УДК 796.05+372.879.6
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОМАНД ПО МИНИ-ФУТБОЛУ
НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING
OF SKILLED MINI-FOOTBALL TEAMS BASED ON GAME EXERCISES: STATE OF PROBLEM AND PROSPECTS OF ITS SOLUTION
Г. Л. Драндров1, А. А. Плешаков2, Е. Л. Сафронов2 G. L. Drandrovi, A. A. Pleshakov2, E. L. Safronov2
'ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», г. Москва
Аннотация. В работе на основе анализа и обобщения содержания государственных нормативных документов, состояния педагогической практики и современной научно-методической литературы выделяются и формулируются противоречия в сфере теории и методики технико-тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе, обосновывается социальная и практическая актуальность их разрешения, в качестве перспективного направления исследований предлагается разработка теоретических и методических основ применения в учебно-тренировочном процессе игровых упражнений, моделирующих условия и содержание соревновательной деятельности в мини-футболе.
Abstract. Basing on the analysis and generalization of the content of state and normative regulations, the state of teaching practice and modern scientific-methodical literature the authors reveal and formulate the contradictions in the theory and methodology of technical and tactical training of qualified mini-football teams, substantiate social and practical relevance of settling these contradictions. The authors consider the promising area of research which is the development of theoretical and methodological bases for employing game exercises that simulate the conditions and content of competitive activity in mini-football into the training process.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, мини-футбол, игровые упражнения.
Keywords: technical and tactical training, mini-football, game exercises.
Актуальность исследуемой проблемы. В Законе РФ «О физической культуре и спорте в РФ» [19], в Распоряжении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [17] в качестве одной из стратегических задач общества и государства в области физической культуры и спорта определено успешное выступление российских спортсменов в крупнейших международных соревнованиях. Решение этой задачи
предполагает постоянное профессиональное осмысление тренерами и спортсменами передового педагогического опыта в сфере избранного вида спорта, с одной стороны, разработки и научного обоснования инновационных технологий обучения и спортивной тренировки на различных этапах спортивной подготовки - с другой [9], [13].
Для соревновательной деятельности в современном мини-футболе характерны тенденции к возрастанию скорости ведения игры, что проявляется в сокращении до минимума пассивных фаз в действиях каждого футболиста. Наряду с этим происходит повышение сложности групповых и командных тактических действий в нападении и защите, возрастание количества ударов по воротам соперников. Разнообразие и динамичность игровых ситуаций в сочетании с недостаточностью информации для принятия тактических решений, пространственно-временные ограничения условий выполнения игровых действий создают трудности при их восприятии и распознавании, согласовании индивидуальных действий при решении групповых тактических задач [6].
Данные тенденции обусловлены самой спецификой мини-футбола, с каждым днем предъявляющего все более высокие требования к технико-тактической подготовленности спортсменов.
Экстремальность условий соревновательной деятельности в мини-футболе определяется еще и затруднением восприятия, принятия решения и реализации технико-тактических действий из-за большого их разнообразия, постоянной смены ситуаций, пространственных и временных ограничений, определяемых правилами, сложностью и недостаточностью информации. При этом экстремальность условий состязаний умышленно усугубляется соперником. Все это затрудняет как оценку различных игровых ситуаций, так и их влияние на конечный спортивный результат.
В этих условиях значительно возросли требования к качеству выполнения технико-тактических приемов, к слаженности игровых действий, к умению игроков понимать друг друга и объединять свои усилия в решении единой тактической задачи.
Между тем решение специалистами и тренерами задачи повышения эффективности технико-тактических действий затруднено недостаточностью научно-методического обеспечения этого направления спортивной подготовки в мини-футболе.
Вышесказанное обусловливает социальную, практическую и научную актуальность задачи нашего исследования: выявить состояние проблемы совершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе и раскрыть возможности применения игровых упражнений для повышения ее эффективности.
Материал и методика исследований. Исходным материалом решения проблемы послужили современные научные работы (диссертационные исследования, научные статьи) по проблеме совершенствования спортивной подготовки в мини-футболе, собственный педагогический опыт работы авторов в качестве тренеров квалифицированных команд по мини-футболу. Основными научными методами, используемыми для решения проблемы исследования, выступали теоретический анализ и обобщение имеющейся в нашем распоряжении научной информации.
Результаты исследований и их обсуждение. Мини-футбол как вид спорта появился в нашей стране относительно недавно, поэтому вопросы теории и методики спортивной подготовки в данном виде соревновательной деятельности были предметом небольшого количества научных исследований.
В частности, в работах С. Н. Андреева [2] представлены методические основы обучения и тренировки в мини-футболе.
А. Е. Бабкиным [3] разработана инновационная технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований. Е. А. Митиным [10] рассматриваются подходы к повышению эффективности управления тренировочным процессом в мини-футболе в рамках соревновательного периода. В диссертационной работе Д. М. Конурова [7] раскрываются особенности взаимосвязи физической и тактической подготовки спортсменов в мини-футболе.
С. Н. Петько [12] определены оптимальная структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования. М. С. Полишкис [15], [16] провел исследование тренировочных нагрузок в мини-футболе на основе динамики изменения ЧСС во время игры, выявил методические основы подбора и классификации упражнений в мини-футболе.
Технико-тактическая подготовка в мини-футболе была предметом исследования лишь в небольшом количестве научных работ. В частности, А. В. Рымко [18] осуществлен эффективный подбор специальных технико-тактических упражнений для подготовки мини-футбольных команд.
Г. Г. Папяном [11] осуществлена сравнительная характеристика технико-тактической подготовки в мини-футболе в связи с особенностями соревновательной деятельности, В. С. Левиным [8] разработаны методические рекомендации по эффективной реализации стандартных положений в мини-футболе. С. А. Айткулов [1] представил научно обоснованную методику формирования технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе.
Организационно-методические основы эффективного применения игровых упражнений в технико-тактической подготовке рассматривались в научно-методической литературе только применительно к футболу [4], [5], [14], [20]. По мини-футболу подобных работ нами не обнаружено.
Известно, что основным способом технико-тактического совершенствования квалифицированных спортсменов в спортивных играх является использование целостного игрового метода выполнения упражнения, создающего условия для качественного усвоения большого количества игровых действий в процессе деятельности в ходе различных вариативных игровых ситуаций, максимально приближенных к условиям соревнований. Не менее значимым является то, что совершенствование технико-тактического мастерства в спортивных играх тесно связано с наличием фактора противоборства. В спортивных играх, в том числе и в мини-футболе, игрок добивается высокого соревновательного результата в самом тесном взаимодействии с партнерами по команде и при активном противодействии со стороны соперника.
Становление технико-тактического мастерства игроков в процессе выполнения игровых упражнений характеризуется целостностью, осуществляется в пространственно-временном континууме, имеющем специфические черты, определяемые взаимодействием партнеров и противодействием соперника, а также условиями протекания игрового противоборства, с выделением игровой функции и амплуа игроков.
В целом анализ государственных нормативных документов, научно-методической литературы по проблеме исследования и состояния педагогической практики свидетельствует о существовании противоречий:
• на социальном уровне - между необходимостью достижения нашими спортсменами высоких соревновательных результатов в мини-футболе на международной спортивной арене и недостаточным для решения этой задачи уровнем их технико-тактической подготовленности;
• на практическом уровне - между необходимостью повысить уровень технико-тактической подготовленности квалифицированных спортивных команд по мини-футболу и относительной непригодностью для этого традиционно применяемых в педагогической практике средств и методов обучения техиико-тактическим действиям;
на научно-методическом уровне - между высоким дидактическим потенциалом игровых упражнений для совершенствования технико-тактических действий квалифицированных спортивных команд по мини-футболу и недостаточной научной разработанностью теоретических и методических основ их применения в учебно-тренировочном процессе.
С учетом содержания этих противоречий нами сформулирована проблема исследования, суть которой заключается в следующем: каковы теоретические и организационно-методические основы повышения эффективности процесса технико-тактической подготовки квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения игровых упражнений?
В соответствии с содержанием этой проблемы одним из перспективных направлений ее решения выступает разработка и научное обоснование инновационной методики технико-тактической подготовки квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения игровых упражнений, обеспечивающих повышение эффективности и результативности их соревновательной деятельности.
Для этого на основе анализа и обобщения современной научно-методической литературы и передового педагогического опыта в области технико-тактической подготовки в мини-футболе и футболе необходимо:
• определить и систематизировать индивидуальные, групповые и командные технико-тактические действия в современном мини-футболе;
• выявить требования, предъявляемые этими технико-тактическими действиями к тактическим способностям и к тактическим знаниям, умениям и навыкам футболистов;
• разработать диагностический инструментарий для измерения и оценки показателей тактических способностей, тактических знаний, умений и навыков футболистов;
• разработать комплексы игровых упражнений, моделирующих условия для реализации технико-тактических действий, усложняющихся по мере роста технико-тактической подготовленности футболистов, и определить организационно-методические особенности их эффективного применения в учебно-тренировочном процессе квалифицированных команд по мини-футболу.
Это позволит обогатить теорию и методику спортивной тренировки в мини-футболе новыми знаниями о модельных характеристиках тактических способностей, тактических знаний, умений и навыков футболистов квалифицированных команд по мини-футболу, о способах измерения и оценки показателей тактических способностей, тактических знаний, умений и навыков футболистов, о теоретических и организационно-методических основах повышения эффективности процесса технико-тактической подготовке квалифицированных команд по мини-футболу на основе применения игровых упражнений.
Ориентация тренеров на эти знания позволит измерить и оценить уровень тактических способностей, тактических знаний, умений и навыков, повысить уровень технико-тактической подготовленности футболистов, выявить ее сильные и слабые стороны, совершенствовать качество индивидуальных, групповых и командных тактических действий через включение в содержание учебно-тренировочного процесса игровых упражнений и улучшить тем самым показатели эффективности и результативности соревновательной деятельности квалифицированных команд по мини-футболу.
Резюме. Анализ и обобщение современной научно-методической литературы показали, что проблема совершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных команд в мини-футболе на основе применения игровых упражнений не была предметом самостоятельного научного исследования и требует дальнейшего изучения. Высокий дидактический потенциал игровых упражнений состоит в возможности моделировать в процессе спортивной подготовки различные соревновательные ситуации и обучать спортсменов рациональным технико-тактическим действиям, обеспечивающим повышение эффективности соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айткулов С. А. Формирование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в мини-футболе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Челябинск, 2005. - 181 с.
2. Андреев С. Н., Левин В. С. Мини-футбол : метод. пособие. - Липецк : Арес, 2004. - 496 с.
3. Бабкин А. Е. Технология планирования физической и технико-тактической подготовки команды по мини-футболу при туровой организации соревнований : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 2004. - 20 с.
4. Варюшин В. В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов : метод. разработки для слушателей ВШТ, факультета повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа. - М. : ГЦОЛИФК, 1989. - 77 с.
5. Герасименко А. П., Кашигин А. И., Князев В. Д. Изучение игровых ситуаций, отражающих связь с игровой деятельностью футболиста // Вопросы управления подготовкой юных спортсменов : сб. науч. ст. -Волгоград, 1979. - С. 25-28.
6. Драндров Г. Л., Краснов Ю. И., Фаттахов Р. Ф. Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2(70), ч. 2. - С. 86-91.
7. Конуров Д. М. Связь физической и тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта (на примере мини-футбола) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 2002. - 13 с.
8. Левин В. С. Реализация стандартных положений в мини-футболе : метод. рекомендации. - М. : Книга, 1997. - 20 с.
9. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
10. Митин Е. А. Управление тренировочным процессом в мини-футболе между турами соревновательного периода // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 54-58.
11. Папян Г. Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки футболистов в связи с особенностями соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 1983. - 24 с.
12. Петько С. Н. Структура, величина и направленность соревновательных нагрузок в мини-футболе на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 1997. - 24 с.
13. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
14. Плон Б. 40 игр и игровых упражнений в футбольной тренировке : метод. пособие. - М. : Терра-Спорт, 1998. - 47 с.
15. Полишкис М. С. Исследование тренировочных нагрузок в мини-футболе на основе динамики изменения ЧСС во время игры // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 8. - С. 26-29.
16. Полишкис М. С., Петько С. Н., Беляков А. К. Методические аспекты подбора и классификации упражнений в мини-футболе : метод. рекомендации. - М. : Пресс, 1997. - 47 с.
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 г. № 1101 -р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90500;div=LAW;dst= 100006.
18. Рымко А. В. Подбор специальных технико-тактических упражнений для подготовки мини-футбольных команд : метод. рекомендации. - М. : Книга, 1995. - 24 с.
19. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50, ст. 6242; 2011. - № 50, ст. 7355.
20. Цубан Ю. В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - М., 2003. - 24 с.