Научная статья на тему 'Сотрудничество государств-членов ЕС в вопросах обеспечения охраны и защиты Мирового океана от загрязнения'

Сотрудничество государств-членов ЕС в вопросах обеспечения охраны и защиты Мирового океана от загрязнения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
508
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество государств-членов ЕС в вопросах обеспечения охраны и защиты Мирового океана от загрязнения»

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.225.5

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕС В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА ОТ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Юридического факультета Казанского федерального университета, Казань.

Валиуллина Ксения Борисовна уаНиИта. ksenia@ma.il. ги

В рамках обеспечения всемирной экологической безопасности защита и сохранение Мирового океана является одним из приоритетных направлений, стоящих перед мировым сообществом. В июне 2017 г., согласно резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, была проведена Конференция по Океану для реализации Цели 14 «Сохранение морских экосистем» Повестки дня до 2030 года. В качестве ключевого направления конференции было отмечено обеспечение безопасности вод и ресурсов Мирового океана в интересах человечества и нашей планеты. Генеральный Секретарь ООН Антониу Гутерриш, в ходе Конференции, призвал к принятию срочных мер по обеспечению охраны и защиты Мирового океана от загрязнения. «Океан, - отмечал он, - это общее достояние всего человечества, однако стремительное загрязнение его вод, истощение биоресурсов, последствия глобальных климатических изменений и иные факторы разрушительным образом влияют на его состояние» [5]. Роль и значение Мирового океана в жизни всего человечества сложно переоценить. Мировой океан является основным компонентом биосферы земли, ключевым элементом гидросферы, содержащим 95% всей воды на планете, важнейшим звеном экологической системы, источником минеральных, биологических и стратегических ресурсов. Океан - основной поставщик кислорода планеты, его по праву называют «Легкими Земли». Тем не менее, из всех природных объектов именно Океан в наибольшей степени подвергается негативному воздействию. Существовавшая миллионы лет способность морей и океанов к самоочищению ослабевает в связи с появлением новых способ воздействия на их среду, разработкой химических соединений, пластмассы, синтетических продуктов, которые не поддаются разложению с течением времени.

Длительное время нормы международного права затрагивали только вопросы, касающиеся предотвращения загрязнения пресных водоемов. Между тем, с середины XX века основным объектом международного регулирование по праву становится Мировой океан. Это вызвано, прежде всего, тем обстоятельством, что воды Мирового океана охватывают не одно государство, а множество, и

нанесенный его среде ущерб быстро распространяется на огромные территории. Лишь малая часть загрязняющих веществ, поступающих в акваторию Мирового океана разлагается или перерабатывается, все остальное либо оседает на дне, либо поглощается рыбой и млекопитающими, вызывая заболевания и мутации, либо плотной пленкой покрывает воды, препятствуя проникновению необходимого для жизни Океана и его обитателей солнечного света. В мире практически не осталось рек, вода которых пригодна для питья, они давно прекратили бы свое существование, если бы не сбрасываемые в них сточные воды. Все эти ядовитые отходы из рек попадают в Океан и находятся в постоянном движении, распространяясь на огромные территории [6]. Под воздействием человеческой деятельности океан закисляется и загрязняется, нерациональное рыболовство разрушает экосистемы в результате чего повышается температура воды в океане, поднимается уровень моря. Это ведет к климатическим катастрофам, наводнениям, засухам. Примером является островное государство Фиджи, где климатические изменения, связанные с повышением уровня моря и интенсивными ураганами, вынудили власти переселить десятки деревень в более высокие районы.

В июне 2003 г. на министерском совещании (Бремен), была принята совместная декларация Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ) и Комиссии по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР). В Декларации была выражена поддержка предложению Европейской комиссии по выработке Европейской морской стратегии, основанной на экосистемном подходе. В разделе декларации, озаглавленном «К Европейской морской стратегии», подтверждалась необходимость интеграции в более широких областях, чем те, которыми занимаются в настоящее время ХЕЛКОМ и ОСПАР [3]. По мнению разработчиков декларации, Европейская морская стратегия должна охватывать «все моря вокруг Европы», или «Европейские моря», включая Балтийское, Черное, Средиземное моря, северо-восточную часть Атлантического океана и даже Северный Ледовитый океан (который, строго говоря, географически очень сложно отнести к «Европейским морям»). Инициатива подобного рода, хотя и способная затронуть экономические интересы ряда государств, в том числе и Российской Федерации в Северных морях вызывает интерес, и положительную реакцию, так как базируется на активной политике государств в вопросах охраны морской среды от загрязнения.

Известно, что экологические проблемы таят в себе опасность использования их в целях вытеснения конкурентов в такой традиционно жесткой области международного бизнеса, к какой относится торговое судоходство. Государства, в ряде случаях принимают односторонние решения в обход положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а декларации, с которыми они выступают, выглядят как оговорки, исключающие или изменяющие юридическое действие определенных норм Конвенции [7]. Так, вскоре после разлива с судна «Prestige», 77000 т. тяжелого нефтяного топлива, три государства — члена Европейского союза (Испания, Франция и Португалия) приняли ряд односторонних мер, заключавшихся в запрете заходить однокорпусным танкерам в 200-мильные исключительные экономические зоны указанных стран. Ими были приняты соответствующие меры к обеспечению этого запрета. Формально эти

действия нарушали ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., участником которой является Европейский союз. Целый ряд государств-членов Конвенции призвал страны действовать исключительно сообща и принимать национальные законы на основе положений универсальной Конвенции. В то же время, необходимо признать тот факт, что при всей своей уникальности и значимости для регулирования деятельности в Мировом океане, обеспечения его защиты и сохранения, Конвенция уже не всегда справляется с возложенными на нее задачами. Она была принята уже более 30 лет назад, за это время появилось большое число новых способов и средств воздействия на воды и ресурсы.

Сегодня, Евросоюз занял активную позицию в отношении сокращения морского мусора к 2020-му году на 30%. Осознавая необходимость совместных усилий в направлении обеспечения экологической безопасности, Европейский Союз придерживается Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Ежегодно проводятся конференции, посвящённые экологическим проблемам, а Всемирный день океанов ЕС напоминает о глобальной необходимости шаг за шагом преодолевать трудности, с которыми сталкивается морская среда, а именно: изменение климата, нерациональное использование ресурсов, загрязнение морей и океанов пластиком, нефтью и нефтепродуктами, балластными водами и другими веществами.

В послевоенные годы, тонны отравляющих веществ, таких как кислотные и промышленные отходы, взрывчатые вещества в течение десятилетий в контейнерах сбрасывались на дно Океана по той причине, что на земле их хранить опасно, а океан, как предполагалось, сможет удержать их распространение. Так, после поражения Германии во Второй мировой войне, Советский Союз совместно с Великобританией и Францией приняли решение об уничтожении немецкого химического оружия, а именно мин, снарядов, бомб, шашек ядовитого дыма, ручных гранат и химических фугасов, а также приспособлений для быстрого заражения обширных территорий всевозможными отравляющими веществами: зомана, люизита, дифосгена, зарина, табуна, адамита. Таким образом, на дне морей и океанов были затоплены более трехсот тысяч отравляющих веществ. Свыше двадцати тысяч тонн химического оружия вывезли на территорию СССР и погрузили на дно сравнительно мелкого для морских глубин дно Балтийского моря. Сброшенные контейнеры уже давно разгерметизировались, а яда в них достаточно, чтобы отравить все население земного шара .выпуская опасные вещества, отравляя при этом Океан и всех его обитателей. [9]

Известно, что вопрос о необходимости регулирования проблемы защиты и сохранения Мирового океана на основе заключения международных договоров был поднят еще в 1926 г. Эксперты ведущих морских держав собрались в Вашингтоне для обсуждения вопроса предотвращения загрязнения моря нефтью. Однако, конструктивного решения принято не было. И только, спустя долгие годы, в 1948 году, Организация Объединённых Наций учредила Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО), Основная цель создания которой - обеспечение сотрудничества государств, обмен информацией, обсуждение правовых вопросов в отношение судоходства, загрязнения окружающей, и прежде всего, морской среды с судов[2].

Следует подчеркнуть, однако, что в этот период времени говорить, об активных действиях государств в отношении защиты Мирового океана едва ли

представляется возможным. Именно в этот период морская среда становится местом утилизации всех видов отходов, включая радиоактивные (устаревшие ядерные объекты, отработавшее ядерное топливо), химические вещества, нефтепродукты. Так, за период с 1949 - 1982 гг:

Англия провела 34 захоронения ТРО в пятнадцати местах Северной Атлантики, Ла-Маншща, Бискайского залива, Ирландского моря в районе Канарских островов. Масса захороненных контейнеров равна 74052 тонны. Бельгия совместно с Англией произвела 15 захоронений ТРО в Северную Атлантику и Бескайский залив общей массой 23100 тонн. Голландия произвела четырнадцать захоронений в Северной Атлантике массой 19162 тонны. США осуществили в Атлантике захоронения ТРО в количестве 560261 контейнера (масса не известна). [4]

Проблема утилизации ядерных веществ в этот период времени естественным образом перекрывал все другие возможные источники загрязнения, хотя они, безусловно, имели место. (Так в результате крушения крупного Танкера Торрей Каньон в Великобритании в 1967 году в воды Мирового океана попало около 106 тысяч тонн нефти) [1].

Таким образом, принятие срочных мер по урегулированию вопроса взаимодействия стран в вопросах обеспечения защиты и сохранения Мирового океана от гибели стало неизбежным. Со второй половины XX века, в короткие сроки разрабатывается и вступает в силу целый ряд крупных международных Конвенций по защите Мирового океана. Среди них особо значимыми являются: Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969г , Конвенция о предотвращении загрязнения сбросами отходов и других материалов 1972 г. (Лондонская конвенция о дампинге) . Однако, в ней допускается захоронение радиоактивных отходов низкой и средней активности за пределами континентального шельфа на глубине не мене4000м.

В 1972 г в Декларации Стокгольмской конференции ООН были закреплены основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, которые в дальнейшем были дополнены Всемирной хартией природы, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году .

Заключительным этапом интенсивной работы государств по созданию целостной системы кодифицированных универсальных норм в отношении охраны Мирового океана, стало принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «Развитие морского права, - отмечено в Преамбуле Конвенции по морскому праву 1982 г.,- выступает в качестве основного гаранта в процессе укрепления мира, дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами в решении глобальных, общезначимых вопросов» [10].

Тем не менее, события последних лет, крупные аварии на АЭС, разливы нефти, массовое загрязнение Океана бытовым мусором, пластиком, неконтролируемый сброс балластных вод ярко свидетельствует о следующем: все еще не достаточно развито осознание значимости проблемы защиты и сохранения Мирового океана и острой необходимости принятия срочных мер, для

предотвращения его дальнейшего загрязнения. Этими же причинами, во многом, объясняется затянувшийся процесс подписания важнейших международных конвенций.

Необходимо, однако, признать, что наука и научные разработки, и, следующие вслед за их развитием негативные последствия для окружающей среды развиваются гораздо быстрее человеческого сознания. Это обусловлено тем, что изменить систему ценностей, десятилетиями, или даже столетиями, формирующимися в обществе, чрезвычайно сложно. Процесс развития экологической культуры долгий и непоследовательный. Люди воспринимают природу как данность, не видя угрозы, или предпочитая ее не видеть. В этой связи генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая на конференции по проблемам Мирового океана, справедливо отметил неспособность человечества улучшить то, значимость чего оно не может оценить. «Чрезвычайно важно расширять знания о Мировом океане, - подчеркнул он, - способствовать улучшению сбора информации и ее анализа» [5]. Каждый шаг человека или государства в целом, должен быть продуманным, последовательным, экологически корректным. Этому будет способствовать, прежде всего, детально продуманная, внутренне организованная, четко структурированная система международно-правовых норм, обеспечивающая правопорядок в жизни стремительно развивающегося общества, в сотрудничестве государств и народов [8].

В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию был принят план действий - Повестка дня на XXI век. Глава 17 данного документа посвящена защите океанов и всех видов морей. В данной главе указывается на принцип общей, но дифференцированной ответственности стран за вред нанесенный Мировому Океану. То есть развитые страны должны вносить больший вклад в общую задачу обеспечения защиты и сохранения Мирового океан, а так же оказывать помощь развивающимся странам. Однако, в последствии ко всем странам стали предъявляться одинаковые условия, а поддержки от развитых государств так и не дождались. На Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» в 2012 году никаких серьезных и конструктивных решений в отношении сотрудничества принято не было.

Становится очевидным, что разрешить возникшую экологическую проблему на основе лишь многосторонних соглашений практически не представляется возможным. Государства, даже являясь участниками той или иной Конвенции, часто умалчивают о произошедших авариях или совершении тех или иных нарушениях установленных норм.

Обобщая все изложенное выше, проведя анализ, на основе данных иностранных и российских источников, можно обозначить следующие возможные направления, определяющие повышение уровня сотрудничества государств в вопросах обеспечения защиты и сохранения Мирового океана:

1. Основной задачей мирового сообщества в улучшении состояния Океана - является стремление к океаническому соуправлению. Что подразумевает совместное управление деятельностью по освоению Мирового океана силами международных организаций, правительств, региональных сообществ, неправительственных организаций и других заинтересованных участников;

2. Эффективное сотрудничество между государствами не представляется возможным без активного участия международных организаций,

которые обеспечивают как дорогостоящий мониторинг состояния Океана, так и проведение мероприятий по очистке обширных водных участков;

3. Защита и сохранение Мирового океана - это задача общечеловеческого значения. Загрязнение одной области обязательно распространиться на соседние территории. Таким образом, в интересах всех государств, особенно в вопросах, касающихся размещения на дне, сброса и утилизации опасных веществ, считается не уместным дипломатический подход и альтернатива в отношении принятия Конвенций;

4. Проведение организованных действий государств по предотвращению, сокращению и ликвидации последствий, наступивших в результате загрязнения. При этом должны быть установлены четкие временные рамки для устранения загрязнений, в целях недопущения его распространения.

5. Для обеспечения совместной деятельности государств по защите и сохранению Мирового океана представляется необходимым оказывать поддержку развивающимся странам в отношении обеспечения их новым, экологически безопасным оборудованием;

6. Осуществление, на основе научных данных, всестороннего экологического контроля и оценки состояния среды Мирового океана. Обеспечение обмена между государствами данными о состоянии отдельных водных объектов;

7. Повышение уровня экологического образования и просвещения.

Защита и сохранение Мирового океана - это комплексная задача,

требующая как нормативно-правового подкрепления, так и формирования правильного общественного сознания о его ценности для всего человечества. Впервые, общество получило возможность сплочения и тесного сотрудничества в вопросах обеспечения глобальной безопасности всей цивилизации на такой демократической основе.

Список используемой литературы

1. Авария нефтеналивного танкера «Торри Каньон» https://ru-ecology.info/post/100883403770029/

2. Валиуллина К. Б. Международно-правовые проблемы защиты и сохранения морской среды / К. Б. Валиуллина // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2011. - Т. 152, кн. 4. - С. 66-75.

3. Валиуллина К.Б. Международно-правовая охрана и защита Мирового океана от загрязнения: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / К. Б. Валиуллина. - Казань. 2018. - С. 24-25

4. Грачев А. П., Баева Л. С. Исторические аспекты международной проблемы захоронения радиоактивных отходов в морях // Вестн. Мурман. гос. техн. ун-та. 2004. Т. 7, № 3. С. 481.

5. Наши океаны - наше будущее: партнерство в интересах достижения цели 14 в области устойчивого развития: Конференция ООН по океану, Нью-Йорк, 5-9 июня 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/conf/ocean/ (дата обращения: 26.07.2018).

6. Овлащенко А.В. Международное морское право и формирование морской политики Европейского Союза: проблемы взаимодествия. Международное публичное и частное право», 2007, N 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-bereg.ru/o4570.html

7. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. К вопросу об "экологизации" современного международного морского права // Транспортное право. - М.: Юрист, 2009, № 2. - С. 31-37

8. Хватов В. Я., Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Междунар. отношения, 1982. С. 21.

9. Хейердал Т. Уязвимое море. Л.: Новости науки, 1973. С. 4.

10. United Nations Convention on the Law of the Sea 1982. (подписана в Монтего-Бэй 10 декабря 1982 г., вступила в действие 16 ноября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.