УДК 340.113.1:81у33
Лазарева Н.А., Технико-юридические Саляев В.А. аспекты правотворчества
Статья посвящена исследованию проблем правотворчества с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемым к языковому воплощению законодательных актов, структурированию юридических документов, использованию специальной терминологии. Здесь рассмотрено история и содержание понятие "юридическая техника", обозначены её объект и предмет, проанализированы теоретические основы и выделены составные элементы соответствующей научной дисциплины, а также определена её типология.
Ключевые слова: юридическая техника, законотворчество, язык права, законодательный подстиль.
Lazareva N.A. Technical and juridical Salyaev V.A. aspects of law-making
The article is dedicated to researching of law-making problems based on the requirements for linguistic realization of bills, structuring juridical documents, using special terminology. The history and subject-matter of the notion "juridical techniques" are examined; its subject and object are emphasized; the theoretical principles are analyzed; constitutive elements and typology of the study-discipline are distinguished.
Key words: juridical technique, law-making, language of law, legislative sub-style.
В настоящее время вопросы юриди-юской техники обретают все большую популярность. Данная тенденция связана прежде всего с увеличением объема правового регулирования и постоянно возрастающим массивом нормативного материала как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем значительная часть вновь принимаемых законов посвящена внесению правок в уже существующие. С одной стороны, это свидетельствует об оперативном реагировании законодателя на изменение общественных отношений, о его чуткости к новым явлениям, возникающим в современном обществе. С другой стороны, нередко вносимые изменения носят чисто редакционный харак-
тер, что является следствием низкого юри-дико-технического уровня современного законодательства.
Среди негативных факторов современного правотворческого процесса можно назвать хаотичность, спонтанность принятия правовых актов, неясность, расплывчатость формулировок, произвольное структурное членение текстов правовых актов, терминологическую бессистемность, недостаточную лингвистическую проработку текстов правовых актов. Совершенно недопустимыми представляются такие явления, как внесение изменений в нормативные акты актами индивидуального характера, включение правил общего характера в ненормативные, временные
Наталья Александровна Лазарева - начальник отдела по работе с нормативно-правовыми актами управления делопроизводства Аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области.
Владимир Александрович Саляев - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Орловской региональной академии государственной службы.
правовые акты, воспроизведение положений актов высшей юридической силы, наличие противоречий между актами или частями одного акта. Подобные нарушения требований нормотворческой техники порождают неверное понимание правовой нормы, затрудняют поиск и применение необходимого закона, препятствуют созданию стройной и непротиворечивой системы регулирования общественных отношений. Здесь большую роль призваны сыграть детально разработанные, теоретически обоснованные и закрепленные практикой правила юридической техники.
В своей статье мы попытаемся рассмотреть теоретические основы юридической техники; раскрыть понятие и выделить её составные элементы; определить виды юридической техники; охарактеризовать лингвистические особенности текстов правовых актов; определить основные требования к употреблению юридических терминов; охарактеризовать основные требования к структуре и внешнему оформлению правовых актов.
В настоящее время в разработке проблем юридической техники отчетливо прослеживаются две тенденции: с одной стороны, понятие "юридическая техника" приобретает все большую популярность, намечается отказ от старых подходов, все отчетливее обозначается широта и мно-гоаспектность нового научного направления, а с другой - объект и предмет юридической техники еще не до конца определены, как не дифференцированы ее виды и составные элементы.
В современной научной литературе вопросам юридической техники посвящены работы Д.А. Керимова, Ю.А. Тихомирова, С.С. Алексеева, Е.С. Шугриной, Т.В. Каша-ниной и других исследователей.
Необходимо отметить, что при большой популярности этого понятия его точного, однозначного определения в настоящее время не существует, так же как до конца не определено содержание юридической техники. В середине XX в. было распространено понятие "законодательная техника", под которым понималась совокупность приемов и методов подготовки наиболее совершенных по форме и
структуре нормативных актов.12 В 80-е годы XX века в правовой науке появляется понятие "юридическая техника" (С.С. Алексеев), под которым опять же подразумевается правотворческая техника.3 В настоящее время широкое распространение получает точка зрения, согласно которой юридическая техника понимается как отрасль знаний не только о создании правовых документов, но и о способах ведения юридической деятельности в целом. При этом следует констатировать, что при замене понятия "законодательная техника" более широким и емким понятием "юридическая техника" старый подход еще не до конца преодолен и при непосредственном рассмотрении конкретных средств и способов ведения юридической работы основной акцент, как правило, делается на технике подготовки правовых актов.
Существует множество определений юридической техники. Мы разделяем точку зрения Г. И. Денисова, согласно которой "юридическая техника рассматривается как совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов и сводится главным образом к законодательной технике"4. Объектом юридической техники выступает, по справедливому мнению Е.С. Шугриной, "текст юридического документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия нормотворца"2.
Среди исследователей нет единства также и в дифференциации видов юридической техники. Мы выделим пять из них, которые непосредственно связаны с различными аспектами работы с правовыми актами:
1) нормотворческая техника, которая подразделяется на законодательную технику и технику подзаконных нормативно-правовых актов;
2)техника индивидуально-правовых актов;
3) интерпретационная, или техника официального толкования;
4) техника систематизации и учета;
5) техника опубликования нормативных правовых актов6.
Иногда выделяют технику судебную, следственную, прокурорскую (В.Н. Карта-шов7), осуществления иных видов юридической работы. Поскольку указанные виды деятельности имеют свою специфику, свой собственный арсенал средств, свои технологии осуществления в рамках различных юридических отраслей, подобное включение неоправданно расширяет содержание юридической техники, размывая ее границы, в то время как предлагаемые учеными средства и способы юридической техники находят свое применение именно в процессе создания совершенных по форме и содержанию юридических документов.
Не умаляя значения правил официального опубликования, толкования, систематизации и учета правовых актов, основополагающая роль, по нашему мнению, принадлежит правотворческой технике, поскольку результатом ее применения является создание нормативного правового акта. Остальные виды юридической деятельности вторичны по отношению к ней, они находят свое применение только при наличии уже принятого акта. Правила опубликования, толкования, систематизации и учета, как правило, образуют самостоятельные разделы в исследованиях современных российских ученых (первым опытом комплексного рассмотрения указанных видов юридической техники является работа Т.В. Кашаниной8).
В настоящей статье основное внимание будет уделено рассмотрению средств и способов, применяемых в правотворческой деятельности. Их можно разбить на группы:
1) языковые и стилистические правила;
2)требования, предъявляемые к терминологии закона, использованию правовых дефиниций;
3) логическая схема построения правового акта;
4) структурные правила и формальные признаки(реквизиты).
Большое место в кругу рассматриваемых вопросов занимают правила внесения изменений в правовые акты, отмены и признания утратившими силу правовых актов и отдельных их частей, принятия новой редакции законов, использования ссылок, примечаний. Указанные правила имеют важное значение в правотворческом про-
цессе и нуждаются в подробном и детальном изложении, но в настоящей статье рассматриваться не будут в силу её ограниченного объема.
1. Язык права как одна из функциональных разновидностей литературного языка является основным средством изложения правовых предписаний. В связи с этим природа юридического текста требует использования таких языковых средств, которые грамотно и точно выражали бы мысль законодателя. Для адекватного понимания и применения участниками правоотношений правовых норм необходимо ясное и четкое их изложение.
Правило точности правовых предписаний предполагает достижение однозначности понимания текста, отсутствия разночтений. Исследователь Н. Ивакина замечает в связи с этим: "Специфика языка права определяется необходимостью точно передать взаимосвязь юридических понятий и нюансов мысли законодателя"9. При изложении правовых предписаний недопустимы расплывчатость, двусмысленность формулировок, создающие возможность извлечения из текста иного смысла, отличного от заложенного автором. Коммуникативная точность достигается прежде всего тщательным подбором слова с учетом его лексического значения, стилистической окраски, сочетаемости с другими словами. Например, такая распространенная ошибка, как неразличение слов-паронимов, была допущена при написании Закона о туристской деятельности (семантически правильным было бы использование слова "туристический"), она повлекла за собой серийное распространение допущенной неточности.
Важным фактором является полнота мысли законодателя, отсутствие пропусков грамматически и семантически необходимых элементов фразы. Например, такие обороты, как "ввод объекта (в эксплуатацию)" и "приведение правовых актов в соответствие (с законодательством)", свидетельствуют о перенесении в нормативный текст привычек устной речи с ее контекстуальной и коммуникативной незавершенностью и склонностью к эллиптичности. Подобные незаконченные фразы хоть
и не вызывают затруднений в понимании, но совершенно недопустимы в тексте правового акта. Они являются свидетельством лингвистической небрежности исполнителя правотворческих работ.
С другой стороны, полнота текста не должна приводить к его избыточности. Принцип краткости предполагает компактность, лаконичность изложения текстов правовых актов при сохранении полноты и точности их содержания. К требованию краткости относятся: отсутствие многословия; отказ от частого повторения одного и того же громоздкого выражения (если такая необходимость возникает, то лучше после первого употребления дать краткое обозначение в скобках и использовать его в последующем тексте); типизация (унификация) формулировок. Не следует злоупотреблять излишне длинными синтаксическими конструкциями с причастными и деепричастными оборотами, придаточными предложениями - они сильно затрудняют восприятие текста: при чтении происходит разрыв причинно-следственной связи и потеря логического смысла.
В изложении юридической информации необходимо соблюдать логическую последовательность, уметь грамматически правильно строить фразу. Неправильный порядок слов, разрывы между смысловыми частями словосочетания и предложения препятствуют пониманию смысла правовых предписаний. К примеру, ошибочным является построение оборота "незавершенные строительством объекты" вместо правильного "объекты незавершенного строительства".
Языку закона присущ особый юридический стиль изложения, который характеризует высокая степень замкнутости, непроницаемости для иностилевых включений. Ему присущи безличный характер, нейтральность (отсутствие эмоциональности, экспрессивности), однотипность, стандартизированность формулировок. При выборе слова в процессе написания текста правового акта следует учитывать его стилевую принадлежность. Необходимо избегать употребления устаревших, вышедших из современного употребления слов. С большой осторожностью следует
использовать неологизмы, по возможности лучше заменять их устоявшимися литературными словами. Следует рекомендовать не злоупотреблять иноязычной лексикой. Общее правило здесь заключается в допустимости использования иностранных слов при отсутствии их аналогов в русском языке. Необходимо отказаться от употребления канцелярских оборотов, бюрократических штампов, метафор, образных выражений и сравнительных оборотов, жаргонизмов, диалектизмов, иных периферийных лексических средств.
Важной специфической чертой юридического языка является тяготение к абстрактным оборотам. Совершенствование языка права происходит в процессе отказа от конкретных выражений в пользу обобщений. В то же время слишком высокая степень абстрактности правовых предписаний может привести к неопределенности, создать почву для разночтений в понимании норм и даже манипуляций ими. В процессе написания текста необходимо соблюдать баланс, абстрагируясь от реалий, и в то же время формулируя предписания точно и конкретно.
На стиле изложения правовых норм отражается сложность регулируемых общественных отношений. Юриспруденция использует специфические понятия в актах, посвященных различным отраслям общественной деятельности (экономике, медицине, экологии и др.). Можно проследить такую закономерность: чем более специализирован объект правового регулирования и, соответственно, менее широк круг пользователей правового акта, тем более специален и терминологичен язык нормативных предписаний. Для неопределенного круга лиц нормативный акт, как правило, излагается простым и доступным языком (пример - Конституция РФ).
В целом текст нормативного акта должен полностью соответствовать лексическим, грамматическим и стилистическим правилам русского языка. Язык права является показателем правовой культуры и профессиональной компетентности составителей законов.
2. Неотъемлемым компонентом юридической техники являются требования к
использованию терминологии. Термины обычно подразделяют на общеупотребля-емые и специальные; к последним относят юридическую терминологию,обозначающую специальные правовые понятия.
К употреблению юридических терминов предъявляется ряд требований.
Важно, чтобы употребляемый термин был понятен адресату. Для этого обычно дают определения терминам, понимание смысла которых может вызвать затруднения, в самом законе (как правило, в общих положениях).
В этой связи необходимым аспектом является максимально четкое дефиниро-вание юридических терминов, нуждающихся в разъяснении значения. Правовые дефиниции используются, как правило, в следующих случаях:
- при введении нового, неизвестного термина (заимствовании из другого языка);
- когда возникают сомнения в понятности термина широкому кругу адресатов в силу его принадлежности к узкой сфере общественных отношений;
- если слово используется в значении, отличном от общепринятого, и тем самым приобретает терминологический оттенок. Здесь толкование позволяет избежать "иллюзии понятности" правовой нормы;
- когда термин многозначен и необходимо пояснить, какое именно значение используется в законе.
Избежать разнобоя в употреблении терминов позволит соблюдение принципа единства терминологии не только в рамках одного закона, но и всей отрасли права. Основой должны являться термины, содержащиеся в федеральных законах. Особенно важно это требование в связи с тем, что нередко региональные правовые акты содержат отступления от так называемых рамочных законов в отношении использования закрепленной в нихтерминологии.
Обеспечение однозначности понимания терминов, грамотно составленные правовые дефиниции способствуют повышению ясности законодательных предписаний и согласованности законодательства на разных уровнях правовой системы.
3. Каждый правовой акт должен иметь свою внутреннюю логику, изложение нормативного материала должно развиваться последовательно. Логическая схема построения правового акта включает три основные значимые части:
Общая часть содержит положения, определяющие предмет и принципы правового регулирования, состав законодательства по данному вопросу, значение используемых терминов, иные общие положения.
В основной части закона содержатся нормативные положения, устанавливающие компетенцию органов государственной власти, определяющие порядок осуществления какой-либо деятельности, права и обязанности субъектов, меры ответственности, иные значимые положения закона.
Заключительная часть включает перечни признаваемых утратившими силу правовых актов или отдельных их частей, положения о внесении изменений в правовые акты, о вступлении в силу принимаемого акта, даются предписания об официальном опубликовании данного акта в средствах массовой информации.
Размещение нормативного материала в соответствии с приведенной схемой предполагает выработку четкой композиционной структуры правового акта, логического расположения всех его компонентов, последовательности изложения от общих правовых положений к наиболее частным, что позволяет создать стройный и непротиворечивый нормативный акт.
4. Структурное членение нормативного материала облегчает его использование, помогает быстро сориентироваться и найти необходимые положения в правовом акте. Выделяются следующие структурные элементы: 1) заголовок; 2) преамбула; 3) структурные единицы постановляющей части: часть, раздел, глава, статья, пункт, подпункт, абзац; 4) приложение.
Следует отметить, что структура нормативных актов находится в непосредственной зависимости от вида акта и его объема. В подзаконных нормативных актах, как правило, используется неполный
арсенал структурных элементов, в частности, такие единицы, как глава, статья, в них вовсе не встречаются.
Являясь важным средством выражения основной идеи документа, заголовок должен отражать содержание нормативного акта в краткой, лаконичной форме. Правильно сформулированный заголовок помогает выбрать необходимый правовой акт и определить вид регулируемых им отношений.
Преамбула - это вводная часть правового акта, в которой излагаются правовая и политическая идея правового акта, мотивы и основания его принятия, цели,которые должны быть достигнуты в процессе его применения, социальное значение принятия правового акта.
Размещение в преамбуле императивных предписаний является ошибкой, так же как изложение целей и задач в постановляющей части.
Постановляющая часть правового акта обычно делится на отдельные элементы, складывающиеся в стройную иерархическую систему. При рубрикации правовых актов применяется общее правило, заключающееся в том, что более высокие ступени деления употребляются при наличии низших.
Часть - самая крупная структурная единица правового акта, которая используется при формировании больших по объему нормативных актов типа кодексов. Части подразделяются на разделы, которые, в свою очередь, объединяют в своем составе главы закона. Главы обычно делятся на статьи, в некоторых случаях они состоят из параграфов, разделенных на статьи.
Статья - основная единица текста нормативного акта. Она может содержать одну юридическую норму, хотя чаще включает только ее часть, отдельное правовое предписание (вся правовая норма может излагаться посредством нескольких статей).
Статья подразделяется на более мелкие структурные единицы. Подразделение статьи на части представляется не совсем удачным в силу вторичного использования слова "часть" и возникнове-
ния возможных неясностей при использовании структурных элементов закона. Далее статья подразделяется на пункты, подпункты и абзацы, в обозначении которых, к сожалению, отсутствует устойчивость и определенность. В частности, Т. В. Кашанина предлагает подпунктами именовать положения правового акта, которые начинаются с заглавной буквы, а абзацами - со строчной. Такой подход представляется не совсем верным, поскольку прописная и строчная буквы -элемент правописания, но не структурного дробления текста.
Методические рекомендации по юри-дико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованные Государственной Думой РФ, предлагают следующее оформление рубрик внутри статьи: часть оформляется отдельным предложением, обозначаемым арабской цифрой с точкой; пункты нумеруются арабскими цифрами с закрывающей скобкой; подпункты - строчными буквами также с закрывающей круглой скобкой; абзацы представляют собой ненумерованные рубрики (их рекомендуется использовать не более пяти, что представляется весьма удачным, так как избавляет от подсчета большого количества ненумерованных структурных единиц и облегчает внесение в них изменений).
Следует упомянуть общее правило структурирования закона, согласно которому нумерованные рубрики имеют сквозную нумерацию, при отмене отдельных элементов нумерация последующих сохраняется, а при дополнении новые рубрики нумеруются посредством добавления верхнего цифрового индекса к номеру статьи (71, 72 и т.д.).
Приложение к правовому акту носит сопроводительный характер. В приложения обычно выносятся таблицы, схемы, перечни, образцы документов и прочие данные, имеющие вспомогательное значение.
Структурное деление документа позволяет обеспечить систематизированное изложение информации, облегчить нахождение и использование необходимого правового материала.
Каждый правовой акт обладает признаками, отражающими его официальный характер и отличающими его от иных документов того же вида. Такие формальные признаки, или реквизиты, облегчают оперативный поиск нужной правовой информации и обеспечивают грамотное документальное оформление правового акта. К их числу относятся:
- вид правового акта;
- наименование органа, издавшего акт(указанные реквизиты позволяют определить юридическую силу, а также степень официальности и значимости правового акта);
- дата. Датой принятия федеральных законов согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ" является дата принятия их Государственной Думой в окончательной редакции, датой принятия федеральных конституционных законов - день, в который закон одобрен Федеральным Собранием. Вместе с тем представляется более обоснованным подход, при котором датой закона признается дата его подписания должностным лицом как завершающий этап законодательного процесса, после которого закон может быть официально опубликован. Дату подписания документа следует отличать от даты вступления в силу, последняя определяется иными способами;
- регистрационный номер;
- подпись уполномоченного лица. Данный реквизит включает наименование должности лица,уполномоченного подписывать данный вид правового акта, его личную подпись и расшифровку подписи, состоящую из инициалов имени и отчества (либо только имени) и фамилии должностного лица.
Реквизиты предназначены для идентификации документов. В частности, для правовых актов одного вида (например, указов или постановлений) основное идентифицирующее значение имеют наименование органа, издавшего документ, дата принятия и регистрационный номер.
Необходимо подчеркнуть, что вопросы юридической техники требуют глубокой проработки и детализации, исследования в этой сфере в условиях активизации правотворчества в современной России, обновления отечественного законодательства особенно актуальны. Разработка методологических основ, всесторонний анализ и углубленное исследование данной проблемы - вот важнейшие задачи, стоящие перед современной правовой наукой.
В настоящее время ощущается необходимость тщательной разработки единой правовой базы по вопросам юридической техники в масштабе всей страны, поскольку применение унифицированных, типовых юридико-технических требований будет надежным гарантом обеспечения высокого качества российского законодательства. Большую роль в развитии юридической техники призваны сыграть Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованные Государственной Думой. Использование этого документа позволит законодателю преодолеть ошибки в содержании и оформлении правовых актов, устранить разнобой реквизитов, придать структуре законов единообразие, унифицировать стиль изложения, устранить иные недостатки технического характера.
Мы попытались раскрыть понятие юридической техники с учетом разнообразия мнений ученых по данному вопросу, определить содержание рассматриваемого понятия, основные виды юридической техники, подробно рассмотреть требования, предъявляемые к содержанию и языковому воплощению нормативного материала. Основное внимание было уделено требованиям, предъявляемым к использованию терминологии в правовой сфере, вопросам логической, лингвистической и структурно-формальной стороны правовых актов.
В заключение следует отметить, что знание основ юридической техники является неотъемлемой частью профессиональной компетентности государственно-
го гражданского служащего, участвующего в разработке проектов нормативных правовых актов. Владение навыками подготовки нормативных документов, юридико-тех-ническое мастерство юриста, несомненно, являются показателями его квалификации как исполнителя законопроектных работ.
1 Керимов Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998.
2 Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.
3 Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982.
4 Денисов Г. И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. № 8. С. 89.
5 Шугрина Е.С. Техника юридического письма: Учебно-практическое пособие. М., 2000.
6 См., например: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 267; Лисюткин А. Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Государство и право, 2001, № 1. С. 25; Мирошников Е.Г. Ясность и точность как требования к языку закона // Проблемы юридической техники: сб. ст. под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 212; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. С. 366.
7 Карташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000. С.18.
8 Кашанина Т. В. Юридическая техника. М., 2007.
9 Ивакина Н. Русский язык российского права // Российская юстиция, 2000, № 7. С. 27.