они ориентированы на решение широкого круга неформальных задач, решение которых до недавнего времени считалось малодоступным для компьютеров.
2) С помощью ЭС специалисты, не знающие программирования, могут самостоятельно разрабатывать интересующие их приложения.
3) С помощью ЭС иногда удается достичь результатов, не уступающих возможностям экспертов.
Поэтому мы считаем необходимым в рамках курса «Информатика» ознакомить студентов с возможностями ЭС и помочь в овладении методологией их применения в решении практических задач. Условно ЭС подразделяют на две группы: в первой используются рассуждения, основанные на вероятностных соображениях; во второй таковые рассуждения не используются. В соответствии с обучающими функциями, которые должны реализовывать ЭОС, целесообразно реализовать возможности второй группы экспертных систем, в которых рассуждения основываются на строгой логике. При этом ЭОС должна обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. Являясь средством предоставления знаний, ЭОС организует диалог между пользователем и системой, способной по его требованию объяснить ход рассуждений при решении той или иной учебной задачи в виде, понятном обучаемому. Ориентируя студента на самостоятельную работу, ЭОС инициирует развитие процессов познавательной деятельности, повышает мотивацию обучения за счет вариативности самостоятельной деятельности, возможности самоконтроля и само-коррекции.
Таким образом, можно заключить, что включение в процесс изучения курса «Информатика» специальных тем, посвященных экспертным обучающим системам, и организация учебного процесса при изучении курса информатики с учетом выделенных педагогических особенностей способствует практической реализации возможностей компьютерных технологий на всех
этапах обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности. А это в свою очередь, повышает эффективность информационной подготовки будущих специалистов.
Список литературы:
1. Большая советская энциклопедия. Т.12. -М.: Советская энциклопедия, 1973.
2. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. - 3-е изд. - М.: ИИО РАО, 2010.
3. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта/ Пер. с англ. -М. : Радио и связь, 1985.
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М. : Школа - Пресс, 1994.
5. Шарипов Ф.Ф. От информатики к информационной культуре. - Душанбе, 2009.
6. Экспертные системы: Принципы работы и примеры: Пер. с англ. /Под ред. Р. Форсайта. - М. : Радио и связь, 1987.
Ф. Ф. Шарипов
Технологический аспект информационной подготовки студентов вузов при изучении курса информатики
Ключевые слова: информационная подготовка, информационное общество, информационные технологии, экспертные системы, личностно ориентированный подход, комплексность, системность, преемственность
Статья посвящена вопросам информационной подготовки студентов вузов посредством изучения курса «Информатика». Учет педагогических особенностей информационной подготовки студентов и изучение экспертных систем позволит практически реализовать возможности компьютерных технологий на всех этапах обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.
F.F. Sharipov
Technological Aspect of Informational Training of Higher School Students in the Process of Studying the Course of Informatics
Key words: informational training, informative society, informational technologies, expert systems, personally oriented approach, integrated approach, systematicity, succession
The article dwells on the issues related to the informational training of higher school students in the process of studying the discipline called “Informatics ”. The pedagogical peculiarities of students' informational training taken into consideration and the study of expert systems afford to practically realize the availabilities of computer technologies at all stages of the educational process and in further professional activities of future specialists.