Научная статья на тему 'Технологическая трансформация - условие перехода к инновационному развитию нефтегазохимического комплекса республики Татарстан'

Технологическая трансформация - условие перехода к инновационному развитию нефтегазохимического комплекса республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая трансформация - условие перехода к инновационному развитию нефтегазохимического комплекса республики Татарстан»

Ш. Ш. Губаев

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ - УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Технологическая трансформация, под которой следует понимать комплексную, глубокую модернизацию производственно-технологической базы и номенклатуры выпускаемой продукции на основе внедрения прогрессивных технологий мирового уровня, - это один из основных моментов в стратегии развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан (НГХК РТ). В соответствии с принципом преемственности эта идея проходит красной нитью через все этапы реализации региональной промышленной политики, в том числе является ключевым элементом программ развития комплекса.

Сам термин «трансформация» (то есть преобразование, превращение, видоизменение), на наш взгляд, весьма корректно использовать при характеристике процессов технологического развития комплекса. Ведь речь идет о необходимости не «косметического ремонта» или локальных изменений, а о развертывании массового (как по охвату производств каждого отдельного предприятия, так и по охвату количества предприятий), радикального и необратимого процесса обеспечения технологической конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса республики в мировом масштабе.

Трансформируя же коренным образом технологическую базу в данном секторе региональной экономики можно объективно ожидать проявления общесистемных эффектов в виде повышения общего технологического уровня экономики и, в конечном итоге, качества жизни населения. Образно выражаясь, «ручеек» технологических нововведений в нефтегазохимическом комплексе должен перерасти в мощный «поток», способный питать развитие не только самого комплекса, но и, благодаря «каскадному эффекту», всей многоотраслевой экономики региона.

Однако технологическая трансформация - процесс долгий, многофакторный, и возможен он при условии реализации эффективных управленческих решений на всех уровнях управления. В связи с этим, прежде всего, важно остановиться на предпосылках технологической трансформации, созданных в рамках региональной модели управления развитием НГХК РТ.

В Республике Татарстан с самого начала реформирования переходной экономики удалось системно и последовательно подойти к формированию и реализации отраслевой политики в нефтегазохимическом комплексе. Методологически она базировалась на подходе, известном в экономической науке под термином дуальная (двойственная, двухслойная) экономика. Согласно этому подходу параллельно используются два типа экономических регуляторов: так называемые жесткие, свойственные административной системе управления экономикой, и гибкие - рыночные регуляторы. Шоковое воздействие в российских переходных условиях целесообразно было при сломе прежнего политического режима, а далее, в части реформирования реального сектора экономики, административный ресурс должен был убывать постепенно, не ввергая экономику одномоментно в стихию «дикого рынка» или, как говорят еще точнее, в хаос «ни плана, ни рынка». Как свидетельствует опыт развития Республики Татарстан и, в частности, нефтегазохимического комплекса, такой подход оказался весьма действенным и наиболее приемлемым для переходного этапа реформирования.

На этой основе была создана особенная (уникальная среди регионов России) модель управления развитием комплекса, в рамках которой зародились и обрели устойчивость но-

вые институты (формальные и неформальные «правила игры», организационные структуры), обеспечивающие и регламентирующие взаимодействие всех субъектов НГХК, региональной власти, науки и образования, смежных и кооперирующихся отраслей экономики.

Следует также отметить, что в региональной отраслевой политике постепенно произошел переход от точечных мер (являющихся реакцией на отдельные проблемы, возникающие у предприятий НГХК) к системному воздействию на процессы экономической реконструкции нефтегазохимического комплекса. Это прежде всего выразилось в разработке стратегических программ развития комплекса (разработаны по заданию Президента и Правительства республики, разработчик - ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» при участии предприятий НГХК). Уже реализована Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 1999-2003гг., в настоящий момент действует Программа развития комплекса на 2004-2008гг.

Не останавливаясь подробно на реализованных мерах региональной отраслевой политики и отдельных мероприятиях предприятий, можно указать на следующую их классификацию по признаку характера влияния на создание базы устойчивого саморазвития нефтегазохимического комплекса.

Первая группа решений обеспечила формирование институционального каркаса развития комплекса. Здесь, прежде всего, следует отметить закрепление института внутри-республиканской интеграции, как особой формы интеграции предприятий нефтегазохимического комплекса, предусматривающей обязательное установление между ними товарносырьевых взаимосвязей по некоторым сырьевым позициям. На начальном этапе применялось также регулирование цен на них. Использование данного института в условиях переходной экономики способствовало сохранению в работоспособном состоянии многих предприятий химии и нефтехимии. На этой основе впоследствии стали решаться вопросы передела собственности. При этом государство (в лице региональных органов власти), придерживаясь упомянутого выше подхода, сохраняло свое присутствие, но не стремилось к максимизации доли в собственности компаний, обеспечивая тем самым гибкость в управлении ими. А при передаче части государственной доли собственности предприятий приоритет отдавался внутрирегиональным инвесторам, имеющим высокий инвестиционный потенциал и устойчивое экономическое положение.

В результате было обеспечено «выращивание» внутри региона нескольких крупных сильных корпораций нефтегазохимического комплекса без разрушительных «войн за собственность», которые надолго затормозили развитие многих регионов России, сделавших ставку на внешних инвесторов, приходящих в регион зачастую с «непрозрачными» намерениями. Кроме того, было обеспечено сочетание в разумных пропорциях конкуренции и кооперации в нефтегазохимическом комплексе, а сам регион избежал зависимости своей экономики от положения какого-либо одного монополиста на региональном рынке.

В ходе развития института внутриреспубликанской интеграции получили закрепление такие важнейшие принципы взаимодействия субъектов НГХК между собой, с государством и другими субъектами региональной экономики, как принципы преемственности и согласованности действий, реализующиеся через механизм координации на базе ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Кстати, и сама эта структура, как продукт переходного этапа развития экономики, получила институциональный статус стратегического, координационного и кооперационного центра в нефтегазохимическом комплексе. При ее активном участии, утвердилось понимание необходимости долгосрочного стратегического планирования в комплексе на указанных выше принципах (в форме разработки совместных программ стратегического развития).

В рамках институциональной группы решений необходимо также отметить первые шаги, сделанные в рамках региональной отраслевой политики на пути формирования принципов и инфраструктуры поддержки малого и среднего отраслевого бизнеса, инновационной деятельности в нефтегазохимическом комплексе. В частности, были созданы инновационно-производственный технопарк «Идея», научно-технический совет и инновационный фонд при ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг». Началось активное содействие «продвижению» в социально-депрессивные районы республики новых малых и средних нефтехимических производств (в области переработки продукции «большой химии» и выпуска широкой гаммы готовой продукции).

Вторая группа решений отраслевого и корпоративного управления была нацелена на создание устойчивой материально-технической базы развития комплекса. В числе мер государственной региональной поддержки (начиная с середины 90-х годов) можно выделить экономический эксперимент, в ходе которого были установлены низкие тарифы на энергоресурсы для предприятий комплекса, создание льготных налоговых режимов для нефтедобывающей и химической промышленности, регулирование объемов и цен на сырьевые ресурсы (в рамках внутриреспубликанской интеграции). Усилия самих предприятий были приложены в этот период к налаживанию максимальной загрузки имеющихся мощностей, обеспечению ритмичности производства, созданию логистических систем, обеспечивающих взаимосвязи производителей с поставщиками и потребителями в России и за рубежом. Более того, на большинстве предприятий системы управления качеством были сертифицированы по международным стандартам (180 9000), ряд компаний сертифицируются уже и на соответствие мировым экологическим стандартам. Были разработаны мероприятия по ресурсоэнергосбережению. Последовательно решались вопросы оптимизации корпоративного управления, выхода на фондовые рынки, инвестиционной деятельности. Все это в совокупности позволило максимально эффективно воспользоваться улучшающейся конъюнктурой рынка, в результате чего финансово-экономическое положение предприятий существенно укрепилось.

В итоге, стало возможным приступить к технологической трансформации комплекса, предполагающей его структурную перестройку в направлении повышении доли производств нефтепереработки, химии и нефтехимии, причем обеспечивающих максимально глубокую переработку исходного сырья. То есть начала воплощаться идея создания в Татарстане завершенного нефтегазохимического комплекса, содержащего в своем составе, во-первых, квалифицированную нефтепереработку, а, во-вторых, производство конечных нефтехимических продуктов, в частности, полимеров и изделий из них.

Учитывая, с одной стороны, масштабность задачи (необходимость технологической трансформации сразу по многим производствам и предприятиям), а с другой стороны, большой накопленный в мире научно-технический и технологический опыт в этой области, естественным стало решение об его использовании в нефтегазохимическом комплексе в целях обновления и оптимизации технологических процессов. Для этого сложились благоприятные условия и в том плане, что мировой технологический рынок в области нефтегазохимии сегодня перенасыщен, конкуренция высока, а следовательно можно выбирать лучшее качество и условия продаж, сами же технологии прошли многократное усовершенствование в процессе эксплуатации, они надежны и, можно сказать, максимально «отточены» по всем параметрам, включая немаловажный для нефтехимии параметр экологической чистоты.

Поэтому уже в рамках первой программы развития комплекса (на 1999-2003 гг.) была поставлена и стала успешно решаться задача привлечения прогрессивных зарубежных технологий и оборудования в целях ускоренной технологической трансформации ком-

плекса. Конечно, из теории известно, что такая стратегия называется имитационной, обеспечивающей отечественным производителям роль лишь технологических последователей, а не технологических лидеров на мировом рынке. Тем не менее, на сегодняшнем этапе ее значение неоценимо для нефтегазохимического комплекса. Во-первых, потому, что она позволяет в относительно сжатые сроки за счет обновления существующих производств (как следствие, повышения качества продукции и снижения затрат), а также за счет «удлинения» и «разветвления» технологических цепочек комплекса, резко и значительно (в разы) повысить эффективность и конкурентоспособность наших производителей на мировом рынке. В частности, при соблюдении намеченных инвестиционных планов ежегодный объем производства в нефтепереработке, химии и нефтехимии республики уже к 2008г. может увеличиться в 2,9 раза по сравнению с уровнем 2003г., а в 2010г. - уже в 4,7 раза по сравнению с этим уровнем. В период 2004-2010гг. в развитие этого сектора должно быть вложено порядка 5,4 млрд. долларов США. Отсюда и высокий комплексный эффект для региональной экономки. Во-вторых, такая стратегия «готовит» базу для развертывания инновационных процессов в комплексе. Прежде всего, потому, что хотя и предполагается внедрение уже давно существующих, распространенных и отработанных в мире технологий, тем не менее, их комбинация всегда будет уникальной, потребует тщательного анализа, привязки к существующему производству и детального проектирования. Известно, например, что в мире нет ни одного нефтеперерабатывающего завода, похожего на другой. Всегда существует масса факторов, которые инициатор проекта должен учесть, и, в итоге, использовать такую комбинацию технологий, которая позволит ему занять свое место на рынке. Кстати, сейчас именно это наблюдается при выборе конфигурации нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске, которая должна одновременно удовлетворять нескольким десяткам требований и ограничений, определяемым условиями экономики и социума мира, России и Татарстана.

Заострим внимание также на том, что в процессе адаптации зарубежных технологий неизбежно будет задействован кадровый персонал предприятий НГХК, причем как относящийся к научно-техническим подразделениям, так и непосредственно промышленнопроизводственный и управленческий персонал. Это должно способствовать повышению инженерной и управленческой культуры работников предприятий, формированию нового прогрессивного стиля деятельности. По сути, речь идет о переквалификации, об «инновационном» развитии профессий, о повышении их привлекательности для молодежи. В масштабе региона это обернется преумножением человеческого капитала, пополнением и укреплением среднего класса, и как следствие, повышением социально-экономической стабильности и устойчивости регионального развития.

Кроме того, как правило, к реализации проектов даже при участии зарубежной инжиниринговой компании привлекаются отечественные проектные, научные, машиностроительные и строительные организации для обеспечения так называемой «российской части проекта». Как следствие, они повышают свой образовательный и профессиональный уровень. Более того, открывается прямая дорога к так называемому «обратному инжинирингу», когда внедренные технологии подробно исследуются, дополняются, совершенствуются, и впоследствии вновь предлагаются рынку. Подобная модель развития, как известно, была успешно использована Японией и странами Юго-Восточной Азии.

Наконец, в-третьих, технологическая трансформация комплекса по имитационному сценарию совсем не исключает, а, зачастую, предполагает существование параллельного процесса научных исследований и инноваций в комплексе. Это самостоятельный и, безусловно, гораздо более сложный путь, следуя которым предстоит решить много проблем. В

частности, необходимо учитывать, что если отечественная химическая школа была и до сих пор остается достаточно сильной, то химическое машиностроение и проектные институты, к сожалению, и раньше (при Советском союзе) не могли в полной мере обеспечить потребности промышленной нефтепереработки, химии и нефтехимии в технологиях, оборудовании и инжиниринге. В основном, все это закупалось по импорту. Сегодня тем более решить эту проблему в одночасье невозможно. Поэтому довести какую-либо отечественную «пробирочную» химическую разработку до промышленного внедрения «под ключ» крайне сложно. Необходим достаточно длительный процесс, ресурсоемкий и при том труднопрогнозируемый. По этим причинам ориентироваться только на него, в современных российских условиях, конечно, нерационально.

Тем не менее, опыт инновационной деятельности компаний НГХК свидетельствует о том, что есть определенные «инновационные ниши», которые вполне могут стать опорными точками для начала успешного инновационного маневра в комплексе. Это прежде всего те области НГХК, в которых отечественная, в том числе татарстанская наука и производство были традиционно сильными. Это, например, технологии нефтедобычи, технологии синтетических каучуков, некоторых видов сополимерных материалов (каучуки плюс пластмассы) и ряд других. Дополнительным стимулом для их разработки является и тот факт, что на мировом рынке аналогичные технологии могут оказаться недоступными для отечественных производителей даже при наличии у последних финансовых ресурсов для покупки. Например, желая развить собственное производство бутилкаучука, ОАО «Нижнекамскнефтехим» обратилось к поиску зарубежных технологий более прогрессивных видов бутилкаучука - галобутилкаучуков. Таковые технологии существовали, но предприятию было отказано в их покупке. Поэтому компания вынуждена была пойти на осуществление полного инновационного цикла от разработки технологии галобуткаучуков, опытнопромышленной ее отработки (на базе цеха пилотных установок собственного научнотехнического центра) и, наконец, до создания крупнотоннажного производства. Это пример успешного инновационного процесса и, к счастью, он не единственный на предприятии. Так, удалось промышленно реализовать еще несколько эффективных собственных разработок каучукового направления - освоить выпуск каучука СКЭПТ (этилен-пропиленовый каучук), каучука СКД-Н (бутадиеновый каучук на неодимовом катализаторе), на очереди - организация крупнотоннажного выпуска каучука ДССК (дивинил-стирольный каучук). Кроме того, последовательно реализуется проект по модернизации процесса получения каучука СКИ-3 (изопреновый каучук). Это делает компанию владельцем полного пакета основных видов крупнотоннажных каучуков. Есть у ОАО «Нижнекамскнефтехим» опыт создания и других технологий, которые удалось даже продать, в том числе одной зарубежной компании.

Следует также отметить, что одним из существенных результатов активизации инновационной деятельности в нефтегазохимическом комплексе Татарстана явилась промышленная реализация процесса получения олигодеценовых синтетических масел в ОАО «Тат-нефть-Нижнекамскнефтехим-ойл» - первом отечественном заводе этого профиля, введенном в эксплуатацию в конце 2003 года. Технологическую основу процесса составляет разработанная в Институте проблем химической физики РАН (ИПХФ РАН) новая система высокоактивных, относительно безопасных и доступных катализаторов. Заключительный этап разработки и промышленной реализации осуществлялся с участием СП «РАНИС», созданного ИПХФ РАН и НИС (Нефтяная индустрия Сербии). Сейчас идет непростая работа по отладке технологического процесса, организации системы логистики и маркетинга на предприятии.

Достаточно масштабные научно-исследовательские и инновационные работы ведутся в Татарстане по тематике нефтедобывающей промышленности (на базе ОАО «Татнефть» и многих научных организаций и коллективов республики). Создание новых современных методов нефтедобычи стало требованием времени, поскольку месторождения Татарстана находятся в поздней стадии разработки, запасы нефти являются трудноизвлекаемыми, а добываемая нефть имеет преимущественно невысокие качественные характеристики (по вязкости, содержанию серы и проч.). В целях повышения выработки запасов трудноизвлекаемой нефти осуществляется поиск оптимальной совокупности геолого-промысловых, технологических, технических и экономических решений, разрабатываются и апробируются различные методы повышения нефтеотдачи. Многие технологии уже удается экспортировать.

Таким образом, в рамках первой Программы развития НГХК РТ были созданы условия для инновационной восприимчивости как бюджетообразующих предприятий, так и комплекса в целом. Важно, что получены положительные результаты и заделы на будущее в области разработки и внедрения наукоемких технологий. В том числе это обстоятельство послужило основанием для подписания в апреле 2004 года Соглашения о научнотехническом сотрудничестве между Российской академией наук и Кабинетом Министров Республики Татарстан и утверждения Программы их научно-технического сотрудничества в области химии, нефтехимии и экологии на 2004-2014гг. В этих документах определены принципы, цели и широкий круг направлений взаимодействия сторон. При этом четко задана ориентация на создание технологий готовых продуктов, востребованных на потребительском рынке, в промышленности, строительстве. Технологии должны быть экологически чистые и энергосберегающие. Кроме того, в числе приоритетных направлений Соглашения значится подготовка и переподготовка кадров научно-производственных специальностей с участием научных организаций РАН.

Все вышеизложенное дало основания уже во второй Программе развития НГХК РТ (на 2004-2008гг.) поставить задачу перехода комплекса на инновационный путь развития, заключающийся в постоянной разработке и эффективном освоении научно-технических нововведений (инноваций). Намечены мероприятия, относящиеся как к функциям компаний, так и региональной отраслевой политики. Представляется, что главное, что необходимо будет сделать - это укрепить кооперационное взаимодействие различных субъектов инновационной деятельности и определить приоритеты этой деятельности в целях концентрации на них максимума совместных усилий, материальных ресурсов и государственной поддержки. Именно в решении этой задачи видит свою роль ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», которое за время существования закономерно приобрело в НГХК РТ статус координационно-кооперационного, информационно-экспертного центра не только в системе «государство-бизнес», но и «государство-наука-бизнес».

ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» уже долгое время технологически сопровождает развитие комплекса, в частности в области привлечения зарубежных технологий. На постоянной основе организуются целевые совещания, презентации, заседания научнотехнического совета и совета директоров холдинга с приглашением зарубежных технологических и инжиниринговых компаний, формируются временные экспертные рабочие группы с их обязательным выездом на действующие в мире производства, использующие анализируемые технологии. В результате созданная в холдинге и на предприятиях НГХК база данных исчисляется десятками сотен предложений зарубежных поставщиков технологий, оборудования и инжиниринга. Она является ценным источником информации при решении любых вновь возникающих проблем в области технологической трансформации комплекса. Теперь к функциям холдинга добавились пополнение технологической базы

данных за счет инновационных проектов, их экспертиза, организация сотрудничества с научными и инновационными организациями России с доведением результатов этой работы до членов совета директоров, всех заинтересованных предприятий, организаций и органов власти. Ряд разработок уже финансируются из инновационного фонда при холдинге, кроме того, выдаются экспертные заключения по инновационным проектам, выдвигаемым на конкурс на получение финансирования из других инвестиционно-кредитных организаций, в частности, государственных инновационных фондов.

Для решения задачи дальнейшего развития комплекса, в том числе в инновационном направлении, в настоящее время, на наш взгляд, созрели предпосылки для того, чтобы прибегнуть к кластерным технологиям, используемым во многих странах мира при реализации инновационной, промышленной и региональной политики. Понятие «кластер» (в пер. с англ. - группа) пришло в наш экономический язык из зарубежных источников. В отечественной экономической науке для обозначения группы или комплекса производств оперировали совокупностью терминов «отраслевые и межотраслевые комплексы», «территориально-производственные комплексы», «территориальные научно-промышленные

комплексы», «кооперация», «комбинирование» производств. Все они близки, но, тем не менее, не тождественны понятию «кластер».

С учетом различных существующих в настоящее время определений можно понимать «кластер» как группу предприятий различных отраслей, взаимосвязанных в процессе создания добавленной стоимости, характеризующихся общностью деятельности и взаимно дополняющих друг друга. Как правило, в кластер входят географически соседствующие компании основного продукта (например, от добычи сырья до продукции конечного технологического передела); поставщики оборудования и сервисных услуг; финансовокредитные институты; посреднические фирмы; организации инфраструктуры; муниципальные, региональные и федеральные государственные организации; научноисследовательские организации; образовательные и медицинские учреждения; другие.

Кластер предполагает вертикально-горизонтальную структуру и традиционно формируется вокруг «локомотивов» регионального бизнеса, имеет основную отраслевую направленность, например, «химический кластер», «машиностроительный кластер» и т.п. Определяющей предпосылкой к созданию кластеров является уже существующее кооперативное взаимодействие предприятий и организаций, наличие особой культуры партнерства и доверия. Должен существовать консенсус между деловыми и административными кругами региона применительно к необходимости развития кластера. Заострим также внимание на том, что, согласно зарубежному опыту, государственная, региональная или местная политика должна быть направлена не на создание кластеров, а на создание условий, обеспечивающих укрепление естественно формирующихся кластеров и стабильность их функционирования.

Следует отметить, что, по сути, кластерная технология уже в некоторой степени используется в НГХК РТ. Изначально в региональной промышленной политике был принят подход, согласно которому такие отрасли как нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтехимия и химия рассматривались как целостный объект развития (был даже специально введен в широкий научно-практический оборот термин «нефтегазохимический комплекс»), для этих отраслей разрабатывается общая программа, реализуется «объединяющая» стратегия внутриреспубликанской интеграции. Причем речь идет не только о крупных, но и о средних и малых отраслевых предприятиях. В полной мере удается реализовывать принцип конкуренции и кооперации, лежащий в основе и обеспечивающий успех развития кластеров. Кроме того, в рамках программ развития комплекса поставлены задачи и

реализуются мероприятия, обеспечивающие его широкую кооперацию по многим направлениям с различными отраслями экономики республики.

С учетом краткого экскурса в историю модели управления развитием нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, который был сделан в начале данной статьи, становится очевидным своевременность и наличие институциональной основы использования кластерного метода развития нефтегазохимического комплекса республики. То есть можно говорить о том, что созданы необходимые внутренние условия. Но не менее важно и то, что оформились и внешние предпосылки. Под ними, в частности, рассматривается готовность и уже сделанные реальные шаги российского правительства в области поддержки промышленной и инновационной сфер регионов по кластерному принципу.

В частности, прорабатывается решение о формировании Инвестиционного фонда Российской Федерации, за счет средств которого государственная поддержка будет предоставляться инвестиционным проектам, направленным на создание и развитие инфраструктуры (в том числе социальной), элементов национальной инновационной системы и обеспечение реализации институциональных преобразований в экономике. Кроме этого, предлагается задействовать и другие инструменты поддержки отечественного производства и развития инноваций в регионах. Так, уже законодательно оформлено решение о создании в России особых зон (технико-внедренческого и промышленно-производственного типа), обеспечивающих предоставление их резидентам льготных налоговых и таможенных режимов функционирования.

Исходя из этого в республике начаты работы, связанные с подготовкой обоснования проекта развития нефтегазохимического кластера и создания необходимой для его нормального функционирования инфраструктуры с привлечением государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. В рамках данного проекта, прежде всего, планируется поддержка строительства в Нижнекамской промышленной зоне нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса по переработке 7 млн. тонн нефти. В комплексе должна обеспечиваться практически стопроцентная переработка высокосернистой нефти, добываемой в Республике Татарстан, и выпуск импортозамещающей и экспортоспособной продукции. Тем самым, решается актуальная задача насыщения внутреннего рынка отечественной конкурентоспособной продукцией и замещения экспорта нефти экспортом высококачественных продуктов нефтепереработки и нефтехимии.

Новый мегакомплекс органично должен влиться в ядро нефтегазохимического кластера региона. На данном этапе определены общие «контуры» планируемой к выпуску нефтехимической продукции - это сырье для производства синтетических волокон, моющих веществ, полимеры (полиэтилен, в том числе сверхвысокомолекулярный, полиэтилен-терефталат, полипропилен), бутадиен для расширения производства синтетических каучу-ков, синтетические компоненты масел и др. На этой основе (учитывая кластерообразующую роль комплекса) в перспективе планируется появление новых производств по переработке нефтехимической продукции, преимущественно в малом и среднем бизнесе. Более того, от нового комплекса планируется «прокинуть» кооперационные цепочки в нефтегазохимический комплекс соседнего Башкортостана. В частности, рассматривается возможность поставок этилена для организации выпуска в Башкортостане поливинилхлорида.

Следует обозначить высокую инновационную роль нового комплекса, ибо предполагается использовать только самые эффективные передовые технологии и получать на этой основе целую гамму продуктов, многие из которых, во-первых, еще не выпускаются в России или выпускаются в незначительных объемах, а, во-вторых, на их основе можно создавать с помощью отечественной науки совершенно новые, даже по мировым меркам,

продукты. Сейчас ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» уже привлекает ученых к совместному определению наиболее оптимальной конфигурации комплекса и предлагает им подключиться к созданию новых продуктов конечного технологического передела, что внесет вклад в развитие региональной инновационной системы. Кроме того, нельзя не учитывать и предполагаемый косвенный «каскадный» ресурсосберегающий и инновационный эффект в экономике через выпуск новых материалов с широким спектром потребительского и промышленного применения, поскольку продукция комплекса ориентирована на использование в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, в машиностроении, производстве бытовой техники, компонентов для автомобильной, авиационной промышленности (замена металла, получение новых потребительских свойств и т.п.).

Однако, этот проект, имеющий высокую социально-экономическую значимость, требует в то же время привлечения масштабных инвестиционных и организационных ресурсов, является долгосрочным и сопряжен с различными рисками, что снижает его коммерческую привлекательность, повысить которую предполагается за счет поддержки государства. Дело в том, что в необходимых капитальных затратах значительна часть, которая непосредственно не связана с выпуском ликвидной продукции - это, прежде всего, внешняя инфраструктура, а также блок глубокой переработки нефти, на удорожание которого влияет тот факт, что будет перерабатываться высокосернистая нефть. Кроме того, и создание многих нефтехимических производств также предполагает высокие и долгоокупаемые капитальные затраты. Исходя из этого ОАО «Татнефть» и ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (при содействии Министерства экономического развития и торговли России) предпринимают усилия по выдвижению проекта на соискание государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Поддержка предполагается в следующих формах: софинансирование на договорных условиях с оформлением прав собственности Российской Федерации (на часть проекта, связанную с созданием и развитием внешней инфраструктуры); предоставление государственных гарантий на привлечение кредитов зарубежных банков на строительство основных трех заводов комплекса. Кроме того, предполагается обнуление таможенных пошлин на импортируемое оборудование. Прорабатывается также возможность освобождения от налогов (налог на имущество, налог на прибыль) на период до завершения строительства комплекса.

Общий ожидаемый эффект от реализации проекта выразится в обеспечении вклада новых производств в региональный и национальный валовый продукт, в увеличение доходов бюджетной системы, в создание новых рабочих мест, в повышение общего уровня эффективности и инновационности экономики. При этом если прямой эффект обеспечит непосредственно новый комплекс, то косвенный эффект выразится в развитии на его базе нефтехимического кластера, включающего производства малого и среднего бизнеса многих отраслей промышленности и экономики в целом, учитывая также науку и образование.

Таким образом, целенаправленная технологическая трансформация, осуществляемая в соответствии с Программами развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан - это необходимая ступень на инновационном пути развития нефтегазохимического комплекса. Без нее этот путь не состоится, но в то же время ее следует рассматривать только как переходную ступень, выводящую на рубежи, после которых стратегия нефтегазохимического комплекса должна изменяться: из технологических последователей необходимо превращаться в технологических флагманов.

© Ш. Ш. Губаев - д-р экон. наук, проф., зам. ген. дир-ра ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.