60
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
УДК 338.124.4
ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ТОРГОВЛЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
А.Н. Рыбаков, И.П. Данилов, Д.С. Чершов
Рассмотрены механизмы защиты интересов отечественных производителей специальной техники, внутреннего рынка Таможенного союза от возрастающего импорта специальной техники из Европейского союза. Проанализированы проблемы исполнения технических регламентов и деятельность органов по сертификации, а также даны предложения по изменению действующего законодательства и установлению технических барьеров с целью усложнения процедур импорта и оценки соответствия техническим требованиям.
Ключевые слова: законодательство; импорт; контрафакт; сертификация; технический регламент; эксперты.
A.N. Rybakov, I.P. Danilov, D.S. Chershov. TECHNICAL BARRIERS IN TRADE AS EFFECTIVE PROTECTION MECHANISMS OF RUSSIA'S DOMESTIC MARKET BY ENTERPRISES IN REAL SECTOR OF ECONOMY
The article reviews mechanisms of protecting the interests of domestic producers of special equipment, the domestic market of the Customs Union from increasing imports of special equipment from the European Union. It also analyses problems of executing technical guidelines and activities of certification bodies, and gives suggestions about changes in the current legislation and establishment of technical barriers for the purpose of complicating import procedures and assessing the compliance to technical guidelines.
Keywords: legislation; import; counterfeit; certification; technical guidelines; experts.
Нарастающие кризисные явления в экономике страны, сужение внутреннего рынка и увеличение импорта требуют поиска эффективных механизмов обеспечения экономических интересов предприятий. Российская Федерация взяла обязательства перед ВТО о недопустимости использования количественных ограничений импорта и применения дискриминации в торговле. Вместе с тем соглашение о технических барьерах в торговле предоставляет странам-участникам ВТО принятие таких мер, которые бы обеспечивали национальную безопасность и экономические интересы и не искажали бы торговлю. Этим способом охотно пользуются многие западные государства, в особенности США и страны Европейского союза. Следовательно, Российская Федерация может применять зеркальные меры, в разработке которых следовало бы приложить усилия руководителям российских предприятий реального сектора экономики.
В качестве примера предлагаем обратить внимание на следующее. В настоящее время в любой стране мира решение вопросов обеспечения безопасной эксплуатации специальных транспортных средств с оборудованием, рабо-
тающих под избыточным давлением (сосуды), имеет большую социальную и экономическую значимость, а также непосредственно влияет на экологию и промышленное производство. В связи с этим особую угрозу представляет сложившийся к настоящему времени порядок ввоза вышеназванных транспортных средств (бензовозов, газовозов, битумовозов и др.) на территорию нашей страны, в нарушение требований действующего законодательства в области промышленной безопасности и технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013).
В ходе проведенного анализа было установлено, что для выпуска в обращение вышеназванных транспортных средств на территории России заявителям необходимо предоставить лишь свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, форма которого утверждена Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877). Данное свидетельство также является основанием для выдачи паспорта транспортного средства.
При этом, вопреки правилам ТР ТС 032/2013, таможенными органами сегодня не запрашивается сертификат, подтверждающий соответствие оборудования (цистерны, сосуда) иностранного производства обязательным требованиям. Данное обстоятельство не только ограничивает конкуренцию между отечественными производителями и импортерами названных транспортных средств, затрагивает их права и нарушает экономические интересы, но и может повлечь серьезные экологические последствия, поскольку, к примеру, ввозимая бывшая в употреблении спецтехника, работающая под давлением (криогенные емкости, полуприцепы-цистерны), используется для перевозки опасных грузов и имеет значительную выработку ресурса (более 20 лет) с накопленными механическими и усталостными повреждениями металла.
Следовательно, необходимо проанализировать и обобщить практику применения законодательства, регламентирующего порядок ввоза на территорию России специальных транспортных средств, работающих под избыточным давлением (сосуды), и, учитывая недостаточность правового регулирования в данной области, необходимо принять возможные меры, а также обратиться в ответственные федеральные органы исполнительной власти о подготовке соответствующих законодательных инициатив в целях обеспечения транспортной безопасности страны и недопущения причинения вреда здоровью граждан, что поможет защитить внутренний рынок России от морально устаревшей специальной техники импортного производства.
В качестве дополнительного инструмента предлагаем также отечественным компаниям-производителям колесных транспортных средств рассмотреть следующее предложение, способное существенно ограничить импорт в Россию вышеназванной автотехники. По нашему мнению, необходимо внести изменения в п.п. 2.1.6 раздела 2.1 «Требования к тормозным системам» Приложения 4 «Требования к выпускаемым в обращение единичным транспортным средствам» технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», дополнив его словами: «2.1.6... Транспортные средства категории О3 и О4, имеющие не более трех осей и оснащенные пневматической подвеской, должны быть оборудованы функцией обеспечения устойчивости транспортного средства, которая должна включать функцию противоопрокидывания и соответствовать техническим требованиям п. 11 Приложения
№ 2 настоящего регламента (Приложения №2 21 Правил ООН № 13-11). Соответствие указанным требованиям должно быть подтверждено протоколом испытаний».
Данное требование будет означать, что, к примеру, каждый ввозимый прицеп (полуприцеп, цистерна) должен будет проходить натурные испытания на дороге со специальным покрытием в аккредитованной на такой вид лаборатории. Предлагаемая мера позволит также обеспечить безаварийную эксплуатацию транспортных средств на территории России, перевозящих опасные грузы.
Отечественные компании обоснованно отмечают серьезные недостатки в работе сертифицирующих органов, допускающих в Россию зачастую контрафактный товар (продукцию). Вопрос об ужесточении борьбы с недобросовестными, неквалифицированными или откровенно мошенническими органами по сертификации и испытательными лабораториями, которые занимаются подтверждением соответствия и сертификацией поступающей на рынок продукции, поднимается постоянно, на уровнях как правительства, так и бизнес-объединений и потребителей.
Попадающая на рынок продукция, не соответствующая требованиям техрегламентов и стандартов, но снабженная при этом «липовыми» сертификатами, несет потребителям не просто риск получения некачественного товара, а угрозу их безопасности. Это касается всех сфер - от пищевых продуктов до строительства и производства запчастей к самолетам.
Росаккредитация, которая выдает этим структурам аттестат аккредитации, постоянно ужесточает требования и каждый год лишает аккредитации не один десяток таких компаний. Несмотря на все эти усилия и установленную в КоАП ответственность, структур, готовых выдать фальшивые сертификаты, на рынке все еще достаточно. Глава Росаккредитации Савва Шипов в одном из выступлений заявил о существовании «масштабного рынка «серых сертификатов» и «левых протоколов».
В феврале на заседании правительства министр экономического развития Алексей Улю-каев доложил, что выявлено примерно 600 организаций, «которые, как нам кажется, во многом штампуют соответствующие документы». Эти подозрения основаны на подсчетах, которые показали, что 4 % всех органов по сертификации выдают 80 % сертификатов. Получается, объяснил министр, что на один орган приходится примерно 2,5 тыс. сертификатов в год. Такой большой объем вызывает подозрение, что «эти организации вообще не проводят
62
вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
никаких лабораторных испытаний». Другая группа риска насчитывает 1,2 тыс. организаций - там, по словам министра, «работа ведется по большому количеству технических регламентов одновременно или прежние проверки выявили нарушения и злоупотребления».
По данным Росаккредитации, в 2014 г. не была должным образом проверена безопасность 2 млн доз вакцин для профилактики вирусного гепатита и 30 тыс. упаковок детских вакцин против гемофильной инфекции. Или, например, были допущены на рынок несколько тысяч грузовиков, не соответствующих требованиям по выбросам вредных веществ. Постоянно выявляются проблемы с пиротехникой. Как правило, ключевым звеном в технологии выдачи сертификатов являются эксперты-аудиторы и сотрудники лабораторий, проводящие исследования и испытания продукции. Поэтому правительство решило в дополнение к ужесточению контроля органов по сертификации начать ужесточать контроль и за работающими в них экспертами-аудиторами [4].
По нашему мнению, предпринятые Правительством России новые шаги в борьбе с попаданием на рынок фальсифицированной, некачественной и опасной для потребителя продукции в виде подготовленного и принятого Госдумой России в первом чтении законопроекта о внесении изменений в Закон «О техническом регулировании» недостаточны для коренного изменения ситуации в данной сфере. Данный законопроект, с одной стороны, устанавливает ответственность за работу экспертов-аудиторов по сертификации, а с другой - вводит для них лишь небольшую административную ответственность в виде штрафа за нарушение правил и методов исследований и измерений при оценке соответствия продукции в несколько тысяч рублей. Очевидно, что такой штраф не сможет остановить «лавину» документов и псевдозаключений о сертификации, а также обеспечить добросовестность работы привлекаемых экспертов.
В ходе обсуждения данного законопроекта замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов пояснил: «Деятельность экспертов-аудиторов до 2002 года была регламентирована нормативными актами. Когда в 2002 году началась реформа техрегулирования и был принят закон о техрегулировании, то про экспертов-аудиторов забыли. В итоге сейчас они
не несут никакой ответственности за выдачу сертификатов не соответствующей продукции, и к ним нет никаких требований, кроме наличия профильного образования. В то же время их работа может наносить государству и компаниям огромные убытки, ставить под угрозу не только финансы, но и здоровье граждан. От экспертизы и заключения эксперта-аудитора могут зависеть целые отрасли» [5].
Учитывая серьезность вопроса, предлагаем рассмотреть вопрос размещения Росаккредита-цией, находящейся в ведении Минэкономразвития, протоколов испытаний в сканированном виде в разделе «Реестр» на сайте данного ведомства. Одновременно считаем необходимым приложение во всех случаях к сертификатам на продукцию протоколов испытаний, что поможет оперативно выявлять недостоверные протоколы. По нашему мнению, протокол должен содержать подробные данные о месте, оборудовании, лицах, проводивших испытания, и полученные результаты в ходе проведения испытаний. Введение данного предложения поможет также контрольным органам отслеживать качество и соответствие выполняемых работ экспертных организаций обязательным требованиям.
Таким образом, требуется незамедлительное решение вышеназванных проблем на государственном уровне, в том числе - через систему нетарифного регулирования, предусмотренную правилами ВТО, что позволит минимизировать угрозу жизни и здоровью граждан, создать новые рабочие места, исключить потерю технических компетенций кадров в машиностроении и промышленности, привлечь внутренние и внешние инвестиции, а также существенно нарастить налогооблагаемую базу.
Список литературы
1. Белозерова C. Промышленность России в условиях перехода к неоиндустриализации // Мир перемен. 2014. № 4.
2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред. В.П. Колесова. М.: ТЕИС, 2002.
3. Asakura Н. World history of the customs and tariffs. Brussels, 2003.
4. URL: http://www.rgtr.ru/press/techreg/ 20150330/status_ehksperta-auditora.
5. URL: http://www.infox.ru.
РЫБАКОВ Александр Николаевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ДАНИЛОВ Иван Петрович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ЧЕРШОВ Дмитрий Сергеевич - соискатель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
RYBAKOV, Alexander Nikolaevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
DANILOV, Ivan Petrovich - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
CHERSHOV, Dmitry Sergeevich - Applicant. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 338.45:624
ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Д.И. Сапожник, Л.Б. Демидчук, Р.И. Амирова
Посвящено исследованию уровня качества и эксплуатационных свойств разработанного защитного покрытия для строительных конструкционных материалов на основе полиметилфенил-силоксана. Исследованы факторы, которые влияют на их эксплуатационные свойства.
Ключевые слова: защитная композиция; высокотемпературное защитное покрытие; исходная композиция; прогнозируемый уровень качества.
D.I. Sapozhnik, L.B. Demidchuk, R.I. Amirova. ASSESSMENT OF OPERATING ABILITIES OF PROTECTIVE COATING FOR STRUCTURAL MATERIALS USED IN CONSTRUCTION
The article is devoted to the assessment of quality level and operating abilities of protective coating for structural materials on the basis of polymethylphenylsyloxan used in construction. Factors which infuence their operating abilities are studied.
Keywords: protective coating; high temperature sheeting; initial composition; forecast level of quality.
Современное развитие науки и техники ставит ряд требований к строительным конструкционным материалам, которые должны на протяжении длительного времени надежно выполнять свои функции в условиях агрессивного воздействия внешних атмосферных факторов, при действии высоких температур и отрытого огня, т.е. соответствовать предъявляемым требованиям безопасности. Часто дорогостоящие и дефицитные строительные конструкционные материалы использовать экономически нецелесообразно, а обычные характеризуются невысокими эксплуатационными свойствами. В связи с этим защита строительных конструкций покрытиями с высокими показателями атмосферной, высокотемпературной и огневой устойчивости для обеспечения их долговечности и безопасности является однозначно необходимой [8].
Железобетонные конструкции широко используются в современном жилищном и промышленном строительстве, силикатной, металлургической промышленности и т.п. Их
высокая несущая способность при сравнительно небольшой массе, надежность работы при различных видах напряженного состояния, особенно в агрессивных эксплуатационных средах, практичность и универсальность - основные качества, которые выгодно их отличают от других конструкционных материалов.
Направления развития товароведческого материаловедения на современном этапе определены значительными достижениями в области создания принципиально новых типов покрытий для строительных конструкционных материалов, эксплуатируемых в условиях комплексного воздействия агрессивных атмосферных факторов, высоких температур, огня. Среди них значительное место занимают новые перспективные композиционные покрытия на основе силицийорганических и минеральных наполнителей, в частности, силицийэлементо-органических соединений (в том числе полиси-локсанов) [7].
Роль многокомпонентных защитных по-