Проблемы внепортовой выгрузки грузов в условиях Арктического региона
Янкин Никита Андреевич
независимый исследователь, ООО «Морской торговый порт «Лавна», [email protected]
В статье проводится анализ основных аспектов и проблем, связанных с организацией выгрузки грузов на необорудованный причал в условиях Арктического региона. По результатам проведенного исследования установлено отсутствие или слабая развитость применения быст-ромонтируемых плавучих причалов в условиях Арктики для разгру-зочно-погрузочных работ; а также отсутствие апробированных технологических решений выгрузки грузов. Дальнейшее освоение Арктического региона требует развития инфраструктуры. Данный процесс будет более эффективным при развитии сотрудничества многих взаимодополняющих отраслей промышленности (судостроение, судовождение-постройка современных мультифункциональных крановых судов с ледовым классом не ниже АРК7, тяжелая промышленность, изготовление кранового оборудования, тесное взаимодействие и обмен опытом с министерством обороны нашей страны). Ключевые слова: Арктика; Арктическая зона РФ, северный морской путь; погрузочно-разгрузочные работы; внепортовая выгрузка груза; груз; судно; вертолет; транспортное средство; грузоперевозки, инфраструктура.
Введение. Обычно погрузка и разгрузка грузовых судов происходит в портах, которые оснащены инфраструктурой, необходимой для проведения таких операций. В Арктике выгрузка грузов зачастую осуществляется во внепортовых условиях. Арктический регион имеет множество особенностей, часть из которых лежит на поверхности, а остальные открываются только при близком с ним знакомстве. Большинство пунктов назначения в Арктике не имеют погрузочных доков - это означает, что грузовые суда должны быть полностью самодостаточными, чтобы доставлять грузы непосредственно на берег. Зачастую суда уже оснащены подъемными кранами.
Государством выдвигаются важные и стратегические цели, одними из которых являются освоение арктического региона. Для достижение данной цели одна из приоритетных задач лежит в области внепортовой выгрузки грузов. Действительно, несмотря на то, что северный морской путь (далее - СМП) является самым коротким, он является самым сложным, поскольку арктические условия оказывают значительное влияние на транспортировку. Несмотря на это, СМП уже активно используется для грузоперевозок, а таяние арктических льдов из-за изменения климата, вероятно, приведет к увеличению грузооборота и прибыльности этого маршрута. Объем грузоперевозок по СМП увеличивается с каждым годом. Данная динамика наглядно приведена на графике 1.
Рис. 1. Динамика грузоперевозок по СМП за 2015-22 гг., млн. тонн.
Объем перевозок по СМП в 2022 году превысил целевой показатель заложенный в нацпроекте (32 млн. тонн) и достиг 34 млн. тонн. С каждым годом увеличивается грузооборот арктических портов (таблица 1).
Таблица 1
Название порта 2021 2022
Архангельск 3,2 2,3
Варандей 4,6 5,9
Саббета 27,9 28,4
Мурманск 54,5 56,3
Всего 94,3 98,5
Постоянный рост морских перевозок делает необходимым тщательный анализ проблем на стратегическом, тактическом
м см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
и оперативном уровнях планирования. На каждом уровне требуется оптимизация процесса, включая выбор способа погрузки и разгрузки судна, в том числе и во внепортовых условиях.
Стандартные методы решения транспортных проблем в Арктическом регионе не могут быть использованы, поскольку существуют ограничения, характерные для этого региона, в частности слабое развитие инфраструктуры, в том числе недостаточное количество портов и причалов, способных принимать необходимые грузы [4, с. 7]. Другие ограничения могут быть вызваны ледовыми и погодными условиями.
В современных условиях арктического региона существует большая потребность в глубоком анализе проблем внепорто-вых погрузочно-разгрузочных работ в арктических условиях, с целью дальнейшей разработки мероприятий по их решению. Наряду с анализом внепортовой выгрузки грузов при транспортировке в Арктике необходимо изучить ключевые операции по их доставке в различных условиях внутри региона, в том числе в экстремальных ситуациях. В этой статье проводится анализ проблем внепортовой выгрузки грузов, а также основные методы и средства по их решению. При анализе прежде всего опирались на опыт выгрузки многотонных грузов во вне-портоых условиях и на необорудованные причалы вооруженными силами РФ.
Цель данной статьи: исследовать проблемы внепортовой выгрузки грузов в условиях арктического региона. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена степень развитости инфраструктуры арктического региона.
2. Приведены основные технические способы разгрузки судов во внепортовых условиях.
3. Определены основные мероприятия по решению проблем связанных с выгрузкой грузов во внепортовых условиях в Арктике.
Методы и Материалы. Методом исследования послужил теоретический анализ, обзор источников и научных данных путем изучения научной, методической и программно-нормативной литературы по проблеме, а также нормативно-правовых актов и официальных статистических данных.
Результаты. Процесс освоения арктического региона нашей страной сопровождается как реконструкцией ранее созданных объектов, так и строительством возведением новых объектов. Ведётся строительство заводов, портов, военных городков и отдельных объектов. Решение задач, связанных со строительством, прежде всего предполагает доставку грузов и необходимых средств для их возведения [5, с. 223].
Прежде всего ведется строительство для размещения находящего там населения (как правило к ним относятся рабочие, военные, строители и др.) и строительство государственных и стратегических объектов.
Зачастую в условиях арктического региона нет оборудованных береговых причалов, приспособленных для выгрузки грузов. Поэтому, внепортовая выгрузка грузов в условиях арктического региона обычно осуществляется на ледовый припай, на галечные пляжи при мелководье и т.д. При этом масса таких грузов может составлять от 3 до 500 тонн.
Наиболее популярными и востребованными технологическим решениями выгрузки грузов являются:
- с помощью воздушных транспортных средств, как правила вертолетов;
- с помощью быстромонтируемых плавучих причалов;
- путем выгрузки в кузова транспортных средств.
Обсуждение. Обычно погрузка и разгрузка грузовых судов происходит в портах, которые оснащены инфраструктурой, необходимой для проведения таких операций. Зачастую в Арктике часто вертолет - единственный способ доставить груз в нужное место. Использование вертолетов в арктических условиях является хорошо известным и давно используемым методом выгрузки грузов (рис. 2.). Эффективность использования вертолетов в различных ситуациях является неотложной и важной задачей [9, с. 60].
Рис. 2. Внепортовая выгрузка вертолетом груза
Вертолет может находиться на борту судна или в относительной близости (сотни километров) от места разгрузки. При этом важно учитывать экономическую целесообразность использования вертолета, временные затраты и способность судна причалить к берегу для разгрузки. Следует добавить, что этот способ доставки важнейших грузов уже давно практикуется на побережье СМП и через сибирские реки Обь, Енисей и Лену в глубь Сибири. Такие поставки всегда поднимают вопрос о том, целесообразно ли искать оптимальную точку разгрузки судна и местоположение такой точки. Обычно эта проблема решается оценочными методами, что в итоге приводит к большим ошибкам, которые влекут за собой финансовые или временные затраты при доставке товара. Поэтому на наш взгляд важно прибегать к математическим расчетам процессов внепортовой выгрузки грузов [7, с. 100].
Сама проблема нахождения оптимального расположения объекта доставки груза в нескольких точках с учетом возможных ограничений востребована в различных областях применения. Данная задача имеет практическое применение в реальной ситуации. Обский район Обской губы является активно развивающейся транспортной магистралью в связи с разработкой Южно-Тамбейского нефтегазового месторождения на полуострове Ямал. Есть необходимость доставить грузы в район Обской губы в населенные пункты: Сьояха, Тамбей, Ан-типаюта, Ямбург [8, с 87]. В этих пунктах нет оборудованных причалов для полной разгрузки судов, поэтому разгрузка осуществляется вертолетом, который находится на судне. Обычно такой корабль отправляется из Архангельска. Всегда возникает проблема выбора точки для разгрузки судна с помощью вертолета. Однако географическая локализация может быть любой. Внешний анализ позволяет определить на основе имеющихся данных оптимальные позиции и методы перемещения товаров в аналогичной ситуации в любой точке мира.
Рассматривается еще одна ситуация: транспортировка нефтепродуктов по СМП, при которой возникают экологические риски, связанные с потенциальными разливами нефти в морях Арктической зоны. В случае такой экологической катастрофы было бы крайне важно, как можно быстрее доставить
необходимые грузы и средства минимизации последствий разлива нефтепродуктов в определенные точки [1, с. 72].
Еще одним хорошо известным и давно используемым способом внепортовой выгрузки грузов является применение рейдовых плавсредств различной конструкции. Такие конструкции в нашей стране хорошо известны и зачатую применяются в военной сфере, однако их применение слабо развито в условиях Арктического региона [6, с. 68].
На рис. 3 изображен быстромонтируемый плавучий причал. Известно, данный метод применяется многими зарубежными странами, такими как Нидерланды, Норвегия, США Великобритания, Франция и др., в военной промышленности, а также в области создания морской техники [3, с. 6]. Их ключевыми отличиями от плавучих сооружений на базе крупногабаритных понтонов, соединяемых при помощи сварки или иным способом, являются габариты понтонов, унифицированные под допустимые транспортные габариты, и использование системы быстроразъемных креплений для соединения их в единую систему.
Рис. 3. Быстромонтируемый плавучий причал
Так, например, известно, что элементы системы понтонно-мостового парка могут выступать как звенья «конструктора», с помощью которых возможно строительство временных причалов. Такой причал обладает грузоподъемностью 60 тонн и по нему возможно передвижение тяжелей техники [2, с. 47].
Рис. 4. Выгрузка грузов с судов в кузова транспортных средств
Выгрузка грузов с судов в кузова транспортных средств также содействует самостоятельной доставке груза непосредственно на берег (рис. 4). Таким способом достигается возможность доставки груза до нужной точки, с последующей его выгрузкой. Далее транспортное средство возвращается к судну, с целью выгрузки других грузов [10, с. 28].
Однако, данный метод не рассчитан на выгрузку тяжелых многотонных грузов, поскольку необходимо учитывать возможности ТС его максимальную грузоподъемность.
Итак, на наш взгляд, повышение уровня эффективности выгрузки грузов возможно при содействии и участии многих отраслей таких как промышленности, военной, морского транспорта, а также их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.
Заключение. Таким образом, в рамках данной статьи нами проанализированы проблемы внепортовой выгрузки грузов в условиях арктического региона. Проанализированы наиболее востребованные методы и средства по их реализации. Прежде всего к ним относятся использование вертолетов для внепор-товой выгрузки грузов; применение рейдовых плавсредств различной конструкции; а также выгрузка с судов в кузова автомобилей или другие транспортные средства.
На основании проведенного анализа уровня развитости инфраструктуры Арктической зоны РФ пришли к выводу, что освоение данного региона, добыча минеральных и сырьевых ресурсов возможно только путем:
- развития многих взаимодополняющих отраслей промышленности, а именно судостроение, судовождение-постройка современных мультифункциональных крановых-судов с ледовым классом не ниже АРК7, тяжелой промышленности (в части изготовления кранового оборудования);
- тесного взаимодействия и обмена опытом с военной отраслью.
Литература
1. Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б. Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне РФ морским путем // Управленческое консультирование. 2017. №11 (107). С.72-79
2. Балмасов С.А. Основные факторы, влияющие на развитие транзитной навигации на СМП // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2014. №2 (51). С. 47-57
3. Балова М.Б., Шилова Н.А. Определение оптимальных условий функционирования рынка морского Арктического сервиса // Арктика и Север. 2014. №16. С.6-15
4. Давыденко А.А Технологические решения по выгрузке контейнерных грузов на необорудованное побережье в условиях Арктики // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. 2016. №5
(39) С 7-19.
5. Демешко Г.Ф., Кричман М.А., Сандревская КН. Исследования перспектив использования полупогружных судов для освоения российского побережья Арктики // Труды Крылов-ского государственного научного центра. 2019. № Спецвыпуск 1. С. 223-233
6. Кондратов Н.А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России // Географический вестник. 2017. №4 (34) С.68-80
7. Минин Е.М. Современное состояние и перспективы развития арктического региона России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2014. №23 (709). С. 100-109
8. Подобед В.А., Подобед Р.В., Папуша А.Н., Вульфович Б.А. Транспортировка крупногабаритных особо тяжелых грузов морем // Вестник МГТУ. 2014. №1. С. 87-91
9. Селин ВС. Современные тенденции и проблемы развития арктических морских грузопотоков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. №4
(40). С. 60-73
10. Штрек А.А. Современные тенденции и вызовы при проектировании арктических транспортных судов // Российская Арктика. 2019. №5. С. 28-35
X X
О
го >
п.
X
го гп
о
N3
о
N3
а
Problems of off-port cargo unloading in the arctic region Yankin N.A.
Sea Trade Port Lavna LLC
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article analyzes the main aspects and problems associated with the organization of unloading cargo on an unequipped berth in the conditions of the Arctic region. According to the results of the study, the absence or poor development of the use of fast-mounted floating moorings in the Arctic for unloading and loading operations was established; as well as the lack of proven technological solutions for unloading cargo. Further development of the Arctic region requires the development of infrastructure. This process will be more effective with the development of cooperation between many mutually complementary industries (shipbuilding, navigation - construction of modern multifunctional crane ships with an ice class of at least ARK7, heavy industry, manufacturing of crane equipment, close interaction and exchange of experience with the Ministry of Defense of our country ).
Keywords: Arctic; Arctic zone of the Russian Federation, Northern sea route; loading and unloading operations; off-port unloading of cargo; cargo; ship; helicopter; vehicle; cargo transportation, infrastructure. References
1. Antipov E.O., Tutygin A.G., Korobov V.B. Problems of Cargo Transportation in the
Arctic Zone of the Russian Federation by Sea // Management Consulting. 2017. No. 11 (107). pp.72-79
2. Balmasov S.A. The main factors influencing the development of transit navigation
on the NSR // Transport of the Russian Federation. Journal of science, practice, economics. 2014. No. 2 (51). pp. 47-57
3. Balova M.B., Shilova N.A. Determining the optimal conditions for the functioning of
the maritime Arctic service market // Arktika i Sever. 2014. No. 16. S.6-15
4. Davydenko A.A. Technological solutions for unloading container cargo on an
unequipped coast in the Arctic. Admiral S. O. Makarov. 2016. No. 5 (39) From 719.
5. Demeshko G.F., Krichman M.A., Sandrevskaya KN. Studies of the prospects for the
use of semi-submersible vessels for the development of the Russian coast of the Arctic // Proceedings of the Krylov State Scientific Center. 2019. No. Special issue 1. C. 223-233
6. Kondratov N.A. Features of the development of transport infrastructure in the Arctic
zone of Russia // Geographical Bulletin. 2017. No. 4 (34) P.68-80
7. Minin E.M. Current state and prospects for the development of the Arctic region of
Russia // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences. 2014. No. 23 (709). C. 100-109
8. Podobed V.A., Podobed R.V., Papusha A.N., Vulfovich B.A. Transportation of large-
sized especially heavy cargoes by sea // Bulletin of MSTU. 2014. No. 1. C. 8791
9. Celine Sun. Modern trends and problems of the development of Arctic maritime
cargo flows // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2015. No. 4 (40). C. 60-73
10. Shtrek A.A. Modern trends and challenges in the design of Arctic transport ships
// Russian Arctic. 2019. No. 5. pp. 28-35
fO CN
o
CN
O HI
m
X
3
<
m o x
X