Технологические уклады: развитие ключевых технологий
Никитин Александр Александрович
д.э.н., профессор, генеральный директор ЗАО МОФ "Парижская Коммуна"
Сокольников Максим Александрович,
экономист, академический советник секции новых технологических укладов, Российская инженерная академия, [email protected]
Современная Россия стоит перед выбором. Распорядится ли имеющимися ресурсами для достижения сиюминутных благ, или инвестировать в свое будущее. Исходя из последних пояснений высших органов власти, выбор сделан в пользу стратегического преимущества получаемого путем интенсификации перехода России к новому, шестому технологическому укладу. Авторы согласны с данной позицией и предлагают читателю возможность глубже понять историческую подоплеку теории, на базе которой сегодня разрабатываются стратегии нашего Государства, теории технологических укладов. В данной работе представлено описание становления ключевых технологий каждого уже пройденного человечеством технологического уклада. Это знание истории в контексте современной ситуации позволит читателю объективнее оценивать важность и верность принимаемых решений или повысит вероятность избежать ошибки при самом планировании. Ключевые слова: Технологический уклад, ключевая технология, механизация, текстильная промышленность, промышленная революция, кризис, двигатель внутреннего сгорания, электричество, компьютеры, интернет
"Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего. Вот это принципиальный вопрос, мы должны это понимать."
"Первое - это здравоохранение, образование, наука, человеческий капитал, без чего никакой прорыв вообще невозможен. И второе -это чисто производство, экономика. Всё связано с экономикой: и первая часть, а вторая напрямую - это цифровая экономика, развитие робототехники, и так далее, и так далее, и так далее."
В. Путин Большая пресс-конференция 20 декабря 2018г.
Исчерпание возможностей социально-экономического развития передовых стран на базе существующего технологического уклада вызывает не только кризисы глобальной экономики, вызванные оттоком средств из производственного сектора и ростом фиктивного капитала. Тенденция по объединению мира находятся под угрозой, десятилетия усилий по созданию открытого рынка сталкиваются с протекционизмом, который сегодня представлен в растущим количестве санкций, вмешательстве политики в экономику и торговых войнах.
В совокупности с проблемами мировой экономики, Россия находится в догоняющей позиции по отношению к развитым странам в экономической и технологической сфере. Это обуславливает необходимость совершить рывок, установив, как цель не догнать существующий, но развить новый технологический уклад быстрее, чем страны конкуренты.
Такая цель обуславливается бесперспективностью вложения средств в устаревающие технологии. Имея сегодня ресурсы на создание производств по передовым зарубежным технологиям, России необходимо удержаться от их нецелевого расходования, чтобы не создать себе якорь из устаревших производственных фондов в преддверии открытия новых технологических перспектив.
В тоже время обязательные инвестиции в сопутствующих областях, поддержка образования, здравоохранения, позволят обеспечить человеческим капиталом грядущий рывок, а развитие инфраструктуры позволит гибко и в кратчайшие сроки развивать производства на базе новых технологий.
Понимание ситуации, в которой находится весь мир и Россия, в частности, позволяет авторам искренне радоваться целям и задачам разработанным и поставленным руководством страны. В случае их успешного воплощения, можно ожидать существенную положительную динамику по улучшению комфорта жизни каждого человека в России.
В данной статье авторы ставят перед собой задачу познакомить читателей с развитием ключевых технологий. Ключевые технологии - это технологии составляющие ядро технологического уклада. Оказывают влияние на все сферы материального производства, обеспечивают устойчивый рост производительности труда.
Понимание основных шагов становления технологий уже пройденных технологических укладов необходимо для формирования понимания процессов развития и смены технологических укладов в принципе и может помочь в прогнозировании ближайшего будущего.
© £
Первый технологический уклад, концепция и ключевая технология
Основная суть первого технологического уклада переход от ручного труда к машинному.
Механизация сложных процессов на уровне технологий восемнадцатого века была возможно только после разложения данных процессов на простейшие составляющие. Этот подготовительный этап был выполнен за счет возникновения мануфактурных производств. Главное их новшество - разделение сложного труда на простые составляющие, позволившее повысить производительность в сравнении с цеховыми производствами, и подвело наиболее изобретательных людей к идее о том, что некоторые производственные процессы могут проходить и вовсе без участия человека. Последовавшая за этим постепенная механизация привела к тому, что человек перестал осуществлять какие-либо непосредственные действия с материалами, оставив за собой только приведение машин в действие и контроль за ними.
Я
3
* 2
сч сч
£
Б
а
2 ©
Несколько важных дат в механизации прядильного труда: 1530г - Юргенс из Брауншвейга - ножной привод для прялки, освобождая обе руки для работы с пряжей. (Преобразование возвратно поступательного движение во вращательное) 1741г - Джон Вайт - вытяжной механизм, вытягивавший и частично скручивающий пряжу. Недостатком данного механизма было то, что пряжа должная была быть подготовлена, волокнами частично вытянутыми. Это изобретение Карл Маркс считает родоначальником промышленной революции. В последствии совместно с Льюисом Паулем, которому Джон Вайт продал сове изобретение была создана машина подготавливающая шерсть для их прялки.
К этому моменты прядение было механизировано полностью, но стоимость получившейся машины не позволила ей получить широкое распространение. 17б4г - Джеймс Харгривс. В его модификации прялки человек играет только роль двигателя и может работать сразу с несколькими механизмами. За пару десятилетий более 20 тысяч самопрялок было изготовлено и продано. Это была первая машина, получившая массовое распространение.
1769г - Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину с принципом непрерывного производства. Всего через два года после этого была открыт первая фабрика в Кромфордте, где за человеком оставалась роль: наблюдать за подачей материала и восстанавливать порванные нити. В движение машины приводились водяным колесом.
Аркрайт в последствии был обвинен в воровстве изобретений, его патенты были аннулированы в 1785 года, а Карл Маркс называл его "величайшим вором и самого низкого сорта субъектом".
Успех механизации текстильной отрасли был очевиден и для представителей прочих отраслей. Более того, подготовительный этап в виде разбиения сложных процессов на простые также уже был зачастую пройден. Это привело к скорому распространению механизации процессов и снижению доли ручного труда, что увеличило эффективность и прочих отраслей.
Второй технологический уклад, концепция и ключевая технология
По результатам повсеместного внедрения механизации труда увеличивалось число фабрик, усложнялись и увеличивались механизмы. Человек уже не мог самостоятельно приводить в движение
многие из них, эффективность использования мускульной силы животных также была мала. Оставались такие естественные источники как реки и ветер, но второй был недостаточно постоянен и равномерен для многих процессов, а места вдоль рек слишком быстро занимались и зачастую находились вдали от прочей необходимой инфраструктуры. Искусственные каналы, позволяющие устанавливать водяные колеса, были и остаются очень дорогостоящими и ресурсоемкими инфраструктурными проектами. Таким образом дальнейшее развитие сдерживал источник двигательной энергии, менее зависимый от географического расположения рек.
Первое описание машин, работающих за счет энергии пара, было описано, греческим математиком и философом, жившим предположительно во второй половине первого века нашей эры описано Героном Александрийским. Первая паровая турбина была создана в шестнадцатом веке османским ученым Таки-юддин Мухаммадом ибн Маруф аш-Шами аль-Асади. По сути своей это были модели и их теоретическое описание, но они не получили распространения в связи со своей невостребованностью. Причиной этому была их низкая эффективность и отсутствие мест реального применения.
Столетия спусти, в 17 веке изобретатели продолжили эксперименты над двигательными установками, толчком к этому послужил поднявшийся уровень технологического развития и мода на науку и изобретения.
В 1663 году, Эдвард Сомерсет установил первую действующую паровую машину. Установленная на стене замка она представляла собой паровой насос, поднимавший воду. Практически это был действующий экспериментальный образец, на тот момент не заслуживший внимания и не получивший распространение.
Продолжил эксперименты над преобразованием тепловой энергии через нагрев воды Дени Папен. Его эксперименты в 1680г были связаны с вакуумом в закрытом цилиндре. Машина его конструкции требовала разборки после каждого цикла, что естественно не позволило ей распространится, но именно этот изобретатель предложил способы непрерывного действия, описав необходимость производства пара отдельно от цилиндра. Папен таким образом считается изобретателем парового котла, но создать эффективную паровую машину он не смог, более того в его экспериментах
погибли люди и власти запретили ему продолжать.
Через двадцать лет после него была сконструирована первая машина, действительно получившая практическое применение. Томас Севери сконструировал в 1698 году "пожарную установку", это был паровой насос и он получил он свое распространение вопреки изначальным планам в шахтах для откачки воды, получив название "друг рудокопа".
Следом за Папеном и Севери занялся паровыми машинами англичанин Томас Ньюкомен. Базой для его изобретения была проработка всех идей предшественников, анализ их слабых мест и их устранение. Ньюкомен был кузнецом, обладал значительным опытом работы с металлом и прочими материалами. Снизив давление пара и тем самым повысив безопасность, он убрал из машины Томаса Севери главный недостаток. Данная модернизация открыла паровые машины для широкого применения в шахтах. Но оставался существенный недостаток, ограничивающий сферу применения данной паровой установки угольными шахтами. Низкий КПД не позволял использовать ее вдали от угольных шахт, тем самым ограничивая ее универсальность.
В 1784 году Джеймс Уатт, пройдя по пути Томаса Ньюкомена по изучению трудов предшественников выделил главный недостаток предыдущих паровых машин - разница температур между паром и цилиндром, которая существенно потребляла тепловую энергию, что приводило к потере КПД. Решил эту проблему Джейм Уатт, добавив конденсатор. Теперь охлаждение происходило в отдельном устройстве, а не в массивном цилиндре, которым можно было продолжать держать нагретым. Более того, Уатт предлажил и реализовал запуск пара попеременно сверху и снизу поршня, что означает рабочих ход при любом его движении.
Совокупно все его усовершенствования подняли КПД паровой машины на достаточный уровень, что обусловило экономическую целесообразность применения далеко за пределами угольных шахт.
Паровые машины начали распространяться на многих производствах, более того возросший КПД позволил эффективно использовать их на кораблях, появились первые пароходы. Человечество значительно снизило свою зависимость в свободе передвижения и создании производств от естественных источников двигательной силы.
Третий технологический уклад, концепция и ключевая технология
Распространения парового двигателя позволило оторвать фабрики от рек, но сам двигатель даже с выросшим КПД крайне зависел от поставок угля. За счет этого развивалась система поставок, дороги, рылись каналы, но тем не менее промышленникам хотелось чего-то большего, чего-то, что снизило бы необходимость в постоянном подвозе угля. Более того, сложность карданных и ремённых передач, приводивших в действие сотни разнообразных машин были зачастую сложнее самой паровой машины. Требовался новый, более универсальный, технически менее сложный и более гибкий источник двигательной силы.
Электрические явления впервый описаны в древнем Китае, Индии и древней Греции. Философ Фалес Милетский (640550гг. д.н.э) эксперементировал с янтарем, натертом мехом, кроме того само слово Электрон, означает янтарь на греческом.
В 1600г был создан первый труд об электричестве с названием «О магните, магнитных телах и о самом большое магните - Земле». Его автор придворный врач английской королевы Елизаветы Уильямом Гильбертом, вложил в него все доступные на тот момент знания об электричестве.
Через 130 лет в 1729 году англичане Грей и Уилер, разделили все тела на проводники и непроводники относительно их способности проводить электричество. В то время голландский профессор математики и философии Питер ван Муш-небреко создал первое устройство, конденсатор, накапливающее и хранящие значительные заряды тока и способное вызвать искру. Изобретение назвали в честь города, где оно было впервые собрано - Лейденской банкой. Оно использовалось для демонстраций и не применялось для каких-либо других дел, но спровоцировало многие умы своего времени развивать это направление.
Затем были эксперименты Вениамина Франклина, американского ученого и общественного деятеля, который, описывая работы банки открыл существование положительного и отрицательного электричества.
К крупному открытию 18 века причисляется опыты итальянским анатомом Луиджи Гальвани. Хотя сам итальянский ученый ошибочно описал в 1791 году то, что происходит при прикосновении двух разнородных металлов с телом лягушки, его опыт позволил другому итальянско-
му ученому Александро Вольту доказать, что определенная группа разнородных металлов, разделенная слоем электропроводящей жидкости служит источником электрического тока.
Эта теория позволила в 1788году создать первый источник электрического тока: Вольтов Столб
В 1801-1802годах, петербургский академик В.В, Петров, проводивший эксперименты с самой большой батареей, показал возможность практического применения электрического тока для нагрева, плавки металлов и освещения. Это послужило фактически основание электротехники, как практической отрасли.
Электричество было крайне популярным в те годы. Опыты 1802 года итальянского ученого Романьози и в 1819 году члена парижской академии Арго, датского физика Эрстеда, легли в основу многих значимых открытий и изобретений, одним из которых в дальнейшем станет двигатель переменного тока.
Следующим важным шагом к пониманию процессов было объединение электричества и магнетизма в одной теории. Данной предложение было предложено Андре Мари Ампером, с 1820 года, выступавшим с еженедельным докладом в парижской академии наук и занимавшимся формулированием основных законов жлектродинамики.
В 1827 году Георг Ом, немецкий ученый, открыл зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением цепи.
В 1831 году Майкл Фарадей, английский физик, доложил результаты десятилетних исследований, по результатом которых была открыта электромагнитная индукция, лежащая в основе всей современной электроэнергетики.
Закон, сформулированный российским ученым, академиком Э.Х. Ленцем, совместно с результатами работ Майкла Фарадея дали возможность создавать электромагнитные генераторы и электродвигатели.
Первым электрогенератор переменного тока изобрел некий Р.М. пожелавший остаться неизвестным.
В 1870г Зенобей Грамм предложил усовершенствованный вариант динамо-машины, а через 3 года на Венской всемирной выставке была открыта обратимость этих машин. То есть при соединении двух динамо-машин, одна становилась генератором, вторая электродвигателем.
С этого момента электромоторы да и вообще электричество начинает обшир-
но развиваться. Появляется освещение, свечи П.Н. Яблочкова освещали бульвары европейских столиц «северным» «русским» светом.
Возвращаясь к нуждам промышленности, уже на этом этапе развития, примерно с 1860 годов электрические моторы заменили переплетение карданных валов и ременных передач. Вместо этого паровая машина вращала генератор, от которого к станкам тянулись провода с постоянным током.
Примерно в это время были изобретены трансформаторы (индукционные катушки), позволявшие изменять напряжение в отрезках электросетей соразмерно с потребностями, подключенных к ним потребителей.
Оставался еще один важный вопрос, серьёзно сдерживающий потенциал, заключенный в использовании электрической энергии. Передача электроэнергии на дальние расстояния. До тех пор, пока он не был решен, уголь тоннами вынуждены были доставлять к каждой фабрике, а о генерации около угольных шахт можно было только мечтать.
Уже летом 1880 года профессор физики Петербургского лесного института Д.А. Лачинов предложил первое теоретическое обоснование возможности передавать любое количество электроэнергии на большие расстояния по проводам небольшого диаметра за счет повышения напряжения. А в 1882 году французский физик и электротехник Марсель Депре передал электроэнергию на расстояние в 57 километров с коэффициентом полезного действия в 38%.
Проблема тем не менее оставалась еще не решенной, несмотря на все желание промышленников строить фабрики около источников сырья, а энергетиков генерировать электроэнергию вблизи месторождений угля, передавать на длинные расстояния в больших количествах получалось только переменный ток, в то время как электродвигателя работающего за счет переменного тока еще не существовало. На всех фабриках стояли электромоторы постоянного тока.
Первая модель электродвигателя переменного тока была предложена известным и сегодня ученым Австро-Венгерского происхождения Николой Тесла. Работая во Франции с США он создал электродвигатель и генератор двухфазного тока. Он не стал увеличивать количество фаз, что обусловило ограниченную эффективность его двигателей.
Доработал и улучшил достижения Николы Тесла наш соотечественник Ми-
© £
Я
3
* 2
см см
£
Б
а
2 ©
хаил Осипович Доливо-Добровольский. Первая демонстрация его изобретения произошла в германии в 1891 году. Трехфазный асинхронный двигатель его конструкции показал свою мощность, простоту, надежность и экономичность. В дальнейшем, усовершенствовав свое изобретение, Михаил Осипович изобрел тот элетродвигатель, которым мы пользуемся сегодня, но не останавливаясь на этом, он представил полную линейку оборудования выполнявшего задачи генерации, трансформации, передачи и преобразования энергии электрической в механическую.
С этого момента стало возможным располагать генерацию около источников энергоресурсов, а затем передавать электроэнергию в любое место использования, где бы она не была нужна. Логистическая проблема в обеспечении фабрик двигательным моментом была решена.
Четвертый технологический уклад, концепция и ключевая технология
Промышленность получала все больше и больше от распространявшихся новых технологий. Процессы механизировались, доля ручного труда сокращалась. Затем появился источник двигательной энергии и человечество смогло серьезно наращивать мощности производств. Электродвигатели позволили более гибко организовывать производство, а умение передавать электроэнергию на расстояние способствовало серьезной экономии на транспортировке энергоресурсов.
Чем больше развивалась промышленность, тем более становилось понятны недостатки существующих систем. Не было действительно мобильных энергоустановок, которое могли бы серьезно облегчить крестьянский труд и повысить мобильность всего человечества в целом. Паровые машины были слишком велики и могли устанавливаться на корабли и в лучшем случае на поезда. Установка паровых машин на сухопутные безрельсовые транспортные средства заканчивалась на экспериментах или небольших партиях. Миниатюрные и надежные двигатели создать не удавалось, для тяжелых не хватало прочности у дорожной сети. Да и проблема с запасанием топлива для мобильной паровой машины в связи с ее низким КПД оставалась открытой для любого компактного средства передвижения. Электродвигатели так же имели этот недостаток, не могли удаляться от сетей электроснабжения на сколь бы
то ни было длительный срок. Несмотря на то, что единичные экземпляры ставили рекорды скорости и автономности, для универсального повседневного использования они не подходили, т.к. требовали длительного заряда. Да и общий технологический уровень на тот момент не позволял эффективно повсеместно использовать электромобили. Более того, даже сейчас человечество не готово полностью и повсеместно перейти на использование автомобилей с электромоторами, сталкиваясь практически с той же проблематикой, что и сто лет назад.
Ученые и изобретатели вели поиск мобильной, компактной силовой установки, да и коэффициент полезного действия паровых машин, оставлявший желать лучшего, экономически мотивировал исследователей.
История двигателя внутреннего сгорания, и именно он в последствии занял нишу компактной силовой установки началась в 1801 году. Уже через 2 года после открытия светильного газа, французский инженер Филипп Лебон запатентовал двигатель, работающий на этом газе. В его двигателе в камеру сгорания закачивался сжатый воздух и светильный газ. Воспламенялся он там же внутри, таким образом был описан первый двигатель внутреннего сгорания. Создать его Ле-бон не успел, он погиб в 1804 году.
Первый серийно выпускавшийся двигатель внутреннего сгорания был запатентован в 1859 году. За 5 лет было выпущено около 400 двигателей Жана Жо-зефа Этьеномье Ленуара. Этот двигатель сразу вызвал интерес покупателей, т.к. имел кроме самого важного - компактности несколько дополнительных существенных преимуществ: он был значительно легче в управлении и не требовал постоянного присутствия кочегара и двадцати минутного прогрева перед началом использования. Эти двигатели использовались как лодочные, устанавливались на локомотивы и дорожные экипажи.
В 1864 году намного более интересный вариант двигателя был предложен немецким изобретателем Августом Отто. КПД его первого двигателя было около 15%, что значительно выше, чем 4% коэффициента полезного действия двигателя, разработанного Жаном Жозефом Этьеном Ленуара. В 1877 году тот же немецкий изобретатель создал двигатель, по схеме которого работают большинство современных ДВС. Был изобретен первый четырех тактный двигатель с предварительным сжатием рабочей смеси,
КПД которого приблизительно равнялось 22%. К 1897 году было выпущено более 40 тысяч подобных двигателей.
Но повсеместному распространению ДВС мешало отсутствие широко производимого топлива. Эти двигатели все еще работали на светильном газе, производство которого было направлено на потребности освещения.
Дальнейшее развитие ДВС, это эксперименты с топливом в поисках лучшего варианта. Экспериментировали с парами жидкого топлива, сначала с керосином, но у него оказалась не подходящая испаряемость, а затем и с бензином.
1882 год, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах ушедшие из компании Отто с целью создать компактный мощный двигатель без газогенератора организуют компанию, которая в дальнейшем первая выпустила автомобиль.
Таким образом была создана компактная, эффективная на то время энергоустановка, имеющая достаточный КПД, чтобы работать вдали от месторождений энергоресурсов.
Пятый технологический уклад, концепция и ключевая технология
Отличительной особенностью пятого технологического уклада является то, что в он постиндустриальный. Предыдущие, индустриальные уклады базировались на развитии промышленности и были нацелены на ее усилении в аспектах эффективности и гибкости. Текущий, пятый уклад является следствием распространения информационных технологий. Подобно развитию промышленных машин в прошлом, давшим значительное увеличение объема выпускаемой продукции, компьютеры позволили человечеству обрабатывать невозможные ранее объемы информации с несравнимым увеличением скорости этой обработки и создания из данных информации.
Являясь аналогом двигателя внутреннего сгорания, преобразившего логистические процессы в товарном производстве и обмене, интернет преобразил информационные потоки, создав коммуникационную паутину.
Пятый технологический уклад поэтому имеет в своей базе не одну ключевую технологию, а целую цепочку технологий, создавшую два столпа уклада: персональный (как синоним - доступный и универсальный) компьютер и всемирную сеть.
Тем не менее несмотря на то, что пятый технологический уклад постиндустриальный, он значительно повысил
эффективность производственного сектора, позволив повысить эффективность практических всех процессов, начиная от непосредственного управления станками и механизмами, заканчивая эффективным управлением поставками и меж индустриальным взаимодействием.
Персональный компьютер
Персональный компьютер состоит из двух основных составляющих, по аналогии с самим пятым технологическим укладом:
■ аппаратные средства(Ьа^аге) -электронные и механические части вычислительного устройства
■ программное обеспечение(БоА1«аге).
Аппаратные средства развивались за
4 поколения.
Первое - компьютеры, созданные с использованием радиоламп. В 1948 году в Массачусетсом университете создана малая экспериментальная машина. Практически сразу после этого создаются компьютеры, способные решать реальные задачи.
Второе поколение - компьютеры, созданные с использованием транзисторов. В основу легли изобретенные в 1947 году - полупроводниковые триоды или транзисторы. Транзисторы позволили существенно уменьшить размеры и энергопотребление эвм, оставив неизменно высокими цены. Позволить себе подобные машины могли только крупнейшие правительственные организации, университеты и корпорации.
Третье поколение основывается на интегральных схемах. 27 сентября 1960 в компании «Fairchild Semiconductor» создается первая работоспособная интегральная схема. Интегральные схемы позволили создавать компьютеры практически обычных размеров, умещавшиеся на одном письменном столе.
Четвертое поколение - современное, созданное на основе микропроцессора. Intel в 1971 году представила первый коммерчески доступный микропроцессор. Микропроцессор - это процессор, выполненный на одной микросхеме. Кроме еще уменьшившихся габаритов, снизилась цена, благодаря чему компьютеры четвертого поколения впервые попали в розничную продажу. На базе процессора Intel 8008 в 1975 году был создан первый, коммерчески распространяемый компьютер Альтаир 8800. Так же важнейшим этапом в создании персонального компьютера стало создание персонального компьютера компанией IBM, этот компьютер использовал открытую архитектуру, т.е. состоял из отдельных легко
заменяемых модулей. Использование этого принципа значительно упростило использование и создание компьютеров многими компаниями по всему миру.
Второй составляющей персонального компьютера является программное обеспечение. Первые, еще не персональные компьютеры поставлялись пользователю с программой, записанной на перфокартах или магнитных лентах. Программы писались в машинных кодах и зачастую под каждую машину создавали одну или несколько программ. Все это накладывало существенные ограничения на использование компьютера обычным, неподготовленным пользователем. Движение в сторону стандартизированного программного обеспечения началось с компании IBM в 1960-х годах, когда компания сосредоточила усилие на создание единой операционной системы для линейки своих машин. Это был один из первых шагов на встречу пользователю, обеспечивающих единообразие инструкций и команд ввода-вывода.
В дальнейшем, уже при разработке персональных компьютеров была поставлена задача по максимальному упрощению управления. Решена она была в 1981 году, когда Microsoft предложил операционную систему MS-DOS, под разными именами поставляющуюся различным производителям оборудования.
Таким образом были созданы компактные персональные компьютеры невысокой стоимости с дружелюбным для пользователя интерфейсом, что предопределило успех и массовое распространение.
Интернет
Второй основой информационного технологического уклада можно считать интернет - всемирную компьютерную сеть, позволившую человечеству максимально упростить обмен информацией.
Создание первой компьютерной сети было обусловлено необходимостью иметь надежную систему передачи информации на случай войны. Министерство обороны США профинансировало создание первой сети и в 1969 году она связала четыре университета США. Называлась первая сеть Advanced Research Projects Agency Network. Уже через два года была создана первая программа передачи электронной почты, а в 1973г через телефонный трансатлантический кабель к сети были подключены сервера из Норвегии и Великобритании.
В 1984 году появился конкурент, разработанный Национальным научный фондом США. National Science Foundation
Network имела большую пропускную способность и большую популярность.
В 1989 была предложена концепция Всемирной паутины и в течении двух лет разработаны британским ученым Тимом Бернерсом-Ли такие ее составляющие как протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol), язык HTML (HyperText Markup Language) и идентификаторы URI (Uniform Resource Identifier).
1993 год - первый браузер. Именно дружелюбный к пользователю графический интерфейс обусловил широкое распространение интернета. За два года после создания браузера интернет стал известен везде в мире.
Таким образом были созданы и объединены в сеть доступные для приобретения и использования компьютеры. Они обеспечили многократное ускорение обработки и передачи информации. В настоящее время через интернет осуществляется коммерческая деятельность, он используется как средство массовой информации, содержит доступ к литературе, музыке, кино и обеспечивает человечество надежной высокоскоростной связью.
Сопутствующие технологии в легкой промышленности.
Кроме того, интересно рассмотреть распространение влияния технологических укладов в рамках не ключевых технологий. Приведем примеры на базе одного из древнейших направлений деятельности человека, стратегической части легкой промышленности - обувной промышленности.
Обувная промышленность никогда не была отраслью, где возникали ключевые технологии, перемещавшие человечество к следующему технологическому укладу, но в тоже время являлась неизменно необходимой для существования человека. Потребность в обуви возникла в соответствии с освоением человеком зон с умеренным и холодным климатом, а также происходившими похолоданиями соразмерно с необходимостью защищать ноги от жара при передвижении по пустыням.
Около двадцати пяти - тридцати тысяч лет назад человек начал использовать обувь, естественно она была изготовлена из натуральных материалов, легко поддающихся обработке, но имеющих малый срок службы. Большие листья, кожи животных, древесная кора, шнуры из растительных волокон - вот материалы того времени. В 21же веке при изготовлении обуви используются современные материалы и технологии изготовле-
© 3
В
3
V 2
см
£
ния, например мембраны, позволяющие при полной водонепроницаемости осуществлять отвод лишней влаги от ног и литьевое крепление подошв из полиуретана, благодаря чему фактический срок службы данного важнейшего соединения и обуви в целом часто приводит к тому, что моральное устаревание используемой пары обуви, наступает раньше полного физического износа.
Наибольшее влияние на развитие обувного дела оказали второй и четвертый технологические уклады.
Развитие обувного дела в рамках второго технологического уклада
В 1813 году разработан винтовой метод крепления подошвы к верху обуви, в 1833 - деревянно шпилечный, в 1861 - прошивной и в 1887 - рантовый, который является основным методом крепления обуви до середины 60-х гг. XX века. Метод был успешно усовершенствован в середине XX века для детской обуви на фабрике Парижская коммуна и получил название ПарКо (Парижская коммуна).
Развитие обувного дела в рамках четвертого технологического уклада
В обувной отрасли выразился во внедрении химических методов крепления обуви.
В 1910 году - клеевого метода. В 1938 году методом горячей вулканизации.
В 1943 году за освоение новой технологии производства армейских сапог методом горячей вулканизации «Парижская коммуна» была награждена переходящим Красным знаменем Государственного комитета Обороны. В 1965 году изобретена литьевая технология, которая и в настоящее время является наиболее прогрессивным методом крепления.
С 1976 года литьевые агрегаты <ЮЕЭМА» начали внедряться в СССР на фабрике Парижская коммуна.
В настоящее время в преддверии нового, шестого технологического уклада методы прилива подошв развиваются и усложняется многослойным образованием подошвы, особенно для спецобуви (Патенты ПК).
1, Патент на изобретение РФ № 2210298. Способ изготовления обуви литьевого метода крепления подошвы из полиуретана с накладкой из резины / Никитин А.А., Климов С.М., Татарчук И.Р., 2002
2. Патент на полезную модель № 89339. Конструкция низа обуви. / Никитин А.А., Климов С.М., Татарчук И.Р., 2009
Как можно увидеть из приведенного выше обзора становления технологий -их формирование это естественный процесс развития существующих технологий и изобретений. В определенный момент времени небольшие улучшения и модернизации позволяют технологии перейти на качественно новый уровень, обуславливающий ее эффективное применение широким кругом пользователей, что обеспечивает взрывное распространение.
Это говорит нам о том, что уже сегодня развиваются те технологии, которые в ближайшем будущем позволят нашей стране совершить прыжок вперед. Для реализации которого у нас есть все составляющие: понимание существующей ситуации, наличие ресурсов, готовность распоряжаться ими основываясь на задаче по достижению стратегического преимущества путем перехода России к новому технологическому укладу.
Литература
1. Экономический прогресс: прошлое, настоящее, будущее. Под общей ред. Конотопова М.В. Русайнс, 2017
2. Очерки экономической теории. Под общей ред.Конотопова М.В. 2е изд. Просвещение, 2016
3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. Экономика, 2010г.
4. Россия между прошлым и будущим. В.Г. Егоров, М.В. Конотопов; Але-тейя2018
5. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. М. : Экономика, 2002
Technological modes: The development of
key technologies Nikitin A.A., Sokolnikov M.A.
CJSC MOF "Paris Commune", Russian Academy of Engineering
Modern Russia faces a choice. Dispose of available resources to achieve short-term benefits or invest in it's future. Based on the latest explanations of the highest authorities, the choice was made in favor of the strategic advantage obtained by intensifying Russia's transition to a new, sixth technological order. The authors agree with this position and offer to the reader an opportunity to better understand the historical background of the theory of technological order, based on which the strategies of our State are being developed today. This paper presents a description of the formation of key technologies of each technological order already passed by mankind. This knowledge of history in the context of the current situation will allow the reader to more objectively assess the importance and loyalty of the decisions made or increase the likelihood of avoiding an error during the planning itself. Key words: techno-economic paradigm, key technology, mechanization, textile industry, industrial revolution, financial flows, crisis, internal combustion engine, electricity, computers, internet
References
1. Economic progress: past, present, future. Under
the general ed. Konotopov M.V. Rusains 2017
2. Essays on economic theory. Under the general
ed. Konotopov M.V. 2nd ed. Enlightenment 2016
3. Glazyev C.Yu. The strategy of advanced
development of Russia in the context of the global crisis. Economy, 2010
4. Russia between past and future. V.G. Egorov,
M.V. Konotop; Aletheia 2018
5. Large conjuncture cycles and the theory of
foresight. Selected Works. Kondratyev ND, Yakovets Yu.V., Abalkin L.I. M.: Economics, 2002
Б
a
2 ©