Научная статья на тему 'Театры как один из элементов культурно-просветительской работы в местах заключения Омской и Томской губерний в первой половине 1920-х годов'

Театры как один из элементов культурно-просветительской работы в местах заключения Омской и Томской губерний в первой половине 1920-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the activity of amateur drama groups in the penitentiaries of the Omsk and Tomsk regions in the 1920-s of the XX century.

Текст научной работы на тему «Театры как один из элементов культурно-просветительской работы в местах заключения Омской и Томской губерний в первой половине 1920-х годов»

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 45-47. © Омский государственный университет

УДК 792:374.7

ТЕАТРЫ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОМСКОЙ И ТОМСКОЙ ГУБЕРНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ

А.В. Быков

Омская академия МВД России

Получена 1 февраля 2003 г.

The article deals with the activity of amateur drama groups in the penitentiaries of the Omsk and Tomsk regions in the 1920-s of the XX century.

В начальный период становления советской власти одной из важнейших проблем являлось создание новой системы исполнения уголовных наказаний. Принципиально важным в этой области стал вопрос о её основных целях и задачах, средствах их достижения. Основные положения уголовной и исправительно-трудовой политики были закреплены в Программе РКП (б), принятой VIII Съездом партии в марте 1919 года. В развитие положений Программы был принят ряд декретов и постановлений СНК [1]. При этом перевоспитание, исправление заключенных рассматривались как основная цель советской пенитенциарной системы, что было закреплено правительственными, партийными и ведомственными актами. Основными средствами признавались учеба, воспитание и труд. Положение об общих местах заключения РСФСР, утвержденное постановлением НКЮ от 15 ноября 1920 года, вводило понятие средства воспитательного воздействия на заключенных - «учебно-воспитательное дело», важной составной частью которого являлась культурно-просветительская работа.

Целью данной статьи является рассмотрение одной из составляющих культурно-просветительской работы - деятельности театральных кружков, секций мест заключения Западной Сибири.

Реализация культурно-просветительской работы целиком возлагалась на администрацию мест заключения. Была введена должность заведующего учебно-воспитательной частью. От претендента требовались педагогический стаж не менее трех лет и специальная пенитенциарная подготовка. Кандидаты на должности воспитате-

лей и учителей должны были обязательно иметь «достаточный педагогический стаж», желательно было наличие опыта работы в пенитенциарных учреждениях.

Основными проблемами стали недостаточное финансирование и кадровый вопрос. Недостаточность подготовленных соответствующим образом кадров и финансовых средств чрезвычайно отрицательно сказывалась на уровне культурно-просветительской работы. В докладе заведующему Омским губернским отделом управления от Омского губернского управления местами заключения (Омгубумзак) в 1923 году указывалось: «Среди работников ОДЛС (Омский дом лишения свободы. - A.B.) нет лиц, достаточно знакомых с пенитенциарным делом. Из-за низкой зарплаты лучшие работники уходят в хозяйственные и другие органы. ... Индивидуальной работы с заключенными нет, так как нет соответствующих кадров» [2].

Жалование служащих было невелико, но и оно зачастую выплачивалось нерегулярно и неполностью. В качестве примера можно привести выдержку из отчета Омского губернского исправительно-трудового подотдела за июль 1922 г. по Тюкалинскому дому принудительных работ (ДПР): «...работа в школе приостановлена, т.к. учительница из-за невыплаты зарплаты ушла» [3]. Сказывалась и специфика учреждений. В отчете за март 1923 года по тому же Тюкалинскому дому лишения свободы (ДЛС) (до 1923 г. - ДПР) говорится о причине отсутствия заведующего учебно-воспитательной частью: «По характеру работ требовался мужчина, а женщине тяжело

46

А.В. Быков.

было иметь частое общение с людьми, не стесняющимися в выражениях» [4].

Неудовлетворительная кадровая ситуация привела к тому что культурно-просветительскую и учебную работу вели в основном сами заключенные. В докладе Омгубумзак в Главное управление местами заключения за 1922 год прямо указывалось: «... вся работа во всех ДЛС проводится исключительно заключенными, за исключением Тюкалинского ДЛС, где заведующий учебно-воспитательной работой - школьный работник с средним образованием, 2-х летним стажем культпросвет работы» [5]. В этой связи хотелось бы привести заключительные строки из отчета по работе клуба «Возрождение» от 5 октября 1922 года (отчет составлен заключенным): «Этой работой мы, заключенные, исправляясь сами и исправляя нравственно своих товарищей по заключению, ... оправдываем слова нашего великого вождя товарища Ленина - «Не карать, а исправлять - вот задача нашей власти» [6]. Трудно сказать, насколько искренни эти слова, но они отражают официальное отношение к делу перевоспитания преступников, в том числе и посредством просвещения.

В Омском доме лишения свободы, крупнейшем в Омской губернии, учебно-воспитательная часть существовала с 1921 года. Однако реально культурно-просветительную работу удалось организовать только с марта 1922 года. «Омский дом лишения свободы (ОДЛС) благодаря наличию компетентных лиц из заключенных и администрации приступил к работе... организован клуб «Возрождение» [7]. Этот клуб был открыт 17 апреля 1922 года [8]. При нем действовал ряд кружков: библиотечный, литературный, драматический, музыкально-вокальный, художественный [9]. Уже в первый месяц после организации драматическим кружком при Омском ДЛС было поставлено 6 спектаклей. В репертуар входили спектакли «Красный генерал», «Облава», «На большой дороге», «Поруганный» [10]. Театральный кружок работал и при Тарском ДЛС.

В Томском доме лишения свободы также существовала театральная секция. В 1922 г. заключенными поставлено 7 оперных, 55 драматических спектаклей и 17 концертов. В репертуаре театральной секции были знаменитые оперные шедевры «Фауст», «Борис Годунов», драматические произведения «Без вины виноватые», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Свадьба Кречинского» и другие. В концертных отделениях исполнялась музыка Э. Грига, Ф. Листа, Л. Бетховена, Ф. Шопена, М. Мусоргского и других композиторов. Во всех постановках и концертах участвовали заключенные, за исключением тех случаев, когда на недостающие женские роли

приглашались свободные сотрудницы [11]. Вообще привлечение к спектаклям сотрудников [12] и их детей [13], а также профессиональных актеров не было редкостью.

При Томском ДЛС работала и вокальная секция. Из отчетов работы этой секции видно, что «достаточное количество хороших голосов дало возможность» ставить в городе такие оперы как «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно. Заключенные весьма охотно занимались в вокальной секции, хотя многие из них не были знакомы с нотной грамотой, а зачастую и вообще были малограмотны. В репертуар вокальной секции в 1923 г. входили песни «Море синие», «Проторила я дорожку», «Колыбельная», «Что склонилась ты над рекою», «Эй, ухнем» и другие, партии из опер «Гусалочка», «Аскольдова могила», «Демон» и других. В репертуар обязательно входили и революционные песни «Интернационал» и «Марсельеза». Такое незначительное число революционных песен объяснялось отсутствием нот в ДЛС [14].

Театральная, концертная деятельность была направлена и на решение проблем финансового обеспечения культпросвета ДЛС. Летом 1922 года с разрешения Омгубюста силами заключенных Омского ДЛС проведены ряд платных концертов и спектаклей в увеселительных местах Омска. В саду «Аквариум» - концерт, в саду им. Лобкова - концерт-спектакль, в саду «Олимп» -два концерта-спектакля. Деньги пошли в фонд культпросвета Омского ДЛС. На эти средства были приобретены учебные пособия, бумага, карандаши для школы, устроена декорация для клуба, приобретен некоторый реквизит и увеличена библиотека [15]. 29 июня 1922 года силами заключенных с привлечением профессиональных актеров в саду «Аквариум» дан вечер. Чистой прибыли в пользу культпросвета было собрано 64475 рублей. Кроме того, по подписным листам поступило 8 стоп бумаги, 4 дюжины карандашей, 1 коробка перьев, чернила, 50 коробков спичек, 1 пуд муки, мыло, щетки, тес пиленый, нитки, веревки [16]. При том плачевном материальном положении, в котором находился Омский ДЛС, любая помощь приветствовалась.

К аналогичному способу улучшения финансового положения культпросвета прибегали и в Тарском ДЛС. В январе, феврале и марте 1923 года было проведено по 2 платных спектакля «для вольной публики» . Здесь «гонорары», поступающие на развитие культпросвета, были ниже, чем в Омске: январь - 132 рубля, февраль -228 рубля и март - 422 рубля. Но и эти скромные деньги были далеко не лишними, а зачастую и практически единственными средствами для улучшения материальной базы культпросвета.

Театры как один из элементов культурно-просветительской работы в местах заключения.

47

Примечателен факт, что Губполитпросвет фактически отказался на тот период от оказания помощи, однако на все вышеуказанные спектакли накладывал процентное отчисление в свою пользу. В 1924 г. Омгубинспекция мест заключения просила губернского фининспектора не облагать «непосильными налогами спектакли на воле с целью изыскания средств для ведения культурно-просветительской работы» [18]. В целом ряде архивных документов речь идет о молчаливом бездействии либо прямом отказе местных советских и партийных органов оказывать поддержку местам заключения. Так, в докладе в Главное управление местами заключения по состоянию учебно-воспитательной работы за 1922 г. указывалось: «Нарообраз, Политпросветы и Агитотделы Укомов индифферентно относятся к учебно-воспитательной работе среди заключенных. Просьбы о помощи не удовлетворялись»

[19].

Средства для поддержания театра добывались также с помощью «труд-бюро». В его состав при Томском ДЛС в 1922 г. входили заключенные, занятые в театре. Они принимали со стороны платные заказы по нескольким отраслям: художественно-декоративной (написание декораций, плакатов и т.п.), театрально-парикмахерской (изготовление париков, грима, прокат париков и т.п.), переписка нот, ролей, пьес, прокат пьес и ролей и т.п.) [20].

Ещё одна общая проблема культурно-просветительской работы - отсутствие помещений. Театры в Омском [21], Тюкалинском ДЛС [22] (да и в других местах заключения) помещали в переоборудованных камерах. Поэтому театры мест заключения в прямом смысле можно было назвать камерными.

Функция театров не ограничивалась простым развлечением. В условиях высокого уровня неграмотности и малограмотности театральные постановки являлись эффективным средством повышения культурного уровня заключенных. Кроме того, театр использовался и как средство агитации. В докладе заведующего учебно-воспитательной частью Омского ДЛС от мая 1924 г. одно из направлений деятельности культпросвета и драмкружка определяется как санитарно-про-светительное [23]. В декабре 1923 г. в Томском исправтруддоме поставлена инсценировка «Суд над истязателем» (мужем, бьющим свою жену) в рамках агиткомпании «Новый быт» [24].

Работа театров в условиях мест заключения, как и вся культурно-просветительская деятельность, осложнялась отсутствием не только материальной, но и методической базы, подготовленных кадров. И тем не менее она велась. Велась усилиями инициативных работников, гра-

мотных заключенных, которые не только по мере сил выполняли свои основные задачи, но и добывали средства для учебной и культурно-просветительской работы.

[1] Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ /Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. С.58.

[2] ГАОО Ф.1063. Оп. 1. Д.10. Л.52.

[3] Там же. Д. 12. Л.233.

[4] Там же. Д.5. Л.70.

[5] Там же. Д.5. Л.56.

[6] Там же. Д.10. Л. 145.

[7] Там же. Д.5. Л.56.

[8] Там же. Д. 12. Л.244.

[9] Там же. Д.9. Л.145.

[10] Там же. Д. 12. Л.245.

[11] ГАРФ. Ф.Р4042. Оп.4. Д.44. Л.2.

[12] ГАРФ. Ф.4042. Оп.4. Д.76. Л.З.

[13] ГАОО. Ф.1063. Оп.1. Д. 12. Л.254.

[14] Там же. Л.З

[15] ГАОО. Ф.1063. Оп.1. Д.9. Л.146.

[16] Там же. Д. 12. Л.254.

[17] Там же. Оп.1. Д.5. Л.68.

[18] ГАОО. Ф.920. Оп.1. Д. 17. Л.4.

[19] ГАОО. Ф.1063. Оп. 1. Д. 5. Л.56.

[20] ГАРФ. Ф.Р4042. Оп.4. Д.44. Л.2.

[21] ГАОО. Ф.920. Оп 1. Д. 17. Л.15.

[22] ГАОО. Ф.1063. Оп.1. Д.5. Л.З.

[23] ГАОО. Ф.920. Оп.1. Д.17. Л.15.

[24] ГАРФ. Ф.Р4042. Оп.1. Д.76. Л.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.