Научная статья на тему 'Техника речи как основной инструмент учителя'

Техника речи как основной инструмент учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1365
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКА РЕЧИ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низомова Шохиста Шодиевна, Нурмуродова Севара Эркин Кизи

В статье рассматривается речевая техника как важнейший инструмент учителя, владение которой позволяет эффективно взаимодействовать с учащимися в различных педагогических ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техника речи как основной инструмент учителя»

6. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3 (27), 2018. С. 68-70.

7. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.

8. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу// Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.

ТЕХНИКА РЕЧИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ Низомова Ш.Ш.1, Нурмуродова С.Э.2

1Низомова Шохиста Шодиевна - преподаватель;

2Нурмуродова Севара Эркин кизи - студент, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается речевая техника как важнейший инструмент учителя, владение которой позволяет эффективно взаимодействовать с учащимися в различных педагогических ситуациях.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, техника речи, учебный материал, учебно-воспитательный процесс.

В педагогической деятельности учителя техника речи - это процесс, который вызывает самые сложные и постоянные дискуссии. Учитель общается с учащимися в разных ситуациях, разного характера. Это означает, что он должен формировать свою речь на основе этих ситуаций, в зависимости от состояния учащихся, обращать внимание на впечатляющее действие выступления, использовать метафоры, метонимию, являющиеся изобразительными средствами языка, чтобы обучение не было скучным. Привлечение внимания слушателей, их интерес к изучаемой теме -одна из основных особенностей техники речи учителя.

Наличие у учителя чёткой речи, обеспечение тщательного усвоения учащимися учебного материала. Дети уделяют большое внимание воспитательной речи. Неправильное произношение буквы или звука вызывает смех у учащихся. От монотонной речи учащиеся быстро устают. От громкого голоса учителя во время индивидуального разговора учащийся чувствует себя подавленным. Это вызывает чувства недоверия к учителю. Некоторые специалисты утверждают, что звук голоса человека и его тембр -врожденная особенность. Но нынешняя экспертно-ментальная физиология подтверждает, что можно изменить силу звука. На сегодняшний день специалистами разработано множество комплексов упражнений по совершенствованию речевых техник. Они в основном основаны на опыте театральной педагогики. Этот способ, развивая навыки дыхания, издания звука и его смыслового выражения во время разговора, позволяет учителю сосредотачиваться на работе, что также дает возможность учителям более полно донести содержание своего слова до читателей.

На протяжении всей жизни ученик хранит в памяти речевые характеристики своего учителя, способы обращения к ученикам, четкие и отличные ответы на вопросы. Речь учителя должна выполнять воспитательную функцию для учащихся. Поэтому к нему предъявляются не только общечеловеческие, но и профессиональные и педагогические требования. Учитель является социально ответственным лицом перед обществом за содержание, качество и последствия своих слов. Поэтому в учебно-воспитательном процессе речь учителя является важной составляющей педагогического мастерства.

Когда речь идет об учителе, то, как мы уже отметили, подразумевается устная и письменная речь учителя. Письменная речь и устная речь - это структурированная речь учителя во время разговора, которая влияет на умы, желания и мотивы, эмоции учащихся. Учителя корректируют замечания, когда это необходимо на основе устной речи.

Речь учителя, имеющего технический речевой опыт, должна обеспечивать следующее:

• взаимодействие между учителем и его воспитанниками;

• полное восприятие, получение знаний в процессе обучения;

• позитивное влияние на успеваемость и эмоциональность учащихся с целью развития их таланта;

• целенаправленная организация учебной и практической деятельности учащихся.

Понятие «педагогическая техника речи» неразрывно связано с понятием коммуникативного восприятия учителями. Под коммуникативным поведением учителя подразумевается не только процесс его речи и информирования, но и создание эмоционально-психологической среды для общения учителя и ученика, организация речи, влияющей на отношения и стиль работы между ними.

Устная речь в педагогической деятельности учителей бывает в монологической и диалогической форме. Распространенными формами монологической речи являются рассказ, трактовка. Виды диалогической речи бывают в виде разговорной, вопросно-ответной.

Для успешного ведения педагогической деятельности речь учителя должна отвечать определенным требованиям, т.е. отвечать коммуникативным качествам, необходимым для формирования коммуникативного мастерства, а речь должна соответствовать нескольким литературным нормам: в частности, современным нормам, нормам выразительного, литературного языка.

Коммуникативные качества педагогической речи, такие как правильность, ясность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи учителя.

Отличительной чертой речевой техники является интенсивная и непрерывная деятельность, ориентированная, прежде всего, на учащихся. Выступление учителя в учебно-воспитательном процессе можно смело назвать монологом педагога, в котором воплощены самые уникальные аспекты педагогического мастерства. Репутация учителя, функционирование нервной системы, продуктивность трудовой деятельности и достижение положительных результатов зависят от того, насколько развиты в ней речевые техники.

Основная особенность устной речи учителя заключается в том, что ее содержание воспринимается учащимися как звуковое и визуальное через два канала. Визуальные действия повышают выразительность речи учителя, он также дает непрерывную информацию о настроении учителя. Поэтому молодой учитель должен формировать в общении умение управлять своей мимикой.

Для того чтобы коммуникативная речь была успешной, учителям необходимо развивать ряд специальных навыков, свойственных искусству общения:

• социальные персептивные способности;

• способность социального воображения;

• способность управлять собой;

• способность управлять своим психическим состоянием в общении;

• возможность волевого воздействия;

• способность убеждать.

Для успешного овладения навыками речевой техники необходимо: развитие воображения, образной памяти и фантазии. В такой деятельности важную роль играют объем, диапазон, тембр, дикция, артикуляция, ритмика, правильное дыхание.

Культура речи учителя отражает способность учителя завораживать публику слушателей.

Список литературы

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие / М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240с.

2. Введенская Л.А. Культура речи: учебник / Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 448с.

3. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.

4. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу // Academy. № 6(33), 2018. С. 91-92.

5. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy. № 12(51), 2019. С. 65-67.

CHARACTERISTICS OF ALTERNATIVE ASSESSMENT Khaknazarova Z.A.

Khaknazarova Zilola Azamatovna - Teacher, DEPARTMENT OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY, ENGLISH LANGUAGES FACULTY 2, UZBEKISTAN STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: various alternative assessments have gained popularity in recent years because of the observed drawbacks of traditional assessment. Alternative assessments procedures are checklists, journals, logs, and videotapes. Other examples include portfolios, conferences, diaries, self-assessments, and peer assessments. Some common characteristics of alternative assessments are that they require students to use higher thinking and problem solving skills, tasks are meaningful and challenging, and process is assessed as well as product. Keywords: alternative assessment, ESL, rubrics, evaluation, tests.

Alternative assessments evaluate students on what they produce during day-to-day classroom activities [3]. Anderson [1] states that because different people have different interpretations about knowledge, it is impossible to agree on a single meaning. She claims alternative assessment assumes that knowledge has multiple meanings, so individuals can bring their own interpretations. Anderson also asserts that the purpose of assessment is to facilitate students' learning, not to classify students. In other words, alternative assessment methods allow students to display their proficiency in an extended process and induce less anxiety than traditional assessments.

The study showed composing strategies common both to the ESL students across course placement and language proficiency levels and to L1 and L2 writers, but found that the two groups of students differed in how they felt about revising their work. Non-native students were more open to editing and correcting their work. Based on the finding, it could be suggested that instruction that is focused on the process of revision can be more effective for non-native writers. The emphasis on the writing process can help the learners analyzed their strengths and weaknesses in their compositions.

Levine [4] also advocates alternative assessment that focus on task-based instruction by showing that maximal use of the target language and extensive exposure and contact with the language places students in an environment where the target language must be used, thus simulating a realistic environment. Active participation in task-based activities, such as role plays, help students use what is learned in the classroom. Assessment that is geared towards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.