Научная статья на тему 'Технологические инновации в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту'

Технологические инновации в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АЛГОРИТМ / ЭТАПЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГіЧНі іННОВАЦії / іНФОРМАЦіЙНі ТЕХНОЛОГії / ЕТАПИ / ПРОЕКТУВАННЯ / INFORMATION'S TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / ALGORITHM / STAGES / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашуба В. А., Бышевец Н. Г.

В статье проведено исследование по изучению и анализу литературных источников, в результате которого построен алгоритм разработки и распространения информационных технологий в высших учебных заведениях физкультурного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological innovations in system of preparation of specialists on physical culture and sport

Technological innovations in system of preparation of specialists on physical culture and sport. In this article we study and analysis of literary sources and as a result research is conducted the algorithm of development and distribution of information's technologies in system higher educational of physical culture.

Текст научной работы на тему «Технологические инновации в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту»

2.10. д.204, л.9.

2.11. д.204, л. 19

2.12. д.204, л.28

Поступила в редакцию 04.04.2007г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Кашуба В. А., Бышевец Н.Г.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье проведено исследование по изучению и анализу литературных источников, в результате которого построен алгоритм разработки и распространения информационных технологий в высших учебных заведениях физкультурного профиля.

Ключевые слова: технологические инновации, информационные технологии, алгоритм, этапы, проектирования.

Анотація. Кашуба В.О., Бишевець Н.Г. Технології навчання в системі підготовки фахівців фізкультурного профілю в умовах інформатизації освіти. У статті проведено дослідження з вивчення й аналізу літературних джерел, у результаті якого побудовано алгоритм розробки й поширення інформаційних технологій у вищих навчальних закладах фізкультурного профілю.

Ключові слова: технологічні інновації, інформаційні технології, алгоритм, етапи, проектування.

Annotation. Kashuba V. A., Bishevets N.G. Technological innovations in system of preparation of specialists on physical culture and sport. Technological innovations in system of preparation of specialists on physical culture and sport. In this article we study and analysis of literary sources and as a result research is conducted the algorithm of development and distribution of information’s technologies in system higher educational of physical culture. Keywords: technological innovations, information’s technologies, algorithm, stages, planning.

Введение.

В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Наблюдаемые трансформации состоят во внедрении европейских норм и стандартов в высшие учебные заведения Украины. Основные направления осуществления инноваций в образовании связаны со спросом на технологические инновации, использование которых нацелено на совершенствование учебного процесса в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Поскольку одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована, прежде всего, на создание новых информационных технологий обучения (ИТО).

Современные технологии обучения, базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения.

Анализ литературных источников показал, что в настоящее время наблюдается активное участие специалистов в поиске новых методов и форм обучения. В исследовании, проведенном В. М. Богдановым с соавторами, проанализирована технология КАДИС (система Комплексов Автоматизированных Дидактических Средств), которая успешно применяется в ряде учебных заведений России для поддержки обучения в различных областях знаний [2]. Рассматривая опыт применения ИТО в учебнометодической работе кафедры физического воспитания, автор предлагает комплексный подход к поддержке учебного процесса на всех этапах освоения Знаний-Умений-Навыков (ЗУН) - от первого знакомства с учебным материалом до решения нетиповых задач. Учебные комплексы, созданные на основе этой технологии, ориентированы на самостоятельное освоение студентами теоретического и методи-ко-практического разделов учебной дисциплины «Физическая культура».

Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, авторы отмечают явное превосходство электронных учебников перед традиционными печатными материалами и в результате анкетного опроса и бесед со студентами делают выводы, что методика обучения, основанная на новых информационных технологиях, способствует повышению интереса к изучению теоретических и методических аспектов физической культуры [2]. В своей работе Филенко Л. В. изучает проблемы оптимизации учебного процесса на основе использования ИТО.

В результате проведенных исследований автор заключает, что использование компьютерных учебных пособий в процессе подготовки студентов-спортсменов, разработка новых, оптимальных методик построения занятий повышает эффективность учебного процесса, оказывает содействие развитию когнитивных качеств учащихся, обуславливает возможность разработки инновационных направлений в привлечении информационных средств в область физической культуры и спорта. Автором предложена комбинированная дискретная методика обучения, использование которой предусматривает работу с компьютерным учебным пособием, тестирование, выполнение практических задач с учетом спортив-

ной специфики студентов [7]. Ряд авторов предлагает использование учебно-методических комплексов по спортивно-педагогическим дисциплинам, разработанных на основе компьютерных средств [1, 5, 6]. Так же в литературе есть свидетельства о компьютерных программах, разработанных для использования в процессе учебно-тренировочных занятий [3,4].

Работа выполнена согласно сводному плану НИИ 1.2.7.3п. «Совершенствование организационно-методических основ технологических инноваций в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту».

Формулирование целей работы.

Цель работы - совершенствование учебного процесса в системе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту. Задачи исследования включают разработку этапов построения и распространения информационной технологии обучения.

Результаты исследования.

В ходе исследования, состоящего в изучении передового педагогического опыта, а также обобщении и систематизации результатов исследований, освещенных в литературных источниках, нами был построен алгоритм разработки технологических инноваций на примере разработки НИТО (рис.1). Процесс построения и распространения информационной технологии обучения включает несколько основных этапов: проектирование новой информационной технологии обучения (НИТО), ее разработку, внедрение НИТО в учебный процесс и проверку эффективности использования в системе

подготовки специалистов физкультурного профиля.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов. В результате исследований, нами были выделены отдельные фазы проектирования НИТО: начальный срез знаний учащихся, прогнозирование результатов внедрения новой технологии, а также непосредственно разработка НИТО. Соответственно разработка НИТО состоит из этапа определения структуры НИТО, подготовки учебно-методического комплекса (УМК) и организации учебного процесса с использованием УМК. Одним из основных составляющих процесса построения и распространения информационной технологии обучения, непосредственно влияющих на эффективность НИТО, является подготовка УМК. При подготовке УМК определяется его структура. Так как использование НИТО предполагает применение информационных технологий на всех этапах обучения, то, по нашему мнению, в рамках функционирования НИТО целесообразно применение в учебном процессе электронных образовательных ресурсов, а также последующий контроль знаний с использованием компьютерных тестирующих программ. Таким образом, подготовка УМК состоит в разработке электронных дидактических материалов, которые впоследствии могут интегрироваться в электронный учебник, разработке системы оценивания и подготовке тестовых заданий для реализации компьютерного тестирования.

Выводы.

Исследования, проведенные на основе изучения, анализа и систематизации литературных источников позволили сделать следующие выводы:

1. Разработка и распространение технологических

инноваций предполагает несколько этапов, которые включают проектирование новых образовательных технологий, их разработку, внедрение и последующую проверку эффективности использования технологии в учебном процессе.

2. В результате проведенных исследований нами предложен алгоритм разработка и распространения технологических инноваций в системе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту на примере разработки информационной технологии обучения.

Дальнейшее исследование планируется направить на всестороннее изучения каждого из этапов разработки технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля.

Литература

1. Алехина Е.О. Педагогический контроль знаний студентов вузов физической культуры с использованием тестовых технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.

2. Богданов В. М., Пономарев В. С., Соловов А. В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры. “Теория и практика физической культуры” // 2001.- №8.- С.55-59.

3. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры.

- 2001. - №4. - С. 60-63.

4. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры.

- 2001.- №5. - С.56-61.

5. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р.Универсаль-ная информационно-диагностическая система по спортивно-педагогическим дисциплинам на основе современных информационных технологий // Теор. и практ. физ. культ-2000. - №6. - С.57-62.

6. Уткина Т.В. Педагогическое обоснование компьютерной учебной деятельности в высших учебных заведениях физкультурного профиля на примере преподавания математической статистики: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Г.: РГАФК, 2000. - 23 с.

7. Філенко Л .В. Оптимізація навчального процесу з інформаційного забезпечення спеціальності студентів спортсменів з урахуванням когнітивних якостей // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2006.- №9.- С. - 155 -157.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ОЦІНКА РІВНЯ РОЗВИТКУ КООРДИНАЦІЙНИХ ЗДІБНОСТЕЙ ВЕСЛУВАЛЬНИКІВ-ПОЧАТКІВЦІВ ПРИ ТЕСТУВАННІ НА ВОДІ

Ладика П.І.

Тернопільський національний педагогічний університет ім. В. Гнатюка

Анотація. У статті йдеться про ефективність авторської методики розвитку КЗ веслувальників-початківців, яка визначалась за допомогою власне розроблених тестів (тести з визначення рівня розвитку здібності до утримання рівноваги та здібності до відчуття ритму на воді, час подолання дистанцій). У роботі подана кількісна характеристика рівня розвитку даних здібності. Представлені показники приросту здібності до утримання рівноваги та здібності до відчуття ритму на воді у наслідок використання експериментальної

методики.

Ключові слова: веслувальники-початківці, здібність, рівновага, ритм, приріст.

Аннотация. Ладыка П.И. Оценка уровня развития ко -ординационных способностей начинающих гребцов при тестировании на воде. В статье речь идет об эффективности авторской методики развития КЗ начинающих гребцов, которая определялась посредством собственно разработанных тестов (тесты определения уровня развития способности к удержанию равновесия и способности к ощущению ритма на воде, время преодоления дистанций). В работе приведена количественная характеристика уровня развития данных способности. Представлены показатели прироста способности к удержанию равновесия и способности к ощущению ритма на воде вследствие использования экспериментальной методики.

Ключевые слова: начинающие гребцы, способность, равновесие, ритм, прирост.

Annotation. Ladyka P.I. The evaluation of the level of development of coordination skills of beginning canoeists during testing on the water. The article deals with the efficiency of the author’s methodology of the development of coordination skills of beginning canoeists which has been evaluated according to the tests developed by the author (tests that determine the level of development of the skill to keep balance and the skill to feel the rhythm being on the water, the time of going through the distance). The quantitative and qualitative characteristics of the level of the development of the investigated skills are given in the article. The article contains the data of the increase of canoeists-beginners’ skills to keep balance and to feel the rhythm being on the water after the use of the experimental methodology.

Key words: beginning canoeists, skill, balance, rhythm, increase.

Вступ.

Координація рухів не має об’єктивних одиниць виміру. У зв’язку з цим особливо актуально постає питання вибору критерію їх оцінки. На дум -ку Ю.В. Верхошанського [і], критерії оцінки здібності до координації рухів можуть бути виражені умінням раціонально, з погляду цільової спрямованості, організовувати рухи і зусилля у просторі та часі, повторно відтворювати рухи, зберігаючи їх смислову і динамічну структуру і, нарешті, перебудовувати рухи, змінюючи або зберігаючи їх цільову спрямованість.

Розмаїття видів рухових координаційних здібностей не дозволяє оцінювати рівень їх розвитку за одним уніфікованим критерієм. Комплексну інтегральну оцінку координаційних здібностей можна дати враховуючи час, необхідний для засвоєння складних рухових дій, або час від моменту зміни тренувальної чи змагальної ситуації до початку результативної рухової дії, або рівень результативності і раціональності складу рухових дій при вирішенні складно-координаційних завдань [4, З].

Для комплексної оцінки координаційних здібностей часто використовують дозований комплекс різноманітних вправ у строгій послідовності. Загальний час, витрачений на виконання всіх рухових дій, є критерієм оцінки КЗ, оскільки відображає швидкість, доцільність і послідовність цих дій, відчуття ритму, вміння орієнтуватися у складних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.