Научная статья на тему 'Тегеран - 2007'

Тегеран - 2007 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лесков Сергей

«Известия», М., 12 января, 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тегеран - 2007»

Сергей Лесков, журналист ТЕГЕРАН - 2007

В международных сводках уже несколько лет Иран стоит на одном из первых мест. Создается здесь атомная бомба или нет -эксперты путаются в догадках. И весь мир находится в ожидании военного столкновения Ирана с Западом. На улицах столицы Исламской Республики не встретишь иностранцев. Тегеран живет особой жизнью, где смешались религии и народы, богатство и бедность, желание покоя и ожидание перемен.

До исламской революции 1979 г. Тегеран имел репутацию восточного Парижа. Здесь кипела ночная жизнь, играли огни казино и варьете, в ресторанах лились вина, в ювелирных лавках мужчины покупали украшения персиянкам, чью красоту воспевали поэты многих стран. Туристы приезжали в Иран по той же причине, по которой сейчас они спешат в Таиланд. Мини-юбка была обычным нарядом для персидской девушки. Сегодня ни варьете, ни казино, ни каких-либо увеселений в Тегеране нет. Танцы запрещены. Алкогольные напитки исключены категорически. Если иностранца поймают на улице в подпитии, его ждет публичное палочное наказание. Но в условиях тотального запрета всегда отыскиваются лазейки. Русские любят посещать армянский ресторан. В магазинах в квартале европейских посольств можно купить самый важный продукт за 20-25 долл.

Бензин в Иране стоит 2 руб. за литр. Зарплата в 200 долл. считается очень достойной. Инженер получает несравнимо больше. Отношение к специалисту со стороны персонала подобострастное. Самая обеспеченная прослойка - врачи и юристы. Тегеран - город, где все женщины ходят в хиджабах, а мужчины не носят галстуков. Требования к хиджабу, которые надо соблюдать и русским женщинам, таковы: волосы не выбиваются, лодыжка не выглядывает, запястье скрывается. Никаких отношений у иранской женщины с иноверцами быть не может, это карается шариатом, по Корану даже брак с «неверным» исключен. Один немецкий жених несколько лет в тюрьме сидел, хотя канцлер Гельмут Коль за него слезно просил. Но даже в хиджабе персиянки умудряются выглядеть неотразимо. В Тегеране есть салоны модных хиджабов, хотя европейцу представить, как это возможно, трудно. Недавно президент Махмуд Ахмадинежад выступил против введения еще и паранджи, на чем настаивали некоторые аятоллы. Полиция нравов (всего в Иране

89

около десятка спецслужб) время от времени устраивает облавы. В участке с модницами проводят воспитательные беседы.

Но жизнь все равно берет свое. В Северном Тегеране, где живут состоятельные люди, в закрытых домах организуются танцы. Один иранец сказал мне: «Раньше мы молились дома, а веселились в городе. Теперь молимся на людях, а веселимся дома». Студентка университета призналась, что все ее ровесники желали бы изменений: «У молодежи своя жизнь, и политика к нам отношения не имеет. И то, что президент повысил жилищные ссуды для молодых семей, ничего не меняет». Кстати, среди студентов женщины преобладают - 63%. Но среди работающих их всего 11%. Тем не менее представительниц прекрасного пола можно встретить среди полицейских, журналистов, даже торговцев, что традиционно считается исконно мужским делом.

Недавно в иранской столице прошла скандальная конференция, где был подвергнут ревизии исторический взгляд на Холокост. В эти дни улицы Тегерана были увешаны портретами Эйнштейна с призывом к евреям «научиться считать у своего лучшего ученого». Махмуд Ахмадинежад постоянно призывает стереть с лица земли Государство Израиль. Однако в Тегеране живет немало евреев. Они пришли в Персию 2500 лет назад, задолго до рождения ислама. Недавно евреев в Иране было 100 тыс., сейчас из-за массовой эмиграции осталось 20 тыс. Посещать Израиль им запрещено, хотя каждый верующий трижды в день молится в сторону Иерусалима. Впрочем, как всегда, находится лазейка - нелегальный путь через Турцию. В парламенте Ирана за евреями (точнее, иудеями) закреплено одно место. Имеются гарантированные места и у других религиозных меньшинств: два - у армян, одно - у католиков-ассирийцев, одно - у огнепоклонников. Служить в армии или в государственных учреждениях евреи не могут. Единственные евреи из-за рубежа, которых правительство встречает с удовольствием, -хасиды. Они отрицают Государство Израиль и приезжают на все конференции, где критикуется сионизм.

Русское присутствие в Иране всегда было очень заметным. Русские инженеры строили в Персии дороги, прокладывали линии электропередачи. Военный инженер и архитектор Николай Марков построил в Тегеране десятки зданий - несколько поныне действующих министерств (в том числе обороны и финансов), Главпочтамт, массу посольств, церквей и семь мечетей. В начале XX в. военным комендантом Тегерана был казачий генерал. Шах Реза

90

Пехлеви воспитывался в казачьем полку и в совершенстве знал русский язык. После Гражданской войны в Иран хлынули русские эмигранты, до исламской революции здесь было около 40 православных храмов. Остался один - храм Николая Угодника, где настоятелем служит Александр Закрешев. Ему достались голые стены, прежний настоятель забрал в Калифорнию все иконы. По просьбе немногочисленной русской общины в середине 90-х годов храм перешел под эгиду Московской патриархии. Отец Александр - настоящий подвижник, он восстанавливает историю русского присутствия в Персии, на грошовые средства реставрирует заброшенные часовни и церкви. В последнее время добавилась еще забота - защита русского кладбища, на которое ради застройки посягают городские власти. К тому же отцу Александру приходится разрываться на части - на его плечах еще один приход в соседних Арабских Эмиратах.

В этом ресторане когда-то было лучшее в Тегеране варьете. Теперь - ничем не примечательная точка питания. На стенах висят портреты хозяина 30-летней давности. Красавец - Омар Шариф рядом не стоял. Узнав, что я из России, хозяин, этнический азербайджанец, разговорился.

- Если Америка нападет на Иран, кто победит?

- Все американцы будут уничтожены. Помните, они хотели свое посольство освободить? Ничего не вышло. У нас лучшие солдаты. Только Израиль с нами может сравниться.

- Почему же вы Ирак много лет не могли победить?

- Ираку Америка помогала. И СССР оружие давал.

- СССР вам тоже оружие давал. Кстати, атомная бомба у вас имеется?

- Кто сомневается?! Мы бомбу еще при шахе начали делать!

- Может, шах ее с собой увез?

- Он только любимые ковры взял. Бомбу народу оставил. Теперь она еще больше стала.

- Вы любите шаха?

- Шах уже умер. Но если к нам приедет принц, который во Франции живет, никто с ним воевать не станет. Это единственный способ сделать революцию, - хозяин на мгновение замолчал и тихо предложил: «Вы - русский человек, водки хотите? Сын знает место, где достать можно».

Я отказался, и собеседник облегченно вздохнул. На прощание он спросил, когда же Россия достроит АЭС в Бушере? И еще

91

ему кажется, что при шахе атомных станций в Иране было бы уже много... Если уж речь об иранской атомной бомбе, то российские атомщики, которые часто бывают в Иране, уверены, что до нее еще минимум пять лет. Центрифуги, которые были приобретены на «черном» рынке через Пакистан, воспроизвести своими силами не удается. По нашим оценкам, 90% центрифуг у Ирана сразу же ломается.

«Известия», М., 12 января, 2007 г.

Ю.Кудряшова,

историк

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНАЯ САМОБЫТНОСТЬ ТУРЦИИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ЕЕ ВСТУПЛЕНИЮ В ЕС

В Европе с давних времен существует некоторая общая идентичность. Именно здесь сформировались идеи прав человека и гражданина, личной свободы, плюрализма и демократии; здесь произошел проанализированный Вебером всеобъемлющий процесс рационализации, породивший церковное право и восприятие римского права, схоластику и гуманизм, современную науку и современный капитализм, просвещение и секуляризацию, эмансипацию индивидуума от церковной и государственной опеки, эмансипацию рабов, «третьего» и «четвертого» сословий, эмансипацию женщин. Разделение духовной и светской власти в позднем Средневековье было самой ранней исторической формой разделения властей и политического плюрализма. Что касается общей культуры, то она начала формироваться на греко-римских элементах. К ней также относятся традиции университета и общеобразовательной школы, распространившиеся по всей Европе со времен позднего Средневековья. Кроме того, к общеевропейской культуре принадлежат эпохальные стили в истории искусства, архитектуры и музыки. В целом построение «единой Европы» восходит к средневековой идее «христианского мира» и Данте. Однако помимо религии, философии, науки, литературы, музыки, архитектуры и живописи, европейская идентичность охватывает политическую культуру, основанную на идеалах достоинства и свободы личности, так же как и равных правах. Это культура государства всеобщего благосостояния, стремящегося к социальной справедливости. Общая идентич-

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.