Научная статья на тему '"технический регламент о требованиях пожарной безопасности":на что обратить особое внимание'

"технический регламент о требованиях пожарной безопасности":на что обратить особое внимание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"технический регламент о требованиях пожарной безопасности":на что обратить особое внимание»

“ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

0 ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”:

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ вЯ/

1 мая 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (далее — Технический регламент). Его принятие — значимый шаг в противопожарном нормировании. На некоторые принципиально важные моменты стоит обратить особое внимание.

О новых требованиях пожарной безопасности

Первое и принципиально важное положение, на которое следует обратить особое внимание,

— порядок применения статьи 6 “Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности”.

В соответствии с этой статьей пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации данной нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставлении их с соответствующими нормативными значениями.

Необходимо обратить внимание на принципиальное отличие норм, установленных статьей 6, от действовавших в сфере пожарной безопасности до 1 мая 2009 г. Ранее предусматривалось, что на объекте должны быть выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности и правил пожарной безопасности или рассчитаны пожарные риски.

Технический регламент содержит ряд статей, устанавливающих требования пожарной безопасности к системам оповещения, пожарной сигнализации и пожаротушения. Способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и обосновать их с помощью проведения расчета риска. Это принципиально важное положение: таким образом государство уходит от жесткого нормирования конкретных технических решений.

Законодательно предусмотрено и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

Таким образом, доказательством выполнения положений Технического регламента служат два момента: расчет пожарного риска или соблюдение требований рекомендательных сводов правил и национальных стандартов. В связи с этим законодатель ввел третью часть в статью 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожар-

ной безопасности, установленных Техническим регламентом, и положений нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

В порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 “О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска”, определение расчетных величин пожарного риска осуществляется по методикам, утверждаемым МЧС России.

Декларация пожарной безопасности

Очень важен вопрос о разработке декларации пожарной безопасности, который регламентируется статьей 64 Технического регламента. Она должна восприниматься в контексте всего закона. Декларация пожарной безопасности никоим образом не дублирует декларацию промышленной безопасности: их назначение различно.

Декларация промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности носит совершенно иной характер. Ее назначение — подготовить собственника к безопасной эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, какие требования следует выполнять для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта. Проще говоря, декларация — это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте.

Форма и порядок регистрации декларации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91, зарегистрированным в Минюсте России. В соответствии с данным приказом в декларации приводится перечень конкретных требований, подлежащих выполнению. Собственник заполняет декларацию самостоятельно либо, в соответствии с положением Гражданского кодекса, может привлечь для этого стороннюю организацию или физическое лицо.

Декларация может быть заполнена двумя способами. Первый: в ней приводятся технические решения, которые принял собственник, с приложением расчетов пожарного риска. Альтернативный способ: собственник не приводит расчеты, но указывает перечень тех пунктов нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров.

В Техническом регламенте сказано: “Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности”. В качестве альтернативы собственник может привести указанные сведения в декларации на основании собственной доказательной базы.

В обязанность собственника не входит представлять документы о том, как он вычислил размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками руководствовался. Те данные, которые собственник представил в декларации, органы Государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов Государственный пожарный надзор от собственника требовать не вправе.

Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не регламентируется согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях. Что касается строящихся объектов, то декларация должна быть заполнена перед вводом объекта в эксплуатацию. Для объектов, которые на сегодняшний день уже функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 г., т. е. в течение года после вступления в силу Технического регламента.

В Техническом регламенте содержатся две статьи, касающиеся существующих зданий, — это часть 4 статьи 4 и статья 151 “Заключительные положения”.

Статья 4 определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются. В статье 151 указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента. Поэтому, заполняя пожарную декларацию, собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.

Незавершенные объекты

Следующий принципиально важный момент связан с применением требований Технического регламента в отношении строящихся объектов или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления в силу рассматриваемого Федерального закона. На этих объектах мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения были предусмотрены в соответствии с действовавшими ранее, до принятия Технического регламента, нормами и правилами.

Причина возникающих вопросов заключается в возможности различного толкования положения части 4 статьи 4 Технического регламента. Итак, распространяются ли положения Технического регламента на объекты, строительство которых не было завершено до 1 мая 2009 г. или проектирование начато до указанного срока?

Статью 4 Технического регламента следует рассматривать в совокупности с другими законами, так как порядок применения любого законодательного акта отрегулирован основополагающими документами. Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением.

По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статья 4 Технического регламента не противоречит тексту вышеперечисленных нормативных правовых актов. В ней сказано: “На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара”. Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

К проведению сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий, Техническим регламентом не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действовавших нормативных документов в области пожарной безопасности.

О системе соответствия требованиям пожарной безопасности

В тексте Технического регламента приведено девять форм соответствия требованиям пожарной безопасности, которые могут быть применены к конкретному виду объекта защиты (продукции).

Представляются два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый — традиционный — осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Вторая форма подтверждения соответствия

— независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.

Необходимо разграничить два очень близких понятия: “независимая оценка пожарного риска” и “расчет пожарного риска”. Термин “пожарный риск” применяется и в том, и в другом понятии. При этом “расчет пожарного риска” — это проведение соответствующих расчетов, доказательство с помощью этих расчетов соответствия риска тем значениям, которые установлены Техническим регламентом. “Независимая оценка пожарного риска” — процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией, по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Эта процедура осуществляется в соответствии с Приказом МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607, который определяет порядок аккредитации организации и те процедуры, которые организация должна выполнять.

Пункт 25 Приказа МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора) говорит о том, что на тех объектах, на которых про-

ведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.

Размещение подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

Особое внимание следует обратить на статью, регламентирующую порядок дислокации пожарных депо в городах, городских округах и сельских поселениях с учетом времени прибытия к месту возгорания. Он определяется исходя из того, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городах должно составлять 10 мин, в сельских поселениях — 20 мин. Здесь не следует допускать подмены понятий. Техническим регламентом не установлено время прибытия первых подразделений, им определено, что подразделения пожарной охраны должны размещаться таким образом, чтобы к месту пожара они могли прибыть в течение установленного времени.

На сегодняшний день законодатель планирует очень жестко подойти к генеральным планам застройки городов и сельских поселений, пользуясь соответствующим сводом правил, тщательно их пересмотреть, выработать необходимые предложения и мероприятия. На их основе предполагается рекомендовать, а где-то и требовать, чтобы в генеральные планы развития городов и сельских поселений были включены вопросы устройства и размещения пожарных депо с той плотностью, которую регламентирует новый закон о требованиях пожарной безопасности.

Положения данной статьи Технического регламента направлены на развитие сети пожарных депо. Существующая в настоящее время практика расчетов показывает: чтобы выполнить установленный норматив в городах, радиус выезда должен составлять примерно 3,8 км, в сельских населенных пунктах — 11,7 км. Руководителям городских поселений предоставляется выбор: или улучшать качество дорог, чтобы пожарная охрана добиралась быстрее, или строить пожарные депо таким образом, чтобы обеспечить выполнение норматива.

Материал поступил в редакцию 09.10.2009.

© Подготовлен при содействии Управления информации МЧС России, 2009 г.

(www. mchs.gov. ги).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.