более устойчивыми к различным общественным, политическим и природным катаклизмам.
Литература
1.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2 : учеб. пособие для вузов. - Казань: Изд-во КГУ, 1998. - 318 с.
2.Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. Части I и II. - М.: Издательство Магистр, 1995. -290 с.
3.Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) [Текст].- М.: Академический Проект, 2008. - 692 с.
4.Пьянова Е. Н. Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды / / Молодой ученый. - 2014. - №17.1. - С. 44-45.
5.Словарь философских терминов. - 2-е изд., доп. и испр. - Кемерово, 2011. - 255 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
7.Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
References
1.Andreev V.I. Pedagogy of creative self-development. Innovative course. kN. 2: studies. the manual for high schools. - Kazan: KSU publishing House, 1998. - 318 p. 2.Groisman, A. L., Medical psychology: Courses for doctors, courses of post-graduate education. Parts I and II. - M.: Publishing House Of The Master, 1995. -290 p. 3.Lebedev, S. A. Philosophy of science: a brief encyclopedia (main directions, concepts, categories) [Text].- Moscow: Academic Project, 2008. - 692 p.
4.E. N. Pianova. Moral and psychological stability of the individual as a factor of counteraction to negative influences of the social environment / / Young scientist. - 2014. - №17.1. - P. 44-45.
5.Dictionary of philosophical terms. - 2nd ed., additional and ISPR. - Kemerovo, 2011. - 255 p.
6. Kharlamov I. F. Pedagogy. - Moscow: Gardariki, 1999. - 520 p.
7.Chudnovsky Century BC Moral stability of personality: Psychological study. - Moscow: Pedagogy, 1981. - 208 p.
УДК 37.08
Н.В.Бекузарова, Н.А.Иванов ТЕХНИКА АКТЕРА И ТЕХНИКА ПЕДАГОГА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье представлен сравнительный анализ техники актера и техники педагога, результаты которого позволяют сделать вывод о соприкосновении педагогической техники с актерской техникой, выражающимся в наличии общих элементов, а также в том, что техника актерского искусства отчасти положена в основу педагогической техники.
Ключевые слова: мастерство, профессионализм, актер, педагог, актерская техника, педагогическая техника.
Natalya V. Bekuzarova, Nikita A. Ivanov ACTING TECHNIQUE AND PEDAGOGICAL TECHNIQUE: COMPARATIVE ANALYSIS
The article is devoted to the comparative analyses of acting technique and pedagogical technique. From the analysis, if s concluded that pedagogical technique contact with acting technique, which is.expressed in the existence of overall parts, and also that pedagogical technique is based in part on acting technique.
Key words: skill, professionalism, acting technique, pedagogical technique.
Одним из базовых критериев в подготовке студента как будущего профессионала и в оценке его с позиции работающего специалиста является мастерство. Выступая в качестве наивысшего уровня овладения различными аспектами профессиональной деятельности, мастерство представляет собой результат процесса становления профессионала, обладающего такой качественной характеристикой как профессионализм. Профессионализм, в свою очередь, сопряжен профессиональной квалификацией и компетентностью высокого уровня, с многообразием эффективных навыков и умений в профессии, с владением алгоритмами и способами решения профессиональных задач, актуальными в настоящее время [4].
Помимо проявляющихся в деятельности специальных знаний и специальных умений, то есть компетенций, из которых складывается профессиональная компетентность специалиста, профессионализм определяется таким признаком как свойства личности и характер, обеспечивающим осуществление профессиональной деятельности и получение в ходе ее реализации результата [4]. Роль личности специалиста трудно переоценить в педагогической профессии. Еще в XVI-XVII вв. Я.А. Коменский, ныне известный как основоположник педагогической науки, подчеркивал значимость личности учителя в обучении и воспитании учеников [6]. Педагог является эталоном для подражания, транслятором мотивационно-ценностного отношения к информации [2], а значит, его ценности и нормы могут перениматься обучающимися, что, так или иначе, отразится на поведении. Портрет личности учителя определяется устоявшимися в обществе представлениями о профессии, которая требует определенной выдержки, проницательности и т.д.
Немаловажна роль личности в актерской профессии. Но если педагог является незыблемым носителем, олицетворением общественной морали и нравственности, то личность актера представляет собой гибкий материал, из которого воссоздается образ персонажа. Индивидуальность актера служит зерном исполняемой роли.
В контексте педагогической деятельности свойства личности и характер, способствующие реализации профессиональной деятельности и достижению результата, именуются таким понятием как «педагогическая техника». В терминологии актерского искусства для обозначения личностных свойств и черт характера как инструментария деятельности и средства обеспечения ее результативности используется словосочетание «актерская техника».
Целесообразность сравнения техники актера и техники педагога, которое предполагает выявление существенных сходных и отличительных личностных характеристик, задающих контекст деятельности профессионала, обусловлена такой тенденцией в образовании как смена монопрофессионализма на полипрофессионализм. Сопоставление характеристик, с нашей точки зрения, позволит четко разграничить технику актерского искусства и педагогическую технику, определить их соотношение в контексте деятельности педагога как полипрофессионала. Мы предполагаем, что педагогическая техника складывается из техники актерского искусства, поэтому для подтверждения гипотезы попытаемся очертить круг возможностей, возникающих на стыке театральной и педагогической областей.
Приступая к сравнительному анализу актерской техники и педагогической техники, нельзя не отметить следующее: во-первых, как профессия актера существует издревле, оформившись в Древней Греции, так и педагогическая профессия бытует с незапамятных времен. Во-вторых, обе профессии многогранны, что проявляется в наличии нескольких специальностей внутри профессий как следствии разделения труда, истоки которого также берут начало с глубокой древности. Подтверждением того, что актерская профессия многогранна, служит статья в словаре театральных терминов НАЗверевой и Д.Г.Ливнева, где помимо слова «актер» упоминается синонимичное ему слово «артист». Актер является исполнителем роли в драматическом театре, специфика его деятельности заключается в отсутствии инструментов создания образа извне, если не считать атрибутику, появление которой совпало по времени с возникновением актерской профессии как таковой. У артиста оперы или балета и эстрадного артиста еще одним вспомогательным инструментом создания сценического образа, помимо грима, костюма, маски и др. атрибутов является звучащая в момент спектакля или представления музыка. Артистом называют не только исполнителя роли в музыкальном, оперном, балетном, камерном театрах и эстрадного исполнителя, но также актера, наделенного выдающимися качествами или достигшего высоких заслуг в своем творчестве [5]. В сравнении с актерской профессией педагогическая представлена значительно большим числом специальностей; причинами тому, по сути, являются разноуровневость системы образования, разнообразие предметных областей и др. В-третьих, сродни актерской деятельности деятельность педагога принято считать в том числе искусством, что объясняется творческой направленностью профессии. Древнегреческий философ Аристотель полагал, что научить способен владеющий искусством, а не имеющий опыт; по сути, это означает, что ремеслом педагогическая деятельность не ограничивается. Известный педагог и художник Н.Н.Ростовцев называл преподавание искусством, слагаемыми которого являются знание предмета, знание основ педагогики, психологии и закономерностей дидактики, практический навык творческого использования знаний при преподавании. H.H. Ростовцев утверждал, что выход преподавания на уровень искусства обеспечивается умением педагога заблаговременно и экспромтом перестроить учебный процесс, задействованием интуиции и находчивости [12].
Подобно искусству преподавания творчество актера импровизационно. Профессия актера предполагает воссоздание на сцене или в кино образа героя художественного произведения с использованием художественных средств (речи, голоса, жеста, ритма, мимики и пр. [8]), составляющих основу актерской техники. В классификации Е .АКлимова профессия «актер» отнесена к типу «человек - художественный образ». Педагогу в рамках профессиональной деятельности постоянно приходится взаимодействовать с людьми, очевидно, поэтому в классификации упомянутого выше автора педагогическая профессия отнесена к типу «человек - человек». Профессию «педагог» нельзя отнести к типу «человек - художественный образ», так как актерские проявления педагога детерминированы контекстом педагогической деятельности, отражают личность самого педагогического работника, а не другого лица. Взаимодействие актера и зрителей, которым также характеризуется актерское искусство, опосредовано бытием жизни сценических
персонажей или киногероев, приближено к монологу [2]. В этом смысле оно отличается от взаимодействия педагога и обучающихся, хотя и в том и в другом случае осуществляется воздействие со стороны творца на чувства посредством элементов техники, вследствие чего инициируется ответная реакция.
Из актерской техники, которая представляет собой совокупность природных задатков и приобретенных в ходе тренажа умений и приемов сценической игры [14], складывается исполнительское мастерство актера. Владение верба-ликой и невербаликой, сохранение самочувствия роли - примеры формирующихся актерских умений и приемов. Природные способности позволяют судить о наличии у реального или потенциального актера таланта, который, как утверждал один из виднейших театральных и литературных деятелей конца XIX века С.АЮрьев, проявляется в художественном перевоплощении личности сценического артиста в личность другого лица [7]. САЮрьев считал, что сценический артист должен обладать от природы, во-первых, дюжей впечатлительностью и способностью удержания впечатления в течение длительного времени, или восприимчивостью в единстве с мощной способностью оперативно переходить из одного состояния в другое, а во-вторых, «„.сильной энергией фантазии» [Цит. по: 7, с. 325]. Иначе говоря, С.А. Юрьев имел в виду эмоциональную память актера, определяющую богатство его состояний (мастерство актера по AM. Лобанову [7]), в единстве с волей - залогом высвобождения соответствующих роли эмоций, скорость реакции в совокупности со способностью сиюминутного вхождения в образ, то есть перевоплощения, и развитое воображение. По сути, САЮрьев не только перечисляет те данные, которыми должен быть одарен актер, но и негласно указывает на способы проигрывания роли, определяемые задействованием в разных сочетаниях природных задатков, служащих материалом для создания образа [8] и составляющих актерскую технику. Помимо САЮрьева о разных способах проигрывания роли - ее переживании при каждом акте творчества, воспроизведении по памяти ранее пережитой роли и использовании актерских штампов [13] - писал выдающийся театральный деятель К.С.Ста-ниславский, имя которого широко известно во всем мире.
Как из техники актера складывается мастерство исполнителя, так и педагогическая техника является одним из фундаментальных слагаемых педагогического мастерства наряду с общей культурой педагога и арсеналом его теоретических знаний (О.С.Булатова) [2]. Посредством педагогической техники в ходе взаимодействия с субъектами образования проявляются эстетические позиции педагога, отражающие его эстетическую культуру, которая, в свою очередь, является составной частью общей культуры. В актерском искусстве эквивалентом эстетических позиций педагога можно считать вкус как одно из актерских данных (по В.И. Немировичу-Данченко).
Помимо вкуса, к разнообразию актерских данных известный театральный деятель В.И.Немирович-Данченко причислял «„.заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикцию, пластичность и красоту жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу...» [11, с.292] и память, из которой актер черпает образы [11]. Способность к характерности уникальна в своем роде, представляет собой часть динамической структуры личности и сочетается с характером самого исполнителя. Способность к характерности и пр. элементы актерской техники, по сути, являются личностными свойствами, определяющими степень профессионализма актера наряду с чертами характера, к которым из вышеперечисленных актерских данных относится трудолюбие (труд). Трудолюбие должно быть присуще и педагогу, о чем писал Я АКоменский [6].
Техника и талант как ее компонент характерны не только для актерской профессии, но и для профессии «педагог». 0 технике и о таланте педагога в свое время писал АС.Макаренко. Он не исключал того, что педагогическое мастерство определяется природными задатками, в том числе врожденным талантом педагога как воспитателя, но был убежден в том, что мастерство педагога складывается не только из них и может совершенствоваться. С точки зрения A.C. Макаренко техника педагога есть степень его мастерства [9]. При этом педагогическое мастерство, судя по размышлениям A.C. Макаренко, напрямую соприкасается с техникой актерского искусства, поскольку под мастерством педагога АС.Макаренко понимал в том числе постановку голоса и управление лицом [10] - это, по сути, есть не что иное, как владение вербаликой и невербаликой, о чем упоминалось выше. В книге АП.Чернявской «Педагогическая техника в работе учителя» педагогическим талантом названа потребность педагога в самореализации [15], эквивалентом которой можно считать упомянутую в трудах В.И.Немировича-Данченко любовь актера к делу, и которая, по сути, определяется ценностными ориентациями, отражающими то, что представляется индивиду важным, обладает для него личностным смыслом; личностный смысл, в свою очередь, детерминируется мотивами [1]. О безграничной любви учителя к своему делу писал ЯАКоменский
[6]. 0 любви педагога к избранной им профессии также высказывались известные русские прозаики Л.Н.Толстой и А.П. Чехов.
Вслед за АС.Макаренко, В.Н.Гоноболиным, Ю.П.Азаровым, Н.В.Кузьминой, Ю.ЛЛьвовой и В.А Кан-Каликом на соприкосновение педагогической техники с техникой актерского искусства указывает О.С.Булатова, отмечая сходство актерских и педагогических способностей, необходимых для осуществления творческой деятельности, и относя к таковым «„.воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние...» [2, с.30] и др. 0 заразительности и об обаянии писал в свое время К.С.Станиславский; фактически К.С. Станиславский отождествлял заразительность и обаяние, последнее иначе называл силой притяжения, которая, как он утверждал, выражается в способности увлечь других людей своими чувствами - переживаниями, сомнениями, радостью [2]. Заразительность применима и к педагогической деятельности, вероятно, ее имел в виду ЯАКоменский, когда писал о том, что педагог всегда должен быть интересен ученикам [6]. Исходя из определения актерского мастерства под авторством Г.Д. Кириллова, представленного в справочном издании «Сто основных театральных терминов, понятий и определений», внимание актера проявляется в реагировании на нюансы поведения партнера [7], а значит, служит залогом успешного партнирования, от которого, по сути, зависит успех постановки в целом. Аналогичным образом внимание педагога можно считать фактором успешности во взаимодействии с обучающимися в том случае, если оно сконцентрировано на внутреннем мире подопечных, что проявляется в улавливании душевных переживаний по внешнему виду, глазам, поведению обучающихся. В то же время педагогу, как и актеру, необходимо удерживать внимание окружающих в течение длительного времени, для этого ему нужно обладать суггестивными способностями, предполагающими завораживающее воздействие на сознание людей. Рефлексия в творчестве актера и в творчестве педагога подразумевает единство и взаимосвязь двух «Я» исполнителя - играющего (действующего) и контролирующего. Эмпатия как в деятельности актера, так и в деятельности педагога выражается в способности воспринимать переживания другого лица как собственные и связана с воображением; в актерской деятельности объектом эмпатии выступает персонаж, образ которого удерживается в воображении, а в педагогической - обучающийся, на месте которого полагается вообразить себя педагогу. Внимание и воображение являются одними из составляющих социальной перцепции или перцептивных способностей, предполагающих идентификацию эмоциональных состояний и входящих в двухкомпонентную структуру педагогической техники, в частности, в группу качеств, умений и способностей, обеспечивающих управление педагогом самим собой наряду с такими элементами как:
—физическое здоровье и выносливость;
—способность контролировать мимику, пантомимику и владеть ими как средствами достижения целей обучения и воспитания;
—отходчивость;
—способность выражать и использовать в своих целях эмоции;
—техника речи, включающая постановку голоса и дыхания, управление темпом и тембром речи [15].
Второй компонент представляет совокупность умений (дидактических, организаторских, коммуникативных и пр.), обеспечивающих взаимодействие педагога с отдельной личностью и общностью людей [15]. По сути, умения этой группы проявляются за счет качеств, умений и способностей, составляющих первый компонент педагогической техники, одним из фундаментов которого можно считать актерское мастерство. Так как практически все элементы первой группы основываются на технике актера, следовательно, овладение ими и их совершенствование предполагает овладение актерским мастерством и его оттачивание. Овладение актерским мастерством и его развитие позволяют добиться раскрепощенности, то есть снятия зажимов, служащих причиной скованности; тем самым обеспечивается творческое самочувствие, являющееся залогом работоспособности и творчества педагога и актера, наиболее полного самовыражения в профессиональной деятельности. Владение актерским мастерством означает, что человек способен сознательно управлять мимикой и пантомимикой (их роль в общении, положенном в основу педагогической деятельности, в сравнении со словесным воздействием не менее важна), его поведение отличается выразительностью, как и речь, в речи отсутствуют дефекты, она характеризуется совершенством техники и богатством культуры.
0 соприкосновении педагогической техники с техникой актерского искусства также
свидетельствует разработанный исследователями Д.Алленом и КРайном перечень умений педагога, обладающего высокоразвитыми способностями и владеющего педагогической техникой. Данный перечень содержит умения, в основу которых положено актерское мастерство:
- варьирование стимуляции обучающегося, проявляющееся в многозвучной подаче учебного материала и непринужденном поведении педагога;
- применение пауз и невербальных средств (взгляда мимики, жестов);
- чтение лекций на уровне мастерства [15].
То обстоятельство, что педагогическая техника связана с актерской техникой, не дает основания приравнивать актерские проявления педагога к актерским проявлениям профессионального исполнителя ролей (партий). В контексте педагогической деятельности использование актерского мастерства специфично, предполагает удержание педагогической позиции при проигрывании той или иной роли и нацелено на решение педагогической задачи, по сути, являющейся эквивалентом сверхзадачи в актерском искусстве. Примером профессиональной задачи педагога может служить педагогическое стимулирование активности обучающихся. В отличие от актера педагогу в момент свершения творчества приходится иметь дело не с одним воображаемым, а с множеством явленных в лице обучающихся характеров (ШААмонашвили), оставаясь при этом собой и не погружаясь в образ досконально. Сохранение индивидуальности при перевоплощении в образ и удержание педагогической позиции при проигрывании роли требуют приложения волевых усилий, предполагающих наличие внутренней мотивации и сформированность организационно-волевых качеств, необходимых также в актерском творчестве. Лицедейство, наигрыш со стороны творца, будь то педагог или актер, следует расценивать как проявление непрофессионализма.
В педагогической профессии владеть составляющими актерскую технику приемами и быть готовым применять их, с нашей точки зрения, недостаточно: подобно актеру, мастерство которого можно определить как богатство состояний, педагогу необходимо репродуцировать творческие состояния (Е.АЯмбург), воспринимаемые со стороны как искренние чувства, вызывающие неподдельный интерес и способствующие выстраиванию доверительных отношений между участниками образовательного процесса. Залогом доверительных отношений между педагогом и обучающимся является преодоление коммуникативных барьеров и неуверенности в себе. С нашей точки зрения, содействие в этом способна оказать театральная педагогика. В частности, речь идет о так называемой личностной подстройке, связанной в том числе со способностью к характерности. Идентификация эмоциональных состояний является результатом мыслительной деятельности педагога, личностная подстройка же служит средством обеспечения обоюдного понимания двух сторон образовательного процесса, перехода на уровень субъект-субъектных отношений. Способность к характерности чрезвычайно ценна при преподавании истории или литературы, ее задействование будет способствовать формированию у обучающихся более полной картины мира за счет внешнего перевоплощения педагогического работника в образ исторического деятеля или литературного героя. Перевоплощение может выражаться в изменении внешнего вида, звучания голоса и пр.
Предметом профессиональной деятельности актера является работа над образом. Поэтому оттачивание педагогом актерской техники может обеспечить работу над собственным образом, то есть имиджем. Умения регулировать тембр голоса, плавность движений придают выразительность поведению. Выразительное поведение производит впечатление, то есть активизирует эмоции, концентрирует внимание, это способствует запоминанию информации обучающимися и в конечном итоге позволяет добиться результативности в образовательной деятельности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника педагога определяется техникой актера, поэтому о профессионализме педагогического работника можно судить в том числе по степени владения им элементами техники актерского искусства, обеспечивающей, с одной стороны, корректность и полноту самопредъявления, а с другой - взаимодействие с обучающимися. Схожесть педагогической и актерской техник подтверждается общностью личностных характеристик педагога и актера как профессионалов. С нашей точки зрения, отличия между техникой педагогического работника и техникой актера детерминированы прообразом результата труда, который, в свою очередь, определяет специфику решения педагогической задачи или сверхзадачи (в зависимости от контекста профессиональной деятельности) посредством свойств личности и черт характера.
Литература
1. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестник ТГПУ. - Z01Z. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-nap-ravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikatsiey-stepenyu-bakalavr (дата обращения: 19.032018).
2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 239 с.
3. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.
4. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Новосибирск: САФБД 2008. - Z60 с.
5. Зверева H.A., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов (создание актерского образа). - М.: ГИТИС, Z007. - 136 с.
6. Какзанова Е.М. Личность учителя глазами философов // Преподаватель XXI век. - Z016. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyber leninka.ru/artide/n/Hchnost-uchitelya-glazami-filosofov (дата обращения: 19.03. 2018).
7. Кириллов Г. Д. Сто основных театральных терминов, понятий и опре-делений. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. CA Есенина, 2007. - 24 с.
8. Литаврина М.Г. Актерское искусство // Большая российская энци-клопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/1807686 (дата обращения: 19.03.2018).
9. Макаренко A.C. О воспитании. - Z-e изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
10. Макаренко A.C. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 4. Педагогические работы 1936-1939.
- М.: Директ-Медиа, 2014. - 566 стр.
11. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие: В 2 т. / Составит., ред., примеч. В.Я.Виленкин. - М.: Искусство, 1952. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма. - 442 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //litlife. club/ br/?b=Z4074S&p=90 (дата обращения: 19.03.2018).
1Z. Ростовцев H.H. Преподавание как творческий процесс, как особый вид искусства / / Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. статей. - Москва: Изд-во «Прометей», Z01Z. -Вып. 8: Ч. 1. - С. 6-58.
13. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Том 4. Работа актера над ролью. - М.: Проспект, 2015 - 494 с.
14. Театральные термины и понятия: Материалы к Словарю. Вып. 3 / Отв. ред. В.М.Миронова. - СПб.: РИИИ, 2015. - 296 с.
15. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 176 с.
References
I. Bekuzarova N.V., Yermolovich Ye.V. Professional'nyy portret vypusknika po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoye obrazovaniye» s kvalifikatsiyey (stepen'yu) «Bakalavr» // Vestnik TGPU. Z01Z. № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-napravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikatsiey-stepenyu-bakalavr (accessed 19.032018).
Z. Bulatova O.S. Pedagogicheskiy artistizm: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. - M.: Akademiya, Z001. - Z39 s.
3. Gippius S. Trening razvitiya kreativnosti. Gimnastika chuvstv. - SPb.: Rech', Z001. - 346 s.
4. Yegorov V.V., Skibitskiy E.G., Khrapchenkov V.G. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnoye posobiye. - Novosibirsk: SAFBD, 2008. - 260 s.
5. Zvereva NA., Livnev D.G. Slovar' teatral'nykh terminov (sozdaniye akterskogo obraza). - M.: GITIS, Z007. - 136 s.
6. Kakzanova Ye.M. Lichnost' uchitelya glazami filosofov // Prepodavatel' KHKHI vek. 2016. № 4. Available at: https://cyberleninka.m/article/n/lichnost-uchitelya-glazami-filosofov (accessed 19.032018).
7. Kirillov G.D. Sto osnovnykh teatral'nykh terminov, ponyatiy i opredeleniy. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Ye-senina, Z007. - Z4 s.
8. Litavrina M.G. Akterskoye iskusstvo // Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya. Elektronnaya versiya [El-ektronnyy resurs]. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/l807686 (data obrashcheniya: 19.032018).
9. Makarenko A.S. O vospitanii. - Z-ye izd., pererab. i dop. - M.: Politizdat, 1990. - 415 s.
10. Makarenko A.S. Pedagogicheskiye sochineniya v vos'mi tomakh. Tom 4. Pedagogicheskiye raboty 1936-1939.
- M.: Direkt-Media, Z014. - 566 str.
II. Nemirovich-Danchenko V.I. Teatral'noye naslediye: V Z t. / Sostavit., red., primech. V.YA.Vilenkin. - M.: Iskusstvo, 195Z. T. 1. Stat'i. Rechi. Besedy. Pis'ma. - 44Zs. Available at: https://litlife.club/br/?b=Z40745&p=90 (accessed 19.03.Z018).
1Z. Rostovtsev N.N. Prepodavaniye kak tvorcheskiy protsess, kak osobyy vid iskusstva / / Voprosy istorii, teorii i metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: sb. statey. Moskva: Izd-vo «Prometey», Z01Z. Vyp. 8: CH. 1. S. 6-58.
13. Stanislavskiy K.S. Sobraniye sochineniy. Tom 4. Rabota aktera nad rol'yu. - M.: Prospekt, Z015 - 494 s.
14. Teatral'nyye terminy i ponyatiya: Materialy k Slovaryu. Vyp. Z / Otv. red. V.M. Mironova. - SPb.: RIII, Z015. - Z96 s.
15. Chernyavskaya A.P. Pedagogicheskaya tekhnika v rabote uchitelya. - M.: Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», Z001. - 176 s.
УДК 930.85
Фан Куог Ань, Р.Р.Мухаметзянов