Проектно-целевая технология организации дополнительного образования в вузе
В. Г. Коротаев (Столичная финансово-гуманитарная академия)
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания и содержание действий, составляющих проектно-целевую технологию как эффективного способа реализации государственного, регионального или муниципального задания на оказание вузами дополнительных образовательных услуг.
Ключевые слова: проектно-целевая технология, дополнительные образовательные услуги, вуз, целевой образовательный проект.
Стратегические ориентиры развития инновационной экономики и социальной сферы России обусловливают необходимость активизации в сфере образования инновационной деятельности, которая в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» должна осуществляться в форме инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Это определяет актуальность использования проектной технологии в организации основного и дополнительного образования в вузах (образовательных организациях высшего образования — в соответствии с новой типологией образовательных организаций, введенной Федеральным законом). Определение проектной технологии чаще всего дается через перечень последовательно осуществляемых действий, которые группируются по этапам (фазам, стадиям), характеризующим завершенность проекта как цикла деятельности. Одни исследователи выделяют этапы формирования замысла, разработки проекта, его реализации и последствия (Исаев, Сло-бодчиков, 2012: 56), другие — фазу проектирования, технологическую фазу, рефлексивную фазу (Новиков А., Новиков Д., 2007: 25), третьи — предпроектный этап, этап программирования и планирования проекта, этап реализации проекта, рефлексивный и послепро-ектный этапы (Колесникова, Горчакова-Си-бирская, 2005: 62).
Точку зрения М. П. Горчаковой-Сибирской и И. А. Колесниковой автор статьи считает наиболее удачной за исключением специального выделения рефлексивного этапа, поскольку
рефлексия имманентно присуща каждому этапу рассматриваемого процесса.
Современный проектно-технологический тип культуры организационной деятельности предполагает использование различных технологий осуществления проектной работы, которые имеют свою специфику в тех или иных областях практики. Так, в образовательной практике используются проектно-программная, проектно-целевая, проектно-модульная, проектно-проблемная и другие разновидности проектной технологии. Однако в педагогической науке проектно-целевая технология до настоящего времени не стала предметом специального изучения. Автором статьи проведено исследование и экспериментальная работа по использованию потенциала проектно-целевой технологии в организации дополнительного профессионального образования в вузе.
Акцентирование внимания на дополнительном образовании связано с тем, что именно в этом сегменте образовательной деятельности вуза потенциал проектно-целевой технологии может быть использован наиболее полно. Во многих образовательных организациях высшего образования уже созданы институты, факультеты, центры и другие специальные структуры, которые занимаются организацией дополнительного образования детей и взрослых, нацеленного на всестороннее удовлетворение их образовательных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом развитии, а также реализуют программы дополнительного профессионального образования, обеспечивающие решение задач повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Словосочетание «проектно-целевая технология» обозначает, что она является разновидностью проектной технологии, которая используется для реализации целевого задания (заказа) на оказание образовательных услуг.
Термин «образовательная услуга» применительно к дополнительному образованию широко распространен, хотя учеными и практическими работниками он воспринимается неоднозначно. Не случайно определение этого термина, которое имелось во многих вариантах проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», так и не было включено в содержание ст. 2, где раскрывается смысловое значение основных понятий, используемых в законе. Вместе с тем в тексте закона рассматриваемый термин используется, когда речь идет о государственных и муниципальных услугах в сфере образования или об оказании платных образовательных услуг по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» государственное или муниципальное задание (заказ) на оказание образовательных услуг представляет собой нормативный документ, который устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) образовательной услуги (работы), порядок ее оказания и контроля за исполнением, а также требования к отчетности об исполнении задания (заказа).
При этом в регионах страны используются две формы такого заказа: заказ-задание и заказ-соглашение. Заказ-задание характеризуется как поручение органов государственного управления региона подведомственным им образовательным организациям на обязательное оказание образовательных услуг населению (сюда относится, например, государственное задание на повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность). Заказ-соглашение на оказание образовательных услуг реализуется на конкурсной основе и представляет собой соглашение между органами государственной влас-
ти региона, с одной стороны, и образовательными организациями любого типа, вида, формы собственности, с другой стороны.
Целевые заказы могут иметь как репродуктивную, так и продуктивную форму выполнения. Первая предполагает, например, реализацию уже разработанной и апробированной дополнительной образовательной программы, вторая — ее существенное изменение или подготовку новой образовательной программы (ее новизна может быть как объективной, так и субъективной для конкретного вуза). Для организации продуктивной деятельности вуза в области дополнительного образования наиболее эффективна проектно-целевая технология.
В контексте проблематики статьи проектно-целевая технология рассматривается как специфический способ организации дополнительного образования в вузе, когда его продуктивная деятельность в этом направлении подразделяется на относительно завершенные циклы — целевые образовательные проекты, выполняемые в соответствии с заказом (заказом-заданием или заказом соглашением) государственных, региональных или муниципальных органов власти и управления.
Целевой образовательный проект разрабатывается и реализуется в ответ на изменяющиеся или новые потребности реальных или потенциальных заказчиков государственных или муниципальных образовательных услуг и представляет собой завершенный цикл продуктивной деятельности его субъектов, ограниченный по времени, бюджету и предполагающий концентрацию всех видов ресурсов для выполнения установленных показателей качества, объема и других требований заказчика.
Проектно-целевая технология, являясь разновидностью проектной технологии, имеет как общие, так и специфические методологические и общетеоретические основы. В качестве общеметодологической основы выступает разработанное в отечественной науке философско-мировоззренческое представление о проектировании как типологическом признаке культуры и о проекте как культурной форме инноваций в образовании (Д. Б. Ге-нисаретский, В. М. Розин, В. И. Слободчиков,
Г. П. Щедровицкий и др.). Специфическим методологическим основанием проектно-целевой технологии является тезис о том, что проект может выступать в качестве механизма управления развитием общественных систем вообще и образовательных систем в частности (Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, Г. П. Щедро-вицкий и др.). Этот тезис интерпретирован автором статьи в представление о целевом образовательном проекте как механизме управления реализацией образовательного заказа на дополнительные образовательные услуги.
Общетеоретическим основанием для проектной деятельности в образовании (а значит, и для проектно-целевой технологии) является системно-деятельностный подход. Опыт его использования в отечественной психолого-пе-дагогической науке общеизвестен (Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, В. И. Сло-бодчиков и др.). Специфическим общетеоретическим основанием проектно-целевой технологии является ресурсный подход, который задает принципиальную методологическую ориентацию исследования проблемы концентрации ресурсов под цель проекта. При этом применительно к проблематике статьи речь идет как о ресурсах, выделенных заказчиком целевого проекта, так и о ресурсах самой образовательной организации, в рамках которой такой проект реализуется, а также о ресурсах его участников, которые зачастую являются неочевидными.
В качестве теоретических оснований использования проектно-целевой технологии организации дополнительного образования в вузе выступают структура и содержание научного знания об организации и осуществлении проектной деятельности в образовании, сформированного в теории педагогического проектирования и в концепциях проектирования в образовании. Эти основания задают принципиальную ориентацию на формирование определенной структуры научного знания о проектно-целевой технологии. Сюда относится трактовка совокупности терминов, позволяющих точно обозначить понимание ее различных смысловых контекстов; особенности рассматриваемой технологии в сравнении с другими способами организации проектной
деятельности; принципы, структуры ее реализации и т. д.
Рассматривая проектно-целевую технологию как способ организации дополнительного образования в вузе, автор статьи выявил, обосновал и экспериментально апробировал модель целевого образовательного проекта в вузе, полный жизненный цикл которого включает четыре этапа.
Предпроектный этап предполагает следующие действия: мониторинг запросов реальных или потенциальных заказчиков и потребителей целевых дополнительных образовательных услуг; анализ источников информации, которые задают требования к содержанию и организации дополнительного образования, подготовка и представление проектных предложений (портфеля предложений) на оказание вузом дополнительных образовательных услуг.
Этап программирования и планирования целевого проекта включает в себя такие действия, как разработка программы (образовательной программ), представляющей собой нормативный документ, который должен соответствовать требованиям заказчика и потребностям получателей конкретной образовательной услуги; составление плана реализации этой услуги; интеграцию этой программы и плана в систему образовательной деятельности вуза.
Этап реализации целевого проекта — это совокупность последовательно осуществляемых действий, которые связаны с подготовкой и реализаций педагогическими работниками проекта его рабочей учебно-методической документации, организацией и контролем деятельности обучающих и обучаемых в рамках реализуемого проекта; осуществлением промежуточных и итоговых контрольно-измерительных и аттестационных мероприятий.
В состав послепроектного этапа входит экспертиза эффективности проекта, рефлексия решения целей и задач его этапов и принятие решения о дальнейшей судьбе «продуктов» проекта.
На основе разработанных теоретико-методологических оснований и модели жизненного цикла целевого проекта была организо-
вана опытно-экспериментальная работа. Ее базой стали Вятский государственный гуманитарный университет (совокупность целевых образовательных проектов, выполненных по заказу Департамента образования Кировской области и управлений образования ряда районов Кировской области), Кировский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (целевые проекты подготовки и повышения квалификации работников ФСИН и проекты, выполненные под заказ ряда департаментов Правительства Кировской области), Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия (проекты, в качестве заказчика которых выступил Департамент семейной и молодежной политики города Москвы).
Результаты экспериментальной работы показали, что использование проектной технологии повышает социальную, педагогическую, личностную и экономическую эффективность организации дополнительного профессионального образования в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исаев, Е. И., Слободчиков, В. И. (2012) Введение в антропологию образования. Биробиджан : Изд-во Приамурск. гос. ун-та.
Колесникова, И. А., Горчакова-Сибирская, М. П. (2005) Педагогическое проектирование : учеб. пособие. М. : Академия.
Новиков, А. М., Новиков, Д. А. (2007) Методология. М. : СИНТЕГ.
Дата поступления: 15.05.2013 г.
A PROJECT AND TARGET TECHNOLOGY FOR SUPPLEMENTARY EDUCATION ORGANIZATION IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION V. G. Korotaev (Capital Financial and Humanitarian Academy)
The article deals with the theoretical and methodological grounds and content of activities that compose a project and target technology as an efficient method for the realization of state, regional or municipal tasks for higher education institutions to render additional educational services.
Keywords: project and target technology, additional educational services, higher education institution, targeted education project.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I. (2012) Vvedenie v antropologiiu obrazovaniia. Birobidzhan : Izd-vo Priamursk. gos. un-ta.
Kolesnikova, I. A., Gorchakova-Sibirskaia, M. P. (2005) Pedagogicheskoe proektirovanie : ucheb. posobie. M. : Akademiia.
Novikov, A. M., Novikov, D. A. (2007) Meto-dologiia. M. : SINTEG.
Научная жизнь
6 июня 2013 г. в рамках исследовательского проекта Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ «Выявление и обобщение документов и материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» подготовлено и выпущено иллюстрированное справочное двухтомное издание «Навечно в памяти народной. Памятники комсомолу и комсомольцам. 95-летию со дня образования ВЛКСМ посвящается» (М. : Зарница, 2013). Издание посвящено памятникам героям-комсомольцам, представлено уже свыше 600 памятников. Среди составителей справочника - директор Центра исторических исследований ИФПИ МосГУ проф. Б. А. Ручкин. Выпуск двухтомника в подарочном миниатюрном формате приурочен к знаменательной дате — 95-летию ВЛКСМ.