УДК 377.1 ББК 74.4 А-76
Апиш Фатимет Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
(рецензирована)
В современных условиях развития системы высшего образования актуальной задачей является совершенствование профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов с устойчивой мотивацией на осуществление профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются основные теоретические и методические подходы к формированию и развитию учебной мотивации обучающихся в процессе их профессиональной подготовки; обозначены возможные программы и технологии развития учебной мотивации обучающихся.
Ключевые слова: мотивация, мотивация учебной деятельности, профессиональная подготовка, мотивационное проектирование.
Apish Fatimet Nurbiyevna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Pedagogics and Pedagogical Technologies of the Adygh state university, e-mail: [email protected]
TECHNOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS
(reviewed)
In modern conditions of development of the system of higher education improvement of vocational training of highly qualified specialists with steady motivation on implementation of professional activity is relevant. The article considers main theoretical and methodical approaches to the formation and development of educational motivation of students in the course of their vocational training; possible programs and technologies of development of educational motivation of the trained have been designated.
Keywords: motivation, motivation of educational activity, vocational training, motivational
design.
Требования, предъявляемые обществом и государством к выпускникам высших учебных заведений, существенно изменились: от них требуются не только хорошо сформированные профессиональные знания и умения, они должны быть компетентными в своей сфере деятельности. Мобильность, конкурентоспособность, компетентность, высокомотивированная личность выступают основными критериями готовности выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. В связи с этим одним из актуальных задач профессиональной подготовки будущих педагогов становится задача формирования и развития у них учебной и профессиональной мотивации, формирования и развития профессионально-ценностного
отношения к результатам педагогической деятельности. Эффективному решению этих задач способствуют программы, ориентированные на развитие учебной мотивации обучающихся.
Следует отметить, что при разработке новой или выборе из существующих программ следует руководствоваться рекомендуемыми психологией обучения и проверенными дидактикой способами и средствами формирования и развития мотивов учебной деятельности [1; 4].
Разработка программы развития учебной мотивации студентов предполагает учет следующих принципов:
- свобода выбора содержания и форм учебной работы в соответствии с потребностями и возможностями (корректировка деятельности) обучающегося;
- активность личности в обучении, способность создавать творческую атмосферу;
- организация учебной работы в соответствии с индивидуальным стилем деятельности;
- возможность осознания и оценки обучающимся собственного опыта в процессе взаимодействия с другими участниками процесса обучения;
- развитие способности к самоорганизации, самоконтролю;
- совместное (обучающих и обучающихся) осуществление организации процесса обучения на всех этапах: планирования, реализации, оценивания;
- индивидуализация обучения, предполагающая создание индивидуальных программ обучения для каждого обучающегося по личностным характеристикам, индивидуальнотипологическим особенностям;
- построение процесса обучения на основе системного подхода с учетом разносторонней деятельности обучающегося, конкретных, жизненно важных для него проблем практической деятельности (содержание структурируется по проблемным модулям, зачетным единицам и т.д., что значительно облегчает поэтапное и наглядное достижение определенных результатов);
- актуализация результатов обучения.
С учетом рассмотренных выше рекомендаций и принципов нами разработана и апробирована программа «Развитие учебной мотивации обучающихся». Программа включает в себя следующие блоки:
- мотивационно-целевой (состоит в единстве мотивов и целей работы по развитию у будущих педагогов учебной мотивациии мотивации для эффективного осуществления профессиональной деятельности);
- когнитивно-операциональный (составляют знания, раскрывающие теоретические основы мотивации учебной и профессиональной деятельности; формы, методы, средства и технологии развития учебной мотивации обучающихся),
- оценочно-результативный (оценка будущим педагогом динамику развития учебной и профессиональной мотивации в ходе учебных занятий и производственной практики).
Создание установки у студентов на необходимость овладения системой знаний и практических умений педагогической деятельности, осмысление значимости будущей профессии суть мотивационно-целевого этапа программы. На данном этапе факторами, повышающими уровень учебной мотивации будущих педагогов, являются: профессионально-педагогическая направленность заданий, их «встроенность» в освоение педагогической деятельности; взаимодействие будущего педагога с реальным партнером по профессиональному общению - со школьниками, коллегами, а также с самим собой; культивирование научного стиля мышления; наличие в некоторых заданиях «инструмента» для определения собственной компетентности;
переживание успеха в ходе выполнения заданий и др. Все это создает предпосылки для успешного развития учебной и профессиональной мотивации на следующем этапе обучения.
Процесс теоретической подготовки студентов осуществляется за счет содержания учебных дисциплин психолого-педагогической направленности («Психолого-педагогический практикум»; «Социальная педагогика»; «История педагогики и систем образования», «Педагогическое мастерство») и специальной подготовки («Развитие учебной мотивации обучаемых»).
Процесс формирования учебной мотивации включает в себя: теоретическое ознакомление с сущностью, содержанием и составом мотивов учебной и профессиональной деятельности. При этом важными являются следующие:
- осознание студентами профессиональной и личностной значимости формирования учебных мотивов;
- разработка программы формирования учебной мотивации;
- организация и осуществление практической деятельности по развитию учебной мотивации;
- оценка и контроль уровня сформированности учебных мотивов.
Учебная мотивация, как разновидность мотивации деятельности, определяется рядом специфических факторов: во-первых, самой образовательной системой, образовательным
учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, уровень притязаний и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к обучающемуся, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Реальная учебная деятельность полимотивирована, ее тип определяется доминирующим мотивом [5]. Мотивация учебной деятельности студента меняется в ходе ее развития. По мере развития самого студента происходит и изменение его деятельности.
При формировании учебной мотивации могут быть использованы следующие методы: информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский.
Формами работы по развитию учебных мотивов являются: семинар; лекция (проблемная, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-вдвоем); практические занятия; самостоятельная работа студентов; индивидуальные творческие задания и задачи; научноисследовательская работа студентов; курсовые и квалификационные исследования; практика; портфолио (портфолио студентов, портфолио процесса, показательное портфолио, рабочее портфолио, оценочное портфолио, тематическое портфолио); кейс-технологии (технология ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади)); круглый стол; деловые и ролевые игры; тренинги.
Также следует отметить, что мотивирование студентов к учебной деятельности находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которая используется для реализации поставленных целей и задач. В процессе профессиональной подготовки обучающиеся имеют возможность освоить основные позиции различных педагогических технологий [6] в ходе аудиторных занятий и апробировать некоторые из них во время прохождения педагогической, психолого-педагогической практик.
При этом следует акцентировать внимание на использовании деятельностного подхода при организации учебного процесса; увеличение доли самостоятельной работы, семинарских и практических занятий в противовес лекционным формам обучения; самоопределение
обучающихся в процессе обучения; технологичность процесса обучения; обращать внимание на посильность заданий, создание интереса к их выполнению, развитие творческого, рационализаторского подхода.
На наш взгляд, модульное обучение является комплексной психолого-педагогической технологией, которая предоставляет возможность наиболее эффективно решать вопросы обучения (теория, практика, личная практика) и учитывает личностные особенности обучающихся.
Для укрепления мотивации обучающихся по рассматриваемой программе процесс обучения следует строить с учетом интересов самих студентов по дисциплине, их отношения к обучению в целом.
В ходе реализации программы, создавая организованную, упорядоченную атмосферу занятий, необходимо помочь обучающимся поверить в то, что достигнутые ими успехи в процессе обучения являются результатом их усилий, способностей и настойчивости, ободряя и поощряя участие студентов в создании позитивной атмосферы, рассеивая или сводя к минимуму отрицательные ассоциации обучающихся, связанные с изучаемым предметом или системой обучения.
В рамках оценочно-результативного этапа, за счет внедрения новых форм работы, происходит совершенствование профессионального развития и саморазвития. Во время опросов в ходе занятий перед обучающимися ставятся задачи, добиваясь ответов или реакции от всех студентов, не позволяя одному или двум доминировать в аудитории, помогая им осознать ответственность за результаты обучения, действия и поступки, способствующие успешному выполнению учебных задач.
Этап носит повторительно-обобщающий и контрольно-рефлексивный характер, в ходе которого происходит завершение работы над проблемой, анализируются результаты развития учебной мотивации, оформляется зачетная работа и организуется ее защита. Переориентация профессионального образования на личность обучающегося за счет модульной технологии, на наш взгляд, позволит в полной мере учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Приоритет самостоятельной деятельности обучающихся, учет их конкретных жизненных обстоятельств, проблем и целей, определенная свобода при выборе параметров обучения, совместная с преподавателем и другими обучающимися деятельность должны способствовать развитию мотивов самоутверждения, развитию таких профессионально значимых качеств, как деятельностная самостоятельность, самоконтроль, адекватная самооценка, развитию творческих начал. Следует заметить, что использование технологического подхода в обучении студентов в целом позволяет существенно повысить качество их подготовки, способствует развитию мотивации освоения будущей профессии, повышению самостоятельности в использовании различных технологий в будущей практической деятельности.
В завершении можно сделать вывод о том, что:
- эффективность образовательного процесса, направленного на развитие и формирование учебной мотивации, в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных программ, методик и технологий обучения;
- выбор программ, методик и технологий обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями;
- выбор методик и технологий обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.
В условиях современной системы образования существуют различные концепции развития личности, как в процессе обучения, так и в ходе осуществления профессиональной деятельности. Изменения в системе вузовского образования ставят вопрос о создании и внедрении инновационных подходов. Применение личностно-деятельностного, акмеологического, комплексного, системного и технологического подходов к развитию личности будущего специалиста предоставляет возможность ее эффективного развития в соответствии с современной концепцией образования.
Литература:
1. Апиш Ф.Н. Теоретическая модель процесса формирования и развития мотивации учебной деятельности студентов вуза // Культурная жизнь Юга России. 2007. №6(25). С. 29-32.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. 336 с.
3. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактич. аспект / под ред. М.И. Махмутова. М: Педагогика, 1985. 151 с. (Серия Образование. Педагогические науки. Дидактика).
4. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1987. 90 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е. изд. М., 1977. 304 с.
6. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: МГИЦ, 2002.
References:
1. Apish F.N. Theoretical model of the process of formation and development of motivation of educational activity of students of higher education institution//Cultural life of the South of Russia. 2007. No. 6 (25). P. 29-32.
2. Bespalko V.P. Pedagogics and progressive technologies of training. M.: Inst. of prof. ed., 1995.
336 p.
3. Leontyev V. G. Psychological mechanisms of motivation of educational activity: textbook. Novosibirsk: NSPI, 1987. 90 p.
4. Grebenyuk O. S. Problems of formation of motivation of the doctrine and work at pupils of average technical training colleges: Didactic aspect / ed. by M. I. Makhmutov. М: Pedagogics, 1985. 151 p.
5. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. 2nd. Ed. M., 1977. 304p.
6. Chernilevsky D. V., Moiseyev V. B. Innovative technologies and didactic means of modern professional education. M.: MGIC, 2002