Научная статья на тему 'Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров'

Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сторителлинг / техники / приемы / профессиональное обучение / будущие менеджеры / storytelling / techniques / methods / professional training / future managers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Вера Владимировна, Сергеева Марина Георгиевна

В настоящее время все инновационное очень быстро становится традиционным, а традиционные способы решения проблем адаптируются к современным реалиям. Повествование истории это древнее мастерство, которое развивалось на протяжении столетий и модернизировалось под влиянием технологий. В образовательном процессе истории занимают отдельное место, которому уделяется большое внимание со стороны исследователей, однако далеко не все преподаватели применяют сторителлинг в педагогической практике ввиду того, что хорошая история требует творческого подхода. Целью данной статьи является изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании, а также определение техник и приемов сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ и сравнение. Анализ литературы позволил рассмотреть техники и приемы сторителлинга в разных отраслях, таких как драматургия, менеджмент, политика, образование. И в каждой сфере сторителлинг применяется с одинаковыми целями: передать информацию, сформировать мнение слушателей о проблеме, призвать к действию. Все эти цели соотносятся с целями образования, в соответствии с чем существует необходимость выявления техник и приемов сторителлинга в образовании. В результате исследования были определены основные техники сторителлинга в образовании, к которым относятся «Путь героя», «Фальстарт», «Главное событие», «Похожие идеи», «Круги на воде», «Спарклайн», «Лепестки». Каждая из перечисленных техник применима в педагогической практике и способна адаптироваться под любую изучаемую тему. К приемам педагогического сторителлинга были отнесены аналогия, эффект неожиданности, окружение, анафора и метафора, эмоциональность и яркие элементы. При этом данные приемы могут быть использованы как в текстовом, так и в устном сторителлинге. На основании проведенного анализа можно говорить о преимуществах использования сторителлинга в педагогической деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением техник и приемов педагогического сторителлинга, которые могут быть адаптированы и применены как при теоретической, так и при практической профессиональной подготовке будущих менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Вера Владимировна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Storytelling methods and techniques in the professional training of future managers

Currently, everything innovative very quickly becomes traditional, and traditional ways of solving problems are adapted to modern realities. Storytelling is an ancient skill that has evolved over the centuries and it has been updated by technology. In the educational process, stories occupy a special place, which researchers pay great attention to, but not all teachers use storytelling in teaching practice, due to the fact that a good story requires a creative approach. The aim of this article is to study and analyze the literature of domestic and foreign authors who study aspects of storytelling in various fields of activity, including education, as well as to identify storytelling methods and techniques in the professional training of future managers. The study used theoretical and empirical methods such as analysis and comparison. Analysis of the literature allowed us to consider storytelling techniques in different fields, from politics to the restaurant business. And in every field, storytelling is used for the same purposes to convey information, form listeners' opinions about a problem, and call for action. All these goals are related to the goals of education, according to which there is a need to identify methods and techniques of storytelling in education. As a result of the study, the main methods of storytelling in education were defined, which include "Hero's path", "False start", "Main event", "Similar ideas", "Circles on the water", "Sparkline", "Petals". Each of the listed techniques is applicable in teaching practice and can be adapted to any topic being studied. The pedagogical storytelling techniques include analogy, surprise, environment, anaphora and metaphor, emotionality and vivid elements. Moreover, these techniques can be used both in textual and oral storytelling. Based on the analysis, we can talk about the advantages of using storytelling in teaching practice. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the works of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in various fields of activity, including education. The practical significance of the study is represented by the identification of techniques and methods of pedagogical storytelling, which can be adapted and applied in both theoretical and practical professional training of future managers.

Текст научной работы на тему «Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241144 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11144 УДК 378.147

Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров

Storytelling methods and techniques in the professional training of future managers

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Макарова Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Мытищи, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0001-2606-2256

Сергеева Марина Георгиевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков ФГАОу ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-8365-6088

Vera V. Makarova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, branch of Bauman Moscow State Technical University, Mytishchi, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0001-2606-2256

Marina G. Sergeeva,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8365-6088

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Макарова В. В., Сергеева М. Г. Техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. - С. 156-166. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241144.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11144

V. V. Makarova, M. G. Sergeeva, Storytelling methods and techniques in the professional training of future managers // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 09. - P. 156-166. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241144.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11144

Поступила в редакцию Received 02.07.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.08.24

Принята к публикации Accepted for publication 05.08.24 Опубликована Published 30.09.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Макарова В. В., Сергеева М. Г., 2024

Аннотация

Abstract

В настоящее время все инновационное очень быстро становится традиционным, а традиционные способы решения проблем адаптируются к современным реалиям. Повествование истории - это древнее мастерство, которое развивалось на протяжении столетий и модернизировалось под влиянием технологий. В образовательном процессе истории занимают отдельное место, которому уделяется большое внимание со стороны исследователей, однако далеко не все преподаватели применяют сторителлинг в педагогической практике ввиду того, что хорошая история требует творческого подхода. Целью данной статьи является изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании, а также определение техник и приемов сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анализ и сравнение. Анализ литературы позволил рассмотреть техники и приемы сторителлинга в разных отраслях, таких как драматургия, менеджмент, политика, образование. И в каждой сфере сторителлинг применяется с одинаковыми целями: передать информацию, сформировать мнение слушателей о проблеме, призвать к действию. Все эти цели соотносятся с целями образования, в соответствии с чем существует необходимость выявления техник и приемов сторителлинга в образовании. В результате исследования были определены основные техники сторителлинга в образовании, к которым относятся «Путь героя», «Фальстарт», «Главное событие», «Похожие идеи», «Круги на воде», «Спарклайн», «Лепестки». Каждая из перечисленных техник применима в педагогической практике и способна адаптироваться под любую изучаемую тему. К приемам педагогического сторителлинга были отнесены аналогия, эффект неожиданности, окружение, анафора и метафора, эмоциональность и яркие элементы. При этом данные приемы могут быть использованы как в текстовом, так и в устном сторител-линге. На основании проведенного анализа можно говорить о преимуществах использования сторителлинга в педагогической деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением техник и приемов педагогического сторителлинга, которые могут быть адаптированы и применены как при теоретической, так и при практической профессиональной подготовке будущих менеджеров.

Currently, everything innovative very quickly becomes traditional, and traditional ways of solving problems are adapted to modern realities. Storytelling is an ancient skill that has evolved over the centuries and it has been updated by technology. In the educational process, stories occupy a special place, which researchers pay great attention to, but not all teachers use storytelling in teaching practice, due to the fact that a good story requires a creative approach. The aim of this article is to study and analyze the literature of domestic and foreign authors who study aspects of storytelling in various fields of activity, including education, as well as to identify storytelling methods and techniques in the professional training of future managers. The study used theoretical and empirical methods such as analysis and comparison. Analysis of the literature allowed us to consider storytelling techniques in different fields, from politics to the restaurant business. And in every field, storytelling is used for the same purposes - to convey information, form listeners' opinions about a problem, and call for action. All these goals are related to the goals of education, according to which there is a need to identify methods and techniques of storytelling in education. As a result of the study, the main methods of storytelling in education were defined, which include "Hero's path", "False start", "Main event", "Similar ideas", "Circles on the water", "Sparkline", "Petals". Each of the listed techniques is applicable in teaching practice and can be adapted to any topic being studied. The pedagogical storytelling techniques include analogy, surprise, environment, anaphora and metaphor, emotionality and vivid elements. Moreover, these techniques can be used both in textual and oral storytelling. Based on the analysis, we can talk about the advantages of using storytelling in teaching practice. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the works of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in various fields of activity, including education. The practical significance of the study is represented by the identification of techniques and methods of pedagogical storytelling, which can be adapted and applied in both theoretical and practical professional training of future managers.

Ключевые слова

Key words

сторителлинг, техники, приемы, профессиональное обучение, будущие менеджеры

Благодарности

storytelling, techniques, methods, professional training, future managers

Acknowledgements

Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».

The publication was prepared within the framework of research work No. 071720-0-000 "Psychoneurolinguistics as applied to methods for intensifying the process of teaching foreign languages based on interdisciplinary knowledge".

Введение / Introduction

В современной системе образования происходит серьезная трансформация, начиная от изменений в законодательстве и заканчивая введением новых локальных актов на уровне университета. Во многих вузах меняются подходы к преподаванию,

вводятся новые дисциплины, разрабатываются современные регламенты и методики преподавания. Большинство изменений вызвано развитием цифровых технологий, практически все вузы переходят на электронную образовательную среду, минимизируя оборот бумажных документов. Однако не только переход на цифровой формат является поводом для проведения повсеместных трансформаций в образовании.

Согласно теории поколений, разработанной Н. Хоувом и В. Штраусом, современные студенты являются представителями поколения Z [1]. Особенностями данного поколения считаются тесная связь с технологиями, многозадачность, активная позиция и клиповое мышление. Перечисленные особенности необходимо учитывать при профессиональной подготовке будущих специалистов и выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы современные студенты были вовлечены в учебную деятельность. Большинство особенностей проработаны методологией образования, однако есть сложности у студентов с восприятием информации, причиной которых является клиповое мышление. И. И. Митрофанова определяет клиповое мышление как процесс отражения свойств объектов без учета связей между ними, которые характеризуются разнородной информацией и отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [2].

В соответствии с определением клипового мышления современные студенты сталкиваются с проблемами логического характера и структурирования, в связи с чем им сложно долго удерживать внимание и выстраивать причинно-следственную связь происходящих событий или поступающей информации. В управленческих профессиях данные проблемы могут привести к некомпетентному менеджменту на любом уровне: от низшего звена к высшему. Управление требует повышенного внимания к деталям и логической структуры принятия решения, в связи с чем необходимо формировать данные навыки через современные педагогические технологии. Одной из таких технологий является сторителлинг.

Обзор литературы / Literature review

Люди всегда рассказывали истории друг другу несмотря на то, в какое время жили или какими благами обладали. Наиболее важной задачей сторителлинга всегда являлась передача знаний от одного поколения к другому. Время от времени менялся формат повествования истории. Л. М. Комиссарова указывает на то, что в древности люди рисовали наскальные рисунки, которые мы до сих пор можем увидеть, в более позднее время популярными становились рукописи и книги, затем истории начал транслировать кинематограф [3]. В настоящее время мы наблюдаем такие явления, как блогинг и социальные медиа, пространство которых состоит из коротких и длинных историй. В связи с тем что историй становится больше, качество большинства историй снижается. Поэтому необходимо понимать, какие существуют техники и правила создания интересной, успешной и вовлекающей истории.

Техники сторителлинга подробно раскрываются в драматургии и сценарном мастерстве. С. Чекмаев выделяет универсальные техники написания сценариев, к которым относятся «Одоление монстра», «Из грязи в князи», «Квест», «Комедия», «Трагедия», «Возрождение», «Самопожертвование», «Бунт» [4]. Данные техники активно применяются в драматургии, однако они достаточно сложны и требуют сценарного образования или опыта. В более простой форме сторителлинг применяется в корпоративном управлении, поскольку позволяет доносить до сотрудника и клиента истинную ценность и миссию бренда. Д. Хатченс разработал техники сторителлинга,

применимые к менеджменту: «Путь героя», «Фальстарт», «Главное событие», «Похожие идеи», «Круги на воде», «Спарклайн», «Лепестки» [5]. Техники сторителлинга вне зависимости от сферы деятельности заимствуются из драматургии и адаптируются к некоторым особенностям, тогда как приемы сторителлинга развиваются вместе с обществом и технологиями.

В менеджменте сторителлинг является частью корпоративной культуры; так, например, Р. Бренсон, рассказывая свои истории для менеджеров компании Virgin Group, прибегает к банальному атрибуту, который издревле связан с рассказыванием историй, - это огонь [6]. В центре его кабинета располагается камин, вокруг которого расположены комфортные кресла. Все совещания проводятся под треск огня, во время которых Р. Бренсон рассказывает мотивирующие сотрудников истории. Он связывает влияние костра с эволюцией огня и отмечает, что при такой расслабленной атмосфере доносить необходимую информацию гораздо проще.

Известным рассказчиком в мире бизнеса являлся С. Джобс. Его основной техникой при повествовании было объяснение сложных вещей простыми словами [7]. С. Джобс часто прибегал к технике аналогий для того, чтобы познакомить слушателя с технологичными продуктами. Он известен своими революционными презентациями техники компании Apple, а также своим выступлением с мотивационной речью на выпускном 2005 года в Стэнфордском университете. К историям также прибегает инновационный предприниматель Б. Гейтс, который рекомендует нарушать ожидания слушателей истории и тем самым создавать WOW-эффект [8]. При повествовании историй он регулярно предоставляет аудитории поводы для обсуждения, каждая история должна трогать слушателя, заставлять его соглашаться или не соглашаться со спикером, приводить к дискуссии. Еще одним бизнесменом, использующим в своих выступлениях сторителлинг, является И. Маск. Он также указывает на то, что информацию в историях следует подавать простым языком, без использования профессиональной терминологии [9].

На западе сторителлинг используется еще и в проповедных целях; так, Дж. Остин, американский проповедник, использует в своих историях речевой прием мезодиплозис - повторение одного слова в середине каждого предложения [10]. М. Л. Кинг также использовал речевые приемы повторения слов в конце или начале каждого предложения - анафоры [11]. Такие приемы позволяют оказывать психологическое влияние на слушателей и делают историю структурно сильнее. Патриарх Кирилл в своих речах прибегает к неологизмам, что является большим шагом к взаимному пониманию церкви и светских людей [12]. Такой подход позволяет донести духовно-нравственные паттерны в доступной и понятной форме.

В политике сторителлинг применяется в особенно тяжелое время и может судьбоносно повлиять на целые народы. Так, у. Черчилль во время Второй мировой войны смог сплотить свой народ и мотивировать их на дальнейшую битву, а уже в 1946 году расколол мир на несколько частей другой своей речью [13]. В своих выступлениях он использовал только короткие слова, поскольку считал, что они гораздо убедительнее: чем меньше слов, тем больше влияния. Действующий президент Российской Федерации В. В. Путин также прибегает к рассказыванию истории для мотивации и поднятия народного духа [14]. Выступления В. В. Путина известны использованием фразеологизмов, которые воспринимаются на одном культурном уровне как неоспоримая истина, в соответствии с чем речь президента становится убедительнее.

В образовании сторителлинг используется уже долгое время, многие исследователи рассматривают повествование историй как неотъемлемую часть педагогической

деятельности. К. Робинсон, английский ученый-педагог, призывает использовать в познавательном сторителлинге юмор, который основывается на экспертных фактах и способен разнообразить скучную лекцию [15]. Проблему применения сторителлинга в лекционном дискурсе также изучала И. П. Хутых, которая в качестве речевых приемов отметила риторические вопросы и восклицательные конструкции, способные вызвать эмоциональный отклик слушателей [16].

Е. А. Челнокова определяет сторителлинг как коммуникационную технологию, формирующую ключевые навыки межличностного взаимодействия [17]. Автор определяет сторителлинг как интерактивное искусство, благодаря которому развивается воображение, а в качестве приемов называет визуализацию. А. И. Кузовенкова в своих исследованиях обращает внимание на то, что рассказанная история должна иметь хронологический порядок и причинно-следственную связь, благодаря которой можно проследить развитие идеи, личности или ситуации [18].

О важности визуального сопровождения педагогического сторителлинга говорит А. Г. Алексеева, определяя основными приемами использование фото-, видеоматериалов, а также анимации [19]. Через интерпретацию визуального ряда раскрывается не только сама история, но и аудитория, для которой эта история повествуется. Ж. Е. Ермолаева обращает внимание на то, что сторителлинг в образовании имеет подчинительную роль, которая подразумевает подстраивание истории под образовательную программу [20]. Автор отмечает, что в качестве приема можно использовать импровизацию, которая требует не только экспертных знаний предметной области, но и развитого чувства восприятия аудитории слушателей [21]. О. Б. Пяткова указывает на то, что в педагогическом сторителлинге важно соблюдать конгруэнтность, согласованность ценностей и установок рассказчика истории [22]. О. М. Морозова предлагает внедрять такие инструменты сторителлинга, как квесты, которые позволят студентам стать частью рассказываемой истории, выбирать, по их мнению, верное развитие событий [23]. Проживание истории таким образом будет способствовать наилучшему запоминанию материала через перенесенный личный опыт решения учебной задачи.

Л. А. Горохова рассматривает цифровые технологии как неотъемлемую часть педагогического сторителлинга [24]. Использование цифрового повествования позволяет установить эмоциональную связь рассказчика со слушателями, современное поколение легко воспринимает цифровой контент и способно легко интерпретировать полученную через технологии информацию. Е. В. Харунжева также обращает внимание на то, что в сторителлинге важно применение технологий, поскольку они позволяют студентам осваивать истории самостоятельно и формировать собственное мнение и выводы [25]. В. И. Токтарова указывает на применение трансмедийности - сочетания нескольких форм подачи информации, которые согласованы по целям и сюжету повествования [26]. С. И. Симакова отмечает, что процесс интеграции мультимедийных элементов должен соответствовать задачам обучения, а не проявляться исключительно в разрезе развлекательного контента [27]. Поскольку современное образование невозможно представить без инноваций, в повествовании истории они также применимы и даже приветствуются, поскольку позволяют подстроиться под клиповое мышление сегодняшних студентов.

Западные исследователи обращают внимание на то, что в современном педагогическом сторителлинге преобладает использование цифровых технологий. К. Родригез считает, что важным приемом текстового сторителлинга является визуальный дизайн, который способствует более легкому чтению [28]. Дж. Тсе отмечает влияние цифрового

сторителлинга на развитие креативности молодых авторов [29]. Стоит отметить, что развитие креативности и навыка повествования на современном этапе необходимо интегрировать в большинство профессий, не только в творческие виды деятельности, поскольку создание и повествование истории позволяет обрабатывать и структурировать информацию, устанавливать причинно-следственную связь. Р. Юсупова указывает на то, что применение сторителлинга позволяет сформировать навык публичных выступлений, что также является важным на современном этапе [30]. Развивающееся медиапро-странство привлекает каждого студента и вызывает потребность транслировать свою собственную историю для заинтересованной аудитории, в большей степени это связано с появлением блогинга. М. Фернанда Астис указывает на важность жизненных историй в образовании, поскольку они способны проиллюстрировать серьезные проблемы, такие как несправедливость, сложность социализации, недопонимание, а также сформировать отношение студентов к ним [31].

Сторителлинг плавно проникает во все сферы деятельности, через истории доносится информация до целевой аудитории, передаются ценности, традиции, культура. Именно поэтому важно использовать сторителлинг в образовательной деятельности с точки зрения научения студентов не только практическим и теоретическим навыкам, но и как способ формирования ценностных и моральных установок. Современные студенты не любят нравоучения от старшего поколения, но смысл сторител-линга как раз в том, чтобы по окончании истории студенты сами сделали выводы и закрепили информацию в своей голове.

При формировании навыков и компетенций будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки использование сторителлинга также может оказаться эффективным. Однако существует сложность в подготовке педагогической истории, поскольку она требует временного ресурса и творческого подхода. При обучении менеджеров практически в каждой дисциплине есть темы, при изучении которых можно использовать сторителлинг. Однако, чтобы история получилась увлекательной, необходимо понимать, какие техники и приемы сторителлинга сделают историю максимально интересной и убедительной. Проведенный анализ литературы поможет выявить основные техники и приемы сторителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Цель исследования - определить техники и приемы сторителлинга в профессиональном образовании будущих менеджеров. Методами исследования являлись анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторител-линга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании.

Результаты исследования / Research results

Проанализированная литература позволила выявить техники, которые применяются в менеджменте и формируют организационный сторителлинг. При профессиональном обучении будущих менеджеров целесообразно интегрировать именно организационный сторителлинг в структуру лекционного материала. В табл. 1 представлено адаптированное описание выявленных ранее техник сторителлинга под применение в педагогической деятельности (см. табл. 1).

Представленные техники отличаются структурой и сюжетной линией. Поскольку преподаватель не является сценаристом или драматургом, необходимо выявить наиболее

простые структуры, которые позволят преподавателю воспроизводить истории в аудитории. Наиболее простой техникой является «Путь героя». В истории менеджмента техника «Путь героя» встречается довольно часто. Большинство бизнес-лидеров имеют интересную историю успеха, в которой встречаются как взлеты, так и падения. Поэтому данная техника наиболее доступна для использования при профессиональном обучении будущих менеджеров. Также довольно простой техникой является техника «Лепестки», поскольку в ее структуру входит несколько не связанных между собой коротких историй. Например, при изучении маркетинговых инструментов можно рассказывать, как тот или иной инструмент применялся разными компаниями в разное время.

Таблица 1

Адаптированное описание техник сторителлинга

№ Техника Описание

1 Путь героя Универсальная техника повествования, которая используется во многих сферах деятельности. Такая структура может быть эффективна в педагогическом сторителлинге, поскольку герой может ассоциироваться с каждым из слушателей. Герой, несомненно, должен преодолевать трудности, переживать взлеты и падения, а в конечном итоге получить жизненные и профессиональные уроки. Применение этой техники позволит разнообразить учебный процесс, повысить мотивацию студентов как к обучению, так и к решению возникающих проблем

2 Фальстарт Предполагает повествование истории, в которой неожиданно происходит изменение сюжета в результате ключевого события. Благодаря применению этой техники у студентов развивается навык гибкого мышления, способность к принятию решений в нестандартных ситуациях. Также эта техника способна создать атмосферу ожидания и интриги, что отражается на активном участии студентов в образовательном процессе

3 Главное событие Данная техника подразумевает повествование истории, начиная сразу с ключевого события, моментальное погружение слушателей или читателей в кульминацию. Такая последовательность позволяет захватить внимание студентов, мотивирует их разобраться в причинах произошедшего события и дает возможность порассуждать о том, к чему это может привести

4 Похожие идеи Предполагает историю, которая стремится показать сходства совершенно разных идей, людей, событий, пересекающихся в одной точке. Так, например, обучение студентов в одной группе также является историей данной техники, поскольку до университета они все были незнакомы и каждый проживал свою жизнь, но, встретившись все вместе в университете, начали находить сходства друг с другом

5 Круги на воде Данная техника предполагает раскрытие главной истории через более короткие истории, которые вытекают из главной темы и являются как бы последствием ключевого события. Все истории связаны между собой главной мыслью и становятся причиной или последствием следующей истории

6 Спарклайн В основе данной техники заложен контраст или сравнение ситуаций или личностей, которые развивались параллельно и привели к разному результату в соответствии со сделанным выбором. Такие истории отличаются яркостью и запоминаемостью, а также способствуют пониманию морального выбора в неоднозначных ситуациях

7 Лепестки Предполагает последовательность из нескольких коротких не связанных между собой историй, которые базируются на одной главной идее. Каждый лепесток может быть проиллюстрирован с помощью ярких элементов, ин-фографики, других наглядных материалов. Благодаря тому что такая техника упрощает понимание сложных тем, часто применяются ассоциации, которые усваиваются студентами гораздо легче и быстрее

Изучив теоретические и практические аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, удалось определить ряд приемов сторителлинга, которые могут быть использованы в педагогической практике, а также позволят дополнить историю и сделать ее максимально увлекательной. В табл. 2 представлено описание приемов сторителлинга относительно педагогической деятельности.

Таблица 2

Приемы педагогического сторителлинга

№ Прием Описание

1 Упрощение / аналогия При составлении истории необходимо выявить наиболее сложные элементы и постараться их преподнести максимально простым языком, не прибегая к технической терминологии. Использование аналогий, доступных для аудитории, позволит студентам уловить суть раскрываемой темы и понять устройство сложных управленческих процессов

2 WOW- эффект/неожиданность Необходимо разрушать ожидания слушателей, они не должны в начале истории понимать ее развязку. Элементы неожиданности используются для того, чтобы удержать внимание слушателя, а также для того, чтобы заставлять его возмущаться и не соглашаться с описанным положением дел

3 Мезодиплозис/анафора Данные приемы относятся к речевым техникам, которые способны на психологическом уровне запомнить повторяющиеся слова. Неважно, в начале или в конце предложения повторяется одно и то же слово, но чем чаще его упоминают, тем больший смысл оно приобретает и формирует необходимые убеждения. Благодаря подобным речевым оборотам речь становится ярче

4 Обстановка/ окружение Для того чтобы истории воспринимались студентами, необходимо создать подходящую обстановку. У преподавателей нет возможности разжечь костер в учебной аудитории, однако можно приглушить свет, как при просмотре фильма, удобно рассадить студентов полукругом для того, чтобы иметь возможность устанавливать зрительный контакт с каждым слушателем

5 Фразеологизмы/метафоры Использование устойчивых выражений благоприятно сказывается при применении техники сторителлинга, поскольку это бытовой язык, позволяющий сокращать дистанцию между спикером и слушателем. Язык метафор и фразеологизмов знаком каждому с детства, в связи с чем к истории проникаются большим доверием

6 Технологии/яркие элементы Историю не следует перегружать большим количеством деталей, однако яркие детали следует отразить с помощью современных технологий, которые позволят визуально сопроводить основную историю

7 Эмоциональность/сравнение Для того чтобы история вызывала эмоции, необходимо изучить интересы аудитории, ее основные характеристики. Благодаря этой информации будет легче создать персонажа, наделенного теми же качествами, что и студенты

8 Повторение важных аспектов истории в конце Любая учебная литература в конце главы или параграфа представляет краткие тезисы или резюме, которые отражают самые важные аспекты. При повествовании истории также важно в качестве заключения повторять наиболее значимые элементы для наилучшего усвоения результата

При обучении будущих менеджеров перечисленные приемы сторителлинга также будут иметь успех. Во-первых, поскольку в теории управления распространено использование англоязычных терминов, история все же должна рассказываться простыми словами, желательно с использованием аналогий. Особенно это правило применимо при изучении

новой информации или при повторении сложных тем. Во-вторых, в истории должны присутствовать элементы неожиданности, которые не позволят студентам заскучать и заставят их находиться в напряжении и ожидании развязки. Также важным приемом является создание атмосферы, которая будет располагать к прослушиванию историй, этого можно достичь с помощью света или звукового сопровождения. К речевым приемам относятся анафоры, метафоры, фразеологизмы. Такие приемы способны раскрасить историю и сделают ее гораздо убедительнее. Фразеологизмы действительно воспринимаются слушателями как нечто, что не требует доказательств. Наиболее применимым к педагогическому сторителлингу элементом является добавление технологий и дополнительного яркого материала, который позволит наглядно продемонстрировать ключевые аспекты истории. В некоторых историях героем может стать образ студента, что позволит эмоционально окрасить историю, поскольку слушатели будут ассоциировать и сравнивать себя с главным персонажем, это также способствует лучшему запоминанию.

Применение перечисленных техник и приемов сторителлинга позволит преподавателям наглядно демонстрировать теорию и практику управления будущим менеджерам. Поскольку большинство функций менеджмента связано с управлением людьми, важно доносить до студентов моральные ценности и принципы через истории, которые случались в реальной жизни и привели к определенным последствиям. Современный тренд организационного сторителлинга также требует знакомства студентов с данным инструментом взаимодействия. Передавать информацию - основная задача преподавателя, однако при этом необходимо использовать увлекательные инструменты, техники и приемы.

Заключение / Conclusion

Управление и бизнес требуют полноценных, компетентных специалистов, которые смогут решать управленческие задачи в сжатые сроки. Применение метода сторителлинга при обучении будущих менеджеров позволит интегрировать студентов в образовательный процесс через увлекательный контент, который молодое поколение воспринимает как привычную среду обитания. Благодаря применению в образовательном процессе выявленных техник и приемов сторителлинга будущие менеджеры смогут научиться выстраивать причинно-следственную связь и повысят уровень внимания к важным элементам. Однако, несмотря на легкую адаптацию, представленные техники и приемы требуют творческого подхода и креативности. Творческий подход требует дополнительного времени, которого так не хватает современному преподавателю. Данная проблема актуальна на сегодняшний день и является причиной, по которой преподаватели не способны быстро подстраиваться под новые тренды рынка труда и образования.

Ссылки на источники / References

1. Исаева М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. -2011. - № 3. - С. 290-294.

2. Митрофанова И. И. Клиповое мышление: реальность и перспективы // Речевые технологии/Speech Technologies. - 2019. - № 1. - C. 67-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Комиссарова Л. М. Сторителлинг как коммуникационная технология // PRРИМРА. - 2017. - № 17. - С. 96-104.

4. Чекмаев С. Сценарное искусство. - М.: Бомбора, 2023. - 272 с.

5. Хатченс Д. 9 техник сторителлинга. - М.: Попурри, 2019. - 288 с.

6. Бренсон Р. Мои правила. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 342 с.

7. Айзексон У. Стив Джобс. - М.: Corpus, 2022. - 688 с.

8. Гейтс Б. Дорога в будущее. - М.: Русская редакция, 1995. - 312 с.

9. Хиггинс Т. Создавая религию или как Илон Маск превратил Tesla из компании-выскочки в самого дорогого автопроизводителя в мире. - М.: Бомбора, 2022. - 512 с.

10. Остин Дж. Твоя лучшая жизнь сегодня. - М.: Изд. дом «Христофор», 2022. - 416 с.

11. Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдание и величие. - М.: Текст, 2004. - 285 с.

12. Морозов Е. М. Светская лексика в церковном дискурсе (на материале речи Патриарха Кирилла) // Язык и культура. - 2017. - № 37. - C. 60-69.

13. Черчилль У. Никогда не сдаваться! - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 840 с.

14. Клименко А. Ю. Величайшие речи русской истории. - М.: Алисторус, 2014. - 420 с.

15. Робинсон К. Найти свое призвание. - М.: МИФ, 2022. - 368 с.

16. Хутыз И. П. Сторителлинг в лекционном дискурсе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. - 2019. - № 2. - С. 64-73.

17. Челнокова Е. А. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // ПНиО. - 2017. - № 5 (29). - С. 7-12.

18. Кузовенкова А. И. Трансмедийный сторителлинг как новая медиатехнология // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 42-45.

19. Алексеева Г. В. Научно-исследовательские традиции технологии визуального сторителлинга // Ме-диасреда. - 2020. - № 2. - С. 7-11.

20. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторрителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - С. 128-137. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16132.htm

21. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н., Смирнова В. А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Пожары и ЧС. - 2016. - № 3. - C. 71-76.

22. Пяткова О. Б. Метод сторителлинга в обучении // Школьные технологии. - 2018. - № 6. - С. 41-45.

23. Морозова О. М. Внедрение технологии сторителлинга как средства развития ключевых компетенций у студентов педагогического колледжа // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. -№ 1 (25). - С. 49-52.

24. Горохова Л. А. Технология Digital Storytelling (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2016. - № 4. - С. 40-49.

25. Харунжева Е. В. Теоретические основы использования сторителлинга в образовательном процессе // Педагогическое искусство. - 2021. - № 2. - C. 28-32.

26. Токтарова В. И. Цифровой образовательный сторителлинг: возможности и перспективы // КПЖ. - 2023. -№ 1 (156). - С. 57-67.

27. Симакова С. И. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление // Вестник ВУиТ. - 2019. -№ 1. - С. 222-230.

28. Rodríguez C. L. Digital Storytelling in Education: A Systematic Review of the Literature // Review of European Studies. - 2021. - Vol. 13. - No. 2. - URL: https://ccsenet.org/journal/index.php/res/article/view/0/45027

29. Tse J. K. Y., Chan S. W. Y., Chu S. K. W. Quality Assessment for Digital Stories by Young Authors // Data and Information Management. - 2021. - P. 174-183. - URL: https://repository.eduhk.hk/en/publications/quality-assess-ment-for-digital-stories-by-young-authors

30. Zhussupova R., Shadiev R. Digital storytelling to facilitate academic public speaking skills: case study in culturally diverse multilingual classroom // Journal of Computers in Education, 2023. - P. 1-28. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40692-023-00259-x

31. Fernanda Astiz M. Storytelling in the Higher Education Classroom: Why It Matters // College Teaching. - 2020. - Vol. 68. - Is. 4. - URL: https://www.researchgate.net/publication/342545990_Storytelling_in_the_Higher_Education_Classroom_Why_It_Matters

1. Isaeva, M. A. (2011). "Pokoleniya krizisa i pod"ema v teorii V. Shtrausa i N. Houva" [Generations of crisis and recovery in the theory of V. Strauss and N. Howe], Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, pp. 290-294 (in Russian).

2. Mitrofanova, I. I. (2019). "Klipovoe myshlenie: real'nost' i perspektivy" [Clip Thinking: Reality and Prospects], Re-chevye tekhnologii/Speech Technologies, № 1, pp. 67-81 (in Russian).

3. Komissarova, L. M. (2017). "Storitelling kak kommunikacionnaya tekhnologiya" [Storytelling as a communication technology], PRRIMRA, № 17, pp. 96-104 (in Russian).

4. Chekmaev, S. (2023). Scenarnoe iskusstvo [Screenwriting], Bombora, Moscow, 272 p. (in Russian).

5. Hatchens, D. (2019). 9 tekhnik storitellinga [9 Storytelling Techniques], Popurri, Moscow, 288 p. (in Russian).

6. Brenson, R. (2015). Moipravila [My rules], Al'pina Pablisher, Moscow, 342 p. (in Russian).

7. Ajzekson, U. (2022). Stiv Dzhobs [Steve Jobs], Corpus, Moscow, 688 p. (in Russian).

8. Gejts, B. (1995). Doroga v budushchee [The Road to the Future], Russkaya redakciya, Moscow, 312 p. (in Russian).

9. Higgins, T. (2022). Sozdavaya religiyu ili kak Ilon Mask prevratil Tesla iz kompanii-vyskochki v samogo dorogogo avtoproizvoditelya v mire [Creating a religion or how Elon Musk turned Tesla from an upstart company into the most expensive automaker in the world], Bombora, Moscow, 512 p. (in Russian).

10. Ostin, Dzh. (2022). Tvoya luchshaya zhizn'segodnya [Your best life today], Izd. dom "Hristofor", Moscow, 416 p. (in Russian).

Miller, U. R. (2004). Martin Lyuter King. Zhizn', stradanie i velichie [Martin Luther King: Life, Suffering and Greatness], Tekst, Moscow, 285 p. (in Russian).

Morozov, E.M. (2017). "Svetskaya leksika v cerkovnom diskurse (na materiale rechi Patriarha Kirilla)" [Secular vocabulary in church discourse (the case study of the speech of Patriarch Kirill)], Yazyki kul'tura, № 37, pp. 60-69 (in Russian). Cherchill', U. (2014). Nikogda ne sdavat'sya! [Never give up!] Al'pina Pablisher, Moscow, 840 p. (in Russian). Klimenko, A. Yu. (2014). Velichajshie rechi russkoj istorii [The Greatest Speeches in Russian History], Alistorus, Moscow, 420 p. (in Russian).

Robinson, K. (2022). Najti svoe prizvanie [Find your calling], MIF Moscow, 368 p. (in Russian). Hutyz, I. P. (2019). "Storitelling v lekcionnom diskurse" [Storytelling in Lecture Discourse], Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Obshchestvo. Kommu-nikaciya. Obrazovanie, № 2, pp. 64-73 (in Russian).

Chelnokova, E. A. (2017). "Storitelling kak tekhnologiya effektivnyh kommunikacij" [Storytelling as a technology of effective communications], PNiO, № 5 (29), pp. 7-12 (in Russian).

Kuzovenkova, A. I. (2017). "Transmedijnyj storitelling kak novaya mediatekhnologiya" [Transmedia Storytelling as a New Media Technology], Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, № 4 (26), pp. 42-45 (in Russian). Alekseeva, G. V. (2020). "Nauchno-issledovatel'skie tradicii tekhnologii vizual'nogo storitellinga" [Research Traditions of Visual Storytelling Technology], Mediasreda, № 2, pp. 7-11 (in Russian).

Ermolaeva, Zh. E., & Lapuhova, O. V. (2016). "Storritelling kak pedagogicheskaya tekhnika konstruirovaniya uchebnyh zadach v vuze" [Storytelling as a pedagogical technique for designing educational tasks at a university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 128-137. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm (in Russian).

Ermolaeva, Zh. E., Lapuhova, O. V., Gerasimova, I. N., & Smirnova, V. A. (2016). "Storitelling kak pedagogicheskaya tekhnika peredachi yavnogo i neyavnogo znaniya v vuze" [Storytelling as a pedagogical technique for the transfer of explicit and implicit knowledge in higher education], Pozhary i ChS, № 3, pp. 71-76 (in Russian). Pyatkova, O. B. (2018). "Metod storitellinga v obuchenii" [Storytelling method in teaching], Shkol'nye tekhnologii, № 6, pp. 41-45 (in Russian).

Morozova, O. M. (2020). "Vnedrenie tekhnologii storitellinga kak sredstva razvitiya klyuchevyh kompetencij u stu-dentov pedagogicheskogo kolledzha" [Implementation of storytelling technology as a means of developing key competences in students of a pedagogical college], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, № 1 (25), pp. 49-52 (in Russian).

Gorohova, L. A. (2016). "Tekhnologiya Digital Storytelling (cifrovoe povestvovanie): social'nyj i obrazovatel'nyj potencial" [Digital Storytelling Technology: Social and Educational Potential], Sovremennye informacionnye tekhnologii i IT-obrazovanie, № 4, pp. 40-49 (in Russian).

Harunzheva, E. V. (2021). "Teoreticheskie osnovy ispol'zovaniya storitellinga v obrazovatel'nom processe" [Theoretical foundations of using storytelling in the educational process], Pedagogicheskoe iskusstvo, № 2, pp. 28-32 (in Russian). Toktarova, V. I. (2023). "Cifrovoj obrazovatel'nyj storitelling: vozmozhnosti i perspektivy" [Digital educational storytelling: opportunities and prospects], KPZH, № 1 (156), pp. 57-67 (in Russian).

Simakova, S. I. (2019). "Mul'timedijnyj storitelling - teoreticheskoe osmyslenie" [Multimedia storytelling - theoretical understanding], Vestnik VUiT, № 1, pp. 222-230 (in Russian).

Rodríguez, C. L. (2021). "Digital Storytelling in Education: A Systematic Review of the Literature", Review of European Studies, vol. 13, no. 2. Available at: https://ccsenet.org/journal/index.php/res/article/view/0/45027 (in English). Tse, J. K. Y., Chan, S. W. Y., & Chu, S. K. W. (2021). "Quality Assessment for Digital Stories by Young Authors", Data and Information Management, pp. 174-183. Available at: https://repository.eduhk.hk/en/publications/quality-as-sessment-for-digital-stories-by-young-authors (in English).

Zhussupova, R., & Shadiev, R. (2023). "Digital storytelling to facilitate academic public speaking skills: case study in culturally diverse multilingual classroom", Journal of Computers in Education, pp. 1-28. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s40692-023-00259-x (in English).

Fernanda Astiz, M. (2020). "Storytelling in the Higher Education Classroom: Why It Matters", College Teaching, vol. 68, is. 4. Available at: https://www.researchgate.net/publication/342545990_Storytelling_in_the_Higher_Ed-ucation Classroom Why It Matters (in English).

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Вклад авторов

В. В. Макарова - определение техник и приемов сто-рителлинга в профессиональном обучении будущих менеджеров.

М. Г. Сергеева - анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в различных сферах деятельности, в том числе в образовании.

Contribution of the authors

V. V. Makarova - selection of the techniques and methods of storytelling in the professional training of future managers.

M. G. Sergeeva - analysis of the works of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in various fields of activity, including education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.