Научная статья на тему 'Пятый уровень организации природоохранных систем: международное право. Эволюция институтов экологической глобальной политики'

Пятый уровень организации природоохранных систем: международное право. Эволюция институтов экологической глобальной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИРОДООХРАННАЯ СИСТЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЛАНДШАФТНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL SYSTEM / ENVIRONMENTAL LAW / INTERNATIONAL LAW / LANDSCAPE AND BIOLOGICAL DIVERSITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Астанин Д.М.

Проводится анализ исторического процесса становления глобальной природоохранной политики современных государств мира в контексте развития многоуровневой природоохранной системы. Определено главенствующее влияние 1-ой Международной экологической конференции в Берне 1914го года на организацию межгосударственных природоохранных органов, создание ООН на утверждение Стокгольмской декларации 1972-го года и декларации Рио де Жанейро 1992-го года, сформировавших современную классификацию объектов экологического права, формы международного эко-сотрудничества, ранговую систему экологической политики. Выдвинут тезис о необходимости взаимной координации всех участников многоуровневого природоохранного процесса, неспособности современных природоохранных органов эффективно решать поставленные задачи в виду отсутствия совместной программы действий мировой природоохранной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fifth Level of Organization Nature of Protection Systems: International Law. The Evolution of Institutions Global Environmental Policy

The analysis of the historical process of formation of the global environmental policy of the modern world States in the context of the development of a multi-level environmental system. Determined by the dominant influence of the 1st International environmental conference in Bern in 1914, the year the organization of interstate environmental authorities, the establishment of the UN adoption of the Stockholm Declaration of 1972 and the Declaration of Rio de Janeiro in 1992, the year that shaped the modern classification of objects of environmental law, forms of international environmental cooperation, to the rank system of environmental policy. The conclusion about the necessity of preliminary approbation of international legislative initiatives and mutual coordination of all participants of multilevel nature protection process, inability of modern nature protection bodies to effectively solve the tasks, in view of the absence of a joint action program of the world nature protection system, lack of scientific and traditional-religious basis in international decision-making is formed.

Текст научной работы на тему «Пятый уровень организации природоохранных систем: международное право. Эволюция институтов экологической глобальной политики»

ПОЛИТОЛОГИЯ ♦ ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 4 (40). 2018. № 3. С. 47-56.

УДК 711.1

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННЫХ СИСТЕМ:

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Астанин Д.М.

Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Российская Федерация. E-mail: montenegro. astanin@mail ru

Проводится анализ исторического процесса становления глобальной природоохранной политики современных государств мира в контексте развития многоуровневой природоохранной системы. Определено главенствующее влияние 1-ой Международной экологической конференции в Берне 1914-го года на организацию межгосударственных природоохранных органов, создание ООН - на утверждение Стокгольмской декларации 1972-го года и декларации Рио де Жанейро 1992-го года, сформировавших современную классификацию объектов экологического права, формы международного эко-сотрудничества, ранговую систему экологической политики. Выдвинут тезис о необходимости взаимной координации всех участников многоуровневого природоохранного процесса, неспособности современных природоохранных органов эффективно решать поставленные задачи в виду отсутствия совместной программы действий мировой природоохранной системы.

Ключевые слова: экологическая политика, природоохранная система, экологическое право, международное право, ландшафтное и биологическое разнообразие.

Охрана природы как проблема современной общественной жизни является темой, требующей многоуровневого рассмотрения в контексте международного сотрудничества, в котором взаимодействуют государственные, научные и общественные институты. Рост населения, ограниченность традиционных источников энергии, ограниченность ресурсов пресной воды и полезных ископаемых, загрязнение почвы, воды и воздуха веществами, многие из которых до XX века вообще не существовали - все эти явления породили то, что мы сегодня определяем как экологический кризис, инициирующий систему природоохранной деятельности. Природоохранная система имеет следующие уровни:

1. Традиционно-религиозный;

2. Государственный (с 1870-х годов появляются первые охраняемые природные территории в результате их туристского освоения) [1];

3. Научный (1920-30-е годы - в трудах В.И. Вернадского и Тейяра де Шардена разрабатывается учение о ноосфере как социоприродной системе, которая представляет собой синтез естественного и исторического процесса) [2];

4. Общественный [3];

5. Международный.

Современная глобализация стала причиной массы экологических проблем, решить которые возможно только совместными усилиями. Увеличилась массовость и скорость освоения природных ресурсов. Международно-правовая форма охраны природы имеет более чем вековую историю. К основным источникам международного экологического права относятся соглашения, договоры, конвенции, резолюции в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Экологическое право тесно пересекается с атомным, морским и космическим отраслями международного права. С 1970-х годов экологическая тематика прочно занимает одну из главных позиций политологии.

К первым международным природоохранным договорам относят:

1875 г. - Декларация об охране птиц (Италия, Австро-Венгрия);

1881 г. - Международная конвенция по защите растений;

1882 г. - регулирование рыболовства в Северном море;

1882 г. - защита полезных для сельского хозяйства птиц (Париж);

1887 г. - Договор о регулировании лова лососей в бассейне Рейна;

1887 г. - Охрана морских котиков в Тихом океане (Россия, США, Япония); Охрана морских животных, китов, регламентация рыболовства (этим видам деятельности посвящено более 70-ти международных договоров);

1907 г. - Конвенция о рыболовстве в водах Дуная и Прута;

1911 г. - Конвенция по охране котиков в северной части Тихого океана;

1916 г. - Договор о промысле морских черепах (Англия, Никарагуа).

Международные соглашения составляются на основе научных данных мониторинга популяции, размножения, ареалов распространения биологических видов.

В истории развития международного экологического сотрудничества в ХХ веке можно выделить 4 этапа: 1) 1913-1948 гг.; 2) 1948-1968 гг.; 3)1968-1992 гг.; 4) с 1992 г. по настоящее время. На первом этапе происходили попытки объединения сил различных стран в природоохранной деятельности. Достигалось это с помощью организации международных конференций, где обсуждалась необходимость создания международных независимых органов. По итогам работы Бернской конференции (1913 г.) стало очевидно, что охрана окружающей среды является комплексной проблемой, требующей институционального решения, что выразилось в создании целого ряда институтов защиты природы:

1922 г. - открытие Международного совета по охране птиц;

1923 г. - Международное общество по охране зубра;

1923 г. - 1-й Международный конгресс по охране природы;

1928 г. - открытие Международного бюро защиты природы (Брюссель);

1929 г. - Постоянный комитет по охране природы Тихого океана;

1935 г. - Международное бюро по охране природы.

Второй этап характеризуется созданием ООН [4, 5] как ведущей организации в вопросах экологического сотрудничества. В 1948-м г. при поддержке ЮНЕСКО создана первая международная экологическая организация: «Международный союз защиты природы». В 1962-м году была принята резолюция ЮНЕСКО «Экономическое развитие и охрана природы». В ней содержались три основных положения:

1) целостный взгляд на проблемы ресурсов окружающей среды;

2) расширение понятия «охрана природы» до термина «охрана окружающей среды»;

3) концепция сочетания экологических и экономических интересов.

В 1968-м г. принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о важнейшей роли экологии в экономическом и социальном развитии.

Третий этап характерен большой активностью многостороннего экологического сотрудничества. В 1972-м году утверждена Стокгольмская декларация [6], обобщающая основные принципы международного природоохранного сотрудничества [7]. 1982 год знаменателен выходом «Всемирной хартии природы», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН. В отличии от Стокгольмской декларации, хартия была принята путём голосования, 111 стран проголосовали за резолюцию, 18 - воздержались и только США проголосовали против. Так же стоит отметить, что в 1980 г.была принята резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений».

Четвёртый этап начинается с конференции 1992-го года в Рио-де-Жанейро [810]. Отметим важные моменты данного этапа: 1998 г. - конвенция о доступе к информации, касающейся охраны окружающей среды (Орхус, Дания) [11]; 2012 г. -Конференция ООН по устойчивому развитию Рио +20, документ «Будущее, которое мы хотим», принятый по итогам работы конференции, ориентирован на концепцию сокращения бедности, содействия социальной справедливости.

Важной особенностью становления системы природоохранной деятельности является экологическая политика как подход, нацеленный на комплексные мероприятия, связанные с позитивным влиянием государственных и общественных институтов на состояние экосистем. В зависимости от охвата деятельности существует 5 видов экологической политики: 1) глобальная политика -международные, политические, внешнеэкономические мероприятия; 2) государственная; 3) региональная эко-политика - политика страны в отношении своих внутренних регионов; эко-политика регионов; 4) местная эко-политика: локальный и объективный мониторинг, государственный контроль соблюдения законодательства в области охраны природы; местные эко-программы и проекты; 5) корпоративная эко-политика (долгосрочные корпоративные цели предприятия).

Международная экологическая политика - катализатор внедрения экологических мероприятий более низкого уровня иерархической цепи. Принято выделять пять основных направлений международного экологического сотрудничества: 1) парламентское сотрудничество: разработка рекомендательных актов в сфере экологии; 2) координация исполнительных структур отдельных государств (под эгидой ООН); 3) регулирование охраны природы, заключение

договоров, единый международный подход; 4)научно-техническое сотрудничество: обмен информацией, совместная реализация проектов и экспертиз; 5) экологическое сотрудничество: международные экологические форумы.

Международная эко-политика должна быть направлена на решение задач охраны и рационального использования природных ресурсов. Для успешной реализации необходимы идеологические нормативы, среди которых наиболее изученным является «устойчивое развитие». Термин «устойчивое развитие» сформировался в 1987-м году после публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссией по окружающей среде и развитию (МСОКР) [4]. Главные постулаты устойчивого развития:

1. Приоритет качества над количеством;

2. Сохранность культурного и биологического разнообразия;

3. Симбиоз природопользования с процессом эволюции.

В рамках разработки понятия «устойчивое развитие» формулируется актуальная для современности задача по созданию междисциплинарной программы, ориентированной на формирование экологического мышления и подготовку к решению проблем ближайшего будущего. Решению такой задачи во многом способствуют прикладные исследования, осуществляемые в рамках Глобальной системы наблюдений за изменением состояния биосферы, состоящей из 3-х частей:

1) Инфотерра - всеобщая сеть информации по окружающей среде;

2) ГСМОС (глобальная система мониторинга окружающей среды) - замеры глобального загрязнения;

3) МРПТХВ (международный регистр потенциально токсических химических веществ) - оповещение в случаях нанесения ущерба токсичными химическими веществами.

На сегодняшний день функционирует только Инфотерра.

Комплексная реализация концепции устойчивого развития связана с проблемами ограниченности природных ресурсов, нарушениями устойчивости природных экосистем. Среди методов ограничительного воздействия выделяют экономические, законодательно-правовые, воспитательно-образовательные и политические.

Сегодня экологические налоги действуют в большинстве стран ЕС. Экологические налоги - налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду [12]. Впервые необходимость внедрения экологических налогов была утверждена в 1973-м году - на 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды. Основной идеей внедрения экологических идей в налоговую систему считался двойной дивиденд. Внедрение экологических налогов должно быть связано с социальными выплатами, ростом занятости, конкурентоспособности национальных производителей. Из стран с развитой экономикой большой опыт в этой области имеют скандинавские страны. С 1990-х годов интерес к эко-налогам стали проявлять Германия, Франция, Великобритания и Италия [13]. Большим импульсом для развития экологической налоговой системы стало принятие Директивы ЕС по упаковочным отходам в 1994-м году. Среди стран ЕС с развивающейся экономикой

можно отметить Венгрию, Польшу, Эстонию. Также определённым прогрессом в эко-налоговой деятельности отличаются Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур и Таиланд. Экологические налоги занимают существенное место в общей налоговой схеме большинства стран ЕС [13]. Основная задача эко-налогов: не пополнение государственного бюджета, а призыв плательщиков к позитивному экологическому поведению.

Экологические налоги разделяют на 7 групп по сферам влияния:

1) транспортные налоги; 2) энергетические налоги; 3) платежи за загрязнение; 4) платежи за размещение отходов; 5) налоги на выбросы химических веществ; 6) платежи за пользование природными ресурсами; 7) налог на шумовое воздействие.

В странах ЕС наибольшее распространение получили энергетические и транспортные налоговые сборы. В США значительна проблема защиты окружающих экосистем. В Нью-Йорке существует налог на очистку водоёмов от нефтяных пятен. Энергетические налоги призваны снижать эмиссию оксидов азота, углекислого газа и серы в атмосферу. В Российской Федерации действует закон «Об охране природной среды», согласно которому 10% платежей идут в федеральный бюджет, 90% - на содержание природоохранных органов. По данным Министерства природных ресурсов РФ - ежегодный рост уровня промышленного загрязнения воздуха, почвы и воды составляет 5%. Бюджет экологических программ США и Канады в десятки раз выше российских.

Таблица 1. Основные международные соглашения, определяющие меры по сохранению природных ресурсов

Водные ресурсы Сохранение атмосферы Сохранение

межгосударственных

территорий

Конвенции ООН 1963 год - 1973 год -

по морскому праву, Договор о запрещении Конвенция о

предотвращению испытаний ядерного оружия международной

загрязнения с судов в атмосфере, космическом торговле видами дикой

(1973/1978 гг.). пространстве и под водой фауны и флоры,

(Москва, СССР). находящимися под

1974 год - угрозой уничтожения

Конвенция по защите 1985 год - Конвенция о (33000 видов

природной морской защите озонового слоя животных и растений).

среды Балтийского (Вена, Австрия).

моря (1992 год - 1992 год -

пересмотрена). 1987 год - Конвенция о

Монреальский протокол биологическом

1978 год - (дополнение к конвенции разнообразии [14].

Региональная 1985-го года).

конвенция о 1994 год -

сотрудничестве по 1997 год - Конвенция по

Киотский протокол;

защите морской среды Стабилизизация выбросов борьбе с

от загрязнения парниковых опустыниванием,

(Кувейт). газов (2011 год - улучшению

Киотский протокол был плодородия (Африка).

1982 год - продлён на 5 лет).

Региональная

конвенция по 1979-1983 гг. -

сохранению Европейская конвенция

окружающей среды о трансграничном

Аденского залива и загрязнении воздуха на

Красного моря большие расстояния

(Джедда, Саудовская (Женева, Швейцария).

Аравия).

1992 год -

Конвенция о защите и

использовании

трансграничных

водных путей и

международных озёр

(Хельсинки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финляндия).

На сегодняшний день подписано около 200 международных соглашений в области охраны природы.

Огромный вред экосистемам наносят постоянные войны и испытания атомного и водородного оружия. США, к примеру, после 2-й мировой произвели 1054 испытания атомной мощи [15-16]. Также, в числе противников защиты природы числятся правительства Франции, ЮАР и Израиля. В 1979-м году ЮАР и Израиль проводили совместные ядерные учения в районе Южной Атлантики.

Специальный комитет ООН в своих докладах сообщал о влиянии атомного оружия на окружающую среду: при одном взрыве происходит уничтожение растительности на территории до 1300 га, уничтожение микроорганизмов на площади в 40 га.

Значительную экологическую угрозу составляет захоронение радиоактивных и ядерных отходов. К примеру, около Ирландии скопилось около 50 тыс. тонн радиоактивных отходов. Дно Тихого океана в районе островов Гуам является площадкой массового захоронения отходов США. Любое повреждение контейнеров вызовет огромное заражение океана. Южному Вьетнаму был нанесен значительный экологический ущерб из-за вторжения США. Были уничтожены огромные площади джунглей [17].

Общеизвестным является факт, насколько огромным был ущерб, нанесённый флоре и фауне Африки в эпоху европейской колонизации. Были выжжены леса, уничтожены дикие животные. Обретение независимости африканских стран

открывает широкие перспективе в природоохранной области, к примеру, отметим Декларацию по охране природы Африки (1963 г.). Значение экологических законов Африки крайне велико, учитывая тот факт, что численность крупной дичи уменьшилась в 50 раз.

Огромные проблемы существуют и на Американском континенте. В качестве примера можно привести удручающее состояние экосистемы Амазонки. В последние десятилетия страны Южной Америки стараются создать свою собственную экологическую правовую систему. В результате проведенного исторического анализа определен слабый уровень научных основ международной природоохранной деятельности. Большая часть современных международных организаций опираются на концептуальные основы Римского клуба и Стокгольмского института исследования проблем мира [13]. Однако, в недостаточной степени учитывается возрастание антропогенной нагрузки на экосистемы. Требуется новая оценка ситуации, которая будет информировать об изменениях природно-ресурсных возможностей. Необходимо повышение эффективности рационального использования природных ресурсов, составление научно-обоснованных программ пространственного развития регионов.

Международные эко-организации действуют в пределах 2-х противоположных сторон: официальной (экологическое образование и эко-пропаганда) и неофициальной. В большинстве случаев присутствует неофициальная сторона (теневые интересы США и стран Евросоюза, финансово-промышленных групп) [18].

Экологическая глобальная политика - вершина многоуровневой системы охраны природы. Уменьшение количества военных конфликтов, совершенствование законодательной системы, научная и гуманистическая составляющие деятельности - основа для развития международной политики. Опора на традиционную культуру народов, использование современных достижений науки и техники - способ выхода из экологических и мировоззренческих кризисов современной эпохи. Мировой опыт показывает, что охрана природы эффективна как комплексная деятельность, в рамках которой государственная политика сочетается с особенностями культурно-исторических традиций.

Для комплексной системы охраны природы необходима координация природоохранного процесса как процесса, протекающего на множестве уровней (религиозном, научном, государственном, общественном, международном), взаимодействие всех членов и организаций. Проблематичность такой координации усиливается тем, что человечество не использует потенциальные возможности глобализации и интернационализации (в полной мере не осуществляется процесс обмена научными данными между наиболее развитыми странами). Одним из возможных подходов к решению проблемы координации природоохранной деятельности как многоуровневой деятельности является международное сотрудничество, в рамках которого природоохранная деятельность институционализируется и становится предметом международного правового регулирования.

Список литературы

1. Робинсон Н. А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. Москва: Прогресс, 1990. - 528 с.

2. Субетто А. И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы / СПб.: Астерион, 2012.

3. Астанин Д.М. Четвертый уровень организации природоохранных систем: общественные экологические движения. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4(70). № 1. С. 157-168.

4. United Nations Enviroment Programme Enviromental Observing and Assessment Strategy. URL: http://www.un.org/earthwatch/about/docs/unepstrx.htm (Дата обращения: 01.02.2018).

5. Организация объединенных наций. Окружающая среда. URL: http://www.unep.org/ru (Дата обращения: 01.02.2018).

6. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Стокгольмская декларация, 16 июня 1972 г. В кн.: Действующее международное право. В 3-х томах. Москва: МНИМП, 1999. Т. 3.

7. Stockholm Declaration on the Human Environment, June 1972. URL: https://ru.scribd.com/document/50039070/Stockholm-Dedaration-on-the-Human Environment-June-1972

(Дата обращения: 01.02.2018).

8. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Москва, Прогресс-Традиция, 2000. - 200 с.

9. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (Дата обращения: 01.02.2018).

10. Johnson S. P. The environ ment after Rio. London, Graham & Trotman, 1994, 245 pp.

11. Орхусская конвенция. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml

12. Авдеева Т. Г. Роль экологического фактора в современных МЭО. Дисс. канд. эк. наук. Москва, 1994.

13. Гусев А. А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития. Дисс. д-ра полит. наук: 23.00.02. Политические институты, процессы и технологии. Институт социологии РАН. Москва. 2010.

14. Конвенция о биологическом разнообразии. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (Дата обращения: 01.02.2018).

15. Гусев А. А. Современная экологическая политика // Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Москва, 2006. - 205 с.

16. Трофимов В. Н. Военная и экологическая безопасность. Международное право и сила. Москва. Прометей, 1991. - 131 с.

17. Кукушкина А. В. Взаимосвязь проблем экологической безопасности и разоружения (международно-правовой аспект). Дис. канд. юрид. наук/МГИМО. Москва, 1993.

18. Матвеева Е. В.Межуровневые взаимодействия в общественной, государственной и мировой экологической политике. Дисс. д-ра полит. наук: 23.00.02. - Политические институты, процессы и технологии. Саратов. 2012.

Аstanin D. M. The Fifth Level of Organization Nature of Protection Systems: International Law. The Evolution of Institutions Global Environmental Policy // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2018. - Vol. 4 (40). - № 3. - P. 47-56.

The analysis of the historical process of formation of the global environmental policy of the modern world States in the context of the development of a multi-level environmental system. Determined by the dominant influence of the 1st International environmental conference in Bern in 1914, the year the organization of interstate environmental authorities, the establishment of the UN - adoption of the Stockholm Declaration of 1972 and the Declaration of Rio de Janeiro in 1992, the year that shaped the modern classification of objects of environmental law, forms of international environmental cooperation, to the rank system of environmental policy. The conclusion about the necessity of preliminary approbation of international legislative initiatives and mutual coordination of all participants of multilevel nature protection process, inability of modern nature

protection bodies to effectively solve the tasks, in view of the absence of a joint action program of the world nature protection system, lack of scientific and traditional-religious basis in international decision-making is formed.

Keywords: environmental policy, environmental system, environmental law, international law, landscape and biological diversity.

References

1. Robinson N. A. Pravovoye regulirovaniye prirodopolzovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy v SShA [To Prove the regulation propolis and environmental protection in the United States]. Moskva: Progress, 1990, 528 s.

2. Subetto A. I. Noosfernaya nauchnaya shkola v Rossii: itogi i perspektivy [Noosphere science school in Russia: results and prospects].SPb.,Asterion, 2012.

3. Astanin D. M. Chetvertyy uroven organizatsii prirodookhrannykh sistem: obshchestvennyye ekologicheskiye dvizheniya [The fourth level of organization environmental systems: public ecological movements]. Uchenyye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. 2018. T. 4 (70). № 1. s. 157-168.

4. United Nations Enviroment Programme Enviromental Observing and Assessment Strategy. URL: http://www.un.org/earthwatch/about/docs/unepstrx.htm (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

5. Organizatsiya obyedinennykh natsiy. Okruzhayushchaya sreda [The organization of obedience. Environment]. URL: http://www.unep.org/ru (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

6. Kolosov Yu. M., Krivchikova E. S. Stokgolmskaya deklaratsiya [Declaration of Stockholm]. 16 iyunya 1972 g. V kn.: Deystvuyushcheye mezhdunarodnoye pravo [MDR Current law]. V 3-kh tomakh. Moskva: MNIMP. 1999. T. 3.

7. Stockholm Declaration on the Human Environment. June 1972. URL: https://ru.scribd.com/document/50039070/Stockholm-Declaration-on-the-Human-Environment-June-1972 (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

8. Danilov-Danilian V. I., Losev K. S. Ekologicheskiy vyzov i ustoychivoye razvitiye [Ecological challenge and sustainable development]. Moskva. Progress-Traditsiya, 2000, 200 s.

9. Rio-de-Zhaneyrskaya deklaratsiya po okruzhayushchey srede i razvitiyu [Declaration on environment and development]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

10. Johnson S. P. The environment after Rio. London, Graham & Trotman, 1994, 245 p.

11. Convocation Of Aarhus. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

12. Avdeyeva T. G. Rol ekologicheskogo faktora v sovremennykh MEO [Ecology is the role of the factor in the modern MAO]. Diss. kand. ek. nauk, Moskva, 1994.

13. Gusev A. A. Ekologicheskaya politika Evropeyskogo Soyuza v kontekste kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Environmental policy in the European Union context, the concept of sustainable development]. Diss. d-ra polit. nauk: 23.00.02. Politicheskiye instituty. protsessy i tekhnologii. Institut sotsiologii RAN, Moskva, 2010.

14. Konventsiya o biologicheskom raznoobrazii [Monastery of biological diversity]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (Data obrashcheniya: 01.02.2018).

15. Gusev A. A. Sovremennaya ekologicheskaya politika [The Modern ecological policy]. Institut mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnykh otnosheniy RAN. Moskva, 2006, 205 s.

16. Trofimov V. N. Voyennaya i ekologicheskaya bezopasnost. Mezhdunarodnoye pravo i sila. [Background and environmental safety. MDR is right and power].Moskva. Prometey, 1991, 131 s.

17. Kukushkina A. V. Vzaimosvyaz problem ekologicheskoy bezopasnosti i razoruzheniya [Razor the Relationship between environmental problems and security] (mezhdunarodno-pravovoy aspekt). Dis. kand. yurid. nauk. MGIMO, Moskva, 1993.

18. Matveyeva E. V. Mezhurovnevyye vzaimodeystviya v obshchestvennoy, gosudarstvennoy I mirovoy ekologicheskoy politike [Measures of interaction in the public, public andworld environmental policy]. Diss. d-ra polit. nauk: 23.00.02. - Politicheskiye instituty. protsessy i tekhnologii. Saratov, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.