Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОМОРФИЗМЕ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ'

К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОМОРФИЗМЕ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физические объекты / инерциальные системы / физические аналогии / технический изоморфизм / элементы инерционного объекта / накопители энергии / physical objects / inertial systems / physical analogies / technical isomorphism / elements of an inertial object / energy stores

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Ф. Суржиков

Данная статья посвящена принципам реализации физических аналогий инерциальных объектов. Даны определения таких понятий, как аналогия, гомология, дуализм, изоморфизм и другие. Введено понятие технического изоморфизма. В качестве примера приведены принципиальные схемы четырех инерциальных цепочек различной физической природы. Представлены понятийные основы технического изоморфизма, основным моментом которого является инерционность физических объектов. Приведены примеры реализации физических процессов для двух электрических схем, нагревательного элемента аппаратуры и механической пружины. Для более полного описания изоморфизма рассмотрены характеристики полей для электрической и тепловой цепей. Разработанные методы, которые унифицируют анализ результатов воздействий на инерциальные объекты различной физической природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TECHNICAL ISOMORPHISM OF INERTIAL OBJECTS

The article observes principles of realization of physical analogies of inertial objects. Definitions of such concepts as analogy, a homology, dualism, isomorphism and others are given. The concept of technical isomorphism is entered. Schematic diagrams of four inertial chains of various physical nature are given as an example. Conceptual bases of technical isomorphism which main issue is the lag effect of physical objects are presented. Examples of realization of physical processes for two electric circuits, a heating element of the equipment and a mechanical spring are given. For more complete description of isomorphism characteristics of fields for electric and thermal chains are considered. The developed methods unify the analysis of results of impacts on inertial objects of various physical nature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОМОРФИЗМЕ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ»

Защита проекта прошла в режиме онлайн, через приложение <^куре», включала в себя вступительную речь руководителя проекта, защиту проектов студентами, вопросы и ответы по содержанию проекта, оценку и заключительную речь руководителя.

На последнем этапе проектной деятельности при оценке было учтено выполнение требований. Отмечается, что все требования проекта были выполнены. Оценка производилась по пятибалльной шкале, максимальный балл - 30. Актуальность темы проектной работы «Университетские веб-сайты России и Германии» студенты обусловливают возрастающей заинтересованностью современных университетов в среде повышенной конкуренции в улучшении своих сайтов. Студенты подчеркивают, что именно на университетских сайтах размещена вся нужная информация для сотрудников, абитуриентов, студентов и будущих партнеров.

По плану студенты изучили иноязычные и российские университетские сайты, уточнили понятие и содержание веб-сайтов, их виды и особенности, раскрыли роль веб-сайтов в образовании, провели сравнительный анализ веб-сайтов Северо-Восточного федерального университета и Байройтского университета: их разделы, тексты, версии, функциональные наполнения и дизайн. В завершении исследования студенты представили рекомендации к сайту СВФУ:

- усовершенствовать текст на внутренних сайтах кафедр и исправить логические ошибки, проработать форму подачи информации;

- в оформление добавить иллюстрации, таблицы, схемы для привлечения внимания и выделить важные части в тексте;

- освободить главную страницу от лишних рубрик и колонок и модернизировать дизайн сайта.

Направленность деятельности участников проекта на развитие учебно-познавательной самостоятельности оценивалась, учитывая те умения, которые были проявлены в ходе работы:

1. На этапе целеполагания зафиксированы проявление таких мотивацион-ных умений, как самостоятельное целеполагание и самонастройка к проектной деятельности.

2. На этапе планирования студенты разработали и план работы и установили критерии оценки своей деятельности.

Библиографический список

3. На этапе выполнения проекта студенты были способны к выполнению задач проекта, сбору, анализу и обобщению информации (интеллектуальные умения), но не полностью контролировали ход своей работы.

4. На этапе защиты проявлены такие практические умения, как подготовка доклада, его реализация и использование знаний на практике.

5. На этапе оценки студенты были способны к адекватному оцениванию своей работы.

На заключительном этапе эксперимента был проведен итоговый срез, целью которого явилось определение эффективности использования проектной технологии для развития учебно-познавательной самостоятельности студентов. Сопоставительный анализ результатов срезов показал повышение уровня всех компонентов учебно-познавательной самостоятельности. На 13,3% увеличилось количество студентов со средним уровнем и на 20,1% - с высоким, студентов с низким уровнем стало меньше на 35,31%. Самое значительное улучшение произошло по операционно-практическому, оценочному компонентам - на 42,8%, по организационно-ориентационному компоненту - на 40%, на 33,3% стало больше студентов со средним уровнем развития мотивационно-целевого компонента. В ходе проектной деятельности у студентов повысилась мотивация к научно-исследовательской работе, изучению иностранных языков.

Анализ теоретической и методической литературы по организации проектной деятельности, проведённое исследование показали, что развитие компонентов учебно-познавательной самостоятельности в проектной деятельности происходит по этапам. На этапе целеполагания развился мотивационно-целевой компонент, на этапе планирования - организационно-ориентационный, на этапе выполнения проекта - содержательно-интеллектуальный компонент, на этапе защиты - операционно-практический компонент и на этапе оценки - оценочный компонент учебно-познавательной самостоятельности.

Таким образом, проектное обучение является таким видом деятельности, который учит студентов самостоятельно работать с информацией, обобщать и использовать предыдущие знания по другим дисциплинам, развивать самостоятельность, автономность, ответственность, умение планировать и принимать решения.

1. Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: монография. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе. 1991; № 3: 9 - 15.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения. Завуч. 1999; № 6: 91 - 94.

4. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.

5. Михалкина Е.А., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной работы: учебное пособие Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.

6. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие. Составитель И.М. Дудина. Ярославль: ЯрГУ 2019. References

1. Il'in G.L. Nauchno-pedagogicheskie shkoly: proekiivnyjpodhod: monografiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.

2. Zimnyaya I.A., Saharova T.E. Proektnaya metodika obucheniya anglijskomu yazyku. Inostrannyeyazyki vshkole. 1991; № 3: 9 - 15.

3. Kruglova O.S. Tehnologiya proektnogo obucheniya. Zavuch. 1999; № 6: 91 - 94.

4. Levites D.G. Obrazovatel'nye tehnologii: teoriya, klassifikaciya, obzor, konstruirovanie. Murmansk: NIC «Pazori», 2001.

5. Mihalkina E.A., Nikitaeva A.Yu., Kosolapova N.A. Organizaciya proektnoj raboty: uchebnoe posobie Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016.

6. Osnovy proektnoj deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' I.M. Dudina. Yaroslavl': YarGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 06.11.20

УДК 530.17

Surzhikov V.F., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

TO THE QUESTION OF TECHNICAL ISOMORPHISM OF INERTIAL OBJECTS. The article observes principles of realization of physical analogies of inertial objects. Definitions of such concepts as analogy, a homology, dualism, isomorphism and others are given. The concept of technical isomorphism is entered. Schematic diagrams of four inertial chains of various physical nature are given as an example. Conceptual bases of technical isomorphism which main issue is the lag effect of physical objects are presented. Examples of realization of physical processes for two electric circuits, a heating element of the equipment and a mechanical spring are given. For more complete description of isomorphism characteristics of fields for electric and thermal chains are considered. The developed methods unify the analysis of results of impacts on inertial objects of various physical nature.

Key words: physical objects, inertial systems, physical analogies, technical isomorphism, elements of an inertial object, energy stores.

В.Ф. Суржиков, канд. техн. наук, доц. ФГБВОУВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОМОРФИЗМЕ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Данная статья посвящена принципам реализации физических аналогий инерциальных объектов. Даны определения таких понятий, как аналогия, гомология, дуализм, изоморфизм и другие. Введено понятие технического изоморфизма. В качестве примера приведены принципиальные схемы четырех инерциальных цепочек различной физической природы. Представлены понятийные основы технического изоморфизма, основным моментом которого является инерционность физических объектов. Приведены примеры реализации физических процессов для двух электрических схем, нагревательного элемента

аппаратуры и механической пружины. Для более полного описания изоморфизма рассмотрены характеристики полей для электрической и тепловой цепей. Разработанные методы, которые унифицируют анализ результатов воздействий на инерциальные объекты различной физической природы.

Ключевые слова: физические объекты, инерциальные системы, физические аналогии, технический изоморфизм, элементы инерционного объекта, накопители энергии.

Важнейшим свойством физических объектов является инерционность, проявляющаяся в запаздывании их реакций на скачкообразные и другие воздействия.

Физическая природа инерционности проявляется в самых различных формах. В радиоэлектронной аппаратуре (РЭА) она отражает накопление и рассасывание зарядов в реактивных элементах (электрическая инерционность), нагрев и охлаждение резистивных элементов (тепловая инерционность) и др.

В объектах неэлектрической природы инерционность присуща сжатию и распрямлению пружины, разгону и торможению подвижных средств, намоканию и высыханию предметов и т.п.

Инерционность может быть незаметной (например, при работе РЭА в нормальном режиме ее тепловая инерционность практически не проявляется), полезной (запаздывание обратных связей в усилителях корректирует их частотные искажения), вредной (при разрушении рл-перехода далеко не вся мощность входного воздействия идет на это разрушение).

Теория физических аналогий [1] и опыт научной работы в различных предметных областях показывают, что модели объектов и результатов воздействий на них различной физической природы могут быть идентичны, если инерционности объектов позволяют представить их эквивалентными схемами и дифференциальными уравнениями одной и той же структуры.

Указанные и другие похожести различных объектов открывают возможность объединить их в один класс инерционных объектов и построить для него единую теорию анализа результатов различных воздействий. Это не только унифицирует методы анализа, но и позволяет достижения науки в одной предметной области использовать для аналогичного применения в другой предметной области, что удешевляет стоимость научно-исследовательских работ и сокращает сроки их выполнения.

Разработке такого унифицированного подхода посвящена настоящая статья. Для этого ниже вводится понятие технического изоморфизма и разрабатываются теоретические основы изоморфических методов анализа инерционных цепей.

Понятие "технический изоморфизм"

Различными научными школами накоплен большой научно-методический материал, обеспечивающий экономию сил и средств на выполнение научной работы за счет того, что методы, разработанные в рамках некоторой предметной области, могут быть адаптированы для использования в других предметных областях деятельности человека. Наиболее часто используются методы аналогий [2], подобия [3], математического изоморфизма [4], дуальности [5] и др.

Однако постоянное расширение сфер целенаправленной деятельности и спектра научно-исследовательских работ в этих сферах, возрастание количества научно-технических задач и сложности их решения делает такой подход недостаточно эффективным и порождает противоречие между потребностями в таком подходе и его возможностями. Расширение функциональных возможностей такого подхода является предметом исследования настоящей статьи.

Способом достижения цели может служить обобщение и развитие вышеназванных методов на основе объединения их лучших свойств в единый обобщенный метод. Ниже такой метод назван методом обобщенного изоморфизма.

В каждой технической сфере деятельности целесообразно разрабатывать теоретические основы такого изоморфизма. Содержание этих основ можно получить, исследовав определения аналогии, математического изоморфизма, подобия и других понятий. Рассмотрим определения таких понятий [6; 7].

Аналогия - 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями;

2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Разновидностью аналогии является используемое в биологии понятие гомология.

Гомология - сходство органов, имеющих общий план строения, но выполняющих у разных видов животных или растений неодинаковые функции.

В этих определениях выделим в качестве ключевых слова сходство и форма.

Дуализм - двойственность, раздвоенность.

Данное понятие используется в теории электро-радиотехнических цепей, а метод дуальности позволяет переносить результаты анализа цепей с емкостными накопителями на анализ цепей с индуктивными накопителями.

Изоморфизм - (мат.) Наличие однозначного отображения двух совокупностей, сохраняющего их структурные свойства; изоморфизм множества с самим собой называется автоморфизмом.

В математике понятие изоморфизм возникло применительно к конкретным алгебраическим системам (прежде всего к группам) и естественным образом было распространено на другие математические структуры, в том числе на математические модели.

В наших (технических) задачах в самом общем случае математическая модель представляет собой математическую конструкцию, содержащую носитель модели в виде множества системных параметров (параметров элементов объектов воздействия) и множество параметров самого воздействия, и моделирующего отображения, которое на этих множествах осуществляет операции составления элементов модели.

Методы математического изоморфизма разработаны достаточно хорошо, однако их приложения в технических науках, во-первых, далеко не всегда дают положительные результаты, во-вторых, встречают определенные трудности в ограниченном слиянии с другими методами (подобия, аналогий и т.п.).

Гораздо более широкие возможности в достижении вышеуказанной цели открывает раздельное рассмотрение первой и второй частей слова изоморфизм.

Изо - (греч. равный, одинаковый). Первая составная часть сложных слов, обозначающая равенство или подобие.

Для решения наших задач потребуется слово подобие.

Морфизм - (то^е - форма). Вторая часть сложных слов, обозначающая 'относящийся к форме'.

Здесь ключевым словом является форма.

Форма - вид, тип, устройство, структура, высшее выражение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием. В языкознании это способ выражения грамматических категорий и взаимоотношений слов и предложений речи (формы слова).

Определим входящие в это понятие термины.

Вид - разновидность, тип.

Тип - форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками.

Следовательно, вид и тип - пара синонимов, подобная парам объект -предмет, способ - метод и т.п.

Для дальнейшего рассмотрения важно обратить внимание, что вид и тип обладают «определенными признаками».

Устройство - расположение, соотношение частей, конструкция чего-нибудь.

Структура - строение, внутреннее устройство.

Нетрудно видеть, что и эти два слова синонимичны.

Внешнее выражение - наружное, находящееся за пределами чего-нибудь, проявление чего-нибудь, отражающее внутреннее состояние.

Таким образом, понятие форма объединяет и внутренние, и внешние свойства объектов.

Подобие - 1) что-нибудь сходное с чем-нибудь другим, содержащее образ, вид чего-нибудь.

2) в геометрии: тождество формы при различии величин.

Слово форма является ключевым во втором определении подобия и втором определении аналогии.

Тождество - полное сходство.

Сходство - подобие, соответствие в чем-нибудь с кем-, чем-нибудь.

Сопоставление понятий подобие и сходство свидетельствует об их синонимичности.

Из проведенного рассмотрения можно получить следующие рекомендации:

- в основу формирования обобщенного подхода к анализу объектов различной физической природы целесообразно положить пару понятий изо и мор-физм;

- дополнить полученное таким образом понятие изоморфизм свойствами аналогии, подобия, дуальности, математического изоморфизма;

- новое понятие назвать обобщенным изоморфизмом, дав ему следующее определение:

Обобщенный изоморфизм - наличие подобия (сходства двух и более инерционных объектов в каких-либо их формах (понятии, виде, типе, структуре, модели, операции, внешнем выражении и т.п.) и возможности на основании этого наличия делать вывод об их подобии (сходстве) в других отношениях.

Для научно-технических задач обобщенный изоморфизм целесообразно назвать техническим изоморфизмом, сохранив в основном определение, приведенное выше:

Технический изоморфизм - наличие подобия (сходства) двух и более инерционных технических объектов в каких-либо их формах (понятии, виде, типе, структуре, модели, операции, внешнем выражении и т.п.) и возможности на основании этого наличия делать вывод об их подобии (сходстве) в других отношениях.

Рис. 1. Принципиальные схемы инерциальных цепочек: а),б) - электрических;в) -тепловой;г)механической

В качестве примера на рис. 1 приведены принципиальные схемы четырех инерционных цепочек, а именно: двух электрических (рисунки 1а и 1б), тепловой (рис.1в)имеханической(рис.1г).

Изоморфизм здесь проявляется в том, что каждая цепочка содержит активный и реактивный элементы, от источников напряжения Е, тока I, мощность Рти скорости V соответственно однотипно воспринимает их воздействия и формирует реакции на них в виде тока через индуктивность в первой из них, напряжения на конденсаторе во второй, температуры в третьей и изменения длины пружины в четвертой.

Технический автоморфизм - наличие подобия (сходства) у инерционных объектов одной физической природы (электрической, механической, тепловой и др.).

Электрический автоморфизм как частный случай технического изоморфизма иллюстрируют дуальные объекты, представленные на рис. 1а и 1б.

При этом рассмотрение технических объектов необязательно требует от каждого из них подобия (сходства) по всем перечисленным типам формы. Например, необязательно делать одинаковыми эквивалентные схемы объектов, если не требуется единого подхода к их изучению по всем видам подобия. И даже невозможность обеспечить некоторые виды подобия, не имеющие значения для решаемой задачи, не должна быть препятствием к использованию технического изоморфизма. Это означает, что технический изоморфизм обладает свойством синонимичности.

Конкретный набор видов подобия определяется условиями решаемых задач.

Применение метода технического изоморфизма в анализе разнообразных технических объектов требует разработки теоретических основ этого анализа. Перечень таких основ может быть сформирован исходя из определения технического изоморфизма. Делать это целесообразно в каждой предметной области.

Объектами нашего рассмотрения являются инерционные цепи и системы. Поэтому основы изоморфического анализа этих объектов вытекают из форм подобия, названных в определении технического изоморфизма. Из них наиболее часто употребляемыми и потому наиболее важными, на наш взгляд, являются понятийные основы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу о понятийном аппарате

Понятийные основы технического изоморфизма представляют собой понятийный аппарат [8], с помощью которого обеспечивается:

1) переход от форм одной предметной области к аналогичным формам другой предметной области;

2) разработка других изоморфических основ;

3) общение специалистов областей, объединяемых техническим изоморфизмом.

Понятийные основы для этого должны дать ответы на ряд взаимосвязанных вопросов. Сформулируем эти вопросы.

1. Каким требованиям должен удовлетворять выбор адекватных воздействий?

2. Какие процессы в объектах порождают эти воздействия?

3. Как применить метод технического изоморфизма, в том числе как использовать научные достижения одной предметной области для исследования в другой предметной области?

4. Какие свойства объектов должны участвовать в изоморфических процедурах?

5. Как установить, что два разнородных технических объекта изоморфны?

6. Как искать и формировать однотипные свойства объектов в разных предметных областях?

С расширением областей применения технического изоморфизма этот перечень вопросов будет возрастать, что вызовет естественное совершенствование понятийных основ.

Основным моментом в формировании понятийных и других основ технического изоморфизма является инерционность рассматриваемых объектов. Именно с описания инерционности начинается разработка этих основ.

В объект от источника воздействия поступает поток зарядов, имеющий определенную скорость. Инерционность объекта порождает искажения амплитудных и частотно-временных параметров воздействия.

Графическое моделирование инерциального объекта оперирует с его тремя идеализированными элементами, включение которых определенным образом помогает обеспечить унификацию математических объектов изоморфных объектов.

Эти элементы заимствованы из радиоэлектроники и отражают основные свойства любых инерциальных объектов. Инерциальные свойства объекта накапливать заряд выражается емкостью С (конденсатором), а инерциальное свойство задерживать нарастание скорости потока зарядов - индуктивностью I. Свойство объекта терять часть потока зарядов на преобразование одного вида энергии в энергию другого вида - сопротивлением Н (резистором).

Идеализация элементов состоит в том, что в каждом элементе отсутствуют свойства двух других элементов (табл. 1).

Особенностью формирования понятийных основ является корреляция их главных аспектов. Поэтому базой такого формирования служат взаимосвязи воздействий на порождаемые ими процессы накопления и реакции (различные воздействия - различные процессы) и взаимосвязанные требования технического изоморфизма. Покажем основные моменты этого формирования.

При известных воздействиях выбор процессов накопления и реакции должен обеспечить одинаковость их операционно-математических моделей.

Таблица 1

Функции элементов инерциального объекта

Процесс Элемент эквивалентной схемы

Емкость С Индуктивность L Сопротивление R

Накопление зарядов + - -

Препятствие потоку зарядов - + -

Потери потока зарядов - - +

Например, в теплотехнике при мощностном воздействии изучается пара процессов НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ - РОСТ ТЕМПЕРАТУРЫ. Казалось бы, в изоморфной электрической цепи должна изучаться пара НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ - РОСТ НАПРЯЖЕНИЯ. Однако в этом случае энергия пропорциональна квадрату напряжения, из-за чего становятся различными дифференциальные уравнения для энергии и напряжения, что противоречит требованию электротеплового изоморфизма. Это противоречие устраняется выбором пары ЗАРЯД -НАПРЯЖЕНИЕ.

Особенно сложно выбирать пару процессов, когда для анализа инерционной цепи технический изоморфизм применяется впервые.

2. Аналогичная ситуация возникает при выборе типов воздействий: пара воздействий в изоморфных цепях должна обеспечить идентичность пары процессов. Здесь также есть свои тонкости. Например, индуктивные и емкостные инерционные цепи имеют одинаковую физическую природу, но для их изомор-фности в первой из них воздействие должно быть напряжением, а во второй -ток.

3. Типы элементов цепочки выбираются исходя из того, что в них накапливается и какой полезный эффект требуется от накопления. Накопителем магнитного заряда является индуктивность, накопителем электрического заряда, тепловой энергии, механического сокращения пружины - емкость (конденсатор). При этом разная физическая природа цепочек обусловливает различную размерность параметров накопителей.

Для выделения потерь входного воздействия чаще всего используется сопротивление (электрическое, тепловое, механическое и т.п.).

Параметры элементов цепочки определяют ее постоянную времени.

4. Вариант объединения элементарных цепочек в инерционную цепь определяется тем, какой закон Кирхгофа требуется выполнить, и может быть обеспечен в решаемой задаче. Для узловых токов используется параллельное объединение цепочек, а для контурных зарядов, напряжений и т.п. - их последовательное соединение.

Примечание: применение закона Кирхгофа для напряжений в таких случаях бывает корректным, если исследуемый контур замкнут. В литературе это условие соблюдается не всегда, но рассмотрение суммы зарядов, напряжений, температур и т.п. остается корректным.

Примеры реализации описанных процедур для четырех физических объектов (двух электрических, нагреваемого элемента аппаратуры и механической пружины) приведены в табл. 2.

Для более полного вербального описания изоморфизма его понятийные основы дополняются новыми элементами.

Так, например, для характеристики полей, возникающих в инерционных цепях, вводятся понятия градиента, плотности, эквипотенциальности, а для обеспечения физического толкования процессов накопления и реакций - размерности

а)

в)

Е

Рт

V

С

С

С

R

э R

R

R

Таблица 2

Осн9вныепон9Т9йные пмедстамлеыивеыехниме ском имоморфизмм

Сфера Электрическая Электрическая Механическая Тепловая

Цепочка Кэ 1 RL Кт

— — — — —

-— — II ||

ИСэ "с МСт

Воздействие Ток I Напряжение и Скорость V Тепловая мощность Рт

Накапливаемая величина Электрический заряд Q Магнитный заряд Ф Сила упругости Fу Тепловая энергия Мт

Эффект воздействия Напряжение на конденсаторе и Ток в катушке ^ Изменение длины пружины Д/ Температура нагрева Т

Накопитель Конденсатор Сэ Индуктивность 1 1 С,, = — где к - жесткость М к Теплоемкость Ст

Сопротивление Электрическое Яэ Электрическое ^ = а, где а - коэффициент трения Тепловое Ят

Постоянная времени т = RэCэ э т =±. МАГ □ тм = ^См Тт = ^Ст

Закон Кирхгофа Для контуров зарядов и напряжений Для узловых токов Для контурных сил упругости и Д/ Для контурных энергий и температур

Вариант включения в цепь Последовательное Параллельное Последовательное Последовательное

Таблица 3

П^(^с/^9^с^ныстыкытриме^^9х и сенломнх попятий

Минейсая я ектнипенкыяцесь с генератором тока Лиыесыая тепл онаяое пь с генератором мощности

Электрическое понятие Обозначение ыдиница измерения Тепловое понятие Обозначение а измерения

Электрический заряд Кл Тепловая энергия "9 Дж

Электрический ток 1 0сМл с ТаглтавоТ потоыы ымощнсснь) Он Ал

Плотностью ка м.=5г А МП Плш^с^ь потока моености н я Вт м2

Потенциал и В Мтмпср ат нна 9 "С

Градионнпоменципм ига йЫ с м Градиенттхм пеыстцэы дга йО _мс м

Эквипытмн.мамьнаяыове^ыосмь м=СМП5ъ м Изотерма Т=const °с

Число экви потенциальных поверхностей ^ - Число изотерм Nт

Электрическое сопротивление Я э Ом Тепловое сопротивление °с Вт

Электрическая емкость с э Ф =Кл В Теплоемкость СТ °с

Электрическая постоянная времени Т с Тепловая постоянная времени Тт с

Закон Кирхгофа для напряжения контура из N элементов э N э и == I и 1 В Закон Кирхгофа для температуры контура из N элементов т N == I т 1 °с

характеризующих их величин. Пример такой детализации для электротеплового изоморфизма приведен в табл. 3.

Структуру инерционных объектов представляют их структурные, принципиальные и функциональные схемы. Обобщающей эти виды схем является эквивалентная схема. Для технического изоморфизма наибольший интерес представляют именно эквивалентные схемы, поскольку они могут быть получены целенаправленным преобразованием других схем, что в наибольшей степени адекватно потребностям изоморфического анализа объектов.

Библиографический список

Таким образом, в работе сформировано понятие технического изоморфизма, обобщившее известные понятия аналогий, подобия, математического изоморфизма, дуальности, сходства и т.п. и давшее название одноименным методам анализа.

Изоморфические методы унифицируют анализ результатов воздействий на инерционные объекты и тем самым обеспечивают не только разработку новых подходов в этой области, но и возможность переносить изоморфические ситуации из одной области науки в другую.

1. Тугов Н.М., Глебов Б.А., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы: учебник для вузов. Под редакцией В.А. Лабунцева. Москва: Энергоатомиздат, 1990.

2. Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования. Под редакцией РГ. Варламова. Москва: Советское радио, 1980.

3. Дульнев ГН. Тепло- и массообмен в радиоэлектронной аппаратуре: учебник для вузов по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Москва: Высшая школа, 1984.

4. Гелль П.П., Иванов-Есипов Н.К. Конструирование и микроминиатюризация радиоэлектронной аппаратуры: учебник для вузов. Ленинград: Энергоатомиздат, 1984.

5. Словарь иностранных слов. Москва: Русский язык, 1989.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 10 0000 слов, терминов и фразеологических выражений. Москва: Мир и образование, 2020.

7. Дульнев Г.Н., Тарновский Н.Н. Тепловые режимы электронной аппаратуры. Ленинград: Энергия, 1971.

References

1. Tugov N.M., Glebov B.A., Charykov N.A. Poluprovodnikovyepribory: uchebnik dlya vuzov. Pod redakciej V.A. Labunceva. Moskva: 'Energoatomizdat, 1990.

2. Spravochnikkonstruktora R'EA: Obschieprincipy konstruirovaniya. Pod redakciej R.G. Varlamova. Moskva: Sovetskoe radio, 1980.

3. Dul'nev G.N. Teplo- i massoobmen v radio'elektonnoj apparature: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «Konstruirovanie i proizvodstvo radioapparatury». Moskva: Vysshaya shkola, 1984.

4. Gell' P.P., Ivanov-Esipov N.K. Konstruirovanie imikrominiatorizaciya radio'elektronnojapparatury: uchebnik dlya vuzov. Leningrad: 'Energoatomizdat, 1984.

5. Slovar' inostrannyh slov. Moskva: Russkij yazyk, 1989.

6. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka: Okolo 10 0000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Mir i obrazovanie, 2020.

7. Dul'nev G.N., Tarnovskij N.N. Teplovyerezhimy 'elektonnojapparatury. Leningrad: 'Energiya, 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.11.20

УДК 378.016

Aikina L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of the Department of Academic Choir, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Afanasiev A.M., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Nikishina Yu.V, senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE CONDUCTOR-CHOIRMASTERS IN A UNIVERSITY OF CULTURE.

The article provides a brief overview of the concept of "readiness for professional activity" based on the analysis of research by Russian scientists; substantiates the need for purposeful work to form the readiness of future conductors-choirmasters for professional activities in the process of training in a higher education institution, shows the possibilities of its formation in the process of studying the disciplines of the conductor-choir set of disciplines. The work is based on an integrated approach which is focused on the interaction of various types of activities in the process of vocational training, individualization of the educational strategy, inclusion of the disciplines in the curriculum that increase the competitiveness of the graduate in accordance with modern requirements.

Key words: conducting, disciplines of conducting and choir, academic choir, professional activity, readiness for professional activity.

Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. академического хора Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

А.М. Афанасьев, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

Ю.В. Никишина, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ

В статье дается краткий обзор сущности понятия «готовность к профессиональной деятельности» на основе анализа исследований отечественных ученых; обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию готовности будущих дирижеров-хормейстеров к профессиональной деятельности в процессе обучения в учреждении высшего образования, показаны возможности ее формирования в процессе изучения дисциплин дирижерско-хорового цикла. В основу этой работы положен комплексный подход, основанный на взаимодействии различных видов деятельности в процессе профессиональной подготовки, индивидуализации образовательной стратегии, включении в учебный план дисциплин, повышающих конкурентоспособность выпускника в соответствии с современными требованиями.

Ключевые слова: дирижирование, дисциплины дирижерско-хорового цикла, академический хор, профессиональная деятельность, готовность к профессиональной деятельности.

Значимые изменения в экономической и социальной жизни нашей страны, происходящие в настоящее время, вызывают коренные изменения в характере, содержании высшего образования, требуют переосмысления содержания, форм и методов воспитания и обучения. Заметно обострилась необходимость ориентации на «свободное развитие человека», воспитание творческой инициативы, самостоятельности. Особый интерес представляет важность формирования у будущих специалистов готовности к творческому труду, мобильности, конкурентоспособности, очевидным стал поворот всей системы образования в сторону развития индивидуальности, свободы самореализации личности.

Целью образовательной политики на современном этапе становится создание такой образовательной среды, которая благоприятствовала бы развитию

творческого потенциала обучающихся, формированию их готовности к будущей профессиональной деятельности.

В научной литературе, посвященной анализу сущности понятия «готовность к профессиональной деятельности», акцент делается на таких аспектах, как сформированность «у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники» [1, с. 34], индивидуальных качеств, позволяющих обеспечить достаточную эффективность профессиональной деятельности [2], эмоциональной устойчивости и способности к мобилизации сил [3] и др.

По мнению Л.М. Бубновой, готовность к профессиональной деятельности с позиций педагогики следует рассматривать «как сложное личностное образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.