Научная статья на тему 'Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС'

Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / личностные результаты / универсальные учебные действия / учебная деятельность / планируемые результаты / критическое мышление / смысловое чтение. / functional literacy / personal results / universal learning activities / educational activity / planned results / critical thinking / semantic reading.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маяцкая В.А., Стрельникова Л.Н.

Цель исследования – раскрыть технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В статье акцентировано внимание на то, что важным показателем качества образования являются образовательные результаты обучающихся начальной школы и по ним определяется эффективность российской образовательной системы. Достижение этого возможно при единстве учебной и воспитательной работы. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены основные показатели функциональной грамотности как базового образования личности; представлена структура организации развернутой учебной деятельности в начальной школе; дан анализ процесса формирования функциональной грамотности и планируемых результатов обучающихся. В результате представлены примеры методических приемов, используемых в рамках технологии критического мышления и смыслового чтения; предложены методические приемы организации деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маяцкая В.А., Стрельникова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in the context of the implementation of the updated FSES

The purpose of the study is to reveal the technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in accordance with the requirements of the updated Federal State Educational Standard. The article focuses on the fact that an important indicator of the quality of education is the educational results of primary school students and the effectiveness of the Russian educational system is determined by them. Achieving this is possible with the unity of educational and educational work. The scientific novelty lies in the fact that the authors consider the main indicators of functional literacy as a basic education of a person; the structure of the organization of expanded educational activities in primary school is presented; the analysis of the process of formation of functional literacy and the planned results of students is given. As a result, examples of methodological techniques used in the framework of critical thinking and semantic reading technology are presented; methodological techniques for organizing the activities of schoolchildren are proposed.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС»

Technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in the context of the implementation of the updated FSES

Mayatskaya Valentina Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Strelnikova Lyudmila Nikolaevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor

Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educational Workers, Stavropol

The purpose of the study is to reveal the technological aspects of the formation of functional literacy of younger schoolchildren in accordance with the requirements of the updated Federal State Educational Standard. The article focuses on the fact that an important indicator of the quality of education is the educational results of primary school students and the effectiveness of the Russian educational system is determined by them. Achieving this is possible with the unity of educational and educational work. The scientific novelty lies in the fact that the authors consider the main indicators of functional literacy as a basic education of a person; the structure of the organization of expanded educational activities in primary school is presented; the analysis of the process of formation of functional literacy and the planned results of students is given. As a result, examples of methodological techniques used in the framework of critical thinking and semantic reading technology are presented; methodological techniques for organizing the activities of schoolchildren are proposed.

Keywords: functional literacy; personal results; universal learning activities; educational activity; planned results; critical thinking; semantic reading.

Цитировать: Маяцкая В.А., Стрельникова Л.Н. Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 345-350. EDN: TNLKDK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.60

Маяцкая Валентина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Стрельникова Людмила Николаевна, кандидат филологических наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь

Цель исследования – раскрыть технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в соответствии с требованиями обновленного ФГОС. В статье акцентировано внимание на то, что важным показателем качества образования являются образовательные результаты обучающихся начальной школы и по ним определяется эффективность российской образовательной системы. Достижение этого возможно при единстве учебной и воспитательной работы. Научная новизна заключается в том, что авторами рассмотрены основные показатели функциональной грамотности как базового образования личности; представлена структура организации развернутой учебной деятельности в начальной школе; дан анализ процесса формирования функциональной грамотности и планируемых результатов обучающихся. В результате представлены примеры методических приемов, используемых в рамках технологии критического мышления и смыслового чтения; предложены методические приемы организации деятельности школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность; личностные результаты; универсальные учебные действия; учебная деятельность; планируемые результаты; критическое мышление; смысловое чтение.

УДК 37

5.8.1.

Маяцкая В.А., Стрельникова Л.Н.

Технологические аспекты формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС

Социально-экономические изменения в мире (глобализация, интеграция, цифровизация и др.) способствовали изменению пересмотра содержания образования со смещением акцентов с получения предметных знаний на развитие универсальных «навыков XXI века». [6, с. 16]

Образовательные результаты обучающихся начальной школы являются важным показателем качества образования, так как по ним определяется эффективность российской образовательной системы, а также выясняется необходимость осуществления реформ в системе образования, темпов ее развития.

Обновленный ФГОС НОО сохраняет методологическую основу стандартов нового поколения и, опираясь на системно-деятельностный подход, представляет три группы планируемых результатов: личностных, предметных и метапредметных. [5, с. 31]

Предметные и метапредметные результаты – это усвоение школьником определенного образовательного и социального опыта. В последнее время наметилась положительная тенденция в достижении обучающимися данных результатов на уровне начального образования. Этому способствовали давно разработанные и апробированные на начальной ступени обучения технологии развивающего, проблемного обучения, технологии деятельностного типа. Все, что связано с личностными результатами требует конкретных разработок как теоретического, так и методического уровней научного знания. Поскольку личностное образование формируется при условии, что достигнутые результаты в образовании будут соответствовать внутренним потребностям личности и будут ею приняты (т.е. обучающийся мотивирован на принятие влияния на личность), а также способностью самой личности взаимодействовать в социально-культурной среде. И только тогда сам школьник, ощущающий социальное и педагогическое сопровождение, развивает себя, представляет собой содержание собственного образования.

В обновленном ФГОС НОО личностные результаты освоения программы начального общего образования можно достичь только в единстве учебной и воспитательной деятельности. Они представлены в обновленном стандарте как направления воспитания, которые позволяют отражать готовность ребенка руководствоваться приобретенными ценностями и совершенствовать первоначальный опыт в направлениях воспитания: гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, трудовом, экологическом, формировании культуры здоровья и эмоционального благополучия, включая и ценности научного познания. [5, с. 32-33]

В общем положении обновленного ФГОС НОО в п. 5 отмечается, что единство обязательных требований к результатам освоения детьми ООП НОО при реализации системно-деятельностного подхода позволяет обеспечивать «системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, для успешного обучения на уровне основного общего образования, в течение жизни» [5, с. 3]. Если образование будет направлено на формирование функциональной грамотности у школьников на основе прочных академических знаний, то результат будет достигнут.

Таким образом, ориентация системы образования на развитие функциональной грамотности – не самоцель, а средство, обеспечивающее школьнику возможность адаптации и самореализации в обществе.

По мнению А.А. Леонтьева, «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4, с. 35].

В обновленном стандарте ФГОС НОО отмечается, что развитие функциональной грамотности обучающихся в начальной школе зависит от способностей младших школьников решать поставленные перед ним учебные задачи и жизненные проблемные ситуации, опираясь на сформированные предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности. В результате ученики овладевают важными компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. [5, с. 20]

Функциональная грамотность как базовое образование личности, представлено следующими показателями:

1) готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

2) возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

3) способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

4) совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

При формировании функциональной грамотности одним из важных направлений является постоянная работа учителя в рамках учебного процесса.

Ряд ученых, в частности Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе и др., [7, с. 18] отмечают, что функциональная грамотность базируется на расширении практического опыта школьника и включает следующие этапы познания в рамках научных областей: добываю, применяю, оцениваю, готов к саморазвитию. В результате такого обучения развиваются следующие личностные качества ребенка: потребность, способность и готовность, благодаря которым в дальнейшем им решается жизненная задача и формируется рефлексируемый опыт.

Получается, что очень важно, как обучающиеся добывают знания. Реализуя обновленный стандарт, проектирование образовательного процесса учителем в начальной школе осуществляется в рамках ведущей учебной деятельности. В.В. Давыдов [2, с. 71] определяет структуру «правильной» организации развернутой учебной деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1 - Структура «правильной» организации развернутой учебной деятельности

Потребности Учебная задача Действия и операции

Потребности самих школьников в овладении духовными богатствами людей (умение взаимодействовать, познавательный интерес к содержательной стороне учебной деятельности).  Постановка перед школьниками учебной задачи;

- Её решение в результате экспериментирования с усваиваемым материалом  Моделирование в предметной, графической или знаково-числовой форме уже выделенного отношения в решаемой учебной задаче;

- Преобразование модели;

- Действия контроля и оценки

В результате, добывая знания по учебному предмету, обучающиеся преобразовывают или исследуют (по В.В. Давыдову) программный материал, одновременно проявляют познавательную инициативу и исследовательскую активность. Сопоставим процесс формирования функциональной грамотности с планируемыми результатами в условиях правильной организацией учебной деятельности (табл. 2). [составлена авторами статьи]

Таблица 2 - Анализ процесса формирования функциональной грамотности и планируемых результатов обучающихся

Компоненты учебной деятельности Планируемые результаты Процесс формирования ФГ

Потребность, мотивы Личностные планируемые результаты (ценности научного познания) Связь с планируемыми личностными результатами в рамках ценностей научного познания (познавательный интерес, инициативность, активность);

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром

Учебная задача Регулятивные действия, коммуникативные действия Постановка учебной задачи в рамках

практико-ориентированной направленности знаний;

формирование умений строить алгоритмы основных видов деятельности;

Действия и операции Познавательные действия, коммуникативные действия Выстраивание последовательности выбранных действий и операций в соответствии с принятой задачей (технологические аспекты);

построение социальных отношений в рамках совместной деятельности

Действия контроля и оценки Регулятивные действия Установление причин успеха/неудач учебной деятельности;

корректировка своих учебных действий для преодоления ошибок;

умение прогнозировать свое будущее.

Анализ показывает, что сформированность функциональной грамотности напрямую связана с организацией правильной развернутой учебной деятельности обучающихся, что позволяет успешно достигать планируемые результаты.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В рамках данной статьи рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование критического мышления: цель технологии – развитие мыслительных навыков у младших школьников, необходимых не только в процессе учебной деятельности, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Технология критического мышления включает несколько стадий:

Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний).

Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми).

Третья стадия – рефлексия (размышление, определение направлений в дальнейшем изучении материала).

Методические приемы в рамках технологии критического мышления представлены в таблице 3. [составлена авторами статьи]

Таблица 3 - Методические приемы в рамках технологии критического мышления

Вызов Осмысление Рефлексия

Верное или неверное утверждение

Проблемные вопросы

Толстые и тонкие вопросы

Рассказ-предположение по ключевым словам

Перепутанные логические цепочки

Кластеры

Таблицы

Лови ошибку

Ассоциации Методы активного чтения:

Инсерт,

Фишбоун,

Понятийное колесо,

Чтение с остановками,

Дерево предсказаний

Ведение различных записей: «бортовой журнал», «сюжетная таблица» и др.

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Резюме (я понял, что…)

Синквейн»

Шесть шляп мышления

Возврат к ключевым словам

Письмо по кругу

Различные виды дискуссий

Написание (выполнение) творческих работ

Исследование по отдельным вопросам

2. Технология смыслового чтения. В рамках смыслового чтения можно выделить следующие этапы:

- До чтения текста (ознакомительное, просмотровое чтение) Результат: включения механизма предвосхищения, ожидания.

- Во время чтения (изучающее, медленное, художественное чтение). Результат: понимание текста.

- После чтения текста (рефлексивное чтение) Результат: понимание авторского смысла текста.

Данную структуру можно использовать как стратегию работы с любой информацией. В связи с этим рассмотрим методические приемы организации деятельности обучающихся при работе с информацией (табл. 4). [составлена авторами статьи]

Таблица 4 - Методические приемы организации деятельности обучающихся в рамках смыслового чтения

Стратегия предтекстовой деятельности (прием антиципации: Стратегия текстовой деятельности (диалог с автором): Стратегия после текстовой деятельности (творческие задания):

Цель: знакомство с понятиями, актуализация знаний

Мозговой штурм

Глоссарий

Предваряющие вопросы

Рассечение вопроса

Соревнуемся с писателем Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

Чтение в кружок (попеременное чтение)

Чтение про себя с остановками

Чтение про себя с пометками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читаем и спрашиваем Цель: применение материала в других ситуациях, формах

Отношение между вопросом и ответом

Чтение с комментированием

Вопросы после текста

Проверочный лист

Продуктами совместной деятельности обучающихся, в рамках представленных педагогических приемов, являются: сформулированное суждение, кластер, синквейн, чтение с пометками, фишбоун, кольца Венна и др. Творческая деятельность ребенка в полной мере проявляется, когда он соревнуется с писателем (прием буктрейлер).

3. Феномен-ориентированный подход. Феномен-ориентированное обучение можно условно представить, как исследовательская деятельность + проектная деятельность+ со-бытийность + steam обучение.

Стеам – подход характеризуется ориентиром на проектную деятельность практической направленности. В результате обучающиеся приобретают следующие умения:

- навыки работы в команде;

- конструктивной критики и отстаивания своего мнения;

- презентационных компетенций;

- генерирования идеи в условиях неопределенности;

- использования принципов дизайна для создания продукта;

- творческого потенциала применения технологий в разнообразных сферах деятельности.

Следует отметить, что феномен-ориентированное обучение позволяет выстроить образовательную среду вокруг личности ребенка, найти способы интеграции учебного содержания предметов школьного цикла. Л.С. Выготский писал о том, что это должно быть такое явление, которое ребёнок может наблюдать в зоне своего ближайшего развития, то есть оно должно быть близко к опыту самого ученика.

Алгоритм обучения на основе феноменов:

- Обращение к феномену.

- Переживание феномена всеми доступными средствами, через ощущения, художественное обращение.

- Постановка проблемного вопроса к сущности феномена.

- Деятельность с феноменом.

- Пост обдумывание своих переживаний.

В реализации данной технологии выделены пять этапов работы детей с феноменами. В следующей таблице представлены цели и методические приемы организации деятельности детей (табл. 5). [составлена авторами статьи]

Таблица 5 - Технологические аспекты в рамках феномен-ориентированного подхода

Название этапов Целевая направленность Методические приемы

I этап Обращение к феномену

Выбор «явления» из реального мира

Погружение в среду

Насыщение среды класса информацией

Цель: вызвать

интерес, косвенное воздействие,

провоцирование детей на вопросы

максимально ярко, эмоционально. Экскурсии. Поездки. Прогулки. Выставки.

Праздники. Образовательные события. Опыты.

Наблюдения. Фильмы, мультфильмы.

Видеоряд «Самые, самые, самые», «Это интересно», «10 фактов о…», «Знаете ли вы?..

Головоломки.

Интернет.

Фотографии. Книги. Картинки.

Встречи с интересными людьми

Аудио информация

Демонстрации учителя

II этап Переживание феномена Изучение вопросов – выход на исследование феномена

Обозначение границ исследования

Определение времени Копилка/коробка вопросов, Бланк вопросов, Парковка, лист Почемучек,

Составление карты знаний, интеллект-карты.

Определение сферы исследования, (определение направления будущего исследования, распределение обязанностей при изучении объекта, исследования, желательно по интересам) (Коллективное обсуждение)

III этап 3 этап Постановка проблемного вопроса к сущности феномена Определение цели исследования

Формулировка задач исследования

Выдвижение гипотез (предположений)

Деление на группы в рамках выдвинутых гипотез (для каждой группы определение своего направления исследования и объема работы, своей проблемы в соответствии с выделенной гипотезой)

Предположение плана действий (работа в группе)

4 этап Деятельность с феноменом

Исследование и решение проблем

Командная работа-

распределение ролей, обязанностей,

разработка критериев

оценки

Горизонтальное

общение

Включение учащихся в предметно-практическую исследовательскую

деятельность

Совместное проживание /исследование феномена

(Сбор и обработка информации, выделение межпредметных связей, проведение эксперимента, опыта, измерения, выявление взаимосвязи, анкетирования, тестирования, моделирование, лабораторной работы,

чтение литературы, размышление, интеграция знания из различных

областей наук, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.)

Структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы, фиксирование полученных знаний (схема, памятка, таблица, модель).

5 этап Пост обдумывания своих переживаний феномена

Фиксация, отражение

своих переживаний,

эмоций, результатов

исследования

Создание чата группы для фото, видео записи хода работы, фиксация результатов работы

Дневник / Лист наблюдений.

Что было интересным?

Что я запомнил, узнал?

Чему удивился? Что понял?

Что хочу продолжить изучать?

Обмен достижениями, эмоциями, самоанализ, анкетирование

Публичное представление результатов работы

Ярмарка знаний, предметная неделя, выставка творческих работ, видео, шоу, презентация, плакат, реклама, листовка,

мастер-класс, блог

4. Образовательная событийность как технология. Событийное образование – альтернатива традиционному способу обучения. Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается ребенком как значимая в его собственном образовании. Ребенок является активным участником происходящего. Ситуационная задача решается в рамках кейсовой технологии. Это обучение действием, где решаются конкретные задачи-ситуации (кейсы).

В рамках таксономии образовательных целей (Б. Блума) [1, c. 238] ситуационные задачи – это методический прием, позволяющий школьнику последовательно в процессе работы с информацией освоить такие интеллектуальные операции, как: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ситуационную задачу можно представить в виде модели: название задачи, ситуация – случай, проблема, история, личностно-значимый познавательный вопрос (или) сформулированная проблема на основе текста, получение информации по данному вопросу, представленной в разнообразном виде, выполнение задания по работе с этой информацией, продукт деятельности. Источниками ситуационных задач являются следующие материалы: художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации и Интернет-ресурсы.

Продуты деятельности обучающихся можно представить в виде кейсов: печатный кейс (графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации); мультимедиа – кейс, который будет зависеть от технического оснащения школы, видео-кейс (фильм, аудио и видеоматериалы).

Формы организации деятельности детей: команды, кейс-стади, индивидуальная работа, работа в группах, поисковая работа с текстом, исследовательские группы, образовательные общности для решения ситуационных задач или исследования феноменов.

Литература:

1. Гафурова А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А.Д. Гафурова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – №1 (369). – С. 237-239. – URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/

2. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2015. – С. 66-97.

3. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования Российской Федерации. - 2019. - №16. – С. 32-36.

4. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2016. – 83 с.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/.

6. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В. В. Серикова. - М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 180 с.

7. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.