Библиографический список
1. Селиванова З.К. Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики. Власть. 2013; № 4: 136 - 139.
2. Соломин В.П., Станкевич П.В. Основные направления развития педагогического образования (предметная область «Безопасность жизнедеятельности»). Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: материалы XXIV научно-практической конференции. Казань, 2020: 4 - 9.
3. Гончарова Н.В., Абрамян ГС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. ФГОС. 8-е издание, переработанное. Москва: Просвещение, 2019.
4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 1998.
5. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты. Школьный психолог. 2003; № 4: 244.
6. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса. Педагогика развития и сотрудничества. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020; Т. 9, № 3 (35): 281 - 288.
References
1. Seiivanova Z.K. Rannyaya proforientaciya kak nasuschnaya zadacha gosudarstvennoj politiki. Vlast'. 2013; № 4: 136 - 139.
2. Solomin V.P., Stankevich P.V. Osnovnye napravleniya razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya (predmetnaya oblast' «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti»). Fundamental'nye problemy obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: materialy XXIV nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 4 - 9.
3. Goncharova N.V., Abramyan G.S. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. FGOS. 8-e izdanie, pererabotannoe. Moskva: Prosveschenie, 2019.
4. Kuznecov S.A. Bol'shoj tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Sankt-Peterburg: Norint, 1998.
5. Pryazhnikov N.S. Shkol'naya proforientaciya: real'nost' i mechty. Shkol'nyjpsiholog. 2003; № 4: 244.
6. Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Metodologicheskie aspekty perehoda k novoj organizacii obrazovatel'nogo processa. Pedagogika razvitiya i sotrudnichestva. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2020; T. 9, № 3 (35): 281 - 288.
Статья поступила в редакцию 20.01.21
УДК 530.17
Surzhikov V.F., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
TECHNICAL ISOMORPHISM OF PHYSICAL INERTIAL OBJECTS AND ITS STRUCTURAL, OPERATIONAL AND MATHEMATICAL BASIS. The article studies principles of usage of physical analogies of inertial objects. As an example, schematic diagrams of four inertial chains of different physical nature are given. The structural, operational and mathematical foundations of technical isomorphism are presented, the methods of which are designed to unify the analysis of inertial objects of various physical nature using their graphical and mathematical models reduced to uniform forms. Examples of the implementation of physical processes for two electrical circuits, a heating element of the equipment and a mechanical spring are given. For a more complete description of isomorphism, the characteristics of the fields for electrical and thermal circuits are considered. Differential equations for these circuits are presented. For a jump-like effect, the solution of the differential equation is given, which allows one to analyze these effects.
Key words: physical objects, inertial systems, physical analogies, technical isomorphism, elements of inertial object, energy stores.
В.Ф. Суржиков, канд. техн. наук, доц., ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского),
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЗОМОРФИЗМ ФИЗИЧЕСКИХ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ, ОПЕРАЦИОННЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Данная статья посвящена принципам реализации физических аналогий инерциальных объектов. В качестве примера приведены принципиальные схемы четырех инерциальных цепочек различной физической природы. Представлены структурные, операционные и математические основы технического изоморфизма, методы которого предназначены для унификации анализа инерциальных объектов различной физической природы с помощью их приведенных к единым формам графических и математических моделей. Представлены примеры реализации физических процессов для двух электрических схем - нагревательного элемента аппаратуры и механической пружины. Для более полного описания изоморфизма рассмотрены характеристики полей для электрической и тепловой цепей. Представлены дифференциальные уравнения для них. Для скачкообразного воздействия приведено решение дифференциального уравнения, что позволяет анализировать эти воздействия.
Ключевые слова: физические объекты, инерциальные системы, физические аналогии, технический изоморфизм, элементы инерционного объекта, накопители энергии.
В условиях современной интеграции физических знаний большое место в обучении физики, ее осмыслении играют различные виды обобщений. Важное место занимает проведение сравнительного анализа процессов различной физической природы и выделение аналогий. Достаточно много физических процессов, которые целесообразно изучать с использованием аналогий. Особое место здесь занимают физические инерциальные объекты.
Важнейшим свойством физических объектов является инерционность, проявляющаяся в запаздывании их реакций на скачкообразные и другие воздействия.
Физическая природа инерционности проявляется в самых различных формах. В радиоэлектронной аппаратуре (РЭА) она отражает накопление и рассасывание зарядов в реактивных элементах (электрическая инерционность), нагрев и охлаждение резистивных элементов (тепловая инерционность) и др.
В объектах неэлектрической природы инерционность присуща сжатию и распрямлению пружины, разгону и торможению подвижных средств, намоканию и высыханию предметов и т.п.
Инерционность может быть незаметной (например, при работе РЭА в нормальном режиме ее тепловая инерционность практически не проявляется), полезной (запаздывание обратных связей в усилителях корректирует их частотные искажения), вредной (при разрушении рл-перехода далеко не вся мощность входного воздействия идет на это разрушение).
Теория физических аналогий [1] и опыт научной работы в различных предметных областях показывают, что модели объектов и результатов воздействий на них различной физической природы могут быть идентичны, если инерционности объектов позволяют представить их эквивалентными схемами и дифференциальными уравнениями одной и той же структуры.
Указанные и другие похожести различных объектов открывают возможность объединить их в один класс инерционных объектов и построить для него единую теорию анализа результатов различных воздействий. Это не только унифицирует методы анализа, но и позволяет использовать достижения науки в одной предметной области для аналогичного применения в другой предметной области.
Настоящая статья является продолжением статьи [2], где было введено понятие технического изоморфизма, представлены его понятийные основы. В этой статье рассмотрены структурные, операционные и математические основы технического изоморфизма. Эти основы базируются на представлении инерционного объекта либо звеном с одной реактивностью, либо композицией таких звеньев.
Структурные основы
Структуру инерционных объектов представляют их структурные, принципиальные и функциональные схемы. Обобщающей эти виды схем является эквивалентная схема. Для технического изоморфизма наибольший интерес представляют именно эквивалентные схемы, поскольку они могут быть получе-
ны целенаправленным преобразованием других схем, что в наибольшей степени адекватно потребностям изоморфического анализа объектов.
В настоящее время регулярных методов структурного изоморфизма не разработано, что затрудняет его практическое применение. Поэтому преодоление этого противоречия является важной целью разработки структуепых основ технического изоморфизма, а выбор, совершенствование и разруТууеу методов структурных преобразований - основными задачами этой разработ у.
Эквивалентная схема простейшего звена инерционного технического объекта должна содержать:
- накопитель, заряжаемый источником воздействия;
- формирователь реакции на это воздействие, порождаемеу накоплением.
Эквивалентные схемы простейших цепей изоморфных объектов различной физической природы весьма разнятся по структуре и физическим понятиям [3]. При унификации их анализа все они должны быть сведены к единому представлению. Сделать это можно, взяв за основу эквивалентную схему простейшей цепи любого из объектов, а затем объект в целом представить в виде композиции таких цепей.
Поскольку эквивалентные схемы являются хортшо разрабоуппным инструментом анализа электрорадиотехнических цепей [4], то обычно ип нкнпнальрьу ных схемна объектов другой фиеччеакой природы чакоочтель представляется в виде кониенсаооро или индуктивности, а ирормирователь реакцин - н виде резистора.
На рис. 1 приведены принципиальные схемы четырех инертеонных цлкл-
чек.
а)
в)
г)
д,
Рт
а)
2 JjL 1 R
pt-I
С? -
б)
R?
Ri
- r^^h i
Св
С,
^ис. 2. дС-оепь: а) парсллельное соедссение; 5) последовательное иоединенсе
Пусть сначала есть толькосечение 1-1. т.е. числосчпттек в схемехрмс. 2) N = 1. Тогда ее входное соп ротивление
< -_L < ^
^"jJc-^-i + pc/R1
Так как п ри N = 1 входьое ссл прпотивлениеэ цепочки в схеме (рис. 3б)
R1
7--1-
7BX.1 '
1 л p C)
то равенство 7BXi1=ZBX.i влиолняется при С1лв и R1=R: П|рц NN 1= 2 (сеччег^ие; 2-2)
, 1 , , 7вх.2 = ^JC? H(R2 + ZBxJ =
R2 - 7вх.1
(1) (2)
1 + рсЖ+гвх1) ^£2(^+21)'
Представим первое слагаемое правой части равенства (3) в виде
R2
R2
i + pC2(«2+ zi) i + pС2«2
1 + pC2(R2+zBx.J
1 -2 pC2R2
(3)
(4)
Тогда
где
7вх.2 — 1
^22 R2
i + pfC;;R2 1
i + а217Вх.
"21 i + pC2(fi^+7Bx.1) i + pC2(fi^+7Bx.1) 1
— а^ 1 (1 + р С2- R-) -
1 -I- pC2R2
Так как при N = 2 входное сопротивление цепи (рис. 2б)
7 — «2 i R1 вх.2 1 + pC2R2 1 + pC1R12 то для выполнения условия 71 — 7BX.2 необходимо потребовать а 22 R 2 «2
1 + pC2R2 — 1 + pC2R2
R1 1
а2^
(5)
(6)
ОТ
(8)
(9)
1 1 -у С1П 1 + рС1й1_ Таи как клэффициетты1 а21 и л22 згсЕзисыят только от параметро в элементов изпестной сьемы (рис. 2а), оистема урртвненийй (17) имеет решение
/_ — Й22^2' С2 — ~"
R?1 — (ГЦ —
C1
а21
(10)
Р)1ь. 1. Принциппальныестлмыииеьцитлнном.епочек: а., ТН -.- дте/стра-чоинех; еа - ееьхньай; ко. тлханоснсоой
Прх этом иггоЬл и1д)мо ултнывттх хги|эхкт(^л гь(п:здлйстли) и ттебованыесле-двющкго иостсвато Таодехьчыамл и Птыаиек-ь н ь кополноооорах зал-нщеды сстчкон апряжььиу а в нддоогиннеигэу - скльпе тока.
IK слчоссве н.калро fMcCMOofjHM осхоаннн- ьсниослентне совму (уис. уо0 Уиптился x-eoaKTHf) с^пь^тыЕзыень^, нм-обравсвмнетсхемн н посоввлт-телднот сотдотсяил 1|еппчек бС (р и а.2С^Н-
Из проведенного анализа выпекают следующие важные для практики вывод.
С каждым изменением номера сечения схем Ы1 (р и с. 2а), т. е . с пе реход ом от N = 1 к N = 2 происходит изменение соотноыений для расчета одних и тех же элементов цепи (рис. Пб_
Достоинством структуреых преобразований экьивалентных схем является придмние им новы1х полезных хвойств. после плепЬрамования эквивалентной схемы (рис. 2а) в эквивалентную схему (рейс. 2б) параметры элементов Ъ и С ппапыытются функриями параметров псреходныы исходным элементыв й- и С/.
Операциоиные и гм^те^гматечеикие основы
Операцион н1=иэ и масематические оссовы1 обслуживают процессы1 н инерционным цепях иа качиствен1но(( и на количественном уровне. соответствен но. Обусловленная этим неразрывнея связь мнжду ними делает целесообразной их совмествую рызрабттку
Как псс отмечалось выше, впешнее воздействие иннициирв^ет в инерционной цеыпи дчс сиаимоттнзанным процессгс (операции), а итсенно: процесс накопления и н|коцес<й фмрмиронатия реакциь (полезнойй тли вредной).
В электрикестих цепях, в поторыых воздействиями являются токи и напряжения, накаплисаютоя плетыныричепсЕки^йи зоряду ирыпориионслыные тетку/. в ионден-саторе, и магнитный заряд, пропорциональный напряжению, в индуктивности. На входе тепловых цепей действуют мощности, поэтому в теплоемкости накапливается тепловая энергия, пропорциональная этой мощности. В механической цепи также накапливается энергия, пропорциональная механическому воздействию.
Примечания
1. В электрических цепях (конденсаторе и индуктивности) тоже накапливается энергия. Однако эта энергия пропорциональная квадратам тока и напряжения.
2. В предлагаемых методах технического изоморфизма возможность теоретического изучения инерционных свойств объектов различной физической природы достигается сведением математической модели простейших звеньев объектов (рис. 1) к дифференциальному уравнению первого порядка за счет пренебрежения влиянием его второй реактивности (индуктивностей вводов-выводов электрической цепи, массы пружины и т.п.). При решении конкретных задач это допущение должно быть обосновано. Если такое обоснование сделать невозможно, надо решать задачу с двумя и более реактивностями в звене или во всем объекте.
Процесс накопления может быть без пауз и с паузами. Примером воздействия, при которых накопление идет без пауз, может служить гармоническое воздействие, а примером воздействия, для которого характерно накопление с паузами, - последоветельность ймпульсов.
Процесс накопления является причиной возникновения процесса формирования реакции. В этом плане мехаичим йоздействия состоит из процессив накопления заряда и формирование реакции создe1стиия.
Особенностью обоих пртцесяов является то, что они имеют одинаковые математические модели (описания). Поэтому/ результаты этих процессов связаны! между собюй пдстоянньы1ми иоэффициентами пропoрционьлсности. Например, в электрической цепи заряд кондициа/ора кап итог мэхььизмо накоплепия равев произведению напряже^я на нем (тффекту формирювания) и емкости конденсатора, а в тепловой цнпи - /эммсрь/урс нарева (эффект) ривна частному от деления наэопленнон энергие (итога механизмеа) на теплоемкость.
Укаеанное обстоятельство объясняет иммеющее место в литературе [5] отождествление этсх процессов и даже истпючение первого из них из рассмотрения. Так, в иеории цепей практи чески не фигурируют электрические и мамнит-рнеынеияз.арТяадк,ыв, таеворрияидецерпаебйоптрпаокттиечпелсоквиынме цфеипгяумритреупюлтоэвлаяекэтнреирчгеисякинееирмасасгнмиат--
риеается как самостоятелоным фактор.
Е
I
в
Математические модели пиоцркков накопления и реакции представляю, собоЗ рекен— дифрфкер^шанальных уравнений енеирлеионных цепей. Эти у|коп-ления составлии^'^ся по эрвивалертрым схенкам 1Ц(-п-ий1. Прии этом удобно сначала получить дифференциальныи ^раЕинекния для п|сoеесcoс [юет^яеии, а зкатеикл, пспользуя выкеукaзaнные связс между процессами, простой подстаноэкой получите убслн-ния для йроеессов нaпoпления.
Для эквивалентных схем (|вис. 1) операеия составления эдисЦзехаи^н цинальа^ ных уравнений преднльно п|носта. Поэтому с учетом язчельных условий запй-1ке1и сразу пссы этих уравн ений для схем! (рнс. 1 а, б, в, г) cooти9Рcтееннo:
т i-r [Ф(-)-Ф0]
dt Тс
и е„ (¡в
d q(t)
т^нгЙ - Qp+— = ¡„хй!
(11)
Здесь Фо и /и, Q и Ус
тc^d|l-¡ic(Ц)-tHн0]-И¡-c(-) = ¡B!!(-)fiЭ|
т^TT[и-Э-P-И'0]-P^l'Э-1 =ÍHнPРк|
Тт т^ [t°(t) -К 7] +-"(-)= PjtRj
TMddj[ií(t) - дг0;| + ¿oí(-) =с -к(-)тме)
x„^[Fy(f)-ÍVo]+Py(f) = nf)fi„j
, И/0и 70, Д(0 и Ру0 - начальные условия.
(12)
(13)
(14)
аф(-) =Лф0 + (Лф -Лф0) 11 - -
Одинаковость уравнений (11)-(14) позволяет ввести в рассмотрен ие единое обобщенное дифференциальное уравнение и для функций накопления Эф накй, И для фунаций реакций Эф^р):
Тф^[афМ-4ф0] + ОфВД= ГфВД. (15)
где Яф(с) - любая иа восьми функций в уравнениях (11) - (14); 4ф0 -начальное условие; Гф(с) - любая из правых частей этих уравнений.
При скачкообразных воздействиях правые части уравнений (11) - (14) равны уровням Лф, к которым стремятся функции аф(() при (->«. Формулы для расчета Лф приведены в таблице 1.
Применение технического изоморфизма можно считать удачным, если уровни Лф для накопления равны произведениям воздействия типа скорости
заряда на постоянную времени цепочки, для реакции - произведениям этого воздействия на сопротивление (для индуктивности - проводимости) цепочки, а параметры накопления и реакции связаны друг с другом через коэффициент пропореиональности.
Для скачкообразных воздействий рекение уравнения (15) имеет вид экс-поненеиальной функеии
аф(-) = Лф - (Лф -Лф)-_Тф. (16)
Рекение (16) позволяет сформировать следующие правило его вербального описания.
И еепи с одной реактивностью проеесс описывается разностью его установившегося уровня Аф и падающей экспоненты с постоянной времени еепи тф и амплитудой, равной разности уровня Лф и начального значения функеии Лфо.
Если к правой части (24) прибавить и отнять Лфо, получим рекение
(17)
Иидоизменение рекения позволяет сформировать более наглядное вербальное правило его графического представления.
Функеия аф(() представляет сумму ее начального значения и нарастающей экспоненты с постоянной времени еепи тф и амплитудой, равной разности ее установивкегося и начального значений.
И случаях, когда указанные функеии являются входными воздействиями на последующие цепи, их надо рассматривать как воздействия произвольной формы и для их анализа разрабатывать специальные методы.
Выводы и рекомендации
1. Расширение функциональных возможностей методологии анализа воздействий любой формы на инерционные системы и цепи может быть достигнуто обобщением и развитием известных методов такого анализа.
2. Изоморфические методы унифицируют анализ резул ьтатов воздействий на физичессие инерционные объекты и тем самым обеспечивают не только разработку новых подходов в этой области, но и возможность переносить изоморфыческие ситуации из одноТ области науки в другую.
3. Приведенные в работе теоретические основы методов технического изоморфизма вклтчают в себе как пон ятийные, так и структурные, операционные к математические основы. Эти основы базируются на представлении инерционного объекта либо звеном с одной реактивностью, либо композицией таких звеньев.
4. Для реализации теоретических основ в анализе линейных и нелинейных объектов необходимо сначала оценить результаты стандартных (базовых, тестовых) воздействий, а затем на этой основе разработать методы анализа воздействий произвольной формы.
Таблица 1
Сведения для решения дифференциальных уравнений
___!_Rэ ее- -тег' и е_й Rm —II— С м
Эквивалентная схема L Rl —- 1—
Входное воздействие бцхЛО ¿вх(0 Рвх(0 V(t)
Скачко-образное воздействие E I P V
Тф L ñ пэСэ R^ Cip R C
Фун кци я накопления Ф(0 9(0 WT(t) M(t)
Функция реакции ш Uc(t) t»(t) Fy(t)
Связь между функциями т= L U(t) = C сэ -®=4f сф
Лф накопления ETl 1Тэ Ptt VTm
Лф реакции Е — = СЬЕ Rl IR PRT VRm
Библиографический список
1. Тугов Н.М., Глебов Б.А., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы: учебник для вузов. Москва: Энергоатомиздат, 1990.
2. Суржиков В.Ф. К вопросу о техническом изоморфизме инерциальных объектов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 196 - 200.
3. Дульнев ГН. Тепло- и массообмен в радиоэлектронной аппаратуре: учебник для вузов по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Москва: Высшая школа, 1984.
4. Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. Москва: Высшая школа, 2000.
5. Дульнев Г.Н., Тарновский Н.Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. Ленинград: Энергия, 1971.
References
1. Tugov N.M., Glebov B.A., Charykov N.A. Poluprovodnikovyepribory: uchebnik dlya vuzov. Moskva: 'Energoatomizdat, 1990.
2. Surzhikov V.F. K voprosu o tehnicheskom izomorfizme inercial'nyh ob'ektov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 196 - 200.
3. Dul'nev G.N. Teplo- i massoobmen v radio'elektonnoj apparature: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «Konstruirovanie i proizvodstvo radioapparatury». Moskva: Vysshaya shkola, 1984.
4. Baskakov S.I. Radiotehnicheskiecepiisignaly. Moskva: Vysshaya shkola, 2000.
5. Dul'nev G.N., Tarnovskij N.N. Teplovyerezhimy 'elektonnojapparatury. Leningrad: 'Energiya, 1971.
Статья поступила в редакцию 23.01.21
УДК 378
Komarova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Philology, Linguistics and Teaching of Foreign Languages, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Guseva K.N., teacher, kindergarten "Topolyok (Chashi village, Kurgan Region, Russia), E-mail: [email protected] Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Organization of Work with Youth, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
Hemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]
INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS OF 14-16 YEAR OLD YOUTH: DEVELOPMENT PROBLEM. The article reveals the problem of developing skills of interpersonal interaction of youth. Researchers summarize data on the socio-psychological characteristics of young people, and describe the characteristics of the development of skills of interpersonal interaction of young people. The paper analyzes the experience of developing the skills of interpersonal interaction of youth in the Municipal State Educational Institution "Chashinskaya Secondary School named after I.A. Malyshev" (Chashi village, Kargapolsky District, Kurgan Region). On the basis of this analysis and the study of the problems, needs and interests of young people of 14-16 year olds are presented in the article, a project "School of Friendship" is being developed, aimed at developing the skills of interpersonal interaction. This project, according to the authors of the article, will contribute to the development of interpersonal interaction skills in young people.
Key words: interpersonal interaction, youth, development, skills.
Н.И. Комарова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected] К.Н. Гусева, воспитатель, МДОУ детский сад «Тополек», Курганская область, с. Чаши, E-mail: [email protected] Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected] С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]
НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ 14 - 16 ЛЕТ: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ
В статье раскрывается проблема развития навыков межличностного взаимодействия молодежи. Исследователи обобщают данные, касающиеся социально-психологических особенностей молодых людей, а также описывают специфику развития навыков межличностного взаимодействия на примере Муниципального казенного образовательного учреждения «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» (Курганская область, Каргапольский район, село Чаши). На основании данного анализа и приведенного в статье исследования проблем, потребностей и интересов молодых людей 14 - 16 лет разработан проект «Школа дружбы», направленный на развитие навыков межличностного взаимодействия у молодых людей. Ключевые слова: межличностное взаимодействие, молодежь, развитие, навыки.
Повышенный интерес к вопросу межличностных взаимодействий в основном отражает стремление психологов и педагогов изучать человеческую идентичность как динамичную структуру в постоянном развитии, поскольку общение является одним из важнейших источников, а результатом - взаимодействие между людьми. Л.Ф. Обухова считает, что это «обусловлено общими возрастными особенностями, новой социальной ситуацией, в которой именно на данном этапе развития формируется личность подростка» [1]. Особенности межличностного взаимодействия и его проблемы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Отметим таких исследователей, как Г.М. Андреева [2], A.A. Бо-далев [3], N. Kiuru [4], M.-T. Wang [4], K. Salmela-Aro [4], K. Aunola [5], Kaila S.[5], Mullola S.[5], Kiuru N. [5], Tolvanen A. [5], Nurmi J.-E. [5], Goldstein TR [6], Krantz M. [6], Garcia Levenson J. [6], Garcia M. [6], Franzen P. [6], Merranko J. [6], Axelson B. [6], Frank E. [6].
Объектом нашего исследования является межличностное взаимодействие молодых людей в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» (Курганская область, Каргапольский район, село Чаши).
Изучение опыта развития навыков межличностного взаимодействия молодежи в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» показало, что межличностное взаимодействие молодых людей в школе развивается во время изучения школьных дисциплин (например, навыки коммуникативного взаимодействия формируются на уроках русского языка и литературы, иностранного
языка); при помощи работы школьного психолога; в процессе воспитательной работы, которая осуществляется на уровне класса и школы в целом.
Цель воспитательной деятельности Чашинской средней общеобразовательной школы им. И.А. Малышева на 2019 - 2020 учебный год заключается в создании комфортной обстановки, благоприятных условий в классном коллективе, способствующих успешному развитию индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта, их социализации и адаптации в обществе, физическому развитию учащихся на основе принципов самоуправления. Мы считаем, что проводимой работы в развитии навыков межличностного взаимодействия в данной школе недостаточно, так как в основном значительной работы с определенным классом в отдельности не производится. Наш проект «Школа дружбы» актуален тем, что здесь деятельность осуществляется именно при помощи актичных методик социально-психологического обучения, так как за определенный период времени используются игровой метод, метод групповой дискуссии и социально-психологический тренинг.
Перед началом реализации проекта «Школа дружбы» мы провели исследование среди учеников МКОУ «Чашинская СОШ» на основе социально-психологического теста, разработанного Дж. Морено. Исследование подтвердило необходимость развития навыков межличностного взаимодействия у молодых людей.
Также в рамках нашей работы на базе МКОУ «Чашинская СОШ» было составлено и проведено анкетирование среди учеников старших классов на тему межличностного взаимодействия. В анкете 10 вопросов с ответом «да/нет» и один вопрос, на который нужно было дать ответ. В исследуемом классе 23 че-