Научная статья на тему 'ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ МОБИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ В РЕГИОНАХ СИБИРИ'

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ МОБИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ В РЕГИОНАХ СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавучий медицинский центр / мобильный медицинский комплекс / медицина катастроф / речной транспорт / плавучий госпиталь / floating medical center / mobile medical complex / emergencies / river transport / floating hospital

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Г. Фарков

В статье рассматриваются вопросы развития плавучих медицинских центров на современном этапе в Российской Федерации. Приводятся сведения о её роли в обеспечении медицинскими услугами населения регионов РФ. Обобщается опыт эксплуатации специализированных медицинский судов на реках Сибири Делается вывод о необходимости создания нового типа медицинского судна, адаптированного к условиям сибирских рек и специфике оказания медицинской помощи в отдаленных регионах Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND ECONOMIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL COMPLEXES OF MOBILE MEDICAL CENTERS IN THE REGIONS OF SIBERIA

The article examines the development of floating medical centers at the present stage in the Russian Federation. It provides information on its role in providing medical services to the population of the regions of the Russian Federation. It summarizes the experience of operating specialized medical vessels on the rivers of Siberia. It concludes that it is necessary to create a new type of medical vessel adapted to the conditions of Siberian rivers and the specifics of providing medical care in remote regions of Siberia.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ МОБИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ В РЕГИОНАХ СИБИРИ»

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ МОБИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ В РЕГИОНАХ СИБИРИ

А.Г. Фарков, канд. экон. наук, доцент

Алтайский государственный медицинский университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-68-70

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития плавучих медицинских центров на современном этапе в Российской Федерации. Приводятся сведения о её роли в обеспечении медицинскими услугами населения регионов РФ. Обобщается опыт эксплуатации специализированных медицинский судов на реках Сибири Делается вывод о необходимости создания нового типа медицинского судна, адаптированного к условиям сибирских рек и специфике оказания медицинской помощи в отдаленных регионах Сибири.

Ключевые слова: плавучий медицинский центр, мобильный медицинский комплекс, медицина катастроф, речной транспорт, плавучий госпиталь.

В настоящее время организация профилактического медицинского обслуживания населения отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока тесно связана с использованием технологий речного транспорта [1, 2]. Устоявшейся практикой является использование специально переоборудованных, или построенных речных судов, на которых размещаются бригады врачей с диагностическим оборудованием, проводящие в период навигации диспансеризацию населения, живущего в зоне притяжения соответствующего речного бассейна. В качестве примера можно привести практику Ханты-Мансийского АО, где с 1993 года работает единственный в России теплоход-плавучая поликлиника специальной постройки проекта 912ИМ «Николай Пирогов». В большинстве других регионов для этих целей используются приспособленные пассажирские суда, в частности, в Томской области для этих целей было переоборудовано судно-плавучий магазин.

Эффективность такого подхода к организации сплошной диспансеризации населения отдаленных территорий доказана временем, однако накопленный опыт требует определенного осмысления [3]. Так, в частности основным направлением деятельности таких плавучих медцентров является профилактическая медицинская помощь, однако на практики нередки ситуации, когда их персонал привлекается к оказанию медицинской помощи в экстренных случаях, а больных, или пострадавших приходится, после стабилизации со-

стояния, отправлять в ближайший областной центр рейсом санитарной авиации [4, 5]. Как правило, на борту плавучих медцентров отсутствуют условия для оказания медпомощи в стационарных условиях. Причиной этого являются, как правило, небольшие размеры судов, используемых для этих задач. Тот же «Николай Пирогов» имеет длину около 70 метров при водоизмещении чуть более 600 тонн. Такие размеры позволяют разместить на судне лишь кабинеты амбулаторного приема и некоторое диагностическое оборудование. При этом, существует определенная дилемма: суда большего размера, классических типов, имеют осадку, не позволяющую им перемещаться по малым рекам, имеющим глубину фарватера около 1,0-1,2 метра. При этом население поселков вдоль таких рек и является целевой аудиторией плавучих медицинских центров. Необходимо использование более крупных речных судов с инновационными типами движителей, позволяющими перемещаться крупным речным судам по мелководным рекам - притокам основных сибирских рек, характерным для отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока.

Необходимо оснащение медицинских судов также и вспомогательным транспортом, позволяющим, в случае необходимости, добраться до отдаленных населенных пунктов на несудоходных реках, как водным, так и наземным. Надо отметить, что данная проблема выявлена в ходе эксплуатации медицинского судна «Николай Пирогов». В соот-

ветствии с проектом, на судне предполагается размещение одного санитарного автомобиля типа «УАЗ-3741», но, из-за крайне неудачной конструкции аппарели и ее размещения в кормовой части, на практике автомобиль практически не используется, т.к. для его выгрузки на необорудованный берег судно должно приблизится к нему кормой, что создает риск повреждения винторулевой группы. Также совершенно необходимым является наличие вертолетной площадки на таких судах, позволяющей осуществлять, если не постоянное базирование, то посадку и дозаправку перспективных вертолетов санитарной авиации, типа «Ансат» и «Ка-226». В существующей практике, в случае возникновения необходимости эвакуации больного санитарной авиацией с борта медицинского судна, возникает множество проблем: как правило, в населенных пунктах, такое судно встает на стоянку напротив их центральной части и посадка вертолета на берегу возможна только на значительном отдалении. Соответственно, приходится решать задачу транспортировки больного в тяжелом состоянии (а других, при вызове санавиации, практически не бывает) сначала на берег, а потом к месту посадки вертолета. Необходимость наличия на борту медицинского судна запасов авиационного топлива и возможности дозаправки вертолетов, диктуется тем, что максимальный радиус полета вертолетов указанных модификаций без дозаправки составляет 550-600 км, а в случае, если он будет дозаправлен на судне, то дальность возрастает вдвое, до 1200 км. -для условий, характерных для низовий Оби, Енисея и Лены - это очень важное преимущество.

Концептуально, опираясь на накопленный опыт, можно сформулировать следующие требования к судам медицинской службы следующего поколения:

1) длина - 100-120 м, при водоизмещении не менее 1200-1400 т, осадка - не более 1,1 м.

2) медицинский экипаж - не менее 3540 чел. (врачей и среднего медицинского персонала);

3) автономность плавания - не менее 100 суток;

4) наличие на борту наземных транспортных средств (автомобили повышенной прохо-

димости УАЗ, гусеничный вездеход ГАЗ-3409), а также возможно - катера на воздушной подушке типа «Хивус», «Арго» - и т.п. Возможность выгрузки наземного транспорта на необорудованный берег, предпочтительно с носовой части судна, при использовании гидравлического крана с Z-образной стрелой. Наличие запаса топлива для указанного транспорта и технической возможности для обслуживания его на борту в период навигации;

5) наличие вертолетной площадки для вертолетов типа «Ансат», Ка-226, а также наличие запаса топлива и расходных материалов для долговременного базирования вертолета;

6) наличие, как минимум, одной операционной общего профиля, палат интенсивной терапии - 4-6 мест, госпитальных палат - 2535 койко - мест;

7) наличие на борту грузовых помещений (трюмов, твиндеков), достаточных для размещения оборудования и инвентаря полевого госпиталя (200-250 тонн, 450-600 м3)

В настоящее время Объединенной судостроительной компанией строятся и более крупные суда инновационного типа, оснащенные винто-колесным движителем, с малой осадкой, предназначенные для эксплуатации на мелководных реках. В частности, реализован проект ПКТ-180, пассажирское судно вместимостью 180 человек, получившее название «Золотое кольцо» и построенное на Астраханском судостроительном заводе, по заказу тур.оператора речных круизов - компании «Водоходъ». Данное судно, в качестве основы, как нельзя лучше подходит для создания специализированного проекта речного медицинского судна для регионов Сибири и Дальнего Востока.

Очевидно, что для крупномасштабного использования таких судов в Сибири необходима локализация их производства на одном из сибирских судостроительных заводов. Одним из вариантов является локализация производства на Тюменском судостроительном заводе, который мог бы обеспечивать такой продукцией как бассейн р. Обь, так и бассейны и остальных сибирских рек. Это может открыть путь к межрегиональной кооперации, обеспечив дополнительный импульс развитию машиностроения в регионах Сибири.

Библиографический список

1. Касимов Р.Р., Махновский А.И., Миннуллин Р.Р. [и др.]. Медицинская эвакуация: организация и критерии транспортабельности пострадавших с тяжелой травмой // Политравма. - 2018. - № 4. - С. 14-21.

2. Кульнев С.В., Котив Б.Н., Крючков О.А., Мавренков Э.М. Развитие систем оказания медицинской помощи раненым, больным и пострадавшим в военных конфликтах прошлого и настоящего // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2018. - № 4 (64). - С. 174-180.

3. Механтьева Л.Е., Бережнова Т.А., Кулинцова Я.В., Сапронов Г.И., Карташова С.Н. Анализ ситуаций мирного времени на территории Воронежской области // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. - 2013. - № 1. - С. 264.

4. Sand M, Bollenbach M, Sand D. et al. Epidemiology of aeromedical evacuation: an analysis of 504 cases // J Travel Med. - 2010. - № 17 (06). - P. 405-409.

5. Mortamet G, Harrington K, Raffin H, Menat Y, Oualha M, Renolleau S. Aeromedical transport in children: a descriptive analysis of 96 cases // Pediatr Emerg Care. - 2020. - № 36 (01). - P. 31-33.

TECHNICAL AND ECONOMIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL COMPLEXES OF MOBILE MEDICAL CENTERS

IN THE REGIONS OF SIBERIA

A.G. Farkov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Medical University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article examines the development of floating medical centers at the present stage in the Russian Federation. It provides information on its role in providing medical services to the population of the regions of the Russian Federation. It summarizes the experience of operating specialized medical vessels on the rivers of Siberia. It concludes that it is necessary to create a new type of medical vessel adapted to the conditions of Siberian rivers and the specifics of providing medical care in remote regions of Siberia.

Keywords: floating medical center, mobile medical complex, emergencies, river transport, floating hospital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.