Научная статья на тему 'Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения'

Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10288
1128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / SOCIAL ORPHANHOOD / FACTORS INFLUENCING THE EMERGENCE OF SOCIAL ORPHANHOOD / CAUSES OF CHILD ABANDONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубинина Ольга Игорьевна

В статье рассматривается феномен социального сиротства, выделяются факторы его возникновения, предлагается решение данной проблемы с точки зрения организации профилактической деятельности в русле основных направлений государственной политики в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social orphanhood: origins and solutions

The article discusses social orphanhood, offers the solution to this problem in the frames of organization of prevention activities together with the main directions of the state policy in this area

Текст научной работы на тему «Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения»

О. И. Дубинина

(Астрахань)

Социальное сиротство:

причины возникновения и пути решения

В статье рассматривается феномен социального сиротства, выделяются факторы его возникновения, предлагается решение данной проблемы с точки зрения организации профилактической деятельности в русле основных направлений государственной политики в данной области.

В современной России одной из самых злободневных является проблема детей, оставшихся без попечения родителей, то есть проблема социального сиротства. Причины и факторы появления такой социальной проблемы связаны с экономической и социальной ситуацией в стране, увеличившей число семей, имеющих невысокий уровень жизни.

Экономический кризис повлек за собой изменение отношения родителей к воспитанию детей, что в свою очередь спровоцировало увеличение числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сегодня государство предпринимает ряд мер по решению данной проблемы - создает специализированные государственные учреждения для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддерживает общественные организации и фонды, основной целью которых является помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Принимаются меры по увеличению количества специализированных детских учреждений для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, однако никакой профилактической работы по предупреждению причин возникновения данного социального явления не ведется.

В России отсутствует целостная система, предусматривающая ряд профилактических мероприятий, включающая комплекс мер по оказанию педагогической и юридической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также помощи семьям, находящимся в трудных материальных условиях.

Как правило, это юные матери, которые остаются один на один с большой проблемой, и не знающие, что существует для них ряд социальных гарантий.

Нужны высококвалифицированные специалисты (юристы], которые будут заниматься своей профессиональной деятельностью, в том числе в области профилактической работы с данной категорией детей и граждан.

Для решения такой важной социальной проблемы, надо опираться на профессиональный подход, современные научные знания и практический опыт.

В современных условиях увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Такое явление получило название «социальное сиротство».

По справедливому определению Н. Д. Ни-кандрова, «главная причина социального сиротства - потеря общей цели, в ценностном вакууме» [1].

М. А. Галагузова, Ю. В. и Т. А. Васильковы под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет], которые имеют биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются воспитанием и содержанием ребенка и не заботятся о нем [2, 3].

О. И. Дубинина, В. А. Степанов, Л. А. Сатарова отмечали, что «к ситуациям, при которых дети, остаются без попечения родителей, можно отнести следующие:

- отсутствие родителей или лишение их родительских прав;

- ограничение их в родительских правах;

- признание родителей безвестно отсутствующими;

- признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными];

- объявление их умершими;

- отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под

Дубинина О. И.

Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения

Таблица

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей Иные формы, предусмотренные законами субъектов РФ

Передача на воспитание в семью [усыновление [удочерение]) Передача детей под опеку или попечительство

Передача на воспитание в приемную семью Устройство в учреждении для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей

стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений» [4].

Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополняет основания, предусматривающие защиту прав и законных интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [5].

Усугубляется обстановка появлением понятия «скрытое социальное сиротство». Так, Л. М. Шипицына, считает, что «скрытое сиротство» - это категория детей, проживающих с родителями в семьях, которые имеют невысокий уровень нравственности, что отрицательно влияет на психику ребенка». О. М. Дорожкина считает, что феномен «социального сиротства» должен рассматриваться как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, охватившее большой пласт детей, оторванных от своих родителей, официально лишенных родительских прав [6].

Защита ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, является одним из главных национальных приоритетов в России. Задача государства - создать условия для развития ребенка, то есть вырастить его физически, интеллектуально развитой личностью, с его способностью самостоятельно жить в государстве и обществе.

Разработано и внедрено множество законодательных актов, регламентирующих сферу общественных отношений, в которых закрепляются все необходимые права, обязанности и ответственность органов, которые представляют социальные гарантии и меры

защиты для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Самым главным и значимым является Семейный кодекс РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие нормативные акты, определяющие большой комплекс прав, свобод, льгот для этой категории детей.

Такое отношение государства к детям, оставшимся без попечения родителей, является гуманным.

И. А. Степанов писал: «... если в силу указанных выше обстоятельств ребенок становится сиротой или родителей лишают родительских прав, государство обязано предложить одну из действующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей»

[7].

Семейный кодекс Российской Федерации предлагает формы:

- усыновление [удочерение];

- опека [попечительство];

- приемная семья.

Одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление [удочерение]. Данная форма устройства такого ребенка схожа с обыкновенной семьей, в которой растут и воспитываются обычные дети. Схематично формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице.

Государство решает данные вопросы, создавая различного рода детские учреждения. Кроме того, не остается безучастным и само общество - люди создают негосударственные учреждения, которые призваны помочь детям.

Учитывая изменившиеся тенденции в оказании государственной помощи [кроме создания условий и выплат социальных гарантий], государство наравне с этим стало привлекать

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 [43] 2015

123

Педагогические и психологические исследования

и задействовать все государственные органы и органы местного самоуправления для решения данной социальной проблемы, рекомендуя им [8]:

- реализовать комплекс мер, направленных на восстановление в обществе утраченных ценностей по формированию понятия института семьи и родительских отношений. В связи с этим предусмотреть доступ гражданам к информации о такой категории детей;

- должностным лицам (исполнительных органов государственной власти] субъектов РФ, обеспечить контроль за реализацией полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, со-

циальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [8].

Сегодня государство пришло к выводу о необходимости заниматься подготовкой квалифицированных кадров для сферы опеки и попечительства, а также развития системы дополнительного образования, реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы» [8].

Педагогика должна стать главным механизмом подготовки специалистов для устранения и профилактики социального сиротства.

Литература

1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М: Педагогическое общество России, 2000. -С. 7.

2. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2000. - С. 192.

3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. -М., 1999. - С. 299.

4. Дубинина О. И., Степанов В. А., Сатарова Л. А. Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей // Труды СГА. - 2014. - №12. - С. 18-25.

5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) от 31.12.2014 // Российская газета. - 1996. - 27 декабря. - № 248.

6. Дорожкина О. А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2001. - 405 с. РГБ ОД, 71:02-13/121-7.

7. И. А. Степанов. Современные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Труды СГА. - 2014. - № 4. -С. 49.

8 О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 16898 [Электронный ресурс]. - URL: http:// docs.cntd.ru.

9. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2004. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.