Научная статья на тему 'ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРИБЫЛЬНЫЕ И УБЫТОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / ЛИЗИНГ / СУБСИДИИ / AGRICULTURE / MOSCOW REGION / PROFITABLE AND UNPROFITABLE ENTERPRISES / FIXED ASSETS / TECHNICAL RE-EQUIPMENT / LEASING / SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Кирица Алексей Александрович

Проведен анализ наличия основных средств и финансового состояния сельскохозяйственных организаций Московской области. В работе использованы ретроспективный, аналитический, сравнительный, статистический, графический методы исследований. Определены основные факторы, препятствующие достижению финансовой устойчивости подмосковных аграриев, а также роль технического перевооружения в выходе предприятий на порог безубыточности. Сформулированы ключевые направления совершенствования государственной поддержки лизинга как фундаментального условия стабилизации финансового положения сельского хозяйства региона: 1) эффективная система мониторинга и экономическое обоснование целесообразности, необходимости и возможности использования сельскохозяйственными предприятиями лизинговой схемы финансирования; 2) оптимизация механизмов государственной поддержки лизинга в сельском хозяйстве, переход на агропромышленный гибридный лизинг со смешанным финансированием; 3) совершенствование механизма развития лизинга в АПК на законодательном уровне; 4) развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники. Предложено провести исследование международной практики лизинговой деятельности, основных аспектов оптимизации договорных условий лизинга в АПК, вопросов инновационного развития сельского хозяйства в Московской области и обоснования возможности и предложений по снижению стоимости агропромышленного лизинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE AND PROFITABILITY ASSESSMENT OF FARM ENTERPRISES OF THE MOSCOW REGION

The paper describes the results of assessing the technological infrastructure and profitability of farm enterprises in the Moscow region. The research involved the use of retrospective, analytical, comparative, statistical, and graphic research methods. The author has determined the main factors hindering the achievement of financial stability of the Moscow regional farm enterprises, as well as the role of technical re-equipment in reaching the break-even threshold by enterprises. Key measures for improving state support for leasing as a fundamental condition for stabilizing the financial situation of the regional agriculture have been offered. 1) an effective monitoring system and economic rationale for the feasibility, necessity and possibility of using a leasing financing scheme by farm enterprises; 2) optimization of state support mechanisms for agricultural leasing; transition to agro-industrial hybrid leasing with mixed financing; 3) improving the mechanism for the agricultural leasing development at the legislative level; 4) development of the secondary market for agricultural machinery. The author proposes that a study should be conducted to analyze the international practice of leasing activities, the main aspects of optimizing the contractual terms of agricultural leasing, the issues of innovative development of agriculture in the Moscow region and discussing the feasibility of different proposals for reducing the cost of agricultural leasing.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ЭКОНОМИ КА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ! В АПК

ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В АПК / ECONOMY AND ORGANIZATION OF AGRICULTURAL ENGINEERING SYSTEMS ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 336.64

DOI: 10.26897/2687-1149-2020-5-43-48

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРИЦА АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

E-mail: kiritsa95@yandex.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, 127550, Российская Федерация, г Москва, Тимирязевская ул., 49

Проведен анализ наличия основных средств и финансового состояния сельскохозяйственных организаций Московской области. В работе использованы ретроспективный, аналитический, сравнительный, статистический, графический методы исследований. Определены основные факторы, препятствующие достижению финансовой устойчивости подмосковных аграриев, а также роль технического перевооружения в выходе предприятий на порог безубыточности. Сформулированы ключевые направления совершенствования государственной поддержки лизинга как фундаментального условия стабилизации финансового положения сельского хозяйства региона: 1) эффективная система мониторинга и экономическое обоснование целесообразности, необходимости и возможности использования сельскохозяйственными предприятиями лизинговой схемы финансирования; 2) оптимизация механизмов государственной поддержки лизинга в сельском хозяйстве, переход на агропромышленный гибридный лизинг со смешанным финансированием; 3) совершенствование механизма развития лизинга в АПК на законодательном уровне; 4) развитие вторичного рынка сельскохозяйственной техники. Предложено провести исследование международной практики лизинговой деятельности, основных аспектов оптимизации договорных условий лизинга в АПК, вопросов инновационного развития сельского хозяйства в Московской области и обоснования возможности и предложений по снижению стоимости агропромышленного лизинга.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Московская область, прибыльные и убыточные предприятия, основные средства, техническое перевооружение, лизинг, субсидии.

Формат цитирования: Кирица А.А. Техническая оснащенность и оценка уровня доходности сельскохозяйственных организаций Московской области // Агроинженерия. 2020. № 5(99). С. 43-48. DOI: 10.26897/2687-1149-2020-5-43-48.

TECHNOLOGICAL INFRASTRUCTURE AND PROFITABILITY ASSESSMENT OF FARM ENTERPRISES OF THE MOSCOW REGION

ALEKSEIA. KIRITSA

E-mail: kiritsa95@yandex.ru

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy; 127550, Timiryazevskaya Str., 49, Moscow, Russian Federation

The paper describes the results of assessing the technological infrastructure and profitability of farm enterprises in the Moscow region. The research involved the use of retrospective, analytical, comparative, statistical, and graphic research methods. The author has determined the main factors hindering the achievement of financial stability of the Moscow regional farm enterprises, as well as the role of technical re-equipment in reaching the break-even threshold by enterprises. Key measures for improving state support for leasing as a fundamental condition for stabilizing the financial situation of the regional agriculture have been offered. 1) an effective monitoring system and economic rationale for the feasibility, necessity and possibility of using a leasing financing scheme by farm enterprises; 2) optimization of state support mechanisms for agricultural leasing; transition to agro-industrial hybrid leasing with mixed financing; 3) improving the mechanism for the agricultural leasing development at the legislative level; 4) development of the secondary market for agricultural machinery. The author proposes that a study should be conducted to analyze the international practice of leasing activities, the main aspects of optimizing the contractual terms of agricultural leasing, the issues of innovative development of agriculture in the Moscow region and discussing the feasibility of different proposals for reducing the cost of agricultural leasing.

Key words: agriculture, Moscow region, profitable and unprofitable enterprises, fixed assets, technical re-equipment, leasing, subsidies.

For citation: Kiritsa A.A. Technological infrastructure and profitability assessment of farm enterprises of the Moscow region. Agricultural Engineering, 2020; 5 (99): 43-48. (In Rus.). DOI: 10.26897/2687-1149-2020-5-43-48.

Введение. Центральным направлением интенсификации сельского хозяйства, наряду с применением гибридных сортов растений, средств защиты сельскохозяйственных культур, внесением оптимальных доз минеральных удобрений, является использование интенсивных, ресурсосберегающих технологий, инновационного оборудования. Так, возделывание озимой пшеницы с применением интенсивных технологий способствует увеличению показателей урожайности на 35...40%, снижению себестоимости на 4.6%, повышению прибыли на 50.60%. Техническая и технологическая модернизация парка сельхозтехники (ликвидация изношенной техники, замена на ресурсосберегающие, экономичные, инновационные технологии) обеспечит стабилизацию урожаев, высокое качество продукции, сохранение плодородия почв, оптимизацию сроков проведения агротехнических мероприятий, что в свою очередь позволит избежать потерь 15.20% урожая и удвоит уровень рентабельности [1]. Существуют два пути повышения урожайности сельскохозяйственных культур и валовых сборов: экстенсивный и интенсивный. По оценке правительства Московской области, в регионе сегодня не используется около 250 тыс. га пахотных земель сельскохозяйственного назначения. В условиях многоукладной экономики экономическая эффективность сельского хозяйства в значительной степени продиктована уровнем интенсивности производства, а не уровнем экстенсивности. Техническое перевооружение и современная материально-техническая база служат фундаментальным условием наращивания конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий и достижения продовольственной безопасности государства [2].

Материал и методы. Теоретико-методической базой исследования послужили публикации отечественных ученых, посвященные лизингу сельскохозяйственной техники и инновационному развитию агропромышленного комплекса России, а также статистические данные Росстата и Мосстата. В работе использованы аналитический, сравнительный, системный, ретроспективный, статистический, графический, детерминированный методы исследований.

Результаты и обсуждение. Совершенствование производственно-технической базы требует дополнительных капитальных вложений в основные фонды. Согласно официальным статистическим данным, опубликованным Росстатом в 2018 г., полная учетная стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственных организаций Московской области по всем формам собственности составила 520,4 млрд руб., в 2019 г. - 557,3 млрд руб. [3]. Для сравнения: в Краснодарском крае в 2019 г. этот показатель составил 319,2 млрд руб., Белгородской области - 235,5 млрд руб., Воронежской области - 238,9 млрд руб., Ставропольском крае - 219,7 млрд руб. Деятельность сельскохозяйственных организаций характеризуется также неудовлетворительными показателями обновления основных фондов: в 2017 г. коэффициент обновления составил 19,9%, в 2018 г. - 17,3%. В 2018 г. в Московской области на 1 тыс.

га пашни приходилось 4,7 трактора и 3,3 зерноуборочных комбайна. Для сравнения: в России на 1 тыс. пашни приходится 2 трактора и 1,6 комбайна; в Германии - соответственно 65 и 11,5; в США - 25,9 и 17,9; в Канаде - 16 и 7; в Белоруссии - 9,3 и 5. Отставание Московской области и России в обеспеченности сельского хозяйства энергетическими мощностями в целом является очевидным.

Для оценки реальной способности сельскохозяйственных предприятий Московской области к обновлению и эффективному выполнению производственных технологических операций целесообразно исследовать уровень износа основных средств и средний возраст парка машин. По состоянию на 2018 г. степень износа основных фондов в сельском хозяйстве Московской области составила 38,9%, коэффициент обновления - 17,3%, а коэффициент выбытия - 20,8%, что свидетельствует о старении сельскохозяйственной техники и оказывает дестабилизирующее влияние на устойчивость производства сельскохозяйственной продукции. Приведем пример: за исследуемый период валовый сбор зерна в Московской области в хозяйствах всех категорий составил 369,3 тыс. т, что многократно уступает аналогичным показателям лидирующих регионов: Воронежской области - в 11,1 раза, Краснодарскому краю - в 34,4 раза, Ставропольскому краю - в 22,6 раза, Республике Татарстан - в 9,3 раза. В 2019 г. средний возраст сельскохозяйственных тракторов в Московской области составлял 15,5 года, зерноуборочных комбайнов - 16,9 года, кормоуборочных комбайнов - 12 лет. Данные показатели существенно превышают пределы нормативных сроков эксплуатации, которые для сельскохозяйственных тракторов составляют 5-6 лет, зерноуборочных комбайнов - 4-5 лет, кормоуборочных комбайнов - 4,5-6 лет.

Обращаясь к исторической ретроспективе развития отраслевых показателей, отметим, что средний возраст техники на предприятиях АПК в Московской области в 80-е - начале 90-х гг. стабильно находился в пределах вышеуказанных нормативных сроков эксплуатации [4]. Однако с 1997 г. наблюдается значительное старение машинно-тракторного парка (рис. 1), то есть техника была приобретена еще в 80-90-е гг.

Основополагающими факторами, препятствующими техническому перевооружению сельского хозяйства Московской области, являются дефицит финансовых ресурсов, неустойчивое финансовое положение сельскохозяйственных организаций, низкий уровень финансового потенциала [5]. В 2018 г. число прибыльных организаций, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве региона, составило 121 ед., а убыточных - 100 ед. На рисунке 2 представлен сравнительный анализ численности прибыльных и убыточных хозяйствующих субъектов аграрной сферы России по наиболее крупным сельскохозяйственным регионам. В Московской области в 2018 г. число убыточных сельскохозяйственных организации составляло 100, что больше, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации в абсолютном значении.

1991 г. 1994 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2019 г.

■ Тракторы ■ Комбайнызерноуборочные ■ Комбайныкормоуборочные

Рис. 1. Средний срок полезного использования сельскохозяйственной техники на предприятиях АПК в Московской области, лет (составлено автором на основе данных Мосстата)

Fig. 1. Average age of agricultural machinery possessed by farm enterprises in the Moscow region, years

(compiled by the author based on Mosstat data)

300 250 200 150 100

101

50 32 „

t?

251

137

63 1

36

X« <

' у *

170

126

20 15

156

126

24 27

148

35

ll II

/VVVV / /

/ ✓ * у у </ /

119 121

1 .00

1

ll

Г

/

■ Прибыльные предприятия ^Убыточные предприятия

Рис. 2. Число прибыльных и убыточных сельскохозяйственных организаций России по регионам, 2018 г., ед.

(составлено автором на основе данных Росстата)

Fig. 2. Number of profitable and unprofitable farm enterprises In Russia by regions, 2018, units (compiled by the author based on Mosstat data)

Численность убыточных предприятий региона существенно превалирует над аналогичными показателями других регионов с высокой долей сельскохозяйственных предприятий: Краснодарский край - в 1,6 раза; Новосибирская область - в 2,2; Ростовская область - в 2,7; Республика Татарстан - в 2,8; Белгородская область - в 3,1; Республика Башкортостан - в 3,7; Ставропольский край -в 4,2; Республика Дагестан - в 5,0; Чеченская Республика - в 6,6 раза; Алтайский край - в 100 раз.

По состоянию на 2018 г. удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций Московской области был практически эквивалентным удельному весу прибыльных предприятий (рис. 3).

Начиная с 2000 г. удельный вес убыточных организаций сельскохозяйственного назначения повысился с 34,3 до 49,3%, то есть фактически половина предприятий

в исследуемом регионе является нерентабельной и неплатежеспособной. Согласно положениям Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия доля убыточных сельскохозяйственных предприятий в регионе не должна превышать 30% [6], соответственно в Московской области отклонение от нормы в настоящий период составляет 19,3%.

Негативная тенденция, связанная с систематическим ростом доли убыточных предприятий, обусловлена неудовлетворительными показателями рентабельности и сальдированного финансового результата. Ретроспективный анализ основных результатов финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий Московской области, специализирующихся на растениеводстве, представлен на рисунке 4.

70 60 50 40 30 20 10 0

2000 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Прибыльные организации^^—Убыточные организации

Рис. 3. Удельный вес прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий в Московской области в период 2000-2019 гг., % (составлено автором на основе данных Мосстата)

Fig. 3. Share of profitable and unprofitable farm enterprises in the Moscow region in the 2000-2019 period, %

(compiled by the author based on Mosstat data)

56,2 -55,1 63,9

-45,2 50,7

43,8 36.1 49,3

Рис. 4. Основные финансовые показатели организаций Московской области, осуществляющих деятельность в растениеводстве, млн руб., % (составлено автором на основе данных Мосстата)

Fig. 4. Main financial indicators of crop farms operating in the Moscow region, mln. rubles, % (compiled by the author based on Mosstat data)

Анализ основных результатов финансовой деятельности аграриев Подмосковья за период 2015-2018 гг. свидетельствует о снижении сальдированных финансовых результатов на 1010 млн руб., а показателя рентабельности - на 5,5%. Для сравнения: рентабельность сельскохозяйственных предприятий, функционирующих на территории Центрального федерального округа, в 2018 г. составила 23,7%, по Южному федеральному округу - 29,1%, по Северо-Кавказскому федеральному округу - 23,2%, по Российской Федерации - 20,6%. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в Московской области является чрезвычайно низким (не превышающим инфляцию), что препятствует конкурентоспособности предприятий, привлечению внешнего финансирования, внедрению инновационных процессов и техническому перевооружению.

Согласно официальным статистическим данным [7] в период 2017-2020 гг. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в сельскохозяйственных

организациях Московской области характеризовался отрицательными показателями. Так, в 2017 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 109,43; в 2018 г. - 10,11; в 2019 г. - 9,83, что свидетельствует о невозможности приобретения современной техники и обновления машинно-тракторного парка на собственные средства. В свою очередь, дефицит собственных оборотных средств актуализирует альтернативные варианты привлечения финансовых ресурсов, наиболее востребованными из которых являются кредитование и лизинг. Как показывает международная и отечественная практика лизинговой деятельности, показатели экономической эффективности лизинга на 7.15% превалируют над аналогичными показателями использования кредитных продуктов. Основные преимущества финансовой аренды (лизинга) перед кредитованием - это: 1) возможность распределения лизинговых платежей на весь период эксплуатации техники (до 10-12 лет); 2) возможность автономно определять

сезонный график платежей для осуществления оплаты постфактум, обеспечивая тем самым достаточные производственные мощности перед посевными и уборочными работами; 3) возможность обновления основных средств в условиях отсутствия значительных первоначальных финансовых ресурсов; 4) возможность не заниматься оформлением государственных субсидий и дотаций, поскольку эффективный процент среднегодового удорожания техники изначально включает в себя компенсацию из федерального бюджета.

В 2018 г. в общем количественном объеме приобретаемой аграриями Подмосковья техники доля льготного лизинга составила 69,8%, что свидетельствует о востребованности данного финансового инструмента (130 ед. техники на сумму более 400 млн руб. приобретено по федеральному лизингу). Однако объем приобретаемой в лизинг техники не удовлетворяет потребности в ежегодном

Выводы

В целях достижения сельскохозяйственными предприятиями Московской области уровня (порога) безубыточности, стабилизации их финансовой устойчивости и обеспечения получения прибыли, достаточной для самоокупаемости и самофинансирования собственной деятельности, необходимо:

1) разработать эффективную систему мониторинга и экономического обоснования целесообразности, необходимости и возможности использования сельскохозяйственными предприятиями лизинговой схемы финансирования, что позволит минимизировать необдуманное и необоснованное привлечение внешних финансовых средств;

2) Обеспечить гибкость лизинговых платежей с учетом доходности сельскохозяйственного производства

полноценном обновлении машинно-тракторного парка. Для достижения оптимального количества техники сельскохозяйственным предприятиям Московской области необходимо приобрести порядка 4 тыс. тракторов и 1 тыс. комбайнов. Государственная поддержка служит фундаментальным условием стимулирования спроса на лизинг в агропромышленном комплексе. При этом меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей формируются дифференцированно для каждого региона. В Московской области воспроизводство материально-технической базы сельского хозяйства обеспечивается преимущественно предоставлением льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов и компенсацией затрат на первоначальные взносы по договорам агропромышленного лизинга. Так, в 2019 г. размер субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей составил 152,8 млн руб. (табл.) [8].

Таблица

Table

и отраслевой специфики формирования денежных потоков (для убыточных предприятий осуществлять расчет лизинговых платежей строго по методике составляющих, для прибыльных предприятий - по любому методу);

3) развивать вторичный рынок сельскохозяйственной техники, направленны главным образом на интенсификацию обновления основных фондов малорентабельных и убыточных сельскохозяйственных предприятий (с минимальными финансовыми вложениями).

В дальнейших работах целесообразно продолжить более детальное исследование международной практики лизинговой деятельности, основных аспектов оптимизации договорных условий лизинга в АПК, изучение вопросов инновационного развития сельского хозяйства в Московской области с обоснованием возможностей и предложений по снижению стоимости агропромышленного лизинга.

Субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в Московской области в размере 20% стоимости приобретения сельскохозяйственной техники [8]

Subsidies for the purchase of agricultural machinery and equipment in the Moscow region in the amount of 20% of the purchase cost [8]

Компенсация части затрат на приобретение Compensation for a part of purchase costs Ставка субсидий, руб/1 ед. не более

Трактор сельскохозяйственного общего назначения и трактор универсально-пропашной мощностью свыше 71 л.с. Farm general-purpose tractor and universal-row tractor with power of over 71 hp. 1 700000

Комбайн кормоуборочный (в том числе зарубежного производства) Forage harvester (including that of foreign production) 2000000

Автомобиль-цистерна для транспортировки молока и специализированный автомобиль-фургон для перевозки молочной продукции Milk tank truck and specialized dairy van 400 000

Самоходный погрузчик для животноводческих ферм Self-propelled loader for livestock farms 500 000

Сельскохозяйственная кормозаготовительная техника, оборудование для хранения и внутрипочвенного внесения жидких и комплексных удобрений, выдуватели соломы Agricultural forage equipment, equipment for storage and subsoil application of liquid and compound fertilizers, straw blowers 500 000

Прицепы, полуприцепы Trailers, semi-trailers 500 000

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кошкарев М.В., Меньков Ф.В. Модернизация как стратегическое конкурентное преимущество развития региона в условиях кризиса // Инновации и инвестиции. 2020. № 5. С. 284-287.

2. Трофимова Н.Н. Ключевые проблемы современного корпоративного управления предприятиями реального сектора экономики // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. № 3. С. 70-74.

3. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 10.06.2020).

4. Чутчева Ю.В. Проблемы восполнения техники в АПК // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2001. № 3. С. 4-7.

5. Кирица А.А. Экономический потенциал лизинга в условиях модернизации АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 7. С. 27-34.

6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717, в ред. от 16 июля 2020 г.

7. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: https://www.fedstat.ru/indica-tor/58046 (дата обращения: 15.08.2020).

8. Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Московской области. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. URL: https://msh.mosreg.ru (дата обращения: 18.08.2020).

References

1. Koshkarev M.V., Menkov F.V. Modernizatsiya kak stra-tegicheskoe konkurentnoe preimushchestvo razvitiya regiona v usloviyakh krizisa [Modernization as a strategic competitive advantage of the region's development in crisis conditions]. Innovatsii i investitsii, 2020; 5: 284-287. (In Rus.)

2. Trofimova N.N. Klyuchevye problemy sovremennogo korporativnogo upravleniya predpriyatiyami real'nogo sek-tora ekonomiki [Key problems of modern corporate management of enterprises in the real sector of the economy]. Strate-gii biznesa, 2020; 8(3): 70-74. (In Rus.)

3. Federal State Statistics Service. Official site. Access mode: https://www.gks.ru (Access date: 10.06.2020). (In Rus.)

4. Chutcheva Yu.V Problemy vospolneniya tekhniki v APK [Problems of replacing farm equipment]. Mekhani-zatsiya i elektrifikatsiya sel'skogo khozyaystva, 2001; 3: 4-7. (In Rus.)

5. Kiritsa A.A. Ekonomicheskiy potentsial lizinga v us-loviyakh modernizatsii APK [Economic prospects of leasing in the conditions of farm modernization]. Ekonomika sel 'skogo khozyaystva Rossii, 2020; 7: 27-34. (In Rus.)

6. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 N717 (as revised on July 16, 2020) "O Gos-udarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya [On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of the Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food]". (In Rus.)

7. Unified interdepartmental information and statistical system. Access mode: https://www.fedstat.ru/indicator/58046 (Access date: 15.08.2020). (In Rus.)

8. Mery gosudarstvennoy podderzhki sel'skokhozyay-stvennykh tovaroproizvoditeley Moskovskoy oblasti. Mini-sterstvo sel'skogo khozyaystva i prodovol'stviya Moskovs-koy oblasti [Measures of state support for agricultural producers of the Moscow region. Ministry of Agriculture and Food of the Moscow Region]. URL: https://msh.mosreg.ru (Access date: 18.08.2020). (In Rus.)

Критерии авторства

Кирица А.А. выполнил теоретические исследования, на основании которых провел обобщение и написал рукопись. Кирица А.А. имеет на статью авторские права и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила 09.09.2020 Опубликована 30.10.2020

Contribution

A.A. Kiritsa carried out theoretical studies, generalized the obtained results and wrote the manuscript. A.A. Kiritsa has author's rights and bears responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declare no conflict of interests regarding the publication of this paper.

The paper was received on September 9, 2020 Published 30.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.