Научная статья на тему 'Российская система ХАССП: внедрение и сертификация'

Российская система ХАССП: внедрение и сертификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская система ХАССП: внедрение и сертификация»

КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО

Российская система ХАССП:

внедрение и сертификация

В.Г.Проселков

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

Реализация стремительно развивающихся тенденций по обеспечению отечественным производителям пищевой продукции равных возможностей на мировом рынке неизбежно сталкивается с необходимостью подтверждения строгого соблюдения требований безопасности и качества выпускаемых продуктов питания. Так, например, практически обязательным условием выхода со своей продукцией на европейский и американский рынки стало наличие у них общепризнанной системы управления безопасностью и качеством пищевой продукции ХАССП, эффективность и результативность функционирования которой на производстве подтверждены независимой третьей стороной, т. е. аккредитованным для этих целей органом по сертификации систем ХАССП.

В связи с тем, что международного стандарта по этой системе нет, многие страны Европы, Азии, а также США разработали свои национальные стандарты. После США, начиная с 1996 г., массовое внедрение систем ХАССП началось в Европе и затем продолжилось в странах третьего мира, поставляющих продукцию в страны ЕС.

Активное стремление российских перерабатывающих предприятий АПК внедрить у себя систему инициировало разработку Госстандартом России Системы добровольной сертификации ХАССП, в рамках которой проводится оценка и подтверждение соответствия системы ХАССП конкретного предприятия требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001, являющегося основной нормативной базой проведения указанных работ. Система зарегистрирована в Государственном реестре Госстандарта России 20 февраля 2001 г., регистрационный № РОСС Ки.0001.0ЗСД00.

Исходя из основной цели - проведения сертификации, при создании отечественной системы ставилась задача совместить требования директивы Совета ЕЭС «О гигиене пищевых продуктов» 93/43 от 14 июня 1993 г. с действующим российским законодательством и применяемыми в пищевых отраслях нормативными документами, а также системой контроля качества и управления производством, сложившейся в практике работы отечественных предприятий. Директивой пред-

писывалось предприятиям пищевой промышленности проводить анализ рисков, выявлять в технологических процессах параметры, являющиеся критическими для обеспечения безопасности продукции, и проводить адекватные действия (мониторинг) в определенных критических точках. То есть было необходимо сформулировать основные требования национальной системы управления безопасностью и качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. В итоге в основу российской версии ХАССП положены следующие требования:

• учет действующих государственных стандартов и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан-ПиН) при определении потенциально опасных факторов. С момента введения в действие вновь принятых технических регламентов и национальных стандартов будут учитываться сформулированные в них требования;

• рассмотрение всех источников информации, которыми реально располагают отечественные предприятия при выборе учитываемых опасных факторов;

• учет действующих традиционных технологий и схем производственного и санитарного контроля при установлении критических контрольных точек (ККТ) процесса;

• максимальная алгоритмизация экспертных решений при выборе ККТ;

• комплексный подход к управлению безопасностью выпускаемой продукции в рамках системы, включая мониторинг, коррекцию, корректирующие и предупреждающие действия;

• обучение персонала предприятия (организации) для проведения квалифицированных внутренних проверок.

Эти требования с учетом результатов анализа подходов к оценке и подтверждению соответствия систем ХАССП, принятых в США и странах Европы (Бельгии, Испании, Нидерландах, Словении и др.), легли в основу ГОСТ Р 51705.1-2001.

Требования, определенные в ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования», базируются на известных семи основных принципах:

• идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов);

• выявление критических контрольных точек;

• установление и соблюдение предельных значений параметров;

• разработка системы мониторинга; разработка корректирующих действий;

• разработка процедур внутренних проверок;

• документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных.

Реализация в полном объеме на пищевых предприятиях принципов и требований системы ХАССП, или в английской транскрипции НАССР -Hazard analysis and critical control points (анализ рисков и критические контрольные точки), позволяет предъявить доказательства внедрения таких систем в соответствующие органы по их сертификации.

В дальнейшем, после успешного прохождения процедур, связанных с сертификацией, предприятие (организация) может стать обладателем сертификата соответствия своей системы ХАССП требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001.

Для организации работ по созданию, внедрению и сертификации систем ХАССП Центральный орган Системы (ВНИИС) разработал «Положение о Системе добровольной сертификации ХАССП», в котором определены основные цели, область распространения и объекты, сертифицируемые в Системе, ее нормативная база и организационная структура, порядок проведения работ по сертификации и инспекционному контролю, порядок применения знака соответствия, формы сертификатов, порядок рассмотрения апелляций, а также требования к конфиденциальности информации и языку Системы. Кроме того, разработан ряд методических материалов в помощь разработчикам систем ХАССП.

За прошедший период сертифицировали системы ХАССП более 30 российских предприятий. Среди них производители практически всех видов пищевых продуктов - мясных, молочных, рыбных, кондитерских, хлебобулочных, ликероводочных, соков, минеральных вод и др. Если разграничить эти предприятия, получившие сертификаты, по степени мотивации внедрения систем ХАССП, то наибольшее число из них - это лидеры отечественной пищевой промышленности, ориентированные на внедрение общепризнанных в мире новых передовых методов управления безопасностью и качеством продукции, повышающих конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках. За ними следует группа предприятий, чьи интересы нацелены в основном на

CONTROL AND QUALITY

возможно широкую поставку своей продукции на зарубежный рынок с реализацией по мировым ценам. И на третьем месте предприятия с преобладающей долей иностранного капитала.

Часть предприятий из перечисленных групп считают сертификацию системы ХАССП в российской Системе сертификации как ступеньку или генеральную репетицию перед сертификацией ее в одном из общепризнанных в мире или Европе сертификационном органе (центре), чьи сертификаты соответствия признаются в возможно большем числе зарубежных стран. И то, что отдельным российским предприятиям (ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский», ОАО «Детское питание «Истра-Нутриция», ЗАО «Компания Нутритек» и др.) это уже удалось сделать, может с достаточной уверенностью свидетельствовать о соответствии отечественных систем на основе принципов ХАССП, например европейским требованиям.

В 2003 г. увеличилось до трех количество российских аккредитованных органов по сертификации, однако число их в будущем будет возрастать. Основанием для этого являются ускоренные темпы внедрения и сертификации таких систем в России в истекшем 2003 г. По этой же причине, а также учитывая накопительный опыт и все большую привлекательность системы ХАССП для российских предприятий, возникла необходимость в более четкой регламентации процедур проведения работ по ее сертификации.

В целях методического обеспечения и упорядочения таких работ Центральный орган Системы ХАССП разработал документы:

• общий порядок проведения работ по сертификации;

• порядок уполномочивания органов по сертификации и организации их работы в Системе;

• оплата работ по сертификации; оплата работ по уполномочиванию и участию в Системе органов по сертификации;

• порядок ведения Реестра Системы; порядок подготовки и аттестации экспертов.

В отличие от Положения о Системе добровольной сертификации ХАССП, в котором в принципе изложен принятый на тот момент порядок сертификации, вновь разработанный и утвержденный документ «Система добровольной сертификации ХАССП. Общий порядок проведения работ по сертификации» детализирует все прописанные в нем процедуры, по аналогии с действующим порядком сертификации систем менеджмента качества на соответствие с требованиями ГОСТ Р ИСО 9901-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

Документ включает в себя приложения, в которых приведены формы заявки на сертификацию и акта о результатах проверки, а также «Типовой перечень объектов проверки и требований, предъявляемых к системе ХАССП при сертификации».

Документом установлены три этапа работ по сертификации: предсерти-фикационнный, экспертиза документации разработанной системы и проверка функционирования системы.

Первый этап включает оформление заявки в орган по сертификации систем ХАССП (далее - ОС), подготовку и подписание договора между заявителем и ОС на выполнение работ по сертификации и формирование экспертной комиссии ОС.

Установленную форму (бланк) заявки представитель заказчика (заявителя) может получить в ОС. Там, где он может проконсультироваться по вопросам организации и проведения работ по всей цепочке сертификации. Если представитель заявителя не может лично прибыть в ОС, то заявитель может направить в ОС письмо-обращение с изложением намерения сертифицировать свою систему ХАССП. После этого ОС вышлет форму заявки и проинформирует о порядке и условиях сертификации. Правильно заполненная форма заявки направляется на имя руководителя ОС, который после соответствующего рассмотрения и положительного решения по ее регистрации передает заявку главному эксперту/руководителю группы экспертов органа для составления проекта договора на проведение работ по сертификации. После согласования положений и условий договора с заявителем он утверждается руководителем ОС. Затем два экземпляра договора направляются заявителю.

В качестве приложения к договору оформляется календарный план работ, в котором указываются этапы, сроки и стоимость работ. При этом предусматриваются два этапа выполнения:

• проведение экспертизы представляемой заявителем в ОС документации системы ХАССП (по установленному перечню);

• проверка функционирования системы непосредственно на предприятии с оформлением, регистрацией и выдачей заявителю сертификата соответствия (при положительном решении ОС о сертификации, принимаемом на основании акта о результатах проверки).

Договором предусмотрена предоплата всех видов работ, стоимость которых рассчитывается в соответствии с утвержденным документом «Система добровольной сертификации ХАССП. Оплата работ по сертификации».

После осуществления предоплаты по договору главным экспертом форми-

руется комиссия из компетентных экспертов по сертификации во главе с председателем. При этом в составе комиссии обязательно должно быть не менее одного эксперта, сертификат компетентности которого распространяется на продукцию, указанную заявителем в договоре на сертификацию.

Документом также предусматривается возможность включения в комиссию консультантов (с правом совещательного голоса) и экспертов-стажеров.

Второй этап - экспертиза документации системы ХАССП проводится для определения степени ее соответствия требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001. Осуществляется работа по этому этапу, как правило, в ОС без выезда на предприятие заявителя. При необходимости ОС может командировать туда эксперта для предварительного ознакомления на месте с производством продукции сертифицируемого предприятия или уточнения возникших при анализе документации неясных вопросов. В этом случае расходы по командированию представителя ОС несет заявитель (при наличии в договоре соответствующего пункта). Предполагается также использование дополнительной информации (при необходимости), полученной от независимых источников, например, органов санэпиднадзора, госнадзора, обществ потребителей, союзов и ассоциаций производителей, органов власти субъектов Российской Федерации и др.

Результатом данного этапа является заключение, подписанное членами комиссии, которое затем ОС направляет заявителю. Если в положительном заключении содержатся замечания комиссии, то в зависимости от их характера принимается решение о возможности проверки факта устранения замечаний в ходе третьего этапа (проверки функционирования системы) или о необходимости устранения замечаний и представления в ОС соответствующей информации об этом до начала заключительного этапа. Последнее решение принимается в случае значительного количества замечаний, сделанных комиссией, например более десяти.

При отрицательном заключении в качестве обоснования возврата документов заявителю и отказа от дальнейшего продолжения работ по сертификации может быть решение ОС о необходимости коренной переработки (доработки) документации системы. Это возможно, например, в случае сделанных комиссией замечаний по документации более чем по 40 % требований ГОСТ Р 51705.1-2001.

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.