Научная статья на тему 'Аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по актерскому мастерству'

Аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по актерскому мастерству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РУНЕТ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ПРОГРАММЫ ВУЗОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INFORMATION SOCIETY / DIGITIZATION OF ECONOMY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / SELF-EDUCATION / INFORMATION RESOURCES / RUNET / ACTING / ORATORY MASTERY / PEDAGOGICAL TECHNIQUE / ONLINE COURSES / UNIVERSITY SYLLABUSES / INDEPENDENT STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Иванов Никита Андреевич

В статье представлен аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по актерскому мастерству. Актуальность обзора обусловлена значимостью владения современным педагогом актерским мастерством, необходимостью совершенствования актерских данных и педагогической техники, что представляется возможным посредством использования средств информационно-коммуникационных технологий. Целью статьи является обзор и анализ онлайн-курсов и рабочих программ вузов с контентом тематики актерского мастерства. Авторы также приводят краткий обзор отечественной литературы, в которой освещаются вопросы использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании и самообразовании, ссылаясь на авторов, исследовавших затрагиваемую в статье проблематику. Основу исследования образуют теоретический и эмпирический методы. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что онлайн-курсы по актерскому мастерству могут быть как средством самообразования, так и дидактическим средством, обеспечивающим самостоятельную работу студентов, которая в сравнении с аудиторной работой при освоении дисциплин, связанных с актерским мастерством или педагогической техникой, превалирует. Теоретическая значимость статьи заключается в описании онлайн-курсов как атрибута учебно-познавательной деятельности. При описании контента курсов авторами показана его связь с педагогической деятельностью. Практическая значимость статьи заключается в содержательном обзоре информационных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Иванов Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF INFORMATION RESOURCES RUNET’S IN ACTING

The article presents an analytical review of information resources Runet’s in acting. The relevance of the review depend on a weighing mastery of acting of a modern pedagogue, on need to upgrade acting skills and pedagogical technique, what is possible by using information and communication technologies. The aim of this article is a review and analysis of online courses and university syllabuses with content on acting. The authors also point a brief reviews of domestic literature, which highlighted the issues of using information and communication technologies in education and self-education, referring to the author's, which explored addressed in article of perspective. The basis of the research is formed by theoretical and empirical methods. The study concluded that online courses in acting can be both self-learning tool and didactical tool, providing independent study of students, which prevailed compared with face-to-face training during the courses, related to acting or pedagogical technique. Theoretical relevance of the article is to describe the online courses as attribute of learning. The authors revealing a tie between the content and pedagogical activities in describing the content of courses. The practical relevance of the article is to useful overview of information resources.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по актерскому мастерству»

УДК 374.1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ РУНЕТА ПО АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ

© 2018

Бекузарова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Ермолович Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Иванов Никита Андреевич, магистрант Института педагогики, психологии и социологии

Сибирский федеральный университет (660041, Россия, Красноярск, проспект Свободный, 79, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор информационных ресурсов Рунета по актерскому мастерству. Актуальность обзора обусловлена значимостью владения современным педагогом актерским мастерством, необходимостью совершенствования актерских данных и педагогической техники, что представляется возможным посредством использования средств информационно-коммуникационных технологий. Целью статьи является обзор и анализ онлайн-курсов и рабочих программ вузов с контентом тематики актерского мастерства. Авторы также приводят краткий обзор отечественной литературы, в которой освещаются вопросы использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовании и самообразовании, ссылаясь на авторов, исследовавших затрагиваемую в статье проблематику. Основу исследования образуют теоретический и эмпирический методы. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что онлайн-курсы по актерскому мастерству могут быть как средством самообразования, так и дидактическим средством, обеспечивающим самостоятельную работу студентов, которая в сравнении с аудиторной работой при освоении дисциплин, связанных с актерским мастерством или педагогической техникой, превалирует. Теоретическая значимость статьи заключается в описании онлайн-курсов как атрибута учебно-познавательной деятельности. При описании контента курсов авторами показана его связь с педагогической деятельностью. Практическая значимость статьи заключается в содержательном обзоре информационных ресурсов.

Ключевые слова: информационное общество, цифровизация экономики, информатизация образования, самообразование, информационные ресурсы, Рунет, актерское мастерство, ораторское мастерство, педагогическая техника, онлайн-курсы, программы вузов, самостоятельная работа.

ANALYTICAL REVIEW OF INFORMATION RESOURCES RUNET'S IN ACTING

© 2018

Bekuzarova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of information technologies in education and lifelong learning Ermolovich Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of information technologies in education and lifelong learning Ivanov Nikita Andreevich, graduate student of institute of education, psychology and sociology Siberian Federal University (660041, Russia, Krasnoyarsk, prospect Svobodnyj, 79, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents an analytical review of information resources Runet's in acting. The relevance of the review depend on a weighing mastery of acting of a modern pedagogue, on need to upgrade acting skills and pedagogical technique, what is possible by using information and communication technologies. The aim of this article is a review and analysis of online courses and university syllabuses with content on acting. The authors also point a brief reviews of domestic literature, which highlighted the issues of using information and communication technologies in education and self-education, referring to the author's, which explored addressed in article of perspective. The basis of the research is formed by theoretical and empirical methods. The study concluded that online courses in acting can be both self-learning tool and didactical tool, providing independent study of students, which prevailed compared with face-to-face training during the courses, related to acting or pedagogical technique. Theoretical relevance of the article is to describe the online courses as attribute of learning. The authors revealing a tie between the content and pedagogical activities in describing the content of courses. The practical relevance of the article is to useful overview of information resources.

Keywords: information society, digitization of economy, informatization of education, self-education, information resources, Runet, acting, oratory mastery, pedagogical technique, online courses, university syllabuses, independent study.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному этапу развития общества, формирования в РФ цифровой экономики можно утверждать об актуализации роли достижений научно-технического прогресса во всех сферах человеческой жизни.

Одним из достижений научно-технической революции, приведшей к возникновению информационного общества, является Интернет. В нашей стране Интернет распространен практически повсеместно, о чем свидетельствует высокая доля пользующегося им населения. В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития» сказано о том, что численность аудитории Рунета в период с октября 2016 г. по март 2017 г. достигла отметки в 87 млн человек (71% от населения РФ) [1].

Будучи неотъемлемой частью жизни современного человека, Интернет обеспечивает непрерывность обра-

зования. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, проведенного 3-4 апреля 2017 года, каждый второй россиянин (49%) не пренебрегает возможностями прохождения обучения и получения самообразования посредством Интернета [1]. Необходимость непрерывного саморазвития характеризует педагогическую профессию, что обусловлено ведущей ролью личности педагогического работника в результатах труда [2]. Реализация одной из профессиональных задач, закрепленных в ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», предполагает осуществление бакалавром педагогики профессионального самообразования и личностного роста [3]. К числу направлений личностного роста педагога, который в силу специфики педагогической профессии кор-релируется с профессиональным становлением, можно отнести овладение актерским мастерством, отчасти составляющим фундамент педагогической техники и определяющим степень владения ею, а также совершенствование актерских данных.

Итак, самообразование, являющееся условием про-

Bekuzarova Natalya Vladimirovna, Ermolovich Elena Vladimirovna, Ivanov Nikita Andreevich ANALYTICAL REVIEW OF INFORMATION RESOURCES RUNET'S ...

фессионального роста педагога, из разряда волеизъявления переходит в требование, предъявляемое к представителю педагогической профессии. В XXI веке самообразование может осуществляться благодаря средствам информационных и коммуникационных технологий -программным, программно-аппаратным и техническим средствам и устройствам [4]. Средства ИКТ обеспечивают в том числе возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей [4], активно использующимся в образовательном процессе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы, касающиеся использования информационных и коммуникационных технологий в целях образования и самообразования, ранее рассматривались в отечественной педагогической науке и связаны с таким явлением как информатизация образования. Информатизации образования посвящены работы А.П. Ершова, В.М. Глушкова, М.И. Жалдак, А.А. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, В.В. Лаптева, М.П. Лапчик, В.С. Леднева, Е.И. Машбиц, С.В. Панюковой, И.В. Роберт [5]. По сути, начало информатизации образования стало отправной точкой в изучении образовательного потенциала средств ИКТ.

По мнению О.И. Статировой, широкое применение информационно-коммуникационных технологий в самообразовании объективно неизбежно [6]. В диссертационном исследовании Е.А. Ганина «Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей» самообразование с использованием ИКТ понимается как «....многокомпонентная, личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность, направленная на трансформацию процесса обучения в процесс самообразования, обусловленная особенностями получения информации образовательного характера посредством ИКТ, способствующая формированию ключевых ком-петентностей студентов» [5, с. 11].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обзор и анализ онлайн-курсов и рабочих программ вузов с контентом тематики актерского мастерства.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С учетом всего вышеизложенного средством профессионального самосовершенствования педагога можно считать информационные ресурсы Рунета по актерскому мастерству. Ключевое преимущество их использования, по нашему мнению, состоит в нефиксированности времени и пространства самообразования, иными словами, в учете высокой степени занятости педагогического работника. О количестве и многообразии информационных ресурсов c контентом тематики актерского мастерства можно судить по результатам запроса «актерское мастерство», введенного нами в поисковых системах Google и Яндекс, традиционно наиболее популярных среди пользователей Рунета (рисунок 1): в первом случае результатов более 1 миллиона, а во втором - более 15 миллионов (по данным на 05.11.17). Среди результатов по запросу встречаются ссылки на сайты (в том числе блоги, веб-форумы) и размещенные на них документы, видео; видеохостинги Youtube, Rutube и отдельные видео, размещенные на видеохостингах; сообщества в социальных сетях Вконтакте, Facebook; книги, оцифрованные компанией Google.

Косвенным подтверждением содержательной разноплановости контента информационных ресурсов, на наш взгляд, может служить статистика вводимых в поисковых системах Google и Яндекс запросов со словосочетанием «актерское мастерство» и схожих запросов. Проанализировав запрашиваемые пользователями данные, мы пришли к выводу о том, что информационные ресурсы Рунета могут выступать не только средством

самообразования, но и средством информирования об образовательных институтах, позволяющих овладеть теми или иными умениями, выработать определенные навыки и т.д. В контексте самообразования педагога с точки зрения содержания больший интерес представляют ресурсы первой группы, к числу которых относятся онлайн-курсы.

Рисунок 1 - Динамика популярности поисковых сервисов в Рунете по количеству переходов в период с сентября 2015 г. по март 2018 г. (составлен по данным LiveInternet)

Как и другие информационные ресурсы Рунета, он-лайн-курсы являются формой самообразования, обеспечиваемой средствами ИКТ, объединяют в себе информационные ресурсы различных форматов, включая сторонние ресурсы. Отличие дистанционного курса от остальных информационных ресурсов Сети заключается в том, что дистанционный курс, по сути, является полноценным электронным образовательным ресурсом, в котором элементы мультимедиа встроены в контекст содержания, выстроенного в определенной логике, дополняют его.

На данный момент в русскоязычном сегменте Интернета насчитывается более пятидесяти онлайн-платформ (Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase, Сошгеоп, Универсариум, Лекториум [1] и др.) с дистанционными курсами. На одной из них - платформе 4Ьшп - представлено более тридцати онлайн-курсов, используя которые пользователи могут определить степень освоения учебного материала и закрепить освоенный материал посредством тестирования или решения кейса, отследить индивидуальный прогресс прохождения курса, получить сертификат при его успешном завершении; все это доступно при оплате «PRO-подписки».

На 4Ьшп помимо всего прочего представлены курсы «Актерское мастерство» [7] и «Ораторское мастерство» [8], ориентированные на непрофессионалов. По содержанию курсы практически не перекликаются. Вместе с тем мастерство оратора складывается из актерского мастерства, а педагогический работник является в том числе оратором (А.П. Чехов) [9], поэтому в рамках профессионального самосовершенствования педагога рассматриваемые курсы взаимодополняют друг друга.

Онлайн-курс «Актерское мастерство» доходчиво знакомит пользователей с техникой актерского искусства (актерскими качествами, искусством представления и искусством переживания, техниками управления эмоциями; каждая эмоция проиллюстрирована словесным описанием и встроенным в курс изображением, снабжена инструкцией по ее воспроизведению (рисунок 2).

В курсе также содержатся упражнения для постановки дыхания, тренажа дикции, артикуляции и звучания, то есть совершенствования голосового аппарата, посредством которого осуществляется общение, положенное в основу педагогической деятельности.

О легко О средне О сложно

Рисунок 2 - Пример описания эмоции и способа ее

воспроизведения (курс «Актерское мастерство»)

На платформе 4Ьшп помимо основного содержания курсов отдельно представлены вспомогательные материалы, что визуально отражено в меню (рисунок 3). Нельзя не отметить наличие на веб-страницах подменю закладок, позволяющих осуществить моментальный переход к тому или иному подразделу содержимого страницы. Структурированность контента позволяет дозировано и вариативно осваивать содержание, а наличие вспомогательных материалов обеспечивает полноту информации и минимизирует необходимость обращения к другим информационным источникам. Переходы между страницами курсов могут осуществляться не только с помощью меню, но и гиперссылок, располагающихся внизу каждой страницы курса, выше футера; они обеспечивают последовательное изучение мультимедийного содержания пользователем. Текстовая составляющая мультимедиа включает гиперссылки на материалы бло-га, созданного на базе платформы, предыдущие темы и другие онлайн-курсы 4Ьшп, что дает возможность восполнить недостающие знания, актуализировать или дополнить имеющиеся знания.

Рисунок 3 - Меню онлайн-курса «Актерское мастерство»

Онлайн-курс «Ораторское мастерство» преимущественно ориентирован на освоение знаний об организации подготовки публичного выступления и взаимодействия с аудиторией, представлен в том числе интерактивными элементами, в частности, игрой ^назад (рисунок 4), в ходе которой происходит тренировка памяти и концентрации внимания; память и внимание как свойства личности крайне важны в педагогической профессии, что объясняется необходимостью мысленно удерживать большой объем информации педагогическим работником, улавливать в поведении обучающихся их переживания, что, в свою очередь, характеризует перцептивные умения, входящие в структуру элементов педагогической техники.

Рисунок 4 - Интерактивный элемент, встроенный в содержание дистанционного курса «Ораторское мастерство

Самосовершенствование педагогического работника или студента, претендующего в дальнейшем на занятие педагогической должности и осуществление педагогической деятельности, не может быть сведено к использованию информационных ресурсов, тем более если речь идет об актерском мастерстве, оттачиваемом профессиональными актерами в том числе посредством партни-рования, в ходе сценической практики. Сценическая практика включена в программу подготовки учителей начальной школы и дефектологов Московского педагогического государственного университета, о чем вкратце упоминается в одном из материалов общественно-политической газеты «Московский комсомолец» (№ 26667 от 07.11.14) [10]. О том, как в целом происходит подготовка педагогических кадров в плане актерского мастерства в последние годы можно судить по размещенным в Рунете программам вузовских дисциплин. Изучив представленные в Сети информационные ресурсы, мы обратили внимание на несколько программ, их обзор приводится далее. Описанные ниже программы примечательны тем, что обладают практической значимостью - детализированы в аспекте актерского мастерства (педагогической техники), содержат перечни упражнений, тем и необходимой для изучения литературы, поэтому могут быть взяты на вооружение преподавателями учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Реализация рабочей программы дисциплины «Основы педагогического мастерства» (Новокузнецкий институт, филиал Кемеровского государственного университета, 2014 г.) предполагает осуществление микропреподавания студентами, выполнение упражнений на снятие мышечного напряжения и внушение в состоянии релаксации. Одним из включенных в программу упражнений, связанных с саморегуляцией, является имитационная игра, предполагающая вхождение в образы завуча, директора. В программе также содержатся упражнения на контроль и коррекцию осанки, позы и походки. На занятиях по программе запланировано использование таких дидактических средств как кинофильм о системе К.С. Станиславского, записи выступлений К.С. Станиславского, тексты произведений «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой», сочинения А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и К.Д. Ушинского [11], и др. Из разделов, освоение которых предусмотрено программой, больше всего тем содержит раздел «Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства». Согласно учебно-тематическому плану наибольшее количество часов отводится составителями на самостоятельную работу студентов, независимо от раздела.

Педагогическая техника также включена в качестве одного из разделов в рабочую программу по дисциплине «Педагогическое мастерство» Кемеровского

Bekuzarova Natalya Vladimirovna, Ermolovich Elena Vladimirovna, Ivanov Nikita Andreevich ANALYTICAL REVIEW OF INFORMATION RESOURCES RUNET'S ...

государственного университета (2014 г.). Согласно разработанной для студентов биологического факультета программе аудиторные занятия при освоении раздела «Педагогическая техника» проводятся в форме тренингов [12]. В программе приведен вариант структуры тренинга. Большая часть времени отводится на самостоятельную работу, в этом плане данная программа схожа с предыдущей.

В рабочей программе дисциплины «Педагогические аспекты профессионального мастерства» (Тверской государственный университет, 2015 г.) один из разделов содержит такие подразделы как «Психологические аспекты педагогической техники» и «Психолого-педагогические аспекты актерского мастерства учителя физической культуры». Из 46 часов, отведенных на освоение тем, составляющих названные подразделы, большая часть (36 ч.) предполагает самостоятельную работу посредством подготовки докладов, остальные 10 часов отведены на практические занятия. Интересным может показаться один из приведенных в программе дисциплины экзаменационных вопросов, ответ на который представляет собой показательное выступление перед аудиторией на педагогическую тему: студенту необходимо в тексте объемом 4-5 абзацев обыграть улыбку, показав добрую, злую, насмешливую, вежливую, холодную и надменную улыбки [13]. В программу включен наглядный и раздаточный материал, демонстрирующий различные человеческие жесты и позы, и в том числе содержащий трактовку к некоторым иллюстрациям. Ниже на рисунке 5 приведены фрагменты представленного в рабочей программе наглядного и раздаточного материала.

правлению «Педагогическое образование» - с ОПК-5 с ПК-7 (рис. 6-7).

Планируемые резул ь-таты 'К'ИШ ИИ Ч o&paJO-

HaiC.lbHOH llplll рВММ 1.1

(1СОД и назканнт1 компетенции)

владение основой профессиональном (1ИК.1 и речевой культVJ1LI

(ОПК-5)

Планируемые результаты обучения

Выпускник гниет:

профессиональную терминологию, теоретические (Юноны акт с рекою мастерства, формы тт методы практической работы, историю, смысл н значение актерского мастерства. ттику профессиональных взаимоотношении. Умеет:

создавать художественный образ. владея различными видами выражтельных средств, самостоятельно работать над ролью, творчески анализировать произведения Владеет н (или) имеет тнтьтт деятельности профессиональными навыками актерского мастерства, чувством стиля, жанра, манер, исторической достоверности

Рисунок 6 - Планируемые результаты обучения по программе «Основы актерского мастерства», соотнесенные с ОПК-5

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать нх творческие способности (ПК-7)

Рисунок 5 - Фрагменты наглядного и раздаточного материала из рабочей программы дисциплины «Педагогические аспекты профессионального мастерства»

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого преподается дисциплина «Основы актерского мастерства» студентам, обучающимся по сдвоенному профилю «Начальное образование» и «Искусство». Заметим, что как и в предыдущих программах, большая часть времени отведена самостоятельной работе студентов, при этом на освоение каждой темы выделено одинаковое количество часов (по 16 ч.). Разделы, предусмотренные рабочей программой дисциплины (2017 г.), напрямую связаны с актерским мастерством. Реализация программы подразумевает подготовку студентами в рамках практических занятий различных этюдов: этюда на достижение цели, на событие, на столкновение контрастных атмосфер, этюдов-наблюдений, этюдов на сюжет сказки и небольшого рассказа [14]. Планируемые результаты обучения по программе соотнесены с двумя из компетенций ФГОС ВО по на-

Вмпуекннк знает;

жанр н стиль, профессиональную этику актера, средства актерской выразительности н способы перевоплощения в обрат Учеет:

адаптироваться к работе в конкретных условиях творческой деятельности, поддерживать в себе творческую за интересоваиность

Владеет н шип имеет опыт деятельности:

начальными профессиональными навыками и знаниями, начальной формой построения образа в драматургическом произведении, навыками работы над спектаклем

Рисунок 7 - Планируемые результаты обучения по программе «Основы актерского мастерства», соотнесенные с ПК-7

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ рабочих программ, обзор которых приведен выше, позволяет сделать вывод о преобладании самостоятельной или внеаудиторной работы при изучении разделов, связанных с актерским мастерством (педагогической техникой), над аудиторными занятиями. Рассмотренные нами дистанционные курсы «Актерское мастерство» и «Ораторское мастерство» могут выступать дидактическим средством, использование которого педагогически целесообразно при преподавании соответствующих дисциплин студентам педагогических специальностей, может обеспечить самостоятельную работу, реализацию принципа наглядности за счет мультимедийности и структурированности учебного контента, активизацию учебно-познавательной деятельности за счет интерактивности. Подводя итог всему вышеизложенному в статье, отметим, что из представленных в Рунете информационных ресурсов по актерскому мастерству предпочтительнее использовать проанализированные нами онлайн-курсы, которые обладают свойствами как дидактического, так и автодидактического материала, предусматривают возможность нелинейного освоения содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Интернет в России в 2016 году: состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/ reports/2017/teleradio/main/custom/00/01/file.pdf (дата обращения: 27.03.2018).

2. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» // Вестник ТГПУ. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-napravleni-yu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikat-siey-stepenyu-bakalavr (дата обращения: 27.03.2018).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ № 1426 от 4.12.2015 г.

и

[Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71200970 (дата обращения: 27.03.2018).

4. Романенко Н.М. Содержание процесса самообразования студентов как педагогическая проблема // Вестник МГИМО. 2013. №3 (30). [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-prot-sessa-samoobrazovaniya-studentov-kak-pedagogicheska-ya-problema (дата обращения: 27.03.20l8).

5. Ганин Е.А. Современные информационные и коммуникационные технологии как средство самообразования будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2004. - 175 с.

6. Статирова О.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2009. - 204 с.

7. Актерское мастерство [Электронный ресурс]. URL:https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/ (дата обращения: 27.03.2018).

8. Ораторское искусство: уроки риторики [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusst-vo/ (дата обращения: 27.03.2018).

9. Чехов А.П. Скучная история [Электронный ресурс]. URL:http://www.classic-book.ru/lib/sb/book/180/ page/7 (дата обращения: 27.03.2018).

10. Лемуткина М. Учитель - это прежде всего актер [Электронный ресурс]. URL:http://www.mk.ru/so-cial/2014/11/06/uchitel-eto-prezhde-vsego-akter.html (дата обращения: 27.03.2018).

11. 040201.65_ФТД2_0сновы_педагогического_ма-стерства [Электронный ресурс]. URL: http://nbikem-su.ru/sites/files/u3/umk/soc/77.pdf (дата обращения: 27.03.2018).

12. 020201_65_Б3_ФТД3^ [Электронный ресурс]. URL: http://umu.kemsu.ru/Content/userfiles/files/ Биологический%20факультет/02020165/020201_65_БЗ_ ФТД3^ (дата обращения: 27.03.2018).

13. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Утверждаю: Декан факультета физической - PDF [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer. ru/43604799-Ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossiys-koy-federacii-fgbou-vo-tverskoy-gosudarstvennyy-univer-sitet-utverzhdayu-dekan-fakulteta-fizicheskoy.html (дата обращения: 27.03.2018).

14. Annot_Osnov_akter_maste.pdf [Электронный ресурс]. URL: http://tsput.ru/sveden/education/filepdf.php?-subid=8242 (дата обращения: 27.03.2018).

Статья поступила в редакцию 21.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.