Научная статья на тему 'Информационно-проектный метод как средство организации самостоятельной работы студентов'

Информационно-проектный метод как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / УЧЕБНАЯ ПЛАТФОРМА MOODLE / ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Винник Валерия Константиновна

Подготовка специалистов в новых условиях требует разработки теоретических подходов и путей практической реализации организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа студентов является важнейшим элементом их подготовки, особенно в условиях перехода на ФГОС. В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов посредством реализации информационно-проектного метода обучения, направленного на формирование профессиональных компетенций студентов, с применением учебной платформы Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстенева Александра Александровна, Винник Валерия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-проектный метод как средство организации самостоятельной работы студентов»

УДК 378.147

Толстенева Александра Александровна

доктор педагогических наук.

Нижегородский государственный педагогический

университет им. Козьмы Минина

Tolstenev25@yandex.ru

Винник Валерия Константиновна

старший преподаватель.

Нижегородский государственный университет

им. Н.И.Лобачевского

Lera.vinnik@yandex.ru

Aleksandra A. Tolsteneva

doctor of pedagogical Sciences,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Tolstenev25@yandex.ru

Valeriy K. Vinnik

senior lecturer

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Lera.vinnik@yandex.ru

Информационно-проектный метод как средство организации самостоятельной работы студентов

Information-project method as a means of organization of independent work of

students

Аннотация. Подготовка специалистов в новых условиях требует разработки теоретических подходов и путей практической реализации организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа студентов является важнейшим элементом их подготовки, особенно в условиях перехода на ФГОС. В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов посредством реализации информационно-проектного метода обучения, направленного на формирование профессиональных компетенций студентов, с применением учебной платформы Moodle.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, учебная платформа Moodle, информационно-проектный метод, междисциплинарные проекты

Annotation. Training of specialists in the new conditions requires the development of theoretical approaches and ways of practical implementation of organization of independent work of students. Independent work of students is an

essential element of their training. This article discusses the organization of independent work of students through the implementation of information-project method of education, directed on formation of professional competences of students, using learning platform Moodle

Keywords: students' independent work, information and project-based, professionally-relevant tasks, interdisciplinary projects

В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.

Эти изменения не могли не затронуть профессиональную подготовку студентов в вузе. Анализ современных условий профессиональной подготовки позволяет утверждать, что для подготовки бакалавра основное значение имеет развитие способностей к самостоятельной работе во всех ее формах.

Одним из путей интенсификации учебного процесса и придания ему профессиональной направленности является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий, в частности системы Moodle. Moodle - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания отдельных онлайн-курсов. Подходы к разработке отдельных курсов широко освещены в педагогической литературе [1,2,3,4], однако нами не обнаружено работ, посвященных созданию комплексных профессионально-ориентированных систем организации самостоятельной работы студентов на основе использования системы Moodle. Мы предлагаем расширить методические возможности системы Moodle, нацелить ее на профессиональную подготовку обучаемых.

Инновационный поиск новых форм привел нас к пониманию того, что для построения самостоятельной работы студентов, опирающейся на потребность, способности и возможности всех ее субъектов, нам нужны практико-ориентированные, проблемные и прочие формы обучения, основанные на использования системы Moodle.

В результате работы был создан учебно-методический комплекс обеспечения процесса организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle, включающий как отдельные курсы по дисциплинам учебного плана, так и систему их взаимодействия при организации самостоятельной работы студентов с применением информационно-проектного метода обучения. Он определяет совместную деятельность преподавателя и студента, направленную на формирование профессиональных компетенций студентов.

Сущность метода заключается в самостоятельном выполнении студентами междисциплинарных профессионально-значимых проектов,

выполняемых с применением информационно-коммуникационных технологий на основе электронной системы обучения Moodle. Решение профессионально-значимой задачи, заложенной в проекте, требует привлечения интегрированного знания.

Этот метод дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой. Он успешно интегрируется в образовательном процессе, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие студентов, их самостоятельность, активность, позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает их, развивает коммуникативность.

Способность проектировать содержание, формы и методы своей будущей профессиональной деятельности на основе опережающего отражения окружающей действительности является весьма ценным качеством современного профессионала, независимо от того, в какой отрасли хозяйства он будет работать.

Информационно-проектный метод позволяет развить профессиональную и учебную мотивацию студентов, формировать систему знаний и умение применять эти знания для решения профессионально-значимых задач, а также ориентироваться в информационном пространстве. Самостоятельная работа строится как последовательность уровневых проектных заданий [5] :

^ задания первого уровня - информационные проектные задания нацелены на сбор информации, ее анализ и обобщение, а также на ознакомление участников проекта с этой информацией. Результатом выполнения заданий является: освоение студентами совокупности приемов и операций работы отдельных курсов в системе Moodle, подчиненных решению конкретной задачи, поставленной преподавателем, а также освоение содержания отдельных курсов; формирование общеучебных умений: воспринимать, структурировать, преобразовывать, запоминать научную информацию и уметь оформлять и представлять результат свой работы. Кроме общеучебных, идет формирование умений и знаний, состав которых определяется профессией: выполнение заданий по образцу, выполнение чертежей, рисунков, расчетно-графических работ, организация экспериментальной работы и т. д..

^ задания второго уровня — исследовательские проектные задания, отличаются повышенным уровнем сложности и носят междисциплинарный характер. Задание охватывает различные дисциплины, формирует единые конструктивно-технические, расчетно-измерительные, вычислительные, экспериментальные умения и знания межпредметного характера.

^ задания третьего уровня — междисциплинарные проекты, представляющие собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагающие углубленное изучение студентами отдельных проблем профессиональной деятельности. Междисциплинарный проект позволяет подчеркнуть взаимозависимость предметов, помогает понять, что многие

проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин, а также осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные при изучении одной дисциплины, могут облегчить изучение другой. Результатом выполнения задания является создание новых изделий, объектов, моделей или совершенствование уже существующих, при этом идет закрепление знаний и умений, направленных на развитие профессиональных компетенций студентов.

Организация данного метода выглядит следующим образом. Темы и разъяснения проектов выкладываются в курсе дисциплины системы Moodle. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться педагогом с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими студентами, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Студенты делятся на малые группы и определяются с темой своего проекта. На всём протяжении сбора информации идут постоянные консультации с руководителями проекта, а так же консультации с преподавателями смежных дисциплин в системе Moodle на соответствующих курсах, через блок "Обмен сообщениями". После консультаций вносятся корректировки в выполнение проекта. Предварительные результаты присылаются на проверку руководителям через элемент курса «Задание», который позволяет загрузить студентам любой файл, а преподавателю проверить его и написать отзыв. Студенты для обсуждения работы могут общаться между собой через элемент курса «Чат» или «Форум». Этапы выполнения проекта расписаны в блоке «Календарь», который напоминает студентам о сроках сдачи материалов на проверку. После проверки студенты выкладывают свои результаты в элементе курса «Wiki», там преподаватель видит вклад каждого студента, кроме этого, студенты могут сами оценить работу своего коллеги по выполнению проекта. В завершение студенты должны презентовать свои результаты. В зависимости от вида и темы проекта результатом может быть: презентация, статья, коллаж, видеофильм и т. д. Всё это так же выкладывается в курсе Moodle для общего обсуждения. Обсуждение может проходить как аудиторно на занятиях, так и дистанционно при помощи элемента курса «Семинар». Рефлексию можно провести, используя элемент курса «Опрос», «Рабочая тетрадь». В этих элементах удобно провести анкетирование и выяснить отношение студентов к выполненной работе. Результаты обследования можно использовать для улучшения организации информационно-проектного метода обучения.

Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные

этапы выполнения проектных заданий различных уровней (Таблица). Таблица - Последовательность выполнения проекта

Этапы Цели и задачи Деятельность Элементы Результат

студентов и ресурсы деятельности

курса

Moodle

1.Проблемно-целевой Мотивация Принятие темы Веб- овладение навыками

участников проекта; осознание страница самоорганизации;

проектной мотива курса, умение ставить перед

деятельности, деятельности, форум, чат, собой цели,

целеполагание, значимости задание планировать

определение предстоящей деятельность;

темы, выбор проектной работы; развивать навыки

рабочей группы, формулировка работы в группе,

написание проблемы, цели и

аннотации задач предстоящей

деятельности,

путей решения

проблемы

2.Проектировочный Планирование Построение плана Веб- овладение навыками

методов сбора и деятельности; страница самоорганизации,

обработки распределение курса, приобретают

данных, форм ролей и форум, чат, коммуникативные

выражения формирование задание, умения, работая в

итогов малых групп; блок - различных группах

проектной обсуждение календарь

деятельности, возможных

сроков способов

реализации получения и

каждого этапа обработки

проекта информации; поиск

творческих

решений

выдвинутой

проблемы; выбор

форм продуктов

проектной

деятельности и их

оформление

З.Деятельностный Выполнение сбор материалов, Лекция, формирование

проекта поиск литературы, веб-сайт, поисковых и

структурирование текстовые исследовательских

информации, файлы, навыков студентов;

проведение синтеза глоссарий, овладение навыками

и анализа идей гиперссыл работы с

ки, другие первоисточниками;

курсы в постановка

системе эксперимента,

moodle; проведение опытов,

задание,

wiki

4.Контрольно- Получение Реализация задание, Навыки анализа и

коррекционный продукта — проекта; получение wiki сравнения

результата продукта; информации, умение

проектной Сравнение формулирования

деятельности. планируемых и выводов, развитие

Анализ и реальных навыков грамотного

коррекция результатов; оформления

результатов рецензирование документов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности содержания и формы представления работы и их корректировка

5. Презентационный Защита проекта, Выбор формы Wiki, Умения и навыки

подготовка презентации, семинар работы с

доклада подготовка презентации; защита проекта индивидуально или коллективно информационно-коммуникативными технологиями; освоение техники ведения дискуссии; формирование навыков публичной презентации работы

6.Оценочно- Рефлексия и Самоанализ и Опрос, Навыки самооценки и

рефлексивный внешняя оценка самооценка рабочая самоанализа, умение

проекта деятельности; тетрадь, отстаивать свою

включение в семинар позицию

дискуссию по

обсуждению

проекта,

отстаивание своей

позиции;

формулирование

выводов

Использование информационно-проектного метода позволяет создать среду, благоприятствующую эффективному использованию интеллектуальных ресурсов каждого студента. Внедрение этого метода в педагогический процесс повысит эффективность организации самостоятельной работы студентов на основе использования системы Moodle.

Литература

1. Гриценко В.И., Кудрявцева С.П., Колос В.В., Веренич Е.В.. Дистанционное обучение: теория и практика. - К.: Наук.думка. - 2004. - 375 с.

2. Информационные и коммуникативные технологии в образовании /Роберт И.В., Пашокова С.В., Кузнецов А.А., и др. учебно-методическое пособие для педагогических вузов. М., 2006.- 259с.

3. Новые педагогические технологии: система дистанционного обучения Moodle А.В.Андреев, С.В Андреева, Т.А.Бокарёва, И.Б.Доценко /Центр Довузовской Подготовки/Таганрогский государственный радиотехнический университет [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. cdp. tti.sfedu. ru/index.php?option =com_content&task=view&id=291 &Ite

mid=36 .(дата обращения 28.03.14)

4. Покало O .Г. Руководство преподавателю Moodle /Под ред. Г.П. Ланец, Е.В. Забалканцевой. - СПб., 2009. - 39 с.

5. Толстенева А.А., Винник В.К. Теоретико-методологические основы организации самостоятельной работы студентов с использованием электронной учебной среды Moodle. Школа будущего. -2012. № 3.- С. 102-108.

Reference

1. Gritsenko V.I., Kudryavtseva S. P., Kolos V.V., Verenich E.V., 2004 Distance learning: theory and practice. - K.: Scientific Thought. - 375р.

2. Information and communication technologies in education, 2006 /Robert I.V., Pasekova S.V., Kuznetsov A.A., and other,- educational-methodical manual for pedagogical universities. M., - 259р.

3. New teaching technologies: distance learning system Moodle, Andreev A.V., Andreev S.V., Bokareva T.A., Docenko T, B., /Taganrog state radio engineering University [Electronic resource]: - Mode of access: http://www. cdp. tti.sfedu. ru/index.php?option =com_content&task=view&id=291 &Ite mid=36(data treatment 28.03.14)

4.Pokalo O. G. Guide teacher Moodle / Ed. GP Lanets EVZabalkantsevoy. - St. Petersburg., 2009. - 39р.

5. Tolsteneva A.A., Vinnik VK The theoretical-methodological bases of organization of independent work of students using e-learning environment Moodle. School of the future. -2012. № 3. - Р. 102-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.