Научная статья на тему 'Технико-криминалистическое обеспечение: вызовы преступности и потребности следственной практики'

Технико-криминалистическое обеспечение: вызовы преступности и потребности следственной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
258
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / НАГРУЗКА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ / REGISTRATION OF THE CRIMES / SPECIAL RESEARCHES / EXAMINATION / LOADING / PREPARATION OF SPECIALISTS CRIMINALISTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилов Б. Я.

Современное состояние технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений не соответствует вызовам преступности и потребностям следственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical and criminalistic providing: calls of crime and requirement of investigative practice

The current state of technical and criminalistic ensuring investigation of crimes doesn't correspond to calls of crime and requirements of investigative practice.

Текст научной работы на тему «Технико-криминалистическое обеспечение: вызовы преступности и потребности следственной практики»

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ВЫЗОВЫ ПРЕСТУПНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ СЛЕДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Б.Я. ГАВРИЛОВ,

доктор юридических наук, профессор, Заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России

Аннотация. Современное состояние технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений не соответствует вызовам преступности и потребностям следственной практики.

Ключевые слова: регистрация преступлений, специальные исследования, экспертиза, нагрузка, подготовка спе-ци алистов-кримин алистов.

TECHNICAL AND CRIMINALISTIC PROVIDING: CALLS OF CRIME AND REQUIREMENT OF INVESTIGATIVE PRACTICE

B.YA.GAVRILOV,

doctor of jurisprudence, professor, Head of the department of management of bodies of investigation of crimes of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The current state of technical and criminalistic ensuring investigation of crimes doesn't correspond to calls of crime and requirements of investigative practice.

Keywords: registration of the crimes, special researches, examination, loading, preparation of specialists criminalists.

Исследуя проблему экспертно-криминалистиче-ского обеспечения расследования преступлений, необходимо обратиться к следующим вопросам.

1. Нагрузку на сотрудников экспертно-криминали-стических подразделений органов внутренних дел во многом определяет состояние криминогенной обстановки. Характеризуя ее, есть необходимость проанализировать статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений и, соответственно, об увеличении нагрузки на сотрудников экспертных подразделений в течение трех последних десятилетий. Так, количество регистрируемых преступлений каждые 10 лет возрастало на 1 млн (в 1980 г. — 1 млн преступлений, в 1991 г. — 2 млн, в 1999 г. — 3 млн и в 2006 г. — 3,85 млн преступлений).

Снижение в последующие годы показателя зарегистрированной преступности до 2,34 млн в 2012 г. явилось прямым результатом действия так называемого «административного» фактора, регулирования показателей преступности в целях создания видимого благополучия в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью при отсутствии для этого каких-либо внешних факторов (например, декриминализация отдельных видов весьма распространенных преступлений) или таких внутренних факторов, как вложение весьма значительных материальных ресурсов в профилактику преступности. Например, в США в 1993—1997 гг. правительством на указанные цели было потрачено 35 млрд долл., что обеспечило реальное сокращение преступности за этот период почти на 15%'. Для сравнения, сокра-

щение преступности в России в 2007—2012 гг. было обеспечено почти на 40% при снижении финансирования органов внутренних дел на 20%, а на следующий год Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 2482 сокращена и их штатная численность на 20%. Фактическое сокращение штатной численности экс-

1 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские традиции. М., 2005.

2 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. 15 января 2013 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // КонсультантПлюс.

Сведения о количестве зарегистрированных заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Всего зарегистрировано заявлений, сообщений, млн 19,3 20,5 21,5 22,8 23,9 24,7 26,4

пертов имело место на 7%. При этом проект соответствующего федерального закона, предусматривающий реальные, в том числе с возможностью финансирования, профилактические меры по борьбе с преступностью много лет Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не рассматривается.

В этих условиях нагрузка на сотрудников эксперт-но-криминалистических подразделений реально возросла. Об объективности роста нагрузки свидетельствует и в целом значительный ежегодный прирост (до 1,5 млн) количества поступающих в органы внутренних дел заявлений, сообщений о преступлениях (см. табл.).

Изложенное позволяет констатировать, что необоснованное сокращение штатной численности экспертно-криминалистических подразделений отрицательно повлияло на эффективность деятельности специалистов-криминалистов, в первую очередь, по изъятию следов на месте происшествия. Об этом говорил и профессор А.Ф. Волынский, называя среднюю цифру изъятия следов — 1,08 следа. В ряде зарубежных стран этот показатель в 3—4 раза выше. Анализ изучения уголовных дел о нераскрытых преступлениях свидетельствует о том, что период работы следственно-оперативной группы на месте происшествия составляет сегодня 30—40 мин. и, соответственно, обнаружить и изъять даже традиционные следы (орудий взлома, следы рук), оставленные преступником на месте происшествия, зачастую не представляется возможным.

2. Есть необходимость рассмотреть сегодня как достаточно сложную для разрешения проблему подготовки в рамках специалиста экспертов-криминалистов и специалистов-криминалистов. Эта проблема явно осложнилась в связи с расформированием Саратовского юридического института МВД России, готовившего на протяжении многих десятилетий экспертов-криминалистов, имеющих по пять форм допусков по производству традиционных видов экспертиз. Готовить же таких специалистов из числа лиц, обычно имеющих техническое, химическое, фармацевтическое и т.п. базовое образование и вновь принятых на службу в органы внутренних дел достаточно непросто и финансово затратно. К тому же в большинстве своем они остаются экспертами узкой специальности, соответствующей их знаниям.

3. Высокая нагрузка на специалистов экспертно-кри-миналистических подразделений, особенно, связанная с выездом на места происшествий, обусловлена, на наш взгляд, снижением уровня криминалистической подго-

товки следователей, начиная от их обучения в высших образовательных учреждениях по специальности «юриспруденция» и завершая подготовкой в форме магистратуры в течение двух лет по специальности «юриспруденция» из числа лиц, не имеющих базового юридического образования. В 1970—1980 гг. ХХ в. при поступлении на службу в органы внутренних дел на должность следователя каждый из них в течение недели проходил соответствующую подготовку в экспертно-криминали-стическом подразделении органов внутренних дел на уровне субъекта РФ. В большинстве своем по этой причине следователи сегодня при отсутствии в составе следственно-оперативной группы специалиста-криминалиста самостоятельно практически не изымают следы.

4. Еще одна причина низкой эффективности экс-пертно-криминалистического сопровождения раскрытия и расследования преступлений заключается в том, что в принятом в 2001 г. УПК РФ сохранены прежние подходы к использованию научно-технических средств и методов и, соответственно, к процессуальной оценке полученных с их помощью результатов.

Возможность проведения экспертиз сегодня появляется у следователя, дознавателя или органа дознания только после возбуждения уголовного дела. А в том случае, если предметом преступного посягательства являются, например, изъятые наркотики, боеприпасы и т.д., то до возбуждения уголовного дела в ходе дослед-ственной проверки первоначально проводится их исследование, а после возбуждения уголовного дела, с учетом положительного результата исследования, назначается соответствующая экспертиза. Однако, к этому времени героин, например, уже не является веществом белого цвета, фальсифицированные продукты питания испорчены, а патроны — отстреляны. В этом случае эксперт готовит свое заключение на основании результатов предварительного исследования тех же объектов, что, по сути, является процессуальной фальсификацией.

А необоснованные затраты труда специалистов-криминалистов? Сегодня они заключаются в том, что ежегодно экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД проводится 1,3 млн экспертиз и еще 1 млн предварительных исследований, по большинству из которых назначаются и проводятся экспертизы фактически с теми же результатами.

С учетом этого, один из основных вопросов, требующих своего принципиального разрешения в УПК РФ — это изменение начала следователем, дознавателем, орга-

ном дознания производства по уголовному делу путем исключения из УПК РФ процессуальной нормы о возбуждении уголовного дела, как это было в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г., в УПК РСФСР 1923 г. и как сегодня это реализовано в УПК Украины, вступившем в действие с 19 ноября 2012 г. Предложение об исключении из УПК РФ стадии возбуждения уголовного дела по инициативе автора нашло свое отражение в «Дорожной карте» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Министром внутренних дел В.А. Колокольцевым от 4 февраля 2013 г., и в соответствующем проекте федерального закона, находящегося на рассмотрении.

Кстати, заметим, что в этой же «Дорожной карте» конкретно, с ориентацией на современные достижения НТП, сформулированы задачи совершенствования на-

учно-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел, связанного с раскрытием и расследованием преступлений. Речь идет об освоении в этих целях современных информационных технологий, возможностей «электронного судопроизводства», а соответственно о необходимости более активного использования при расследовании преступлений технических средств фиксации процесса и результатов следственных действий. Однако, это просто невозможно при современной системе организации технико-криминалистического обеспечения деятельности ОВД, без специалистов, постоянно работающих рядом со следователями.

Решение проблем совершенствования технико-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел, несомненно, будет способствовать реальному повышению ее эффективности.

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ

Е.П. ИЩЕНКО,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой криминалистики Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

Аннотация. Киберпреступления приобретают все большее распространение и общественную опасность. Для их расследования необходимы специально подготовленные криминалисты и следователи.

Ключевые слова: киберпреступность, виртуальная информация, Интернет, специалист-криминалист экспертно-криминалистическое обеспечение.

TO THE QUESTION OF EXPERT AND CRIMINALISTIC ENSURING INVESTIGATION OF CYBERCRIME

E.P. ISHCHENKO,

doctor of jurisprudence, professor, honored worker of science of Russia, head of the department of criminalistics of the Moscow state of legal university of a name of Kutafin (MGYuA)

Annotation. Cybercrimes get more and more distribution and public danger. Specially trained criminalists and investigators are necessary for their investigation.

Keywords: cybercrime, virtual information, Internet, specialist criminalist expert and criminalistic providing.

В настоящее время в России происходят не только увеличение количества совершаемых преступлений и ухудшение их раскрываемости, но и качественные изменения преступности. В первую очередь, следует назвать резкое повышение степени организованности и технической оснащенности криминалитета, использование в противоправных целях профессиональных знаний специалистов, хорошо разбирающихся в новых информационных технологиях, в совершенстве владеющих компьютерной техникой.

Бурное развитие цифровых технологий, широкое внедрение современных средств фиксации образной и звуковой информации, а также мобильной связи при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.