УДК 796.422.12
ТЕХНИКА НИЗКОГО СТАРТА И СТАРТОВОГО РАЗГОНА У ЭЛИТНЫХ БЕГУНОВ-СПРИНТЕРОВ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор, Виктор Иванович Жуков, доктор педагогических наук, Адыгейский государственный университет, Майкоп
Аннотация
Целью исследования являлось изучение особенностей низкого старта и стартового разгона у элитных бегунов мужчин и женщин в условиях соревновательной деятельности. Анализировались итоги проекта Международной ассоциации легкоатлетических федераций по изучению особенностей техники ведущих бегунов-спринтеров на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в помещении 2018 года. Определение достоверности различий выборочных средних осуществлялось при помощи двухвыборочного t-теста. Было установлено, что элитные спринтеры-женщины не уступают мужчинам в таких показателях низкого старта и стартового разгона, как время реакции, время давления на два и один стартовые станки, время опоры первых трёх шагов стартового разгона. Длина первых трёх шагов стартового разбега достоверно больше у спринтеров-мужчин. Женщины выполняют отталкивание со стартовых станков с большим наклоном туловища, чем мужчины. Скорость у женщин значительно увеличивается на втором шаге и сохраняется на третьем, у мужчин она одинакова на первом и втором шаге и значительно увеличивается на третьем.
Ключевые слова: низкий старт, стартовый разгон, время опоры, время полёта, длина шага.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p81-85
BLOCK START AND STARTING ACCELERATION TECHNIQUE IN ELITE MEN
AND WOMEN SPRINT RUNNERS Anatoly Mikhailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Viktor Iva-novich Zhukov, the doctor of pedagogical sciences, Adyghe State University, Maykop
Abstract
The aim of the study was to investigate the features of a block start and starting acceleration in elite male and female runners in the competitive performance. The results of the project of the International Association of Athletics Federations to study the features of the elite sprinters technique at the 2018 World Indoor Championships were analyzed. The significance of differences in sample means was determined using a two-sample t-test. It was found that elite female sprinters are not inferior to men in such indicators of block start and starting acceleration as reaction time, pushing time on two and one starting blocks, ground contact time of the first three steps of the starting acceleration. The first three steps lengths of the starting acceleration are significantly longer in male sprinters. Women perform pushing from the starting blocks with a lower torso angle than men. The speed in women increases significantly on the second step and remains on the third, in men it is the same on the first and second steps and increases significantly on the third.
Keywords: block start, starting acceleration, ground contact time, flight time, step length.
ВВЕДЕНИЕ
Сравнение показателей техники легкоатлетических упражнений у мужчин и женщин позволяет, с одной стороны, дать обоснованные рекомендации по технической подготовке легкоатлетов разного пола, с другой стороны, позволяет оценить эффективность различных вариантов техники [3, 5 и др.]. Ранее уже были выполнены исследования особенностей низкого старта и стартового разгона у мужчин и женщин [Ошибка! Источник ссылки не найден.4 и др.]. Однако в большинстве случаев изучались особенности техники спринтеров мужчин и женщин в специально организованном исследовании, а не в соревновательной деятельности. Это не позволяет считать достаточно изученными особенности соревновательной техники низкого старта и стартового разгона у мужчин и
женщин. В связи с этим целью исследования являлось изучение особенностей низкого старта и стартового разгона у элитных бегунов мужчин и женщин в условиях соревновательной деятельности.
МЕТОДИКА
Для достижения цели исследования были проанализированы итоги проекта Международной ассоциации легкоатлетических федераций по изучению особенностей техники ведущих бегунов-спринтеров на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в помещении 2018 года в Бирмингеме у мужчин [1] и женщин [2]. Рассматривались биомеханические характеристики старта и начала стартового разгона восьми финалистов у мужчин и женщин. В отчёте по проекту указано, что съёмка для трёхмерного видеоанализа проводилась с частотой 150 Гц. Видеозаписи переносились и анализировались при помощи программного обеспечения SIMI Motion (version 9.2.2, Simi Reality Motion Systems GmbH, Germany). Для сглаживания данных координат применялся фильтр нижних частот Бат-терворта второго порядка. В настоящем исследовании анализировались характеристики, приведённые в биомеханическом проекте, а также вычисленные по данным этого отчёта характеристики. Для оценки достоверности различий сравниваемых показателей у мужчин и женщин применялся двухвыборочный /-тест. При определении достоверности различий характеристик первого, второго и третьего шага отдельно у мужчин и женщин использовался однофакторный дисперсионный анализ. Затем проводилось попарное сравнение данных, после чего применялась поправка Холма-Бонферрони.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Приступая к сравнению временных характеристик низкого старта и стартового разгона у мужчин и женщин (таблица 1), прежде всего, отметим, что время пробегания первых десяти метров дистанции (включая время реакции на стартовый выстрел) достоверно меньше у мужчин (таблица 1). Различия времени в сравниваемых группах на этом отрезке достигают 7,3%. Иными словами, уже на отрезке десяти метров дистанции мужчины реализуют свой более высокий скоростно-силовой потенциал.
Таблица 1 - Временные характеристики старта и стартового разгона у мужчин и женщин на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в помещении 2018 года в Бирмингеме_
Характеристики* Величины ( x ±S ) Р (t)
мужчины женщины
Время 10 м, с 1,905±0,034 2,044±0,037 0,000
Время реакции, с 0,155±0,010 0,163±0,011 0,177
Время давления двумя, с 0,194±0,018 0,187±0,018 0,457
Время давления одной, с 0,148±0,018 0,152±0,018 0,683
Время полёта 0, с 0,067±0,022 0,055±0,018 0,219
Время опоры первого шага, с 0,175±0,014 0,187±0,016 0,148
Время опоры второго шага, с 0,171±0,014 0,143±0,014 0,002
Время опоры третьего шага, с 0,138±0,011 0,146±0,008 0,088
Время полёта первого шага, с 0,044±0,012 0,068±0,013 0,002
Время полёта второго шага, с 0,058±0,012 0,062±0,012 0,477
Время полёта третьего шага, с 0,062±0,012 0,072±0,011 0,119
Примечание: * - время давления двумя - время давления на стартовые станки двумя ногами; время давления одной - время давления одной ногой на стоящий впереди стартовый станок; время полёта 0 - время полёта после отрыва от стартовых станков до первого касания дорожки._
Однако большинство временных показателей низкого старта и первых шагов стартового разгона не имеет достоверных различий у спринтеров мужчин и женщин (таблица 1): лишь недостоверно различаются время реакции на стартовый сигнал, длительность давления на два и один стартовые станки, время опоры первого и третьего шагов и время полёта второго и третьего шагов, а также время полёта после выталкивания со стартовых станков до касания дорожки. В то же время установлено, что мужчины гораздо быстрее
завершают время полёта первого шага, что при достоверно большей длине первого шага (таблица 2) позволяет им развить достоверно более высокую скорость на первом шаге стартового разгона (рисунок).
Таблица 2 - Пространственные характеристики старта и стартового разгона у мужчин и
женщин на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в помещении 2018 года в Би] рмингеме
Характеристики* Величины ( x ±ё ) p (t)
мужчины женщины
Угол туловища, ° 36,23 ± 4,51 28,6 ± 4,1 0,003
Угол бёдер, ° 99,3 ± 12,2 93,0 ± 8,2 0,085
Расстояние первой опоры, м 0,54 ± 0,09 0,52 ± 0,08 0,693
Длина первого шага, м 1,18 ± 0,07 0,97 ± 0,08 0,000
Длина второго шага, м 1,26 ± 0,05 1,11 ± 0,06 0,000
Длина третьего шага, м 1,41 ± 0,10 1,22 ± 0,05 0,000
Примечание: * - угол между туловищем и горизонталью в момент отрыва от стартовых станков, угол бёдер -угол разведения бёдер в момент отрыва от стартовых станков, расстояние первой опоры - расстояние от точки первой опоры после выхода со стартовых станков до линии старта
Между тем женщины значительно быстрее (достоверно), чем мужчины реагируют с опорой во втором шаге (таблица 1). Это позволяет им, не смотря на достоверно более короткий, чем у мужчин второй шаг (таблица 2), значительно увеличить скорость на втором шаге и достичь её величины, не имеющей достоверных отличий от этого показателя у мужчин (рисунок).
□ Мужчины □ Женщины
...-Р = 0,000 ...
-Р = 0,000
5,41
3,84
p = 0,513
5,51 5,42
.р = 0,509 р = 0,000
-р = 0,000
р = 0,000
_р = 0,226
р = 0,000
7,05
5,61
Скорость первого шага Скорость второго шага Скорость третьего шага
Рисунок - Скорость (рассчитана как результат деления длины шага на время опоры и полёта на каждом шаге) на первом, втором и третьем шагах стартового разгона у финалистов в беге на 60 метров на Чемпионате мира по лёгкой атлетике в помещении 2018 года в Бирмингеме
Однако на третьем шаге мужчины, невзирая на отсутствие достоверных различий с показателями женщин во времени опоры и полёта (таблица 1), достигают достоверно больших величин длины шага (таблица 2) и их скорость значительно растёт, в то время как у женщин скорость изменяется лишь недостоверно (рисунок).
Следует отметить, что женщины выходят со стартовых станков под гораздо более острым углом, чем мужчины (см. угол туловища в таблице 2). Возможно, именно это является причиной не только несколько более краткого (чем у мужчин) полёта после отрыва
от стартовых станков (недостоверно, таблица 1), но и одинакового с мужчинами расстояния от касания опоры после выхода из стартовых станков до линии старта (таблица 2). Женщины также несколько меньше разводят бёдра после выталкивания со стартовых станков, хотя различия этого показателя со спринтерами-мужчинами недостоверны (таблица 2).
В заключение отметим, что если в длине шагов у мужчин и женщин наблюдается классическая тенденция (длина каждого последующего шага достоверно больше, чем предыдущего, таблица 2), то во времени опоры и полёта на первых шагах стартового разгона в сравниваемых группах имеются значительные различия. Так, время опоры первого и второго шага у мужчин различается лишь недостоверно и достоверно снижается в третьем шаге, у женщин же время опоры второго шага достоверно меньше, чем первого, а затем даже несколько (недостоверно) увеличивается (таблица 1). Это позволяет предполагать, что мужчины стараются значительно давить на опору как в первом, так и во втором шаге, в то время как женщины уже со второго шага уменьшают давление на опору. Время полёта же у мужчин растёт от первого к третьему шагу (таблица 1, хотя и время полёта второго и третьего шага увеличивается недостоверно). У женщин же однофакторный дисперсионный анализ не выявил достоверных различий времени полёта первых трёх шагов (таблица 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, элитные спринтеры-женщины не уступают мужчинам во многих показателях низкого старта и стартового разгона, определяемых преимущественно быстротой движений: время реакции, время давления на два и один стартовые станки, время опоры первых трёх шагов стартового разгона. Длина первых трёх шагов стартового разбега достоверно больше у спринтеров-мужчин. Женщины выполняют отталкивание со стартовых станков с меньшим углом туловища, чем мужчины. Одним из основных обнаруженных различий старта у мужчин и женщин можно считать различную динамику скорости в начале стартового разгона: у женщин она значительно увеличивается на втором шаге и сохраняется на третьем, в то время как у мужчин она одинакова на первом и втором шаге и значительно увеличивается на третьем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Biomechanical Report for the IAAF World Indoor Championships 2018: 60 meters Men / J. Walker et al. - Birmingham, UK : International Association of Athletics Federations, 2019. - 38 p.
2. Biomechanical Report for the IAAF World Indoor Championships 2018: 60 Meters Women / J. Walker et al. - Birmingham, UK : International Association of Athletics Federations. - 43 p.
3. Gender differences in takeoff techniques of non-elite Russian long jumpers / O. Nemtsev et al. // Journal of Human Sport and Exercise. - 2016. - V. 11 (4). - P. 444-454.
4. Gender-Related Differences in Mechanics of the Sprint Start and Sprint Acceleration of Top National-Level Sprinters / D.M. Mirkov et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - V. 17. - P. 6447.
5. Panoutsakopoulos, V. A biomechanical analysis and assessment of the technique elements of the last strides, the touchdown and the takeoff of junior male and female long jumpers / V. Panoutsakopoulos, G. Papaiakovou, I.A. Kollias // Inquiries in Sport & Physical Education. - 2009. - V. 7 (3). - P. 333-343.
REFERENCES
1. Walker, J., Tucker, C.B., Paradisis, G.P., Bezodis, I., Bissas, A. and Merlino, S. (2019), Biomechanical Report for the IAAF World Indoor Championships 2018: 60 meters Men, International Association of Athletics Federations, UK, Birmingham.
2. Walker, J., Tucker, C. B., Paradisis, G. P., Bezodis, I., Bissas, A. and Merlino, S. (2019), Biomechanical Report for the IAAF World Indoor Championships 2018: 60 meters Women, International Association of Athletics Federations, UK, Birmingham..
3. Nemtsev, O., Nemtseva, N., Bguashev, A., Elipkhanov, S. and Grekalova, I. (2016), "Gender differences in takeoff techniques of non-elite Russian long jumpers", Journal of Human Sport & Exercise, V. 11 (4), pp. 444-454.
4. Mirkov, D.M., Knezevic, O.M., Garcia-Ramos, A., Coh, M. and Sarabon, N. (2020), "Gender-related differences in mechanics of the sprint start and sprint acceleration of top national-level sprinters", International Journal of Environmental Research and Public Health, V. 17, p. 6447.
5. Panoutsakopoulos, V., Papaiakovou, G. and Kollias, I.A. (2009), "A biomechanical analysis and assessment of the technique elements of the last strides, the touchdown and the takeoff of junior male and female long jumpers", Inquiries in Sport & Physical Education, V. 7 (3), pp. 333-343.
Контактна\ информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2022
УДК 378.14
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ
ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ
Анатолий Владимирович Дубинин, адъюнкт, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской
Федерации, Новосибирск
Аннотация
Опытно-экспериментальная работа в рамках нашего педагогического исследование понимается как поиск совершенствования и модернизации учебно-воспитательного процесса в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации. На основании использования научного аппарата мы смогли проверить эффективность созданных максимально оптимальных и более результативных, по нашему мнению, педагогических условий, позволяющих достичь решения поставленной задачи по формированию профессиональной успешности будущих офицеров Росгвар-дии. В данной статье будут рассмотрены этапы и методический инструментарий проведения педагогического эксперимента по формированию профессиональной успешности будущих офицеров Росгвардии, включающий в себя методики, определенные нами в ходе теоретического исследования в рамках военного института Росгвардии. В свою очередь результат опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах показал положительную динамику экспериментальной группы. Сформулировав определенные критерии и определив показатели, возможно достижение высокого уровня профессиональной успешности курсантов как будущих офицеров правопорядка.
Ключевые слова: психолого-педагогический эксперимент, эффективность реализации, педагогические условия, профессиональная успешность, будущие офицеры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p85-89
CHECKING THE EFFECTIVENESS OF THE CREATED PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SUCCESS OF FUTURE OFFICERS OF THE RUSSIAN GUARD OF RUSSIA
Anatoly Vladimirovich Dubinin, the adjunct, Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard Troops of the Russian
Federation, Novosibirsk
Abstract
Experimental work within the framework of our pedagogical research is understood as a search for the improvement and modernization of the educational process at the military institute of the troops of the National Guard of the Russian Federation. Based on the use of the scientific apparatus, we were able to test the effectiveness of the most optimal and more effective, in our opinion, pedagogical conditions creat-