Научная статья на тему 'Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции'

Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE / TECHNICAL REGULATION OF IMPORTS / FOOD SECURITY OF A COUNTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Ольга Владимировна

Складывающаяся на современном этапе ситуация в отношении экономических и политических взаимосвязей РФ с зарубежными партнерами требует государственного вмешательства в процессы внешней торговли с целью обеспечения экономической независимости нашей страны. Особое внимание следует уделить государственному контролю за импортом сельскохозяйственной продукции, поскольку состояние отечественного сельскохозяйственного производства является залогом продовольственной безопасности страны. Изучение динамики технического регулирования импорта в России и деятельности ведущих птицеводческих предприятий Челябинской области позволило сделать вывод о положительном влиянии технических мер на динамику объемов производства и сбыта отечественной продукции. Таким образом, техническое регулирование импорта может рассматриваться как эффективный механизм государственной поддержки национальных сельхозпроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technical Regulation of Imports as a Tool of the State Support for Domestic Agricultural Producers

The present situation in terms of economic and political relations of Russian Federation with foreign partners requires government intervention in the foreign trade in order to ensure the economic independence of our country. Particular attention should be paid to the state control over the import of agricultural products, as the situation of the domestic agricultural production is the key to food security. The investigation of the dynamics of technical regulation of imports in Russia and the activities of leading poultry enterprises in Chelyabinsk region led to the conclusion about the positive impact of technical measures on the dynamics of the volume of production and sales of domestic products. Thus, the technical regulation of imports can be regarded as an effective mechanism of state support for national producers.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование импорта как инструмент государственной поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).

Экономика. Вып. 47. С. 68-73.

УДК 382.14

ББК У428.9к

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

О. В. Веселова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Складывающаяся на современном этапе ситуация в отношении экономических и политических взаимосвязей РФ с зарубежными партнерами требует государственного вмешательства в процессы внешней торговли с целью обеспечения экономической независимости нашей страны. Особое внимание следует уделить государственному контролю за импортом сельскохозяйственной продукции, поскольку состояние отечественного сельскохозяйственного производства является залогом продовольственной безопасности страны. Изучение динамики технического регулирования импорта в России и деятельности ведущих птицеводческих предприятий Челябинской области позволило сделать вывод о положительном влиянии технических мер на динамику объемов производства и сбыта отечественной продукции. Таким образом, техническое регулирование импорта может рассматриваться как эффективный механизм государственной поддержки национальных сельхозпроизводителей.

Ключевые слова: государственное регулирование внешней торговли, техническое регулирование импорта, продовольственная безопасность страны.

В августе 2012 г. Российская Федерация стала полноправной участницей Всемирной торговой организации (ВТО). Наряду с эфемерными преимуществами Россия получила ряд существенных ограничений и обязательств, наиболее серьезным из которых стало поэтапное (в течение семи лет после вступления России в ВТО) сокращение импортных пошлин, в том числе на сельскохозяйственную продукцию. Такое развитие событий может негативно отразиться на состоянии продовольственной безопасности нашей страны, что является недопустимым в силу как экономических, так и политических соображений. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является применение в отечественной внешнеторговой практике мер нетарифного, в частности технического регулирования.

Под техническим регулированием импорта принято понимать совокупность импортных ограничений, возникающих вследствие применения национальных промышленных стандартов, систем измерения и инспекции качества товаров, требований техники безопасности, правил упаковки и маркировки товаров, санитарно-вете-ринарных норм и некоторых административных формальностей. Все эти требования и нормы являются инструментами внешнеторговой политики государства.

Цели технического регулирования могут быть разнообразными и включают в себя ограничение доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны для защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, защиты интересов отечественных производителей от неблагоприятных последствий иностранной конкуренции, обеспечения экономической безопасности страны-импортера. Возможны и более специфические цели технического регулирования, такие как введение торговых санкций в ответ на недружеские экономические или политические действия страны-экспортера.

Применяемые на практике в различных странах меры технического регулирования могут быть объединены в следующие группы:

1) ограничения технических параметров и состава ввозимой продукции;

2) ограничения функциональных свойств импортируемых товаров;

3) формальные ограничения, касающиеся особенностей содержания маркировки, наименования товаров, упаковки и т. д.;

4) юридические ограничения, касающиеся объектов интеллектуальной собственности (торговых марок, товарных знаков, изобретений и др.);

5) требования представления сертификатов, подтверждающих качество импортируемой про-

дукции, соответствие ее необходимым стандартам и/или систему менеджмента предприятия;

6) специфические требования общества, связанные с приоритетами качества, ценностными ориентациями населения, национальными и религиозными особенностями потребления (например, требования сертификатов ШЫ в мусульманских государствах и др.);

7) специальные разрешения, допускающие ввоз определенных товаров только по согласованию с компетентными органами страны-импортера;

8) инспекция предприятий (требование, при установлении которого разрешение на ввоз получает только продукция, произведенная на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции уполномоченными представителями страны-импортера).

Всемирная торговая организация, участие в которой предполагает для страны сокращение тарифного регулирования импорта, допускает применение странами-участницами мер технического регулирования, не противоречащих основным соглашениям ВТО. В целях урегулирования применения странами технического регулирования в рамках ВТО были разработаны «Соглашение по техническим барьерам в торговле» и «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер».

В «Соглашении по техническим барьерам в торговле» зафиксировано, что любая страна имеет право на принятие мер для обеспечения качества ввозимых товаров и защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, на защиту окружающей среды и предотвращение нежелательной практики применения товаров в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым, но при условии соблюдения норм этого Соглашения. Важнейшей нормой Соглашения является недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства, которое препятствует развитию международной торговли. Сложность применения Соглашения состоит в том, что не всегда возможно провести четкую границу между необходимыми мерами в области технического регулирования и использованием национальных технических норм и требований в качестве протекционистского инструмента.

В настоящее время Челябинская область выступает в качестве одного из крупнейших сельскохозяйственных регионов РФ, занимая 12-е ме-

сто по общему объему производства сельскохозяйственной продукции и 3-е место по производству мяса птицы. Поддержка агропромышленного комплекса региона входит в перечень основных направлений развития экономики Челябинской области, утвержденных Министерством экономического развития РФ. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы организации допустимой государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей посредством технического регулирования импорта в условиях участия нашей страны в ВТО.

В ходе нашего исследования проанализирована деятельность ряда крупных птицеводческих предприятий Челябинской области, таких как ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», ЗАО «Чебаркульская птица», СПК «Птицефабрика Челябинская» и др. Была выявлена определенная зависимость между усилением технического регулирования импорта продукции птицеводства и изменением основных показателей экономической деятельности отечественных производителей аналогичной продукции.

Технические требования к сельскохозяйственной птице и продуктам ее переработки оказывают влияние на объем импорта мяса птицы, что, соответственно, влияет на объем продаж отечественных производителей на внутреннем рынке. С сокращением объема импорта существенно увеличиваются объемы производства отечественной продукции. Характер влияния установленных в РФ технических требований на деятельность региональных предприятий — производителей продукции птицеводства представлен в табл. 1.

В ближайшее время планируются дополнительные изменения в законодательстве, регламентирующем технические требования к продукции птицеводства. Эти изменения коснутся требований как к процессу производства, так и к маркировке готовых изделий. В частности появится разделение понятий «мясная продукция» и «мя-сосодержащая продукция», будет запрещена перефасовка и перемаркировка продукции вне производства изготовителя и т. д. Планируется, а это ужесточение технических барьеров приведет к сокращению импортных поставок мяса птицы, а это позволит увеличить объем поставок на российский рынок качественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства.

В последнее время в России наблюдается тенденция снижения импорта продукции птицеводства. Так, объемы импорта в 2013 г. снизились

Таблица 1

Влияние технического регулирования импорта на деятельность региональных производителей продукции птицеводства

Технический барьер Характер влияния на деятельность региональных производителей продукции птицеводства

Положительное Отрицательное

Ужесточение требований к маркировке готовой продукции Ограничение применения хлора при обработке мяса птицы Запрет наличия генетически модифицированных организмов (ГМО) в мясе птицы Ужесточение требований к упаковке и таре (они должны быть одноразовыми, соответствовать гигиеническим требованиям и содержать информацию на русском языке) Требование о наличии разрешения Департамента ветеринарии Минсельхозпрода РФ Повышение конкурентоспособности крупных местных производителей Сокращение импорта мяса птицы (по оценкам экспертов, ориентировочно на 30 %) и соответственно рост спроса на отечественную продукцию на местных рынках Повышение конкурентоспособности крупных местных производителей, продукция которых не содержит ГМО, регулярно проверяется собственными медицинскими экспертизами и оценивается независимыми организациями Сокращение импорта мяса птицы и соответственно рост спроса на аналогичную отечественную продукцию Сокращение импорта мяса птицы и соответственно рост спроса на аналогичную отечественную продукцию Дополнительные затраты на создание новой упаковки мяса птицы Вероятность увеличения объемов потребления замещающих продуктов питания Дополнительные затраты на тару и упаковку Вероятность сокращения экспорта мяса птицы отечественными производителями

по сравнению с 2012 г. на 2,3 %. Основными поставщиками мяса птицы в РФ в 2012-2013 гг. выступали США (ежегодно свыше 50 % российского импорта данной продукции), Белоруссия (около 20 %), а также Бразилия, Украина, Франция и Нидерланды. В 2013 г. в Россию ввезено 415 тыс. т замороженного мяса бройлеров, при этом 266 тыс. т пришлись на поставки из США. Федеральная таможенная служба оценила импорт американской курятины в РФ в 2013 г. в 337 млн долл.

В начале 2014 г. сокращение импортных поставок усилилось. Только за первый квартал 2014 г. импорт замороженных бройлеров и куриных окороков из США в Россию упал на 34 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. В феврале 2014 г. падение объема поставок достигло рекордного значения — 52 %. Следующий этап сокращения импорта пришелся на третий квартал 2014 г., что вызвано прежде всего политическими причинами, повлекшими введение внешнеторговых санкций в отношениях между Россией и ее западными партнерами. Такая динамика, обусловленная допустимым вмешательством государства в процессы внешней торговли, не может

не отразиться на состоянии отечественных производителей.

В качестве примера проанализируем основные показатели экономической деятельности ООО «Равис — птицефабрика Сосновская», реализуемой на фоне ужесточения технического регулирования импорта и соответственно сокращения ввоза продукции птицеводства.

Как показывает анализ динамики финансовых результатов ООО «Равис — птицефабрика Сосновская» за 2012-2013 гг. имел место рост прибыли от реализации на 6,68 %, при этом рентабельность предприятия увеличилась на 8,77 %.

По представленным выше данным можно сделать вывод о том, что технические требования к сельскохозяйственной продукции оказывают непосредственное влияние на импорт и, как следствие, приводят к заметному увеличению производства и поставок на рынок аналогичной отечественной продукции.

Таким образом, техническое регулирование импорта можно рассматривать как эффективный механизм государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей. На современном этапе, в условиях присутствия России в ВТО

Таблица 2

Динамика финансовых результатов ООО «Равис — птицефабрика Сосновская»

за 2012-2013 годы

Показатель Год Абсолютное изменение Темп прироста, %

2012 2013

Объем реализации, т 11 323,00 12365,00 1042,00 9,20

Выручка от реализации, млн р. 509,53 514,53 5,00 0,98

Себестоимость реализованной продукции, млн р. 334,33 327,63 -6,70 -2,00

Прибыль (убыток) от реализации, млн р. 175,20 186,90 11,70 6,68

Средняя цена реализации, р./т 45 000,00 41 612,00 -3 388,00 -7,53

Себестоимость единицы продукции, р./т 23 059,28 16 943,20 -6 116,08 -26,52

Рентабельность, % 33,52 36,46 2,94 8,77

200 150 100 50 0

175,2

186,9

33,52

36,46

> Прибыль (убыток) от реализации, млн р.

Рентабельность, %

Рис. 1. Динамика прибыли и рентабельности ООО «Равис — птицефабрика Сосновская»

за 2012-2013 годы

квартал квартал квартал квартал квартал квартал 2013 2013 2013 2013 2014 2014

Объем продаж мяса птицы производства ООО «Равис», тыс. т

Объём поставок импортного мяса птицы в Россию, тыс.т

и нестабильности внешнеполитических отношений, применение мер технического регулирования способно оказать положительное влияние

на состояние ряда отраслей национальной экономики и послужить стимулом возрождения продовольственной безопасности нашей страны.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant. ru/popular/custom_eaes/112_27.html

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155072/

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=164537

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / под ред. Е. Г. Ищенко. М. ; Новосибирск : Экономика, 2013. 394 с.

5. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. И. П. Фаминского. М. : ИНФРА, 2012. 647 с.

6. Коровкин, В. Развитие импортозамещения как необходимое условие обеспечения продовольственной безопасности России и повышения конкурентоспособности агропромышленного производства / В. Коровкин, Н. Сучкова // Междунар. с.-х. журн. 2014. № 3. С. 35-40.

7. Митин, С. Стратегическое будущее сельского хозяйства России / С. Митин // Экономика сел. хоз-ва России. 2013. № 12. С. 3-4.

8. Митрофанов, Н. С. Рынок мяса птицы / Н. С. Митрофанов, И. И. Маковеев // Мясная индустрия. 2014. № 2. С. 26-29.

9. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. М. : РТА, 2013.

10. Тарасов, В. Последствия для АПК вступления России во Всемирную торговую организацию / В. Тарасов // Экономика сел. хоз-ва России. 2013. № 11. С. 37.

11. Трамова, М. Ш. Как повысить экономическую эффективность сельскохозяйственных предприятий / М. Ш. Трамова, М. Н. Энеева // Достижения науки и техники АПК. 2013. № 12.

12. Трофимов, А. Г. Таможенно-тарифное регулирование / А. Г. Трофимов. М. : ИНФРА, 2012. 348 с.

13. Соколов, К. Я. Таможенное регулирование в России / К. Я. Соколов. М : ИНФРА, 2012. 346 с.

14. Сорокин, В. Формы и методы государственной поддержки сельского хозяйства / В. Сорокин, Н. Прохорова // Междунар. с.-х. журн. 2013. № 12. С. 6-8.

Сведения об авторе

Веселова Ольга Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ovveselova@ rambler.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 68-73.

THE TECHNICAL REGULATION OF IMPORTS AS A TOOL OF THE STATE SUPPORT FOR DOMESTIC AGRICULTURAL PRODUCERS

O. V. Veselova

Candidate of economics, an assistant professor of the cafedra of economics and regional development of Chelyabinsk State

University, Chelyabinsk, Russia. ovveselova@rambler.ru

The present situation in terms of economic and political relations of Russian Federation with foreign partners requires government intervention in the foreign trade in order to ensure the economic independence of our country. Particular attention should be paid to the state control over the import of agricultural products, as the situation of the domestic agricultural production is the key to food security. The investigation of the dynamics

of technical regulation of imports in Russia and the activities of leading poultry enterprises in Chelyabinsk region led to the conclusion about the positive impact of technical measures on the dynamics of the volume of production and sales of domestic products. Thus, the technical regulation of imports can be regarded as an effective mechanism of state support for national producers.

Keywords: state regulation offoreign trade, technical regulation of imports, food security of a country.

References

1. Tamozhenniy kodeks Tamozhennogo Soyuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse tamozhennogo soyuza, prinyatomu resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evraziyskogo ekonomicheskogo soobschestva ot 27.11.2009 № 17) [Elektronniy resurs] // Konsul'tantPlus : sait. URL: http://www.consultant.ru/ popular/custom_eaes/112_27.html

2. Federal'niy zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 164-FZ «Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya vneshnetorgovoy deyatel'nosti» [Elektronniy resurs] // Konsul'tantPlus : sait. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155072/

3. Federal'niy zakon ot 27 dekabrya 2002 g. № 184-FZ «O tehnicheskom regulirovanii» [Elektronniy resurs] // Konsul'tantPlus : sait. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164537

4. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiy / pod red. E. G. Ischenko. M. ; Novosibirsk : Eko-nomika, 2013. 394 s.

5. Globalizaciya ekonomiki i vneshneekonomicheskie svyazi Rossii / pod red. I. P. Faminskogo. M. : INFRA, 2012. 647 s.

6. Korovkin, V. Razvitie importozamescheniya kak neobhodimoe uslovie obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii i povysheniya konkurentosposobnosti agropromyshlennogo proizvodstva / V. Korovkin, N. Suchkova // Mezhdunar. s.-h. zhurn. 2014. № 3. S. 35-40

7. Mitin, S. Strategicheskoe buduschee sel'skogo hozyaistva Rossii / S. Mitin // Ekonomika sel. hoz-va Rossii. 2013. № 12. S. 3-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mitrofanov, N. S. Rynok myasa ptitsy / N. S. Mitrofanov, I. I. Makoveev // Myasnaya industriya. 2014. № 2. S. 26-29.

9. Regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti i evoluciya tamozhennoy politiki Rossii : tez. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M. : RTA, 2013.

10. Tarasov, V. Posledstviya dlya APK vstupleniya Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizaciyu / V. Tara-sov // Ekonomika sel. hoz-va Rossii. 2013. № 11. S. 37.

11. Tramova, M. Sh. Kak povysit' ekonomicheskuyu effektivnost' sel'skohozyaistvennyh predpriyatiy / M. Sh. Tramova, M. N. Eneeva // Dostizheniya nauki i tehniki APK. 2013. № 12.

12. Trofimov, A. G. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie / A. G. Trofimov. M. : INFRA, 2012. 348 s.

13. Sokolov, K. Ya. Tamozhennoe regulirovanie v Rossii / K. Ya. Sokolov. M : INFRA, 2012. 346 s.

14. Sorokin, V. Formy i metody gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo hozyaistva / V. Sorokin, N. Pro-horova // Mezhdunar. s.-h. zhurn. 2013. № 12. S. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.