80
Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 2(24)
определении направлений развития каждого работника и повышении его квалификации.
Список литературы
1. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 г. № 148-н.
2. ГОСТ Р 51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу. М.: Стандартинформ.
3. Единый тарифно-квалификационный спра-
ЧЕРДАКОВА Алла Валерьевна - старший преподаватель кафедры экономики, управления персоналом и маркетинга. Московский государственный гуманитарно-экономический университет. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
CHERDAKOVA, Alla Valeryevna - Senior Teacher of the Department of Economy, Personnel Management and Marketing. Moscow State Humanitarian-Economic University. Russia. Moscow. E-mail: [email protected].
вочник работ и профессий рабочих: утв. постановлением Министерства труда Российской Федерации от 05.03.2004 г. N° 30 (с изм. и доп.). Вып. 51. Раздел «Торговля и общественное питание».
3. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). М.: Стандартинформ, 2015. 503 с.
5. URL: http://www.rosmintrud.ru (дата обращения: 25.03.2016).
6. URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 01.04.2016).
УДК 338.124.4
МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СДЕРЖИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Д.^ Чершов, В.А. Аврелькин, А.Н. Рыбаков
Рассмотрены некоторые проблемы, сдерживающие развитие предприятий реального сектора экономики. Проанализированы проблемы участия хозяйствующих субъектов в закупках, а также проблемы при проведении сертификации товаров.
Ключевые слова: промышленная политика; закупки; импорт; сертификация.
D.S. Chershov, V.A. Avrelkin, A.N. Rybakov. MECHANISMS OF THE SOLUTION OF THE PROBLEMS CONSTRAINING DEVELOPMENT OF ECONOMIC ENTITIES OF THE CHUVASH REPUBLIC
In this article some problems constraining development of the enterprises of real sector of economy are considered. Problems of participation of economic entities in purchases, and also problems when carrying out certification of goods are analysed.
Keywords: industrial policy; purchases; import; certification.
В конце декабря 2014 г. был принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», призванный ускорить промышленное производство, обеспечить ускорение темпов разработки и внедрения инновационных технологий в стране. Принятие данного закона стало основой для разработки новых нормативных правовых актов, а также комплекса мер и программных мероприятий, нацеленных на повышение эффективности государственной поддержки отраслей российской промышленности.
Реализация вышеназванного закона на региональном уровне должна стать мощным
толчком для экономического роста, послужить динамичному развитию многих отраслей экономики и опираться на различные подзаконные акты, предусматривающие формы прямой государственной поддержки хозяйствующим субъектам.
Еще одним эффективным инструментом реализации промышленной политики на региональном уровне является возможность участия предприятий в тендерах и закупках, в особенности проводимых субъектами естественных монополий. Именно возможность получения прибыли в результате исполнения государственных и муниципальных контрактов делает
Экономические науки
81
возможным дальнейшее развитие предприятия, а также модернизации его производства.
Из проведенного Минэкономразвития России мониторинга применения закона о закупках отдельными видами юридических лиц [4] в 2015 г. следует, что объем закупок госкомпаний и госкорпораций в РФ в 2015 г вырос по сравнению с предыдущим годом на 23 % и достиг 23,1 трлн руб., что превышает 30 % ВВП. В данном докладе отмечается, что на топ-5 крупнейших заказчиков страны приходится 70 % всех закупок. При этом общий объем закупок только одного заказчика - «Роснефти» составляет более 4,5 трлн руб. и сопоставим с общим объемом закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие объемы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на отраслевых рынках.
К сожалению, необходимо констатировать, что 95 % закупок осуществлено на неконкурентной основе. Из них 40 % закупок произведено у единственного поставщика. Данная информация свидетельствует о большой неэффективности системы организации торгов и огромных суммах экономического ущерба, который понесли некоторые хозяйствующие субъекты, в особенности субъекты малого и среднего предпринимательства, лишившиеся возможности принять участие в торгах.
По нашему мнению, главное несовершенство вышеназванного закона заключается в том, что под его регулирование не подпаюдают закупки многих дочерних компаний госкорпораций. Таким образом, данные структуры проводят различные виды конкурентных отборов и запросов цен по своему усмотрению, зачастую без обоснования цены. В качестве примера можно привести случай, когда ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» не смогло принять участие в отборе по выбору поставщика на поставку полуприцепов-цистерн для нужд ОАО «Газпромнефть-Транспорт» (г. Омск).
В ходе анализа данной ситуации мы пришли к выводу, что головным компаниям в силу пробела в законодательстве выгоднее выводить практически весь объем закупок на дочерние и зависимые компании. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере 30 тыс. руб. для должностных лиц таких компаний, которые осуществляют закупки без применения Федерального закона № 223-ФЗ [1].
Еще одной не менее важной проблемой, тесно связанной с несовершенством законодательства о закупках, является четко не урегули-
рованная в законодательстве ситуация по фиксированным срокам оплаты за поставляемую продукцию. В качестве примера можно привести следующую ситуацию, с которой сталкиваются члены электротехнического кластера Чувашской Республики. В случае победы в тендере, проведенном в соответствии с законом № 223, чувашский производитель продукции получает аванс в размере 30 % и выполняет изготовление продукции в четко оговоренные в контракте сроки. При этом НДС на всю сумму поставки предприятие оплачивает в момент отгрузки, а реальная оплата за поставленную продукцию поступает с задержкой от 30 до 120 дней с момента подписания акта-приема передачи или отгрузки. При этом такая продолжительная отсрочка платежа характерна для государственных заказчиков - сетевых компаний (ПАО «ФСК», ПАО «Россети», ПАО «Интер РАО ЕЭС» и др.). Все это время предприятие вынуждено ожидать оплаты, если позволяет его финансовое состояние, либо оформлять кредиты по ставке от 14 до 22 %, которые явно превышают норму рентабельности почти на многих предприятиях электротехнического профиля Чувашии.
По нашему мнению, наведение порядка только в этом вопросе поможет существенно нарастить производство в стране и обеспечить увеличение налоговых отчислений в бюджеты различного уровня.
Некоторые чувашские компании, такие как ОАО «Четра Промышленные Машины», ООО «Агромашхолдинг», ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», неоднократно обращали внимание Кабинета Министров Чувашской Республики и различных федеральных органов исполнительной власти на имеющиеся «дисбалансы» в законодательстве России и его «перекоса» в сторону западного производителя (импортера), осуществляющего практически безбарьерный ввоз бывшей в употреблении специальной техники в Россию.
Данная ситуация возникает из-за того, что серьезные трудности для российского экспортера представляет процедура прохождения сертификации продукции в Европейском союзе. Именно эта проблема сдерживает экспорт продукции на данные рынки ввиду дороговизны процедур и длительных сроков проведения сертификации. При этом российский законодатель, устанавливая аналогичные процедуры в России, предусмотрел возможность упрощенного порядка прохождения сертификации для импортеров при значительно более низкой цене. Таким образом, фактически возникает ситуация, при которой импортировать
82
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 2(24)
в Россию, к примеру, специальную технику становится выгоднее, чем осуществлять ее производство.
Необходимо также отметить, что, к сожалению, в настоящее время установилась практика массового неисполнения принятых технических регламентов и практически полное отсутствие надзора со стороны государственных органов за структурами, которые должны осуществлять такой контроль. Подтверждением тому является и интервью руководителя Росак-кредитации Саввы Шипова «Российской газете» 28.12.2015 г. [3], в котором он сообщает об известных ему сертификационных органах, выдающих липовые сертификаты. Однако он делает вывод о невозможности проведения их проверок с его стороны, ввиду того что они не состоят в специальном реестре его ведомства. Рассуждая о необходимости подключения многочисленного штата полиции страны (около 1 млн) за контролем оставшихся в реестре 1200 сертификационных органов, он напрочь забывает о полномочиях органов прокуратуры (штат сотрудников 60 тыс.) возбуждать дело о любом административном правонарушении (в случае выдачи липового сертифи-
ката - это уголовно наказуемое деяние). Таким образом, для решения проблемы выдачи недостоверных сертификатов соответствия на продукцию органам Росаккредитации необходимо привлекать для проведения комплексных проверок сотрудников органов прокуратуры и МВД России.
Предложенные в настоящей статье механизмы помогут нарастить производство не только на чувашских, но и на многих отечественных предприятиях различных отраслей экономики, обеспечить защиту внутреннего российского рынка от импорта различных контрафактных товаров, в достаточном количестве производимых в нашей стране.
Список литературы
1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федер. закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 (ред. от 13.07.2015 г.).
2. О промышленной политике в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ.
3. Идем в ГОСТы. URL: http://www.rg.ru/2015/ 12/29/gost.html.
4. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depfks/2015191206.
ЧЕРШОВ Дмитрий Сергеевич - соискатель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
АВРЕЛЬКИН Владимир Александрович - доктор технических наук, профессор. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
РЫБАКОВ Александр Николаевич — кандидат экономических наук. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
CHERSHOV, Dmitry Sergeyevich - Applicant. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
AVRELKIN, Vladimir Alexandrovich - Doctor of Engineering, Professor. Chuvash State University of the name of I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
RYBAKOV, Alexander Nikolaevich - Candidate of Economics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 339.7
РОСТ КИТАЙСКИХ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
А.А. Шелухин
В статье исследуется становление и развитие транснациональных корпораций КНР, раскрываются стимулы и ограничители функционирования ТНК, как государственных, так и частных. Перечисляются наиболее вероятные риски для китайских инвестиций за рубежом. Дается прогноз на ближайшие годы относительно активности китайских зарубежных инвестиций.
Ключевые слова: прямые зарубежные инвестиции; прямые иностранные инвестиции; транснациональные корпорации КНР; Новый Шёлковый путь; экономическая экспансия.