Научная статья на тему 'ТЕХНОГЕННЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ'

ТЕХНОГЕННЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЗНАНИЕ / WATER POLLUTION / ENVIRONMENTAL EDUCATION AND CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малозёмов О.Ю., Кожухина И.А.

В статье обсуждаются проблемы экологии гидросферы. Внимание акцентируется не только на техническом аспекте загрязнения, но и на важности учёта человеческой сущности при воспитании природоохранного поведения. Приводятся результаты пилотажного социологического исследования в рамках данной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOGENIC AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF HYDROSPHERE POLLUTION

The article discusses the problems of hydrosphere ecology. Attention is focused not only on the technical aspect of pollution, but also on the importance of taking into account human nature in the education of environmental behavior. The results of the pilot sociological research in the framework of this subject are given.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОГЕННЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ»

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

4. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ.

УДК 372.8

Малозёмов О.Ю., канд. пед. наук,

доцент,

профессор кафедры физического воспитания и спорта Кожухина И. А. студент института леса и природопользования, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, Екатеринбург ТЕХНОГЕННЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГИДРОСФЕРЫ Аннотация. В статье обсуждаются проблемы экологии гидросферы. Внимание акцентируется не только на техническом аспекте загрязнения, но и на важности учёта человеческой сущности при воспитании природоохранного поведения. Приводятся результаты пилотажного социологического исследования в рамках данной тематики.

Ключевые слова: загрязнение водных ресурсов, экологическое воспитание и сознание.

Malozemov O. Yu., kand. ped. sciences

associate professor, professor of the Department of physical education and sports, Kozhukhina I.A., student of the Institute of forest and nature management, Ural state forest engineering university, Russia, Ekaterinburg TECHNOGENIC AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF HYDROSPHERE POLLUTION Annotation. The article discusses the problems of hydrosphere ecology. Attention is focused not only on the technical aspect of pollution, but also on the importance of taking into account human nature in the education of environmental behavior. The results of the pilot sociological research in the framework of this subject are given.

Key words: water pollution, environmental education and consciousness. Вода является наиболее распространённым соединением на Земле, обладающим уникальными физико-химическими свойствами. Самая главная её способность для жизни заключается в высокой способности растворять минеральные соли, газы, которые затем поглощают живые организмы.

Таким образом, вода является «колыбелью» жизни, необходимым условием нормальной жизнедеятельности всего живого.

Уникальность воды проявляется также и в том, что это единственное природное вещество на Земле, присутствующее в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Значение жидкой воды трудно переоценить и оно существенно меняется в зависимости от местонахождения и возможностей использования. Разумеется, что наибольшее применение находит пресная вода, хотя на её долю приходится лишь 3% всей жидкой воды. Мировой океан вмещает основную часть водных ресурсов планеты, покрывая 361 млн. км2 (около 71% площади поверхности Земли). Суммарная площадь всех внутренних водоёмов суши составляет менее 3% её площади, равной 149 млн. км2. Около 10% территории суши покрыто ледниками [1].

В этой связи наибольший практический интерес для удовлетворения техногенных потребностей человека представляют воды рек. Несмотря на то, что их единовременный объём ничтожно мал, в процессе круговорота влаги он возобновляется в течение года в среднем 23 раза и, таким образом, фактические ресурсы речных вод могут быть оценены в 47 тыс. км3 в год. Однако эти ресурсы в настоящем зачастую являются лишь системой канализации планетарного масштаба.

С каждым годом в гидросферу попадают тонны мусора и вредных для живых организмов веществ. Сушу и океан связывают реки, впадающие в моря и несущие различные загрязнители. Не распадающиеся при контакте с почвой химические вещества, такие как нефтепродукты, удобрения (особенно нитраты и фосфаты), инсектициды и гербициды в результате выщелачивания попадают в реки, а затем в океан. В итоге океан превращается в глобальный накопитель антропогенных отходов, из которых около 65% вредных веществ заносятся реками, 25% - из атмосферы, 10% -прямые выбросы, остальное - отходы судов [2].

Одной из главных экологических проблем загрязнения океана, разрушающей морские экосистемы, является воздействие нефти и нефтепродуктов. Причины попадания этих веществ очень многочисленны: поступление вместе со сточными водами промышленных предприятий, жилищно-коммунальных объектов, флота, сельского хозяйства, потери при транспортировке, аварии на нефтепроводах и при добыче нефти.

Нефтяными плёнками охвачены огромные акватории Атлантического и Тихого океанов, полностью покрыты Южно-Китайское и Жёлтое моря, зона Панамского канала, обширная зона вдоль берегов Северной Америки, акватория между Гавайскими островами и Сан-Франциско в северной части Тихого океана и многие другие районы [3]. Особенно большой вред нефтяные плёнки приносят в полузамкнутых, внутренних и северных морях, куда они приносятся системами течений.

Судьбу нефти, попавшей в море, невозможно описать во всех подробностях. Во-первых, минеральные масла, попадающие в море, имеют

разный состав и разные свойства; во-вторых, в море на них действуют разные факторы: ветер различной силы и направлений, волны, температура воздуха и воды. Важно и то, много ли нефти попало в воду. Сложные взаимодействия этих факторов ещё не изучены во всей полноте.

В целом существует достаточно распространённая практика во всех промышленных центрах планеты по сбросу и захоронению токсичных отходов в водах Мирового океана - дампинг. Несмотря на действующие запреты, данная практика постоянно возрастает, и в среднем на дампинг приходится до 10% попадающих в океан загрязняющих веществ.

От техногенных последствий страдают целые экологические системы. Нарушается их устойчивость, прогрессирует эвтрофикация, появляются цветные приливы, накапливаются токсины в биомассе, снижается биологическая продуктивность, возникают канцерогенез и мутации в океане, происходит микробиологическое загрязнение прибрежных зон.

В результате всех этих антропогенных воздействий страдает и сам человек. Снижается количество морских животных, употребление в пищу мутированных животных, отравление биосферы, утрата красивых мест для проживания и отдыха. При прямом контакте с загрязнённой водой есть риск попадания бактерий, вызывающих тяжёлые заболевания. Вред нефти для человека носит комплексный характер. В организм она поступает с водой, воздухом, отравленной пищей. Симптоматика неспецифична: головные боли, головокружения, быстрая и хроническая утомляемость, желудочные спазмы, нарушение сердечных ритмов, рассеянность, нарушение работы органов чувств.

Общепризнанными основными способами решения проблемы загрязнения океана нефтью считаются следующие [1]: механическое -исчерпание загрязняющего слоя всевозможными способами; микробиологические - рассеивание бактерий, питающихся нефтью; физическое - нахождение центра заражение и взрывание этого места; химическое - использование растворителей и кислот.

На сегодняшний день можно сказать, что загрязняющие вещества находятся не только в прибрежных зонах, но и в открытом океане. Гидросфера - это мощный регулятор водоворота, циркуляции воздушных потоков и температурного режима планеты. Её загрязнение способно изменить эти характеристики и повлиять не только на флору и фауну, но и на климатические условия, а те, в свою очередь, на способы и формы существования жизни.

Поскольку жизнь на Земле в нынешнем её виде за свою длительную историю переживала не только нашествие человека, но и геологические, космические катаклизмы, то, разумеется, что существуют и механизмы самоочищения вод, подразделяющиеся, как минимум, на три вида.

• Химические. Солёная вода богата различными химическими соединениями, в которых при попадании кислорода возникают окислительные процессы. Инсоляция способствует более эффективной

переработке антропогенных токсинов. Соли возникающие в результате реакций выпадают в осадок на дно.

• Биологические. Вся масса морских организмов, обитающих в воде, пропускает через себя воду, работая как биофильтр, при этом, разумеется, ослабляясь, мутируя и частично уничтожаясь.

• Механические. В местах замедления течений водные взвеси выпадают в осадок, в результате чего происходит конечное захоронение антропогенных веществ [1].

К самоочищению гидросферы, разумеется, относится и круговорот воды в природе, состоящий из нескольких стадий: испарения, образования облаков, выпадения дождя, стока через ручьи и реки в океан и снова испарения. При таком непрерывном движении - влагообороте, происходят и фазовые превращения воды, и её перемещение по территории, и её самоочищение от загрязнений - продуктов распада органических веществ, растворённых газов и минеральных веществ, взвешенного твердого материала.

Разговор о проблемах и способах реализации экологических водоохранных мероприятий можно продолжать долго и в разных направлениях. Нас же интересуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической стороны воспитания учащейся молодёжи в конкретном природоохранном аспекте. В связи с этим, было проведено пилотажное, небольшое по объёму выборки социологическое исследование со старшими школьниками (46 респондентов 10-11 классов) одной из средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Анкетирование проводилось анонимно по теме загрязнения водной среды. Анкета состояла из шести вопросов открытого типа, которые отражали понятийную составляющую (на глобальном уровне) и деятельностную составляющую (на индивидуальном уровне) указанной проблемы. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Результаты исследования по проблемам загрязнений гидросферы

Предлагаемые вопросы Репрезентативные варианты ответов старших школьников

Понятийный блок ¡.Существует ли опасность полного уничтожения жизни в Мировом океане? существует - 47% не существует - 43% затруднились с ответом - 10%

2.Каковы проблемы в связи с загрязнением гидросферы? Болезни - 100% Голод, вымирание - 72% Большие материальные затраты - 51%

З.Какие основные источники антропогенного загрязнения гидросферы? 1. Промышленность 2. Транспорт 3. Коммунальное хозяйство

Деятельно 4.Очищаете ли Вы водопроводную в оду пред употреблением её в пищу? Сам (а) не очищаю, надеюсь на других - 66% Действую по обстоятельствам - 47% Очищаю иногда сам (а) - 7%

5.Используете ли Вы питьевую водопроводную воду для бытовых Да использую - 100%

нужд?

б.Сообщаете ли Вы коммунальным службам (службам спасения), если видите утечку водопроводной воды на улице, в общественном месте? Нет, не сообщаю - 100% Рассказываю другим о случившемся - 95%

Краткий анализ полученных данных позволяет усмотреть в ответах школьников некоторые противоречия и понятийного, и деятельностного плана. Так, на понятийном уровне многие (43%) усомнились с возможностью исчезновения жизни в Мировом океане, хотя таковая возможность всегда существует на уровне, например, катастрофы космического масштаба. Проблемы в связи с загрязнением гидросферы характеризуют исключительно антропоцентрическое видение проблемы респондентами - болезни, голод, материальные затраты, о сохранении же биоценозов речи не идёт. По третьему вопросу анкеты об основных источниках загрязнения считаем ответы наиболее адекватными -промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство.

На деятельностном уровне наблюдается следующее. При употреблении в пищу воды многие с себя снимают ответственность за её качество, надеясь на других (66%). Только 7% респондентов прибегают иногда к очистке воды самостоятельно. Практически все используют питьевую водопроводную воду для бытовых и прочих нужд. Никто не информирует общественность, службы водоканала и пр. при обнаружении утечек водопровода в общественных зонах, т.е. типичный вариант индивидуальной безответственности, приводящий к её общественному варианту.

Таким образом, можно заключить, что если на умозрительном уровне проблема экологической небезопасности водных ресурсов у школьников ещё присутствует, то на индивидуально-деятельностном, поведенческом уровне наблюдается явно отстранённое отношение к данной проблеме. В этом мы усматриваем сходство экологических проблем с восприятием собственного здоровья: оно не замечается, когда с ним нет особых проблем, и отражается на уровне деятельности и поведения (здоровьесохранного), только в случае сбоев со здоровьем, заболеванием.

Ликвидировать данный межуровневый «разрыв» можно только воспитательными воздействиями, не дожидаясь глобальной катастрофы. Считаем, что многие корни проблемы находятся не в промышленности и коммунальном хозяйстве, а в «головах» конкретных людей (прежде всего, молодых людей!), выливающихся в их конкретные действия по жизнеобеспечению.

Заключение можно резюмировать следующим. Во-первых, гидросфера проникает в другие сферы Земли - литосферу и атмосферу, составляя важнейший компонент биосферы. Однако, поскольку человечество на данный промежуток времени само является геологической силой, то

главное, чтобы вода, её свойства, значение и использование для жизни нашли своё отражение в сфере разума всего человечества - «ноосфере».

Во-вторых, подход к разрешению экологических проблем должен быть комплексным. Для этого необходимо изменение отношения не только к политической и технической стороне проблемы (природоохранного законодательства, вопросам энергетики, добычи и использования природных ресурсов, сельскому хозяйству и промышленности), но и к человеческой сущности. Суть в том, что человек не является завершённым и тем более совершенным природным объектом. Более того, это единственное существо на Земле, у которого «имеется потребность в создании новых потребностей», причём потребностей антропоцентрического характера. Адекватно дифференцировать реакции на различные стимулы могут далеко не все. Поэтому, главное в ближайшем будущем - исключить «ноосферный» аспект загрязнения, разум не должен приводить к самоуничтожению. В связи с этим считаем, что экологизация сознания - не отвлечённо-философская категория, а сфера предметной деятельности человека по образованию, воспитанию и самовоспитанию, самосовершенствованию и саморазвитию. Иначе процесс жизни на Земле пойдёт по нисходящей (инволюционной) ветви развития.

Использованные источники:

1. Проблема загрязнения водных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirznaшi.com/a/328467/proЫema-zagryazneniya-vodnykh-resursov

2. Влияние экологических катастроф на акваторию Мирового океана планеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^^: //greenolo gia.ru/eko-proЫemy/gidrosfera/mirovogo-okeana-planety.html

3. Нефтяные загрязнения мирового океана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/ecology/00392643 0.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.