Научная статья на тему 'Индивидуальные различия структуры игровых действий футболистов высшего уровня в зависимости от их амплуа'

Индивидуальные различия структуры игровых действий футболистов высшего уровня в зависимости от их амплуа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАКТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В КОМАНДЕ / ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИГРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дугблей Аллан Джоакимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные различия структуры игровых действий футболистов высшего уровня в зависимости от их амплуа»

6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 272 с.

7. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально культурную специфику? // Психология. - Т. 2. - 2005. - № 4. - С. 132-139.

8. Maddi S. Creativity Is Stemous // The University of Chicago Magazine. - 1973. - Vol. 66. -№ 2. - P. 18-23.

9. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69/ - № 4. - P. 719-727.

А.Д. Дугблей

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СТРУКТУРЫ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ ВЫСШЕГО УРОВНЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ АМПЛУА

Ключевые слова: структура игровой деятельности, тактическая роль в команде, игровые действия, различия структуры игровых действий, индивидуальный стиль игры.

Приоритетным направлением научных исследований является информация относительно индивидуальных различий в действиях игроков в матчах и на тренировках. Эти различия связаны как с классом спортсменов и их амплуа, так и с конкретными тактическими задачами. Таким образом, все больше ведущих клубов интегрируют дифференцированные тактические и физические требования соревновательной практики в свой подготовительный процесс.

Изучая соревновательную деятельность, мы говорим об основных понятиях, которые определяют футбол как систему. С момента первого анализа соревновательной функции в 1960 году было проведено множество исследований времени-движения в игре как зарубежными специалистами [7; 8; 10], так и отечественными [2; 4; 5; 6]. В одном из исследований компьютерного анализа времени-движения выявлено, что международные игроки выполняли на 28 % больше бега высокой интенсивности (2,43 км против 1,90 км) и на 58 % больше спринта (650 м против 410 м), чем квалифицированные игроки низшего уровня. Следует подчеркнуть, что записи работы высокой интенсивности не включали в себя количество энергозатратных действий, таких как борьба и прыжки. Количество борьбы и прыжков зависит от индивидуального стиля игры футболиста и его позиции в команде. На самом высоком уровне было отмечено от 3 до 27 эпизодов борьбы и от 1 до 36 прыжков [8].

С помощью исследований с высоким временным разрешением [7] обнаружено, что скорость бега в играх достигает максимального значения около 32 км/час, а спринт на протяжении более чем 30 метров потребовал значительно больше восстановления, чем средней спринт (10-15 м) во время игры.

В своей работе Валитов Р.Х. показал, что наивысшие показатели субмаксимальной работы характерны для полузащитников (7412±589 м), в то время как у нападающих этот показатель составляет (5259±623 м). Однако нападающие совершают в течение игры больший объем максимальной работы (от 6,0 м/с и выше) в сравнении с защитниками и полузащитниками [2]. Кроме того, было выявлено, что нападающие выполняют более

© Дугблей А.Д., 2013

короткие спринтерские дистанции, чем защитники и полузащитники [10]. Восстановление нападающих при выполнение Yo-Yo теста протекало не так интенсивно, как у защитников и полузащитников [9].

Принимая во внимание индивидуальные различия в стиле игры и физической работоспособности футболистов, была разработана структура технико-тактических действий (ТТД) футболистов разных амплуа на основе анализа соревновательной деятельности ведущих команд английской премьер лиги 2012-2013 гг. Структура ТТД разработана для игроков пять амплуа и отражена в виде таблицы усредненных данных, выполняемых футболистами за игру, а также в виде таблицы процентных соотношений.

Таблица 1

Структура технико-тактической деятельности футболистов разных амплуа

Па «игральных защи

Передачи Отбор Верховая борьба, игра головой Веде мя обыг ние <а, зыш Удары по ворогам Брак при остановке мяча Прессинг на чужой половине поля Подачи е штрафную Подключение в атаку

В перед Назад n&nepejí + - + -I- - + -

4> 1 SF I •S. 3 I tu X í S £ 3 á <ii X | i 1 щ i l di К О | 'i | X X ¿i jg 'í ■та X as í1" 1 X S Ti o "i flJ X

+ 0 22 1 8 15 г 1 0 1 1 0 0 5

12 2 7 g 2 0 0 0 11 0 1 i 1

lana Ведение мяча, обыгрыш

Передачи Отбор Верхоеая борьба, игра голоеой Удары по воротам Брак при остановке мяча Прессинг на чужой половине поля Подачи в штрафную Подключение в атаку

Вперед Назад Пдпере * + - + — + - + -

X 1 í Б i X I X 1 u 1 s f • X s X 1 0 1 5 i a» 3 X 1 X tu i >s 1 X i с чч X X £ ¡ ■s 1 ■9 X X o 3 С TÍ ra X X 1 ■X I X X £ с X ■ ¡ »S 1 rfl X К О ^ С и га X X ■ ¡ | О X X с ■ ■в X X ¡ ■X i. X X о ^ с ¡Г о;-X

- * - + - * + - 6 19 2 8 2 8 2 3 4 3 4 Q 0.5 Р 2 2 4 5

Т5 8 3 7 11 0 0 0 10 2 i 0

ерн ор ГС тральных полузащитников

Передачи Отбор В игр овая -6á, левой Веде мя обыг ние ia, зыш Удары по воротам Брак" при остановке мяча Прессинг на чужой половине поля Подачи в штрафную Подключение в атаку

Вперед Назад Поперек + - + - -1- - + -

ч о. О. X X а 5 2 a. X X a X a ü a. X а а 0 iK 1 14 X <o ь с 'áj o X 1 ■s 1 X <u п ь с 'ф 8 X

+ 6 7 2 8 12 1 5 1 1 1 0 2 1

29 э 4 14 0 i 0 21 1 2 1

Передачи Отбор Верховая борьба, игра голоеой Веде мя обыг ние ia, 1ЫШ Удары по воротам Брак при остановке мяча Прессинг на чужой половине поля Подачи в штрафную Подключение в атаку

Впе ред Назад Поперек + - + 4* - + -

S о. = а • с I i 5 a. ® £ i I 5 g. ® a. й Ф X I № Г"; Г 5 £ 1 X v> с "o ÍO X í | I ■TÍ X a» X S с Oí П5 X

+ 4- - + - * - + - 4 12 2 3 S 6 18 7 1 1 3 2 8

12 6 2 3 19 0 0 0 8 2 0 0

э напздэющи

Передачи Отбор Верховая борьба, игра голоеой Веде мя обыг ние 1ыш Удары по воротам Брак при остановке мяча Прессинг на чужой половине поля Подачи в штрафную Подключение в атаку

В перед Назад По пере + _ + _ f + _

1 i 5 i 2 s а 1 í £ f 3 í S I 1 i £ £ 1 а -5 1 X T <0 1 ■s J X X s 1 T X T № | jj X

+ 10 1 2 1 4 7 6 11 3 4 3 1 6 3

8 4 t 20 2 a 0 12 0 1 0 I 1

Таблица 2

Структура технико-тактической деятельности футболистов разных амплуа команд

английской премьер лиги, % (п = 60)

Амплуа Ведение, обы-грыш Передачи Отбор Верховая борьба, игра головой Подачи в штрафную Удары по воротам

Короткие, средние Длинные

Центральный защитник 3,1 % 27,8 % 18,6 % 32,0 % 17,5 % 0,0 % 1 %

Крайний защитник 8,9 % 37,1 % 8,7 % 28,2 % 12,1 % 3,2 % 0,3 %

Центральный полузащитник 4,7 % 54,7 % 8,6 % 18 % 10,2 % 0,8 % 1,6 %

Крайний полузащитник 20,7 % 38,8 % 4,1 % 17,3 % 9,1 % 6,8 % 1,6 %

Нападающий 12,8 % 47,7 % 5,5 % 7,3 % 11,9 % 2,7 % 6,4 %

Как видно из таблицы 2, передача мяча составляет большую часть в структуре ТТД у центральных полузащитников (63 % от всех ТТД), на самом высшем уровне было зафиксировано 99 передач за игру. При этом на долю длинных передач приходится лишь 18,5 %, это можно связать с большой плотностью в современном футболе и высокой скоростью общекомандных перестроений, в свете которых длинные передачи уже не так действенны как на более ранних этапах развития футбола, хотя все еще являются неотъемлемой частью ведения атакующих действий и выхода из обороны.

У нападающих показатель передачи мяча также достаточно высок (53,2 % от всех ТТД), причем большую часть составляют короткие и средние передачи (47,7 %). Объясняется это тактической ролью нападающих на поле, когда, действуя в условиях повышенной координационной сложности (Григорян М.Р.) при развитии атаки, необходимо обработать мяч и отдать передачу полузащитникам для более благоприятного развития атакующих действий.

Процент длинных передач у центральных защитников (18,6 %) говорит о том, что команды топ-уровня предпочитают переход от обороны к атаке с помощью коротких и средних передач, не отказываясь полностью от длинных передач; футболисты пытаются гарантированно доставить мяч из линии обороны в линии полузащиты и атаки.

Как и ожидалось, процент отбора мяча является наиболее высоким у центральных и крайних защитников о необходимости в высоком уровне атлетической подготовки свидетельствует высокий процент верховой борьбы (17,5 %), которую защитник обязан вести с успешным для себя процентом выполнения.

Было зафиксировано в среднем 6 эпизодов (5,5 %) активного прессинга (максимальное количество до десяти эпизодов) наряду с отбором мяча в 7,3 % со стороны нападающих, что свидетельствует о необходимости высокого уровня анаэробного обеспечения, проявляющегося в быстром восстановлении футболиста после эпизодов повышенной активности.

Нападающие выполняют до трех подач с фланга за игру (2,7 %), объясняется это тем, что в некоторых командах нападающие выполняют стандартные положения. С игры же в среднем нападающими выполняется около одной фланговой подачи за игру.

Для усиления атакующих действий крайние защитники прибегают к регулярным фланговым подключениям в атаку, коих было зафиксировано до 15 на самом высоком уровне, что требует от них навыков атакующих действий. В связи с этим крайние полузащитники должны обладать высоким уровнем ведения оборонительных действий, создавая на фланге связку игроков, взаимозаменяемость и уровень понимания которых должны быть максимально отлажены.

Необходимо отметить высочайший уровень владения остановкой мяча футболистов всех амплуа, где брак составил менее 1 % от всех ТТД.

Выводы. Вышеизложенный материал отличает специфику современного футбола, который характеризуется значительным увеличением интенсивности игры в атаке, а также повышением скорости развития атак за счет активного использования игроков задней линии в атакующих действиях. Полученные данные говорят о том, что актуальным направлением современного футбола является универсализация игроков, что требует от них освоения приемов не только своего спортивного амплуа, но и смежных, и, как следствие, выравнивания качества действий в любой роли. И в тоже время, несмотря на то, что изменения в футболе привели к более широкой специализации игроков, а взаимозаменяемость встречается более часто, анализ игры показал, что успешно вести соревновательную деятельность на высочайшем уровне представляется возможным, будучи высокоспециализированным игроком именно своего амплуа. Если учесть, что формирование узкоспециализированных функциональных структур обеспечивается единством организма в действии, то подобная тенденция игры не противоречит физиологии внутренних систем организма.

Снизить уровень постоянного эмоционального напряжения на фоне больших объемов физических нагрузок возможно за счет повышения уровня командных взаимодействий на основе полученных данных, которые в дальнейшем помогут отобразить наиболее вероятностные действия и связи игроков смежных амплуа. Это, в свою очередь, будет принято во внимание при планировании тренировочного процесса и разработке тренировочных средств для юных футболистов 16-17 лет.

Библиографический список

1. Афонский В.И. Организация и содержание тренировочного процесса на этапах годичного цикла подготовки квалифицированных футболистов: автореф. дис. канд. пед. наук / В.И. Афонский. - Тула, 2004. - 24 с.

2. Валитов Р.Х. Управление тренировочным процессом в межигровых циклах на основе контроля соревновательной деятельности футболистов высшей квалификации: автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - М., 2005. - 22 с.

3. Губа В.П., Родин А.В. Модернизация теории и методики спортивных игр // Теория и практика футбола. - 2010. - № 4.

4. Григорян М.Р. Техническая подготовка юных футболистов с учетом дифференцирования специализированных нагрузок повышенной координационной сложности: автореф. дис. канд. пед. наук. / М.Р. Григорян. - Кубань, 2009. - С. 15-21.

5. Цубан Ю.В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования: дис. канд. пед. наук Ю.В. Цубан. - М., 2003. -112 с.

6. Слуцкий Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности: автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2009. - 22 с.

7. Bangsbo J., & Mohr, M. (2005). Variations in running speed and recovery time after a sprint during top-class soccer matches. Medicine and Science in Sports and Exercise, 37, 87.

8. Krustrup P., & Bangsbo J. (2001). Physiological demands of topclass soccer refereeing in relation to physical capacity: Effect of intense intermittent exercise training // Journal of Sports Sciences, 19, 881-891.

9. Krustrup, P., Mohr, M., Amstrup, T., Rysgaard, T., Johansen, J., Steensberg, A. et al. (2003). The Yo-Yo intermittent recovery test: Physiological response, reliability and validity. Medicine and Science in Sports and Exercise, 35, 695-705.

10. Mohr M., Krustrup P., & Bangsbo, J. (2003). Match performance of high-standard soccer players. with special reference to development of fatigue // Journal of Sports Sciences, 21. -P. 439-449.

Р.А. Климов

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩНОСТНЫХ ПРИЗНАКОВ И КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: переподготовка офицеров, педагогическая деятельность, систематизация, сущностные признаки, критерии эффективности, проблемно-деятельност-ное обучение.

Главным направлением в обеспечении соответствующего уровня военного образования является качество и эффективность подготовки военных педагогов. Это требует опережающего развития теоретико-методологических и технологических основ подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных педагогов. Данное обстоятельство отражает тот факт, что в современных условиях актуальным, интегрированным результатом системы подготовки военных педагогов становится рефлексивный уровень педагогической компетентности, соответствующий императивам непрерывного усложнения осуществляемой ими педагогической деятельности [1, с. 249].

Анализ исследований в этой области показывает, что наиболее эффективно процесс развития рефлексивной педагогической компетентности у офицеров в процессе их переподготовки к педагогической деятельности осуществляется в рамках проблемно-де-ятельностного подхода к обучению (далее - ПДО) [2; 3; 4].

В рамках ПДО ставится задача достижения наибольшей адекватности феноменального процесса обучения проблемно-деятельностной сущности бытия субъекта деятельности [5, с. 157]. Естественно, что достичь исчерпывающей адекватности в этом направлении невозможно. Поэтому данное обстоятельство придает ПДО статус саморазвивающейся педагогической теории и практики и обусловливает необходимость выхода педагогов на междисциплинарный и методологический уровни поисково-исследовательской деятельности в области теории и практики ПДО. Это находит свое проявление в

© Климов Р.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.