ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Г. Голышев
В статье рассматривается технология проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования. Раскрывается структура технологии подхода, описывается структурно-логическая модель целевого проекта. Отмечаются достоинства технологии проектно-целевого подхода по сравнению с аналогами.
Ключевые слова: проектно-целевой подход, профессиональное образование, технология управления, целевой проект
The author considers the technology of the project-targeted approach to the management of the regional system of the professional education. The author exposes the technological structure of the approach, describes the structure-logical model of a targeted project. The author underlines the advantages of the project-targeted approach as compared to analogues.
Key words: project-targeted approach, professional education, management technology, a target project
Необходимость разработки про-ектно-целевого подхода определяется тем, что образовательное сообщество, органы государственной власти и местного самоуправления заинтересованы в использовании эффективных инструментов управления образовательной средой. На сегодняшний день основным таким инструментом выступает программно-целевой подход, выражающийся в ориентации на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» в виде иерархической структуры строго сформулированных целей. Эти цели являются
программными элементами, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.
Несмотря на свою распространенность, программно-целевой метод управления не лишен ряда недостатков. Так, он крайне формализован, что затрудняет его применение к динамичным или инновационным процессам; жестко привязан к временным показателям, но при этом сохраняет точность расчетов только в краткосрочной перспективе из-за невозможности объективного прогнозирования социально-экономических процессов на более длительный срок; мало пригоден к корректировке в случае существенного изменения тенденций развития ситуации; механизмы реализации относятся, как правило, к программе в целом, а не к ее отдельным элемен-
там, которые могут быть весьма разнообразны. Все это приводит к тому, что сфера применения программно-целевого метода весьма ограничена: он может эффективно использоваться для решения хорошо изученных проблем, так как для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель - система мероприятий -система управления». Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
На наш взгляд, избежать указанных недостатков позволяет использование проектно-целевого подхода к развитию социально-экономических институтов вообще и региональных систем профессионального образования в частности.
Разработка основ проектно-целе-вого подхода к управлению развитием региональных систем профессионального образования проводилась нами в лаборатории профессионального образования Поволжья Института педагогики и профессионального образования РАО совместно с заведующей лабораторией, к.п.н. Ф.М. Кадыровой и в.н.с., д.п.н. Н.Б. Пугачевой под руководством академика РАО, д.п.н., профессора Г.В. Мухаметзяновой [1].
Под проектно-целевым подходом мы понимаем общую методологию распределения ресурсов на достижение конкретных целей, на которые расчленена решаемая проблема, причем достижение каждой цели имеет измеримые показатели (индикаторы). Количественные показатели (индикаторы) должны иметь не формальный характер, а обладать обоснованной возможностью позитивно влиять на
управляемый объект. В этом проек-тно-целевое управление выступает в качестве действенного и эффективного механизма воздействия на образовательную систему для достижения конкретной цели за определенный интервал времени при ограниченных ресурсах.
Таким образом, проектно-целе-вой подход основан на концепции управления по результатам (Management By Objectives, MBO), подразумевающей управление движением организации к тем результатам, которые на данном этапе развития имеют для нее первостепенное значение. Управление по результатам позволяет оперативно пересмотреть произведенные ранее цели в случае существенного изменения обстановки и рационально перераспределить имеющиеся ресурсы.
Инструментальной единицей проектно-целевого подхода является целевой проект. Целевой проект -это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на преобразование определенного объекта из существующего состояния к желательному в течение четко обозначенного периода времени и с использованием предварительно оговоренного объема ресурсов. Целевой проект имеет заказчика. В нашем случае в его лице выступают органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации - объединения работодателей, владеющие необходимыми проектными ресурсами. У каждого такого проекта отмечается наличие собственного жизненного цикла, длящегося от постановки проблемы до оценки результатов, и завершение проекта в целом [2].
Технология проектно-целевого подхода представляет собой комплекс алгоритмизированных процедур, ориентированных на разработку, экспертизу, внедрение и поддержание целевого проекта в сфере развития региональной системы профессионального образования. У технологии проектно-целевого подхода (в её общем понимании) есть совокупность составляющих её этапов (функций), входы-выходы (информационные и материальные) и самое главное - результат, обладающий ценностью для потребителя.
Понятие «технологии» широко проникли и в сферу управления, но прежде всего в сферу управления предприятием, фирмой (технологии менеджмента, бизнес-технологии, технологии организационного развития, планирования, корпоративные технологии и др.). В отечественной системе управления системой образования эти термины встречаются крайне редко, что можно объяснить следующими причинами.
Первая связана со спецификой образования как отрасли управления, которая принципиально отличается от производственной сферы, где вопросы технологии производства тесно связаны с вопросами управления.
Вторая причина заключается в самом термине «технология», который, с одной стороны, как отмечает М.Е. Бершадский, «продолжает ассоциироваться либо с техникой и промышленным производством, либо с информационными технологиями», поэтому, как считают многие специалисты, «... какой-либо процесс можно считать технологичным только в том случае, если известны законо-
мерности его протекания и средства контроля состояния объекта в любой момент времени» [3].
Такое понимание технологии, с другой стороны, трудно сочетается со смыслом, идущим от происхождения (от греческих слов techn3 - искусство, мастерство и logos - учение), согласно которому педагогическая и управленческая технология должна обозначать не производственный процесс, а педагогическое и управленческое мастерство, искусство, которое, как известно, нельзя «разложить по полочкам».
С позиций теории управления, технология представляет собой процесс, для которого характерны следующие признаки:
• динамизм - отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, при этом процессы могут быть производственными, физиологическими, управленческими, творческими;
• конкретность - отражает целенаправленность ее процессов к достижению определенного результата, таким образом, все технологии -искусственны, т.е. целенаправленно организуются и контролируются человеком;
• материальная обусловленность - предполагает наличие трех компонентов объективного мира: предметов труда, средств труда и самого труда;
• логичность - выполнение технологии предполагает следование строгой последовательности действий, операций, движений, т.е. упорядоченных во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.
Технология проектно-целевого подхода, являясь по сути своей интеграционной деятельностью, может быть отражена при помощи двух моделей: интегрированной, отражающей ее концептуальные основы, и структурно-логической, детализирующей
алгоритм прикладных действий (прикладных технологий), каждое из которых содержит проектный характер.
В общем виде структура технологии проектно-целевого подхода представляется нам следующим образом:
Рис. 1. Структура проектно-целевого подхода
Интегрированная модель технологии проектно-целевого подхода состоит из следующих компонентов (прикладных технологий):
• ядро интегрированной технологии (концептуальная основа, общетехнологические методы, знания и стандарты);
• технология анализа региональной системы профессионального образования (РСПО);
• технология стратегического управления региональной системой профессионального образования;
• технология проектирования образовательных процессов;
• технология управления образовательными процессами;
• технология управления персоналом и организационной структурой
региональной системы профессионального образования;
• технология управления финансированием региональной системы профессионального образования.
Технология проектно-целево-го подхода может рассматриваться в трех аспектах:
• научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели развития образовательных систем и проектирующая педагогические процессы;
• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, действий и средств проектирования развития образовательных систем;
• деятельностном — осуществление технологического (управленческого) процесса, функционирование
инфраструктурных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Целевой проект, являющийся единицей проектно-целевого подхода, должен обладать достаточной степенью технологичности, в противном случае его реализация не гарантирует достижения ожидаемого эффекта. Критерии технологичности представляют собой основные методологические требования:
• концептуальность;
• системность;
• управляемость;
• эффективность;
• воспроизводимость.
Концептуальность целевого проекта предполагает, что его общему замыслу должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что целевой проект должен обладать всеми признаками системы: во-первых, логикой процесса, во-вторых, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целепола-гания, планирования, проектирования процесса управления развитием образовательной системы, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность указывает на то, что современные проектные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение ожидаемых результатов.
Воспроизводимость подразумевает возможность реализации (повторения, воспроизведения) целевого проекта в других условиях другими субъектами, возможно с необходимой адаптацией.
Структурно-логическая модель целевого проекта в сфере управления региональной системой профессионального образования может быть представлена в виде массива из семи последовательных модулей:
Модуль 1. Методология и основные элементы проектирования. Выбор методологических парадигм, формулировка концептуальных тезисов предполагаемого проекта. Определение совершенствуемой системы, объекта, субъекта, методов и условий. Расчет жизненного цикла проекта, его основных этапов.
Модуль 2. Проблемно-позиционный анализ ситуации. Определение проблемы. Композиция методики исследования проблемы, реализация методов анализа и оценки ситуации.
Модуль 3. Концептуальный замысел проекта и его целевая структура. Разработка концепции проекта. Стратегия и тактика как элементы це-леполагающей деятельности. Целевая структура проекта. Элементы целевой структуры. Построение «дерева целей». Уровни целевой структуры генеральная цель проекта (миссия), общие и специфические цели, задачи проекта.
Модуль 4. Ресурсное обеспечение проекта. Определение ресурсов. Позиции ресурсного анализа. Характеристика типов ресурсов. Способы актуализации ресурсов. Соотнесение ресурсов с основными субъектами -участниками проекта. Структурная
кооперация субъектов проекта. Составление бюджета проекта.
Модуль 5. Управление проектом. Формирование команды проектантов, ее состава и структуры. Разработка организационной структуры проекта и модели управления. Планирование деятельности: определение работ, последовательность работ, оценка продолжительности работ, разработка расписания. Организация совместной деятельности проектантов.
Модуль 6. Экспертная оценка проекта и наращивание его потенциала. Определение регламента и формы оценочной процедуры, подбор критериев оценки основных позиций проекта. Реализация экспертной оценки. Формулирование требований к системе контроля проекта.
Модуль7. Представление проекта. Подготовка презентационных материалов. Переговоры с заказчиком проекта, варианты защиты проекта. Определение регламента обслуживания реализации проекта.
Выделим отличительные черты технологии проектно-целевого подхода, которые дают ей преимущество по сравнению с аналогами.
• Простота. У сотрудников заказчика (представителей региональных органов управления образованием, учреждений СПО и ВПО, структур профессионального сообщества), участвующих в реализации данной технологии в регионе, не должно возникать никаких трудностей и проблем. Технология должна быть понятна широкому кругу специалистов с разным уровнем профессиональной подготовки.
• Интегрированность (универсальность). Технология построена
на базе взаимосвязанных методик и инструментальных средств в сфере регионального управления образовательными системами и применима к решению широкого спектра задач. Технология реализует системный подход при решении задач и проблем региональной системы профессионального образования. Технология состоит из этапов, которые образуют непрерывную цепочку, на выходе имеющую продукт под названием «интегрированная система проектно-целевого подхода к управлению региональной системой профессионального образования».
• Формализованность. Технология состоит из чётких алгоритмов, правил, моделей и схем, исключающих их многозначное толкование и неопределённость на всех этапах.
• Широта применения. Технология одинаково эффективна для реализации проектов различного масштаба и прикладного назначения. Возможно использование только отдельных частей и этапов технологии для решения конкретных задач, либо для разработки конкретных систем управления.
Главные преимущества технологии проектно-целевого подхода, описанные выше, достигаются за счет следующих факторов:
• применение современных информационных технологий;
• применение современных знаний и методов системного анализа и управления;
• бенчмаркинг (заимствование) наиболее успешного опыта и знаний;
• разработка и применение уникальных авторских технологий;
• высокая степень интеграции технологий, методик и инструментальных средств;
• применение простых (для презентации и для обучения рабочей группы заказчика) и сложных моделей (для тех, кто реализует данную технологию);
• применение чётко формализованных пошаговых схем реализации технологии.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Проектно-це-левой подход - императив формирования
профессиональной компетентности / Г.В. Мухаметзянова // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С.104-110
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
3. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://etcf. nm.ru/rBershadsky1 .htm
ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
В.В. Гребнева
Описана модель социально-психологического взаимодействия в вузе, основывающаяся на системных принципах функционирования социальных феноменов. Представлены и теоретически обоснованы две, инвариантные друг другу, самоорганизующиеся модели: человека и образовательной среды. Результатом синергии двух моделей являются психическое здоровье преподавателей и студентов и психологическая безопасность образовательной среды вуза.
Ключевые слова: человек как самоорганизующаяся система, образовательная среда вуза как самоорганизующаяся система, уровни системной организации, инвариантность человека и среды, синергия.
This article deals with the model of socio-psychological interaction in a higher education establishment based on systemic principles of functioning of social phenomena. Two invariant to each other self-organizing models of a person and of an educational environment are presented and theoretically grounded. The results of the synergy of the two models are psychological health of lecturers and students and psychological safety of educational environment of a higher education establishment.
Key words: a person as a self-organizing system, educational environment of the higher education establishment as a self-organizing system, levels of systemic structure, invariant nature of a person and environment, synergy.
В настоящее время перед системой высшего образования государством и обществом поставлены
задачи интеллектуального и нравственного развития человека, обладающего высоким уровнем не только