Научная статья на тему 'Социальное проектирование как основа развития общества и евразийской интеграции'

Социальное проектирование как основа развития общества и евразийской интеграции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIAL DESIGNING / RESEARCH METHODOLOGIES / IMPLEMENTATION TECHNOLOGY / SOCIAL DEVELOPMENT / EURASIAN INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андреев Эдуард Михайлович

В статье рассматриваются место и роль социального проектирования в современных условиях необходимости повышения эффективности методов изучения и реализации процессов общественного развития и евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Social Designing as the Basis of Development of Society and Eurasian Integration

The article discusses the place and role of social design in modern conditions of the need to improve the efficiency of methods of study and implementation of the processes of social development and Eurasian integration.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как основа развития общества и евразийской интеграции»

Россия в динамике глобализирующегося мира

Э.М. АНДРЕЕВ доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, действительный член Российской академии социальных наук*

Социальное проектирование как основа развития общества и евразийской интеграции

В статье рассматриваются место и роль социального проектирования в современных условиях необходимости повышения эффективности методов изучения и реализации процессов общественного развития и евразийской интеграции.

Ключевые слова: социальное проектирование, методологии исследования, технологии реализации, общественное развитие, евразийская интеграция.

Andreev E.M. The Social Designing as the Basis of Development of Society and Eurasian Integration. The article discusses the place and role of social design in modern conditions of the need to improve the efficiency of methods of study and implementation of the processes of social development and Eurasian integration.

Keywords: social designing, research methodologies, implementation technology, social development, Eurasian integration.

Стремление к изменениям и к переменам выражает саму суть человеческой природы. Однако человечество ныне уже в глобальных масштабах начало пожинать трагические последствия того, что составляет основную драму его истории, главную «тайну», «сфинкса» общественной жизни. Речь идёт о противоположности целей и результатов деятельности людей, о разнонаправленности субъективных процессов и изменений объективной реальности.

* Андреев Эдуард Михайлович, e-mail: ehduard 15@yandex.ru

Главная общесистемная проблема человечества, следовательно, состоит в том, как противостоять его гонке к собственной деградации и даже к гибели, направляя социальные знания и действия, а также построенные на их основе политику и управление на организацию и созидание, а не на дезорганизацию и разрушение. Потенциал социального знания и деятельности при этом должен использоваться не только как непосредственное орудие управления вещественными, энергетическими и информационными ресурсами, но и как возможность овладения своими собственными социальными силами. Всё это требует разрешения противоречия между уже имеющимися огромными технологическими возможностями социального управления и его недостаточно разработанной методологической базой.

Достоверное социальное знание, следовательно, превратилось в важнейший резерв и ресурс позитивных общественных изменений, эффективной и конструктивной политики.

Отличие нового способа мышления и действия от старого состоит в принципиальной ориентации на сохранение и развитие социальной составляющей изменения всей общественной системы, в реализации той истины, что возможности спасения и роста благосостояния человечества заключены не только вне, но и внутри него самого; что основными препятствиями общественного развития выступают ныне как внешние воздействия и угрозы, но так и «внутренние границы» социальной организации. Поэтому, не впадая в крайности идеологии, подчеркнем, что причины кризисов и катастроф в обществе, неудач в проведении реформ коренятся именно в социальной составляющей происходящих общественных изменений.

Под ней понимается целостная, органическая система условий и отношений человеческой жизнедеятельности, проявляющихся в потребностях, интересах и ценностях как различных слоёв и групп общества, так и отдельной личности и определяющих в конечном счёте направленность и характер деятельности людей. Такой методологический подход соответствует и природе общественных систем, и современным тенденциям их изменений.

В частности, в переходе от государственно-бюрократической к социально-ориентированной системе организации общества состоит основной смысл современных реформ, деформация которого приводит к потере импульса и потен-

циала, мотивов и стимулов общественных изменений; к лишению возможности участия людей в социальных и политических трансформациях, т.е. к утрате источников самоорганизации, саморазвития общества; к обострению противоречий между возрастающей сложностью проблем, требующих своего решения, и уровнем компетентности правящих политических элит, традиционными средствами политики, управления и контроля. Между масштабами и глубиной происходящих социальных изменений и степенью подготовки и обоснования политических решений; предварительного инвестирования знаний, ориентации на инновации, качество и культуру, на предвидение и оценку результатов, последствий деятельности, на информированность и заинтересованность граждан.

Сказанное приводит к тому важному выводу, что становление современного мышления и действия выдвигает на передний план наитруднейшую проблему формирования субъекта политики общественных изменений, адекватного новой социальной реальности. Вот почему особое значение сегодня приобретает изучение взаимопереходов объективного и субъективного в жизнедеятельности общества, её осуществления на макро- и микроуровнях взаимосвязи. Поэтому современной науке и практике наиболее близки концепции геокультурного, цивилизационного подходов, устойчивого человеческого развития, открытого, интегрального общества, идей общественного диалога, социального консенсуса, транспарентности, толерантности, комплиментарности и др.

Методологическую сторону процесса реформирования общества выражает, с нашей точки зрения, следующий комплекс вопросов.

1. Какова объективная природа социальной реальности, подлежащей тем или иным изменениям?

2. Каковы наилучшие и эффективные методы формирования знания об этой реальности?

3. Каковы наиболее результативные способы действия по её преобразованию?

Отсюда вытекают и системные критерии оценки различных моделей реформ.

1. Учитывают ли они исторические корни и традиции данного общества?

2. Учитывают ли они его основные проблемы и современные потребности?

3. Насколько предлагаемые пути и способы решения проблем и удовлетворения потребностей используют идеальные возможности общества, а также учитывают реальный уровень его развития и уже имеющийся опыт преобразований?

Однако существует ли ныне какая-либо центральная проблема познания, утверждения новой социальной реальности и методологии, технологии социально-политического реформирования? На этот вопрос, с нашей точки зрения, следует дать положительный ответ - таковой является проблема системности, целостности общественного развития. Она поистине становится «визитной карточкой» теории и практики человеческой жизнедеятельности в современную эпоху. В противоположности одностороннего, «частичного» и многомерного, целостного подходов видится нам сегодня водораздел между старым и новым способами мышления, действия, старой и новой политикой.

С точки зрения многомерного, интегрального, целостного мышления и действия, общество представляет собой самовоспроизводящуюся и самоорганизующуюся, открытую, антиэнтропийную живую систему, у которой, строго говоря, нет «частей» и «элементов» (вспомним гегелевское - части есть только у трупа!). У социального пространства нет «деталей» и «мелочей», а социальное время необратимо. Потенциал социальной целостности составляют уникальные и неповторимые способности субъектов человеческой деятельности. Отсутствие или недостаточная мера реализации этих способностей - безвозвратная потеря для общества.

Консолидировать общество и вывести его из глубокого масштабного кризиса можно лишь на основе всесторонне обоснованной, системной концепции реформ и социально-ориентированной политики, раскрывающих смысл и содержание, социальные последствия и результаты изменений в обществе, определяющих приоритеты и критерии реформаторских усилий.

Системная концепция реформ, по нашему мнению, может быть основана не на одной универсальной идее, а на ансамбле идей. Она должна быть сориентирована не на одного национального политического лидера, а на профессиональную и авторитетную команду политиков; не на один социальный слой, а на формирование социальной структуры конструктивно-созидательного характера, т.е. на создание условий для свободной и активной деятельности высококвали-

фицированных работников материальной и духовной сфер, на волю и социальную энергию гражданского общества.

Таким образом, для реализации системной концепции реформ и социально-ориентированной политики необходим союз общественно-политических сил.

Их осуществление требует установления тесного сотрудничества представителей науки, власти, бизнеса с самой широкой общественностью с целью интеллектуального наполнения процесса развития общества, т.е. проведения необходимых исследований, моделирования, прогнозирования изменений ситуации в стране, разработки и обсуждения сценариев свершения событий и различных вариантов решений. Переход к открытому, социально-ориентированному обществу, следовательно, предполагает развитые методологию и технологию самореформирования, их участие в разработке и реализации активной и сознательной части общества, без чего оно нежизнеспособно.

Открытое многонациональное общество как целостная социально-политическая система развивается в поиске наилучших вариантов общественного прогресса, стремясь обеспечить оптимальное взаимодействие различных типов социальных «механизмов» (имитационного, эволюционного, инновационного, радикального) и применение демократических социальных технологий (выборов, референдумов, изучения общественного мнения и др.), реализацию принципов солидарности и социального партнёрства.

Такое общество зиждется на свободной ответственности свободного человека.

Жизнеспособность государственности и общества в России и других странах определяется ныне прежде всего тем, как они проектируют и «производят» своё будущее, опираясь на достижения современной науки, реформируя системы управления, рассматривают будущее не как угрозу и не как следствие, а как причину настоящего.

Таким образом, изменения в современном мире носят цивилизационный характер, и масштаб этого вызова требует от России такого же сильного ответа. Все новые проекты, приоритеты: пространственное развитие, инвестиции в инфраструктуру, в образование, здравоохранение и экологию, в новые технологии и науку, меры поддержки экономики, со-

действие талантам молодёжи, - всё это призвано работать на одну стратегическую задачу - прорывное развитие России1.

В современном мире развитые государства в построении и реализации социально-политического управления всё в большей степени прибегают к изменению методов и технологии проектирования. Настоящим прорывом в их применении в России призваны стать приоритетные национальные проекты, основная идея которых была впервые сформулирована в Послании Президента РФ Федеральному Собранию ещё весной 2004 г.

По сути это явилось социальным проектом нового российского общества, основанного на иной экономике, на развитии человеческого капитала и потенциала, повышении качества жизни россиян и обеспечении безопасности государства и общества. При этом сложность задач социальной сферы в период реформ приобретала императив перехода к такому управлению, которое обеспечило бы практическое решение самых острых проблем национальной повестки дня. И именно в этом направлении нацпроекты заполняют определённую часть ниши стратегического целеполагания в реализации 7-й ст. Конституции РФ о социальном государстве.

Таким образом, стратегия социального проектирования должна пониматься не только как разработка проекта, но как непосредственное участие в проектировании всех заинтересованных сторон, т. е. всех тех, кого данный социальный проект может касаться. В любом случае социальное проектирование - это деятельность по составлению и осуществлению программ преобразования определённых социальных микро- и макросистем в желаемом направлении. Нацпроекты, выступая средствами решения общенациональных задач, представляют собой способы и формы развития, направленные на качественные структурные изменения в экономике и социальной сфере страны при достижении их ориентированности на человека.

Россия как государство и общество, стремящиеся занять достойное место в современном мире и влиять на социально-экономические, социально-политические и социально-культурные процессы, столкнулась в самом начале XXI в. с серьёзными вызовами, от ответов на которые зависело будущее страны.

1 См.: План президента Путина // Российская газета, 2 марта 2018 г., с. 4.

Первый вызов - это усиление глобальной конкуренции; второй - новая волна технических и технологических изменений; третий - возрастание человеческого потенциала и капитала; четвёртый - исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, недостаточный уровень транспортной и энергетической инфраструктуры, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда.

Приоритетные национальные проекты (ПНП) выполняют целый ряд функций государственного управления, среди которых первой выступает диагностическая, позволяющая исследовать и анализировать положение и ситуации в социальной сфере, обобщать полученные данные и делать прогнозы на местном, региональном и общенациональном уровнях.

Прогнозная функция позволяет разработать варианты событий, развития ситуаций и проблем в социальных отраслях, а также ставить цели для планирования различных видов деятельности.

Функция планирования, которая формирует систему определённых мероприятий, сроков и средств, а также их контроль на всех уровнях реализации, тесно связана с инновационной и стимулирующей функциями нацпроектов.

Невозможно не упомянуть об идеологической функции ПНП, которые не без помощи СМИ стараются формировать ориентиры социально-экономической политики государства, позитивное общественное мнение, объяснять некое подобие элементов национальной идеи.

Таким образом, одним из основных итогов функционирования нацпроектов должна стать переоценка содержания и приоритетов государственной деятельности. Такова новая идеология власти, определяющая переход на социально-ориентированный путь развития. Было заявлено, что главное в госуправлении - эффективная социальная политика, в основе которой - интересы человека, создание инновационной экономики и целостного, интегрального общества.

Однако несмотря на то, что результаты нацпроектирова-ния преподносятся ныне только с положительной стороны, нельзя не видеть негативные процессы и возможные риски, которые могут возникнуть и уже возникают при подготовке и реализации тех или иных нацпроектов. За примерами далеко ходить не приходится.

Так, расходы на реализацию с 2018 по 2024 гг. принятых правительством 13 нацпроектов составят 25,7 трлн. руб. -

сумму грандиозную. И пускать её на ветер никто не собирается, ибо она должна обеспечить достижение целей, сформулированных Президентом России в майских указах 2018 г. Если в 2005 г. среди важнейших направлений он назвал здравоохранение, образование, доступное жильё и сельское хозяйство, то на сей раз к ним добавились ещё десять: наука, культура, демография, экология, цифровая экономика, производительность труда, поддержка занятости малого и среднего бизнеса, международная кооперация, модернизация магистральной инфраструктуры и безопасные автодороги.

Однако проработка нацпроектов вызывает сомнение. Отсутствуют ответы на главные вопросы: а зачем нам всё это? Что даст реализация нацпроектов?

Представляется, что государству стоит сначала решить задачу повышения уровня жизни и реальных доходов населения, а уже потом финансировать крупные проекты в отраслях. Гражданам уже сегодня, а не через 6 лет нужны доступная медицина, качественное образование, чистый воздух и вода, комфортное жильё, возможность без бюрократических проволочек открыть свой бизнес и многое другое .

Остаётся надеяться, что список нацпроектов со временем будет охватывать всё большее количество болевых точек экономики и социальной сферы, которые в результате превратятся в точки роста.

Однако существуют ли ныне объективные основы и субъективные факторы в современном мире, в своём единстве представляющие реальные возможности перехода к новой модели развития на принципах взаимного уважения суверенитета, справедливого глобального регулирования и взаимовыгодного сотрудничества.

«Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», - именно так назвал свою программную статью о евразийской интеграции президент России В. Путин2. В дальнейшем, продолжая разговор об этом будущем, он акцентирует своё внимание на стратегии и ценностной основе развития нашей страны, на том, как глобальные процессы будут влиять на нашу национальную идентичность, на том, каким мы хотим видеть мир XXI в. и что может прив-

1 См.: Мильчакова Н. Нацпроекты: как их готовить и с чем есть. Построит ли Россия за 6 лет светлое будущее // Московский комсомолец, 11 марта 2019 г.

2 См.: Известия. 3 октября, 2011.

нести в этот мир совместно с партнёрами наша страна -Россия1.

Действительно, Россия имеет уникальную возможность в истории - вернуть себе роль глобального объединяющего центра, вокруг которого начнётся формирование принципиально иного баланса сил, новой архитектуры глобальных валютно-финансовых и торгово-экономических отношений на началах справедливости, гармонии и сотрудничества в интересах народов всей Евразии2.

Однако Россия при этом остаётся основой процесса евразийской интеграции и ключевая роль нашей страны в этом процессе определяется исторически и объективно неоспоримым социально-экономическим и политическим доминированием. На её долю приходится 87,6% экономического потенциала, 78,4% населения и 83,9% территории ЕАЭС3. Поэтому именно Россия как геополитический центр Евразии, обладающий самыми мощными на постсоветском пространстве экономическими, военными, политическими, информационными, психолого-волевыми ресурсами, исторически призвана стать одним из основных центров и стержней новой архитектоники мира.

Отставание же неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала ... Именно отставание -вот главная угроза и вот наш враг - такой вывод делает Президент страны в своём ежегодном Послании.

Существуют ли закономерности, условия и факторы, противостоящие этой главной угрозе и нашему врагу в современный период?

Одним из наиболее важных ответов на данный вопрос, с нашей точки зрения, является необходимость установления связи и взаимодействия государственного управления -путём разработки и реализации стратегических проектов - со всей системой культуры современного российского общества.

1 Выступление В. Путина на пленарной сессии клуба «Валдай», 2013, 21 сентября.

2 Глазьев С. Евразийская интеграция как ключевое направление современной политики России // Журнал «Изборгский клуб», 2014, №1.

3 Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборгского клуба»). М.: Книжный мир, 2018.

Культура как целое пронизывает все без исключения сферы социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который бы не нёс в себе последствий её воздействия. При этом многообразие культур и их взаимодействие выступают условием культурного развития. Но для этого необходимо совершить настоящую интеллектуальную революцию и социально-гуманитарный прорыв, т.е. переход от экономоцентризма и техноцентризма к культуро-центризму, базирующемуся на высокого уровня профессионализме и человековедческой компетенции. Признание же приоритета культуры и целостное включение её во все сферы решения теоретических и практических проблем человеческого развития открывает широкие возможности для построения более устойчивого и процветающего мира.

Сегодня в условиях становления новой социальной системы необходима реализация не только очередных проектов развития транзитных инфраструктур или структур освоения месторождений сырья, имеющих узконаправленный, узкоспециальный характер, но и осуществление проектов создания инфраструктуры следующего уровня человеческой цивилизации, связанного с солидарным развитием различных стран, народов и культур. По сути, речь идёт о создании альтернативы неолиберальной парадигме глобального доминирования. И такие проекты в России уже есть и ещё будут. Одним из них, по нашему мнению, может стать проект Транс-Евразийского пояса RAZVITIE (ТЕПР), на примере которого демонстрируется принципиально новый подход к постановке целей развития РФ, в корне отличающийся от существующего целеполагания.

В этой связи осуществлённая ИСПИ РАН социально-научная экспертиза ТЕПР показала, что мегапроект отвечает обозначенным задачам стратегического развития России, и именно данный мегапроект решает поставленные Правительством социально-экономические задачи, предполагающие строительство высокотехнологичных городов-спутников, которые должны стать центрами наукоёмкого производства и местом притяжения специалистов, позволяющими объединить возможности проекта с военными и социальными нуждами.

Именно планируемые к реализации научно-промышленные зоны вдоль «пояса Razvitie» станут плацдармом для возрождения российской культуры и цивилизации.

Дальнейшие шаги по реализации мегапроекта ТЕПР безусловно предполагают долгосрочный заказ к фундаментальной российской науке, в том числе и в сфере проблем Арктики, и эти задачи связаны с использованием существующих и созданием новых заделов в фундаментальных знаниях по данной проблематике, на базе которых будут создаваться перспективные и прорывные технологии для транспорта, энергетики, связи, развития инфраструктуры, социального и культурного потенциала территории, которые будут раскрыты за счёт включения Арктического региона в мегапроект.

В целом же можно сделать вывод, что уже наступил новый этап, когда своё будущее Россия должна выстраивать в качестве самостоятельного цивилизационного центра, вступающего в иной фазис интеграционных взаимодействий с другими центрами, осознанно формируя свой собственный самобытный путь, опираясь при этом на свою цивилиза-ционную матрицу. Не случайно, а закономерно то, что основой формирования новой России должны стать не только нацпроекты Науки, Образования, но и в целом Культуры.

Однако в стране до сих пор не было национального проекта развития культуры и практически отсутствует то, что принято считать выверенной культурной политикой. На культуру выделяются мизерные средства, по сути крохи, на порядок меньше, чем на преодоление бескультурья. Так, например, ежегодные расходы на культуру на человека в Дании составляют 326 евро, во Франции - 241, в Германии -142, в России - 40. Да, в нацпроект «Культура» заложено 109,7 млрд руб., но это всего лишь 0,5% ВВП1.

Между тем проблемы развития культуры в современном обществе и мире приобретают особое, первостепенное значение. Об этом в частности, свидетельствует состоявшийся в июне 2019 г. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), который побил все рекорды интереса со стороны как российского истеблишмента, так и мирового сообщества, собрав 19000 участников и гостей из 145 стран. В этом году он более чем в шесть раз превзошёл по популярности январский Давосский форум, традиционно считающийся глобальной экономической столицей.

Значимым отличием нынешнего ПМЭФа стало то, что заметное количество панельных дискуссий было посвящено

1 Культура, № 21, 14-20 июня 2019 г.

экономике культуры и искусства, культурному обмену и общим проблемам кино, театра, медиа, музеев, а также взаимовлиянию экономических и культурных процессов в обществе. Как справедливо отметила Марина Лошак, директор ГМИИ

имени А.С. Пушкина, задача музеев в частности и культуры

1

в целом - внедрять душу в пространства нашей страны .

Характерно то, что ещё полтора десятилетия назад в целом ряде западных стран стартовала серия проектов «Культура имеет значение» (Culture Matters), доказавших, что многие финансовые события не только связаны, но и зависят от ценностных установок людей. А «Российская венчурная компания» (крупнейший инструмент государства по построению национальной инновационной системы) представила аналитический доклад, основной вывод которого заключается в том, что наши неэффективные экономические результаты в новых сферах связаны не с тем, что информации не хватает или законы не хороши. Наибольший разрыв, мешающий провести преобразования, - культурный.

По мнению аналитиков, существует непреложный закон: наиболее экономически успешные нации - те, в которых самореализация людей важнее самовыживания. Поэтому развитие человеческого капитала, творческого потенциала граждан - приоритетная задача и экономики, и культуры. Не случайно именно создание и расширение окна возможностей для раскрытия талантов человека назвал самым первым фактором, имеющим основополагающее значение для продвижения страны, Президент России.

В.В. Путин чётко и ясно обозначил задачи и цели: «Сегодняшние тенденции в мире свидетельствуют, что роль страны, её суверенитет и место в современной системе координат определяются несколькими ключевыми факторами: это, безусловно, способность обеспечить безопасность своих граждан,

это способность не только сохранять национальную идентич-

2

ность, но и вносить вклад в развитие мировой культуры» .

Одни из основных принципов (законов, критериев) системного подхода к анализу социальных структур, институтов и процессов - принципы открытости и целостности гласят: главные и основные проблемы и противоречия данной социальной системы или данного процесса её изменения

1 Культура, № 21, 14-20 июня 2019 г.

2 См. там же.

принципиально неразрешимы, если оставаться в рамках только этой системы или данного процесса, не выходя за их границы, не меняя способа движения. Значит, надо идти «в другую», более широкую целостную систему, меняя способы мышления и действия!

Как справедливо отмечал представитель французской школы «Анналы», общепризнанный лидер этого историографического направления в науке и один из крупнейших историков современности Фернан Бродель, «всё должно быть взято, переосмыслено и помещено в более широкие рамки истории, чтобы мы, наконец, - при всех её парадоксах и противоречиях - смогли увидеть единство исторического процесса, которое есть не что иное, как единство жизни».

В человеческой жизни нет ничего важнее и ценнее, чем сама эта жизнь. Однако исторически сложилось так, что человек и его жизнь никогда не были самоцелью развития общества, а лишь средством для достижения внешних по отношению к их сохранению, совершенствованию и развитию целей.

Речь по существу идёт о необходимости коренного, принципиального «разворота общества лицом к человеку», т.е. об обеспечении безопасности и благополучия его жизни, о реализации способностей и основных свобод, а также прав: на равенство возможностей развития, участие в общественной жизни и самоорганизации собственной, на справедливость отношений в сферах труда, семьи и быта. Таким образом, современный человек призван обрести в своём развитии в целом право на своё общество, которое соответствует его запросам, потребностям и интересам. Это право коренится в самой человеческой природе - в духовности, свободе, творчестве, стремлении к самоутверждению. Современное общество, не претендуя на расширение пределов индивидуально-личностных соотношений, вправе рассчитывать на самореализацию человека в пределах общественных интересов в целом. Именно так в историческом развитии реализуется основной принцип культуры социальности - все-проявленности способностей человека внутри общества, т.е. становления, по К. Ясперсу, настоящего человека.

Стать подлинным человеком - это смысл истории, -писал К. Ясперс. - Смысл и назначение истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.