Научная статья на тему 'НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ 14 – 16 ЛЕТ: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ'

НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ 14 – 16 ЛЕТ: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностное взаимодействие / молодежь / развитие / навыки / interpersonal interaction / youth / development / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н И. Комарова, К Н. Гусева, Е А. Хомутникова, С В. Еманова

В статье раскрывается проблема развития навыков межличностного взаимодействия молодежи. Исследователи обобщают данные, касающиеся социально-психологических особенностей молодых людей, а также описывают специфику развития навыков межличностного взаимодействия на примере Муниципального казенного образовательного учреждения «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» (Курганская область, Каргапольский район, село Чаши). На основании данного анализа и приведенного в статье исследования проблем, потребностей и интересов молодых людей 14 – 16 лет разработан проект «Школа дружбы», направленный на развитие навыков межличностного взаимодействия у молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н И. Комарова, К Н. Гусева, Е А. Хомутникова, С В. Еманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS OF 14-16 YEAR OLD YOUTH: DEVELOPMENT PROBLEM

The article reveals the problem of developing skills of interpersonal interaction of youth. Researchers summarize data on the socio-psychological characteristics of young people, and describe the characteristics of the development of skills of interpersonal interaction of young people. The paper analyzes the experience of developing the skills of interpersonal interaction of youth in the Municipal State Educational Institution “Chashinskaya Secondary School named after I.A. Malyshev” (Chashi village, Kargapolsky District, Kurgan Region). On the basis of this analysis and the study of the problems, needs and interests of young people of 14-16 year olds are presented in the article, a project “School of Friendship” is being developed, aimed at developing the skills of interpersonal interaction. This project, according to the authors of the article, will contribute to the development of interpersonal interaction skills in young people.

Текст научной работы на тему «НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ 14 – 16 ЛЕТ: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ»

Библиографический список

1. Тугов Н.М., Глебов Б.А., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы: учебник для вузов. Москва: Энергоатомиздат, 1990.

2. Суржиков В.Ф. К вопросу о техническом изоморфизме инерциальных объектов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 196 - 200.

3. Дульнев ГН. Тепло- и массообмен в радиоэлектронной аппаратуре: учебник для вузов по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Москва: Высшая школа, 1984.

4. Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы. Москва: Высшая школа, 2000.

5. Дульнев Г.Н., Тарновский Н.Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. Ленинград: Энергия, 1971.

References

1. Tugov N.M., Glebov B.A., Charykov N.A. Poluprovodnikovyepribory: uchebnik dlya vuzov. Moskva: 'Energoatomizdat, 1990.

2. Surzhikov V.F. K voprosu o tehnicheskom izomorfizme inercial'nyh ob'ektov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 196 - 200.

3. Dul'nev G.N. Teplo- i massoobmen v radio'elektonnoj apparature: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «Konstruirovanie i proizvodstvo radioapparatury». Moskva: Vysshaya shkola, 1984.

4. Baskakov S.I. Radiotehnicheskiecepiisignaly. Moskva: Vysshaya shkola, 2000.

5. Dul'nev G.N., Tarnovskij N.N. Teplovyerezhimy 'elektonnojapparatury. Leningrad: 'Energiya, 1971.

Статья поступила в редакцию 23.01.21

УДК 378

Komarova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Philology, Linguistics and Teaching of Foreign Languages, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: natalkomar@gmail.com

Guseva K.N., teacher, kindergarten "Topolyok (Chashi village, Kurgan Region, Russia), E-mail: guseva_kseniya_19981998@mail.ru Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Sociology, Social Work and Organization of Work with Youth, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru

Hemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: sv_eman@mail.ru

INTERPERSONAL INTERACTION SKILLS OF 14-16 YEAR OLD YOUTH: DEVELOPMENT PROBLEM. The article reveals the problem of developing skills of interpersonal interaction of youth. Researchers summarize data on the socio-psychological characteristics of young people, and describe the characteristics of the development of skills of interpersonal interaction of young people. The paper analyzes the experience of developing the skills of interpersonal interaction of youth in the Municipal State Educational Institution "Chashinskaya Secondary School named after I.A. Malyshev" (Chashi village, Kargapolsky District, Kurgan Region). On the basis of this analysis and the study of the problems, needs and interests of young people of 14-16 year olds are presented in the article, a project "School of Friendship" is being developed, aimed at developing the skills of interpersonal interaction. This project, according to the authors of the article, will contribute to the development of interpersonal interaction skills in young people.

Key words: interpersonal interaction, youth, development, skills.

Н.И. Комарова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: natalkomar@gmail.com К.Н. Гусева, воспитатель, МДОУ детский сад «Тополек», Курганская область, с. Чаши, E-mail: guseva_kseniya_19981998@mail.ru Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: sv_eman@mail.ru

НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖИ 14 - 16 ЛЕТ: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ

В статье раскрывается проблема развития навыков межличностного взаимодействия молодежи. Исследователи обобщают данные, касающиеся социально-психологических особенностей молодых людей, а также описывают специфику развития навыков межличностного взаимодействия на примере Муниципального казенного образовательного учреждения «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» (Курганская область, Каргапольский район, село Чаши). На основании данного анализа и приведенного в статье исследования проблем, потребностей и интересов молодых людей 14 - 16 лет разработан проект «Школа дружбы», направленный на развитие навыков межличностного взаимодействия у молодых людей. Ключевые слова: межличностное взаимодействие, молодежь, развитие, навыки.

Повышенный интерес к вопросу межличностных взаимодействий в основном отражает стремление психологов и педагогов изучать человеческую идентичность как динамичную структуру в постоянном развитии, поскольку общение является одним из важнейших источников, а результатом - взаимодействие между людьми. Л.Ф. Обухова считает, что это «обусловлено общими возрастными особенностями, новой социальной ситуацией, в которой именно на данном этапе развития формируется личность подростка» [1]. Особенности межличностного взаимодействия и его проблемы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Отметим таких исследователей, как Г.М. Андреева [2], A.A. Бо-далев [3], N. Kiuru [4], M.-T. Wang [4], K. Salmela-Aro [4], K. Aunola [5], Kaila S.[5], Mullola S.[5], Kiuru N. [5], Tolvanen A. [5], Nurmi J.-E. [5], Goldstein TR [6], Krantz M. [6], Garcia Levenson J. [6], Garcia M. [6], Franzen P. [6], Merranko J. [6], Axelson B. [6], Frank E. [6].

Объектом нашего исследования является межличностное взаимодействие молодых людей в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» (Курганская область, Каргапольский район, село Чаши).

Изучение опыта развития навыков межличностного взаимодействия молодежи в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Чашинская средняя общеобразовательная школа им. И.А. Малышева» показало, что межличностное взаимодействие молодых людей в школе развивается во время изучения школьных дисциплин (например, навыки коммуникативного взаимодействия формируются на уроках русского языка и литературы, иностранного

языка); при помощи работы школьного психолога; в процессе воспитательной работы, которая осуществляется на уровне класса и школы в целом.

Цель воспитательной деятельности Чашинской средней общеобразовательной школы им. И.А. Малышева на 2019 - 2020 учебный год заключается в создании комфортной обстановки, благоприятных условий в классном коллективе, способствующих успешному развитию индивидуальности каждого ученика с учетом имеющегося жизненного опыта, их социализации и адаптации в обществе, физическому развитию учащихся на основе принципов самоуправления. Мы считаем, что проводимой работы в развитии навыков межличностного взаимодействия в данной школе недостаточно, так как в основном значительной работы с определенным классом в отдельности не производится. Наш проект «Школа дружбы» актуален тем, что здесь деятельность осуществляется именно при помощи актичных методик социально-психологического обучения, так как за определенный период времени используются игровой метод, метод групповой дискуссии и социально-психологический тренинг.

Перед началом реализации проекта «Школа дружбы» мы провели исследование среди учеников МКОУ «Чашинская СОШ» на основе социально-психологического теста, разработанного Дж. Морено. Исследование подтвердило необходимость развития навыков межличностного взаимодействия у молодых людей.

Также в рамках нашей работы на базе МКОУ «Чашинская СОШ» было составлено и проведено анкетирование среди учеников старших классов на тему межличностного взаимодействия. В анкете 10 вопросов с ответом «да/нет» и один вопрос, на который нужно было дать ответ В исследуемом классе 23 че-

ловека, камомевуаькеткрованиннрисутвтвовол 214еповер (102Т).Виз раетная категория в крассе он у4 до 1(3 ле.'Пмоььыикьвк1Ткевоч9к.

ЖасосроссУак Уы думаесе, ото такоеоа/шчно97нов взанаекайсокиь?» ^тиданыетветы: «взашоде^й^т^вие мжзду людьми» (9 человек - 42,8%); «от-воетавоа ме>9^7/л^дзллнсВ1ы^(^лов9^^^св'о);«?^;^ь^бол^кь^кнк^\^о ьсме,псме-мзнисдкуодркы» (1 чаевое.. к,0%);ккрн уваоо^во^т отвовир на данный вопрос (4,8%).

Кдк Вы думдмым, чао ыдком ммждичдомыдом лздимодмймылим

■Дд ■ Нмы

Те Л.Ьеоет но копеав «Есть ли в Вмс Тл ткние ьрузья среди одноклассников?»

Анапо еичеывотоe"^t!i5B %ре ников на вопрос «Общаетесь ли Вы с однокоасс-пилaмвтьвoO4дневот уребыкуемя?»: ответ«да» внсроАИ 19 упекнеов Н90,5%), мтоет «нет» оеека (£^.0%)

Нв ванлрк «Ьеоогаетси 499 дрожбесаднокпасоовкамь в об«чании?вв оскоономребята далипмл ожиужьныйоовет(17ееловтк-810%) и только 4чело-сокк Ь%%) есветилн «пес».

Помогает ло1 Ве% дружбо о мдомвееоотооемл с мбучетлл?

■ Ды ■ Нет ■ те ответил

Рис. 4. Ответ на выпрос«В Вашем тла<хе есть лидер?»

На взрос«Есть ли в Вашем кпассеизгоие» большинство ребят выбрали ответ «нет» (18 человек - 86%), только 3 человека (14%) ответили «да».

Есть ли в Вашем классе изгои?

■ взаимодеиствие между людьми отношения между людьми

дружба между друзьями, понимани е друг друга не ответил

Рис.1.0твет наиопрос «Как Вы думпете, ртс такно мвдичностное взнимовейвтвиеВи

На внт|тд|у «Ентд тли у Вов (длтзксд о иуадя срдди одтоиладснивсв?» ответ «дв»двбрали19учдувдтв (Д«,5%), оте^тд^^д^»- 2 чсловека (9,5%).

Есть ли у Вас близкие друзья среди одноклассников?

■ Нет ■ Да

Рис. 5.Ответ на вопрос «Есть ли Вашем классе изгои?»

На вопрос о наличие проблем во взаимоотношениях со сверстниками боль-шея чаеть зсениксЕ двлиотрЕоапелЕнысоавет (17 чмлоеек-81%), 4аченокз (19%) выбрали ответ «да».

хис. б.Ответ на вопрос «у Вас естьпроблемыво взаимоотношениях со сверстниками?»

На вопрос «Какие именно проблемы, по Вашему мнению, существуют в Вашем килсях в втепмоотеошсвипх?» ботохрездиожесо вы»|ымть немкплино вхенаяхов ответа: а)«сетоврЬие»;Н) «^^^т^оо^кияее1^ь^роввадтмм^ховз едмо-ассников»; в) «отсутствие сплочённости коллектива»; г) «наличие изгоев»; д) «ввугойеварма нт»»

Миения нш(^и^рн»/^»^ь^1^1в»«ерос рнвтолвсь. оттмикоеуказали 4 человека (1с%); ответ «б» - 9 человек (42,8%); ответ «в» - 5 человек (24,2%); ответ «г» выбран не был; взвесвв» тиЗьшрМчолевмкл ( 14%), ив аихМ (9,ука-иялк, 9то п-облеы«»ыa«ме нет, 1 млремек (4,8%)ответвы.ято н кламеетущехтяуае «яепрюотронярвемлжно« е нформлцвмл чет9втюе.

Какие именно проблемы, по Вашему мнению, существуют в Вашем классе во взаимоотношениях?

■ Де Нет

Рис. 3. Ответ на вопрос «Помогает ли Вам дружба с одноклассниками забучеити ?»

На вопрос о наличие лидера в классе мнения разделились: 7 учеников от-аерали «дв» (аЗ%), 1Н - ревет «еес» (5Я, 5Ш), 2 селопакс (И,5%) нее етЕНтаам ьс вопрос.

Вопрос о наличие лидера в классе

Ши в ог^р)ств»озн^к^еи л и мЛяхшон флтьтпр»лcетyаснв, псинылод нокняхс-никами?» ответы разделились с небольшим перевесом ответа «нет» - 11 человек (5п%), асеет «аa»имЛpьав1енчeшивoв (й7,6%).

Возникали» ли у Вас конфликтные ситуацииы ссоры с одноклассниками?

|Нет ■ Да

Рис. 8. Ответ на вопрос «Возникали ли у Вас конфликтные ситуации, ссоры содноклассниками?»

Далее следует вопрос о том, насколько часто ученик конфликтует с одноклассниками. Те 11 учеников (52,4%), которые в предыдущем вопросе ответили об отсутствии конфликтов с одноклассниками, выбрали ответ «никогда». Остальные 10 учеников (47,6%) разделились в ответах: 3 человека выбрали ответ «раз в год» (14%); аналогичное число учеников выбрали ответ «раз в полгода» (14,5%); 2 человека (9,5%) ответили «раз в месяц»; по 1 ответу пришлось на варианты «раз в неделю» (4,8%) и «часто» (4,8%).

В заключительном вопросе у ребят спрашивалось о том, хотели ли бы они развить навыки межличностного взаимодействия? На что мы получили 18 положительных ответов (86%), и только 3 (14%) ученика выбрали ответ «нет».

По итогам анкетирования мы пришли к выводу о том, что ребята в основном знают, что такое межличностное взаимодействие; дружеские отношения в классе есть и не только в учебное время; у половины учеников имеются конфликты в классе; отсутствует сплочённость коллектива, существуют насмешки и недоверие среди одноклассников; ребята хотят развить навыки межличностного взаимодействия, что подтверждает актуальность нашей работы.

Целью проекта «Школа дружбы» является организация и проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия, среди учеников старших классов МКОУ «Чашинская средняя общеобразовательная школа им И.А. Малышева» в период с 25 марта по 30 апреля 2021 года. Основой составленного нами комплекса мероприятий являются авторские материалы Д.М. Рамендик [7], А.П Грецова [8], РН. Водейко [9], ПЕ. Мазо [9], К. Фопеля [10].

В работе используются следующие методы: игровой; метод групповой дискуссии; социально-психологический тренинг.

Библиографический список

Хотели ли бы вы развить навыки межличностного взаимодействия?

■ Да ■ Нет

Рис.9.Ответнавопрос«Хотелилибы Выразвить навыки межличностного взаимодействия?»

Длительность занятий составляет 45 минут. В процессе реализации проекта нами планируется достижение определенных качественных и количественных результатов. Исходя из результатов опроса, мы пришли к выводу о том, что сможем привлечь к участию в проекте «Школа дружбы» 23 обучающихся. Для его реализации нам потребуется 2 компетентных специалиста. Реализация проекта будет осуществляться на 16 практических занятиях, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия молодых людей. Все это, по нашему мнению, позволит развить навыки межличностного взаимодействия у молодых людей.

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва: Тривола, 1998.

2. Андреева ГМ. Социальная психология. Социология в России. Москва, 1996: 457 - 481.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. Москва: Педагогика, 1983.

4. Kiuru N., Wang M.-T., Salmela-Aro K. Associations between Adolescents' Interpersonal Relationships, School Well-being, and Academic Achievement during Educational Transitions. Journal of Youth and Adolescence, 2020; 49 (5): 1057 - 1072.

5. Aunola K., Tolvanen A., Kiuru N., Kaila S., Mullola S., & Nurmi J.-E. A person-oriented approach to diary data: Children stemperamental negative emotionality increases susceptibility toemotion transmission in father-child-dyads. Journal of Person-Oriented Research. 2015; № 1: 72 - 86.

6. Goldstein T.R., Merranko, J., Krantz, M., Garcia M., Franzen P., Levenson J., Axelson B.B., Frank E. Early intervention for adolescents at-risk for bipolar disorder: A pilot randomized trial of Interpersonal and Social Rhythm Therapy. (IPSRT) Journal of Affective Disorder. 2018; № 235: 348 - 356.

7. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста. Москва: Форум, 2007.

8. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПб НИИ физической культуры, 2006: 52.

9. Водейко РИ., Мазо Г.Е. Как управлять собой: Психофизиология. Саморегуляция. Минск: Народная асвета, 1983.

10. Фопель К. Уверенное управление. Тренинг, коучинг, саморазвитие. Москва: Генезис, 2004.

References

1. Obuhova L.F. Detskaya psihologiya: teorii, fakty, problemy. Moskva: Trivola, 1998.

2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Sociologiya vRossii. Moskva, 1996: 457 - 481.

3. Bodalev A.A. Lichnost i obschenie. Moskva: Pedagogika, 1983.

4. Kiuru N., Wang M.-T., Salmela-Aro K. Associations between Adolescents' Interpersonal Relationships, School Well-being, and Academic Achievement during Educational Transitions. Journal of Youth and Adolescence, 2020; 49 (5): 1057 - 1072.

5. Aunola K., Tolvanen A., Kiuru N., Kaila S., Mullola S., & Nurmi J.-E. A person-oriented approach to diary data: Children stemperamental negative emotionality increases susceptibility toemotion transmission in father-child-dyads. Journal of Person-Oriented Research. 2015; № 1: 72 - 86.

6. Goldstein T.R., Merranko, J., Krantz, M., Garcia M., Franzen P., Levenson J., Axelson B.B., Frank E. Early intervention for adolescents at-risk for bipolar disorder: A pilot randomized trial of Interpersonal and Social Rhythm Therapy. (IPSRT) Journal of Affective Disorder. 2018; № 235: 348 - 356.

7. Ramendik D.M. Trening lichnostnogo rosta. Moskva: Forum, 2007.

8. Grecov A.G. Luchshie uprazhneniya dlya razvitiya uverennosti v sebe: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPb NII fizicheskoj kul'tury, 2006: 52.

9. Vodejko R.I., Mazo G.E. Kakupravlyat'soboj: Psihofiziologiya. Samoregulyaciya. Minsk: Narodnaya asveta, 1983.

10. Fopel' K. Uverennoe upravlenie. Trening, kouching, samorazvitie. Moskva: Genezis, 2004.

Статья поступила в редакцию 22.01.21

УДК 378.1

Antropova O.N., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: antropovaon@mail.ru Semikolenova M.N., Cand. of Sciences (Economics) senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: semikmn@mail.ru Rudakova T.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Altai State University, Altai state technical university (Barnaul, Russia), E-mail: rta_62@mail.ru Poliakova I.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: poliakova.71@mail.ru

RESEARCHING THE PRACTICE OF DISTANCE LEARNING IN UNIVERSITIES IN A PANDEMIC. The aim of the article is to study the advantages and disadvantages of distance learning in higher education and to determine the main trends and prospects for its development in the Russian Federation. During the study, general scientific methods, questionnaires, grouping, classification, structural analysis, comparative analysis, graphical method were used. The article provides a detailed analysis of the practice of using distance learning by universities in the Altai Krai in a pandemic. The study examined the views of medicine and economics students on the quality and prospects of distance education, as well as the impact of distance learning on the developed online courses on the level of satisfaction and mastery of academic disciplines. The majority of students consider distance education to be advisable only within the framework of a mixed educational model, along with the traditional one. Distance education attracts the student audience with flexibility, accessibility and a free learning schedule. Distance education is, on the one hand, an innovative and promising direction in the development of the education system in Russia. But, on the other hand, it can be most successfully applied in the training of specialists only in conjunction with the methods of traditional teaching.

Key words: higher education, distance education, information and educational environment, online learning, medical education, economic education.

О.Н. Антропова, д-р мед. наук, проф., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: antropovaon@mail.ru М.Н. Семиколенова, канд. экон. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: semikmn@mail.ru Т.А. Рудакова, канд. экон. наук, доц., Алтайский государственный университет, Алтайский государственный технический университет, г. Барнаул, E-mail: rta_62@mail.ru

И.Г. Полякова, канд. мед. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: poliakova.71@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.