Научная статья на тему 'Институциональное взаимодействие субъектов микросоциума по предупреждению социального сиротства'

Институциональное взаимодействие субъектов микросоциума по предупреждению социального сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / INSTITUTIONAL INTERACTION / CIVIL SOCIETY / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юдина Анна Ивановна

Институциональное взаимодействие играет важную роль в реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, выполняя функцию интеграции детей и семьи в социум. Рассматривается система взаимодействия институционализированных органов государства и образований гражданского общества по предупреждению социального сиротства на примере муниципального образования г. Кемерово.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional interaction of microsociety subjects in social orphanage prevention

Institutional interaction plays an important role in the implementation of socio-pedagogical concept of prevention of child abandonment, serving as the integration of children and the family in society. The author considers the institutional interaction among micro society for the Prevention of child abandonment by the example of the municipality of Kemerovo.

Текст научной работы на тему «Институциональное взаимодействие субъектов микросоциума по предупреждению социального сиротства»

УДК 37.013.42

А. И. Юдина

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ МИКРОСОЦИУМА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Институциональное взаимодействие играет важную роль в реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, выполняя функцию интеграции детей и семьи в социум. Рассматривается система взаимодействия институционализированных органов государства и образований гражданского общества по предупреждению социального сиротства на примере муниципального образования г. Кемерово.

Ключевые слова: институциональное взаимодействие, гражданское общество, социальное сиротство

Institutional interaction plays an important role in the implementation of socio-pedagogical concept of prevention of child abandonment, serving as the integration of children and the family in society. The author considers the institutional interaction among micro society for the Prevention of child abandonment by the example of the municipality of Kemerovo.

Keywords: institutional interaction, civil society, social orphanhood

Институциональное взаимодействие субъектов микросоциума по предупреждению социального сиротства мы рассматриваем как взаимосвязанную систему упорядоченных социальных связей, благодаря которой поведение каждого отдельного члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении профилактики семейного неблагополучия [5].

В многолетней практике работы с детьми и семьями в трудной жизненной ситуации нами было выявлено, что институциональное взаимодействие органов государства и образований гражданского общества является неотъемлемым компонентом системы предупреждения социального сиротства.

Организация институционального взаимодействия осуществляется как на организационном, так и на оценочном этапе, с точки зрения концептуальной модели предупреждения социального сиротства. При осуществлении институционального взаимодействия предусмотрено социально-педагогическое сопро-

вождение с целью индивидуализации и интеграции в общество детей в процессе их социализации, а также социально-педагогическая реабилитация семей с целью сохранения семейного окружения для ребенка [10].

Институциональное взаимодействие в исследовании рассматривается в качестве особого типа социального партнерства учреждений социально-культурной сферы, органов власти, служб и ведомств, занимающихся проблемами предупреждения социального сиротства и общественных организаций как институтов гражданского общества [6].

Гражданское общество - это ассоциация свободных граждан, которые взаимодействуют между собой исключительно на основе интересов, правовых норм и совместно согласованных или выработанных регуляторов [1]. Являясь системообразующим институтом, гражданское общество сочетает экономические, социальные, культурные, духовные, се-мейно-бытовые отношения, а также предусматривает определенные свободы, права и обязанности личности как необходимые условия ее утверждения и самореализации в общественной жизни [1].

Мы подчеркиваем мысль Е. Прутской о том, что «институциональной основой граж-

139

данского общества является совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы, солидарности, сотрудничества и самоорганизации» [5], в том числе и в сфере сохранения семьи.

Следует отметить, что для результативно -го предупреждения социального сиротства необходимо создание институционального взаимодействия субъектов микросоциума, которое позволит обеспечить своевременную и доступную квалифицированную социальную, правовую, психолого-педагогическую помощь ребенку и его семье по ликвидации трудной жизненной ситуации, что будет содействовать возвращению несовершеннолетних в семью, способствовать оказанию помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства [9].

Специализированные учреждения системы социальной защиты являются компонентом государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. определяет субъектов государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений. К данным субъектам относят институты государственной власти - комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел и институционализированные органы государства, а именно: специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав [4].

Для развития институционального взаимодействия нами был определен комплекс организационно-педагогических условий [10]:

• своевременная социально-педагогическая диагностика и ранняя профилактика

дезадаптации в неблагополучных семьях города;

• организация социально-педагогической работы с каждым членом проблемной семьи совместно с семьями, имеющими позитивную динамику развития;

• формирование и активизация деятельности семейно-воспитательных групп в городе и постепенная подготовка трансформации их в приемные семьи;

• обеспечение единства социокультурных, медицинских, психологических, педагогических и социально-правовых воздействий на семью;

• учет индивидуальных особенностей проблемной семьи и ее типичных специфических черт в целом;

• учет типологических психологических особенностей подросткового возраста и индивидуальных черт каждого конкретного ребенка;

• повышение профессиональной культуры и мастерства социальных работников и социальных педагогов, специалистов другого профиля, принимающих участие в работе с детьми - потенциальными социальными сиротами;

• координация деятельности всех институтов социума на основе социально-культурного подхода с постановкой в центр ее внимания прежде всего интересов семьи;

• поддержание обратной связи между участниками профилактической работы с подростками и их жизнеустройством в рамках городского социума и постоянная оценка эффективности этой деятельности;

• разработка и корректировка программ и проектов по отдельным направлениям деятельности;

• создание развивающей социально-образовательной среды;

• пропаганда различных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в средствах массовой информации;

• создание нормативно-правовой базы по вопросам работы с приемными семьями.

При организации институционального взаимодействия детские специализированные

140

учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, решают следующие задачи:

• укрепление связей между различными институтами социума;

• разработка и внедрение новых программных и методических материалов;

• использование новых методов обучения и воспитания детей;

• использование новых подходов к руководству социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних;

• разработка курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социально-культурной сферы.

Особая роль в институциональном взаимодействии по предупреждению социального сиротства отводится центральному социальному институту - семье [7].

Профилактика семейного неблагополучия -одно из приоритетных направлений социальной политики администрации г. Кемерово.

Анализ статистических данных департамента социальной защиты населения Кемеровской области за 2012 г. показал, что от общего числа семей областного центра 75 % - это семьи, где воспитываются несовершеннолетние дети (110 тыс. человек), четвертая часть которых относится к группе социального риска; 8 % семей находятся в социально опасном положении; 1515 подростков состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних управления внутренних дел за различные правонарушения; 2498 - на учете в наркологическом диспансере, около 1400 детей ежедневно проходят социальную реабилитацию в специализированных учреждениях (социальном приюте для детей и социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних) [2]. Все вышеперечисленные категории несовершеннолетних нуждаются в социально-педагогическом сопровождении и реабилитации.

Работа с различными категориями семей, нуждающимися в социальной помощи, строится в соответствии с разработанной нами технологической картой предупреждения социального сиротства. Реализация данной карты осуществляется на основе социальных проектов:

«Дети-инвалиды», «Дети улиц», «Дошкольник в семье», «Каникулы», «Досуг семьи», «Одаренные дети», «Возвращение в семью», «За школьную парту» и планов совместных действий по работе с молодыми семьями, семьями опекунов, семьями, проживающими в отдаленных поселках и в семейных общежитиях города, с участием всех социальных служб [8].

Деятельность всех ведомств и служб по профилактике семейного неблагополучия, помощи семье, женщине и детям в трудной жизненной ситуации в городе курирует координационный совет по делам семьи, женщин и детей под руководством заместителя главы города по социальным вопросам.

В каждом микрорайоне города созданы общественные советы «Семья», в состав которых входят специалисты и работники центра социальной помощи семье и детям, пункты охраны общественного порядка, подразделения по делам несовершеннолетних, образовательных и лечебно-профилактических учреждений, участковые инспекторы районных отделов внутренних дел, представители общественных организаций. Общественные советы «Семья» помогают комплексно решать на местах самые актуальные проблемы конкретных семей и регулируют социальную ситуацию на микроучастках [3].

Многолетней практикой предупреждения социального сиротства и повышения качества жизни семей с детьми в г. Кемерово отобраны и внедрены в практическую деятельность разнообразные формы работы в рамках институционального взаимодействия. В качестве примера приведем проект «Досуг семьи», направленный на организацию работы творческих объединений, созданных на базе учреждений социальной сферы, для посещения семей с детьми в вечернее и воскресное время; открытых площадок в разных концах города для проведения свободного времени горожан; деятельности центра «БиблиоВита» на базе центральной библиотеки по предоставлению консультативной помощи, центра правовой и психологической помощи на базе детских библиотек города [8].

141

Система институционального взаимодействия в работе с семьей в трудной жизненной ситуации способствует реализации концепции предупреждения социального сиротства, которая ведет к снижению преступности среди несовершеннолетних, увеличению числа детей, возвращенных в семью, усыновленных и взятых под опеку, росту количества детей, занимающихся спортом, художественным и техническим творчеством, детей - участников олимпиад, смотров, конкурсов; организации семейного отдыха.

Анализ системы институционального взаимодействия по предупреждению социального сиротства на уровне муниципального образования г. Кемерово позволил нам прийти к выводу о том, что особое значение имеет организация социального партнерства субъек-

тов микросоциума в рамках институционального взаимодействия по решению задач профилактики семейного неблагополучия и предупреждения социального сиротства [3; 6].

Таким образом, взаимодействие институционализированных органов государства, образований гражданского общества и социального института - семьи играет существенную роль в реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства, выполняя функцию интеграции детей и семьи в социум (см. рис.). Организация социального партнерства в рамках институционального взаимодействия позволяет актуализировать внимание общества к проблеме социального сиротства, снизить динамику численности детей - социальных сирот, воспитывающихся вне семьи.

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА Лечебно-профилактические учреждения:

- оздоровление;

- лечение хронических заболеваний. Учреждения культуры и спорта:

- развитие творческих способностей;

- организация досуговой деятельности;

- расширение кругозора;

- приобщение к здоровому образу жизни. Вузы:

- повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников учреждений;

- подготовка кадров.

Кемеровский городской центр занятости населения:

- организация профессиональных проб в режиме реального трудоустройства. Центр медико-психологической помощи:

- помощь по осознанию психологических синдромов и избавлению от них.

МУ «Центр социальной помощи семье и детям» (ЦСПСиД):

- профилактика семейного неблагополучия.

Образовательные учреждения:

- получение профессии;

- развитие мотивации к учебной деятельности.

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»:

- оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Общественные организации Некоммерческие фонды Творческие союзы Некоммерческое партнерство Волонтерское движение:

- приобщение к нравственным и моральным нормам общества;

- развитие активной гражданской позиции;

- участие в социально значимых делах;

- интеграция в общество;

- освоение новых социальных ролей.

ИНСТИТУТЫ государственной власти

Правоохранительные органы:

- защита прав несовершеннолетних;

- профилактика правонарушений;

- формирование законопослушания.

Координационный совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав:

- координация служб города, работающих с семьей и детьми, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав.

Координационный совет по делам семьи, женщин и детей:

- координация служб города, работающих с семьей и детьми, по вопросам профилактики семейного неблагополучия.

Управление образования администрации г. Кемерово:

- определение дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних;

- устройство несовершеннолетних на воспитание в замещаемую семью.

Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово:

- реализация системы мер поддержки малообеспеченных слоев населения;

- реабилитация детей и семьи в трудной жизненной ситуации.

Взаимодействие институционализированных органов государства и образований гражданского общества

142

1. Бабосов, Е. М. Социология. Энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов. - М.: Либроком, 2009. - 480 с.

2. Департамент социальной защиты населения Кемеровской области [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: www.dsznko.ru

3. Модель межведомственной работы с семьями и детьми в г. Кемерово / под ред. И. Ф. Федоровой. - Кемерово: НМЦ, 2007. - 69 с.

4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Вестн. образования. - 2000. - № 6. - С. 3-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Прутская, Е. А. Гражданское общество в контексте трансформации экономики / Е. А. Прутская. - Киев: Экономист. - 2004. - №1. - С. 34-36.

6. Смирнов, И. П. Новые принципы организации начального профессионального образования / И. П. Смирнов, В. А. Поляков, Е. В. Ткаченко. - М.: Аспект, 2004. - 31 с.

7. Социокультурный феномен детства / под общ. ред. Р. А. Литвак; ред.-сост. М. Е. Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2013. - 355 с.

8. Чужих детей не должно быть (из опыта работы по межведомственному взаимодействию социальных служб города по социальной защите семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении) / под общ. ред. И. Ф. Федоровой; Администрация Кемеровской области. - Кемерово, 2011. - Вып. 11. - 161 с.

9. Юдина, А. И. Модель социального взаимодействия вузов и социозащитных учреждений по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия / А. И. Юдина, Т. А. Хорошева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2(27). - С. 169-171.

10. Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход: моногр. / А. И. Юдина. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013. - 208 с.

Сдано 20.11.2013

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.