Андреев Э.М.
д.филос.н., профессор, действительный член Российской академии социальных наук, гл.н.с. Института
социально-политических исследований РАН
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Ключевые слова: евразийская интеграция, методология исследования, социально-политические процессы, условия и факторы, мировоззрение, социальный реализм, сетевые войны, социальное проектирование.
Евразийская интеграция - поистине веление времени, визитная карточка новой социальной реальности, тесно связанной с объективными процессами глобализации. На основе этой связи идёт углубление интеграционного характера современного исторического процесса, расширение интеграционных практик в различных регионах мира с целью повышения социальной эффективности и цивилизованности систем регулирования процессов интеграции. Интеграционные аспекты концептов, стратегий и проектов инновационного развития являются сегодня, по сути дела, развёрнутым ответом на вызовы глобализации.
XXI век становится веком больших изменений, эпохой формирования крупных геополитических материков -финансово-экономических, военно-политических, культурных, цивилизационных. Обобщённый анализ существующих концепций, стратегий развития современного мира - от концепций ноосферы, устойчивого развития и стратегии формирования постиндустриального информационно-коммуникативного общества знаний и культуры до концепции человеческого развития в целом - даёт основания для выделения в качестве одной из основных особенностей происходящего ныне во всех сферах человеческой деятельности интеграционной тенденции как обладающей наибольшими перспективами в процессе дальнейшего развития государств и цивилизаций. В стороне от этих процессов, разумеется, не могут оставаться государства и общества, располагающиеся в пределах евразийского пространства.
На авансцену истории призвана выйти Евразия - самый крупный и богатый регион мира. Современные процессы евразийской интеграции уже сегодня начинают проявлять свою способность стать одним из главных центров и полюсов решения глобальных проблем мировой экономики, социального и культурного развития, т.е. выполнить уникальную историческую миссию, которая не по силам никаким другим из международных интеграционных группировок на постсоветском или иных пространствах.
Исследование теоретико-методологических аспектов реальных интеграционных процессов требует анализа их адекватности реалиям современного мира и направленности на определение общих тенденций развития этих процессов. Однако ни одна из существующих моделей интеграции не была создана по одному и тому же, например, европейскому, образцу. Интеграционные процессы - сложные и многомерные явления, поэтому та или иная модель региональной интеграции не может быть автоматически перенесена на другие регионы. Но каждая из них, используя имеющийся потенциал научных принципов анализа сложных социальных систем - целостности, синергии, дополнительности, диалектической взаимосвязи, сумеет внести свой вклад в изучение специфических особенностей, характеризующих новизну изменяющейся социальной реальности. А знание основных закономерностей интеграционных процессов, применение опыта успешных интеграционных объединений позволяют выработать адекватную стратегию, способствующую развитию различных форм интеграции в современном мире.
В основу современной методологии науки и практики закладываются процессы самоорганизации. То же самое происходит и при разработке новых технологий. Так, к примеру, главная идея нанотехнологий, по Фейнману (1959), состоит в том, чтобы получать совершенные материалы, не имеющие дефектов на атомном уровне. Это придаёт этим материалам новые физико-химические свойства. Размещая же атомы от наноуровня к макроуровню, создать новый материал в промышленных масштабах невозможно, поскольку потребуется больше времени, чем существует вселенная. Выходом из положения и является самоорганизация. Иначе говоря, необходимо создавать не конкретные материалы путём механического перемещения атомов, а такие условия, при которых атомы сами займут те положения, в которых мы хотим их видеть. Для этого надо очень хорошо представлять себе методы и способы самоорганизации и конструировать соответствующие модели. Именно поэтому теория самоорганизации, или синергетика (от греческого -«совместное действие»), всё чаще рассматривается как новая методология науки и ключ к новым технологиям1.
Процессы становления новой социальной реальности подтверждают существующие прогнозы о том, что вызовы и угрозы, опасности и риски в современном мире, острота проблем и кризисов будут не просто возрастать, а возрастать по экспоненте. Что касается различных человеческих сообществ, то они в настоящее время представляют собой многообразную совокупность сложных социальных систем, призванных выполнять общие функции целеполага-
1 Иванов В.В. Какая наука нужна России? // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.9. Ч. I / РАН. ИНИОН. Отд. научн. сотруд.-ва и межд. связей. Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - С. 78.
ния и самоизменения, открытости и самодостаточности, субъектности, т.е. понимания происходящего и социального действия в направлении своего целостного развития. Речь объективно и по существу идёт о необходимости продвижения человечества к глобальному единству, к реальной консолидации, сплочению и сотрудничеству.
Речь при такой постановке вопроса идёт, следовательно, не только о необходимости смены очередного этапа движения истории, в основном стихийного и человекозатратного по своему характеру, но и о формировании нового типа цивилизационного развития - саморегулируемой природно-социально-культурной коэволюции, которая требует как новой социально-экономической и социально-политической организации общества, так и иной культуры мышления и деятельности человека, основанной на принципах социального и индивидуального творчества, креативности и самоорганизации.
В связи со сказанным, наступившую новую эпоху можно характеризовать как весьма проблемную в широком и узком смысле слова. С одной стороны, она является судьбоносной для развития человеческого мира в целом, ибо вопрос стоит по гамлетовски: быть или не быть человечеству? С другой стороны, основная проблема современной эпохи (её можно считать и противоречием, и парадоксом) была сформулирована ещё П. А. Сорокиным: человечество вырождается на основе своих баснословных достижений - особенно в сферах естественных наук, техники и технологий. Причина его деградации состоит в том, что эти достижения направлены не «в ту сторону», не на человеческое развитие, а на захват власти и собственности, иных ресурсов, необходимых для того, чтобы обеспечить собственное благосостояние за счёт других. Для этого утверждается Великий обман, т.е. подмена реальной эксплуататорской сути всего происходящего в мире искусственными проектами, имитирующими улучшение жизни.
В результате налицо утверждение в обществе наихудших его состояний - отсутствие научного и гуманистически направленного мировоззрения, современной проектологии и идеологии развития, новых сфер культуры и управления, зато засилье потребительства и бескультурья, бездуховности и безнравственности, безответственности и бесконтрольности, беспорядка и хаоса, коррупции и преступности, опасностей и угроз, различного рода конфликтов и столкновений, а в конечном счёте - рост рисков и неопределённости, напряжённости и катастрофических состояний.
В наиболее фундаментальном и долгосрочном смысле нынешние проблемы человеческого мира носят, следовательно, вовсе не конъюнктурный характер. По большому счету то, с чем он сегодня сталкивается - это общесистемный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации как зримое проявление необходимости перехода в новую социально-культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху, миновать который объективно не может никто. В поисках же ответа на этот вызов, конечно, нужно учитывать и то обстоятельство, что сам кризис порождает не только негативные процессы, но и создаёт новые возможности для развития. Не случайно ещё в своё время президент США Джон Кеннеди справедливо отметил, что слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», другой - «благоприятную возможность».
Ответом на этот вызов и являются современные процессы евразийской интеграции. В настоящее время они связаны в основном с вопросами экономической интеграции и научно-технического сотрудничества.
Формирование евразийской экономики - это сегодня серьёзный шанс для целой группы государств постсоветского пространства, включая Россию, стремящихся к сохранению и увеличению возможностей и перспектив на устойчивое и сбалансированное экономическое развитие. И это тот тренд, который является ныне, может быть, самым ценным и актуальным в мировой экономике. Поиск и обретение Россией и группой связанных с ней евразийских стран суверенной и эффективной экономической концепции и модели становится не просто способом выживания, но предметом Большой геополитической стратегии1.
Разумеется, складывающаяся ситуация требует пересмотра существующих моделей социально-экономического развития с целью формирования реальных возможностей для более тесной интеграции, роста внутреннего производства и диверсификации экономики стран ЕАЭС.
В более общем плане происходящее отражает столкновение двух концепций и моделей современного мирового развития - однополярной (США и их союзники) и многополярной.
Не секрет, что альфой и омегой интеграции западного типа была и остаётся идея максимизации прибыли и минимизации издержек, создание легко управляемого и манипулируемого общества потребления.
При этом самым важным результатом консолидации и интеграции в современном понимании Запада является формирование новой социально-политической общности через постепенное отмирание, размывание, преодоление суверенитетов государств - членов интеграционного проекта. Реализация такого проекта предполагает глобальные изменения международной среды, «благодаря которым солдаты и дипломаты уступят место администраторам и техникам, отношения между канцеляриями - прямым контактам между техническими администрациями, а защита сувере-
2
нитетов - прагматическому решению конкретных вопросов» .
На практике эта идея, высказанная Д. Митрани ещё в 1946 г., была реализована в Европейском союзе, где его члены - государства передают определённую часть своих классических полномочий «горизонтальным институтам», а точнее - евробюрократии, которая является проводником интересов не народов государств - членов ЕС, а международного финансового капитала и ТНК.
Новый евразийский интеграционный проект - это альтернатива Западу с его политикой «управляемого хаоса на пространствах Евразии». Этот проект нацелен на создание иной, основанной не на принципах атлантизма и неолиберализма социально-экономической, социально-политической и социально-культурной системы. Он призван, может и
1 См. подробнее: Лепехин В.А. Обретение идеологии. Методология поиска. - М., 2015. - С. 146-153.
2 Mitrany D. A Working Peace System. - L., 1946. Цит. по: Цыганков П. А. Теория международных отношений. - М.: Гардари-ки, 2003. - С. 460.
должен будет по мере своей реализации способствовать развитию различных общественных систем, а значит, утверждению многообразия и уникальности всего мира в целом.
Конечно, не подлежит сомнению, что успешная реализация нового заявленного Евразийского геополитического интеграционного проекта, ставшего одним из основных стратегических направлений внешней политики России, оказывается возможной лишь при конструктивном, последовательном и комплексном воплощении в жизнь всех взаимосвязанных и взаимодействующих позитивных предпосылок, оснований, условий и факторов. Внешнеполитическая решимость Российской Федерации при этом должна сопрягаться с внутригосударственными политическими, экономическими и социально-культурными реальными переменами в обществе, направленными на повышение благосостояния и внутреннее развитие граждан.
Характерно, что Давосский международный экономический форум в Швейцарии в 2012 г. проходил под девизом: «Великая трансформация и формирование новых моделей», а Форум - 2014 в Давосе шёл под девизом: «Переустройство мира: последствия для общества, политики и бизнеса». Обсуждения на них показали, как важно сегодня, чтобы в новых моделях жизнеустройства находили надлежащее место принципиальные и реальные улучшения не только рыночных и управленческих механизмов, но и гуманитарные, и демократические ценности, стремление людей к миру, благополучию, согласию и социальной справедливости.
В многообразии современного мира множество факторов определяют уровень благосостояния и качество жизни людей в том или ином сообществе. Среди таких факторов - не только формы политических устройств различных стран, степени экономического и социального их развития, объёмы природных и научно-технических ресурсных потенциалов, но и этнические, культурные, ментальные особенности, исторический опыт большинства их социумов. При этом чрезвычайно важны ныне научно обоснованные и динамичные, предельно чувствительные к интересам и потребностям людей системы государственного и гражданского общества, уровень развития и эффективность взаимодействия которых в России нуждается ныне в неотложной позитивной трансформации. Причина подобной остроты проблемы и неотложности её решения состоит, в частности, в том, что хотя президент РФ и определил социальное государство и социальную ориентацию политики как не прихоть, а объективную необходимость, в реальности это не подтверждается.
В связи со сказанным, вызывают интерес социологические данные, которые привела в своём выступлении в январе 2015 года на форуме НКО «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» уполномоченная по правам человека Э. Памфилова. Она обратила внимание президента страны на растущую пропасть между чиновниками и населением. Об имеющихся противоречиях заявили 34% опрошенных россиян. Тогда как разница между богатыми и бедными беспокоит 25% респондентов, а религиозные и межэтнические различия - 12%:.
В настоящее время уже пора понять и учитывать, что у экономики есть своё гуманитарное измерение и порой определяющим становится не столько решение проблем в экономической сфере, научно-техническом развитии, сколько в идеологии, политике, общественном сознании и порядке, государственном устройстве, культуре и нравственности. В неэкономической и не научно-технической сферах имеется крупный нереализованный потенциал роста производства и улучшения положения дел не только в России, но и в мире в целом. Более того, на переломных и кризисных этапах развития неэкономические факторы, разумная социальная политика могут приобретать ведущую роль.
В современный период, когда проходившая под знаком господства институтов и ценностей либерализма и «рыночного фундаментализма» эпоха 1990-х и 2000-х гг. заканчивается, а мир так и не оправился от финансового и экономического кризиса, и новая повестка дня, альтернативная той, которая завела всех в тупик финансиализации и деиндустриализации, деградации «государства всеобщего благоденствия» и обострения проблем неравенства, так и не сформулирована, во весь рост встаёт вопрос: не пришло ли время новых проектов? Как уйти от брутальности рыночного фундаментализма, не возвращаясь к бюрократическому централизму и монополизму?2
В связи с необходимостью формирования новой модели развития общества, адекватной изменениям социальной реальности, особую актуальность сегодня приобретают вопросы и проблемы социального проектирования. Для успешной разработки и реализации эффективных и комплексных социальных проектов особое значение имеют научное исследование методологии и практическое совершенствование технологии социального проектирования. Евразийский интеграционный проект призван воплотить в себе и принципиальные изменения методологии научных исследований и разработки новых технологий, и острую необходимость научно-технического сотрудничества. Проектирование, проектность, проектология в судьбоносной для России истории - это не какие-то чисто внешние, случайные и конъюнктурные, абстрактные по отношению к реальной человеческой жизни категории, а её внутренняя черта, поистине фундаментальное и глубинное свойство, способность не только к выживанию, но и к повышению уровня и качества жизнедеятельности, развития государства и общества. Благодаря этому свойству, этой способности Россия в течение всей своей истории совершила немало настоящих прорывов в развитии, каждый из которых можно рассматривать как новый мегапроект - начиная с принятия христианства и до возможной реализации Евразийского интеграционного проекта.
Сегодня, вырабатывая стратегию развития России, учёные, политики и управленцы вновь рассматривают альтернативные крупномасштабные проекты, которые оптимальным образом позволят разрешить критические научно-технические, экономические, социальные и политические проблемы, отодвинуть геополитические риски и угрозы.
1 См.: Московский комсомолец. - М., 2015. - 16 января.
2 См. Гринберг Р.С., Бузгалин А.В. Старая модель исчерпана: куда движется мир? // Московский экономический форум 2015. 25-26/03, 2015 / Установочные доклады пленарных дискуссий. - С. 46.
Одним из таких наиболее значимых и обсуждаемых в последние годы масштабных проектов стал «Транс-Евразийский пояс КЛ2УГПБ» (ТЕПР-ИЕТС), концепция которого разработана Центром научного обоснования и реализации Мегапроекта «Интегральная Евразийская транспортная система» Института социально-политических исследований РАН. Он входит в ряд четырёх предложенных Президентом РАН, академиком В. Е. Фортовым и одобренных к реализации Президентом РФ В.В. Путиным проектов для модернизации экономики страны в рамках солидарного опережающего развития Сибири.
«Интегральная евразийская транспортная система» (ТЕПР-ИЕТС) позволит соединить Западную Европу с центральным Востоком, Америкой и Юго-восточной Азией, в десятки раз увеличить объёмы, скорость товарообмена, обмена информацией между ними.
По мнению Председателя Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко «... реализация такого мегапроекта имела бы колоссальное экономическое, геополитическое и социальное значение для России, поскольку даст существенный кумулятивный эффект, стимулирует развитие инфраструктуры, которая потянет за собой развитие экономики, привлечение инвестиций, обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Специалисты прогнозируют создание только в Сибири и на Дальнем Востоке до 20 млн. новых рабочих мест» 1.
ТЕПР-ИЕТС станет новой инфраструктурной матрицей России, включая все её регионы в народное хозяйство и дав мощный импульс развитию и заселению Сибири и Дальнего Востока. Зона этой матрицы станет «поясом развития» с новой, инновационной промышленностью и городами нового поколения.
Использование этой инфраструктурной системы стабилизирует геополитическую обстановку вокруг Евразии и укрепит положение России в мировой экономике. Усиление связности нашей страны, повышение мобильности населения на всей её территории внесет большой вклад в сплочение народов России как многоэтнической гражданской нации. Это - исторический вызов, на который вся Россия должна ответить в ближайшие десятилетия. Тем более что ответ на этот вызов должен соответствовать существующим реалиям в мире и интересам многих государств. А наукой и практикой установлено, что современная ситуация в этом смысле близка к катастрофической.
Не секрет, что наша страна в XX в. проиграла первую «холодную войну» Западу, причём, проиграла её, прежде всего, интеллектуально. А закончилась эта война развалом СССР и переходом в XXI в. к новой «холодной войне» Запада во главе с США против уже России. Причём, в этой новой войне на карту поставлены целостность, суверенитет, более того, само существование России как единого и независимого государства. И ведётся она посредством так называемых сетевых войн.
Сетевые войны - совершенно новый феномен, принципиально меняющий традиционные представления о характере, целях и средствах ведения войн. В основе сетевых войн лежит теория «управляемого хаоса». Это предполагает неизмеримо более мощное поражающее действие, затрагивающее абсолютно все без исключения области жизнедеятельности человека. Любая сетевая война использует БГМБТ - операции, что расшифровывается как: Дипломатия, Информационные операции, Вооружённые силы, Экономика и Технологии. В механизме этих операций реализуется принцип трансграничного давления, главной целью которого является разрушение всех ключевых взаимосвязей данного системного объекта, которые опутываются плотной сетью внутренних и внешних деструктивных моделей. Таким образом, формируется громадное количество точек напряжения и нестабильности. Сеть деструктивных моделей становится генератором нарастающих хаотических процессов, стимулирующих развитие широкого мультипликатора рисков во всех сферах данной, подвергаемой агрессии национальной системы. Это приводит к полной потере эффективности управления и утрате контроля над всеми её элементами и, в конечном итоге, - к разрушению территориальной целостности, смене режима и установлению «марионеточной» власти.
В спектр последствий сетевой агрессии входят неконтролируемая коррупция; теневой финансовый рынок; утрата полноценного контроля над национальной кредитно-финансовой и инвестиционной системами; передел собственности и формирование новых финансовых и политических элит; незаконный оборот оружия; террористические акты; рост преступности и насилия; разрушение систем образования, науки и здравоохранения; утрата информационно-цифрового суверенитета и т.п.
К каким результатам и последствиям приводят ныне установление подобного «социального порядка» в различных странах, насколько он соответствует основным тенденциям, вызовам и требованиям новой социальной реальности хорошо известно. Люди проверяют их историю посредством своих судеб и расплачиваются за них своими жизнями.
Настало время России и Западу во главе с США пересмотреть свои взаимоотношения и те принципы, те методы управления, которыми они руководствовались во внутренней национальной политике и на международной арене, и выстроить новые, соответствующие и обоюдным интересам, и интересам других государств и народов. Вы мечтали о том, чтобы мир стал по-настоящему многополярным? Если мечтали, то получите! Вот он, многополярный мир, в котором даже совпадение интересов России и Запада ещё ничего не гарантирует. Именно в этом социально -политичес -ком ключе следует, с нашей точки зрения, рассматривать и актуальные проблемы научно-технического сотрудничества как фактора евразийской экономической интеграции.
Именно у России с американскими партнёрами существует множество точек пересечения и схожих проблем, требующих решения совместными усилиями. А реальным воплощением этих общих усилий по переходу к новому мировому порядку, основанному на взаимодействии основных силовых центров мира и позволяющим комплексно, на системном государственном уровне решать существующие проблемы, может стать создание трансконтинентального транспортного-информационного коридора ТЕПР - ИЕТС: направление - «Азия - Европа» (по территории РФ по маршруту Дальний Восток - Сибирь - Урал), далее «Азия - Америка» (по территории РФ через Арктику).
1 Стенограмма выступления В.И. Матвиенко на Парламентских чтениях 23.02.2015г. в РЭА им. Плеханова.
98
Совместные программы (добыча полезных ископаемых на арктическом шельфе, создание и развитие глобальной системы производства энергии из возобновляемых источников, совместные разработки на основе нанотехноло-гий, совместные экспедиции в глубины Вселенной и т.д.) в рамках реализации мегапроекта позволяет превратить США и Россию из геополитических и экономических соперников в партнеров.
Мегапроект ТЕПР примиряет интересы больших хозяйственных систем России и США. Для России обладание интегральной инфраструктурной системой межконтинентального уровня приобретает критическое значение как одна из гарантий экономической и геополитической безопасности.
В этой связи осуществленная ИСПИ РАН социально-научная экспертиза ТЕПР показала, что мегапроект отвечает обозначенным задачам стратегического развития России, и именно данный мегапроект решает поставленные Правительством социально-экономические задачи, предполагающие строительство высокотехнологичных городов-спутников, которые должны стать центрами наукоемкого производства и местом притяжения специалистов, позволяющими объединить возможности проекта с военными и социальными нуждами.
Именно планируемые к реализации научно промышленные зоны вдоль «пояса ЯаэтШе» станут плацдармом для возрождения российской культуры и цивилизации.
Дальнейшие шаги по реализации мегапроекта ТЕПР безусловно предполагают долгосрочный заказ к фундаментальной российской науке, в том числе и в сфере проблем Арктики и эти задачи связаны с использованием существующих и созданием новых заделов в фундаментальных знаниях по данной проблематике, на базе которых будут создаваться перспективные и прорывные технологии для транспорта, энергетики, связи, развития инфраструктуры, социально и культурного потенциала территории, которые будут раскрыты за счёт включения Арктического региона в ме-гапроект.
В целом же можно сделать тот вывод, что уже наступил новый этап, когда своё будущее Россия должна выстраивать в качестве самостоятельного цивилизационного центра, вступающего в иной фазис интеграционных взаимодействий с другими центрами, осознанно формируя свой собственный самобытный путь, опираясь при этом на свою цивилизационную матрицу.