Научная статья на тему 'Технико-тактические действия футболистов 16-18 лет'

Технико-тактические действия футболистов 16-18 лет Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1001
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Суворов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-тактические действия футболистов 16-18 лет»

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ

В.В. Суворов

ВВЕДЕНИЕ

Постоянное повышение требований к уровню подготовленности квалифицированного резерва для команд мастеров заставляет искать новые подходы в работе с футболистами групп спортивного совершенствования. Одним из наиболее перспективных направлений являет использование принципа индивидуализации подготовки в учебно-тренировочном процессе [2]. При детальной разработанности данного принципа [3, 5] остается без внимания его использование в технической подготовке юных футболистов. Построение учебно-тренировочного процесса на основе индивидуализации не мыслимо без четкого представления о показателях технико-тактических действий выполняемых футболистами различных игровых амплуа. Имеющие в литературе данные о том, какие приемы чаще выполняются теми или другими футболистами с различными функциональными обязанностями не раскрывают в полной мере специфику игрового амплуа и не позволяют разработать модели оценки эффективности выполнения технико-тактических действий в серии матчей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические наблюдения осуществлялись за соревновательной деятельностью с фиксированием индивидуальных технико-тактических действий (ТТД) футболистов 16-18 лет по методике, рекомендованной для комплексных научных групп в футболе [1, 4]. Педагогические наблюдения проводились во время официальных матчей Международных и Всероссийских турниров, первенств России и Краснодарского края, проведенных с 1993 по 2005 годы. Математической обработке подверглись: 240 индивидуальных протоколов футболистов 16-17 лет, 300 - 17-18- летних спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Возраст 16-17 лет характеризуется началом этапа спортивного совершенствования и по своим характеристикам игра футболистов должна соответствовать высококвалифицированным спортсменов, но расположения игроков остается по-прежнему, как и в младших возрастах (т. е. в линии защиты присутствует свободный защитник).

Анализируя игру 16-17-летних (таблица 1) можно говорить, что ни одно технико-тактическое действие не используется в равной степени различными игровыми амплуа. Так, короткие и средние передачи мяча назад и поперек имеют наибольший удельный вес в структуре ТТД выполненных за матч у свободного защитника, центрального опорного и атакующего полузащитника, а наименьшие показатели у правого полузащитника. Короткие и средние передачи мяча вперед также чаще выполняются свободным защитником и если предыдущие передачи имели ровное распределение между всеми игровыми амплуа, то последние имеют наибольшие показатели у футболистов обороны. В противоположность этому передачи мяча "на ход" являются приоритетными для игроков атакующего плана и имеют наибольшие показатели у центральных полузащитников атакующего и опорного, а наименьшие показатели у центрального защитника. Длинные передачи мяча чаще других выполняют свободные защитники, а наименьший показатель в выполнении данного действия у правого полузащитника. Прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника чаще других выполняют крайние полузащитники, а реже всего центральный защитник. Ведение мяча и обводка соперника имеют идентичную структуру распределения объема по игровым амплуа. Так, наибольшее количество выполненных действий демонстрируют крайние полузащитники и нападающий, а наименьший показатель у свободного защитника. При этом необходимо отметить, что в обводке соперника наибольший показатель все-таки у нападающего

Таблица 1

Структура технико-тактических действий юных футболистов по игровым _______________________амплуа в возрасте 16-17 лет__________________________

№ п/п ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ АМПЛУА

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ПЕРЕДАЧИ % % % % % % % % %

1 короткие и средние назад и поперек объем 15,7 20,6 16,9 16,8 13,6 19,8 17,5 19,2 16,2

2 вперед объем 21,0 25,2 20,5 22,4 12,5 12,2 10,9 13,8 8,8

3 на ход объем 1,6 0,7 0,6 1,6 3,4 5,6 4,7 4,9 2,5

4 длинные объем 5,0 7,9 5,3 2,5 0,2 2,4 3,0 0,7 0,5

5 прострелы объем 2,7 1,1 0,7 1,5 9,1 2,4 10,3 2,4 3,4

6 ВЕДЕНИЕ объем 18,9 7,9 15,5 16,8 22,0 18,4 22,6 16,3 19,6

7 ОБВОДКА объем 2,9 0,3 2,4 2,9 9,6 5,0 9,3 5,2 10,2

8 ОТБОР объем 10,3 9,1 9,8 11,1 11,8 12,0 5,4 13,4 6,6

9 ПЕРЕХВАТ объем 9,6 10,0 10,5 11,5 6,9 5,7 2,6 6,9 3,5

10 ЕДИНО- БОРСТВА внизу объем 3,6 4,6 3,3 2,6 2,5 3,7 3,4 5,2 8,1

11 вверху объем 3,7 6,4 6,4 3,9 2,3 4,4 1,5 4,5 7,6

12 ИГРА ГОЛОВОЙ объем 2,8 5,1 5,7 3,4 0,9 2,3 3,0 2,4 1,6

13 УДАРЫ В ВОРОТА головой объем 0,1 0,0 0,3 0,2 0,2 0,5 0,1 0,0 0,9

14 ногой объем 0,7 0,1 0,6 0,8 0,9 2,5 3,1 2,1 5,0

15 ВСЕГО ЗА ИГРУ объем 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечание: 1 - правый, 2 - свободный, 3 - центральный, 4 - левый защитники; 5 - правый, 6 -центральный, 7 - левый полузащитники; 8 - под нападающими; 9 - нападающий.

Отбор мяча, являясь оборонительным действием, в возрасте 16-17 лет имеет наибольшие показатели у центральных полузащитников атакующего и опорного, а наименьший показатель у левого полузащитника и нападающих. В противоположность отбору мяча перехват выполняют чаще футболисты линии обороны с наибольшим показателем у левого защитника, а наименьшие числовые значения у левого полузащитника. В единоборства за мяч внизу и вверху чаще вступают нападающие, при этом просматривается четкая тенденция наибольших объемов у игроков, располагающихся в центре, не зависимо от игрового амплуа. Играют головой чаще свободные центральные защитники, а наименьший показатель у правого полузащитника. Наибольшее количество ударов по воротам головой и ногой наносят нападающие. Необходимо отметить, что большие объемы выполнения ударов по воротам ногой отмечаются у левого полузащитника.

Последним годом, когда заканчивается обучение в детско-юношеском футболе, является возраст 17-18 лет - это группа спортивного совершенствования второго года обучения, дальше согласно действующим программам учебно-тренировочный процесс должен проходить в командах мастеров.

Одной из особенности игры команд данного возраста является то, что игроки линии защиты получили другие функциональные обязанности, и это в первую очередь связано с расстановкой футболистов в обороне. Сегодня тактика современного футбола определяет необходимость перехода на зонную игру в защите как наиболее прогрессивную в настоящий момент, что подразумевает отказ от свободного защитника. Таким образом, четыре игрока обороны выстраиваются в воображаемую линию и при данной расстановке игроков появляются два новых игровых амплуа: центральные правый и левый защитники.

Подводя итог анализу технико-тактических действий футболистов 17-18 лет (таблица 2) можно говорить, что только короткие и средние передачи мяча назад и поперек входят в группу наиболее используемых игровых приемов для всех игровых амплуа.

Таблица 2

Структура технико-тактических действий юных футболистов по игровым _______________________амплуа в возрасте 17-18 лет__________________________

№ п/п ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ АМПЛУА

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ПЕРЕДАЧИ % % % % % % % % %

1 короткие и средние назад и поперек объем 18,9 25,5 24,9 21,3 16,1 28,1 17,0 21,9 19,2

2 вперед объем 24,4 24,7 21,7 23,0 10,6 14,5 9,5 15,5 9,3

3 на ход объем 2,0 0,5 0,8 2,0 3,6 4,7 4,5 4,9 2,6

4 длинные объем 5,2 4,6 4,1 1,6 0,7 3,3 3,6 1,6 0,3

5 прострелы объем 3,1 0,7 0,3 1,0 7,7 1,7 10,7 2,3 3,0

6 ВЕДЕНИЕ объем 19,3 9,1 17,3 20,2 25,0 17,9 23,6 17,3 20,5

7 ОБВОДКА объем 1,7 1,0 1,9 3,7 11,7 3,5 9,5 5,2 9,8

8 ОТБОР объем 8,4 8,7 6,8 9,0 9,1 9,4 5,1 11,1 5,6

9 ПЕРЕХВАТ объем 6,1 7,3 6,1 5,4 3,0 4,0 2,8 5,0 2,6

10 ЕДИНО- БОРСТВА внизу объем 2,7 4,8 3,0 3,4 2,2 2,6 2,0 4,1 9,5

11 вверху объем 3,0 7,7 5,2 3,5 2,9 2,3 1,7 3,7 6,7

12 ИГРА ГОЛОВОЙ объем 2,8 3,3 4,5 6,5 3,5 1,5 2,6 2,9 2,8

13 УДАРЫ В ВОРОТА головой объем 0,1 0,0 0,2 0,3 0,3 0,1 0,3 0,1 1,0

14 ногой объем 0,6 0,2 0,3 0,5 1,7 2,2 3,9 2,5 4,9

15 ВСЕГО ЗА ИГРУ объем 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Примечание: 1 - правый, 2 - свободный, 3 - центральный, 4 - левый защитники; 5 - правый, 6 -центральный, 7 - левый полузащитники; 8 - под нападающими; 9 - нападающий.

С другой стороны они все же имеют особенность использования, так чаще других этим приемом пользуются игроки, располагающиеся в центре, не зависимо от амплуа. Короткие и средние передачи мяча вперед чаще выполняются игроками обороны, а наименьшие числовые значения у полузащитников, располагающихся по флангам и нападающих. Передачи мяча “на ход” чаще выполняются игроками атаки с наибольшими показателями у опорного и атакующего центральных полузащитников, а наименьшее числовое значение в использовании данного технико-тактического действия у центральных защитников. Длинные передачи мяча чаще других выполняют правый и оба центральных защитника, а наименьшее количество, выполняют нападающие. Прострельные и навесные передачи в штрафную площадь соперника приоритетны для крайних полузащитников, однако эти действия также достаточно в больших количествах выполняют и правый защитник и нападающие. Ведение мяча является наиболее используемым технико-тактическим действием у всех игровых амплуа кроме центрального правого защитника. Необходимо также отметить, что числовое значение данного игрового приема имеет наибольшие значения у футболистов, располагающихся по флангам и нападающих. Обводку соперника чаще других выполняют футболисты атаки, а среди них можно выделить нападающих, крайних полузащитников и атакующего центрального полузащитника. В обороне чаще других данный прием использует левый защитник. В отбор мяча не зависимо от игровых амплуа вступают все футболисты. Нельзя говорить, что чаще это делают атакующие игроки или обороняющие. Единственно, что можно отметить если чаще отбор осуществляет полузащитник, то числовое значение выполненных отборов у защитника меньше и наоборот. Наибольшие показатели данного действия у атакующего центрального полузащитника, а наименьшие левого полузащитника и нападающих.

Перехват мяча выполняют игроки обороны с наибольшими показателями у правого центрального защитника, а наименьшие у крайних полузащитников и нападающих. Единоборства за мяч внизу чаще других вступают нападающие, а наименьшие показатели у крайних полузащитников. Единоборство за мяч вверху чаще других вступают правый и левый центральные защитники, а также нападающий. Игра голо-

вой также прерогатива игроков обороны располагающихся в центре, а наименьший показатель у нападающего. Чаще других удары по воротам головой наносят нападающие и крайние полузащитники. Удары по воротам ногой чаще наносят нападающие, левый полузащитник и атакующий центральный полузащитник.

Заключение. Результаты данного исследования позволяют говорить о том, что при построении учебно-тренировочного процесса групп спортивного совершенствования подбор средств технико-тактической подготовки целесообразно осуществлять с учетом базовых элементов техники игры, непосредственно характеризующих функциональные обязанности футболистов различных игровых амплуа.

Полученные количественные и качественные показатели технико-тактических действий характерных для футболистов различных игровых амплуа позволят разработать многоуровневую шкалу оценок, определяющую эффективность технической подготовленности игроков групп спортивного совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция по работе комплексных научных групп в футбольных командах мастеров. - М., 1981. - 22с.

2. «Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры», проведенный совместно с администрацией г. Смоленска и Смоленским гуманитарным университетом на тему: «Методология индивидуализации в физическом воспитании и спорте» //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №6. - С. 73 - 77.

3. Пшибыльский Войцех. Индивидуализация спортивной подготовки. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 197с.

4. Суворов В. В. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных футболистов: Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 2000. - 40с.

5. Шестаков М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 509с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.