Научная статья на тему 'Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства'

Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
308
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / TECHNOLOGICAL MAP / SOCIAL ORPHANHOOD / UNFAVORABLE SITUATION OF THE FAMILY / THE WARNING SYSTEM OF CHILD ABANDONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдина А. И.

Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, представленная автором в статье, включает в себя выявление причин семейного неблагополучия, использование механизма институционального взаимодействия субъектов микросоциума и компоненты технологии предупреждения социального сиротства. Предложенная автором технологическая карта, является интерактивным инструментом системы предупреждения социального сиротства, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL MAP AS AN INTERACTIVE TOOLS TO PREVENT SOCIAL ABANDONMEN

Flow chart of the sociopedagogical concept of prevention of child abandonment by the author of the article, include identifying the causes of family problems, the use of institutional mechanism for interaction among micro society and technology components prevent child abandonment. Proposed by the author flow chart is an interactive tool for child abandonment prevention system that allows immediate modify or clarify the scenario object.

Текст научной работы на тему «Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства»

роструктура и макрокатегория [7]. Общие интегративные характеристики позволили нам предположить, что они взаимосвязаны между собой.

Эмпирическое исследование указанной взаимосвязи было проведено на группе студентов направления «Менеджмент» (Ы= 36) во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса в ноябре 2013 года.

Использовались следующие психодиагностические методики: М.М. Кашапова «Самооценка метакогнитивных знаний и ме-такогнитивной активности» [8], определения ориентации субъектного контроля А.К. Осницкого в рамках интервальной шкалы экстернал - интернал [9]. Для экстерналов характерно убеждение, что события, происходящие с ними от них самих не зависят, напротив, интерналы- как правило, проявляют активность, авторство в моделировании происходящих событий, чаще строят планы, прикладывают собственные усилия. Субъектность мы рассматривали, как синоним интернальности, связывая ее источник с внутренним локусом контроля, принятием на себя ответственности за происходящее и за принимаемые решения.

Мы предположили, что будущий менеджер должен обладать существенной долей инновационной и субъектной активности, а также метакомпетенций для способности к формированию инновационных стратегий экономического развития, это явилось основанием для выбора менеджеров в качестве экспериментальной выборки. Ниже представлены результаты исследования взаимосвязи показателей метакомпетенций, а именно-метакогни-тивных знаний и метакогнитивной активности и уровня субъектного контроля (таблица 1).

Высокие показатели по компонентам метакомпетенций выделены серым цветом. Результаты субъектного контроля представляются в виде дихотомии «экстернальность - интерналь-ность». Количество баллов в интервале (-5; 10) свидетельствует

Библиографический список

о сбалансированности интернальности и экстернальности (А.К. Осницкий).

Выраженная экстернальность не встречается ни в одном результате одновременно с высокими показателями компонентов метакомпетенций (испытуемые №№ 8, 24, 26). Высокие показатели по двум компонентам метакомпетенций диагностируются вместе с высокими показателями интернальности (испытуемые №№ 1, 21, 33).

В логике исследования изучение взаимосвязи проводилось в двух направлениях. В первом случае изучалась взаимосвязь субъектного контроля (субъектности) и метакогнитивных знаний (МЗ). Второе направление - взаимосвязь субъектности (С) и метакогнитивной активности (МА). Была определена корреляционная связь (коэффициент Пирсона) разных уровней:

R(МЗ,С)= 0,4 - что свидетельствует о наличии корреляции слабого уровня- в случае взаимосвязи метакогнитивных знаний с субъектностью;

R(МА,С)= 0, 54 - наличие корреляции среднего уровня взаимосвязи метакогнитивной активности с субъектностью.

Оба компонента метакомпетенций - метакогнитивное знание и метакогнитивная активность имеют корреляционную связь разной величины с уровнем субъектного контроля у студентов -менеджеров, которые, как мы полагаем, является будущими субъектами инновационного развития экономики страны, что подтвердило нашу гипотезу.

Инновационная активность субъекта связана с его способностью брать на себя ответственность, разрешать противоречия, быть активным деятелем, принимать эффективные решения. Проявление этих качеств соответствует интегративным качествам субъекта, целостности, высокому уровню самоорганизации, саморегуляции.

1. Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. - М., 2009.

2. Инновационная активность крупного бизнеса в России // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 4. - Т. 8 [Э/р]. - Р/д: http:// www.marketing.spb.ru/mr/social/innov_activity.htm

3. Эбнер, М. Предпринимательская ориентация в организации. Внутренне предпринимательство // Психология труда и организационная психология. - 2010. - Т. 6.

4. Малахова, В.Р Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р Малахова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск.

- 2012. - № 12.

5. Лефевр, В.А. Рефлексия. - М., 2003.

6. Знаков, В.В. психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - № 2. - Т. 24.

7. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект [Э/р]. - Р/д: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/e-a-sergienko.html.

8. Кашапов, М.М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. - Ярославль, 2012.

9. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.; Обнинск, 2010.

Bibliography

1. Lepskiyj, V.E. Subjhektno-orientirovannihyj podkhod k innovacionnomu razvitiyu. - M., 2009.

2. Innovacionnaya aktivnostj krupnogo biznesa v Rossii // Rossiyjskiyj zhurnal menedzhmenta. - 2010. - № 4. - T. 8 [Eh/r]. - R/d: http:// www.marketing.spb.ru/mr/social/innov_activity.htm

3. Ehbner, M. Predprinimateljskaya orientaciya v organizacii. Vnutrenne predprinimateljstvo // Psikhologiya truda i organizacionnaya psikhologiya.

- 2010. - T. 6.

4. Malakhova, V.R. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda / A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk.

- 2012. - № 12.

5. Lefevr, V.A. Refleksiya. - M., 2003.

6. Znakov, V.V. psikhologiya subjhekta kak metodologiya ponimaniya chelovecheskogo bihtiya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 2. -T. 24.

7. Sergienko, E.A. Priroda subjhekta: ontogeneticheskiyj aspekt [Eh/r]. - R/d: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/ sovremennie-issl-2/e-a-sergienko.html.

8. Kashapov, M.M. Tvorcheskaya deyateljnostj professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podkhodov. - Yaroslavlj, 2012.

9. Osnickiyj, A.K. Psikhologicheskie mekhanizmih samostoyateljnosti. - M.; Obninsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 19.11.13

YflK37.013.42

Yudina A.I. TECHNOLOGICAL MAP AS AN INTERACTIVE TOOLS TO PREVENT SOCIAL ABANDONMEN. Flow chart of the socio- pedagogical concept of prevention of child abandonment by the author of the article , include identifying the causes of family problems , the use of institutional mechanism for interaction among micro society and technology components prevent child abandonment . Proposed by the author flow chart is an interactive tool for child abandonment prevention system that allows immediate modify or clarify the scenario object.

Key words: technological map; social orphanhood;unfavorable situation of the family; the warning system of child abandonment.

А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского гос. университета культуры и искусств г. Кемерово, E-mail:yudinaannaivanovna@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, представленная автором в статье, включает в себя выявление причин семейного неблагополучия, использование механизма институционального взаимодействия субъектов микросоциума и компоненты технологии предупреждения социального сиротства. Предложенная автором технологическая карта, является интерактивным инструментом системы предупреждения социального сиротства, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития объекта.

Ключевые слова: технологическая карта; социальное сиротство; семейное неблагополучие; система предупреждения социального сиротства.

Технологическая карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта - отдельного продукта, некоторой технологии, группы смежных технологий, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии, а также план достижения социально-культурных целей [1]. Процесс формирования технологических карт называют технологическим картированием, а объект, эволюция которого представляется на карте, - объектом технологического картирования. Применительно кисследованию системы предупреждения социального сиротства, объектом технологического картирования будет являться семья в трудной жизненной ситуации. Технологическое картирование нашего исследования опирается на сбор экспертной информации о социальном профиле семьи в трудной жизненной ситуации, реабилитационном потенциале семьи и позволяет прогнозировать варианты будущего состояния развития социальной ситуации семьи.

На основе анализа технологических карт, представленных на официальных сайтах органов управления образования, социальной защиты населения, культуры различных субъектов Российской Федерации (Кемеровская, Псковская, Челябинская области, Красноярский край) выделены сущностные характеристики технологического картирования применительно к теме нашего исследования:

• возможные риски, которые могут повлиять на результативность процесса реабилитации семьи в трудной жизненной ситуации, эффективное планирование всех этапов прохождения социализации детьми и определение социально-культурных факторов, влияющих на данный процесс;

• точная временная характеристика, то есть срок реабилитации семьи в каждом конкретном случае;

• институциональное взаимодействие субъектов микросоциума и социально-культурного пространства;

• кадровое обеспечение реализации технологической карты, реализации концепции предупреждения социального сиротства.

• методическое обеспечение реализации социально-педагогической концепции для социально-педагогических работников, специалистов по социальной работе, работников учреждений культуры, которое позволит идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности социально-педагогического сопровождения;

• информационное обеспечение участников воспитательно-образовательного и социально-культурного процессов [2].

Технологическая карта исследований предупреждения социального сиротства, как общественного явления может обеспечить заинтересованность государства (в случае фундаментальной науки) и бизнеса (в случае прикладной науки) в результатах научных исследований и разъяснить их социальное значение [2].

Рассмотрев сущностные характеристики технологического картирования предупреждения социального сиротства, был предложен алгоритм построения технологической карты этого процесса на основе следующих этапов:

1. Подготовка исследования:определение решаемой посредством технологического картирования проблемы; формирование списка субъектов микросоциума - социальных партнеров по работе с семьей в трудной жизненной ситуации;определение состава координирующего органа системы предупреждения

социального сиротства; постановка целей исследования и оценка времени, необходимого для его проведения; определение необходимых объёмов финансирования.

2. Разработка технологической карты: определение показателей и критериев оценки социального профиля семьи в трудной жизненной ситуации; проектирование модели предупреждения социального сиротства;выработка рекомендаций по перспективным технологическим альтернативам; обзор содержания и форм социально-педагогической работы, учитывая социальный статус исследуемой группы несовершеннолетних; влияние специфического комплекса социально-культурных факторов и окружающей социально-культурной среды.

3. Реализация технологической карты: экспертиза и утверждение технологической карты; выполнение плана реализации технологической карты и контроль за ее реализацией; оценка промежуточных результатов, внесение корректив.

На основании данного алгоритма нами была построена технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, которая включает в себя причины семейного неблагополучия, механизм институционального взаимодействия и компоненты технологии предупреждения социального сиротства (рис. 1).

Особым типом технологической карты является «дорожная карта», представляющая собой определенную программу действий, направленных на конечный результат. Дорожная карта соответствует всем характеристикам технологического картирования и включает конкретные сроки, ресурсы, прогноз цели, как предвосхищение результата. В качестве примера рассмотрим дорожную технологическую карту «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013-2018 гг.»,утвержденную Коллегией администрации Кемеровской области распоряжением от 25.03.2013 № 249-р [3].Основной целью реализации плана мероприятий данной «дорожной карты» является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Кемеровской области услуг в сфере социального обслуживания. Категория «семьи с детьми в трудной жизненной ситуации» - в соответствии с законодательной базой Российской Федерации относятся к компетенции полномочий органов управления социальной защиты населения в институциональном взаимодействии с органами управления образованием, здравоохранением и культурой. [4].

Для достижения указанной цели, по мнению экспертов, необходимо провести модернизацию существующей системы социального обслуживания населения с учетом современных требований и изменившихся правовых, социально-экономических и демографических условий, кадровых проблем отрасли. Для проведения модернизации системы предупреждения социального сиротства, необходимо совершенствование законодательства Кемеровской области, предусматривающее продолжение работы по дифференцированному оказанию социальных услуг семьям в трудной жизненной ситуации с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, благотворителей и добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением [3]. В дорожной технологической карте обозначен круг проблем, сложившихся в сфере социального обслуживания семей, находящихся в труд-

СЕМЬЯ В ТРУДНОЙ жизненном ситуации

Выявление характера причин семейного неблагополучия

Социально- правовой Психолого- педагогический Социально- культурный Медицинский Психоэмоциональный

Ф

МОДЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Технология предупреждения социального сиротства

Определение реабилитационного потенциала семьи

Социально-педагогическое сопровождение социализации ________________________ребенка_________________________

Социально-педагогическая реабилитация семьи

$

Городской координационный Совет по делам семьи, женщин и детей

Органы Учреждения Учреждения Лечебно- Учреждения Общественные

внутренних дел образования культуры и профилактические социальной организации

спорта учреждения защиты

населения

Институциональное взаимодействие субъектов микросоциума

Ф

Мониторинг социального профиля семьи

Отсутствие динамики Отрицательная динамика Положительная динамика

ф 1 Ф , /

Определение в учреждение интернатного типа Устройство в замещающую семью Возвращени е в биологическую семью

Ф Ф ^

Поиск альтернативной формы семейного воспитания Постреабилитационный социальный патронаж

Рис. 2. Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства

ной жизненной ситуации. В системе социального обслуживания населения наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, педагогов, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.

На начало 2013 г. общая численность работников в государственных и муниципальных учреждениях Кемеровской области составляет 15110 человек, в том числе по основным профессиям: социальные работники, специалисты по социальной работе - 5581 человек; младший и средний медицинский персонал - 2508 человек; педагогические работники - 1227 человек; врачи -173 человека [3].

На сегодняшний день обеспеченность социальными работниками и специалистами по социальной работе, педагогическими кадрами в учреждениях составляет 96 % (коэффициент совмещения 1,2). 58,1% от общей численности работников учреждений составляют женщины в возрасте 36-55 лет. 17,3% от общей численности работников учреждений составляют работники пенсионного возраста. Работников с высшим образованием - 12% от общей численности работников учреждений, несмотря на то, что ежегодно высшие учебные заведения выпускают достаточное количество специалистов для социальной сферы. В основном работники учреждений имеют полное среднее (29% от общей численности работников учреждений) и среднее профессиональное образование (40% от общей численности работников учреждений) [3].

Треть работников учреждений имеет трудовой стаж до 3 лет, что свидетельствует о большой текучести кадров, и именно молодых специалистов.

На примере представленной нами дорожной карты «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 20132018 гг.» явно прослеживается проблема нехватки квалифицированных социально-педагогических кадров.

Цели реализации дорожной технологической карты обозначены следующим образом:

1. Совершенствование правового регулирования социального обслуживания.

2. Оптимизация структуры и штатной численности учреждений социально-культурной сферы путем создания крупных многопрофильных учреждений, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника, социального педагога.

3. Повышение к 2018 г. средней заработной платы социально-педагогических работников учреждений социально-культурной сферы до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

4. Укрепление материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы.

5. Развитие рынка социальных услуг путем привлечения организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.

6. Предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.

Ожидаемые результаты реализации дорожной карты следующие:

1. Разработка предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе проведенного анализа положения дел и выявленных проблем в сфере социального обслуживания населения.

2. Подготовка нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения и внедрение инновационных технологий социального обслуживания.

3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения области, увеличение притока кадров в социальные службы за 5 лет не менее чем на 50% от численности работающих в настоящее время. Ежегодное обучение 1000 работников учреждений на курсах повышения квалификации.

4. Оптимизация сети и штатной численности учреждений на основе исключения неэффективных расходов, увеличение объема средств от оказания платных социальных услуг в целях получения дополнительного резерва средств на повышение оплаты труда не менее, чем на 30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Доведение уровня оплаты труда социальных работников, медицинских работников учреждений в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и педагогических работников организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента

Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к 2018 г. до 100% от средней заработной платы в экономике Кемеровской области [3].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дорожная технологическая карта является действенным инструментом, позволяющим решать актуальные вопросы на государственном, федеральном, муниципальном уровнях. Алгоритм составления дорожных технологических карт в отраслях помогает выявить проблемы путем прогнозирования ситуации.

Разработанная технологическая карта, реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, является интерактивным инструментом, который включает причины семейного неблагополучия, механизм институционального взаимодействия и компоненты технологии предупреждения социального сиротства.

Библиографический список

1. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. - М., 2007.

2. Картирование технологий [Э/р]. - Р/д: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/.

3. Департамент социальной защиты населения Кемеровской области [Э/р]. - Р/д: www.dsznko.ru/

4. Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал [Э/р]. - Р/д: http://base.garant.ru/179146/

Bibliography

1. Rayjzberg, B.A. Sovremennihyj ehkonomicheskiyj slovarj. - M., 2007.

2. Kartirovanie tekhnologiyj [Eh/r]. - R/d: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/.

3. Departament socialjnoyj zathitih naseleniya Kemerovskoyj oblasti [Eh/r]. - R/d: www.dsznko.ru/

4. Ob osnovnihkh garantiyakh prav rebenka Rossiyjskoyj Federacii: federaljnihyj zakon ot 24 iyulya 1998 № 124-FZ // Garant: informacionno-

pravovoyj portal [Eh/r]. - R/d: http://base.garant.ru/179146/

Статья поступила в редакцию 23.11.13

УДК 378

Kirpichnikova A. У FORMATION OF THE CLUSTER COMPETENCES OF LOCAL GOVERNMENT FOR STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE DIRECTION OF PREPARATION 081100 PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION).

In article conditions of formation of the cluster competences of local government of students in the course of vocational training in higher education institution are considered.

Key words: local government, cluster of competences, municipal management.

А.В. Кирпичникова, аспирант ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА КОМПЕТЕНЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ [НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 081100 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)

В статье рассматриваются условия формирования кластера компетенций местного самоуправления студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: местное самоуправление, кластер компетенций, муниципальное управление.

Местным или муниципальным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Муниципальное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», - прямо говорится в п. 2 ст. 3 Конституции РФ [1].

В Российской Федерации существуют пять типов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения. В нашей стране сложилась дву-

хуровневая система местного самоуправления, территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов, в свою очередь, - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских муниципальных образований. Таким образом, в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется одноуровневая система местного самоуправления [2].

Местное самоуправление в России имеет собственные исторические корни. Оно формировалось уже в средние века и получило значительное развитие во второй половине XIX века. Однако в советский период власть строилась на идее централизации. Воплощением ее были принцип демократического централизма как основа организации и деятельности Советского государства, включение Советов в единую систему органов государственной власти, право вышестоящих органов отменять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.