С.Ю. Суменков
Суменков Сергей Юрьевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права и политологии Пензенского государственного университета
Техника закрепления юридических исключений правотворческими средствами
Юридические исключения — уникальный феномен, позволяющий отступать от унифицированных правовых стандартов, при этом не нарушая их.
Исключения воздействуют на правила, легитимируя альтернативный либо даже прямо противоположный правилу вариант поведения. «Исключение в законодательстве, — указывает И.А. Муравьев, — содержит социально полезный, а значит, допускаемый со стороны государства вариант коррекции (уточнения) общенормативной модели поведения, которая не в полной мере вписывается либо, наоборот, с избытком (с опережением) налагается на реальность социобытийных потребностей»1.
Разделяя данную точку зрения, надо отметить, что «допускаемый со стороны государства вариант коррекции (уточнения) общенормативной модели поведения» — уже следствие, но не причина. Поэтому актуальным остается вопрос — что в исключении позволяет коррелировать единое для всех правило.
На наш взгляд, исключение предстает по отношению к правилу в виде: а) изъятия из правила; б) дополнения к правилу. Суть исключения, выступающего в роли изъятия, состоит в том, что такое исключение выводит из-под действия общего правила тот компонент общественных отношений, которые в целом подпадают под юрисдикцию этого правила. Основания подобного изъятия различны. К ним можно отнести:
— правовой статус лица, причем как специальный2, так и индивидуальный3;
— пределы компетенции4;
— фактические данные, имеющие юридическое значение5;
— технические аспекты6;
— объективные качества продукции7, специфику предмета8 и его юридический режим9;
1 Муравьев И.А. Законодательное исключение (теория, практика, техника): Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2009. — С. 15.
2 См., например: «Сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством (за исключением военнослужащего)» (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 15).
3 См., например: «Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших ОУ ВПО Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание» (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»).
4 См., например: «Генеральный директор Фонда принимает решения по иным отнесенным к компетенции Фонда вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции попечительского совета Фонда и правления Фонда» (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 30. — Ч. 2. — Ст. 3617).
5 См.: «Квалификационная комиссия не вправе отказать гражданину, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в аттестации в качестве патентного поверенного, за исключением случаев, если после сдачи квалификационного экзамена выявляются обстоятельства, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющиеся препятствием для проведения аттестации» (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-Ф3 «О патентных поверенных» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 24).
6 См.: «Консервирование сока может быть осуществлено только с использованием физических способов, за исключением обработки ионизирующим излучением» (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 44. — Ст. 4984).
7 См.: «Молоко, получаемое от разных видов сельскохозяйственных животных, за исключением коровьего молока, должно соответствовать показателям, установленным стандартами, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, сводами правил...» (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 24. — Ст. 2801).
8 См., например: «Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации» (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1463).
9 См.: «Ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством... установлены соответствующие ограничения» (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 3992).
— формы собственности1; и т. д.
Как думается, всеобъемлющий перечень критериев нормативных изъятий составить невозможно. Слишком много может быть случаев, оцениваемых как исключительных; весьма велика вероятность появления исключительных и особых обстоятельств, уважительных причин, особых условий и чрезвычайных ситуаций, выступающих в качестве причин, вызывающих необходимость правотворческой фиксации исключений2; тяжело предсказуема экономическая, политическая, социальная конъюнктура, детерминирующая волю законодателя рассматривать тот или иной казус в качестве исключения из правила.
По нашему мнению, наиболее точным объяснением существования исключений в праве служит потрясающее многообразие жизненных отношений, подпадающих под правовое регулирование3.
То же самое относится к исключениям, выступающим в виде дополнений. Специфической чертой последних выступает то, что они внедряют в правило какое-либо положение (также детерминированное многообразием жизни), которое позволяет: 1) отступить от генерального предписания, предусмотренного правилом; 2) реализовать иную, по сравнению с правилом, линию поведения.
Классическим примером исключения-дополнения выступает часть 2 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», оговаривающая, что на должности следователей следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных следственных подразделений Следственного комитета РФ в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в аккредитованных вузах и окончившие третий курс.
Названная норма выступает исключением потому, что она затрагивает правило об обязательном наличии высшего юридического образования у сотрудников Следственного комитета РФ (ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона).
Присутствие данного исключения позволяет принять в Следственный комитет РФ человека, имеющего незаконченное высшее юридическое образование (разумеется, при соответствии иным условиям, продиктованным правилом)4.
О том, что указанное предписание — исключение свидетельствует ряд моментов.
Во-первых, эти требования касаются одной группы субъектов — сотрудников Следственного комитета РФ. В частности, исключение из правила о высшем юридическом образовании распространяется на следователей, то есть лиц непосредственно выполняющих задачи, стоящие перед Следственным комитетом РФ, в первую очередь — расследование уголовных дел (ст. 151 УПК РФ).
Тем самым, при приеме на службу в Следственный комитет РФ на должность следователя5, у претендента, согласно правилу, должно быть высшее юридическое образование; в соответствии с исключением — достаточно обучаться по юридической специальности, окончив предварительно три курса по указанной специальности.
Во-вторых, то, что разрешение принимать на должность следователя человека с неполным высшим юридическим образованием является исключением из правила, подтверждается позицией законодателя, методологически верно использующего для обозначения подобного дозволения нормативно-правовой термин, наиболее ярко отражающий характерные свойства понятия «исключение» — «исключительный случай»6.
При этом, когда речь идет об исключениях из правил, стоит обязательно осознавать то, что юридическое исключение должно быть обязательным образом зафиксировано в норме права.
Здесь более чем уместным представляется замечание по поводу связи исключительных предписаний и норм.
Исключения в праве должны быть обязательным образом отражены в юридических нормах, издаваемых либо санкционируемых государством и охраняемых им от нарушений. Весьма категорично
1 См., например: «К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий)» (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006).
2 См.: Суменков С.Ю. Исключительные обстоятельства и уважительные причины как факторы проявления исключений из правил // Государство и право. — 2011. — № 7. — С. 91 —95.
3 См.: Суменков С.Ю. Исключения в праве как результат отображения многообразия жизни // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2011. — № 1 (14). — С. 96—100.
4 Это наглядный практический пример, объясняющий как взаимосвязь правил исключений, так и уникальность исключений, позволяющую им олицетворять иной вариант регуляции, не схожий с правилом, но не нарушающий последнее и, в конечном итоге, ему соответствующий.
5 Речь идет о должностях следователя в следственных подразделениях первичного звена системы СК РФ.
6 См. об этом: Суменков С.Ю. Понятие «исключение в праве» и проблемы его терминологического выражения // Правоведение. — 2011. — № 1. — С. 55—66.
заявляет по данному вопросу С.С. Алексеев: «...исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах»1.
Именно сосредоточение исключений в нормах права легитимирует исключения; позволяет считать их приемом юридической техники и юридическим средством, предлагающим отличный, иногда прямо противоположный правилу вариант регуляции.
Фиксация исключений в нормах права позволяет солидаризоваться с Т.В. Кашаниной, утверждающей, что исключение — прием правотворческой техники2.
В этой связи возникает вопрос о способах фиксации исключений в текстах российских правовых актов.
По нашему мнению, при работе с такими сложными юридическими феноменами, как исключения, необходимо использовать выверенную терминологию, с одной стороны четко обозначающую, что тот или иной момент регулирования является исключением из общего правила, а с другой — не допускающую возможность злоупотребления исключениями, возможность их двусмысленного толкования3.
Как думается, к наиболее выверенным нормативно-правовым терминам, в которых выражается понятие «исключение в праве», относятся следующие: «за исключением случаев», «исключительный случай», «за исключением», «в порядке исключения», «в виде исключения». Эти термины выступают в качестве нормативно-правовых, поскольку именно через них происходит имплементация понятия «исключение в праве» в тексте юридической нормы.
При этом словами-доминантами, позволяющими термину наиболее точно отображать правовое понятие, выступают слова «исключение» и «случай»; соответственно, базовым, консолидирующим термином служит словосочетание «за исключением случаев».
В результате использования выражения «за исключением случаев» становится возможным правовое регламентирование жизненного случая (казуса, факта, ситуации, обстоятельства), который: а) достаточно редко встречается на практике; б) обладает определенной спецификой, атипичной природой, что и позволяет характеризовать его как исключение из правила.
В этой связи можно предложить следующий алгоритм проявления понятия «исключение в праве» посредством термина «за исключением случаев»: норма устанавливает правило, которое действует в качестве унифицированного обязательного стандарта, за исключением специально оговоренных случаев.
Говоря о формах лексического выражения понятия «исключение в праве», надо отметить достаточно широкое распространение такого термина, как «исключительный случай».
Исключительным случаем можно считать нуждающуюся в правовом регламентировании нетипичную, особую жизненную ситуацию, для урегулирования которой применяются исключительные, отличные от общеустановленных правил, предписания4.
В данной связи возникает вопрос о соотношении таких словарных единиц, как «исключительный случай» и «за исключением случаев».
Оба словосочетания используются в качестве нормативно-правовых терминов, необходимых для обозначения понятия «исключение в праве». Подобное не влечет полного отождествления и безоговорочной синонимичности указанных терминов.
Как думается, линия раздела между терминами «за исключением случаев» и «исключительными случаями» должна быть основана прежде всего на том, что диапазон констатации исключительных случаев является предельно широким.
Подобное объясняется невозможностью создания исчерпывающего перечня необычных жизненных казусов. Государство объективно не способно регламентировать каждый такой случай, обладающий к тому же чрезвычайным, исключительным характером.
Что касается словосочетания «за исключением случаев», то данный термин может подразумевать как весьма неконкретизированные ситуации, так и моменты, четко оговоренные в нормативном акте. Примером последних может служить статья 51 ГПК РФ, согласно которой судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.
1 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. — М., 1989. — С. 202.
2 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. — М., 2007. — С. 192.
3 К примеру, весьма неточным выступает термин «как правило». Непонятно, в частности, допускает ли использование данного выражения отступления от единого стандарта. Так, например, пункт 21 Положения о порядке присвоения ученых степеней (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» в ред. от 20 июня 2011 г. № 475 // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 26. — Ст. 3799): «Официальные оппоненты, как правило, должны являться работниками разных организаций». Здесь налицо лингвистическая неопределенность, затрудняющая устанавливать тот или иной случай как исключение, что, в свою очередь, вызывает вопросы по его практическому применению.
4 См.: Суменков С.Ю. Исключительный случай: проблемы законодательного определения // Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 60.
Такая способность детализировать события детерминирует обращение законодателя к использованию слова «случай» в единственном числе, соответственно, нормативная формулировка исследуемого понятия может звучать следующим образом — «за исключением случая» (ее, в частности, содержат п. 2 ч. 1 ст. 63 Налогового кодекса РФ; ч. 1 ст. 78 ГК РФ; ч. 1 ст. 15 Водного кодекса РФ; ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ; ч. 3.1 ст. 38 АПК РФ; ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ; п. 2. ч. 4 ст. 46 УПК РФ; ч. 5 ст. 53 Земельного кодекса РФ; ч. 2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ, ч. 3 ст. 79 ГПК РФ, ст. 81 Трудового кодекса РФ; и т. д.). Обозначенный термин предполагает максимально возможное в правовых нормах уточнение жизненного факта, выступающего в качестве исключения.
Оговорка «за исключением»1 используется тогда, когда в тексте нормы, содержащей правило, определяется, что следует считать исключением из него. Так, например, Водный кодекс РФ (п. 15 ч. 3 ст. 11) устанавливает, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением (курсив наш. — С.С.) болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
Как думается, придание конкретизирующего характера термину «за исключением» во многом обусловливает тот факт, что указанная коммуникативная единица речи достаточно часто фигурирует в названиях тех или иных нормативных актов2.
Вместе с тем, формулировку «за исключением» не следует отождествлять с тем значением слова «исключение», которое подразумевает недопущение, отчисление, запрещение и т. п.
Нормативно-правовой термин «в порядке исключения»3 достаточно часто встречается в текстах правовых актов. Надо отметить, что хотя рассматриваемая словарная единица употребляется и в за-конах4, преимущественное распространение исследуемое выражение получило в подзаконных нормативных актах, в особенности в различного рода положениях, приложениях, инструкциях к ним5.
1 См. подробно: Суменков С.Ю. «Оговорка «за исключением»: специфика смысловой нагрузки» // Проблемы права. — 2011. — № 1. — С. 133—136.
2 См., например: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 года № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4899; постановление Правительства РФ от 30 мая 2007 года № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 23. — Ст. 2799; приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 6 декабря 2010 года № 63н «Об установлении и введении с 1 января 2011 года минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка)» // Российская газета. — 2010. — 23 декабря; и др.
3 См. подробно: Суменков С.Ю. Дефиниция «в порядке исключения»: особенности нормативного использования // Вестник Воронежского государственного университета. — Серия: Право. — 2011. — № 1. — С. 101 — 110.
4 См.: часть 2 статьи 132 Семейного кодекса РФ; статья 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 118-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Яламо-Самурском и Центральном перспективных участках)» // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3035.
5 См., например: пункт 32 Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования») // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 11. — Ч. 1. — Ст. 1025; абзац 3 пункта 10 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396») // Российская газета. — 2000. — 22 августа; пункт 95 Инструкции «Об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. приказом Минобороны России от 10 декабря 2000 г. № 575) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2001. — № 12. — С. 54; пункт 2.3 Приложения № 2 к приказу МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» // Российская газета. — 2003. —
4 июля; абзац 3 пункта 327 Приложения к приказу Минобороны России от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006. — № 40. — С. 104; абзац 7 Приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 года № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 42. — С. 126; пункт 13 Приложения № 3 к приказу Минюста России от 25 января 2008 года № 9 «Об упорядочении условий оплаты труда работников органов уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. — 2008. — 20 февраля; и др.
Это связано со стремлением субъектов правотворчества максимально, насколько это возможно, регламентировать реализацию исключительных предписаний на практике.
Тем самым, «порядок исключения» в идеале предполагает четкий алгоритм действий, позволяющих применять исключительное предписание; очевидно, что уполномоченное на принятие нормативного акта лицо использует рассматриваемое выражение исходя из лексического значения самого слова «порядок», понимаемого как «правильное, налаженное состояние, расположение че-го-нибудь»1.
Здесь, как думается, происходит невольная подмена функциональной составляющей нагрузки терминов.
Так, говорить о «правилах для исключений» хотя и необходимо, но лишь с большой долей условности; при этом термин «в порядке исключения» не является эксклюзивным претендентом на данную роль.
В частности, согласно пункту 9 Правил перевозок железнодорожным транспортом животных2, погрузка, выгрузка животных повагонными отправками производится в местах необщего пользования, оборудованных скотопогрузочными платформами. Однако абзац 2 этого же пункта устанавливает буквально следующее: «В порядке исключения допускается погрузка, выгрузка животных с скотопогрузочных платформ в местах общего пользования. При погрузке в местах общего пользования животные должны доставляться на станцию к сроку погрузки, согласованному с перевозчиком».
Как видно, кроме общего условия, касающегося сроков погрузки, никаких оснований, причин, обстоятельств, указывающих на обоснованность выгрузки животных «в порядке исключения», не существует.
Тем самым, абсолютная регламентация исключений посредством термина «в порядке исключения» не представляется возможной.
Подобное объясняется, как уже было многократно сказано, непредсказуемостью и атипичностью самих жизненных ситуаций, подпадающих под понятие «исключение из правила».
То же самое стоит сказать и о нормативно-правовом термине «в виде исключения»3.
«В виде» означает по образу, подобию, в качестве кого-чего-нибудь4: в рассматриваемом контексте — исключения. С другой стороны, производным от существительного «вид» является глагол «видеть», имеющий такие синонимы, как «наблюдать», «сознавать», «усматривать», «обращать внимание на что-нибудь»5.
Поэтому можно предположить, что термин «в виде исключения» используется в правотворчестве для того, чтобы намеренно подчеркнуть исключительность определенного феномена; усилить его восприятие как исключение из правил; устранить всякое сомнение в том, что это — исключение.
Доказательством высказанной точки зрения, по нашему мнению, служат соответствующие положения Правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения6.
Так, пункт 4 названных Правил предусматривает несколько этапов экспертизы лекарственных средств. Обязательность проведения всех этапов экспертизы подтверждает пункт 5 Правил, согласно которому: «Прохождению этапов экспертизы, указанных в пункте 4 настоящих Правил, подлежат все лекарственные средства для медицинского применения, за исключением (курсив наш. — С.С.) лекарственных препаратов, которые разрешены для медицинского применения на территории Российской Федерации более двадцати лет и в отношении которых невозможно проведение исследования биоэквивалентности, и лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена на территории Российской Федерации».
В свою очередь, абзац 2 пункта 5 Правил содержит уточнение, заключающееся в том, что лекарственные препараты, указанные в виде исключения (курсив наш. — С.С.), подлежат экспертизе лекарственных средств, начиная со второго этапа ее проведения.
Тем самым, если термин «за исключением», сообразно рассмотренным выше его свойствам, фактически детализирует — что же является исключением; то предназначение термина «в виде исключе-
1 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1990. — Т. 3. — С. 327.
2 Приказ Министерства путей сообщения России от 18 июня 2003 года № 35 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом животных» // Российская газета. — 2003. — 20 июня (специальный выпуск).
3 См. подробно: Нормативно-правовой термин «в виде исключения»: юридическая характеристика // Сибирский юридический вестник. — 2011. — № 3. — С. 22—28.
4 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1 987. — С. 67.
5 См. там же. — С. 68.
6 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и форм заключения комиссии экспертов по результатам экспертизы лекарственных средств» // Российская газета. — 2010. —
6 сентября.
ния» состоит в устранении всякой двусмысленности по поводу того, что же следует считать исключением из правила. Подобное умозаключение подтверждается подробным анализом иных правовых актов1, в которых используется выражение «в виде исключения». Это позволяет сделать уже не предположение, а вполне обоснованный вывод о сущности данного термина.
Термин «в виде исключения» необходим для акцентирования внимания на том, что конкретное нормативное положение, допускающее выход за рамки единых правил, является именно исключением из них; трактуется сугубо как отдельное исключение из общих и многочисленных правил; предстает, действительно, «в виде исключения».
Вместе с тем, не стоит абсолютизировать разбираемый термин, приписывая ему именно те свойства, которые подходят для него с точки зрения исследователя.
Как пример, можно сравнить пункт 7 раздела II Положения о порядке присуждения ученых званий2 и пункт 11 Положения о присвоении почетных спортивных званий3.
В первом документе указано, что ученое звание профессора по кафедре, в виде исключения, может быть присвоено кандидатам наук; согласно второму акту, почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта» может быть присвоено, в порядке исключения, спортсменам, не занявшим в составе сборной России необходимые призовые места либо не набравшим достаточные квалификационные баллы.
Таким образом, регламентируя практически аналогичные ситуации, субъект правотворчества применяет разные термины, касающиеся исключений из общих правил.
Многообразие русского языка играет здесь, к сожалению, отрицательную роль, приводя зачастую к произвольному употреблению терминологического арсенала, связанного с исключениями.
Между тем, субъективное усмотрение в правотворчестве по отношению к терминологии исключений значительно увеличивает возможность злоупотребить исключениями, повышает опасность и масштаб употребления исключительных правовых средств во зло.
Итак, исключения в праве — реально существующий феномен, находящий свое отражение в одноименном научном понятии.
Формами проявления исключений служат такие термины, как «за исключением случаев» (единичный вариант — «за исключением случая»), «исключительный случай», «за исключением», «в порядке исключения», «в виде исключения». Именно эти термины, как квинтэссенция терминосистемы, приоб-
1 См., например: абзац 1 части 3 статьи 1124 ГК РФ; Абзац 2 части 2 статьи 13 Семейного кодекса РФ; пункт 11 Правил застройки сельских населенных пунктов РСФСР (утв. постановлением СМ РСФСР от 20 июля 1981 года №389 (с изм. и доп. от 26 февраля 1992 г.) // Собрание постановлений Правительства РСФСР. — 1981. — № 23. — Ст. 144); пункт 2 Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 10. — Ст. 1130; пункт 7 Положения о порядке присвоения ученых званий (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 14. — Ст. 1302; пункт 18 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 28. — Ст. 3432; абзац 3 пункта 6.11 Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» (утв. постановлением Минтруда России от 19 июля 2000 г. № 52) // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. — 2000. — № 8. — С. 176; приказ МВД России от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 1. — С. 3; абзац 3 пункта 421 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313) // Российская газета. — 2003. — 4 июля; пункт 2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Г осстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170) // Российская газета. — 2003. — 23 октября; абзац 3 пункта 5, пункт 6 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, в которых предусмотрена подготовка кадров для внутренних войск, и в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России и Минобороны России от 15 февраля 2005 г. № 93/48) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2005. — № 11. — С. 39; пункт 2.5 Положения о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 января 2007 г. № 2) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 16. — С. 36; постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организация”» // Российская газета. — 2010. — 8 сентября; и др.
2 См.: Положение о порядке присуждения ученых званий (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 14. — Ст. 1302.
3 См.: Положение о присвоении почетных спортивных званий (утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 27 ноября 2008 г. № 55) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2009. — № 12. — С. 34.
ретают статус нормативно-правовых, используются во всех сферах юридической деятельности, во всех видах правовых актов, и подпитывают тем самым развитие науки.
Названные термины выполняют определенную смысловую нагрузку: «за «исключением случаев» — базовая формулировка, имеющая универсальное значение, характеризующая атипичность жизненного казуса; «исключительный случай» — подчеркивает экстраординарность события; «за исключением» — направлен на детализацию того, что (кто) же именно выступает исключением; «в порядке исключения» — регламентирование процесса констатации и реализации исключений; «в виде исключения» — усиление акцента на исключительности тех или иных положений.
Конечно, представленная схема далека от идеала. Вместе с тем она является реальным предложением, направленным совершенствование нормативных положений о правотворческой фиксации исключений.
Природа, сущность и качества как самого понятия «исключение в праве», так и нормативных терминов, в которых оно находит свое отражение, должны подвергаться дальнейшему теоретическому осмыслению и научному изучению.