Научная статья на тему 'Изучение темы "Загрязнение гидросферы Земли" в рамках допол- нительного образования'

Изучение темы "Загрязнение гидросферы Земли" в рамках допол- нительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРУЖКОВАЯ (ФАКУЛЬТАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗРАБОТКА ТЕСТА И ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ / FORMS OF TEACHING / ADDITIONAL EDUCATION / ELECTIVE COURSE / DEVELOPMENT OF TEST AND CREATIVE TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крупий Надежда Владимировна

Работа посвящена разработке и проведению занятия по теме "Загрязнение гидросферы Земли" со школьниками 7-го класса в рамках дополнительного образования. В работе представлены: характеристика форм и методов обучения; проблематика загрязнения гидросферы; материалы практической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крупий Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the Theme "Pollution of Earth Hydrosphere" in the Framework of Additional Education

Work is devoted to development and realization of employment on the theme "Pollution of hydrosphere of Ground" with pupil 7 class in the context additional education. Are presented in the work: characteristic of forms and methods of teaching; problematic of pollution of hydrosphere; materials of practical work.

Текст научной работы на тему «Изучение темы "Загрязнение гидросферы Земли" в рамках допол- нительного образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ "ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ

ЗЕМЛИ" В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Крупий

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: nadin130187@mail.ru)

Работа посвящена разработке и проведению занятия по теме "Загрязнение гидросферы Земли" со школьниками 7-го класса в рамках дополнительного образования. В работе представлены: характеристика форм и методов обучения; проблематика загрязнения гидросферы; материалы практической работы.

Ключевые слова: формы обучения, дополнительное образование, кружковая (факультативная) деятельность, разработка теста и творческого задания.

Среди наиболее прогрессивных педагогических идей последних десятилетий заметное место занимает идея непрерывного образования. Ее смысл — обеспечить каждому ребенку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование. Основной задачей дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей [1].

В сегодняшнем мире, когда вмешательство человека в природу очень велико, особенно важным становится формирование у детей природоохранного мировосприятия, бережного отношения к окружающей среде.

Цель нашей работы — разработка и проведение занятия со школьниками 7-го класса по теме "Загрязнение гидросферы Земли" (во внеучебное время и в рамках системы дополнительного географического образования). Были поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности методики преподавания географии в школе;

2) проанализировать материалы по дополнительному образованию в школе;

3) изучить материалы, посвященные современному состоянию гидросферы и ее отдельных частей;

4) разработать план занятия и провести его.

Метод в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучаемых, направленной на решение задач

образования; система целенаправленных действий педагога, организующего учебную деятельность обучающихся, ведущая в свою очередь к достижению целей обучения [2]. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука не может найти единого основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Наиболее разработанные из них:

1) по источнику знаний: а) словесный (рассказ, лекция, беседа, дискуссия); б) наглядный (демонстрация, иллюстрация); в) практический (упражнение, лабораторная работа, практическая работа);

2) по характеру познавательной деятельности: а) объяснительно-наглядный (репродуктивный); б) проблемное изложение; в) частично-поисковый (эвристический); г) исследовательский;

3) по дидактической цели: а) методы получения новых знаний; б) методы закрепления знаний; в) методы контроля;

4) по месту в структуре деятельности: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (в эту группу помещены методы по названным выше классификациям); б) методы ее стимулирования и мотивации (методы формирования мотивов, в частности дидактические игры); в) методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

В.М. Коротков [3] предложил другую классификацию методов (таблица).

Классификация методов обучения по В.М. Короткову

Методы Типы Виды Формы

Инструктаж Установочный Параллельный Задания Инструкции Правила Устный Письменный Наглядный Комплексный

Упражнение Основное Контрольное Подготовительное Коррекционное Корригирующее Вводное Дифференцированное Систематизирующее Разовое Комментированное Самостоятельная работа Добровольное

Контроль Исходный Текущий Тематический Итоговый Наблюдение за исполнением Изучение результатов Тестирование Хронометраж Опрос Контрольная работа Зачет Экзамен Конкурс

К внеурочным формам обучения в школе относятся всевозможные экскурсии и учебные практики. Экскурсии делятся:

1) по характеру: а) тематические — предполагают изучение одного компонента природы (почва, геология, животный мир);

б) комплексные — предполагают изучение в целом районов, антропогенных модификаций, должны быть обобщающими;

2) по длительности: а) однодневные — наиболее распространены, часто в рамках города; б) комплексные — более удобны, так как можно рассмотреть все составляющие природных комплексов, взаимодействие внутри комплексов и с человеком.

Техника проведения экскурсий представляет собой деление на этапы. На первом этапе, подготовительном, подбираются материалы по объекту, карты. Второй этап собственно полевой. Обработка результатов и анализ экскурсии проводятся на третьем этапе.

Широко используются формы и виды дополнительного образования: вечера, викторины и познавательные игры, выставки, исследовательская деятельность детей, конструкторская деятельность детей, конференции, кружковая работа, лектории, неделя знаний.

Нам требовалось отобрать материалы для проведения занятия по теме "Загрязнение подземных и поверхностных вод". Водная оболочка Земли подразделяется на воды суши и Мировой океан. В состав вод суши входят поверхностные воды (водоемы и водотоки) природного и антропогенного происхождения и подземные воды. К поверхностным водам относят водотоки, водоемы, болота и ледники. Естественные речные воды обычно бывают достаточно приемлемого качества для большинства потребителей и не требуют значительной обработки [4].

Фактически деятельность человека постепенно превращает реки из дренажных систем в сточные канавы, иногда с очень высоким уровнем загрязнения (свыше 100 ПДК). Крупные города сбрасывают в местные водотоки аномально большие количества использованной воды [5]. Буферность речных экосистем позволяет в течение определенного времени поддерживать процесс самоочищения. Но по мере того, как деятельность человека (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) усиливает миграцию химических веществ, их концентрация в природных водах повышается, т.е. ухудшается качество воды. Главными источниками загрязнения природных вод являются предприятия черной и цветной металлургии, химической, нефтяной, газовой, угольной, целлюлозно-бумажной промышленности, сельское хозяйство (как земледелие, так и интенсивное животноводство), коммунальное хозяйство. Загрязнение воды взаимосвязано с возникновением и распространением болезней. Около 80% всех заболеваний в мире вызваны питьевой водой неудовлетворительного качества.

Ледники — движущиеся массы льда, возникшие на суше в результате накопления и постепенного преобразования твердых атмосферных осадков. Несмотря на то, что площадь современных

ледников сравнительно невелика, значение их в природе и жизни человека трудно переоценить. В первую очередь это запасы чистой пресной воды [6]. Подземные воды в жидком (вода), твердом (многолетняя мерзлота) и парообразном состоянии — важнейшее полезное ископаемое, которое залегает в земной коре. Основные виды подземных вод — грунтовые и артезианские. Артезианские воды — это подземные напорные пластовые воды. Грунтовые воды содержатся в первом от поверхности водоносном горизонте, залегающем на первом водоупорном слое. Выходы грунтовых вод на дневную поверхность называются родниками, или ключами. В районах с вечной мерзлотой подземные воды находятся в виде льда. Под загрязнением подземных вод в настоящее время понимают любое ухудшение их качества (в сравнении с естественными условиями), прямо или косвенно связанное с деятельностью человека, включая промышленное производство, сельское хозяйство, коммунально-бытовую деятельность. Грунтовые воды (ближайший к поверхности водоносный слой) зачастую испытывают более сильную антропогенную нагрузку по сравнению с поверхностными водами за счет небольшой скорости водообмена. Основные загрязнители подземных источников — те же, что и поверхностных (тяжелые металлы, нефтепродукты, нитраты, хлориды, органика, микрофлора и др.), а также захоронение жидких и твердых отходов промышленного производства путем закачки их в глубокие поглощающие скважины или "захоронения" в отработанных шахтах и карьерах. Следует отметить, что распространение загрязнения в подземных (грунтовых) водах в большинстве случаев определяет последующее негативное влияние их на поверхностные воды, почвы, растительность и др. [7].

Мировой океан — важнейший регулятор потоков в глобальном гидрогеологическом цикле: его объем велик по сравнению с любой составляющей цикла, средняя продолжительность обмена воды в океане весьма значительна и составляет 3000 лет. Хозяйственная деятельность человека в Мировом океане разнообразна. Основная часть громоздких грузов, включая нефть, перевозится морем. Мировой океан — источник рыбных и других биологических ресурсов. Это также и источник минерального сырья, пока еще малоиспользуемый. Океан также поглощает и преобразует продукты деятельности человека. По мере роста антропогенного давления эта последняя функция становится все более важной. Как правило, чем ближе к побережьям, тем больше антропогенная нагрузка. Приоритеты в решении различных морских экологических вопросов определяются в зависимости от степени антропогенного давления. Поэтому сложность проблем и интенсивность экологических процессов в целом увеличивается по направлению от открытого океана (моря) к побережьям [8].

Наше занятие проводилось в рамках дополнительного образования. Форма работы кружковая (факультатив). Целью занятия, проводимого для учеников 7-го класса, было углубление имеющихся у детей знаний о загрязнении гидросферы Земли. Также ставились цели обобщения, закрепления материала, развития умения вести дискуссии. Важной целью было развитие самостоятельности и ответственности учащихся. В задачи входило: использование метода устного изложения, а именно рассказа; развитие географического и экологического мышления; развитие устной речи. Очень важная задача — вовлечение как можно большего числа учащихся в обсуждение проблем. Формой изложения было выбрано повествование. Рассказ строился по плану.

Результатом проделанной нами работы явилось изучение видов дополнительного образования и подробное рассмотрение одного из них — кружковой (факультативной) деятельности учащихся. В рамках этой деятельности была рассмотрена актуальная на сегодняшний день тема "Загрязнение гидросферы Земли" для учеников 7-х классов. Для практической реализации рассмотрения этой темы среди школьников разработаны тест и творческое задание.

Тест по теме "Загрязнение гидросферы Земли"

Фамилия, имя. Класс. Число

1. Укажите правильное: Что на суше содержит основную массу воды: а) ледники и болота; б) реки и озера; в) вода в атмосфере и подземные воды.

2. Заполните таблицу:

Название океана Доля от всего Мирового океана (%)

3. Реки — это

4. Назовите основные виды подземных вод:

5. От чего зависят размещение, глубина залегания и обилие грунтовых вод? 1)

2)

6. Родники — это

7. Назовите основные виды загрязнения подземных вод: 1)

2)

Творческое задание по теме "Загрязнение гидросферы Земли"

Напишите эссе на тему "Лучшее — враг хорошего", используя знания о загрязнении гидросферы Земли.

Проведенное нами занятие позволяет проанализировать и в последующем скорректировать разработанный план урока и способы его проведения. Автор выражает огромную благодарность своему научному руководителю Майе Викторовне Онищенко за

8 ВМУ, педагогическое образование, № 3

ценные советы, внимание, помощь и поддержку в процессе написания работы.

Список литературы

1. Инструктивно-методические материалы по организации работы в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений округа. Сборник № 3. М., 2007.

2. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник. М., 2002.

3. Коротков В.М. Введение в общую теорию развития личности. М., 1991.

4. Атлас. Экология для школьников. М., 2001.

5. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. М., 2001.

6. Алисов Н.В., Кузина И.М., Марченко Н.А. и др. Готовимся к экзамену по географии. Физическая и экономическая география мира. М., 2002.

7. Всеволожский В.А. Основы гидрогеологии. М., 2007.

8. Голубев Г.Н. Геоэкология. М., 1999.

STUDING THE THEME "POLLUTION OF EARTH

HYDROSPHERE" IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL

EDUCATION

N.V. Krupiy

(faculty of pedagogical education in Moscow State University named by

M.V. Lomonosov; e-mail: nadin130187@mail.ru)

Work is devoted to development and realization of employment on the theme "Pollution of hydrosphere of Ground" with pupil 7 class in the context additional education. Are presented in the work: characteristic of forms and methods of teaching; problematic of pollution of hydrosphere; materials of practical work.

Key words: forms of teaching, additional education, elective course, development of test and creative task.

Сведения об авторе

Крупий Надежда Владимировна — магистр геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, студентка факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: nadin130187@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.