Научная статья на тему 'Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров'

Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сторителлинг / технология / будущие менеджеры / компетенция социального взаимодействия / storytelling / technology / future managers / social interacion competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Вера Владимировна, Сергеева Марина Георгиевна

Современные технологии обучения требуют новых навыков от преподавателей, которые они будут способны реализовать в своей профессиональной деятельности. Требования общества, государства и рынка труда регулярно меняются. Однако существуют традиционные методы обучения, которые приобретают новые формы и модификации. Повествование это традиционная форма обучения, которой владеют преподаватели, учителя, наставники. Через повествование люди всегда передавали свои знания и опыт. Традиционные лекции по-прежнему не теряют своей актуальности, но чаще всего они не способствуют появлению мотивации к обучению студентов. В связи с этим появляется новая форма повествования -сторителлинг, благодаря которой процесс передачи знаний становится наиболее интересным и увлекающим. Рассказывание истории в любом случае подразумевает обратную связь, которая может выражаться в вербальных и невербальных сигналах, а также в форме рефлексии, а обратная связь, в свою очередь, приводит к развитию социального взаимодействия. Целью данной статьи является изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих аспекты сторителлинга в образовании, а также определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анкетирование и наблюдение. Основными результатами исследования являются полученные данные анкетирования, подтверждающие, что технология сторителлинга интересна студентам как образовательный метод, а также как метод взаимодействия в управленческой деятельности. В связи с этим сделан вывод о том, что данную технологию необходимо внедрять в учебный процесс высшего образования при подготовке будущих управленцев. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, а также анализом готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Вера Владимировна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Storytelling as a pedagogical technology for training future managers in the field of social interaction

Modern teaching technologies require new skills from teachers, which they will be able to implement in their professional activities. The requirements of society, government and labor market change regularly. However, there are traditional teaching methods that are taking on new forms and modifications. Narration is a traditional form of teaching, which is used by lecturers, teachers, and mentors. People have always passed on their knowledge and experience through narration. Traditional lectures still remain relevant, but most often they do not contribute to the emergence of motivation for student learning. In this regard, a new form of narration is emerging storytelling, thanks to which the process of transferring knowledge becomes more interesting and involving. Telling a story in any case involves feedback, which can be expressed in verbal and non-verbal signals, as well as in the form of reflection, and feedback, in turn, leads to the development of social interaction. The purpose of this article is to study and analyze the literature of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in education, as well as to determine the level of awareness of future managers about storytelling technology, and to analyze the readiness of students to use storytelling in the educational process. The study used theoretical and empirical methods such as questionnaires and observation. The main results of the study are the survey data obtained, confirming that storytelling technology is interesting to students as an educational method, as well as a method of interaction in management activities. In this regard, it was concluded that this technology needs to be introduced into the educational process of higher education institutions for preparing future managers. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the works of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in education. The practical significance of the study is due to determining the level of awareness of future managers about storytelling technology, as well as in analyzing the readiness of students to use storytelling in the educational process.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 08 (август) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241130 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11130 УДК 378.147

Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров

Storytelling as a pedagogical technology for training future managers in the field of social interaction

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Макарова Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Мытищи, Российская Федерация makarovavera93@mail.ru ORCID: 0009-0001-2606-2256

Сергеева Марина Георгиевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков ФГАОу ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, Российская Федерация sergeeva198262@mail.ru ORCID: 0000-0001-8365-6088

Vera V. Makarova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, branch of Bauman Moscow State Technical University, Mytishchi, Russian Federation makarovavera93@mail.ru ORCID: 0009-0001-2606-2256

Marina G. Sergeeva,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russian Federation sergeeva198262@mail.ru ORCID: 0000-0001-8365-6088

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. -№ 08. - С. 114-124. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241130.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11130

V. V. Makarova, M. G. Sergeeva, Storytelling as a pedagogical technology for training future managers in the field of social interaction // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 08. - P. 114124. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241130.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11130

Поступила в редакцию Received 29.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 30.06.24 Опубликована Published 31.08.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Макарова В. В., Сергеева М. Г., 2024

Аннотация

Современные технологии обучения требуют новых навыков от преподавателей, которые они будут способны реализовать в своей профессиональной деятельности. Требования общества, государства и рынка труда регулярно меняются. Однако существуют традиционные методы обучения, которые приобретают новые формы и модификации. Повествование - это традиционная форма обучения, которой владеют преподаватели, учителя, наставники. Через повествование люди всегда передавали свои знания и опыт. Традиционные лекции по-прежнему не теряют своей актуальности, но чаще всего они не способствуют появлению мотивации к обучению студентов. В связи с этим появляется новая форма повествования -сторителлинг, благодаря которой процесс передачи знаний становится наиболее интересным и увлекающим. Рассказывание истории в любом случае подразумевает обратную связь, которая может выражаться в вербальных и невербальных сигналах, а также в форме рефлексии, а обратная связь, в свою очередь, приводит к развитию социального взаимодействия. Целью данной статьи является изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих аспекты сторителлинга в образовании, а также определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анкетирование и наблюдение. Основными результатами исследования являются полученные данные анкетирования, подтверждающие, что технология сторителлинга интересна студентам как образовательный метод, а также как метод взаимодействия в управленческой деятельности. В связи с этим сделан вывод о том, что данную технологию необходимо внедрять в учебный процесс высшего образования при подготовке будущих управленцев. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, а также анализом готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.

Ключевые слова

Abstract

Modern teaching technologies require new skills from teachers, which they will be able to implement in their professional activities. The requirements of society, government and labor market change regularly. However, there are traditional teaching methods that are taking on new forms and modifications. Narration is a traditional form of teaching, which is used by lecturers, teachers, and mentors. People have always passed on their knowledge and experience through narration. Traditional lectures still remain relevant, but most often they do not contribute to the emergence of motivation for student learning. In this regard, a new form of narration is emerging - storytelling, thanks to which the process of transferring knowledge becomes more interesting and involving. Telling a story in any case involves feedback, which can be expressed in verbal and non-verbal signals, as well as in the form of reflection, and feedback, in turn, leads to the development of social interaction. The purpose of this article is to study and analyze the literature of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in education, as well as to determine the level of awareness of future managers about storytelling technology, and to analyze the readiness of students to use storytelling in the educational process. The study used theoretical and empirical methods such as questionnaires and observation. The main results of the study are the survey data obtained, confirming that storytelling technology is interesting to students as an educational method, as well as a method of interaction in management activities. In this regard, it was concluded that this technology needs to be introduced into the educational process of higher education institutions for preparing future managers. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the works of domestic and foreign authors studying aspects of storytelling in education. The practical significance of the study is due to determining the level of awareness of future managers about storytelling technology, as well as in analyzing the readiness of students to use storytelling in the educational process.

Key words

сторителлинг, технология, будущие менеджеры, компетенция социального взаимодействия

storytelling, technology, future managers, social interaction competence

Благодарности

_ Acknowledgements

Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0-000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».

The publication was prepared within the framework of research work No. 071720-0-000 "Psychoneurolinguistics as applied to methods for intensifying the process of teaching foreign languages based on interdisciplinary knowledge".

Введение / Introduction

На сегодняшний день управленческое образование меняется в связи с появлением новых технологий. А. П. Панфилова выделяет современные активные методы обучения, такие как симуляции, компьютерные деловые игры, кейс-стади, мастер-классы, стендапы и многое другое [1]. Большинство современных методов обучения будущих менеджеров базируется на какой-то определенной истории. Технология сторителлинга активно применяется в коммерческих образовательных центрах, в дистанционном образовании, а также в корпоративном обучении. Преподаватели

классических университетов тоже применяют сторителлинг на своих лекционных занятиях, интегрируют историю в учебный материал. По словам Ж. Е. Ермолаевой, одни преподаватели при применении технологии сторителлинга используют фильмы, другие - кейс-стади, некоторые рассказывают истории из собственного опыта - это наиболее встречающееся явление преподавателей-практиков [2]. Однако не получило широкого распространения применение сторителлинга в обратном смысле - когда студент рассказывает свои истории и повышает уровень социального взаимодействия. Для будущих менеджеров компетентность социального взаимодействия является ключевой профессиональной компетентностью, которая развивается на протяжении всей жизни. Одни студенты в силу своих личностных качеств способны легко справиться с социальным взаимодействием, другим сложно устанавливать социальный контакт, поэтому данный навык необходимо формировать в процессе получения высшего образования.

Ключевым аспектом сторителлинга в образовании является его способность к передаче ценностей, социальных норм и профессиональных знаний через истории. По наблюдениям К. Галло, сторителлинг позволяет развить чувство эмпатии и способствует пониманию других людей [3]. Еще одной особенностью сторителлинга является его способность приводить к запоминанию информации, поскольку истории запоминаются намного лучше фактов или концепций.

В процессе обучения будущих менеджеров сторителлинг может быть использован как технология для обучения таким навыкам, как коммуникация, лидерство, управление конфликтами, мотивации персонала и другим аспектам межличностных взаимоотношений. Таким образом, сторителлинг при формировании компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров может стать эффективной технологией, способствующей развитию ключевых навыков и качеств, необходимых для успешного руководства организацией.

Обзор литературы / Literature review

Управление людьми невозможно без осуществления социального взаимодействия. Менеджмент построен на том, как правильно общаться, осуществлять влияние и мотивировать персонал организации. Если рассматривать функции менеджмента, разработанные А. Файолем, к которым относятся планирование, организация, мотивация, контроль и координация [4], то можно отметить, что каждый из перечисленных процессов базируется на социальном контакте с другими людьми.

Феномен социального взаимодействия исследовался в разных аспектах научного знания. С философской точки зрения, по мнению Н. Л. Виноградовой, социальное взаимодействие определяется как способ бытия, в котором основой является диалогическое отношение субъектов социального действия [5]. Согласно социологическому подходу Г. В. Осипов характеризует социальное взаимодействие как поведение индивидуума, группы или общества на текущий момент и в перспективе [6]. С педагогической точки зрения социальное взаимодействие, по исследованиям Г. И. Козырева, является процессом влияния социальных субъектов друг на друга, в котором происходит обмен информацией, знаниями, опытом [7]. С точки зрения управления наиболее релевантной интерпретацией термина социального взаимодействия является трактовка, предложенная Э. Дюркгеймом. По его мнению, социальное взаимодействие - это связи, способные объединять людей благодаря определенным специфическим признакам, сформированным общественными реалиями [8]. В настоящее время социальному взаимодействию по-

прежнему уделяется значимое внимание. С. Хоплер, Р. Сегерер, Я. Никитин разработали модель социального взаимодействия, состоящую из шести компонентов: актер, партнер, отношения, деятельность, контекст и оценка [9].

Поскольку менеджер всегда находится в процессе коммуникации, ему необходимо активно владеть компетентностью социального взаимодействия, которая представлена в исследованиях В. В. Макаровой как интегративное качество личности, формируемое и реализующееся посредством управленческой и инновационной деятельности, включающее совокупность личностных и профессиональных характеристик, способствующих установлению межличностных и межгрупповых отношений [10]. Например, в таких вузах, как Заполярный государственный университет им. Н. М. Федоровского и в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, преподают дисциплину «Социальное взаимодействие», целью которой, по мнению автора программы Ж. А. Сулаевой, является формирование и развитие целостного представления о процессе налаживания и поддержания социально-психологических отношений [11]. Однако формирование компетентности социального взаимодействия, как пишет И. Г. Захарова, - это не задача одной учебной дисциплины, это задача образовательной программы, при реализации которой используется междисциплинарный подход, применяются интерактивные технологии и инструменты взаимодействия субъектов образовательного процесса, внедрение прак-тико-ориентированных методов обучения [12].

О важности социально-эмоционального взаимодействия в своей статье говорит С. Хуан [13]. Она делает основной упор на то, что при совместном обучении формируется способность социального взаимодействия, сопровождаемая эмоциональным контекстом. В своих трудах С. Хуан описывает педагогическую методику формирования и развития социально-эмоционального взаимодействия студентов при совместном обучении. Помимо совместной работы, в качестве методов формирования управленческих компетентностей А. О. Мухаметжанова выделяет дискуссии, тренинги, мастер-классы, деловые игры, мозговые штурмы и т. д. [14] Все эти методы активно изучаются и применяются в формировании различных компетенций обучающихся.

Однако существует технология обучения, которая является одной из старейших форм обучения и формирования знаний умений и навыков - сторителлинг. Р. Шанк считает, что знания - это результат опыта, а опыт - это всегда история [15]. М. Грин считает, что цель сторителлинга в преподавании заключается в том, чтобы обеспечить интерес к обучению, создать структурную модель курса, поделиться знаниями со студентами в привычной для них форме и укрепить связь между субъектами образовательного процесса [16]. Помимо перечисленных целей, существует не менее важная цель - формирование компетентности социального взаимодействия. Д. Вилингем полагает, что применение технологии сторителлинга позволяет преподавателю добиться большего доверия от студентов, поскольку истории несут искренний посыл, помогающий расположить собеседников друг к другу, а также запомнить предоставленный материал [17]. Достигается наиболее благоприятная атмосфера в коллективе, лидером которого становится рассказчик. Это не значит, что только преподаватель должен рассказывать истории - студенты могут захотеть поделиться своей историей, что станет отправной точкой к укреплению социального взаимодействия в коллективе и развитию изучаемой компетентности. Дж. Рашер выделяет три части сторителлинга: осмысленность, связанность и запоминаемость [18]. Управленческая наука тесно переплетается с человеческими отношениями, которые волнуют каждого, поэтому кейсов на различные темы из личного или

профессионального опыта достаточно у каждого человека, необходимо лишь связывать их с изучаемой темой. Дж. Фой пишет о том, что сторителлинг позволяет понимать главных героев истории и способствует сопереживанию, что формирует чувство эмпатии у студентов, которое является элементом социального взаимодействия [19]. Иногда истории не требуют специальных навыков драматурга, в менеджменте достаточно личных историй известных управленцев или лидеров. Рассказ про них в доступной форме позволит упростить учебный материал, а также вовлечь студентов в процесс и выступит катализатором мотивации на карьерные достижения. В своих трудах А. Симмонс утверждает, что упрощенный материал гораздо лучше запоминается студентами [20]. Например, история про Хоторнский эксперимент, описанный Э. Мэйо [21], имеет интересную сюжетную линию и объясняет студентам появление управленческой школы человеческих отношений.

Г. Денистон-Трохта делится правилами применения сторителлинга в обучении [22]. Первое правило - придерживаться образовательных целей. Второе - история должна заинтересовать студента, затронуть его лично. Третье правило - выдерживать интригу, которая будет усиливать значимость основной мысли. М. Дрейк исследует в своих трудах форматы сторителлинга, к которым относит такие форматы, как публичное выступление спикера, длинные тексты и даже мультфильмы. Мультфильмы, по его мнению, удерживают внимание как детей, так и взрослых и транслируют в большинстве своем довольно глубокие смыслы [23]. Например, мультфильм «Рата-туй», снятый по одноименной детской книге, написанной Р. Китти [24], рассказывает историю успеха мышонка, получившего желаемую работу. Однако на этом же примере можно рассказывать про БШОТ-анализ (пока потребитель не знал о мышах на кухне ресторана, мыши не были слабой стороной компании).

Д. Макадамс рассуждает в своих трудах о значимости историй, созданных студентами [25]. Размышления студентов, возникающие в процессе построения жизненных повествований, способствуют формированию своей идентичности и развитию личностных качеств. К. Абрахамсон не советует злоупотреблять технологией сторителлинга в процессе подготовки специалистов, поскольку это может расслабить студентов и сбить их серьезный настрой на получение образования [26]. Р. Ландрум разработал практические рекомендации для преподавателей психологии по использованию технологии сторител-линга, выделив главный аспект, который заключается в установлении взаимопонимания между преподавателем и студентом, основанного на доверии [27]. Стоит обращать внимание на то, какие ценностные установки, помимо учебной задачи, транслируются через рассказанную историю. Р. Макки пишет о том, что ценности должны обладать парным зарядом: положительным и отрицательным [28]. Ключевые сюжетные повороты истории должны происходить на контрасте морального выбора персонажа. На протяжении всей истории, как утверждает Д. Хатченс, рассказчик описывает характеристики главного героя, его действия, которые могут соотноситься с мыслями студентов, коррелировать с их выбором, благодаря чему студенты могут сопоставить собственный путь с развитием персонажа истории [29]. Ю. С. Яхновская в своих трудах исследует коммуникативные практики в обучении, опираясь на технологию сторителлинга [30]. По ее мнению, процесс перехода от лекции к сторителлингу неизбежен еще и потому, что такого подхода требует общество и современный рынок образовательных услуг.

Некоторые современные зарубежные исследования также посвящены проблеме сторителлинга в образовании. Дж. Тсе указывает на важность сторителлинга, поскольку он превращает учебное задание в приятное занятие для учащихся, предоставляя им более

мотивирующий и увлекательный способ передавать мысли, добавляя в истории различные цифровые средства и навыки, а не просто слова [31]. Р. Юсупова рассматривает сто-рителлинг с точки зрения формирования академических навыков публичных выступлений [32]. Она определяет сторителлинг как процесс обучения, посредством которого студенты делятся своими жизненными историями и творческим воображением с другими.

Таким образом, технология сторителлинга будет не просто полезна при обучении будущих менеджеров, она и действительно позволит сформировать компетентность социального взаимодействия благодаря эмпатии, рефлексии, дискуссиям, обратной связи, которые она способна вызвать в образовательном процессе.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Цель исследования - определить уровень осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, проанализировать готовность студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. Базой исследования является Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана. В исследовании приняли участие студенты I-IV курсов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент».

К теоретическим методам исследования относятся изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. К эмпирическим методам исследования - анкетирование и наблюдение, позволяющие получить качественные и количественные данные среди респондентов.

Результаты исследования / Research results

В рамках исследования было проведено анкетирование студентов на тему «Сторителлинг в обучении будущих менеджеров». Результаты исследования представлены на рисунке ниже.

По результатам исследования получены следующие выводы.

Только четверть студентов не была осведомлена о том, что из себя представляет технология сторителлинга, однако, когда студентам предоставили краткую характеристику технологии, абсолютно все поняли, о чем речь, и оказались с ней знакомы. Анкетирование показало, что количество студентов, которые готовы активно слушать истории, гораздо больше тех, кто готов их рассказывать. Из 68 опрошенных только 4 студента не готовы рассказывать истории, а один студент не любит слушать истории. 10% опрошенных уверены в том, что они отличные рассказчики, 44% опрошенных характеризуют свой уровень рассказчика как хороший и вовлекающий, 34% считают, что их уровень сторителлинга находится на среднем уровне, и 12% респондентов сомневаются в своем навыке повествования истории. Однако это результат субъективной оценки своих качеств, который может отличаться от действительности.

Также было исследовано мнение студентов на тему необходимости сторителлинга в управленческой деятельности. 63% опрошенных считают, что в профессии, связанной с социальным взаимодействием, в том числе в профессии менеджера, навык сторителлинга необходим для установления социальных контактов и более длительных отношений. 28% опрошенных утверждают, что необходимость применения сторителлинга будет зависеть от сферы деятельности менеджера. 9% респондентов убеждены, что необходимо уделять внимание более значимым навыкам, которые будут способствовать развитию профессиональных компетенций.

Результаты анкетирования студентов

Еще один блок вопросов был посвящен применению сторителлинга в образовательной деятельности. Абсолютно все респонденты согласились с тем, что преподаватели используют эту технологию в своей практике. Опрос показал, что большинство студентов (75%) считают истории преподавателей релевантными и соответствующими темам изучаемых дисциплин. 21% опрошенных считает, что не все истории

преподавателей связаны с учебным материалом, и 4% студентов считают, что истории не соответствуют изучаемым дисциплинам.

Сторителлинг в процессе обучения не обязательно должен применяться только преподавателями. На практических занятиях в рамках обсуждений и дискуссий студенты могут рассказывать свои истории, демонстрирующие их собственный опыт и знания той или иной темы. 25% респондентов с радостью готовы делиться своими историями с аудиторией и преподавателями, 55% опрошенных считают, что справятся с историей, если для них будет разработана структура повествования. 18% опасаются возможных сложностей с творческим подходом в повествовании истории, и лишь 2% не готовы делиться своими историями с преподавателем и аудиторией. 88% опрошенных планируют развивать навык сторителлинга в будущем, считая, что использование этой коммуникативной технологии позволит достичь успеха в профессиональной и личной жизни. 10% студентов считают, что они достигли желаемого уровня, и не планируют повышать его в дальнейшем. 2% считают, что данный навык не будет полезен в будущем.

Метод наблюдения применялся на занятиях по маркетингу у первого курса. В лекционные темы были интегрированы истории, которые демонстрировали маркетинговые концепции с практической точки зрения. Уровень вовлеченности студентов во время сторителлинга был значительно выше, чем при обычном лекционном чтении теории маркетинга. На следующем занятии было проведено контрольное мероприятие, включающее в себя небольшие кейсы реальных компаний, которым необходимо было присвоить актуальную для них концепцию маркетинга. Большинство студентов получили положительный балл. В результате опроса студенты отметили, что им гораздо проще было вспомнить рассказанные истории, чем теоретические основы концепций, и соотнести их с контрольными кейсами.

Во время изучения темы «Индивидуальное потребительское поведение» студентам было выдано домашнее задание, в результате которого студенты должны были подготовить занимательную историю, описывающую процесс совершенной ими покупки в соответствии с этапами принятия решения о покупке. Им была предложена структура, по которой они могли подготовить историю. Структура истории представлена в таблице.

Структура истории о потребительском поведении

Этап истории Ключевой поворот в сюжете Пример истории, подготовленной студентом

Рассказать о предшествующих событиях определения потребности .. .тогда возникла потребность в. Моя мама очень озадачена темой здорового образа жизни, поэтому мы всей семьей соблюдаем принципы правильного питания. На прошлой неделе мои родители уехали на дачу, а я остался со своим старшим братом. Мы долго думали, что бы мы хотели на ужин, потому что приготовленная мамой еда нас уже не удовлетворяла. Так мы пришли к единому мнению, что хотим пиццу

Рассказать о том, как осуществлялся поиск информации об удовлетворении потребности .выбрал несколько вариантов удовлетворения потребности... Мы начали изучать предложения по доставке пиццы, потому что сами мы ее готовить не умеем. Долго думали и рассуждали о том, какую бы хотели: замороженную или готовую. Поскольку ни один из нас не умеет пользоваться духовкой, выбрали готовый вариант. Затем начали изучать, какие рестораны доставляют пиццу на дом, нашли несколько: «ДоДо», «Папа-Джонс», «Домино» и «Зотман»

Рассказать о том, как происходит отбор вариантов удовлетворения потребности ...выбрал тот продукт, который наиболее подходил для удовлетворения потребности. Изначально я хотел острую пиццу, но мой брат совсем не любит острое, поэтому нам пришлось искать компромисс. Мы оба хотели пиццу на тонком тесте, с большим количеством сыра и с беконом. Во всех ресторанах предлагался такой вариант, но только в «ПапаДжонс» в комплекте к пицце шел острый перец - халапеньо, который позволял регулировать остроту. Решение было принято: «Баварская пицца» на тонком тесте из ресторана «ПапаДжонс»

Рассказать о том, как принималось решение о покупке .и я наконец-то это купил. После того как мы определились с пиццей, мы начали искать промокоды на скидку. Оказалось, что у брата были еще и бонусные баллы в приложении «ЯндексЕда». После того как мы ввели промокод и использовали бонусные баллы, мы оплатили заказ. Ожидание заказа составило 43 минуты

Рассказать о том, насколько вы были удовлетворены сделанным выбором .я остался очень доволен/не доволен сделанным выбором. Через 15 минут после того, как нам привезли пиццу, ее уже не было. Нам очень понравился вкус, и я рекомендую попробовать эту пиццу всем, кого знаю. Единственное, что мне не понравилось, - это острый перец. Он действительно очень острый

Большинство студентов подготовили свои истории, рассказывали их с юмором и ждали ответную реакцию от одногруппников и от преподавателя. Каждый студент был активным слушателем, некоторые давали свои комментарии о том, как бы поступили они в описанной ситуации. Такой подход к учебному занятию позволяет повысить уровень доверия в аудитории, а также узнать друг о друге неизвестные ранее факты.

На основании полученных результатов можно говорить о том, что технология сторителлинга интересна студентам в качестве изучения и применения в управленческой деятельности. Поэтому ее стоит применять в процессе формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров.

Заключение / Conclusion

В заключении можно отметить, что сторителлингу как технологии формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров не уделяется должного внимания. Поскольку на современном этапе развития технологий существует огромное число возможностей рассказывать истории в различных форматах, необходимо эти возможности использовать как в образовательной, так и в управленческой деятельности. Сторителлинг способствует не только развитию компетентности социального взаимодействия, но и тренирует воображение, развивает чувство эмпатии и сопереживания, которые необходимы в эпоху искусственного интеллекта и цифровых технологий.

Ссылки на источники / References

1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие. - М.: Академия, 2013. - 208 c.

2. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторрителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6. - С. 128-137. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16132.htm

3. Галло К. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории. - М.: Эксмо, 2021. - 340 с.

4. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. - М.: Юрайт, 2019. - 198 с.

5. Виноградова Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Волгоград, 1999. - 156 с.

6. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2008. - 608 с.

7. Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. - 2005. -№ 8. - С. 37-48.

8. Дюркгейм Э. Д. Социология образования. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 115 с.

9. Hoppler S. S., Segerer R., Nikitin J. The Six Components of Social Interactions: Actor, Partner, Relation, Activities, Context, and Evaluation // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - P. 1-13. - URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.743074

10. Макарова В. В. Формирование компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров в сфере технологических инноваций: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2022. - 23 c.

11. Рабочая программа дисциплины «Социальное взаимодействие». - СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2022. - 25 с.

12. Захарова И. Г. Формирование социальной компетенции у студентов вуза // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 11. - С. 129-130.

13. Huang X. Social emotional interaction in collaborative learning: Why it matters and how can we measure it? // Social Sciences & Humanities Open. - 2023. - Vol. 7. - P. 1-9. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.ssaho.2023.100447

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Мухаметжанова А. О. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2. - С. 84-88.

15. Schank R. C., Abelson R. P. Knowledge and memory: The real story // Knowledge and memory: The real story -Advances in social cognition / ed. R. S. Wyer Jr. - 1995. - Vol. VIII. - P. 1-86.

16. Green M. C., Brock T. C. The role of transportation in the persuasiveness of public narratives // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. - 79. - P. 701-721. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.79.5.701

17. Willingham D. T. Why don't students like school? - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2009. - 190 p.

18. Ruscher J. B. Storytelling from a three-legged stool. - URL: https://www.psychologicalscience.org/observer/story-telling-from-a-three-legged-stool

19. Foy J. E. Encouraging comprehension: Insights from research on reading stories // Telling stories: The art and science of storytelling as an instructional strategy / eds. K. Brakke, J. A. Houska. - 2015. - P. 49-59.

20. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 270 с.

21. Бурганова Л. А., Савкина Е. Г. «Человеческие отношения»: уроки Хоторнского эксперимента // Вестник экономики, права и социологии. - 2007. - № 3. - С. 91-102.

22. Deniston-Trochta G. M. The meaning of storytelling as pedagogy // Visual Arts Research. - 2003. - 29. - Р. 103-108.

23. Drake M. A., Drake D. Storytelling via cartoons // 101 more favorite play therapy techniques / eds. H. G. Kaduson, C. E. Schaefer. - 2001. - P. 51-54.

24. Китти Р. Рататуй. - М.: Эксмодетство, 2020. - 128 с.

25. McAdams D. P., McLean K. C. Narrative identity // Current Directions in Psychological Science. - 2013. - 22. -P. 233-238. - URL: http://dx.doi.org/10.1177/0963721413475622

26. Abrahamson C. E. Motivating students through personal connections: Storytelling as pedagogy in introductory psychology // Best practices for teaching introduction to psychology / eds. D. S. Dunn, S. L. Chew. - 2006. - P. 245-258.

27. Landrum R. E. The Pedagogical Power of Storytelling // Scholarship of Teaching and Learning in Psychology. -2019. - 5(3). DOI: 10.1037/stl0000152

28. Макки Р. История на миллион долларов. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 456 с.

29. Хатченс Д. 9 техник сторителлинга. - М.: Попурри, 2019. - 288 с.

30. Яхновская Ю. С. Коммуникативные практики в образовании: от лекции к сторителлингу // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2020. - № 3. - С. 50-59.

31. Tse J. K. Y., Chan S. W. Y., Chu S. K. W. Quality Assessment for Digital Stories by Young Authors // Data and Information Management. - 2021. - P. 174-183. - URL: https://doi.org/10.2478/dim-2020-0039

32. Zhussupova R., Shadiev R. Digital storytelling to facilitate academic public speaking skills: case study in culturally diverse multilingual classroom // Journal of Computers in Education. - 2023. - P. 1-28. DOI: 10.1007/s40692-023-00259-x

1. Panfilova, A. P. (2013). Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies: active learning]: ucheb. posobie, Akademiya, Moscow, 208 p. (in Russian).

2. Ermolaeva, Zh. E., & Lapuhova, O. V. (2016). "Storritelling kak pedagogicheskaya tekhnika konstruirovaniya uchebnyh zadach v vuze" [Storytelling as a pedagogical technique for designing educational tasks at a university], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 6 (iyun'), pp. 128-137. Available at: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm (in Russian).

3. Gallo, K. (2021). Iskusstvo storitellinga. Kak sozdavat' istorii, kotorye popadut v samoe serdce auditorii [The Art of Storytelling: How to Create Stories That Reach Into the Heart of Your Audience], Eksmo, Moscow, 340 p. (in Russian).

4. Korgova, M. A. (2019). Menedzhment. Upravlenie organizaciej [Organization management], Yurajt, Moscow, 198 p. (in Russian).

5. Vinogradova, N. L. (1999). Social'noe vzaimodejstvie kak ob"ektfilosofskogo analiza [Social interaction as an object of philosophical analysis]: avtoref. dis.... kand. filos. nauk, Volgograd, 156 p. (in Russian).

6. Osipov, G. V. (ed.) (2008). Sociologicheskij slovar' [Sociological Dictionary], Norma, Moscow, 608 p. (in Russian).

7. Kozyrev, G. I. (2005). "Social'noe dejstvie, vzaimodejstvie, povedenie i social'nyj kontrol'" [Social action, interaction, behavior and social control], Socis, № 8, pp. 37-48.

8. Dyurkgejm, E. D. (2007). Sociologiya obrazovaniya [Sociology of education], Direkt-Media, Moscow, 115 p. (in Russian).

9. Hoppler, S. S., Segerer, R., & Nikitin, J. (2021). "The Six Components of Social Interactions: Actor, Partner, Relation, Activities, Context, and Evaluation", Frontiers in Psychology, vol. 12, pp. 1-13. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.743074 (in English).

10. Makarova, V. V. (2022). Formirovanie kompetentnosti social'nogo vzaimodejstviya budushchih menedzherov v sfere tekhnologicheskih innovacij [Building up competence of social interaction of future managers in the field of technological innovations]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk, Belgorod, 23 p. (in Russian).

11. (2022). Rabochaya programma discipliny "Social'noe vzaimodejstvie" [The work program of the discipline "Social interaction"], Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj arhitekturno-stroitel'nyj universitet, St. Petersburg, 25 p. (in Russian).

12. Zaharova, I. G. (2007). "Formirovanie social'noj kompetencii u studentov vuza" [Formation of social competence among university students], Fundamental'nye issledovaniya, № 11, pp. 129-130 (in Russian).

13. Huang, X. (2023). "Social emotional interaction in collaborative learning: Why it matters and how can we measure it?", Social Sciences & Humanities Open, vol. 7, pp. 1-9. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100447 (in English).

14. Muhametzhanova, A. O. (2016). "Interaktivnye metody obucheniya v vuze" [Interactive teaching methods in higher education], Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 2, pp. 84-88 (in Russian).

15. Schank, R. C., & Abelson, R. P. (1995). "Knowledgetand memory: The real story", in Wyer, Jr. R. S. (ed.). Knowledge and memory: The real story - Advances in social cognition, vol. VIII, pp. 1-86 (in English).

16. Green, M. C., & Brock, T. C. (2000). "The role of transportation in the persuasiveness of public narratives", Journal of Personality and Social Psychology, 79, pp. 701-721. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.79.5.701

17. Willingham, D. T. (2009). Why don't students like school? Jossey-Bass, San Francisco, CA, 190 p. (in English).

18. Ruscher, J. B. Storytelling from a three-legged stool. Available at: https://www.psychologicalscience.org/ob-server/storytelling-from-a-three-legged-stool (in English).

19. Foy, J. E. (2015). "Encouraging comprehension: Insights from research on reading stories", in Brakke, K., & Houska, J. A. (eds.). Telling stories: The art and science of storytelling as an instructional strategy, pp. 49-59 (in English).

20. Simmons, A. (2013). Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istorij [Storytelling: How to Use the Power of Stories], Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 270 p. (in Russian).

21. Burganova, L. A., & Savkina, E. G. (2007). "Chelovecheskie otnosheniya": uroki Hotornskogo eksperimenta" ["Human Relations": Lessons from the Hawthorne experiment], Vestnik ekonomiki, prava isociologii, № 3, pp. 91-102 (in Russian).

22. Deniston-Trochta, G. M. (2003). "The meaning of storytelling as pedagogy", Visual Arts Research, 29, pp. 103-108 (in English).

23. Drake, M. A., & Drake, D. (2001). "Storytelling via cartoons", in Kaduson, H. G., & Schaefer, C. E. (eds.). 101 more favorite play therapy techniques, pp. 51-54 (in English).

24. Kitti, R. (2020). Ratatuj [Ratatouille], Eksmodetstvo, Moscow, 128 p. (in Russian).

25. McAdams, D. P., & McLean, K. C. (2013). "Narrative identity", Current Directions in Psychological Science, 22, pp. 233-238. Available at: http://dx.doi.org/10.1177/0963721413475622 (in English).

26. Abrahamson, C. E. (2006). "Motivating students through personal connections: Storytelling as pedagogy in introductory psychology", in Dunn, D. S., & Chew, S. L. (eds.). Best practices for teaching introduction to psychology, pp. 245-258 (in English).

27. Landrum, R. E. (2019). "The Pedagogical Power of Storytelling", Scholarship of Teaching and Learning in Psychology, 5(3). DOI: 10.1037/stl0000152 (in English).

28. Makki, R. (2017). Istoriya na million dollarov [Million Dollar Story], Al'pina non-fikshn, Moscow, 456 p. (in Russian).

29. Hatchens, D. (2019). 9 tekhnik storitellinga [9 Storytelling Techniques], Popurri, Moscow, 288 p. (in Russian).

30. Yahnovskaya, Yu. S. (2020). "Kommunikativnye praktiki v obrazovanii: ot lekcii k storitellingu" [Communicative practices in education: from lectures to storytelling], Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kul'turologiya, № 3, pp. 50-59 (in Russian).

31. Tse, J. K. Y., Chan, S. W. Y., & Chu, S. K. W. (2021). "Quality Assessment for Digital Stories by Young Authors", Data and Information Management, pp. 174-183. Available at: https://doi.org/10.2478/dim-2020-0039 (in English).

32. Zhussupova, R., & Shadiev, R. (2023). "Digital storytelling to facilitate academic public speaking skills: case study in culturally diverse multilingual classroom", Journal of Computers in Education, pp. 1-28. DOI: 10.1007/s40692-023-00259-x (in English).

Вклад авторов

В. В. Макарова - определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторител-линга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.

М. Г. Сергеева - анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании.

Contribution of the authors

V. V. Makarova - finding the level of awareness of future managers about storytelling technology, analysis of students' readiness to use storytelling in the educational process.

M. G. Sergeeva - analysis of the works of domestic and foreign authors studying the aspects of storytelling in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.