Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / проектная технология / учебно-познавательная самостоятельность / студенты / самостоятельная работа. / project activity / project technology / educational and cognitive independence / students / independent work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В В. Софронова, Л П. Никулина

На данном этапе развития общества знание для человека является источником успеха и определяет ценность личности для социума. Для повышения интеллектуального уровня специалисту необходимо развиваться на протяжении всей жизни. После завершения образовательной деятельности человек должен иметь навыки самообразования, чтобы дальше развиваться и самосовершенствоваться. В связи с этим приоритетными задачами высшего учебного заведения является подготовка компетентного, самостоятельного специалиста, который готов полностью погрузиться в профессиональную деятельность в условиях быстро меняющейся информационной действительности, формирование у него навыков организации, реализации и самоконтроля самостоятельной познавательной деятельность. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов организации проектного обучения как технологии обучения, направленной на поэтапное развитие компонентов учебно-познавательной самостоятельности студентов-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE INDEPENDENCE.

At this time of development, knowledge is a source of success for a person and determines the value of the individual for society. To increase the intellectual level of a specialist, it is necessary to develop oneself throughout life. After completing the education, a person must have self-education skills in order to further develop and improve themself. In this regard, the priority tasks of higher education institutions are to train a competent, independent specialist who is ready to fully immerse himself in professional activities in a rapidly changing information reality, and to develop the skills of organizing, implementing and self-monitoring independent cognitive activities. The article is dedicated to the organization of project-based learning as a learning technology aimed at the gradual development of components of educational and undergraduate students’ cognitive independence

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.147.227

Sofronova V.V., teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sivceva-v@mail.ru

Nikulina L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: drusch@mail.ru

ORGANIZATION OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE INDEPENDENCE. At this time of development, knowledge is a source of success for a person and determines the value of the individual for society. To increase the intellectual level of a specialist, it is necessary to develop oneself throughout life. After completing the education, a person must have self-education skills in order to further develop and improve themself. In this regard, the priority tasks of higher education institutions are to train a competent, independent specialist who is ready to fully immerse himself in professional activities in a rapidly changing information reality, and to develop the skills of organizing, implementing and self-monitoring independent cognitive activities. The article is dedicated to the organization of project-based learning as a learning technology aimed at the gradual development of components of educational and undergraduate students' cognitive independence.

Key words: project activity, project technology, educational and cognitive independence, students, independent work.

В.В. Софронова, преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sivceva-v@mail.ru

Л.П. Никулина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: drusch@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

На данном этапе развития общества знание для человека является источником успеха и определяет ценность личности для социума. Для повышения интеллектуального уровня специалисту необходимо развиваться на протяжении всей жизни. После завершения образовательной деятельности человек должен иметь навыки самообразования, чтобы дальше развиваться и самосовершенствоваться. В связи с этим приоритетными задачами высшего учебного заведения является подготовка компетентного, самостоятельного специалиста, который готов полностью погрузиться в профессиональную деятельность в условиях быстро меняющейся информационной действительности, формирование у него навыков организации, реализации и самоконтроля самостоятельной познавательной деятельность. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов организации проектного обучения как технологии обучения, направленной на поэтапное развитие компонентов учебно-познавательной самостоятельности студентов-бакалавров.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная технология, учебно-познавательная самостоятельность, студенты, самостоятельная работа.

Решение вопросов самостоятельности и саморазвития будущих специалистов многие исследователи видят в применении проектного обучения. Проектное обучение выступает как «одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов» [1, с. 46 - 47].

Развитию проектной технологии способствовали исследования многих ученых, таких как В.Х. Килпатрик, Дж. Дьюи, Э.Л. Торндайк, В П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларина, Д.Г Левитес, Е.А. Михалкина и др. Проект рассматривается исследователями как метод обучения, содержание обучения, форма организации учебного процесса, особая философия образования и др. В обучении иностранному языку проект определяется как «самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» [2, с. 10].

Все множество проектов в основном классифицируется:

- по содержанию (моно- или отдельный проект, мультипроект, то есть проект, состоящий из нескольких монопроектов, мегапроект (масштабный проект)),

- по сфере деятельности (образовательный, научно-технический, культурный и др.),

- по срокам (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный),

- по виду деятельности (исследовательский, творческий, практико-ориен-тированный, информационный, игровой),

- по количеству участников (индивидуальный, групповой) [3].

В сфере высшего образования проектная технология используется для выявления у студентов каких-либо склонностей, интересов и уровня самостоятельности для дальнейшего развития и саморазвития способности к целеполаганию и анализу, повышению мотивации обучения, а также для развития творческих способностей.

Технология учебного проектирования как вид продуктивного обучения рассматривается в исследованиях Д.Г Левитеса. В образовании данный вид обучения реализуется в процессе личностно ориентированного обучения. С точки зрения автора, создание обучающимися «нового продукта» и роль полноценного субъекта учебно-познавательной деятельности предполагает овладение первостепенными компонентами, которыми являются целеполагание и рефлексия [1].

Исследуя проблематику развития самостоятельности как качество личности обучающегося, ГЛ. Ильин также акцентирует внимание на проектном образовании. По мнению исследователя, «этот тип образования изначально предполагает получение нового знания, нового решения в процессе образования, что коренным образом меняет социальную функцию образования - образование перестает только транслировать знание и начинает его производить» [4, с. 12].

ГЛ. Ильин в своей работе перечислил отличия между проектным и традиционным образованием, которое в полной мере описывает проблему традиционного способа обучения и отвечает на вопросы, связанные с данной проблемой. Автор считает, что при проектном обучении теряется «влияние» преподавате-

ля перед группой обучающихся. Например, студент становится единственным субъектом в процессе проектного обучения, так как он самостоятельно находит и обрабатывает информацию и сам выделяет нужное, исходя из цели и задач проекта. Преподаватель в данном случае выступает в роли ориентира. Студенты в проектном образовании усваивают знания, которые недоступны в готовом, упорядоченном виде. При этом автор отметил, что знания, полученные в ходе создания проекта, могут отличаться случайным, несистематизированным, противоречивым характером. Студенты могут неполностью усвоить весь объем знаний. Задачей преподавателя является контролирование, упорядочивание и проверка знаний. В проектном обучении студент сам создает свой проект из многообразия вариантов понятий и знаний, без чьей-либо помощи, исключая готовую информацию и знания [4].

По мнению отдельных исследователей, целью проектного обучения является повышение уверенности каждого участника проекта путем предоставления возможности воспринимать себя в качестве умелой и компетентной личности, что способствует развитию позитивного образа себя и других, осознанной самооценке. Проектное обучение содействует развитию социальных навыков: коммуникабельности, умения работать в команде, взаимодействовать с собеседником, а также «предоставляет возможности развития критического мышления учащегося, умения искать путь решения поставленной задачи» [5, с. 54].

Отмечается, что в процессе проектной деятельности обучающиеся могут встретить объективные трудности: при определении первостепенной цели и задачи; при рассмотрении оптимального пути решения конкретной проблемы, если есть другие пути решения; при выборке и его аргументации; при рассмотрении предполагаемых результатов данного выбора; при самостоятельных действиях в процессе исследования; при коррекции деятельности с учетом промежуточных результатов или при сравнении полученного с требуемым; при анализе и оценивании процесса и результата деятельности проектирования.

Целью исследования являлась разработка, теоретическое обоснование и апробирование модели развития учебно-познавательной самостоятельности студентов на основе проектной деятельности. Исследование проводилось на базе Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ имени М.К. Аммосо-ва. В ходе исследования был проведен анализ проблемы учебно-познавательной самостоятельности студентов в психолого-педагогической литературе, изучено понятие и содержание проектной деятельности как условие развития учебно-познавательной самостоятельности студентов, определены критерии и уровни развития учебно-познавательной самостоятельности студентов, а также обоснованы и экспериментально проверены условия организации проектной деятельности с целью развития учебно-познавательной самостоятельности студентов.

Проектная деятельность способствует развитию учебно-познавательной самостоятельности студентов-бакалавров, если соблюдены следующие условия: поэтапное развитие компонентов учебно-познавательной самостоятельности, организация совместной деятельности студентов, сопровождение и стимулирование студентов в ходе работы над проектом.

Эффективность проектного обучения для развития учебно-познавательной самостоятельности оценивается по каждому компоненту (мотивационно-целе-вой, организационно-ориентационный, содержательно-интеллектуальный, опе-рационно-практический и оценочный), которому соответствуют определенные умения, (мотивационные, организационные, интеллектуальные, практические и характерологические), развивающиеся на определенных этапах (целеполагание, определение проблемы, выполнение проекта, защита и оценка) проектной деятельности.

Для изучения уровня развития учебно-познавательной самостоятельности студентов были использованы различные методы: анкетирование, групповое и индивидуальное тестирование, групповая и индивидуальная беседа и наблюдение. Они позволили выявить, что мотивационно-целевой (56,4%), организационно-ориентированный (61,1%) и оценочный (75,2%) компоненты учебно-познавательной самостоятельности находятся у большинства студентов на низком уровне, а содержательно-интеллектуальный (70,5%) и операционно-практиче-ский компоненты (51,7%) - на среднем уровне, стремление овладеть профессиональными знаниями и навыками низкая.

В ходе исследования методом наблюдения было определено, что большинство студентов группы не имеют мотивации к научно-исследовательской работе, у них наблюдается нежелание включаться в научно-исследовательскую деятельность, отсутствует инициатива при выполнении заданий научно-исследовательского характера. Студенты не планируют дальше осваивать изучаемый иностранный язык, что в целом указывает на низкий уровень учебно-познавательной самостоятельности.

Для эффективной организации проектной деятельности, которая обеспечит развитие учебно-познавательной самостоятельности, необходимо систематизированное определение плана действия. При организации проектной деятельности, которая способствует развитию учебно-познавательной самостоятельности, мы опирались на «пошаговый план реализации организованной проектной деятельности», приведенный Е.В. Михалкиной. Исследователь выделяет следующие этапы: целеполагание, определение проблемы, планирование и выбор средств достижения цели, поиск и обработка информации, ее анализ и синтез, оценка полученных результатов и выводов [6, с. 22].

Для эффективной организации работы была создана схема проектной деятельности, которая представлена в табл. 1. На каждом этапе работы определена цель, которая направлена на повышение уровня определенного компонента учебно-познавательной самостоятельности; критерии, представляющие собой определенные умения, которые выступают в качестве показателей развития компонентов; а также планируемый результат каждого этапа.

Данная поэтапная схема организации проектной деятельности способствует упорядоченному и поэтапному представлению о предстоящей проектной деятельности. Изучение данной схемы студентами способствует повышению мотивации к предстоящей деятельности и служит для эффективной ориентации студентов.

Перед началом работы была создана команда на период реализации данного проекта. Состав и роли членов команды выбиралась студентами под руководством руководителя проекта - преподавателя. Роль руководителя проекта заключается в организации, наблюдении, помощи в определении цели, задач, формулировке гипотез, определении методов исследования и путей решения конкретных проблем и т.д. Также путем голосования был выбран организатор проекта - это староста группы.

На первом этапе деятельности студентам была предоставлена возможность выбора темы, что способствует их мотивации. Круг тем проектов и возможность их исполнения был определен условиями обучения во внеязыковой среде, когда источниками получения информации являются печатные материалы, Интернет

В соответствии с программой дисциплины «Основной язык» в третьем семестре обучения студенты изучают разделы «Развлечения», «Здоровье», «Языки», «Профессия», «Клиенты и работа мечты». Учитывая эти разделы и их подразделы, был создан примерный список тем: «Исторические параллели в фильме «Star Wars»», «Описание исторической личности». Сравнительный анализ (Россия, Германия)», «Телевизионные программы. Самая просматриваемая программа в России и в Германии», «Здоровье», «Партнерство и сотрудничество России и Германии», «Принципы и основы страховой медицины», «Университетские веб-сайты России и Германии. Сравнительный анализ», «Профессиональная рабочая стажировка. Бизнес-идея. Резюме», «Клиенты. Создание услуги и анализ клиентуры (в социальных сетях)», «Квартира мечты. Видеорепортаж с квартир».

Основными критериями при выборе темы и типа проекта были личные интересы и уровень развития студентов. В соответствии с изучаемой областью студентов была выбрана тема «Университетские веб-сайты России и Германии». Студенты на тот момент изучали веб-материалы и по другим дисциплинам.

На первом этапе было проведено собрание со студентами, где были определены объект, предмет, цель и задачи, конкретизирована проблема и ее актуальность, обозначена гипотеза исследования, студенты настроились на проектную деятельность.

На этапе планирования был сформирован план исследования. Студентам была дана возможность самостоятельно конструировать содержание исследования, которое предполагает расширенный перечень вопросов освященных в параграфах. План проекта был обсужден всеми его участниками, руководитель также внес свои замечания и уточнения. На данном этапе проектной деятельности проявляются организационные умения: планирование, установка критериев самооценки своей деятельности, отбор средств достижения цели. Работа над содержанием проекта послужила организующим началом в работе студентов, помогла систематизировать материал, что в дальнейшем способствовало последовательному его изложению.

Основная часть работы проводилась студентами на этапе выполнения проекта самостоятельно, внеаудиторно, но в процессе работы с информацией студенты взаимодействовали друг с другом. Консультация с руководителем проекта в первое время проходила в аудитории, но последующие консультации - в онлайн-режиме. В ходе консультаций студенты показывали ход работы и исправляли разного рода ошибки, руководитель проекта координировал работу. На данном этапе развиваются интеллектуальные умения: выполнение задач проектной работы, сбор, анализ и обобщение информации, контроль своей работы.

На этапе защиты проекта развиваются практические умения: подготовка доклада, его реализация и использование знаний на практике.

Для оценки деятельности студентов были представлены общие требования к проекту:

1. Актуальность темы проекта.

2. Направленность деятельности участников проекта на развитие учебно-познавательной самостоятельности.

3. Качество выступления, ответы на вопросы.

4. Оформление проектной работы.

Таблица 1

Этап деятельности Цель Критерии Результат

Целеполагание Повышение уровня мотивационно-целевого компонента Мотивационные умения: - определение проблемы; - целеполагание; - самонастройка к деятельности Образ проекта

Планирование Выполнение проекта Повышение уровня организационно-ориен-тационного компонента Повышение уровня содержательно-интеллектуального компонента Организационные умения: - планирование; - отбор средств осуществления проектной работы Интеллектуальные умения: - выполнение задач проекта; - сбор, анализ и обобщение информации Конкретный план, распределенные роли команды Отчет

Защита проекта Повышение уровня операционно-практиче-ского компонента Практические умения: - использование знаний на практике; - подготовка доклада и ее реализация Презентация проекта

Оценка Повышение уровня оценочного компонента Характерологические умения: - самоанализ хода выполнения работы и результатов; - самооценка Заключение

Схема организации проектной деятельности

Защита проекта прошла в режиме онлайн, через приложение <^куре», включала в себя вступительную речь руководителя проекта, защиту проектов студентами, вопросы и ответы по содержанию проекта, оценку и заключительную речь руководителя.

На последнем этапе проектной деятельности при оценке было учтено выполнение требований. Отмечается, что все требования проекта были выполнены. Оценка производилась по пятибалльной шкале, максимальный балл - 30. Актуальность темы проектной работы «Университетские веб-сайты России и Германии» студенты обусловливают возрастающей заинтересованностью современных университетов в среде повышенной конкуренции в улучшении своих сайтов. Студенты подчеркивают, что именно на университетских сайтах размещена вся нужная информация для сотрудников, абитуриентов, студентов и будущих партнеров.

По плану студенты изучили иноязычные и российские университетские сайты, уточнили понятие и содержание веб-сайтов, их виды и особенности, раскрыли роль веб-сайтов в образовании, провели сравнительный анализ веб-сайтов Северо-Восточного федерального университета и Байройтского университета: их разделы, тексты, версии, функциональные наполнения и дизайн. В завершении исследования студенты представили рекомендации к сайту СВФУ:

- усовершенствовать текст на внутренних сайтах кафедр и исправить логические ошибки, проработать форму подачи информации;

- в оформление добавить иллюстрации, таблицы, схемы для привлечения внимания и выделить важные части в тексте;

- освободить главную страницу от лишних рубрик и колонок и модернизировать дизайн сайта.

Направленность деятельности участников проекта на развитие учебно-познавательной самостоятельности оценивалась, учитывая те умения, которые были проявлены в ходе работы:

1. На этапе целеполагания зафиксированы проявление таких мотивацион-ных умений, как самостоятельное целеполагание и самонастройка к проектной деятельности.

2. На этапе планирования студенты разработали и план работы и установили критерии оценки своей деятельности.

Библиографический список

3. На этапе выполнения проекта студенты были способны к выполнению задач проекта, сбору, анализу и обобщению информации (интеллектуальные умения), но не полностью контролировали ход своей работы.

4. На этапе защиты проявлены такие практические умения, как подготовка доклада, его реализация и использование знаний на практике.

5. На этапе оценки студенты были способны к адекватному оцениванию своей работы.

На заключительном этапе эксперимента был проведен итоговый срез, целью которого явилось определение эффективности использования проектной технологии для развития учебно-познавательной самостоятельности студентов. Сопоставительный анализ результатов срезов показал повышение уровня всех компонентов учебно-познавательной самостоятельности. На 13,3% увеличилось количество студентов со средним уровнем и на 20,1% - с высоким, студентов с низким уровнем стало меньше на 35,31%. Самое значительное улучшение произошло по операционно-практическому, оценочному компонентам - на 42,8%, по организационно-ориентационному компоненту - на 40%, на 33,3% стало больше студентов со средним уровнем развития мотивационно-целевого компонента. В ходе проектной деятельности у студентов повысилась мотивация к научно-исследовательской работе, изучению иностранных языков.

Анализ теоретической и методической литературы по организации проектной деятельности, проведённое исследование показали, что развитие компонентов учебно-познавательной самостоятельности в проектной деятельности происходит по этапам. На этапе целеполагания развился мотивационно-целевой компонент, на этапе планирования - организационно-ориентационный, на этапе выполнения проекта - содержательно-интеллектуальный компонент, на этапе защиты - операционно-практический компонент и на этапе оценки - оценочный компонент учебно-познавательной самостоятельности.

Таким образом, проектное обучение является таким видом деятельности, который учит студентов самостоятельно работать с информацией, обобщать и использовать предыдущие знания по другим дисциплинам, развивать самостоятельность, автономность, ответственность, умение планировать и принимать решения.

1. Ильин Г.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход: монография. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе. 1991; № 3: 9 - 15.

3. Круглова О.С. Технология проектного обучения. Завуч. 1999; № 6: 91 - 94.

4. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.

5. Михалкина Е.А., Никитаева А.Ю., Косолапова Н.А. Организация проектной работы: учебное пособие Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016.

6. Основы проектной деятельности: учебно-методическое пособие. Составитель И.М. Дудина. Ярославль: ЯрГУ 2019. References

1. Il'in G.L. Nauchno-pedagogicheskie shkoly: proekiivnyjpodhod: monografiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999.

2. Zimnyaya I.A., Saharova T.E. Proektnaya metodika obucheniya anglijskomu yazyku. Inostrannyeyazyki vshkole. 1991; № 3: 9 - 15.

3. Kruglova O.S. Tehnologiya proektnogo obucheniya. Zavuch. 1999; № 6: 91 - 94.

4. Levites D.G. Obrazovatel'nye tehnologii: teoriya, klassifikaciya, obzor, konstruirovanie. Murmansk: NIC «Pazori», 2001.

5. Mihalkina E.A., Nikitaeva A.Yu., Kosolapova N.A. Organizaciya proektnoj raboty: uchebnoe posobie Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016.

6. Osnovy proektnoj deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Sostavitel' I.M. Dudina. Yaroslavl': YarGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 06.11.20

УДК 530.17

Surzhikov V.F., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaisky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: Vyacheslavs@bk.ru

TO THE QUESTION OF TECHNICAL ISOMORPHISM OF INERTIAL OBJECTS. The article observes principles of realization of physical analogies of inertial objects. Definitions of such concepts as analogy, a homology, dualism, isomorphism and others are given. The concept of technical isomorphism is entered. Schematic diagrams of four inertial chains of various physical nature are given as an example. Conceptual bases of technical isomorphism which main issue is the lag effect of physical objects are presented. Examples of realization of physical processes for two electric circuits, a heating element of the equipment and a mechanical spring are given. For more complete description of isomorphism characteristics of fields for electric and thermal chains are considered. The developed methods unify the analysis of results of impacts on inertial objects of various physical nature.

Key words: physical objects, inertial systems, physical analogies, technical isomorphism, elements of an inertial object, energy stores.

В.Ф. Суржиков, канд. техн. наук, доц. ФГБВОУВО «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» МО РФ (ВКА имени А.Ф. Можайского),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: Vyacheslavs@bk.ru

К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОМ ИЗОМОРФИЗМЕ ИНЕРЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Данная статья посвящена принципам реализации физических аналогий инерциальных объектов. Даны определения таких понятий, как аналогия, гомология, дуализм, изоморфизм и другие. Введено понятие технического изоморфизма. В качестве примера приведены принципиальные схемы четырех инер-циальных цепочек различной физической природы. Представлены понятийные основы технического изоморфизма, основным моментом которого является инерционность физических объектов. Приведены примеры реализации физических процессов для двух электрических схем, нагревательного элемента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.