УДК 006 (083.7):614.8
И.В. Сосунов к.т.н. (ФГУВНИИГОЧС (ФИ)) О СЕРТИФИКАЦИИ КАК ФОРМЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ И ЗАЩИТУ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
I.V. Sosunov (FGU VNIIGOChS(FC)) CERTIFICATION AS FORM OF PRODUCTION CONFORMATION TO THE DEMANDS THAT PROVIDE CIVIL DEFENSE AND PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS
В условиях проводимой в России реформы технического регулирования сертификации как форме
подтверждения соответствия продукции (процессов, услуг) требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отведена значительная роль. В статье рассматриваются цели, задачи, принципы и основные положения сертификации продукции (процессов, услуг) необходимой для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
In conditions of technical regulation reform in Russia substantial role is given to certification as a form of confirmation production (processes, services) conformity, providing civil defense and population and territories protection against emergency situations. In the article there are viewed goals, tasks, principals and basic regulations of production (processes, services) certification needed for protection of population, material and cultural values from the danger, caused during military actions and because of these actions and also in
emergency situations on the territory of RF.
Одной из основных обязанностей любого социального государства, к которым, безусловно, относится Российская Федерация, является защита населения, в общем, и граждан в частности, окружающей среды от различного рода опасностей, в т.ч. от опасностей, вызываемых обращением на внутреннем рынке недоброкачественной продукции. Для решения данной задачи государством устанавливаются требования безопасности к продукции и услугам, представляющим потенциальную опасность, контролируется выполнение указанных требований. Вместе с тем, промышленники и предприниматели как отечественные, так и зарубежные всячески противостоят необоснованным, чрезмерно завышенным требованиям, воспринимая их как барьеры на пути движения продукции от производителя к потребителю. В этой связи, задачей государства является поиск таких оптимальных мер, которые бы обеспечивали безопасность граждан, окружающей среды без необоснованного вмешательства в деятельность бизнес-сообщества.
Следует отметить, что основными общепринятыми формами оценки соответствия продукции и услуг, представляющих потенциальную опасность, являются государственный контроль (надзор), аккредитация, аттестация, регистрация и, конечно, подтверждение соответствия. В статье предпринята по-
пытка раскрыть роль и место сертификации, как одной из форм подтверждения соответствия требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайная ситуация) в условиях проводимой в России реформы технического регулирования.
Анализ исторических документов позволяет судить о том, что деятельность по оценке соответствия продукции предъявляемым требованиям, получившая в последующем термин «сертификация», осуществлялась уже в Древней Греции, где с IV века до н.э. действовал закон о производстве бронзовых деталей для колонн при строительстве значимых сооружений общественного назначения, устанавливающий сочетание в бронзе долей меди и олова, а также предусматривающий контроль за качеством производимой бронзы по ее цвету.
Само же понятие «сертификат» вошло в международную метрологическую практику с 20 мая 1875 г., с момента подписания семнадцатью странами Соглашения о метре, установившего процедуру координации метрологических эталонов для мирового научного сообщества через Международное бюро мер и весов и Генеральную конференцию по мерам и весам. Созданное Международное бюро мер и весов, рас-
о
VO «
CP
го «
CP
и
CU т s
I
X £
I
0
1
т «
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
положенное во Франции, в Севре — пригороде Парижа, занималось разработкой международных прототипов эталонов длины и массы, а также передачей их копий всем странам-участницам соглашения. К передаваемым прототипам эталонов длины и массы прилагались сертификаты, содержащие сведения об изготовителе прототипов, их аттестации, о химическом составе и т.п. В сертификатах указывались также должности и фамилии лиц, выполнявших технологические операции, связанные с изготовлением прототипа, описывался процесс метрологической аттестации прототипа, т.е. признания эталона узаконенным на основании тщательного изучения его метрологических свойств.
В течение нескольких столетий известны неправительственные и независимые «классификационные организации», осуществляющие оценку безопасности гражданских судов для целей их страхования. По сути, указанная деятельность и является оценкой соответствия в форме сертификации. В качестве примера указанных «классификационных организаций» можно привести международную организацию Регистр Ллойда, имеющую представительства в 127 странах мира и осуществляющую оценку безопасности судов на протяжении двух веков, а также Российский морской регистр, созданный в 1913 году. Результаты оценки безопасности гражданских судов, документально подтвержденные Регистром Ллойда или Морским регистром, позволяли владельцам судов страховать суда на более выгодных условиях, при этом получая наиболее выгодные фрахты.
Международный опыт свидетельствует о том, что сертификация является необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации и защищающим внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. В переводе с латыни слово «сертификация» означает «сделано верно» (сегйт — верно, facere — делать), поэтому термин «сертификация соответствия», впервые сформулированный Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ИСО) и включенный в Руководство ИСО/МЭК № 2 1982 г., означал действия третьей стороны, доказывающие, что продукция, процесс или услуга, идентифицированные должным образом, соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Предшественницей российской системы сертификации являлась сертификация продукции, производимой в СССР и поставляемой за рубеж, которая осуществлялась зарубежными сертификационными центрами в соответствии с законами стран-импортеров. В 1984 г. Правительством СССР было принято постановление о сертификации экспортируемой продукции, а с 1986 г., был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения, утвержденный Госстандартом СССР.
С 1988 г., с момента подписания странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Конвенции о системе оценки качества и сертификации взаимозаменяемой продукции, начала функционировать система, предусматривающая проведение испытаний с использованием как стандартов СЭВ, так и других лучших международных норм и национальных стандартов. Функционирование Системы оценки качества и сертификации взаимозаменяемой продукции предусматривало международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г. в СССР функционировало 14 аккредитованных испытательных лабораторий и несколько аттестованных производств.
Следует отметить, что в СССР оценка соответствия продукции установленным требованиям осуществлялась в формах аттестации по категориям качества, государственной приемки продукции, государственных испытаний и государственного надзора за выполнением требований стандартов. После распада СССР указанные формы оценки соответствия были отменены, за исключением государственного надзора.
Развитие России в постсоветский период, с 1991 г. в условиях зарождающейся рыночной экономики, привело к значительному увеличению объема импортируемой и производимой в России продукции, зачастую имеющей неудовлетворительное качество и представляющей опасность как для жизни и здоровья людей, так и для окружающей среды. Сложившаяся ситуация потребовала от государства незамедлительных мер, направленных на защиту россиян от негативного воздействия недоброкачественных продукции и услуг, поэтому в числе одного из первых законодательных актов был принят Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» [1], «...регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг); устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) . государственную и общественную защиту их интересов». Законом «О защите прав потребителей» впервые в нашей стране была введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг), на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей.
В развитие положений Закона [1] 10 июня 1993 г. был принят Закон РФ № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» [2], установивший основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Первоначально в законе
[2] понятие «сертификация продукции» означало деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Однако в последующем, в результате ряда внесенных в закон [2] изменений, сертификация продукции стала означать процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Целями осуществляемой в России сертификации Законом РФ [2] были определены следующие:
— создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Для достижения целей сертификации было предусмотрено создание федеральными органами исполнительной власти и организациями систем сертификации, представляющих собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этих системах в соответствии с Законом [2]. По результатам сертификации предусматривалась выдача сертификата соответствия — документа, подтверждающего соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. При этом законом [2] было установлено, что подтверждение соответствия может проводиться также посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии, регистрируемой в органе по сертификации и удостоверяющей, что поставляемая (продаваемая) продукция, перечень которой определялся только Правительством РФ, соответствует установленным требованиям. Важно отметить, что декларация о соответствии имела юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.
Законом [2] было установлено, что сертификация может иметь как обязательный, так и добровольный характер.
Обязательная сертификация предусматривалась только в случаях, определенных законодательными актами Российской Федерации. Ее организация и проведение возлагались на Госстандарт России, а в отношении отдельных видов продукции — на иные федеральные органы исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом формы обязательной сертификации устанавливались Госстандартом России или указанными выше федеральными органами испол-
нительной власти. Участниками обязательной сертификации признавались: Госстандарт России, а также иные федеральные органы исполнительной власти, создающие системы обязательной сертификации; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры); изготовители (продавцы, исполнители); а также центральные органы систем сертификации, определяемые для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. К осуществлению обязательной сертификации Законом РФ [2] допускались любые организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, аккредитованные в установленном порядке и, при этом, не являющиеся изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой продукции.
Добровольная сертификация предусматривалась только по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) для подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур, других документов, определяемых заявителем, и не являлась альтернативой обязательной сертификации. Системы добровольной сертификации в соответствии с Законом РФ [2] могли создаваться любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в Госстандарте России. При этом органом по добровольной сертификации могло быть как юридическое лицо, зарегистрировавшее систему добровольной сертификации, так и иное юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
В развитие Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» был принят ряд следующих нормативных правовых актов, разработанных с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов, таких как руководства ИСО и МЭК, международные стандарты серий 9000 и 10000, европейские стандарты 45000 и 29000:
• Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденный постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15;
• Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденные постановлением Госстандарта России от 25 июля
1996 г. № 14;
• Правила сертификации работ и услуг, утвержденные постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17;
• Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 5 августа
1997 г. № 17;
• Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии и Порядок принятия декларации о соответствии
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I
и ее регистрации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766;
• Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. № 72;
• Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26;
Технический комитет по стандартизации объектов системы ТК-71
и орган по | I сертификации ГОСТ Р |
I Совет по сертификации I I Центральный орган I I по сертификации I I МЧС России I I (секретариат, комиссия I |_ по аппеляции) _|
ОРГАНЫ ПО I СЕРТИФИКАЦИИ
125 Спеццентр
"II" 294 | __ц
ЦАМО вцнлк 1 Центр , 1 ВЦМК 1
МЧС МЧС специального "Защита" 1
' назначения 1 . Минздрав .
__1 1___ |_МЧС _11 1___1
40 ГосНИИ АСД
1 гнпп
I "Аэро-I геология" I Минприроды
ОАО "ХИМ-КОНВЕРС"
фонд "Центр | I сертификации —I ' изделий и | | производства"
|_Резервные _|
органы I
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
Рис. 1. Структурная схема системы сертификации АСС МЧС России
• Правила проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий, утвержденные постановлением Госстандарта России от 28 февраля 2000 г. № 12 и др. Эти акты позволили сформировать и обеспечить функционирование целого ряда систем сертификации, защищающих граждан нашей страны от недоброкачественной продукции и услуг. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 16 систем обязательной сертификации и 104 системы добровольной сертификации.
Из числа систем обязательной сертификации наиболее авторитетной являлась Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действовали системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции, продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и т.д.), а также однородных услуг (услуг общественного питания, туристических услуг, гостиничных услуг и т.п.).
К числу систем добровольной сертификации относились такие системы как: Система оценки автотранспортных средств, созданная Министерством
автомобильного транспорта; Система сертификации экологического агропроизводства, созданная АОЗТ «ЭкоНива»; Система сертификации санаторно-оздо-ровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона и другие.
Рассматривая в данной статье вопросы оценки соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных
ситуаций, нельзя не отметить создание и регистрацию постановлением Госстандарта России 29 июня 1998 г. № 48 Системы добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России (далее — Система сертификации АСС МЧС России). К 2001 г. Система сертификации АСС МЧС России объединяла 10 органов по сертификации и 30 испытательных лабораторий по различным видам аварийно-спасательных средств, стратегической целью которых являлось создание условий для повышения качества, эффективности и безопасности аварийно-спасательных средств (АСС), обеспечивающих деятельность МЧС России по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Структурная схема системы сертификации АСС МЧС России представлена на рис. 1.
Центральным органом Системы сертификации АСС МЧС России совместным приказом Госстандарта России и МЧС России от 21 мая 1997 г. № 140/280 «О центральном органе МЧС России по сертификации аварийно-спасательных средств» был определен Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на добровольный характер, действие Системы сертификации АСС МЧС России распространялось в обязательном порядке на все аварийно-спасательные средства, закупаемые для МЧС России. Приказом МЧС России от 27 апреля 2000 г. № 237 «О Системе сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России» было определено, что закупка аварийно-спасательных средств, используемых в системе МЧС России, может осуществляться только при наличии у организаций и предприятий-поставщиков сертификата Системы сертификации АСС МЧС России или экспертного заключения (признания) на имеющиеся сертификаты, выданные другими органами по сертификации.
Завершая характеристику системы сертификации, созданной в России в соответствии с Законом «О сертификации продукции и услуг», считаю необходимым отметить ее значительную роль в:
— обеспечении доверия внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
— облегчении и упрощении выбора необходимой продукции потребителями;
— обеспечении потребителей объективной информацией о качестве продукции;
— обеспечении успеха и повышении конкурентоспособности добросовестных производителей в конкуренции с изготовителями несертифицирован-ной продукции;
— уменьшении импорта в Россию аналогичной зарубежной продукции;
— предотвращении поступления в Россию низкокачественной импортной продукции;
— повышении качества нормативно-технической документации путем установления в ней более прогрессивных требований;
— повышении организационно-технического уровня производства;
— стимулировании научно-технического прогресса.
Следует отметить, что введение в действие законов [1, 2], а также ряда подзаконных актов позволило на начальном этапе перехода России к рыночной экономике обеспечить приемлемый уровень защиты населения страны и окружающей среды от негативного воздействия опасной продукции, в том числе посредством ее сертификации.
Положительной чертой сложившейся в 90-е годы системы сертификации можно считать четкое функциональное разделение организаций, непосредственно осуществляющих сертификацию, и организаций, осуществляющих испытания образцов. Тем самым обеспечивалась независимость испытательных лабораторий от органов по сертификации. Однако совмещение в одном органе по сертификации функций по непосредственному проведению сертификации и функций дальнейшего инспекционного контроля за сертифицированной продукцией объективно приводило к снижению эффективности осуществляемого контроля и, следовательно, негативно сказывалось на эффективности всей системы сертификации.
Следует также отметить, что характерной чертой сложившейся системы обязательной сертификации являлось подавляющее преобладание государственных организаций и организаций, созданных с участием государства, на рынке услуг по обязательной сертификации. Указанное положение дел во многом привело к отсутствию полноценной добросовестной конкуренции в указанной области, возникновению различного рода структурных искажений в развитии систем обязательной сертификации, необоснованным финансовым и временным затратам бизнес-сообщества.
Таким образом, несмотря на значительные результаты, достигнутые при функционировании в
период с 1993 по 2003 годы, российская система сертификации зачастую создавала значительные необоснованные препятствия в деятельности добросовестных участников рынка и способствовала совершению нарушений и злоупотреблений в сфере обязательной сертификации. Не редко сертификат переставал быть средством обеспечения безопасности товара и сам становился товаром, т.к. в ряде случаев обязательная сертификация сводилась лишь к формальному приобретению необходимого сертификата.
Перечисленные выше недостатки делали действующую систему сертификации недостаточно эффективной, не позволяющей в полной мере обеспечивать безопасность продукции (услуг) для окружающей среды, жизни и здоровья людей.
В связи с указанным, дальнейшее движение России на пути экономических и административных реформ, а также необходимость более тесной интеграции нашей страны в мировое экономическое пространство, потребовало от государства дальнейших решительных шагов, направленных, с одной стороны, на минимизацию административных барьеров для производителей продукции, а с другой — на предотвращение появления на рынке опасной продукции.
Введение в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [3] признало утратившим силу Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» [2] и ознаменовало собой начало реформы технического регулирования.
Закон «О техническом регулировании» [3] заложил основы существенных реформ не только в области правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам, выполнения работ или оказания услуг, но также и в области правового регулирования отношений в области оценки соответствия, в т.ч. в формах добровольной, обязательной сертификации и декларирования о соответствии.
Для понимания сущности осуществляемых реформ в области подтверждения и оценки соответствия продукции (процессов, услуг) установленным требованиям, считаю своим долгом привести ниже основные понятия в данной области, установленные Федеральным законом «О техническом регулировании»:
• подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
• оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
• форма подтверждения соответствия — определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), произ-
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
водства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
• декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
• декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
• сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
• система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
• орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;
• сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сущность реформ, осуществляемых в области подтверждения соответствия продукции (процессов, услуг) установленным обязательным требованиям, представлена ниже.
С момента вступления в силу ФЗ «О техническим регулировании» [3], подтверждение соответствия осуществляется в целях:
— удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
— содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
— создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия в Российской Федерации, так же как и до вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», будет носить обязательный и добровольный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации, а добровольное подтверждение соответствия — в форме добровольной сертификации.
Следует отметить, что основополагающие принципы подтверждения соответствия, изложенные в ФЗ [3], определяют, что:
• обязательное подтверждение соответствия будет осуществляться применительно только к продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, в отношении которой требования установлены техническими регламентами, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов;
• перечни форм и схем обязательного подтверждения соответствия должны определяться только в соответствующих технических регламентах с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов;
• является недопустимым принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, а также подмена обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Законодательством [3] определено, что обязательная сертификация может осуществляться только органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом на орган, осуществляющий обязательную сертификацию, возлагаются следующие задачи:
— привлечение на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
— осуществление контроля за объектами сертификации, в том случае, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
— ведение реестра выданных им сертификатов соответствия;
— информирование соответствующих органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
— выдача сертификатов соответствия, приостановка или прекращение действия выданных им сертификатов соответствия и информирование об этом Ростехрегулирование, а также органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
— предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
— определение стоимости работ по сертификации выполняемым по договору с заявителем;
— принятие решения о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами, в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.
Декларирование соответствия, как одна из форм обязательного подтверждения соответствия продукции (процессов, услуг), может осуществляться в виде принятия декларации о соответствии на осно-
вании собственных доказательств или в виде принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, т.е. аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно должен сформировать доказательственные материалы, состав которых предусмотрено определять соответствующим техническим регламентом, в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель, по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, включает в доказательственные материалы:
• протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
• сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
Важным является то, что декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия.
Что касается добровольного подтверждения соответствия, то оно осуществляется только по инициативе заявителя, на условиях договора между заявителем и органом по сертификации и только для установления соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иных объектов, в отношении которых требования устанавливаются национальными стандартами, стандартами организаций, сводами правил, системами добровольной сертификации и договорами.
На орган, осуществляющий добровольную сертификацию, возлагается выполнение следующих задач:
— подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия установленным требованиям;
— выдача сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
— предоставление заявителям права на применение знака соответствия, если применение такого знака предусмотрено системой добровольной сертификации;
— приостановка или прекращение действия выданных им сертификатов соответствия.
Важно, что система добровольной сертификации может быть создана любым юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при условии соблюдения требований, установленных ФЗ [3]. При
этом федеральные органы исполнительной власти лишены права создавать системы добровольной сертификации.
Подводя промежуточный итог, полагаю необходимым отметить, что Федеральный закон «О техническом регулировании» [3] коренным образом изменил систему обеспечения безопасности продукции и иных объектов, подпадающих под его действие. При этом главным критерием безопасности является отсутствие недопустимого риска причинения вреда. Поскольку объективно риск причинения вреда зависит не только от характера и качества продукции и связанных с ней процессов, но также от поведения человека, требования по безопасности не могут быть абсолютными, а должны обеспечивать минимальную степень риска. В связи с указанным, приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое согласно требованиям технических регламентов. При этом обязательная сертификация в разрабатываемых технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях, например: при высокой степени потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка; при наличии факта принадлежности конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции; в том случае, если в силу объективных причин заявитель не вправе принимать декларацию о соответствии [4].
Представив читателю анализ создания и развития в России системы сертификации продукции и услуг, а также охарактеризовав основные направления и перспективы функционирования системы оценки соответствия продукции (процессов, услуг) установленным требованиям в рамках проводимых реформ технического регулирования, полагаю возможным изложить свои соображения относительно оценки соответствия продукции, требованиям обеспечивающим гражданскую оборону (ГО) и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.
В настоящее время, распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2007 г. № 1930-р в «Программу разработки технических регламентов» внесены два новых технических регламента, определяющих требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий России от ЧС и гражданскую оборону. Это технические регламенты «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону».
В настоящее время разработка указанных технических регламентов находится в самой начальной стадии, поэтому нельзя говорить об их введении в
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
действие ранее, чем в 2010 году. Однако, ориентируясь на требования Федерального закона «О техническом регулировании», уже сейчас можно определить основные направления оценки и подтверждения соответствия продукции, процессов ее проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации требованиям, обеспечивающим ГО и защиту населения и территорий от ЧС.
Безусловно, в разрабатываемых технических регламентах должны быть установлены такие формы оценки соответствия, как:
• государственный надзор в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС;
• государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства на предмет ее соответствия установленным требованиям в области ГО и защиты от ЧС;
• приемка и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
• приемка и ввод в эксплуатацию систем и объектов гражданской обороны, а также систем и объектов, обеспечивающих защиту населения и территорий от ЧС;
• подтверждение соответствия;
• исследования (испытания).
Добровольное подтверждение соответствия
должно быть предусмотрено в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение соответствия — в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям ГО и защиты от ЧС, установленным разрабатываемыми техническими регламентами, подлежат системы управления и оповещения гражданской обороны, локальные системы оповещения потенциально опасных объектов, объекты гражданской обороны, системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, средства индивидуальной защиты, специальная техника и имущество гражданской обороны.
Подтверждение соответствия продукции требованиям ГО и защиты от ЧС должно проводиться путем доказательства:
— выполнения требований в области ГО и защиты от ЧС, изложенным в разрабатываемых технических регламентах;
— выполнения рекомендаций нормативных документов в области ГО и защиты от ЧС на добровольной основе.
Декларирование соответствия требованиям в области ГО и защиты от ЧС должно осуществляться российским изготовителем, продавцом или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя.
В случае отсутствия на территории Российской Федерации лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, должно быть предусмотрено подтверждение соответствия продукции только в форме сертификации.
Подтверждение соответствия продукции требованиям ГО и защиты от ЧС с привлечением третьей стороны должно проводиться только в аккредитованных на право проведения этих работ организациях.
Безусловно, в разрабатываемых технических регламентах должна быть предусмотрена маркировка продукции, соответствие которой подтверждено в установленном регламентами порядке.
Подтверждение соответствия продукции (процессов, услуг) требованиям, изложенным в технических регламентах и обеспечивающих ГО и защиту от ЧС, в соответствии с «Рекомендациями по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов» [4] должно быть предусмотрено по следующим схемам:
• декларация заявителя на основе собственных доказательств;
• декларация заявителя на основе собственных доказательств и испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
• декларация заявителя на основе собственных доказательств, испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества применительно к производству продукции;
• сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
• сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции;
• сертификация продукции на основе анализа состояния производства и испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции;
• сертификация продукции на основе испытаний типовых образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и сертификации системы качества с последующим инспекционным контролем сертифицированной продукции и системы качества.
Что касается добровольной сертификации, то, как было указано выше, данная схема подтверждения соответствия в условиях реформируемой системы технического регулирования будет являться наиболее востребованной.
В связи с указанным, значительное внимание должно быть уделено созданию систем сертификации, которые соответствовали бы требованиям законодательства о техническом регулировании, пользовались авторитетом не только у производителей продукции, но и у ее потребителей.
Федеральный закон [3] дает гарантии в регистрации систем сертификации любому юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, поэтому следует ожидать в ближайшее время создания
и регистрации в Ростехрегулировании сотен, если не тысяч систем сертификации, зазывающих к себе производителей продукции и обещающих за небольшое вознаграждение сертифицировать все и вся.
В складывающейся ситуации взор производителей продукции, желающих осуществить добровольную сертификацию продукции (процессов, услуг) должен быть обращен на профессиональные объединения юридических лиц (саморегулируемые организации), осуществляющие деятельность в определенном секторе экономики, в частности — в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обладающих значительным опытом работ в указанной области и заботящихся о своей профессиональной репутации.
В качестве примера такого профессионального объединения считаю целесообразным привести «Союз организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, промышленной, пожарной и экологической безопасности» (далее — «Экспертный союз»), созданный в 2006 г. и объединяющий в настоящее время более 70 ведущих организаций России из 28 субъектов. «Экспертный союз» зарекомендовал себя как высокопрофессиональная компании, деятельность которого направлена на снижение риска и смягчения последствий ЧС, решение задач ГО.
В 2007 г. Президиум «Экспертного союза» принял решение о создании «Системы добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации». Решение о создании Системы добровольной сертификации в результате плодотворной деятельности специалистов «Экспертного союза», при непосредственном участии автора настоящей статьи, реализовалась в виде «Правил функционирования Системы добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации «Комплексная безопасность» (далее — СДС «Комплексная безопасность»), утвержденных решением Президиума «Экспертного союза» от 13 июня 2007 г. (протокол № 4) [5].
Разработанные «Правила функционирования СДС «Комплексная безопасность» (далее — Правила) определяют основные цели, принципы, структуру, положения, порядок и процедуры организации и проведения органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, добровольной сертификации объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков и профессиональной компетентности экспертных организаций и их соответствия осуществляемой деятельности в области независимой оценки рисков ЧС природного и техногенного характера.
СДС «Комплексная безопасность» в соответствии с законодательством [3] была зарегистрирована
в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регистрационный номер № РОСС RU.П433.04ЧС00 и введена в действие 4 июля 2007 г.
В соответствии с Правилами [5], целью создания СДС «Комплексная безопасность» является организация проведения работ по добровольной сертификации объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков, услуг экспертных организаций в области независимой оценки риска и осуществления деятельности по обучению, подготовке, переподготовке, оценке и подтверждению компетентности персонала экспертных организаций (экспертов), необходимой для их деятельности.
Добровольная сертификация в СДС «Комплексная безопасность» направлена на достижение целей, определенных федеральными законами «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на подтверждение соответствия объектов защиты, оказания услуг на объектах защиты, знаний и практических навыков заявителя требованиям технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и иных нормативных документов Российской Федерации, требованиям к персоналу экспертных организаций (экспертам).
Объектами сертификации в СДС «Комплексная безопасность» являются:
— объекты защиты, подлежащие независимой оценке рисков;
— услуги организаций, осуществляющих независимую оценку рисков.
Следует понимать, что в соответствии с приказом МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607 «Об утверждении порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» [6] термин «независимая оценка рисков» означает осуществляемую соответствующими субъектами предпринимательскую деятельность по оценке соответствия установленным требованиям систем обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на объектах защиты. Под «объектом защиты», в соответствии с приказом МЧС России [6], понимается имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территории, технологические установки, оборудование, агрегаты, здания, сооружения, изделия, продукцию, транспортные средства, средства обеспечения пожарной безопасности, сооружения гражданской обороны и иное имущество), находящийся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации.
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
Основными целями функционирования СДС «Комплексная безопасность» определены:
• содействие снижению риска и обеспечению мер по повышению уровня безопасности на всех этапах производственной и хозяйственной деятельности на опасных объектах и принятию мер по снижению степени воздействия опасных факторов на человека и окружающую среду;
• содействие внедрению безопасных технологий и оборудования, современных средств контроля и противоаварийной защиты, средств наблюдения, мониторинга и оповещения;
• повышение уровня организации работ, деятельности соответствующих служб и подразделений, ответственности должностных лиц за соблюдение установленных норм и правил управления вопросами безопасности;
• обеспечение объективной оценки уровня подготовленности экспертных организаций к выполняемым работам и услугам;
• повышение готовности населения, производственного персонала, специальных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• содействие повышению конкурентоспособности и престижа организаций;
• повышение качества выполнения работ и оказания услуг;
• повышение профессионального уровня персонала экспертных организаций (экспертов);
• обеспечение потребителя достоверной информацией о профессиональной компетентности персонала экспертных организаций (экспертов);
• информирование заинтересованных органов, организаций и населения о состоянии безопасности организации и принимаемых ими мерах по предупреждению и снижению последствий возможных аварий и чрезвычайных ситуаций.
Функционирование СДС «Комплексная безопасность» базируется на следующих принципах:
— наличие собственных правил и процедур, отражающих особенность сертификации в СДС «Комплексная безопасность»;
— открытость СДС «Комплексная безопасность» в отношении к заявителям;
— добровольность в проведении сертификации и свобода в выборе органа по сертификации;
— отсутствие ограничений на доступ к участию в СДС «Комплексная безопасность»;
— компетентность участников СДС «Комплексная безопасность» в части наличия ресурсов и технических возможностей для выполнения возложенных на них функций;
— объективность результатов сертификации в части отражения реального состояния объекта сертификации;
— независимость от влияния на результаты сертификации права других субъектов;
— конфиденциальность выполнения работ и использования их результатов, составляющих государственную или коммерческую тайну.
В СДС «Комплексная безопасность» осуществляется добровольная сертификация:
объектов защиты, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические (биологические) вещества, гидротехнических сооружений, а также объектов обеспечения жизнедеятельности населения, включая здания и сооружения с массовым пребыванием людей, аварии на которых могут привести к ЧС;
услуг экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку рисков, на предмет оценки их установленным требованиям нормативных документов.
При осуществлении добровольной сертификации объектов защиты оценке соответствия установленным требованиям в СДС «Комплексная безопасность» подлежат:
• системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а также организационно-технические мероприятия в области пожарной безопасности;
• организационные и инженерно-технические мероприятия ГО объектов защиты;
• системы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера объектов защиты, а также организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на снижение рисков и смягчение последствий ЧС.
К числу основных показателей, подтверждающих соответствие объекта защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС относятся:
— наличие разрешительных документов на осуществление основной деятельности объекта защиты;
— полнота выполнения требований законодательных и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
— соответствие систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты установленным требованиям;
— соответствие организационных и инженерно-технических мероприятий ГО установленным требованиям;
— соответствие систем предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера объекта защиты установленным требованиям;
— наличие на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе обусловленных пожарами;
— полнота и своевременность выполнения предписаний органов государственного пожарного надзора, государственного надзора в области ГО и государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
— подготовленность руководителей и персонала объекта защиты, в том числе нештатных аварийно-спасательных формирований, в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и ГО;
— наличие и состояние резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
— состояние защитных сооружений ГО и их готовность к приему укрываемых;
— наличие, порядок использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, средств пожаротушения.
При осуществлении в СДС «Комплексная безопасность» добровольной сертификации услуг экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку рисков, оценке соответствия установленным требованиям подлежат:
• профессионализм и компетентность сотрудников организаций и экспертов в вопросах пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
• наличие, состав и качество подготовки экспертов и специалистов по вопросам независимой оценки рисков;
• независимость организаций и экспертов от интересов проверяемых объектов защиты, третьих лиц, органов государственной власти и местного самоуправления;
• наличие соответствующей материально-технической базы;
• наличие ответственности экспертных организаций и экспертов за выводы о соответствии (несоответствии) объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС, в том числе путем страхования их профессиональной ответственности.
В соответствии с Положением [5] участниками СДС «Комплексная безопасность» являются:
— Руководящий орган СДС «Комплексная безопасность», определяющий стратегию и общую политику управления и развития Системы;
— Координационный совет СДС «Комплексная безопасность», осуществляющий общее руководство работами по формированию Системы, рассматривающий и утверждающий документы по процедурным вопросам и другие документы, регламентирующие деятельность Системы;
— Апелляционная комиссия СДС «Комплексная безопасность», осуществляющая рассмотрение жалоб и обращений от участников Системы и заявителей;
— Центральный орган СДС «Комплексная безопасность» (Автономная некоммерческая организация «Центр сертификации «Комплекс-
ная безопасность»), организующий работу по функционированию Системы добровольной сертификации;
— заявители — физические или юридические лица, обратившиеся в СДС «Комплексная безопасность» за получением сертификата соответствия;
— учебные центры, осуществляющие обучение, подготовку (переподготовку) экспертов органов по сертификации объектов защиты, персонала экспертных организаций (экспертов), осуществляющих независимую оценку рисков;
— органы по сертификации.
Органы по сертификации в рамках функционирования СДС «Комплексная безопасность» выполняют следующие функции:
• организуют и проводят сертификацию объектов защиты, услуг экспертных организаций по независимой оценке рисков;
• выдают сертификаты соответствия установленного образца;
• осуществляют инспекционный контроль сертифицированных объектов;
• готовят заключения по результатам инспекционного контроля сертифицированных объектов;
• взаимодействуют с другими участниками СДС «Комплексная безопасность»;
• актуализируют фонд нормативных документов, используемый для сертификации;
• предоставляют необходимую документацию органам инспекционного контроля;
• предоставляют заявителю необходимую информацию о результатах сертификации с учетом выполнения требований конфиденциальности и соблюдения государственной и коммерческой тайны.
Структура СДС «Комплексная безопасность» представлена на рис. 2.
Координационный совет Руководящий орган Системы Апелляционная комиссия
Центральный орган Системы
Орган по сертификации услуг по независимой оценке рисков
Орган по сертификации объектов защиты
Заявители
(экспертные организации)
Заявители
(владельцы объектов защиты)
Учебные центры
Рис. 2. Структура СДС «Комплексная безопасность»
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
£ I
о н
т
у
а
I
Сертификация объектов защиты в рамках функционирования СДС «Комплексная безопасность» проводится органами по сертификации на предмет соответствия объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих пожаровзрывоопасные, опасные химические (биологические) вещества, гидротехнических сооружений, объектов обеспечения жизнедеятельности населения, включая здания и сооружения с массовым пребыванием людей, нормативно-правовым документам в области пожарной безопасности, ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации.
При проведении работ по сертификации услуг экспертных организаций по независимой оценке рисков органами по сертификации СДС «Комплексная
Вариант 3 применяется на предмет наличия и оценки системы качества в экспертной организации при оказании услуг по независимой оценке рисков.
В СДС «Комплексная безопасность» процесс сертификации объектов защиты, подлежащих независимой оценке рисков, услуг экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку рисков, включает:
• представление физическим лицом или организацией заявки на сертификацию (повторную сертификацию) с приложением необходимых документов;
• анализ документов, представленных для сертификации;
• оценку соответствия объекта защиты, услуг экспертных организаций предъявляемым требованиям;
• рассмотрение материалов, связанных с серти-
Таблица 1
Варианты действий органов сертификации СДЕ
Номер варианта Оценка оказания услуг Проверка результатов оказания услуг Периодический контроль сертифицированных услуг
1 Оценка процесса оказания услуг Проверка результатов оказания услуг Контроль процесса выполнения работ; оказания услуг
2 Оценка организации (предприятия) Проверка результатов оказания услуг Контроль соответствия установленным требованиям
3 Оценка системы качества Проверка результатов оказания услуг Контроль систем качества
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
хет
1
о н
т
у
а
I
безопасность» используются три варианта действий, представленные в табл. 1.
Варианты применяются для оценки качества, стабильности и безопасность процесса оказания услуг по независимой оценке рисков.
По варианту 1 оценивается процесс оказания услуг, проверяются результаты работ и услуг и периодически контролируется процесс оказания услуг.
В зависимости от сложности процесса оценивается:
— полнота документации, устанавливающей требования к процессу;
— оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
— метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
— безопасность и стабильность процесса;
— профессиональная компетентность исполнителей работ и услуг.
По варианту 2 оценивается экспертная организация по оказанию услуг на соответствие установленным требованиям нормативных документов.
фикацией, и принятие решения о сертификации (либо об отказе в сертификации);
• оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия либо мотивированного отказа в сертификации;
• периодический контроль за состоянием объекта защиты, подлежащего независимой оценке риска и/или деятельностью экспертных организаций, получивших сертификат соответствия.
Таким образом, представленная выше характеристика СДС «Комплексная безопасность» свидетельствует о том, что в условиях проводимых реформ технического регулирования системам добровольной сертификации продукции (процессов, услуг), в т.ч. в области ГО и защиты от ЧС, отводится значительное место и важнейшая роль.
Анализ положений Федерального закона «О техническом регулировании» [3] свидетельствует о том, что этот закон заложил основы существенных реформ не только в области правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам, выполнения работ или оказания услуг, но также и в области правового регулирования отношений в области оценки соот-
ветствия, в т.ч. в формах добровольной, обязательной сертификации и декларирования о соответствии.
Введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании» [3] законодательно закрепило основы реформирования в Российской Федерации деятельности по подтверждению соответствия продукции, связанных с ней процессов, а также услуг установленным требованиям за счет:
— устранения избыточности, противоречивости и непрозрачности многочисленных нормативных актов, действующих до момента вступления в силу ФЗ [3] и устанавливающих требования к продукции, связанным с ней процессам и оказанию услуг;
— ликвидации избыточного охвата продукции (процессов, услуг), подлежащей обязательной сертификации как способу подтверждения соответствия обязательным требованиям;
— приведение нормативных технических документов, национальных стандартов в соответствие современным требованиям науки и технологий, международных стандартов;
— повышения эффективности системы контроля, которая до начала реформы технического регулирования не справлялась с возложенными задачами ввиду чрезмерно широкого охвата продукции (процессов, услуг) системой обязательной сертификацией.
Все вышеизложенное в полной мере распространяется и на подтверждение соответствия продукции (процессов, услуг) требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Однако для практической реализации положений ФЗ [3], открывающих масштабные перспективы в области оценки соответствия требованиям в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в т.ч. в формах добровольной и обязательной сертификации, необходимо:
• сосредоточить усилия всех специалистов в области ГО и защиты от ЧС на подготовке проектов технических регламентов «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону», включающих в себя как перечень обязательных для исполнения требований в области ГО и защиты от ЧС, так и описание форм оценки и подтверждения соответствия;
• разработать и актуализировать национальные стандарты и своды правил, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований указанных технических регламентов;
• разработать и актуализировать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения указанных технических регламентов;
• создавать системы добровольной сертификации в области ГО и защиты от ЧС на базе профессиональных объединений и саморегулируемых организаций, специализирующихся в указанной области.
Только при выполнении указанных мероприятий сертификация как форма подтверждения соответствия продукции (процессов, услуг) требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сможет сыграть значительную роль в деле подготовке к защите, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература
1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей».
2. Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.).
4. Р 50.1.046—2003. Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов.
5. Привила функционирования Системы добровольной сертификации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации «Комплексная безопасность», утв. решением Президиума «Экспертного союза» от 13 июня 2007 г.
6. Приказ МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607 «Об утверждении порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» (зарегистрирован Минюстом щ России 30 ноября 2007 г., регистрационный № 10597).
н х
£ I
о н
т
у
а
I