Научная статья на тему 'Техническое регулирование в области производства и оборота пищевых продуктов'

Техническое регулирование в области производства и оборота пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
133
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование в области производства и оборота пищевых продуктов»

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ

Техническое регулирование

в области производства и оборота

*

пищевых продуктов

О.Ф.Костылева

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России

Оценка соответствия продукции

В настоящее время, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, пищевые продукты служат объектами обязательного подтверждения соответствия.

Законодательной основой для осуществления обязательного подтверждения соответствия этой продукции является, во-первых, Закон РФ «О защите прав потребителей», который ввел в практику обязательную сертификацию с 1993 г., и, кроме того, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», принятый в конце 2000 г.

При обязательном подтверждении соответствия пищевых продуктов проверяются показатели безопасности, содержащиеся в государственных (национальных) стандартах и санитарных нормах и правилах (СанПиН). Требования этих документов продолжают оставаться обязательными для исполнения в переходный период, согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании». Кроме того, особенно важный этап работы при подтверждении соответствия продукции - ее идентификация.

Обязательная сертификация продуктов питания проводится в Системе сертификации ГОСТ Р, в которой действуют в настоящее время 425 органов по сертификации, аккредитованных на проведение сертификации пищевой продукции, и 908 испытательных лабораторий, проводящих испытания различных видов пищевых продуктов.

Следует отметить, что инфраструктура органов по сертификации и испытательных лабораторий сложилась с 1993 по 2004 г. Созданная инфраструктура Системы сертификации ГОСТ Р позволяет обеспечить проведение обязательной сертификации пищевых продуктов на всей территории Российской Федерации.

Сертификация пищевых продуктов проводится в органах по сертификации, аккредитованных на базе организаций различной ведомственной подчиненности. Следует отметить, что по сравнению с 2002 г. резко уменьши-

* Продолжение. Начало см. в № 7 2005 г.

лось количество органов по сертификации, аккредитованных на базе организаций Госстандарта России за счет ликвидации органов по сертификации на базе центров стандартизации и метрологии. Такая реорганизация системы была вызвана необходимостью разделения функций по проведению государственного контроля (надзора) и деятельности по сертификации.

Порядок и процедуры обязательной сертификации пищевых продуктов установлены в Правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных постановлением Госстандарта России от 28.04.99 г. № 21 и зарегистрированных в Минюсте России 5 мая 1999 г. (регистрационный № 1777).

Обязательное подтверждение соответствия пищевых продуктов в переходный период проводится в двух формах - форме обязательной сертификации или в форме декларирования соответствия. Декларация о соответствии может быть принята изготовителем (продавцом) применительно к продукции, включенной в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В первой редакции перечня, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 г. № 766, 20 позиций (видов продукции) из 74 были представлены пищевой продукцией. В дальнейшем, в 2000 и 2001 гг. проводилась интенсивная работа по уменьшению избыточности обязательной сертификации и замене обязательной сертификации декларированием соответствия. В новую редакцию перечня, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. № 287, вошло 237 видов продукции, из которых 31 относится к пищевым продуктам. В настоящее время, после изменений и дополнений, внесенных в указанный перечень постановлением Правительства от 10.02.2004 г. № 72, декларация о соответствии может быть принята применительно к 43 видам пищевой продукции.

Таким образом, была значительно уменьшена область обязательной сертификации применительно к пищевой продукции. В настоящее время соотно-

шение обязательной сертификации и декларирования соответствия в области пищевой продукции примерно одинаково: 53 % составляют объекты обязательной сертификации и 47 % -объекты декларирования соответствия.

В современной деятельности по декларированию соответствия нашли отражение некоторые шаги по сближению процедур оценки соответствия, лежащих в основе декларирования, применяемых в Российской Федерации и в Европейском Союзе. Так, в действующем Перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, определены виды продукции, декларирование которых возможно только при наличии у декларанта доказательств, полученных с участием третьей стороны, - протоколов испытаний аккредитованной испытательной лаборатории или сертификата соответствия системы качества производителя.

К сожалению, это не коснулось пищевой продукции.

Следует отметить, что в 2002 г. (постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 г. № 287) из объектов обязательного подтверждения соответствия был исключен ряд видов пищевых продуктов.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» установлено, что перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, будет ежегодно дополняться, следует предположить, что будет увеличиваться и количество видов пищевой продукции, для которых обязательная сертификация будет заменяться декларированием соответствия. При этом следует особенное внимание обращать на оценку степени потенциальной опасности продукции, имея в виду, что при декларировании соответствия не действуют механизмы контроля до выпуска продукции на рынок. Принципиально важным является проведение научно обоснованного анализа потенциального риска от конкретных видов пищевой продукции. Например, известно, что хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия подлежат декларированию соответствия; однако в последние два года отмечено увеличение числа проб этих продуктов, не отвечающих обязательным требованиям. Такая же картина характерна для овощей и бахчевых культур (особенно импортируемых, где в 2003 г. отмечено увеличение вдвое удельного веса несоответствующей обязательным требованиям продукции); отмечена тенденция к увеличению количества несоответ-

QUALITY AND SAFETY

ствующей импортируемой рыбной продукции, импортируемых растительных масел.

Таким образом, в целях защиты жизни и здоровья граждан необходимо при переводе пищевой продукции в область декларирования соответствия в первую очередь учитывать результаты анализа опасностей, связанных с использованием этой продукции, основанного на имеющихся статистических данных и экспертной оценке.

Анализ рисков - обязательная основа политики безопасности питания. Так, Европейский Союз основывает свою политику в области продовольственных товаров на применении трех составных частей анализа риска:

оценка риска (научные мнения и анализ информации);

управление рисками (законодательство и контроль);

информация о рисках.

В последние годы на пищевую продукцию в Системе сертификации ГОСТ Р выдается около 170 тыс. сертификатов соответствия ежегодно. Тенденция устойчивого сокращения количества сертификатов связана с сокращением видов пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации. Так, значительно уменьшилось количество сертификатов, выданных на хлебопекарную, молочную, мясную и алкогольную продукцию.

Особое внимание в Федеральном законе «О техническом регулировании» уделено развитию добровольных систем сертификации. Для пищевой продукции и продовольственного сырья наиболее перспективной является добровольная система сертификации ХАССП, или в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и контрольные критические точки). Этот подход служит в настоящее время основной моделью управления безопасностью пищевых продуктов в промыш-ленно развитых странах.

29 апреля 2004 г. Европейский парламент и Совет Европы приняли постановление № 852/2004 «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевых продуктов». В соответствии с этим постановлением операторы пищевого бизнеса (предприятия пищевой промышленности) должны разработать и внедрить процедуры, основанные на принципах ХАССП, а также предоставить компетентному органу свидетельство своего соответствия. Они должны также обеспечить одобрение деятельности своих предприятий компетентным органом страны, где зарегистрировано предприятие, на основе обследования на месте. Статья 10 этого документа распространяет

последнее положение также и на продукцию, импортируемую в ЕС.

В России в соответствии с общемировыми тенденциями сформирована Система добровольной сертификации ХАССП, введенная в действие в феврале 2001 г. В настоящее время в Системе сертификации ХАССП уполномочено шесть организаций: ВНИИС, «Экспорт-импорт рыбтест», «Нижегород-сертификат», «Тест-С.- Петербург», «КПСЭ «Кубань-Тест», «РСМЦ «Тест-Татарстан». На пути к получению полномочий находятся организации Владимирской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Омской областей, а также Приморского края.

За четыре года функционирования Системы сертификации ХАССП было выдано свыше 100 сертификатов производителям мясной, рыбной, молочной, кондитерской, хлебобулочной, ликероводочной продукции, соков, минеральной воды и др. Большинство из этих предприятий - лидеры отечественной пищевой промышленности и ориентированы на внедрение передовых методов управления качеством и безопасностью. На втором месте -предприятия, заинтересованные в поставке продукции за рубеж, на третьем - предприятия с преобладанием иностранного капитала.

Системы ХАССП нескольких предприятий (ОАО «Мясоптицекомби-нат «Пензенский», ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция», ЗАО «Компания Нутритек» и др.), получивших российский сертификат, были затем проверены и одобрены зарубежными аудиторами, что свидетельствует об адекватности российского подхода европейским требованиям.

Учитывая эффективность сертификации систем ХАССП, целесообразно развивать это важное направление оценки соответствия. Результаты государственного надзора

В 2003-2004 гг. территориальными органами Госстандарта России проведено 10600 проверок, в том числе 8338 -предприятия различных форм собственности России, 1076 - импортной продукции. Объем проверенной продукции составил 1801,5 млн руб.

Результаты государственного надзора показывают, что уровень нарушений, допускаемых предприятиями при выпуске пищевой промышленности, практически не снижается, а по отдельным видам продукции существенно увеличивается: продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности (62,0-69,4 % от количества проверенных), хлеб и хлебобулочные изделия (от 49,6-63,7 % от количества проверенных), продукция консервной и овощесушильной промышленности (от 65,2-67,3 % от количества проверенных) и др.

При этом основные нарушения, установленные в результате государственного надзора - это несоответствия маркировки (53,5-62,55 % от количества проверенных), несоответствия органолептических и физико-химических показателей (22,7-36,54 % от количества проверенных).

Результаты государственного надзора показывают, что несмотря на то, что количество проверок за последние два года существенно снизилось (с 1789 в 2003 г. до 1149 в 2004 г.), удельный вес отрицательных проверок существенно вырос с 58 до 62 %.

Продолжение следует.

Faгmos — ведущий производитель моющих, дезинфицирующих средств и промышленных химикатов. Рецепты чистоты от Faгmos основаны на 50-летнем опыте исследований и производства. Решения Рагто$ для мясоперерабатывающих заводов: пенная мойка коптильных камер,мойка тары, мойка поверхностей, дезинфекция. Farmos принимает участие в выставке Агропродмаш (Москва, Экспоцентр, 3-6 октября), Павильон 2, зал 1, стенд № 21 С 67

ПЗЁППЕЯ

ЗАО «Фармос СПб»

197101, Санкт Петербург, ул. Рентгена, 5Б . Тел. +7 812 332 00 74. Факс +7 812 332 00 76. E-mail: info@farmos.spb.ru Филиал в Москве:

123154, проспект Маршала Жукова, д. 30. Тел/факс +7 095 933 77 68. e-mail: msk@farmos.spb.ru Дистрибьюторы в регионах. www.farmos.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.