Научная статья на тему 'Технико-технологическая трансформация в работе тележурналиста над программами культурнопросветительской тематики'

Технико-технологическая трансформация в работе тележурналиста над программами культурнопросветительской тематики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕПРОГРАММ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / АВТОРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / MEANS OF ARTISTIC EXPRESSIVENESS IN CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS / ORIGINAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оганесова Юлия Артуровна

Цель статьи исследование особенностей современного подхода к созданию программ культурно-просветительской направленности, анализ средств формирования телевизионного и медийного контента. Расширение технических возможностей и разножанровый синтез произведений усложняют деление культуры: общепринятые условные границы произведений на элитарные и массовые, которые сегодня приобретает промежуточные вариации. Появляется более широкий спектр «зрелищ» во всех сферах художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION IN TV JOURNALIST WORK ON CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS

The article focuses on research of the contemporary approach to cultural and educational programs making. The author analyzes means of creation of the television and media content. The expansion of the technical resources and synthesis of different genres complicate standard conventional division of the culture on elite and popular works, which today have intermediate forms. There emerges a wider range of “shows" in all the spheres of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Технико-технологическая трансформация в работе тележурналиста над программами культурнопросветительской тематики»

УДК 070 : 656 : 254.1 : 008 Оганесова Юлия Артуровна

режиссер Учебной телестудии

факультета журналистики

Воронежского государственного университета

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РАБОТЕ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА НАД ПРОГРАММАМИ КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ТЕМАТИКИ

Oganesova Yulia Arturovna

Director at the Training telecasting studio, Journalism Department, Voronezh State University

METHODOLOGICAL AND TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION IN TV JOURNALIST WORK ON CULTURAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация:

Цель статьи - исследование особенностей современного подхода к созданию программ культурно-просветительской направленности, анализ средств формирования телевизионного и медийного контента. Расширение технических возможностей и разножанровый синтез произведений усложняют деление культуры: общепринятые условные границы произведений на элитарные и массовые, которые сегодня приобретает промежуточные вариации. Появляется более широкий спектр «зрелищ» во всех сферах художественной культуры.

Ключевые слова:

средства художественной выразительности телепрограмм культурно-просветительской направленности, авторская журналистика.

Summary:

The article focuses on research of the contemporary approach to cultural and educational programs making. The author analyzes means of creation of the television and media content. The expansion of the technical resources and synthesis of different genres complicate standard conventional division of the culture on elite and popular works, which today have intermediate forms. There emerges a wider range of “shows" in all the spheres of culture and arts.

Keywords:

means of artistic expressiveness in cultural and educational programs, original journalism.

Исследуя контент современных программ культурно-просветительской направленности, сложно выявить универсальные правила, поскольку всякий творческий продукт, как и явление культуры важен именно своей уникальностью и неповторимостью, как духовный мир каждого автора. Кадр, план, ракурс, свет, колористическое решение - все эти компоненты являются невербальными средствами художественной выразительности. С расширением технической возможности воплощения творческих задач у современных журналистов остается насущной только одна проблема - время работы над материалом. Многие технические барьеры в процессе съемок мы преодолели. Например, в документальном кинематографе 1940-50-х гг. прибегали к глубинным мизансценам, что помогало по-разному подходить к построению эпизодов и удлинить монтажные фразы. К концу 1950-х - началу 1960-х гг. начинается период перевооружения кинематографа, появление новой 16-мм синхронной киносъемочной и звукозаписывающей аппаратуры, высокочувствительной пленки. Эта дало новые возможности съемки вне студии, отражение героя программы в естественных для него условиях. Для документальной журналистики это был настоящий прорыв - процесс исторического развития и социальных изменений можно было проследить через судьбы конкретных людей - героев документальных фильмов. Потому так широко распространился жанр документального фильма-портрета и портретного очерка.

Выразительность кинокадра складывается из многих компонентов: ракурса, плана, композиции, освещения, тональности и другого. До середины 1960-х гг. съемка на 35-мм пленку давала возможность насыщенных полутонов и глубокое изображение. 16-мм пленка была более чувствительной в выстраивании экспозиции и других параметров, но помогала сделать киноаппаратуру более маневренной и динамичной. Кроме того, в середине 1960-х гг. появилась новая оптика с переменным фокусным расстоянием и широкоугольные объективы, что позволило оператору в момент съемки производить смену планов, проводить панорамную съемку, по-новому взглянуть на композиционное построение кадра. Изображение становилось реалистичным, «выхваченным из жизни», а не «отрепетированным заранее». Появившаяся эстетика «ре-портажности» стала новым художественным методом документалистики и телевидения того периода в целом. В 1960-е гг. стали чаще пренебрегать качеством картинки в пользу достоверности изображения. Повсеместное распространение цветного изображения поспособствовало развитию зрелищности на экране.

В 1970-е гг., по словам многих исследователей телевидения, в частности, исследователя телевидения и телекритика Сергея Муратова, «в числе фильмов-портретов оказалась почти каждая третья из представленных лент, а если включить в этот перечень «групповые портреты» -школьного класса, шахтерской бригады, сельского хора, - то едва ли не каждая вторая» [1, с. 75].

Современная техника позволяет не только делать высококачественные синхронные записи, но и использовать многолинейный монтаж и высокоточную работу с видео- и звукозаписями. В результате в рамках программ культурно-просветительской тематики мы получаем следующие возможности:

1. Возможность качественного воспроизведения произведений культуры и искусства в различных формах (Запись в Большом зале Московской консерватории и трансляция других-концертовакадемической музыки, «Шедевры мирового музыкального театра» - телеканал «Культура», Музыкальная программа «Голос» - «Первый канал», «Лекции на дожде» - телеканал «Дождь»).

2. Возможность всестороннего показа объекта (Трансляция спортивных соревнований -телеканал «Спорт» и другие; запись концертов и фестивалей, создание фильмов-концертов, синтез художественного фильма и музыкального концерта, на котором работает более 20-ти видеокамер: «Metallica: Сквозь невозможное», «The Chemical Brothers: Don’t think» и другие).

3. Возможность сверхточного воспроизведения деталей (передачи о животных: «Наши любимые животные» - телеканал ТВЦ, передачи из картинных галерей и музеев: «Мой Эрмитаж» - телеканал «Культура»).

4. Возможность оперативного и разнопланового информирования о событиях в сфере культуры и искусства (ежедневные выпуски новостей, в том числе «Новости Культуры» - телеканал «Культура»; «Гаджеотаж» - телеканал «Дождь»).

4. Возможность интерактивного взаимодействия со зрителем («Открытая студия» - Пятый канал, в шоу может принять участие любой желающий, проголосовать в опросе, поделиться мнением).

5. Возможность восстановления архивных записей (специальная компьютерная обработка архива, оцифровка старого материала, добавление цвета черно-белой пленки: обработка художественных фильмов («Отец солдата», «В бой идут одни старики», «Три тополя на Плющихе», «Веселые ребята» и другие), а также адаптация форматовархивных записей для включения их в современные документальные фильмы, которые касаются истории объекта повествования «Архетип. Невроз. Либидо» - телеканал «Культура»).

6. Возможность стилизации «под старину» или определенный визуальный образ (цветоколористическая коррекция видеоизображения, использование черно-белого режима и специальных эффектов «потертости» пленки, применение тонирования видеоизображения и/или фотографий, используемых в программе, в оттенок сепии: «Глаз Божий» - «Первый канал»).

7. Возможность сочетания профессиональной съемки и любительской видеозаписи (выпуски новостей, аналитические программы: «Агентство специальных расследований» -«Пятый канал»).

8. Расширение возможностей реконструирования исторических событий (реконструкция в чистом виде: как самостоятельный элемент телеповествования, в этом случае реконструкция может применяться в ситуации, когда реальные события передаются при помощи игры актеров с привлечением рассказа реальных героев) [2, с. 179]. Обычно этот способ используют в ситуациях, когда человека по этическим или нравственным соображениям показывать нельзя (малолетний преступник или же, наоборот, жертва преступления; тяжелобольные люди и т.д.), в случае, когда актеры играют реальных героев максимально приближенно к реальным событиям с привлечением кинохроники и других документов. Такой способ применяется, например, когда герой вспоминает о событиях, которые происходили давно, например, в детстве. Еще один способ - реального героя представляет сам реальный герой (репортажно, восстановлением факта, скрытой камерой, провоцированием или при помощи вовлечения в игру). Так происходит в программах «Час суда», криминальных новостях, исторических программах. Где-то реконструкция становится выразительным элементом телеповествования. Таким приемом часто пользуется Леонид Парфенов в телефильмах «Глаз Божий», «Птица Гоголь», «300 лет российской печати».

Технико-технологический прогресс привел к серьезным изменениям и в сфере форматирования каналов в целом. Техническая простота подготовки эфирного продукта нередко снижает его качество - в том числе и в аспекте аудиовизуальной культуры. Телевизионный контент не только транслирует аудитории культурные смыслы, но и формирует эстетические взгляды, вкусовые нормы зрителя. В этом смысле общая деградация или унификация ТВ приводит к так называемой «понижающей селекции» [3, с. 9], когда зрительские требования к телепродукту понижаются.

Другой тенденцией, связанной с развитием техники и технологии телепроизводства, становится разрыв между формой и содержанием. Упрощение работы с формальными параметрами аудиовизуального продукта должно было бы высвободить время для формирования содержания программ, однако на деле мы замечаем обратный процесс. И это не случайно - форма и содержание аудиовизуального продукта разделимы лишь в теоретическом аспекте. На деле же упрощение работы с формой неизбежно приводит и к упрощению содержания. С появлением сетевого пространства многие авторы телевизионных проектов, рассчитанных не только на эфирную жизнь, но и на последующем пребывании в специализированных видеохо-стингах, пересмотрели подход к созданию и подаче многих программ. Возможность телечарта, клиповый монтаж, использование кадров, снятых на фотоаппарат или мобильный телефон, экспрессивный текст - все это создает эффектное шоу. Но, зачатую, попав в него, телезрителю из-за одновременного восприятия многочисленных сигналов, становится трудно анализировать и правильно давать оценку сообщению, - эта миссия возлагается на ведущего программы.

Ссылки:

1. Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 2004. 123 с.

2. Шестерина А.М. Реконструкция на современном телеэкране // Медийные стратегии современного мира. Материалы VI Международной научно-практической конференции (Сочи, 1-3 ноября 2012 г.). Краснодар, 2013. 596 с.

3. Дондурей Д.Б. Медиа - взаимодействие и репрезентативность. URL: http://www.inop.ru/files/Chapter14.pdf (дата обращения: 01.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.