О. И. Дубинина
(Астрахань)
Социальное сиротство:
причины возникновения и пути решения
В статье рассматривается феномен социального сиротства, выделяются факторы его возникновения, предлагается решение данной проблемы с точки зрения организации профилактической деятельности в русле основных направлений государственной политики в данной области.
В современной России одной из самых злободневных является проблема детей, оставшихся без попечения родителей, то есть проблема социального сиротства. Причины и факторы появления такой социальной проблемы связаны с экономической и социальной ситуацией в стране, увеличившей число семей, имеющих невысокий уровень жизни.
Экономический кризис повлек за собой изменение отношения родителей к воспитанию детей, что в свою очередь спровоцировало увеличение числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Сегодня государство предпринимает ряд мер по решению данной проблемы - создает специализированные государственные учреждения для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддерживает общественные организации и фонды, основной целью которых является помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Принимаются меры по увеличению количества специализированных детских учреждений для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, однако никакой профилактической работы по предупреждению причин возникновения данного социального явления не ведется.
В России отсутствует целостная система, предусматривающая ряд профилактических мероприятий, включающая комплекс мер по оказанию педагогической и юридической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также помощи семьям, находящимся в трудных материальных условиях.
Как правило, это юные матери, которые остаются один на один с большой проблемой, и не знающие, что существует для них ряд социальных гарантий.
Нужны высококвалифицированные специалисты (юристы], которые будут заниматься своей профессиональной деятельностью, в том числе в области профилактической работы с данной категорией детей и граждан.
Для решения такой важной социальной проблемы, надо опираться на профессиональный подход, современные научные знания и практический опыт.
В современных условиях увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Такое явление получило название «социальное сиротство».
По справедливому определению Н. Д. Ни-кандрова, «главная причина социального сиротства - потеря общей цели, в ценностном вакууме» [1].
М. А. Галагузова, Ю. В. и Т. А. Васильковы под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет], которые имеют биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются воспитанием и содержанием ребенка и не заботятся о нем [2, 3].
О. И. Дубинина, В. А. Степанов, Л. А. Сатарова отмечали, что «к ситуациям, при которых дети, остаются без попечения родителей, можно отнести следующие:
- отсутствие родителей или лишение их родительских прав;
- ограничение их в родительских правах;
- признание родителей безвестно отсутствующими;
- признание родителей недееспособными (ограниченно дееспособными];
- объявление их умершими;
- отбывание наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под
Дубинина О. И.
Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения
Таблица
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей Иные формы, предусмотренные законами субъектов РФ
Передача на воспитание в семью [усыновление [удочерение]) Передача детей под опеку или попечительство
Передача на воспитание в приемную семью Устройство в учреждении для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей
стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
- отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений» [4].
Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополняет основания, предусматривающие защиту прав и законных интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию [5].
Усугубляется обстановка появлением понятия «скрытое социальное сиротство». Так, Л. М. Шипицына, считает, что «скрытое сиротство» - это категория детей, проживающих с родителями в семьях, которые имеют невысокий уровень нравственности, что отрицательно влияет на психику ребенка». О. М. Дорожкина считает, что феномен «социального сиротства» должен рассматриваться как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, охватившее большой пласт детей, оторванных от своих родителей, официально лишенных родительских прав [6].
Защита ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, является одним из главных национальных приоритетов в России. Задача государства - создать условия для развития ребенка, то есть вырастить его физически, интеллектуально развитой личностью, с его способностью самостоятельно жить в государстве и обществе.
Разработано и внедрено множество законодательных актов, регламентирующих сферу общественных отношений, в которых закрепляются все необходимые права, обязанности и ответственность органов, которые представляют социальные гарантии и меры
защиты для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Самым главным и значимым является Семейный кодекс РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие нормативные акты, определяющие большой комплекс прав, свобод, льгот для этой категории детей.
Такое отношение государства к детям, оставшимся без попечения родителей, является гуманным.
И. А. Степанов писал: «... если в силу указанных выше обстоятельств ребенок становится сиротой или родителей лишают родительских прав, государство обязано предложить одну из действующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей»
[7].
Семейный кодекс Российской Федерации предлагает формы:
- усыновление [удочерение];
- опека [попечительство];
- приемная семья.
Одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление [удочерение]. Данная форма устройства такого ребенка схожа с обыкновенной семьей, в которой растут и воспитываются обычные дети. Схематично формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в таблице.
Государство решает данные вопросы, создавая различного рода детские учреждения. Кроме того, не остается безучастным и само общество - люди создают негосударственные учреждения, которые призваны помочь детям.
Учитывая изменившиеся тенденции в оказании государственной помощи [кроме создания условий и выплат социальных гарантий], государство наравне с этим стало привлекать
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 [43] 2015
123
Педагогические и психологические исследования
и задействовать все государственные органы и органы местного самоуправления для решения данной социальной проблемы, рекомендуя им [8]:
- реализовать комплекс мер, направленных на восстановление в обществе утраченных ценностей по формированию понятия института семьи и родительских отношений. В связи с этим предусмотреть доступ гражданам к информации о такой категории детей;
- должностным лицам (исполнительных органов государственной власти] субъектов РФ, обеспечить контроль за реализацией полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, со-
циальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [8].
Сегодня государство пришло к выводу о необходимости заниматься подготовкой квалифицированных кадров для сферы опеки и попечительства, а также развития системы дополнительного образования, реализации программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы» [8].
Педагогика должна стать главным механизмом подготовки специалистов для устранения и профилактики социального сиротства.
Литература
1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М: Педагогическое общество России, 2000. -С. 7.
2. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2000. - С. 192.
3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. -М., 1999. - С. 299.
4. Дубинина О. И., Степанов В. А., Сатарова Л. А. Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей // Труды СГА. - 2014. - №12. - С. 18-25.
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) от 31.12.2014 // Российская газета. - 1996. - 27 декабря. - № 248.
6. Дорожкина О. А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2001. - 405 с. РГБ ОД, 71:02-13/121-7.
7. И. А. Степанов. Современные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Труды СГА. - 2014. - № 4. -С. 49.
8 О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 16898 [Электронный ресурс]. - URL: http:// docs.cntd.ru.
9. Филиппова Л. Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Ростов-на-Дону, 2004. - 136 с.