Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / INFORMATIONAL CULTURE / MEDIA EDUCATION / SOCIAL TECHNOLOGY / SOCIAL PRIORITIES / TECHNOLOGICAL RESOURCES / TRANSDISCIPLINARY APPROACH / DIGITAL ECONOMY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козьмин Валерий Семенович, Безвесельная Зоя Владимировна

Осуществлен опыт исследования роли современных технологических ресурсов в развитии потенциала модернизации России. Отмечена необходимость пропаганды идеологии устойчивого развития России на базе современных высоких технологий. Раскрыта роль современной методологии научного исследования для формирования целостной картины мира на примере транс-дисциплинарного общенаучного подхода. Обоснована важность развития медиа-образования как технологического ресурса модернизации России с целью повышения качества человеческого потенциала. Указана роль цифровой экономики для повышения производительности труда на основе использования высоких технологий. Сделан вывод о необходимости взаимосвязи современных информационных технологий с национальными приоритетными ценностями в экономическом. духовном и социальном потенциале России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL RESOURCES OF MODERNIZATION OF SOCIAL, ECONOMIC AND SPIRITUAL POTENCIAL OF RUSSIA

It carried out the experience of research of the role of modern technological resources in the development of the potential of modernization of Russia. It noted the necessity to promote the ideology of sustainable development of Russia on the basis of modern high technologies. It disclosed the role of modern methodology of scientific research for the formation of a holistic picture of the world on the example of a trans-disciplinary approach. It substantiated the importance of developing media education as the technological resource for the modernization of Russia with the aim of improving the quality of human potential. It indicates the role of the digital economy to increase productivity through of high technology. It is concluded that it is necessary in interconnection of modern informational technologies with the system of national priorities and values in the material, spiritual and social potential of Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ»

13. Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человеческая жизнь бесценна. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006. 403 с.

14. Сидоренко Л.П. Сверхчеловек для всех и ни для кого, по Ницше: к экофилософскому анализу проблемы человека // Право и практика. 2Q18. № 2. С. 265-272.

15. Сидоренко Л.П.. Локальные и транснациональные изменения опыта, пространства и времени культуры - онтология человеческого существования// Социальная антропология: интеграция наук. Сборник научных статей по итогам Международной научной конференции. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2Q17.

References and Sources

1. Shvyrev V.S. Racional'nost' kak cennost' kul'tury // Voprosy filosofii. 1992. N° 6. S.91-1Q6.

2. Momdzhyan K.H. Vvedenie v social'nuyu filosofiyu: ucheb. posobie. M.: Vyssh. shk., KD «Universitet», 1997. 448 s.

3. Gegel' G.V.F. Filosofiya prava. M.: Mysl'. 199Q. 524 s.

4. Porus V.N. Paradoksal'naya racional'nost': (ocherki o nauchnoj racional'nosti). M.: URAO. 1999. 122 s.

5. Osipov N.E. Eshche raz o social'nyh tekhnologiyah // Filosofiya i obshchestvo. 2017. N° 5. S.5-28.

6. Gavelya V.L. Celepolaganie v strukture social'noj deyatel'nosti cheloveka. Avtoref. dis. ... dokt. filos. nauk. M., 1998. 45 s.

7. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta: v 2 t. Parizh-Moskva, 1993. 448 s.

8. Mihajlova R.V. O duhovnosti krest'yanstva (teoretiko-metodologicheskij aspekt) : monografiya. M.: IIU MGOU. 2Q17. 274 s.

9. Sm.: Losev A.F. Derzanie duha. M.: Politizdat. 1988. 366 s.

1Q. Uspenskij G.I. Krest'yanin i krest'yanskij trud // Pis'ma iz derevni. Ocherki o krest'yanstve v Rossii vtoroj poloviny XIX veka. M.: Sovremennik. 1987. S. 381-425.

11. Zimmel' G. Bol'shie goroda i duhovnaya zhizn' // Logos. 2002. № 3. S.1-12.

12. Bejli F. Predstavlenie krest'yan o plohoj zhizni // Velikij neznakomec: krest'yane i fermery v sovremennom mire: Per. s angl. / Sost. T. SHanina; pod red. A.V. Gordona. M.: «Progress» - «Progress-Akademiya». 1992. S. 211-228.

13. Maslihin A.V., Maslihin V.D. CHelovecheskaya zhizn' bescenna. Joshkar-Ola: Mar. gos. un-t, 2QQ6. 4Q3 s.

14. Sidorenko L.P. Sverhchelovek dlya vsekh i ni dlya kogo, po Nicshe: k ehkofilosofskomu analizu problemy cheloveka // Pravo i praktika. 2018. № 2. S. 265-272.

15. Sidorenko L.P.. Lokal'nye i transnacional'nye izmeneniya opyta, prostranstva i vremeni kul'tury - ontologiya chelovecheskogo sushchestvovaniya// Social'naya antropologiya: integraciya nauk. Sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. M.: REHU im. G. V. Plekhanova. 2Q17.

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (neti-mix@yandex.ru). МАСЛИХИН АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (maslikhin@yandex.ru).

АГАЕВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (agaeva.ek@yandex.ru).

MIKHAILOVA, RENATA V. - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of General Education Disciplines, Chuvash State Agricultural Academy.

MASLIKHIN, ALEXANDER V. - Doctor of Philosophy, Professor, Chuvash State Agricultural Academy. AGAEVA, EKATERINA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Chuvash State Agricultural Academy.

УДК 130.12

КОЗЬМИН В.С., БЕЗВЕСЕЛЬНАЯ З.В. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Ключевые слова: информационные технологии, информационная культура, медиа-образование, социальные технологии, социальные приоритеты, технологические ресурсы, транс-дисциплинарный подход, цифровая экономика, модернизация.

Осуществлен опыт исследования роли современных технологических ресурсов в развитии потенциала модернизации России. Отмечена необходимость пропаганды идеологии устойчивого развития России на базе современных высоких технологий. Раскрыта роль современной методологии научного исследования для формирования целостной картины мира на примере транс-дисциплинарного общенаучного подхода. Обоснована важность развития медиа-образования как технологического ресурса модернизации России с целью повышения качества человеческого потенциала. Указана роль цифровой экономики для повышения производительности труда на основе использования высоких технологий. Сделан вывод о необходимости взаимосвязи современных информационных технологий с национальными приоритетными ценностями в экономическом. духовном и социальном потенциале России.

KOZMIN, V.S., BEZVESELNAYA, Z.V. TECHNOLOGICAL RESOURCES OF MODERNIZATION OF SOCIAL, ECONOMIC AND SPIRITUAL POTENCIAL

OF RUSSIA.

Keywords: informational technology, informational culture, media education, social technology, social priorities, technological resources, trans-disciplinary approach, digital economy, modernization.

It carried out the experience of research of the role of modern technological resources in the development of the potential of modernization of Russia. It noted the necessity to promote the ideology of sustainable development of Russia on the basis of modern high technologies. It disclosed the role of modern methodology of scientific research for the formation of a holistic picture of the world on the example of a trans-disciplinary approach. It substantiated the importance of developing media education as the technological resource for the modernization of Russia with the aim of improving the quality of human potential. It indicates the role of the digital economy to increase productivity through of high technology. It is concluded that it is necessary in interconnection of

modern informational technologies with the system of national priorities and values in the material, spiritual and social potential of Russia.

В современном мире быстрыми темпами происходят глобальные изменения, влияющие на трансформацию всех основных сфер жизни общества. Процессы глобализации мирового сообщества и появление новых «центров силы», связанны с современной промышленной революцией и становлением нового технологического уклада, которые затрагивают все развитые государства и само человеческое общество в целом. Главным итогом этих глобальных преобразований является поиск современной идеологии устойчивого развития мирового сообщества и России на основе новой реальности. Актуальное значение приобретает поиск новых технологических ресурсов как эффективного потенциала для модернизации и дальнейшего развития экономической, социальной и духовной сфер российского общества.

Современная техногенная цивилизация связана с формированием высокотехнологического общества на базе информационных и компьютерных технологий. Следствием этого процессов является формирование нового научного образа мира, создание новой методологии познания [5], возрастание влияния цифровой экономики на все сферы общества, появление новых материальных и духовных приоритетов и ценностей как потенциала для его дальнейшего развития и модернизации.

1. Одной из главных особенностей модернизации современного общества является осознание определяющей роли науки, требующей формирования нового видения мира и создания новой философии и методологии научного познания. Задача фундаментальной науки заключается в объективном использовании ее законов для развития реального сектора экономики, поиска социальных и духовных приоритетов общества, человеческих качеств в единстве с культурой и образованием [13, с. 91-105].

Становление современной методологии научного познания связано с процессами дифференциации и интеграции наук и появлением новых общенаучных направлений и подходов. Так, актуальное значение для формирования целостной картины современного мира приобретает задача изучения ведущей роли междисциплинарного подхода в развития науки. Современные процессы интеграции наук выдвигают новые требования к осмыслению и развитию самого содержания понятия междисциплинарного подхода.

Главное значение междисциплинарного подхода как нового типа научной рациональности состоит в осознани того, что подход к модернизации общества связан с целостным восприятием мира [1, с. 249-253]. Это предполагает допущение потенциальной возможности межличностных, межгрупповых и межнациональных коммуникаций в обществе. Но, в условиях современной глобализации для исследования современного мирового сообщества, уже недостаточно просто междисциплинарного подхода. Возникает необходимость в его совершенствовании и создании его нового варианта - «транс-дисциплинарного подхода» на основе новых наук (бионика, робототехника, биохимия) и современных технологий (информационных, компьютерных, «био», «нано» и когнитивных технологий). Междисциплинарные исследования подразумевают простое «заимствование» понятий, техник и методов из разных специальностей и областей наук. Междисциплинарный подход связан с решением задач комплексного исследования, и предполагает отсутствие подсистем и выбора одной трактовки в детерминации компонентов системы, обладающих интегративными свойствами [8, с. 24-26].

Вариантами совершенствования междисциплинарного подхода являются, так называемые, «мульти-дисциплинарный» и «интер-дисциплинарный» подходы. Мультидисциплинарный подход предполагает привлечение для решения комплексных проблем как можно большего количества подходов из разных дисциплин, участвующих в исследовании. Интердисциплинарный подход связан с распространением (редукцией) конкретных методов одной дисциплины на области исследование других дисциплин.

Создание более высокого принципиального нового этапа междисциплинарных исследований связано с переходом от «простого заимствования» методов и техник к синтезу методологий разных дисциплин и к процессу распространения междисциплинарных отношений внутри одной глобальной системы без учета строгих границ между дисциплинами.

Понятие «транс-дисциплинарность» и «транс-дисциплинарный подход» обозначает такие исследования между дисциплинами, которые создают новое «пространство без границ» между

ними, выполняя роль координатора для всех дисциплинарных исследований на основе использования общего аксиологического подхода. Тем самым, как отмечает в своих работах В.С. Мокий, создается новое холистическое (целостное) видение предмета исследования и возможность для переноса схем из одной дисциплинарной области в другую как основы кооперации и создания совместных проектов [9, с.368]. Транс-дисциплинарный подход, может быть использован в качестве методологического и технологического ресурса в такой области социальной сферы как современная система высшего образования для формирования у студентов особой мировоззренческой позиции. Студенты приобретают способность к трактовке комплекса знаний из различных изучаемых дисциплин через «призму» универсальных (трансдисциплинарных) закономерностей и моделей действий при решении многофакторных проблем в профессиональной деятельности.

2. Важным технологическим ресурсом модернизации экономического потенциала российской экономики является взаимосвязь науки, материального производства, образования и человеческого потенциала.

Во взаимосвязи науки, производства и Человека можно выделить ряд особенностей. Во-первых, повышение качества знаний на основе современных образовательных технологий в сочетании с прикладным подходом к функционированию производства и использования научных коммуникаций. Во-вторых, совершенствование современных принципов теории управления трудовой деятельностью и методов организации производства в ведущих секторах экономики. В-третьих, повышение качества «человеческого капитала» в экономике на основе современной теории образования и управления [4, с. 272-278].

Современная экономическая реальность имеет принципиально новые особенности, определяющие ее основное содержание и параметры использования.

Во-первых, радикально изменяется рынок труда, появляются новые модели занятости и профессии, формируются новые требования к компетенциям и образованию работников. Во-вторых, интенсивность человеческого труда в странах с передовыми технологиями снижается, а производительность растет за счет активного использования робототехники, искусственного интеллекта и информационных систем. В-третьих, производство становится все более «безбумажным» (на основе цифровых технологий), «безлюдным» (роботизированным) и «безотходным» (сберегающие технологии). В-четвертых, современные «бизнес-коммуникации» позволят оптимизировать и компенсировать человеческие потери на основе ускоренного роста производительности труда за счет внедрения модернизации и автоматизации существующих мощностей на базе новых технологий и материалов. Главным фактором модернизации экономики информационно-компьютерного общества является повышение производительности труда на основе перехода к цифровой экономике. Повышение производительности труда включает в себя такие условия, как наличие основных компонентов, факторов развития и эффективность. Основными компонентами являются: использование базы больших данных (создание «суперкомпьютера»), внедрение квантовых и нейронных технологий (ускорение обработки информации и минимизация устройств), создание технологий «виртуальной реальности», «3-Д принтеров», появление «искусственного интеллекта», «андроидов») и др.

Ведущим фактором увеличения производительности труда становится широкое внедрение робототехники в таких сферах, как логистика, медицина, военное производство, добыча полезных ископаемых, эксплуатация инфраструктуры и т.д. Экономически целесообразным и перспективным становится создание уникальных изделий с улучшенными и нужными эксплуатационными свойствами на основе аддитивных технологий, внедрение новых материалов, технологий «интернет-вещей» и др.

Итогом повышения производительности труда должно стать повышение спроса на качественно новые виды рабочей силы и профессии в отраслях цифровой экономики, рост потребностей в инженерных, информационно-компьютерных и математических специальностях. Рост производительности труда и конкурентной способности компаний, которые работают в современной цифровой экономике, должен способствовать повышению спроса на их продукцию и стимулировать увеличение уровня занятости и заработной платы [6, с. 65-75].

Современный мир переходит к принципиально новой экономической формации, где уже не может существовать экономика, основанная на беспрерывном росте производства и прибыли,

эксплуатации существующей системы. Развитие капиталистической экономики происходит циклами или «волнами» с интервалом в 48-50 лет, которые сменят друг друга в момент появления нового технологического уклада. Сейчас заканчивается «пятая волна», которая в начале 1980 годов была вызвана развитием электроники, вычислительной и телекоммуникационной техники. Если причиной конца феодализма стала появившаяся в его недрах кредитно-денежная система, то могильщиком капитализма будет новая волна технологической революции, которая коренным образом изменит жизнь человека и само общество.

Основой современной производственной структуры мира становятся нано- и биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные разработки. Они ведут к появлению новой, «цифровой экономики» на базе таких технологий, как анализ больших данных, искусственный интеллект, мобильный банкинг, криптовалюты. Современные технологии ведут к революционным изменениям в характере и производительности труда, изменяют подходы к решению коренных проблем человеческого существования. Так, развитие Интернета, «онлайн- сообществ» ведет к ускорению процессов массовой коммуникации в обществе, создание «3Д-принтера» даст возможность напечатать различные вещи и устройства, изобретение «нано-емкостей» поможет получать отфильтрованную воду и др.

3. Развитие человечества в условия новой промышленной революции связано с изменением базовых основ его мировоззрения под влиянием возрастающего распространения и доступного получения большой массы информации и знаний. Негативным фактором становится проблема поиска механизмов противодействия подавлению потребителей информации как личностей и превращению их в объекты манипуляции со стороны СМИ. Позитивным в переходе в современную цифровую эры является возможность развития медиа-образования в обществе и получения бесплатного доступа к обучению через Интернет всем жителям планеты.

Модернизация современной экономической, социальной и духовной сфер общества также предполагает совершенствование всей системы образования на основе перехода к «медиа-образованию». Его цель - развитие человеческого капитала на базе использования новых технологий в области современного образовании как важного ресурса развития общества на новом качественном уровне.

В современной российской педагогической науке существуют два противоположных подхода к раскрытию места и роли образования в обществе.

Один из них рассматривает образование как «необязательное занятие», потребность в котором для населения может быть искусственно ограничена. Главная цель образования - быть одним из средств коммерческого успеха, область которого должна ограничиваться подготовкой лишь необходимых на современном производстве кадров и определяться потребностями рынка.

Сторонники другого подхода к образованию считают, что образование должно быть базой для обеспечения формирования всесторонне развитой, профессионально подготовленной, прогрессивно ориентированной и творческой личности. Человеческая личность, ее творческий потенциал - это высшая ценность и главный ресурс модернизации России как современного «общества знаний» [16, с. 338-344].

Медиа-образование становится важным потенциалом для решения задачи модернизации основных сфер российского общества на основе перехода от традиционных к современным средствам обучения и связано с применением новых образовательных технологий.

Важное значение в современной педагогике занимает проблема соотношения традиционной и современной системы образования [10]. Традиционная система обучения ориентирована на усвоение целостной, классической картины знаний о мире и места в нем человека, имеет регламентированный и обязательный характер. Современное образование связано с использованием медийных средств массовой информации (радио, телевидение, интернет, электронные устройства, компьютерные программы и др.), которые выполняют роль посредника между людьми с целью развития у них коммуникативных способностей и компьютерной грамотности.

Главная функция современного медиа-образовательного ресурса связана с формированием в мышлении обучаемых особой «виртуальной реальности», так называемого, «медийного образа мира», «медиа -компетенций» и принципов работы с «медиа-техникой».

Задача «медийного обучения» направлена на создание у обучаемых навыков и умений связывать свой «индивидуальный» интеллекта с интеллектом «искусственным» при решении возникающих проблем и использовать электронные «медиа» средства как ориентира в мире информации.

Переход экономики на новый качественный уровень «цифровой (или сетевой) экономики» и внедрение «медиа-образования» предполагает использование таких современных высокотехнологичных способов усвоения и кодификации знаний, как Интернет, «онлайновые сообщества», «сетевые организации», «сетевые механизмы координации» и т.п. В современном образования у обучаемых на основе использования «меди-технологий» осуществляется формирование творческих коммуникативных способностей, основ этики и психологии поведения в обществе, этикета делового общения с применением информационных ресурсов.

Использование и внедрение современных средства «медиа-образования», внедрение информационных технологий не лишает автоматически человека способности к творчеству, самостоятельному мышлению, не ведет его к утрате своих родовых человеческих качеств и превращению в «придаток» компьютера. Технологии - лишь только инструмент, средство удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, усиление и совершенствование возможностей к развитию человека как личности [7, с. 157-162].

4. Глобальные перемены в современном обществе, вызванные становлением техногенной цивилизации, развитие высоких технологий затрагивают материальные и духовные основы самой цивилизации и влияют на изменение ее социальных и культурных ценностей. Несовпадение ценностных установок традиционного и информационного общества влияют на формирование новой системы социальных и культурных приоритетов, что становится важным технологическим ресурсом развития модернизационного потенциала России.

Аксиологический подход к анализу современной мировой экономики позволяет выделить в качестве социальных приоритетов следующие факторы: 1) исчерпание экономического потенциала модели технологического разделения труда на основе предметной специализации, 2) накопление новых прогрессивных инновационных разработок в обрабатывающей промышленности, 3) осознание элитами Запада необходимости обращения к новой современной индустриализации на базе высоких технологий как главной цели в усилении их курса на мировое господство.

В настоящее время для России актуальной задачей становится создание собственной идеологии, основанной на выборе национально ориентированных социально-экономических приоритетов как важного технологического ресурса в решении задачи модернизации ее экономики. В систему концептуальных социальных приоритетов российской экономики как основы для выбора нового индустриального вектора ее развития можно включить: 1) реформирование и создание коммерческой финансовой системы адекватной ее промышленному развитию. 2) совершенствование взаимодействия государства и частного сектора в создании совместных программ развития и участия в национальных проектах. 3) совершенствование механизма роста и привлечения человеческого капитала во взаимодействии крупного, среднего и малого бизнеса на основе соблюдения прав человека [11, с. 212-220].

Современная информационная деятельность основана на использовании новых социальных технологий и способствует формировани новой информационной культуры в изменяющемся обществе. Специфика влияния социальных технологий на общество связана с учетом роли осознанных или стихийных действий людей: отдельных индивидов, социальных групп и цивилизаций. Социальные технологии необходимы там, где человек активно и целенаправленно действуют, выдвигают планы по осознанному изменению себя и мира.

В современном информационном обществе важная роль социальных технологий находит проявление в формировании такого типа человека, как «экономический человек», в совершенствовании культуры управления в новой информационной реальности и в их влиянии на разные сферы общественной жизни [3, с. 210 -214]. Важное место в этом процессе занимает интенсивное использование таких современных социальных технологий в формировании общественного мнения, как социальные опросы, рекламная деятельность, технологии контроля за работой объектов социальной структуры, в сфере образования, здравоохранения и т.п.

Развитие социальных технологий способствует процессу модернизации общества и ведет к прогрессивным изменениям в системе общественных отношений появлению новых

социальных и культурных приоритетов и развитию всей системы социальных и гуманитарных наук [14, с. 174 - 184].

Современные информационные технологии становятся важным ресурсом для формирования информационной культуры как одного из источников выбора духовных приоритетов и ценностных регуляторов в поиске ресурсов модернизации России.

Обращение к ценностям культуры информационного общества связано с такими приоритетами, как решение проблемы обеспечения информационной безопасности в экономике и социальной сфере, проблема манипулирования сознанием под воздействием СМИ, проблемы осознанного выбора профессиональной деятельности и определения целей образования [2, с. 2330]. Приоритетный характер приобретает и задача формирования новых культурных стереотипов, связанных с регулированием поведения личности и ее жизни в мире новой виртуальной реальности и цифровых технологий.

В мировоззрении российского общества важным культурным приоритетом становится идея поиска общего ценностного мировоззренческого стимула, дающего возможность осознать свою страну как особую и уникальную, исторически развивающуюся цивилизацию [12]. Роль ведущего духовного и объединяющего мировоззренческого «начала» приобретает такая «вечная общечеловеческая ценность» как идея гуманизма. Как отмечает в своих работах А. Франкл, идея гуманизма включает в себя такие ценности, как любовь и справедливость, нетерпимость к насилию, осознание глобального характера перемен, желание преодоления угроз и негативных последствий [15].

Технологическими ресурсами модернизации современного российского общества должны стать такие приоритеты, как национальная экономическая стратегии устойчивого развития, использование информационно-компьютерных технологии в системе образования и опора на объединяющий гуманистический характер традиционных социальных и духовных ценностей.

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Гуманитарное мышление в экофилософских ориентирах самоидентификации субъекта современного мира // Право и практика. 2018. № 1. С. 248-255.

2. Баркова Э.В. Планетарный смысл сохранения гуманитарно-интеллектуального потенциала культуры: взгляд экофилософа // Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтничном ВУЗе Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Под редакцией Л.Д. Торосян. 2018. С. 23-31.

3. Безвесельная З.В. Экономический человек» в современном образовании и формировании культуры управления // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1. (47). С. 210 -214.

4. Безвесельная З.В. Проблемы общественных наук в сфере совершенствования управления трудовой деятельностью // Право и практика. 2018. № 2. С.272-278.

5. Ивлева М.И. Взаимосвязь медиа экологии и экологии личности в теории коммуникации Н.Постмана // Право и практика. 2017. № 3. С. 182-185.

6. Козьмин В.С. Информационные технологии и бытие человека в информационном мире //Человек и инновационная экономика современной России: философские аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 ноября 2011 - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. С. 65 - 75.

7. Козьмин В.С. Медиа-образование и информационные технологии в контексте экономических потребностей современного общества //Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в ХХ1 в. Международный круглый стол (5 декабря 2017). М., РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. С. 157-162.

8. Кутырев В.А. Современная социология познания: общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. С. 24 - 26.

9. Мокий В.С. Основы транс-дисциплинарности. Н.: Эль-ФА, 2009. 368 с.

10. Новикова Е.Ю. Компетентностный подход в гуманитарном образовании иностранных студентов // Право и образование. 2012. № 5. С. 4-13

11. Побывалов С.А., Толкачев С.А. О концептуальной подготовке перехода России к условиям нео-индустриального развития // Производство, наука и образование России: преодолеть стагнацию. Сборник материалов «II Международного Конгресса (ПНО-II), 2016». СПб.: ИНИР, 2016. С.212-220.

12. Понизовкина И.Ф. Тема миссии России как путь к диалогу культур и цивилизаций // Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты Материалы Московского форума, посвященного памяти Г.Алиева. М., 2015. С.303-309.

13. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. С.91-105.

14. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. С. 174-184.

15. Франкл А.В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

16. Яковлева Н.Г. Образование: место в современном общественном производстве и экономике // Производство, наука и образование России: преодолеть стагнацию. Сборник материалов «2 Международного Конгресса» (ПНО-2). 2016. СПб.: ИНИР, 2016. С. 212-220.

References and Sources

1. Barkova EH.V. Gumanitarnoe myshlenie v ehkofilosofskih orientirah samoidentifikacii sub"ekta sovremennogo mira // Pravo i praktika. 2018. № 1. S. 248-255.

2. Barkova EH.V. Planetarnyj smysl sohraneniya gumanitarno-intellektual'nogo potenciala kul'tury: vzglyad ehkofilosofa // Kul'turno-yazykovoe vzaimodejstvie v processe prepodavaniya disciplin kul'turologicheskogo i lingvisticheskogo ciklov v sovremennom poliehtnichnom VUZe Materialy IV Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-metodicheskoj konferencii. Pod redakciej L.D. Torosyan. 2018. S. 23-31.

3. Bezvesel'naya Z.V. EHkonomicheskij chelovek» v sovremennom obrazovanii i formirovanii kul'tury upravleniya // Vestnik REHU im. G.V. Plekhanova. 2018. № 1. (47). S. 210 -214.

4. Bezvesel'naya Z.V. Problemy obshchestvennyh nauk v sfere sovershenstvovaniya upravleniya trudovoj deyatel'nost'yu // Pravo i praktika. 2018. № 2. S.272-278.

5. Ivleva M.I. Vzaimosvyaz' media ehkologii i ehkologii lichnosti v teorii kommunikacii N.Postmana // Pravo i praktika. 2017. N° 3. S. 182-185.

6. Koz'min V.S. Informacionnye tekhnologii i bytie cheloveka v informacionnom mire //CHelovek i innovacionnaya ehkonomika sovremennoj Rossii: filosofskie aspekty. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 25 noyabrya 2011 - M.: FGBOU VO «REHU im. G.V. Plekhanova», 2012. S. 65 - 75.

7. Koz'min V.S. Media-obrazovanie i informacionnye tekhnologii v kontekste ehkonomicheskih potrebnostej sovremennogo obshchestva //Aktual'nye problemy kontekstual'nogo analiza situacionno-regional'nogo mnogoobraziya social'nogo razvitiya Rossii v HKH1 v. Mezhdunarodnyj kruglyj stol (5 dekabrya 2017). M., REHU im. G.V. Plekhanova», 2017. S. 157-162.

8. Kutyrev V.A. Sovremennaya sociologiya poznaniya: obshchenauchnye metody i ih vzaimodejstvie. M.: Mysl', 1988. S. 24 - 26.

9. Mokij V.S. Osnovy trans-disciplinarnosti. N.: EHl'-FA, 2009. 368 s.

10. Novikova E.YU. Kompetentnostnyj podhod v gumanitarnom obrazovanii inostrannyh studentov // Pravo i obrazovanie. 2012. № 5. S. 4-13

11. Pobyvalov S.A., Tolkachev S.A. O konceptual'noj podgotovke perekhoda Rossii k usloviyam neo-industrial'nogo razvitiya // Proizvodstvo, nauka i obrazovanie Rossii: preodolet' stagnaciyu. Sbornik materialov «II Mezhdunarodnogo Kongressa (PNO-II), 2016». SPb.: INIR, 2016. S.212-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ponizovkina I.F. Tema missii Rossii kak put' k dialogu kul'tur i civilizacij // Dialog kul'tur: social'nye, politicheskie i cennostnye aspekty Materialy Moskovskogo foruma, posvyashchennogo pamyati G.Alieva. M., 2015. S.303-309.

13. Stepin V.S. Filosofiya nauki. Obshchie problemy. M.: Gardariki, 2006. S.91-105.

14. Stefanov N. Obshchestvennye nauki i social'naya tekhnologiya. M.: Progress, 1976. S. 174-184.

15. Frankl A.V. CHelovek v poiskah smysla. M.: Progress, 1990. 366 s.

16. YAkovleva N.G. Obrazovanie: mesto v sovremennom obshchestvennom proizvodstve i ehkonomike // Proizvodstvo, nauka i obrazovanie Rossii: preodolet' stagnaciyu. Sbornik materialov «2 Mezhdunarodnogo Kongressa» (PNO-2). 2016. SPb.: INIR, 2016. S. 212-220.

КОЗЬМИН ВАЛЕРИЙ СЕМЕНОВИЧ - кандидат философских наук, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

БЕЗВЕСЕЛЬНАЯ ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат философских наук, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

KOZMIN, VALERIY S. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (vskozmin@mail.ru).

BEZVESELNAYA, ZOYA V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (enzoya@yandex.ru).

УДК 130.2

ШАЛАГИНА С.Н.

МИЛОСЕРДИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: феномен милосердия, сакральные тексты, благотворительность, гуманность, христианское учение, философия помощи.

В статье исследуется феномен милосердия как ценностный ориентир в новой культуре нравственных отношений, способный воплотить в жизнь скрытый потенциал человеческой сущности. Священные тексты являются уникальными зеркалами, отражающими свет милосердия на пути человечества к совершенству. Милосердие в системе ценностных ориентиров многие столетия определяет отечественную философию помощи. Милосердие - важная составная часть, доминирующий мотив в основе благотворительной деятельности. При этом благотворительность и милосердие выступают как составная часть общечеловеческой морали.

SHALAGINA, S.N. MERCY AND NATIONAL PERSONALITY OF RUSSIAN CULTURE

Keywords: the phenomenon of mercy, sacred texts, charity, humanity, Christian doctrine, philosophy of help

In the article researched the phenomenon of mercy as a value reference mark in the new culture of moral relations that is able to bring it to life the hidden potential of human's essence. The sacred texts are unique mirrors which reflect the light of mercy on the way of mankind to perfection. Charity in the system of value reference marks for many centuries defines the domestic philosophy of aid. Charity is an important component, the dominant motive in the basis of charitable activity. At the same time, charity and mercy appear as an integral part of universal morality.

Духовно-нравственное обновление современного общества характерно как для западной цивилизации, так и для России. Сегодня, когда всевозможные законодательные и политические меры не способны решить эту проблему, кризис самоидентификации России, как мы полагаем, преодолим только на основе обращения к истокам, к осмыслению глубинных, ценностных ориентиров, сакральных оснований жизненного мира человека. Обращение к сакральным текстам, уникальным памятникам культуры, определявших мировоззрение, систему ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.