Научная статья на тему 'Техническое мышление как системообразующий элемент профессионального репродуцирования потенциала личности обучаемых'

Техническое мышление как системообразующий элемент профессионального репродуцирования потенциала личности обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE PROFESSIONAL REPRODUCTION OF THE PERSONAL POTENTIAL / TECHNICAL THINKING / THE LEVELS OF TECHNICAL THINKING / THE PROFESSIONAL SELF DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуева Ф. А.

The Professional reproduction of the personal potential of the learners in the educational process on the basis of finding out of the levels of formation of technical thinking are shown in the article. By the author is given the background argumentation in pointing out the grades of the resultativeness of solving technical tasks in every separately taken datum that promoted working out the system of the points for determining of the levels of the technical thinking with the goat of giving recommendations in the frames of the further professional self determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical Thinking as the System formation Element of the Professional Reproduction the Personal Potential of the learners

The Professional reproduction of the personal potential of the learners in the educational process on the basis of finding out of the levels of formation of technical thinking are shown in the article. By the author is given the background argumentation in pointing out the grades of the resultativeness of solving technical tasks in every separately taken datum that promoted working out the system of the points for determining of the levels of the technical thinking with the goat of giving recommendations in the frames of the further professional self determination.

Текст научной работы на тему «Техническое мышление как системообразующий элемент профессионального репродуцирования потенциала личности обучаемых»



ЮАТООКА ТгеЛАЮППВСКПХ КААРОЬ

ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

Ф.А. Зуева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск

По мере развития экономики и расширения научных основ образовательной подготовки кадров творческий труд все в большей степени становится основным содержанием деятельности работников высшего профессионального уровня. Повышение наукоемкости производства и развитие новых технологий, форм организации и эргономических режимов профессиональной деятельности; расширение использования в экономике новейших научно-технических достижений, разработка на основе мониторинга состояния производственных дел, стратегических и тактических программ развития производства требуют наличия у специалистов более высокого образовательного уровня.

Растущая интеллектуализация профессиональной деятельности, вызванная научно-техническим прогрессом, экономическими интересами развивающего производства, актуализировала проблему повышения общеобразовательного и общетехнического уровней будущих специалистов, так как повышение эффективности производства немыслимо без опере-

жающего развития главной производительной силы - человека. Следовательно, постановка образовательных целей должна быть ориентирована на «профессиональное репродуцирование» потенциала личности, и прогрессивной тенденцией в современных педагогических исследованиях по данной проблеме является поиск подходов, определяющих стратегию профессионального репродуцирования потенциала личности.

Не претендуя на раскрытие всех аспектов рассматриваемого понятия «профессиональное репродуцирование потенциала личности», мы будем в дальнейшем придерживаться следующего определения: профессиональное репродуцирование потенциала личности - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов образовательного процесса по выявлению, формированию и реализации профессионально мобильных качеств личности (по определению Ф.А. Зуевой) [1, с. 13].

Термин «профессиональное репродуцирование потенциала личности» в контексте нашего исследования употребляется как:

50

Подготовка педагогических кадров

- синоним «воспроизведения», т. е. процесс внутренней мобилизации потенциальных возможностей личности;

- синоним «развития», т. е. процесс внутреннего изменения личности, способность к дальнейшему продуцированию;

- синоним «социализации», т. е. создание и реализация внешних условий для развития личности.

Специфическими свойствами этого процесса являются: имманентность-способность к развитию заложена в человеке природой, она есть неотъемлемое свойство личности; биоген-ность - психическое развитие личности во многом определяется биологическим механизмом наследственности; социогенность - социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности; психоген-ность - человек как саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, процесс развития подвержен саморегуляции и самоуправлению; индивидуальность - личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.

Ответ на вопрос, в какой мере развитие сознания зависит от обучения и социальных условий, принципиально важен, т. к. определяет границы потенциальных возможностей учащегося, следовательно, цели и задачи внешних педагогических воздействий, руководство данным процессом обучения наиболее целесообразно при помощи моделирования структуры деятельности учащихся.

Модельные параметры потенциала личности учащихся и параметры об-

разовательного процесса и условий группируются следующим образом:

- состояние обученности учащихся связано с общими и специальными компетенциями: к общим - относятся организационные, интеллектуальные, информационные и коммуникативные, к специальным - компетенции, формирующиеся в процессе освоения конкретной предметной деятельности и отражающие специфику самого предмета;

- стратегия профессионального репродуцирования потенциала личности должна учитывать установки учащихся на самореализацию, предоставляя им широкие возможности для самостоятельной углубленной специализации на основе личностных индивидуальных планов и образовательных программ;

- преподавание профилирующего предмета в контексте будущей профессиональной деятельности рассматривается как путь генерализации полученных учащимися компетенций.

Выполнение важнейших функций - создание условий для первоначального становления учащегося, подготовка к последующему этапу образования, предусматривающего профессиональное репродуцирование потенциала личности. Это потребует изучения индивидуальных особенностей и возможностей, выявления познавательных потребностей и интересов, определения перспектив личностного развития, предвидения трудностей в обучении. Диагностическая деятельность предполагает распознавание свойств, характеристик и состояний всех компонентов конкретной педагогической ситуации, разра-

Казанский педагогический журнал

5'2006

ботку оснований для принятия и выполнения практических решений.

Профессиональное репродуцирование потенциала личности - это прежде всего мыслительный процесс, он не сводится только к процедурам диагностики, а предполагает особую организацию деятельности учащихся. Следовательно, в составе диагностической деятельности можно выделить группы действий:

- познавательные - анализ, классификация, установление причинно-следственных связей, распознавание случайных или ошибочных связей, моделирование и преобразование модели взаимодействия, экстраполяция, обобщение и др.;

- технологические - определение цели и разработка конкретных задач диагностического изучения, подбор соответствующего инструментария, накопление и обработка информации, определение тенденций и перспектив личностного развития учащегося, контроль за динамикой такого развития, реконструирование действий.

Следует отметить, что процесс оценки профессионального репродуцирования потенциала личности учащихся - сложный и многоаспектный, и его необходимо строить с учетом ряда взаимосвязанных факторов, обусловливающих организацию его проведения, к которым относятся, в первую очередь, профессиональные пробы, предполагающие следующие компоненты:

1. Выделение признаков результативности решения заданий, адекватно оценивающих степень развития технического мышления и усвоения знаний. К ним относятся:

- целенаправленность процесса решения - когда обучаемый не задерживается на этапах решения задач, если выбранный путь не приводит к желаемому результату;

- решение комбинированным способом - процесс решения, начиная с идеи замысла, подчинен на каждом этапе учету создающейся ситуации;

- выбор оптимального решения -умение охватить широкий круг вопросов, представить несколько вариантов ответов на поставленную задачу;

- оригинальность - характерное, индивидуальное своеобразие, умение рассматривать вопросы разносторонне;

- время решения - свидетельство оперативности в принятии решений.

2. Определение уровня технического мышления по результатам успешности решения технических заданий.

Каждый признак оценивался по 5-балльной шкале, общая сумма баллов для каждого учащегося складывалась из суммы баллов по каждому заданию. Сопоставление перечисленных компонентов подготовило основу для выявления уровней технического мышления обучаемых. Первый уровень технического мышления характеризуется разрывом понятийных, образных и практических компонентов при слабом развитии тех и других в отдельности. Разобщенность этих компонентов проявляется в том, что при оперировании знаниями учащиеся допускают одни ошибки, а при оперировании образами - другие. Слабость сказывается в неумении анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между элемента-

52

■ 1111

п

ш

Подготовка педагогических кадров

ми, недостаточной динамичности пространственных представлений. Понятийный компонент характеризуется недостаточной дифференцированно-стью и обобщенностью знаний и неумением их использовать в нужных ситуациях.

Второй уровень характеризуется отсутствием единства между компонентами мыслительной деятельности при относительно лучшем развитии одного из них. Отставание в развитии понятийного компонента проявляется в недостаточно дифференцированных и обобщенных технических знаниях, неумении их применять при решении задач. Это в свою очередь приводит к разрыву между групповыми компонентами, свидетельством чего является отсутствие избирательности в использовании данных задачи, отсутствие функциональных зависимостей между элементами.

Третий уровень характеризуется относительным единством понятийных, образных и практических компонентов мыслительной деятельности при недостаточном развитии одного из них. Это сказывается в довольно слабой динамичности пространственных представлений, в недостаточно развитой способности преобразования мысленных образов.

Показатели развития

Четвертый уровень характеризуется единством понятийного, образного и практического компонентов технического мышления при достаточно высоком их развитии.

Следующим показателем является гибкость мышления, для которой характерно индивидуальное своеобразие, умение рассматривать вопросы разносторонне, быть может, даже с необычной точки зрения.

Третьим показателем является динамичность - когда обучаемый не задерживается на этапах решения задач, если выбранный путь не приводит к желаемому результату.

Четвертым показателем является широта мышления, которая выражается прежде всего в умении охватить широкий круг вопросов, представить несколько вариантов ответов на поставленную задачу.

Основное свойство технического мышления (тесное взаимодействие его компонентов) позволило нам выделить еще один показатель - оперативность.

Мы считаем, что для оценки результативности решения технических заданий необходимо выделение по каждому отдельно взятому показателю одного существенного признака (таблица 1).

Таблица 1

технического мышления

Показатель развития технического мышления Признак результативности решения заданий

1. Соотношение понятия, образа, действия 2. Гибкость 3. Динамичность 4. Широта мышления 5. Оперативность 1. Решение комбинированным способом 2. Оригинальность 3. Целенаправленность процесса решения 4. Выбор оптимального решения 5. Время решения

Казанский педагогический журнал

5'200Ö

Таким образом, учитывая, что техническое мышление выступает как процесс развития, состоящий из отдельных качественных и структурных изменений, а также критерии развития технического мышления и соответствующие показатели, нами выявлены 4 уровня сформированности технического мышления:

I уровень - знания о выполняемых действиях почти отсутствуют, а имеющиеся применяются неадекватно, действия неосознанны и выполняются с опорой на интуицию путем проб и ошибок.

II уровень - структура умений в основном сложилась, однако в действиях мало используются теоретические знания, проявляется недостаточная компетентность, в действиях преобладают стереотипные формы.

III уровень - в основе действий лежит осознанность, однако не всегда используются теоретические знания, действия соответствуют цели, отлича-

ются достаточной точностью и характеризуются рациональным их сочетанием; характерно относительное единство понятийных, образных и практических компонентов технического мышления.

IV уровень - единство компонентов технического мышления; действия характеризуются устойчивой осознанностью и целесообразностью, теоретические знания используются в полном объеме.

Используя данные, мы разработали систему баллов для определения уровней технического мышления. Каждое задание оценивалось по 25-балльной шкале, при этом учитывались показатели успешности решения задач. Общая сумма баллов для каждого студента складывается из суммы баллов по каждому заданию, успешности решения всего задания в целом (таблица 2). В качестве респондентов участвовали учащиеся общеобразовательных учреждений, студенты вузов.

Таблица 2

Определение уровня технического мышления по показателям успешности решения заданий

Уровень технического мышления Количество баллов по одному показателю Общая сумма

I 1-1,8 5- 9

II 1,9-2,8 10-14

III 2,9-3,9 15-19

IV 4-5 20-25

При анализе результатов исследования нами был использован ряд количественных и качественных показателей успешности решения задач. Первый показатель - время решения.

54

Следует отметить медленное и трудное продвижение в процессе решения, решение некоторых задач затягивалось, и на оставшиеся задачи не хватало времени. По нашему мнению,

Подготовка педагогических кадров

первый показатель относителен, так как встречались случаи, когда процесс решения оказывался весьма длительным, хотя и верным. Однако поскольку основным свойством технического мышления признается оперативность, то при анализе успешности решения задач время решения включается в число основных показателей.

Следующим количественным показателем служит целенаправленность процесса решения, то есть этапы действий, ведуших к успеху, и этапы действий, ведущих к так называемому «неуспеху». Необходимо также отметить количество пауз, возникающих в деятельности испытуемых. Речь идет о таких паузах, в которых не происходит никакой работы, которые свидетельствуют о наличии «тупиковых ситуаций», когда не возникает никаких альтернативных решений.

Использованные нами для количественной обработки материала показатели послужили ориентиром для качественной оценки результатов решения. При всем разнообразии индивидуальных приемов выполнения заданий были установлены некоторые общие для респондентов способы решения технических задач. Как подчеркивается педагогикой, мышление -это некоторая совокупность умственных, практических операций, типичных, с одной стороны, для решения того или иного вида задач, с другой -для общих методов работы конкретного человека. В основу различения способов решения положены особенности осмысления задачи и практические пути ее выполнения. Следовательно, различия между способами определялись спецификой взаимо-

отношений между теоретическими, практическими и образными компонентами технического мышления.

Для наглядности представления различий в показателях успешности решения задач мы провели количественную обработку полученных данных через систему баллов. Анализ результатов первоначального определения уровня технического мышления показал, что студенты обнаружили относительно низкие показатели успешности решения задач. Вместе с тем проявляются также различия у студентов начальных и последующих курсов. Данные свидетельствуют о том, что результативность таких показателей, как целенаправленность процесса решения и время решения, у студентов 5 курса выше, чем у студентов 2 курса. Однако такие показатели, как оригинальность, решение комбинированным способом и выбор оптимального решения, находятся примерно на одном уровне.

На основе процентного отношения количества реальных баллов к максимально возможному определен коэффициент их соотношения и проведен сравнительный анализ, из которого следует, что коэффициенты соотношения у студентов университета 2 и 5 курсов не имеют существенных отличий (0,67-0,70, 0,54-0,56). В исследовании выявлено следующее: 80% испытуемых пользуются в процессе решения заданий способом предваряющих практических действий, 15% - способом предваряющих теоретических действий и только 5% - комбинированным способом. Следовательно, специфика взаимоотношений теоретических, практиче-

Казанский педагогический журнал

5200Ö

ских и образных компонентов технического мышления характеризуется превалированием одних компонентов над другими у 95% испытуемых, что свидетельствует о недостаточном развитии этого важного качества технического мышления.

Необходимо также отметить, что только у 9,9% студентов 5 курса развит IV уровень технического мышления, у 30% студентов - III уровень, у 53% студентов - II уровень, у 6,1% студентов - I уровень технического мышления (табл. 3). Данные показывают, что максимальным уровнем, достигнутым студентами в процессе обучения по отдельно взятым показателям, является III уровень. Результативность такого показателя, как оригинальность, соответствует I-II уровню, то есть является самым низким показателем.

На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод:

- для обучаемых, имеющих III—IV уровень сформированности техниче-

ского мышления, процесс профессионального репродуцирования потенциала личности целесообразен в направлениях выбранного профиля обучения;

- для обучаемых, имеющих 1-11 уровень сформированности технического мышления, процесс профессионального репродуцирования потенциала личности целесообразен в части перепрофилизации в зависимости от превалирующих компонентов мышления: понятия, образа, действия.

Литература:

1. Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование как эволюционные ступени профессионального репродуцирования потенциала личности [Текст]: Монография / Ф.А. Зуева.-Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.173 с.

2. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления [Текст] / Т.В. Кудрявцев.- М.: Педагогика, 1975.- 302 с.

3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: учебное пособие / В.Д. Шадриков.- М.: Логос, 1998.- 320 с.

ПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КАК ОДНО ИЗ КАЧЕСТВ КОЛЛЕКТИВНОГО СУБЪЕКТА ПО ОВЛАДЕНИЮ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБЩЕНИЕМ

С.С. Куклина, Вятский государственный гуманитарный университет

Учитывая общие тенденции мирового развития, концепция модернизации российского образования обращает внимание педагогов на то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, «способны

56

к сотрудничеству, ...обладают чувством ответственности за судьбы страны» [4, 44]. Особая роль в выполнении данного социального заказа отводится педагогическим факультетам, поскольку именно их выпускники в самое ближайшее время должны будут воплощать в жизнь его основные положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.