Научная статья на тему 'Technologies of competence formation in a technical university'

Technologies of competence formation in a technical university Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / THE WORK PROGRAM OF THE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воинова О. И.

В статье рассматривается опыт Норильского индустриального института (НИИ) в выборе и описании образовательных технологий в техническом вузе на основе компетентностного подхода. Исходя из того, что выбор образовательной технологии определяется формируемыми компетенциями предметного блока, дисциплины, модуля, был проведен анализ образовательных возможностей существующих технологий и выявлены соответствия между этими возможностями и компетенциями, формируемыми при обучении по направлениям НИИ. Даны методические рекомендации по оформлению раздела «Образовательные технологии» в рабочих программах дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воинова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Technologies of competence formation in a technical university»



- сохранение и укрепление уникальных возможностей для эффективной целевой подготовки молодых специалистов на базе Норильского индустриального института;

- эволюционный ход реформирования и преобразований сложившейся системы ВПО на основе соответствующего финансирования и концентрации ресурсов.

Все это позволит Норильскому индустриальному институту успешно решать основополагающие задачи:

- подготовку высококвалифицированных молодых специалистов для предприятий и организаций региона;

- удовлетворение социальной потребности молодежи (в том числе и работающей) в получении качественного профессиональ-

ного образования непосредственно на территории НПР.

Коллектив Норильского индустриального института с оптимизмом смотрит в будущее. В океане реформ высшего профессионального образования институт, осознавая свою ответственность за будущее региона, прокладывает свой собственный путь выживания в современной российской экономике.

В.В. Забусов

кандидат технических наук, профессор, ректор Норильского индустриального института, академик-секретарь ЗРО Международной академии наук педагогического образования Тел.: (3919) 42-16-32

the golden jubilee of the university

V.V. Zabusov

candidate of technical sciences, professor, rector of the Norilsk Industrial Institute, academician-secretary of the International Teacher's Training Academy of Science

технологии формирования компетенций в техническом вузе

О.И. Воинова

кандидат педагогических наук, доцент Норильского индустриального института, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Тел.: 8-925-893-47-96; e-mail: vo-nor@yandex.ru

В статье рассматривается опыт Норильского индустриального института (НИИ) в выборе и описании образовательных технологий в техническом вузе на основе компетент-ностного подхода. Исходя из того, что выбор образовательной технологии определяется формируемыми компетенциями предметного блока, дисциплины, модуля, был проведен анализ образовательных возможностей существующих технологий и выявлены соответствия между этими возможностями и компетенциями, формируемыми при обучении по направлениям НИИ. Даны методические рекомендации по оформлению раздела «Образовательные технологии» в рабочих программах дисциплин.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, образовательная технология, рабочая программа дисциплины.

Введение Федеральных государствен- туры обучения в вузе. Перед высшей шко-

ных стандартов высшего профессионально- лой встали задачи обновления содержания

го образования 3-го поколения повлекло за учебных дисциплин, совершенствования

собой кардинальный пересмотр всей струк- форм и методов обучения, овладения новы-

ми средствами обучения, разработки внутренней документации, сопровождающей образовательный процесс, и др. Одной из важнейших особенностей нового подхода в образовании стало смещение акцента с репродуктивного обучения на активное: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [4], причем в каждом ФГОС это требование регламентировано процентным отношением к общему числу аудиторной нагрузки: «Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10 (20, 30) процентов аудиторных занятий» [4].

Процентное содержание активных образовательных технологий в учебном процессе, указанное в стандартах, должно быть реализовано на практике соответствующим методическим наполнением каждой учебной дисциплины, описанием в рабочих программах и строгим учетом, выраженным в определенном количестве часов. В связи с этим возникает ряд вопросов по организации учебного процесса, требующего качественных и количественных изменений. На основании чего должен осуществляться отбор образовательных технологий? Какие и сколько технологий должны использоваться в рамках одной дисциплины? Каким образом должен проводиться подсчет количества занятий, проводимых в интерактивных формах? Как это должно быть отражено в рабочих программах дисциплин?

Наше исследование было направлено на решение поставленных вопросов, результаты чего приведены в настоящей статье.

Выбор образовательной технологии определяется совокупностью определенных условий, а именно, содержанием изучаемого материала, целями и задачами конкретной дисциплины и ООП в целом; наличием соответствующих средств обучения; временем, отводимым на изучение соответствующей дисциплины; особенностями студенческой аудитории; возможностями педагога и др.

Предполагая техническое оснащение вуза достаточным для использования современных образовательных технологий, а субъектов учебного процесса подготовленными, тем самым, считаем эти субъективные факторы несущественными. Что же касается содержания, целей и задач обучения, то они тесно связаны с компетенциями, формируемыми в процессе изучения той или иной дисциплины: цели и задачи раскрываются в формулировках компетенций, содержание обучения направлено на их формирование. Таким образом, задача выбора образовательных технологий сводится к установлению соответствия между формируемыми данной дисциплиной компетенциями и возможностями (целями, задачами, функциями) используемых образовательных технологий. С этой целью нами был разработан алгоритм выявления требуемого соответствия:

- анализ существующих образовательных технологий, их целей, задач, функций, возможностей; отбор технологий, адекватных высшему техническому образованию; создание банка образовательных технологий;

- анализ компетенций, формируемых в процессе обучения по направлениям подготовки Норильского индустриального института (НИИ);

- выбор наиболее подходящей классификации компетенций с целью их систематизации;

- определение образовательных технологий обучения для каждой компетенции/ группы компетенций; научное обоснование сделанного выбора;

- кодировка отобранных технологий и формируемых компетенций для удобного их описания в рабочей программе учебной дисциплины (РПУД);

- разработка таблиц, описывающих, структурирующих и регламентирующих использование образовательных технологий; создание и утверждение макета РПУД, в котором производится размещение шаблонов разработанных таблиц и кодировка технологий;

- разработка методических рекомендаций профессорско-преподавательскому составу вуза по выбору технологий для формирования соответствующих компетенций, заполнению таблиц и списка рекомендуемой литературы (в виде приложения к положению о РПУД).

Вопросы компетентностного подхода, определения понятий «компетенция», «ком-

петентность», классификации и выявления характеристик компетенций рассмотрены в трудах многих российских ученых (В.И. Бай-денко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.). В процессе анализа описанных в научной литературе различных подходов к классификации компетенций, а также Федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки НИИ нами была взята за основу система компетенций, принятая в утвержденных ФГОС. Такой выбор обусловлен необходимостью непосредственной связи отбираемых технологий, читаемых дисциплин и формируемых компетенций в конкретно взятом вузе с последующим описанием их в РПУД и детальной разработкой методического наполнения выбранных образовательных технологий.

При анализе существующих образовательных технологий мы исходили из того, что «технология обучения выступает как за-дачно детерминированный, логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий диагностируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании» (В.А. Сла-стенин). Нами были рассмотрены развивающие, проблемные, дискуссионные, игровые, проектные, тренинговые, информационные технологии обучения, выявлены их основные характеристики и образовательные возможности для формирования компетенций студентов технического вуза.

Выявление видов компетенций велось на основе ФГОС по направлениям подготовки бакалавров Норильского индустриального института. Это позволило определить три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные.

Общекультурные компетенции (ОК) имеют схожие формулировки в стандартах разных направлений. Сопоставление этих формулировок и возможностей образовательных технологий позволило выявить требуемые соответствия.

«Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения» (здесь и далее формулировки компетенций даны в соответствии с ФГОС-3 направлений под-

готовки НИИ) [3] предполагает развитие мыслительных операций, что достигается с помощью активизации мышления; развитие познавательной самостоятельности и потребности, которая в свою очередь требует соответствующих навыков: целеполагания, выбора адекватных методов и средств для достижения поставленных целей.

Формированию перечисленных навыков и мыслительных операций способствуют возможности проблемного обучения. Проблемная лекция (ПЛ) - это лекционная форма, в которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Проблемный семинар (практическое занятие, лабораторная работа) (ПС) предполагает решение серии проблемных задач, посвященных проверке или оценке определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. ПС может проводиться в форме эвристической беседы (ЭБ), творческого диалога (ТВД) или поисковой лабораторной работы (ПЛР). ЭБ представляет собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы студентов; в ТВД перед студентами ставятся какие-либо вопросы или спорные утверждения, но не дается никаких инструкций о том, что делать дальше, кроме как «обсуждать». ПЛР - работа по инструкции, на основании которой студенты сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, взаимосвязи и зависимости между ними, способах выявления этих свойств.

Использование проблемных технологий обучения позволяет формировать и другие общекультурные компетенции, такие как «способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни» и «способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению».

Формированию «способности к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовности использовать один из иностранных языков» способствуют дискуссионные технологии: диспут (Д) - публичный спор на научную или обще-

ственную тему, в ходе которого обсуждаются две различные или противоположные точки зрения; тематическая дискуссия (ТД) - обсуждение нескольких различных точек зрения, касающихся одной проблемы, студентам при этом предлагается выбрать и обосновать свою позицию; круглый стол (КС) - технология обучения, при которой участники в обсуждении располагаются лицом к лицу и тем самым достигается равноправие всех участников обсуждения. Эти же технологии используются при развитии «способности и готовности к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики».

«Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе» получает свое развитие при использовании игровых технологий, моделирующих групповое, коллективное взаимодействие при решении учебных, научных или производственных проблем. В основе ролевой игры (разыгрывания ролей) (РИ) лежит конфликтная ситуация, решая которую участники выполняют роли, характеризующиеся различными интересами; в процессе их взаимодействия должно быть найдено компромиссное решение. Деловая игра (ДИ) характеризуется следующими этапами: организационным, подготовительным, игровым, аналитическим. В отличие от РИ здесь требуется тщательная предварительная подготовка всех участников игры. Мощнейшей технологией развития навыков группового взаимодействия является организационно-деятельностная игра (ОИ), которая применяется при решении сложных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (студентов различных направлений); продолжительность такой игры может доходить до 2-3 недель, а количество участников большим - до 50-70 чел.

Вместе с тем игровые технологии стимулируют и развитие «способности и готовности понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности».

Такие технологии, как научно-практическая конференция (НПК) и предметная олимпиада (ОП) не являются аудиторными, обычно их проводят во внеучебное время. Однако существенная часть теоретической и практической подготовки к конференциям и олимпиадам проходит именно на занятиях. Знания, демонстрируемые студентами

на НПК и ОП, получаются ими как на занятиях, консультациях, так и самостоятельно с применением различных средств. НПК - собрание студентов, преподавателей, заинтересованных лиц с целью обсуждения исследовательских или проектных работ участников. Участие в конференциях способствует самовыражению и самореализации студентов, формированию их личностных установок, развитию профессионального аналитического мышления, креативности. Для подготовки исследовательской работы требуется синтезированное знание по целой совокупности дисциплин, умение использовать научные методы и средства. Кроме того, при участии в НПК студенты обучаются и правилам публичных выступлений. При подготовке к НПК необходимо ввести студентов в систему методов научного познания.

ОП - соревнование студентов по общеобразовательным предметам. Олимпиады формируют критическое отношение и оценку своих знаний, требуют как владения уже разработанными методами решения проблем, так и способности к нестандартным подходам. Таким образом, названные технологии дают развитие «способности в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовности приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения», а также «способности научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовности использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности». Вместе с тем объективной оценке собственных знаний способствуют тестовые технологии (Т) контроля, в частности, электронное тестирование (ЭТ). Тест - это система вопросов, ответы на которые устанавливают уровни учебных знаний и умений, психического развития, социального опыта и др.

«Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм». При формировании этих компетенций перед педагогами стоят задачи, решение которых предполагает «погружение» студентов в их

будущую профессиональную деятельность. С такими задачами успешно справляется технология анализа конкретных ситуаций (АКС) - анализ производственной, жизненной, учебной, бытовой и т. п. ситуации, при котором педагог дает общую характеристику заданным условиям и действиям ее участников, а студентам предлагается дать оценку и аргументированное заключение о действиях участников. Применение АКС в учебном процессе способствует развитию аналитических способностей, стимулирует к теоретической подготовленности, самостоятельности, инициативности. В процессе использования данной технологии развивается способность к правильному использованию имеющейся информации, к анализу нестандартных, «нерафинированных» жизненных и производственных задач, умение принимать управленческие решения на основании полученных сведений и данных. При этом ситуации могут быть различных видов: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение.

«Погружение» в профессиональную деятельность обеспечивают и имитационные упражнения (ИУ), особенность которых состоит в наличии заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного, наилучшего или оптимального ответа. ИУ предполагает моделирование среды: воспроизведение хозяйственных, правовых, социально-психологических, математических и др. механизмов, определяющих поведение людей, технических объектов, процессов и др., их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации. Имитировать профессиональную деятельность возможно с помощью тренажеров (агрегатов, механизмов, инструментов, аппаратов и др.), индивидуальных заданий в процессе производственной практики, математического, технологического моделирования процесса, явления, объекта или его деятельности и др. Имитационное упражнение может выполняться и без воссоздания соответствующей среды, в этом случае оно будет называться педагогическим (ПИУ).

Следующая общекультурная компетенция - «способность и готовность понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаи-

модействии» - формируется с помощью естественнонаучных, краеведческих или историко-литературных учебных экскурсий (УЭ), командных или личностных конкурсов (К), встреч со специалистами (В).

Основными технологиями при развитии «способности и готовности владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией», а также «способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны», конечно же, являются информационные технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, повышения ее надежности и оперативности. Использование же проблемных, дискуссионных, игровых технологий существенно повысит эффективность обучения.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) различных направлений подготовки нашего вуза, так же как и общекультурные, в основном единообразны. В стандартах некоторых направлений ОПК не выделяются отдельно, а относятся либо к блоку общекультурных, либо к одному из видов профессиональных компетенций. Их анализ показал, что при их формировании используются технологии, рассмотренные выше, поэтому здесь ограничимся лишь их указанием с использованием принятых в данной статье аббревиатур.

«Способность и готовность использовать информационные технологии в своей предметной области» - ИТ; «способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, способность привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат» - НПК, ИУ ПИУ, ОП; «способность и готов-

ность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности» - ПЛ, ПС; «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий» -ОИ, ДИ, РИ, АКС; «способность и готовность анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования» -НПК, ПС; «способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой)» - ПС, НПК.

Профессиональные компетенции (ПК) имеют свою специфику для каждого направления подготовки. Поэтому нами были выделены группы компетенций, относительно которых и проводилось исследование по выбору образовательных технологий.

Производственно-технологические (ПТК), сервисно-эксплуатационные (СЭК) и монтажно-наладочные компетенции (МНК) связаны с умениями и навыками эксплуатации профессионального оборудования, его испытания, проверки, отладки, диагностики и др. Их формирование достигается при помощи технологий, моделирующих профессиональную деятельность, воспроизводящих производственные условия, их особенности, технические характеристики агрегатов и механизмов: ПЛР, ИУ, ПИУ, АКС.

Организационно-управленческие компетенции (ОУК) получают свое развитие при использовании различных игровых и тренинговых (Т) технологий. Тренинг - это система взаимодействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию метапрофессиональных характеристик специалиста. Ценность тренинговых технологий заключается в широких возможностях обучения студентов компонентам их будущей организационной и управленческой деятельности, и, что немаловажно, психологической подготовки к ней.

Научно-исследовательские (экспериментальные) (НИК) и ннформационно-аналитические компетенции (ИАК) приобретаются в процессе подготовки к НПК, а также при дипломном и курсовом исследованиях.

Освоение проектно-конструкторских (проектно-технологических) компетенций (ПКК) происходит путем применения соответственно проектных технологий

(ПТ), подразумевающие способы достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым результатом, оформленным тем или иным способом. При этом процесс проектирования во многом повторяет этапы технического или бизнес-проектирования, но по сути является учебным. Выполнение проекта может происходить и в форме игры, такая технология называется игровое (производственное) проектирование (ИП). Видами ПТ являются курсовое и дипломное проектирование.

Эффективной технологией по развитию конструкторских и изобретательских умений является технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), направленная на развитие такого стиля мышления, которое предполагает умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений и т. д.

Формирование научно-педагогич еских компетенций (НПК) в процессе обучения в техническом вузе имеет свои особенности и существенные отличия в сравнении с образованием педагогическим. Наряду с наличием глубоких знаний по своей специальности, студент должен освоить основные методы и технологии педагогики, иметь представление о методическом обеспечении и способах его разработки и т. п. Сложность передачи педагогического знания заключается в отсутствии достаточного на это времени, что вполне оправдано профилем вуза. Именно поэтому процесс формирования НПК должен быть максимально технологичным. Кроме того, компетенции, отвечающие за педагогические способности, знания и умения? целесообразно закрепить не только за курсом педагогики, но и равномерно по всем специальным дисциплинам. Таким образом, непосредственные педагогические знания и умения будут приобретаться при изучении дисциплин по педагогике, а опосредованные (речевые, организаторские, этические и др.) - при изучении дисциплин профессионального цикла. Спектр используемых технологий здесь чрезвычайно широк: от проблемных, дискуссионных, игровых, позволяющих студентам приобрести опыт общения, публичных выступлений, работы с информацией и др. до проектных и имитационных, способных дать студентам возможность моделирования педагогиче-

~8о|

ской деятельности (составления методической документации, разработки и проведения занятий и др.).

Предпринимательские (ПРК) и инновационные компетенции (ИК) развиваются посредством технологий, позволяющих выйти за рамки стандартизированного восприятия, шаблонных решений и алгоритмического мышления; необходимо найти нетривиальное творческое и одновременно максимально рациональное решение задачи с целью получить наибольшую выгоду (прибыль, награду, победу) или профессиональный рост и статус. Одной из таких технологий является мозговой штурм (атака, брейнсторминг) (МШ) - способ продуцирования новых идей для решения проблем, целью которого является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Тренинговые и игровые технологии также способствуют развитию ПРК и ИК, они позволяют погрузиться в среду профессиональной деятельности, смоделировать ситуации, требующие нестандартного подхода, креативности и новаторства.

Приобретение расчетно-экономических компетенций (РЭК) происходит в процессе отработки вычислительных навыков, изучения приемов и методов расчета различных технико-экономических показателей, освоения технических и программных средств обработки данных. Хорошие результаты дает тренинг устного счета, позволяющий отработать навыки автоматических, «интуитивных» вычислений на основе существующих разнообразных приемов. Для обработки большого количества данных используются офисные и прикладные компьютерные программы, что

в свою очередь является неотъемлемой частью разработки проектов и выполнения исследовательских работ. Таким образом, формированию РЭК способствует совокупность проектных, исследовательских, тренинговых и информационных технологий.

Развитие всех профессиональных компетенций стимулируют учебные производственные экскурсии (УПЭ), встречи со специалистами (В) и мастер-классы (МК) высококвалифицированных профессионалов. В процессе передачи студентам «живого» опыта, рассмотрения вместе с ними реальных производственных условий и возникающих проблем, происходит осознание себя как специалиста данной области, позиционирование себя в профессии, самоопределение, появление потребностей в обретении определенного статуса, профессионального роста и т. д.

Выбор образовательной технологии - достаточно трудоемкий процесс, требующий от преподавателя глубоких знаний и сформированных навыков их использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.

2. Педагогические технологии: Учеб. пособ. для студ. пед. спец. / Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: Март; Ростов-н/Д: Март, 2006.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. www.mon.gov.ru.

technologies of competence formation in a technical university

O.I. Voinova

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Norilsk Industrial Institute, member-correspondent of the International Teacher's Training Academy of Science

The article deals with the experience of the Norilsk Industrial Institute (NII) in selection and description of educational technology at a technical university on the basis of competence approach. Proceeding from the fact that the choice of educational technology is determined by the competence of the subject block, discipline, module, the analysis of the educational capabilities of existing technologies was made and the conformity between capabilities and competencies, formed on scientific research institute programs, were detected. Methodological recommendations on execution of the section «Educational Technology» in the work programmes of disciplines are given in the article.

Key words: competence, competence approach, educational technology, the work program of the discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.